Научная статья на тему 'Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России'

Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4949
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / THE SHADOW ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / CRIMINALIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Е. А.

В статье предпринята попытка анализа универсальных причин и исторических особенностей криминализации отечественной экономики. Автор выделяет теневую экономику как основную угрозу экономической безопасности. Предлагается ряд мер направленных на сокращение теневой компоненты отечественной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminalization of the economy as a threat to Russias economic security

The article attempts to analyze the causes of the universal and historical features of the criminalization of domestic economy. The author identifies the shadow economy as a major threat to economic security. A number of measures aimed at reducing the shadow component of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России»

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

СМИРНОВ Е.А.,

аспирант,

Кубанский государственный университет, e-mail: yoursmirnov@mail.ru

В статье предпринята попытка анализа универсальных причин и исторических особенностей криминализации отечественной экономики. Автор выделяет теневую экономику как основную угрозу экономической безопасности. Предлагается ряд мер направленных на сокращение теневой компоненты отечественной экономики.

Ключевые слова: теневая экономика; экономическая безопасность; криминализация экономики.

The article attempts to analyze the causes of the universal and historical features of the criminalization of domestic economy. The author identifies the shadow economy as a major threat to economic security.

A number of measures aimed at reducing the shadow component of the Russian economy.

Keywords: the shadow economy, economic security, criminalization of the economy.

Коды классификатора JEL: O17, P0.

В начале 1990-х гг. вопросы теневой экономики из предмета закрытых дискуссий превратилась в одну из наиболее актуальных проблем развития стран с переходной экономикой. Теневая экономика оказалась исключительно многоплановым, не поддающимся однозначному толкованию, исключающим односторонние оценки явлением.

Международный опыт подсказывает ряд «классических» причин роста теневой экономики, а именно:

1) возникновение структурного и экономического кризиса, осложняющего ситуацию на рынке труда, которая, в свою очередь, порождает всплески малого предпринимательства и самостоятельной занятости и становится питательной средой для буйного роста теневых отношений [1];

2) массовая иммиграция из стран «третьего мира», дополняемая внутренней миграцией из сел в крупные города и вынужденной внутренней миграцией из депрессивных регионов и «горячих точек». Именно поселения мигрантов часто становятся анклавами теневой экономики;

3) характер государственного вмешательства в экономику. Предполагается, что сравнительная доля неофициальной экономики находится в прямой зависимости от трех параметров: степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов коррупции [5];

4) открытие внешних рынков и обострение конкурентной борьбы, прежде всего с производителями стран «третьего мира», побуждающее снижать издержки всеми легальными и нелегальными способами [2];

5) эволюция трудовых отношений в сторону их большей неформальности и гибкости как реакция на их значительную институционализацию и регламентацию в предшествующие десятилетия [6].

Все перечисленные причины пригодны для объяснения российской ситуации. Наблюдаемая в течение 1990-х гг. длительная экономическая депрессия повлияла на усиление теневой составляющей российской экономики.

Переход от системы административного распределения ресурсов к рыночному механизму означал изменение динамики номинальных показателей макроэкономического развития. Фактически произошла ликвидация механизма контроля со стороны власти и общества, сформировавшаяся в предшествующие периоды развития страны. Вследствие чего теневая деятельность претерпела серьезные метаморфозы [4]. Заметно возросли ее масштабы.

Обобщая причинно-следственные факторы разрастания теневой экономики в стране, необходимо констатировать, что в ее основе лежит конфликт внешнего источника контроля и объекта контроля. Он, в свою очередь, порождается несовпадением между частным и общественным интересами при создании конфликтного поля. Субъектом внешнего источника контроля выступает государство, международные организации и союзы, преследующие общественные интересы: экономическую безопасность, поддержку конкурентной среды, социальной справедливости,

© Е.А. Смирнов, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

96

Е.А. СМИРНОВ

прав человека и т.п. Объектом контроля является индивидуум с частным интересом, проявляющимся в стремлении к наживе, личной выгоде, достижению наибольших результатов при наименьших затратах.

По мнению Чапля В.В., криминализация российской экономики способствовала активному проявлению ряда отрицательных черт. Основными из них являются [3]:

1. Горизонтальное и вертикальное неравенство экономических субъектов.

2. Стимулирование роста все новых и новых правонарушений в сфере экономики.

3. Подрыв экономической безопасности страны.

4. Высокие затраты государства, отвлекаемые на борьбу с коррупцией и организованной преступностью.

5. Поощрение должностных лиц к искусственному созданию административных барьеров с целью получение взяток за их снятие.

6. Закрепление общественного мнения о необязательности исполнения действующего законодательства.

7. Уход от налогообложения субъектов экономики, что одновременно ведет к усилению налогового бремени для остальных налогоплательщиков или к высокой инфляции.

Разрастание теневой экономики в России стало возможным в результате масштабного реформирования хозяйственного механизма без достаточного институционального обеспечения экономической безопасности. Одним из решающих здесь оказался фактор асимметричности информации. Практически полная непрозрачность государства для своих граждан сыграла свою роль. Общество оказалось не в состоянии повлиять на процессы разгосударствления так, как этого требовала экономическая целесообразность.

Обобщая приведенный материал, в качестве причин разрастания теневой экономики необходимо выделить следующие:

1) экономические: разрушение системы народного хозяйства в 1990-х гг. (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения); развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги (в том числе в иностранной валюте) и денежные суррогаты); обнищание большинства населения на фоне баснословного обогащения группы лиц; ликвидация системы экономического и финансового администрирования и контроля; установление высоких налоговых ставок (до 50% ВВП);

2) правовые: возникновение правового вакуума вследствие разрушения правоохранительной системы (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было); формирование в экономике значительного криминального сектора; коррупционное использование законодательных органов в интересах теневой экономики; формирование у граждан и государственных чиновников правового нигилизма;

3) общественно-политические: разрушение государственной идеологии; формирование мировоззрения вседозволенности; использование государственным аппаратом двойных моральных стандартов; крупномасштабные процессы конвертации власти в собственность и собственности во власть; потеря доверия к государству.

Однако шансы выправить ситуацию все же есть. Осуществляемая в настоящее время реформа государственного управления может оказаться тем подходящим случаем, которым следует воспользоваться. В этой связи было бы целесообразным внести в государственную программу реформ дополнительные положения. Они касаются следующего.

Во-первых, требует своего развития качественный уровень государственного контроля внутреннего экономического пространства. Он может быть реализован посредством возрастания роли общественности или представителей населения в различных структурах местных и региональных органов власти. Это должно сопровождаться усилением гласности, введением общественной оценки деятельности различных ведомств. Таких, например, как судов, милиции, налоговой службы и пр. Особого контроля требуют органы муниципальной и региональной власти. Проблема открытости данных структур может быть решена достаточно просто — посредством реализации процедуры отзыва чиновника, не зарекомендовавшего себя на определенном посту.

Во-вторых требует реализации комплекс мер в области противодействия теневой экономике. Нужна стратегическая программа борьбы с этим видом деятельности, совершенствование законодательства в этой сфере, его постоянный мониторинг.

В-третьих, борьба с теневой экономикой должна быть подконтрольна Президенту и прозрачна для общества. Этого можно добиться, создав определенный государственный орган, в виде, например, комитета по борьбе с коррупцией, обеспечив его соответствующими полномочиями.

В-четвертых роль общества в соблюдении национальных экономических интересов, должна быть закреплена в государственных нормативных актах. Причем практическая реализация новых норм и правил государственного и муниципального регулирования внутреннего экономического пространства должна опираться на реальное их воплощение в практике.

В-пятых, необходима разработка Комплексной целевой долгосрочной программы управления экономическим развитием внутреннего рынка. Она может быть построена по отраслевому признаку с выделением сначала наиболее перспективных отраслей, затем отраслей второго уровня.

Вместе взятое все это позволит сформировать принципиальные механизмы реализации общественного контроля над властными структурами. Осуществление указанных направлений позволит объединить интересы отдельных

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ... 97

членов общества с эффективностью функционирования экономической системы в целом. Тогда главный стимул развития теневой экономики будет устранен. Появятся предпосылки к ее свертыванию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Радаев В. Экономическая социология: курс лекций. М., Аспект Пресс, 1997, C. 119-123.

2. Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995.

3. Чапля В.В. Источники и методы формирования теневого капитала // Вестник академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 5.

4. Чапля В.В. Теневая экономика как отражение исторически сложившихся отношений контроля // TERRA ECO-NOMICUS. Научный журнал. Т. 6, 2010. № 4.

5. Jolmson, S., Kaufman, D., Zoidn-Lohation, P. Regulatory Discretion and the Unofficial Economy. American Economic Rewiew. Papers and Proceedings. Vol. 88, 1998, No. 2, May, P. 387-392.

6. Pories, A., Siisscn-Knoh, S. Making It Underground: Comparative Material on the Informal Sector in Western Market Economies // American Jounal of Sociology. Vol. 93, 1987. No. 1, July, P. 51-56.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.