КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК: 341.13
DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_4_142
Мишин А.В.
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОСУДЕБНОГО УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Mishin A.V.
FORENSIC TECHNOLOGY FOR THE APPLICATION OF SECURITY MEASURES FOR PARTICIPANTS IN PRE-TRIAL CRIMINAL PROCEEDINGS
Ключевые слова: криминалистическая технология, меры безопасности, государственная защита, досудебное производство, противоправное воздействие, следователь, взаимодействие.
Keywords: forensic technology, security measures, state protection, pre-trial proceedings, unlawful influence, investigator, interaction.
Аннотация: обеспечение безопасности участников досудебного производства (защищаемых лиц) по уголовному делу служит эффективным средством содействия предварительному расследованию. На повышение качества безопасности защищаемых лиц существенное влияние оказывает криминалистическое сопровождение производства по делу.
В статье обосновывается научная целесообразность и практическая значимость формирования криминалистической технологии применения мер безопасности участников досудебного производства. Определяются системообразующие элементы структуры рассматриваемой криминалистической технологии. Констатируется необходимость постоянного и согласованного взаимодействия следственных органов и подразделений государственной защиты при обеспечении безопасности защищаемых лиц. Предлагаются криминалистические рекомендации по процедуре реализации процессуальных и непроцессуальных мер безопасности.
Цель статьи заключается в научном исследовании понятия, содержания и структуры криминалистической технологии применения мер безопасности участников уголовного досудебного производства.
Основным методом решения рассматриваемой проблемы является метод обобщения и сравнительного анализа теоретических взглядов и положений, позволивший сделать вывод о значимости криминалистической технологии применения мер безопасности в производстве по уголовному делу.
Сформулированные положения и выводы могут найти применение в научных исследованиях, посвященных деятельности следователя при применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, а также при разработки частной криминалистической теории обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства.
Abstract: ensuring the safety of participants in pre-trial proceedings (protectedpersons) in a criminal case is an effective means of facilitating the preliminary investigation. Forensic support of the proceedings has a significant impact on improving the quality of security of protected persons.
The article substantiates the scientific feasibility and practical significance of the formation of a forensic technology for the use of security measures for participants in pre-trial proceedings. The system-forming elements of the structure of the forensic technology under consideration are determined. The need for constant and coordinated interaction of investigative bodies and state protection units in ensuring the safety of protected persons is stated. It offers forensic recommendations on the procedure for the implementation of procedural and non-procedural security measures.
The purpose of the article is to research the concept, content and structure of forensic technology for the application of security measures for participants in pre-trial proceedings.
The main method for solving the problem under consideration is the method of analysis of investigative practice, which made it possible to draw a conclusion about the importance of the forensic technology of applying security measures in criminal proceedings.
The formulated provisions and conclusions can find application in scientific research devoted to the activities of an investigator in the application of security measures in relation to protected persons, as well as in the development of a private forensic theory of ensuring the security of participants in criminal proceedings.
Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства является необходимым условием получения доказательственной и иной криминалистически значимой информации.
На наш взгляд, процесс безопасности защищаемых лиц при производстве по уголовному делу должен включать тактическое содержание и, следовательно, сопровождаться использованием научно обоснованных криминалистических рекомендаций.
Представляется, что важной составляющей криминалистического сопровождения безопасного участия защищаемых лиц следует считать криминалистическую технологию применения мер безопасности1.
Понятие «криминалистическая технология» в специальной литературе встречается весьма часто. При этом следует отметить, что употребляется оно, главным образом, применительно к отдельным аспектам (направлениям) криминалистической деятельности при производстве по уголовному делу.
Так, В.А. Образцов в рамках концепции криминалистической технологии предлагает рассматривать модели технологий выявления, раскрытия и расследования пре-ступлений2.
В.Я. Колдин и Е.П. Ищенко раскрывают возможности применения информаци-
Компонентами содержания указанного криминалистического сопровождения, на наш взгляд, также являются тактика процессуальных действий с участием защищаемых лиц и организация взаимодействия уполномоченных субъектов по обеспечению безопасности участников производства по делу.
2 См.: Образцов В.А. Криминалистика: модели средств и технологий раскрытия преступлений: курс лекций / В.А. Образцов. - М.: Изд-во ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. С. 324-325.
онных технологий в процессуальном доказывании по уголовным делам3 и в кримина-
4
листической технике соответственно.
Н.П. Яблоков, А.Ю. Головин выделяют криминалистическую технологию выявления, собирания и анализа доказательств и юридически значимых фактов, а также технологию изучения личностей, попавших в орбиту уголовного судопроизводства и особенно расследования преступлений5.
B.Д. Корма пишет о типовой информационной модели криминалистической технологии как основе и одном из средств «создания индивидуальной практической модели технологии решения сложной задаче (задач) в конкретном случае производства предварительной проверки или предва-
6
рительного расследования» .
C.Ю. Якушин использует понятие технологии применительно к проблемам тактико-криминалистического обеспечения доказывания по уголовным делам, в частности, при принятии следователем оптимальных тактических решений .
3 См.: Колдин В.Я. Вещественные доказательства. Информационные технологии процессуального доказывания / под. ред. В.Я. Колдина. М.: Норма, 2002; Криминалистика: информационные технологии доказывания. Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Колдина. М.: Зерцало-М., 2007.
4 См.: Ищенко Е.П. Криминалистика и новые информационные технологии / Вестник криминалистики. 2009. №3 (31) С. 6-15.
5 См.: Яблоков Н.П., Головин А.Ю. Криминалистика: Природа, система, методологические основы / Н.П. Яблоков, А.Ю. Головин.- 2-е изд. доп. перераб. - М.:Норма, 2011.С. 228, 231, 235.
6 Криминалистика XXI века: стратегия и тактика развития: коллективная монография / отв. ред. Е.П. Ищенко. - Москва: Проспект, 2016. С. 60.
7 См.: Якушин. С.Ю. Тактические задачи и средства их решения при расследовании преступлений / С.Ю. Якушин; под науч. ред. В.Н. Ка-рагодина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. С. 5993.
Отметим, что в последнее время актуализируются научные исследования, посвященные криминалистической технологии обнаружения, фиксации, изъятия электронных (цифровых) следов преступлений, установления личности в цифровом пространстве и т.п.1
На наш взгляд, термин «криминалистическая технология» можно использовать для характеристики криминалистических аспектов применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Криминалистическую технологию применения мер безопасности, по нашему мнения, следует рассматривать как систему теоретических положений по процедуре реализации таких мер уполномоченными лицами с помощью криминалистических средств и методов, направленных на обеспечение безопасного участия субъектов процессуальных отношений по уголовному делу.
Думается, что основополагающими принципами криминалистической технологии применения мер безопасности следует считать законность, целенаправленность, системность, комплексность, планомерность, ситуационность, индивидуальность, вариативность.
Полагаем, что в качестве элементов содержания криминалистической технологии применения мер безопасности целесообразно выделять: 1) ситуацию противоправного воздействия на участников про-
1 См.: Муратова Н.Г., Сергеев М.С. Электронно-криминалистическое сопровождение следственных действий // Муратова Н.Г. Материалы международной науч.-практ. конференции «Криминалистическое сопровождение расследования преступлений: проблемы и пути их решения». М., 2016. С. 384-388; Российская Е.Р. Концепция частной криминалистической теории «информационно-компьютерное обеспечение криминалистической деятельности // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIII Международной науч. практ. конференции: в 2 т. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2018. С. 113-118; Селикалено-ва А.И., Рядовский И.А. Использование специальных знаний при обнаружении и фиксации цифровых следов: анализ современной практики // Актуальные проблемы российского права. 2019. №6 (103). С. 179184; Галимханов А.Б., Халлиуллина А.Ф. Порядок обнаружения, изъятия и фиксации цифровых следов преступления // Правовое государство: теория и практика. 2020. С. 40-44 и др.
цесса; 2) тактическую задачу (задачи) обеспечения безопасности; 3) криминалистические средства и методы, используемые для обеспечения безопасности; 4) взаимодействие следователя с подразделениями государственной защиты и иными субъектами оперативно-розыскной деятельности.
Как показывает практика, меры безопасности в отношении защищаемых лиц принимаются в подавляющем большинстве случаев в досудебном производстве. Так, по данным Главного информационно-аналитического центра МВД России в первом полугодии 2020 года меры безопасности были приняты следственными подразделениями органов внутренних дел и СК России - в 44,6% и 44,4% в случаях соответственно; органами дознания - в 1,9 %; судами - в 7,4% случаев2.
Необходимость обеспечения безопасного производства по делу является одной из важных задач предварительного расследования, представляющую собой специфическую совокупность отдельных вопросов тактического характера, определяемых необходимостью принятия мер безопасности в конкретных условиях деятельности следователя.
Представляется, что меры безопасности защищаемых лиц в досудебном производстве могут осуществляться в различных тактических направлениях: при проведении отдельных следственных действий; для обеспечения конфиденциальности производства по делу3; защиты доказательственной и иной криминалистически значимой
См.: Пронин О.Ю. Актуальные вопросы в деятельности подразделений по обеспечению
безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России // Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите [Электронное издание]: сборник материалов Всеросс. науч.-практ. конф., г. Уфа, 17 сентября 2020 года / под общ. ред. А. Р. Табакова. -Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2020. С. 131.
3 Об этом см.: Епихин А.Ю., Мишин А.В. Ограничение гласности предварительного расследования как гарантия производства по уголовному делу // В сборнике: Управленческие аспекты северных территорий России Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием). Коми республиканская академия государственной службы и управления. 2015. С. 71-75.
информации; предупреждения лжесвидетельства, отказа от показаний, изменений показаний; при применении мер пресечения; при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, преодолении противодействия предварительному расследованию.
Очевидно, что основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном производстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты. В этой связи, для принятия решения о применении мер безопасности следователь должен собрать необходимую и достаточную информацию о наличии объективной и реальной угрозы безопасности конкретному участнику процесса. При этом такую информацию следует оценивать в совокупности с иными сведениями для принятия решения о защите, полученными с помощью не только процессуальных, но и непроцессуальных, в том числе, оперативно-розыскных средств и методов.
Подчеркнем, что в ходе проверки факта угрозы важно учитывать характер совершенного преступления, связанного с противоправным воздействием, а также личность угрозоносителя и его криминальное окружение. Вместе с тем, следует также выявлять психологическое состояние личности заявителя с тем, чтобы исключить недостоверность его показаний (например, в силу психического расстройства и иных психических аномалий).
Тактическое решение о применении мер безопасности следователь должен принимать с учетом сложившейся следственной ситуации на данный момент расследования и, в том числе, обстоятельств противоправного воздействия на участников процесса1. Использование ситуационного подхода способствует выявлению признаков воздей-
1 О типичных ситуациях противоправного воздействия см.: Зайцев О.А., Епихин А.Ю., Мишин А.В. Процессуальные и криминалистические механизмы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: монография. - М.: Юрлитинформ, 2020. С. 102-109.
ствия, своевременному применению превентивных мер по обеспечению безопасности защищаемого лица. Кроме того, криминалистический анализ неправомерного посягательства должен использоваться следователем при выдвижении и проверки версий о воздействии, корректировки тактических задач обеспечения безопасности, а также принятии решений, направленных на реализацию мер безопасности.
При производстве по уголовному делу следователь может принимать решения об осуществлении различных процессуальных и непроцессуальных мер безопасности. Применение конкретных мер безопасности предусмотрено УПК РФ, УИК РФ, Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»2, Федеральным законом «Об оперативно розыскной деятельности»3, а также иными
4
нормативно-правовыми актами .
Правомочия принятия следователем процессуальных мер безопасности закреплены уголовно-процессуальным законодательством. В соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ процессуальные меры безопасности могут применяться при производстве допроса потерпевшего и свидетеля (ч. 9 ст. 166), контроле и записи телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186), предъявлении лица для опознания (ч. 8 ст. 193). Следует отметить, что тактика следственных действий, сопряженных с использованием уголовно-процессуальных мер безопасности, имеет свои особенности, которые обусловлены определенными организационно-управленческими и тактическими решениями.
2 Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ.23.08.2004.№34. Ст. 35, 34.
3 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм. и доп.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Рос. газета. 1995. 18 авг.
4 См., например, Постановление Правительства РФ от 21.09.2012 №953 (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. 24.09.2012.№39. Ст. 5290.
При применении непроцессуальных мер безопасности согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ № 119 закона следователь на основании заявления (сообщения) об угрозе защищаемому лицу обязан совместно с органом, осуществляющим меры безопасности, проверить это заявление (сообщение) и принять решение о применении мер безопасности в отношении указанного лица либо об отказе в их применении. В мотивированном постановлении следователя о применении мер безопасности должны быть указаны признаки, свидетельствующие о реальности (объективности) исполнения противоправных действий угрозоносителя. Такие признаки могут подтверждать сведения, содержащиеся в: 1) заявлении (сообщении) защищаемых и иных лиц, их объяснениях; 2) рапорте оперативного сотрудника органа дознания;
3) протоколе допроса защищаемого лица;
4) фонограмме записи телефонных и иных переговоров; 5) протоколе осмотра документов, в которых указана информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами; 6) протоколах осмотра места происшествия, освидетельствования, а также выемки предметов и документов; 7) заключениях судебных экспертиз; 8) материалах оперативно-розыскных мероприятий.
Как показывает обобщение практики, непроцессуальные меры безопасности осуществляются, как правило, подразделениями по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (подразделениями государственной защиты) территориальных органов МВД России.
В соответствии с Приказом МВД Российской Федерации от 23.12.2020 г. № 892 «Об утверждении порядка организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» при получении постановления о применении мер безопасности орган, осуществляющий меры безопасности организует взаимодействие со следователем и самостоятельно избирает конкретные меры безопасности1.
1 См.: Приказ МВД России от 23.12.2020 № 892 «Об утверждении порядка организации взаимо-
С криминалистической точки зрения, процедура применения непроцессуальных мер безопасности может быть представлена следующим алгоритмом:
- прием, регистрация и проверка заявления (сообщения) о наличии угрозы противоправного посягательства и ее реальности;
- производство допроса (опроса) заявителя;
- распознание ситуационных особенностей противоправного воздействия и построение его информационной модели;
- уяснение и корректировка задачи обеспечения безопасности;
- принятие следователем решения о применении мер безопасности (либо об отказе в их применении);
- определение вариативных (альтернативных) мер безопасности;
- организация и планирование избранных мер безопасности;
- выбор и реализация оптимальных способов применения мер безопасности;
- анализ и оценка полученных результатов.
При осуществлении непроцессуальных мер безопасности могут быть использованы как гласные, так и негласные методы.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 24 ФЗ №119 органы, на которые возложена обязанность применения мер безопасности, наделяются правом проводить оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном Федеральным Законом №144-ФЗ. Так, в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, имуществу отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме предусматривается прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов таких лиц, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов (ч. 6 ст. 8 Закона). Результаты, полученные в ходе производства данного оперативно-розыскного мероприятия, могут передаваться следователю и использоваться в процессе доказывания по делу, если они
действия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СТРАС «ЮРИСТ». Сайт КонсультантПлюс.
отвечают требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом к доказательствам, их источникам и способам получения.
Отметим, что оперативное сопровождение применяемых мер безопасности осуществляется посредством комплекса согласованных оперативно-розыскных мероприятий при активном использовании технических средств в «целях устранения опасности и принятия прогнозируемых мер защиты специфическими для оперативной работы методами и средствами»1.
Оперативно-розыскная деятельность органов, осуществляющих государственную защиту, является важной составляющей механизма обеспечения безопасности и во многом способствует выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с угрозой защищаемых лиц. Так, в результате совместно спланированного и проведенного комплекса мероприятий подразделениями государственной защиты с иными оперативными подразделениями органов МВД и ФСБ России были успешно нейтрализованы угрозы в отношении защищаемых лиц при раскрытии и расследовании преступной деятельности международного религиозного экстремистского объединения «Нурджулар»2.
Важно подчеркнуть, что эффективность применения мер безопасности во многом определяется взаимодействием следственных органов и подразделений, осуществляющих государственную защиту. Такое взаимодействие должно осуществляться на всех этапах предварительного расследования и предполагает:
- совместную деятельность по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений, связанных с противоправным посягательством на участников процесса, в отношении которых принято решение об осуществлении государственной защиты;
Халиков А.Н. Оперативно-розысканая деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012.- 2-е изд., испр. и доп. С. 280.
2 См.: Уголовное дело № 1-27/2019. Архив Вахи-товского районного суда г. Казани за 2019 г.
- постоянный взаимный обмен информацией, имеющей значение для организации и применения мер безопасности (о возможных источниках угрозы, ее характере, фактах поступления угроз, а также лицах, располагающих такой информацией);
- совместное планирование и координацию комплекса следственных и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и документирование противоправных действий угрозоносителя;
- установление обстоятельств, препятствующих избранию и применению мер безопасности;
- рациональное сочетание процессуальных и оперативно-розыскных мер и методов по обеспечению безопасности защищаемых лиц;
- использование результатов оперативно-розыскных мероприятий для подготовки и производства следственных действий с участием защищаемых лиц;
- предоставление возможности изучения сотрудниками подразделений государственной защиты материалов уголовных дел, служащих основаниями принятия решения о своевременном применении мер безопасности;
- своевременное исполнение поручений следователя о проведении совместных проверочных мероприятий по установлению признаков, указывающих на противоправное воздействие в отношении защищаемых лиц;
- постоянное психологическое сопровождение защищаемых лиц;
- проведение совместных мероприятий (совещаний, семинаров) по вопросам применения мер безопасности.
Следует отметить, что следственная практика испытывает некоторые проблемы в применении мер безопасности ввиду отсутствия эффективных организационно-тактических рекомендаций по их реализации. В связи с этим, особого внимания заслуживает разработка научно обоснованных криминалистических программ (алгоритмов) по обеспечению безопасности защищаемых лиц в условиях типичных следственных ситуаций. Использование подобных программ позволит обеспечить следо-
вателю вариативность и последовательность иных мер безопасности в соответствии с решаемой тактической задачей1.
1 Об этом см.: Мишин А.В. Обеспечение безопасности участников досудебного производства по уголовному делу: тактическая задача и ее решение // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. 2017. Т.2. №4. С.183 -189.
применения конкретных процессуальных и Полагаем, что в целях повышения эффективности применения мер безопасности необходимо на межведомственном уровне разработать нормативный правой акт, регламентирующий организацию совместной деятельности следственных органов и подразделений государственной защиты.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Галимханов, А.Б., Халлиуллина, А.Ф. Порядок обнаружения, изъятия и фиксации цифровых следов преступления // Правовое государство: теория и практика. 2020. С. 40-44.
2. Зайцев, О.А., Епихин, А.Ю., Мишин, А.В. Процессуальные и криминалистические механизмы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства: монография. - М.: Юрлитинформ, 2020. - 152 с.
3. Епихин, А.Ю., Мишин, А.В. Ограничение гласности предварительного расследования как гарантия производства по уголовному делу // В сборнике: Управленческие аспекты северных территорий России Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием). Коми республиканская академия государственной службы и управления. 2015. С. 71-75.
4. Ищенко, Е.П. Криминалистика и новые информационные технологии / Вестник криминалистики. 2009. №3 (31) С. 6-15.
5. Колдин, В.Я. Вещественные доказательства. Информационные технологии процессуального доказывания / под. общ. ред. В.Я. Колдина. М.: Норма, 2002. - 768 с.
6. Криминалистика: информационные технологии доказывания. Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Колдина. М.: Зерцало-М., 2007. - 752 с.
7. Криминалистика XXI века: стратегия и тактика развития: коллективная монография / отв. ред. Е.П. Ищенко. - Москва: Проспект, 2016. - 208 с.
8. Мишин, А.В. Обеспечение безопасности участников досудебного производства по уголовному делу: тактическая задача и ее решение // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т.2. №4. С. 183-189.
9. Муратова, Н.Г., Сергеев, М.С. Электронно-криминалистическое сопровождение следственных действий // Муратова Н.Г. Материалы международной науч. -практ. конференции «Криминалистическое сопровождение расследования преступлений: проблемы и пути их решения». М., 2016. С. 384-388.
10. Образцов, В.А. Криминалистика: модели средств и технологий раскрытия преступлений: курс лекций / В.А. Образцов. - М.: Изд-во ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004. - 397 с.
11. Постановление Правительства РФ от 21.09.2012 №953 (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. 24.09.2012.№39. Ст. 5290.
12. Приказ МВД России от 23.12.2020 № 892 «Об утверждении порядка организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СТРАС «ЮРИСТ». Сайт КонсультантПлюс.
13. Пронин, О.Ю. Актуальные вопросы в деятельности подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России // Актуальные проблемы деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите [Электронное издание]: сборник материалов Всеросс. науч.-практ. конф., г. Уфа, 17 сентября 2020 года / под общ. ред. А.Р. Табакова. - Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2020.С. 130-136.
14. Россинская, Е.Р. Концепция частной криминалистической теории «информационно-компьютерное обеспечение криминалистической деятельности // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIII Международной науч. практ. конференции: в 2 т. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД РФ, 2018. С.113-118.
15. Селикаленова, А.И., Рядовский, И.А. Использование специальных знаний при обнаружении и фиксации цифровых следов: анализ современной практики // Актуальные проблемы российского права. 2019. №6 (103). С. 179-184.
16. Уголовное дело № 1-27/2019. Архив Вахитовского районного суда г. Казани за 2019 г.
17. Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (с изм. и доп.) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (с изм. и доп.) // СЗ РФ.23.08.2004.№34. Ст. 35, 34.
18. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм. и доп.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Рос. газета. 1995. 18 авг.
19. Халиков, А.Н. Оперативно-розысканая деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012.- 2-е изд., испр. и доп. - 342 с.
20. Яблоков, Н.П., Головин, А.Ю. Криминалистика: Природа, система, методологические основы / Н.П. Яблоков, А.Ю. Головин.- 2-е изд. доп. перераб. - М.: Норма, 2011. - 288 с.
21. Якушин, С.Ю. Тактические задачи и средства их решения при расследовании преступлений / С.Ю. Якушин; под науч. ред. В.Н. Карагодина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 322 с.
Дата поступления: 31.10.2021