сможет занять монопольное положение и доминировать на зональном рынке, что соответствует интересам потребителей.
Список использованной литературы
1. Указ Президента РФ № 923 от 15 августа 1992 г. «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации».
2. Михайлов В.И., Фраер И.В., Эдельман В.И. Перспективы организации конкуренции производителей энергии на российском оптовом рынке электроэнергии и мощности //Электрические станции. 2007. №9. С. 17-19.
© М.В. Абазова, З.Ш. Бечелов, К.С. Яхутлов, 2015
УДК9
Захаров Виталий Юрьевич
доктор исторических наук, профессор МИРЭА (МГУПИ), г. Москва [email protected]
КРЕСТЬЯНСКИЙ ВОПРОС ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ
В 1-ОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В.
Аннотация
Статья посвящена попыткам решения крестьянского вопроса в 1-ой четверти XIX в. В систематизированном виде анализируются планы Александра I и Негласного Комитета по постепенной отмене крепостного права, конкретные мероприятия по их реализации. Выявляются основные тенденции и закономерности, а также причины неудачи большинства из проектов по крестьянскому вопросу в правление Александра I.
Ключевые слова
Крестьянская вопрос, реформы Александра I, Негласный Комитет, внутренняя политика России 1 -ой
четверти XIX в.
Одним из наиболее важных направлений во внутренней политике России в период правления Александра I был крестьянский вопрос или, иначе, вопрос о дальнейшем существовании в России крепостнических отношений. Уже во время екатерининского царствования, когда крепостное право достигло пика в своём развитии, наиболее дальновидные представители правящей элиты и формирующейся дворянской интеллигенции, несмотря на кажущиеся благополучие и стабильность, начали понимать, что крепостничество изжило себя и является деструктивным фактором для дальнейшего развития общества и государства. Кровавые события Крестьянской войны под руководством Е. Пугачёва 1773-1775 гг. и революционные события во Франции лишь подтвердили необходимость своевременного реформирования крепостнических отношений. Тем более в Европе уже был пример успешного решения этого вопроса с помощью реформ «сверху», не дожидаясь крестьянских войн или революций. Имеется в виду политика австрийского императора Иосифа II, который в 1780-1782 гг. серией указов отменил крепостное право в принудительном порядке, не обращая внимания на сопротивление дворянства. По мнению ряда историков, эта мера спасла Австрию от, может быть, даже более мощной революции, чем французская [2. С. 139].
Предшественник Александра I император Павел I, судя по всему, решил действовать в том же направлении. Именно при нём принимается Манифест о трёхдневной барщине, знаменовавший поворот в государственной политике по отношению к крестьянству, т.к. впервые положение крестьян не ухудшалось, а хоть немного, но улучшалось. Однако чрезмерный нажим на дворянство и общая непоследовательность внутриполитического курса привели к заговору и убийству Павла I.
В результате, пришедший к власти Александр I, первоначально настроенный крайне либерально и имевший достаточно чёткую программу решения крестьянского вопроса, был вынужден учитывать то, что произошло с его отцом.
Уже на первых заседаниях Негласного Комитета, по сути, была выработана программа решения крестьянского вопроса. Она предусматривала запрет продажи крестьян без земли, предоставление крестьянам права свободно покупать земельную собственность, постепенное освобождение за выкуп. Кроме того, Александр в отличие от своих предшественников сразу же прекратил практику раздачи государственных крестьян в частные руки [5. С. 48-53].
Стоит особо отметить, что право крестьян на личную свободу и право на владение собственностью рассматривались не отдельно, а как подразумевающие друг от друга. Так П.А.Строганов писал, что «у нас поселяне не суть свободны и не имеют собственности, переход от настоящего состояния к естественному непременно нужен,...но нельзя вдруг первое состояние уничтожить, а второе положение (право собственности - Авт.) привести в действие» [1. С. 455]. Однако положение осложнялось двумя факторами. Во-первых, меры по ограничению крепостничества предполагалось проводить на основе принципа добровольности со стороны дворянства. Александр I был настроен слишком идеалистически и наивно полагал, что большинство дворян мыслят примерно так же, как и он, и только и ждут сигнала «сверху» начать освобождать своих крепостных. Во-вторых, подавляющая часть дворянства была настроена как раз прокрепостнически, их позиция совершенно не изменилась по сравнению со временем созыва Уложенной комиссии, когда четко прозвучало консолидированное мнение дворянства о полном сохранении крепостничества.
Александр I убедился в этом еще в мае 1801 г., когда выступил с инициативой издать официальный указ о запрете продажи крестьян без земли. Тем самым должна была быть ликвидирована наиболее рабовладельческая и аморальная черта крепостного права. При этом император, видимо решил показать пример законности и, действуя, как будущий конституционный монарх, передал этот проект для обсуждения в Непременный Совет и Сенат. Однако его инициатива неожиданно встретила сопротивление со стороны высших сановников из Сената и Непременного Совета, выражавших классовые интересы дворянства. В результате Александр I вынужден был ограничиться именным рескриптом Академии наук (в ее ведении находились типографии), запрещавшем публиковать подобные объявления [1. С. 454-455].
Тем самым Александру I дали понять, что дворянство против даже минимальных попыток улучшить положение крестьян. Для императора это было настоящим потрясением, серьезно скорректировавшем дальнейшие планы реформирования страны. При этом надо отдать должное Александру I. Несмотря на неудачу с указом о запрете продажи крестьян без земли и крушение иллюзий о заинтересованности дворянства в отмене крепостничества, он не отказался от прежних планов.
12 декабря 1801г. появляется указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами (ПСЗ. I. XXVI. №20075). При подготовке проекта указа в Негласном Комитете основной упор делался на автоматическое предоставление личной свободы крестьянам при переходе поместья к лицам недворянского происхождения. Первоначально предполагалось предоставить право покупать земли и крепостным, а также законодательно оформить запрет продажи крестьян без земли, т.е. то, что не удалось сделать в мае 1801 г. Но Непременный Совет вновь высказался против этих мер. В результате право частной собственности на землю (т.е. право купли-продажи земли) получили купцы, мещане, казенные крестьяне и вольноотпущенники. Помещичьи крестьяне были исключены из этого перечня. Кроме того, в
окончательном варианте указа лица недворянского происхождения получили право покупать имения без крестьян. Тем самым идея предоставления крестьянам личной свободы при совершении сделки купли-продажи не была реализована [1. С. 455].
Но и без этого указ был огромным шагом вперед в решении крестьянского вопроса, так как произошло законодательное оформление нарушения основного принципа феодальной собственности на землю - ее сословности и монопольного владения господствующим классом феодалов. На очереди встал вопрос о предоставлении крепостным крестьянам гражданских прав.
Он был частично решен указом 20 февраля 1803г. «о вольных хлебопашцах» (ПСЗ. I. XXVII. №20620). Согласно указу, по "полюбовному" соглашению с помещиком, крестьяне и дворовые могли выкупиться целыми селениями и получить участок земли. В результате выкупной сделки крестьяне зачислялись в сословие «вольных хлебопашцев», приравненных к казенным крестьянам. Полученный земельный участок они могли продавать, закладывать и передавать по наследству. Конечно, указ достаточно противоречив. Освобождение целыми селениями, принцип добровольности со стороны помещиков заранее сокращали количество освобождаемых крестьян. Но в любом случае указ 20 февраля 1803г. является первой законодательной мерой на пути отмены крепостного права. Характерно, что в указе четко проводится линия на освобождение крестьян с землей и за выкуп, окончательно реализованная в 1861г.
Его реальные итоги, однако, были очень скромными - за время правления Александра I «вольными хлебопашцами» стали всего 47 тыс. крестьян, а в целом к 1858 г., когда указ перестал действовать, освободилось всего 152 тыс. душ, т.е. всего лишь 1,5% от общего количества крепостных [5. С. 49].
Ровно через год начинает проводиться аграрная реформа в Остзейском крае (Лифляндия и Эстляндия). Согласно «Положению для поселян Лифляндской губернии» от 20 февраля 1804г., распространённому затем на Эстляндскую губернию, крестьяне получили личную свободу, но вся земля осталась в частной собственности у помещиков (ПСЗ. I. XXVIII. №21162). В результате крестьяне были вынуждены ее арендовать на самых кабальных условиях. Реформа проходила в несколько этапов: 14 лет действовало «предварительное» (временное) положение, которое в 1816-19гг. было заменено постоянным, несколько скорректированным. Окончательно Остзейская реформа была завершена при Николае I.
По сути, это был второй возможный вариант ликвидации крепостного права - безземельное освобождение крестьян. В ее основе лежал все тот же принцип добровольности со стороны помещиков, т.к. реформа проводилась по инициативе прибалтийского дворянства, позиция которого существенно отличалась от позиции дворянства российского.
Таким образом, в 1801-1804 гг. было предложено два альтернативных варианта решения крестьянского вопроса: принцип освобождения за выкуп и с землей и безземельное освобождение. В основе и того и другого лежали принципы постепенности и добровольности.
С другой стороны, просматривается следующая тенденция в развитии законодательства по крестьянскому вопросу: от уничтожения наиболее рабовладельческих черт крепостничества (рескрипт 28 мая 1801г.) к разрешению приобретать землю недворянам, кроме крепостных (указ 12 декабря 1801г. -промежуточный этап) и распространению этого права стать частными собственниками и на крепостных (указ 20 февраля 1803г.).
Следующее мероприятие по улучшению положения крестьян относится к 1809г. и связано с именем М.М. Сперанского. 10 марта 1809г. по его инициативе издается указ, согласно которому отменяются права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за маловажные проступки, а также вступает в силу правило, согласно которому крестьянин, уже получивший один раз свободу, не может опять стать крепостным (ПСЗ. I. Т. XXX. № 23530). Кроме того, крестьяне-рекруты, попавшие в плен и выкупленные Россией, автоматически становились свободными. Помещику вменялось в обязанность кормить крестьян в голодные годы, разрешать им торговать, брать векселя, заниматься подрядами и т.д.
Очередной всплеск реформаторской активности императора пришелся на 1818-1820гг. В конце 1817 -начале 1818г. он дал указание своему фавориту А.А. Аракчееву подготовить проект ликвидации крепостного права, но так, чтобы «меры эти не предполагали ничего стеснительного для помещиков и насильственного тоже, наоборот, они должны быть сопряжены с выгодами помещиков и возбудили бы в них самих желание содействовать правительству в уничтожении крепостного состояния» [4. С. 103-105].
Проект Аракчеева предусматривал разрешить помещикам продавать крестьян в казну, чтобы избавиться от долгов и закладных (после 1812 г. почти половина всех поместий была заложена) и начать вести хозяйство на рациональной основе либо обрабатывая оставшиеся земли наемными рабочими, либо сдавая их в аренду крестьянам. Для этих целей предлагалось выделять из казны ежегодно по 5 млн. рублей, а если бы правительство не смогло ассигновать эту сумму, то предусматривался выпуск 10 тысяч кредитных билетов по 500 рублей каждый с выплатой 6% годовых.
При покупке казной крестьяне переводились в разряд государственных и получали по 2 десятины на ревизскую душу. По мнению Аракчеева, надел в 2 десятины предохранял бы крестьян от взрывоопасной пролетаризации и вынуждал бы их арендовать у помещиков дополнительные участки земли или работать за бесценок на него.
Проект Аракчеева помимо больших достоинств имел, конечно же, и недостатки: перевод в категорию государственных крестьян всех проблем не решал, к тому же ассигнование 5 млн. рублей в год хватило бы на выкуп 50 тысяч душ, т.е. выкупная операция закончилась бы лишь в 2018 году. Правда, сам Аракчеев рассчитывал, что темпы реформы явно увеличатся [4. С. 105].
Видимо, проект Аракчеева был отклонен как непосильный для бюджета, так как почти одновременно Александр I обратился к министру финансов Д.А. Гурьеву и члену Госсовета М.А. Болугьянскому с просьбой подготовить альтернативный проект, осуществление которого не требовало бы вложения крупных средств [4. С. 110-113]. Согласно их проекту, а также похожему по содержанию проекту флигель-адъютанта П.Д.Киселева - будущего министра государственных имуществ и автора реформы государственных крестьян, поступившему к императору ещё в 1816 г., предусматривалось установление свободы крестьян «само собой» при помощи экономических мероприятий правительства, например: установить такое соотношение количества земли и крепостных, превышение которого было бы невыгодно помещикам из-за фискальных соображений. [3. С. 276-279; 4. С. 113].
Еще одной завуалированной попыткой решить крестьянский вопрос было введение в 1816 г. военных поселений. Крестьяне-рекруты, попавшие в число военных поселян, освобождались от крепостного состояния. Какие порядки действовали в военных поселениях - это уже другой вопрос.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате попыток решения крестьянского вопроса был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права, но само оно ликвидировано не было, т.к. подавляющее большинство помещиков выступало против этого, а повторить судьбу отца Александр не хотел. Надежды на высокие моральные качества дворян и положительный пример со стороны верховной власти не оправдались.
Список использованной литературы
1. Захаров В.Ю. Эволюция российского абсолютизма в контексте развития конституционных идей в России и Европе во 2-ой пол. XVIII - 1-ой четверти XIX вв. М., 2008. Ч. 1.
2. Митрофанов П.П. История Австрии с древнейших времён до 1792 г. М., 2003.
3. Минаева Н.В. Век Пушкина. М., 2007.
4. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.
5. Нечаев С.Ю. Александр I - самый загадочный император России. М., 2014.
© Захаров В.Ю., 2015