общие собрания, за исключением семестровых, председатель которых избирается общим собранием.
Кандидаты могли присутствовать на заседаниях правления с правом совещательного голоса, замещать отсутствующих на заседании членов правления с правом решающего голоса и вступать в состав правления в случае выбытия его членов в порядке количества пода-ных за них голосов.
В конце каждого семестра ревизионная комиссия проверяла денежную отчетность правления и представляла свое заключение семестровому общему со -бранию. Состояла она из трех членов, избираемых из своей среды.
Закрытие союза осуществлялось решением общего собрания, по постановлению правления или по письменному заявлению двух третей действительных членов союза. Для этого избиралась ликвидационная комиссия, полномочия которой, равно как и назначение оставшихся сумм и прочей собственности союза, определялись общим собранием.
28 марта Федору Медему пришел ответ из Праги, в котором сообщалось, что 27 марта правление ОРЭСО постановило включить Мюнхенский союз в Объединение условно - до принятия им так называемого «нормального устава».
В письме также говорилось о предоставлении мюнхенскому союзу на предстоящей конференции ввиду его малочисленности только права совещательного голоса и о том, что передоверие голосов не допускается. Таким образом, предложение Ф. Медема не было удов -летворено: правление ОРЭСО выразило готовность выслушать на конференции сообщение представителя о положении эмигрантского студенчества в Мюнхене [2. Л .117-123].
К сожалению, этим сведения о деятельности Мюнхенской организации и участии в ней Ф.А. Медема ограничиваются. Несмотря на скромный объем исследуемых источников они все же дают представление о механизме вступления «самодеятельных» студенческих организаций в ОРЭСО и о роли Ф.А. Медема в ее работе. Мюнхенская студенческая организация была мала и играла незначительную роль, но само ее существование показывает нам, насколько сильно было стремле-
ние людей к сохранению культурных и национальных ценностей вне Родины.
О том, сколько просуществовал Мюнхенский союз и удалось ли ему окончательно войти в ОРЭСО, сведений нет.
Судьба Федора Александровича после окончания Политехникума летом 1925 г., сложилась довольно удачно. Как и его отец, он стал отличным специалистом по сельскому хозяйству С 1928 г. до начала марта 1945 г, т.е. до наступления Красной Армии, он был сначала служащим, а затем управляющим в имении Бисмарков Вар-зин в Померании. Позднее работал по специальности в Баварии.
Его возвращение в Россию было невозможным. В 1938 г. он женился на М. Руперти - дочери московских купцов немецкого происхождения, эмигрировавших в Германию еще в годы Первой мировой войны. У них родились три дочери и сын.
На протяжении всей жизни Федор не забывал своей родины. В эмиграции он общался и дружил со многими известными представителями Русского зарубежья. Среди них - философы И.А. Ильин, Ф.А. Степун, богослов и литературовед Н.С. Арсеньев и др. В библиотеке Федора сохранились книги с их автографами [5].
Ф.А. Медем скончался в баварском городе Ландсхут в 1986 г.
1. Бирюкова К.В. Российские студенческие союзы в Центральной и Восточной Европе в 1920 - 1930- е гг М., 2004. С.105.
2. Государственный архив Российской федерации (ГАРФ ). Ф.Р 5837. Оп.1. Д.107.Л.135; 132-132 об.; 136.
3. Государственный архив Саратовской области (ГАСО ). Ф.19. Оп.1. Д. 2581. Л.7.
4. Голицын С.М. Записки уцелевшего. М., 1990. С. 663.
5. Кириченко-Медем А.А. Предки и потомки. Черновики в не разобранном архиве Хвалынского художественно-мемориального музея им. К.С. Петрова-Водкина.
6. Медем Ф.А. Автобиографическая записка для семейного архива Е.М. Перцовой. 1970-е гг. // Копия в архиве автора.
7. Медем Ф.А. Воспоминания. Машинопись. 1970-е гг.
8. Письмо О.Л. Медема внуку Ф.А. Медему от 10 марта 1921 года. Мюнхен-Париж // Копия в архиве автора.
9. Терехин С.В. Годы огневые. Саратов, 1967.
УДК 94(470)
КРЕСТЬЯНСКИЕ ПРОМЫСЛЫ И ЗЕМСТВА ПОВОЛЖЬЯ И УРАЛА на рубеже XIX - XX веков
В последние десятилетия исследователи большое внимание уделяют особенностям создания и развития земского самоуправления. Земства сыграли значительную роль в культурно-хозяйственной и политической жизни России, активно занимались решением местных проблем и достигли заметных результатов.
Интерес представляет многоаспектный анализ форм и методов хо -зяйственной деятельности земств, особенно в области крестьянских про -мыслов, имевших значительное распространение. Изучение крестьянских промыслов призвано помочь наиболее полно представить сложную и многообразную социально-экономическую историю крестьянства конца XIX - начала ХХ столетия. Региональное исследование позволяет выявить как общие закономерности и конкретно-исторические особенности
М.С. Низамова,
кандидат исторических наук, доцент кафедры, социально-политических дисциплин, Набережночелнинский филиал Казанс7<ого института экономики управления и права
промысловой деятельности крестьян, так и оценить помощь им со стороны земств и проанализировать в целом политику центральной и местной властей в реформировании аграрного строя страны.
Хронологические рамки исследования охватывают период земской деятельности от 90-х гг. XIX в. до Первой мировой войны. На протяжении указанного времени наблюдался наиболее интенсивный процесс развития кустарных промыслов. Для сравнительного и обобщающего исследования нами выбраны следующие губернии: Казанская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Вятская, Пермская, Уфимская. Земские учреждения в указанных губерниях появились в 60 - 70-х гг XIX в. [3;4;11;12;13;14;15;16]. Поволжский и Уральский регионы были тесно связаны между собой характером социально-экономического развития и куль -турными традициями. Несмотря на то что районы Поволжья считались довольно густозаселенными (в среднем - 33,9 душ на 1 м2) по сравнению с Уральским регионом (в среднем - 20 - 22,5 душ на 1 м2) [10], указанные регионы сближают также обширные территории, поли-этничный и поликонфессиональный состав населения, преобладание доли сельских жителей.
Объективные экономические и природно-климатические факторы и ресурсы двух регионов содействовали возникновению и распространению многочисленных и разнообразных промыслов. Учреждения местного самоуправления встали на путь поддержки промысловой деятельности. Несмотря на определенное сходство в работе земская деятельность в указанной области имела особенности, обусловленные местной спецификой, социально-экономическими и природно-географическими факторами.
В Поволжье значительное распространение получили промыслы, которые можно объединить в следующие основные группы: обработка дерева, обработка животных продуктов, обработка растительно-волокнистых веществ, обработка металлов, обработка минеральных веществ. Во все эти группы входили 48 промыслов, не считая их разновидностей. Так, в Казанской губернии наибольшее развитие получили деревообрабатывающие промыслы, среди которых особенно выделялись производство долбленых изделий и бондарный промысел (изготовление кадок, лоханей, ушатов, бочек, ведер) [6. Вып. I, с. 176 - 178].
В Саратовской губернии наибольшее экономическое значение имели промыслы ткацкий, ковровый, овчинный, кожевенный, сапожный, шорный, пуховязальный . Значительное развитие получил и был практически вне конкуренции веревочный промысел. По отзывам специалистов, веревки кустарей других губерний не могли соперничать с веревками мастеров из Кузнецкого уезда [6. Вып. II, с. 94 - 95].
В Самарской губернии кустарные промыслы были подсобными по отношению к сельскому хозяйству. Наиболее было развито корзиночное и сарпиночное производство. Росло производство фур, которым мастера были заняты круглый год. В связи с этим для полевых работ выгоднее было нанимать работников. Также мастера Самарской губернии изготовляли шерстяные ткани, ковры, валенные сапоги, кровельную черепицу и глиняную посуду [6. Вып. II, с.108 - 109].
В Пензенской губернии кустарные промыслы являлись второстепенным источником дохода. Например, в одном только Пензенском уезде к занятию промыслами подключились лишь 20% населения [8, с. 13 -16]. Поскольку в Пензенской губернии издавна утвердилось разведение конопли и льна, то из всех промыслов выделялись обработка растительно-волокнистых веществ (бредневый, пенько-прядильный и ткацкий). Бредни сбывались на южные рынки. Пензенские мастера также занимались пухопрядением и вязанием пуховых платков, варежек, шапок, шарфов. Пуховые платки вывозились на Урал [9, с. 10 - 12].
В Симбирской губернии преобладающее развитие получили промыслы по обработке дерева, а именно колесный, санный, тележный, ободный, сундучный, мебельный, оконно-рамный, корзиночный, выделка ульев, деревянной посуды. Симбирские мастера также занимались обработкой животных продуктов. Были развиты кожевенный, рогожный, овчинный, шубный, рукавичный, валяльный, сапожный, ковровый промыслы [6. Вып. II, с. 225].
В Поволжье также имела место обработка металла, но менее, чем на Урале. Было налажено производство пахотных орудий, веялок. Кроме того, в Казанской губернии был развит экипажный промысел. Самарские и саратовские мастера изготовляли кузнечно-слесарные изделия.
На Урале значительное распространение получили кустарные промыслы по технической обработке продуктов животноводства (кожевенное, сапожное, скорняжное, войлочное) и по обработке растительных и волокнистых веществ (канатно-веревочное производство). Жители Уральского региона занимались также скотоводством, пчеловодством, рыболовством, работали на лесозаготовках. Успешно развивалась добываю -щая, горнозаводская и металлургическая промышленность. В ряде уездов Урала само фабричное производство вызывало к жизни мелкие промыслы для выпол -нения вспомогательных работ или дальнейшей обработки полуфабриката. Во всех губерниях Урала значительная часть крестьян зарабатывала недостающие средства на отхожих промыслах.
В Пермской губернии крестьяне занимались звероловством, охотой, обработкой металлов, дерева, животных продуктов, камня и глины. Имели место извозный и лесной промыслы. В Вятской губернии было развито 37 промыслов, которыми было занято 90% населения рабочего возраста. По роду занятий вятских кустарей можно разделить на семь больших групп (самую большую составляют кустари, занимающиеся обработкой дерева).
В Уфимской губернии развитие получили следующие промыслы: извозный, плотничий, столярный, малярный, слесарный, кузнечный, канатный, маслобойный. Их состояние зависело от местных условий и различалось по уездам губернии. Например, в Стерлита-макском уезде преобладала обработка растительных продуктов, а в Уфимском и Златоустовском среди кустарных промыслов на первом месте была обработка металла [17, с. 41]. К началу ХХ в. Уфимская губерния стала одним из центров развития кумысного промысла. К этому времени уже ежегодно кумысолечение про-
ходили до 5 тыс. недомогающих. Большей частью этот промысел был развит в Белебеевском, Уфимском и Мензелинском уездах [2, с. 884 - 890].
Значение промыслов к 90-м гг. XIX в. в Поволжье и на Урале возросло в связи с увеличением численности крестьянского населения, сокращением земельных угодий и периодически повторяющимися неурожаями. В дальнейшем наблюдается подъем промысловой деятельности. Отметим, что уже к 1911 г., в одной только Казанской губернии годовая производительность кустарей составляла свыше 2 млн руб.
В начале ХХ в. со стороны земств были организованы специальные исследования кустарных промыслов, которые выявили их различное состояние даже по уездам одной губернии. Исследования в губерниях проводились в течение десяти лет, но так и не были завершены из-за нехватки средств и специалистов. Однако даже неполные данные позволили земствам приступить к разработке мероприятий по оказанию помощи крестьянским промыслам [7, с. 14,16].
Оказывая помощь кустарям, поначалу земства открывали склады сырья для продажи его крестьянам по доступным ценам [1]. Затем практически все земства стали открывать губернские и уездные склады кустарных изделий. Поначалу склады приобретали у кустарей изделия, спасая их от перекупщиков, а также помогали сбывать продукцию. Содействуя крестьянам, земства Поволжских и Уральских губерний выходили на казенные и общественные организации с предложениями о подрядах и поставках; издавали каталоги изделий кустарей [6. Вып. I, с. 193; Вып. II, с. 164, 231].
В Поволжском и Уральском регионах наибольшее количество складов имело Вятское губернское земство - 11. Казанское, Пермское, Самарское, Симбирское земства -по 8 складов. Саратовское губернское земство открыло чуть меньше - 7. Имевшая в своем составе всего 6 уездов, относительно небольшая Уфимская губерния располагала шестью земскими складами кустарных изделий. Менее всего земских складов было создано в Пензенской губернии - 4 [7, с. 22 - 23, 26, 28 - 29, 32]. Однако мы уже упоминали, что кустарные промыслы указанной губернии являлись второстепенным источником дохода. Изделия пензенских кустарей находили потребителей среди местного крестьянского населения и только в незначительной части вывозились за пределы губернии.
Впоследствии внимание земских управ было обращено на необходимость улучшения техники кустарного производства , повышения качества товара и его конкурентоспособности. С этой целью земства открывали учебные мастерские и приглашали инструкторов, а также принимали участие в финансировании инструкторских школ и учебных мастерских. В 1905 г Пермское губернское земство учредило институт районных техников и инструкторов-специалистов по отдельным отраслям кустарной промышленности. В 1911 г. в г. Омске на первой Сибирской выставке Пермскому губернскому земству за его мероприятия по кустарной промышленности была присуждена золотая медаль. В Вятской губернии органы местного самоуправления наладили бесплатное обучение ткачеству С целью поддержания местных ткачих земство стало обеспечивать их станка-
ми и нитками. Когда в 1913 г. Вятское губернское земство принимало участие во 2-й Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге, экспонируя изделия учебных мастерских, кустарного склада и отдельных кустарей, вятские мастера получили 280 наград - золотых, серебряных и бронзовых медалей и похвальных отзывов [5, с. 33]. С помощью кустарного производства Урала могли обслуживаться многие потребности Военного и Морского Ведомств [6. Вып. I, с. 85]. Некоторые виды промыслов на Урале к 1910 г. сократились, в то время как другие получили значительное развитие. Так, например, в Вятской губернии среди промыслов первоначально не было корзиноплетения и коробочного (для спичек), а в начале ХХ в. они не только получили развитие, но и вошли в восьмерку основных. Совсем исчезли смолокуренный и дегтярный промыслы.
Итак, несмотря на особенности развития промыслов по губерниям Поволжья и Урала и отсутствие общеземской организации, которая могла бы выступить в качестве координационного центра, работа органов местного самоуправления указанных регионов на рубеже XIX - ХХ вв. имеет много общих черт. Земские губернские управы, несмотря на определенные ограничения , организовали переписку и наладили практику обмена опытом по наиболее важным вопросам хозяйственной деятельности.
Органы земского самоуправления Поволжского и Уральского регионов встали на путь поддержки крестьянских промыслов и оказания им всесторонней помощи, выделяя дешевые кредиты, закупая доброкачественное сырье, создавая склады кустарных изделий, спасая от перекупщиков, обучая ремеслам в целях повышения качества изделий. Кустарные промыслы обеспечивали крестьянство дополнительными заработками, а также, привлекая детей и подростков, выполняли воспитательные функции. Промысловая деятельность давала дополнительный доход и вносила вклад в экономическое развитие страны. Земства не только оказывали помощь кустарям, но и в целом проводили работу в направлении улучшения жизни сельского населения, хотя сделать это только усилиями органов местного самоуправления представлялось проблематичным. Сегодня кустарные промыслы, поддержанные органами местного самоуправления, также могут способствовать возрождению российской деревни.
1. ГАУО (г. Ульяновск). Ф. 46. Оп. 16. Д. 1. Л. 1.
2. Гиккель Э.И. Кумысный промысел в Уфимской губернии и земский надзор за ним // Общественный врач. 1914. № 7.
3. Двадцатипятилетняя деятельность земских учреждений Пензенской губернии (1865-1889). Пенза, 1894.
4. Историко-статистические таблицы деятельности Уфимского земства. К 40-летию существования земств Уфимской губернии. 1875-1914. Уфа, 1915.
5. Обзор Вятской губернии за 1913 год. Вятка, 1914.
6. Обзор деятельности земств по кустарной промышленности. СПб., 1913-1914. Вып. М!.
7. Обзор деятельности земств по содействию экономическому благосостоянию населения по данным за 1898 год. СПб., 1902.
8. Обзор Пензенской губернии за 1905 год. Пенза, 1906.
9. Обзор Пензенской губернии за 1913 год. Пенза, 1914.
10. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. СПб., 1899 - 1904. Т. Х. Вятская губерния; Т. XIV. Казанская губерния; Т. ХХХ. Пензенская губерния; Т. ХХХІ. Пермская губерния; Т. ХХХVI. Самарская губерния; Т. ХХ^ІІІ. Саратовская губерния; Т. ХХХІХ. Симбирская губерния; Т. XIV. Уфимская губерния.
11. Сборник постановлений Вятского губернского земства за 25 лет (1867 - 1892). Т. 1. Вятка, 1894.
12. Сборник постановлений Самарского губернского земского собрания (1865 - 1899). Самара, 1899.
13. Свод постановлений Казанского губернского земского собрания (1865 - 1887). Казань, 1887.
14. Симбирские губернские ведомости. 1865. 21 октября;
4, 6, 9, 11 ноября.
15. Систематический сборник постановлений Саратовского губернского земского собрания (1866 - 1882). Саратов, 1884.
16. Систематический свод постановлений Пермского губернского земского собрания. Пермь, 1901 - 1910. Вып. 1 - 5 (1870 - 1907).
17. Уфимский земский календарь на 1913 год. Уфа, 1913.
УДК 94(470)
ИСТОКИ ЭТНИЧЕСКОГО ПРАВОСУДИЯ МОРАВЫ
Ю.Н. Сушкова,
кандидат исторических наук, доцент кафедры международного и европейского права, Мордовский государственный университет
Одной из древнейших форм этнонормативного регулирования жизнедеятельности народа является обычное право, аккумулировавшее в себе общепризнанные юридические воззрения этноса, его правовые идеалы и ценности, нормативную культуру взаимопомощи. В данной статье анализируются наиболее ранние упоминания о народном правосудии мордвы, позволяющие отчасти осветить, в том числе и самые древние, предго-сударственные его институты, кодифицировавшиеся подчас в устно-ритмических речевых структурах, особенно в песенном и паремическом творчестве.
В народной песне «Кезэрень коесь кодамо» («Закон предков какой») отмечается, что «закон предков», «вера предков», «обычай предков» обитает на Черном море, на острове, в голове рыбы-щуки: «...Щука хвостом махнула - иную веру утвердила, иной обычай утвердила. - Давайте созовем единый совет, давайте придем к единомыслию. Думайте, старейшие, гадайте, к единомыслию, почтенные, придите! Как жизнь нашу утвердить, как свой закон сотворить?..» - поется в ней. Был созван сельский сход с участием сельских старейшин и старушек, в результате чего были утверждены принципы распределения обязанностей между мужчинами и женщинами, на которых во многом базировалась модель уп -равления в общине.
Поведенческие нормы были тесно связаны с организацией древнемордовских племен, каждое из которых включало несколько отцовских родов, в свою очередь, состоявших из ряда патриархальных семей. Во главе патриархальной семьи обычно стоял кудатя (от куд - «дом», атя -«старик»). Родом руководил старейшина покштяй (от покш - «большой», атя - «старик»), а племенем - выбираемый родовыми старейшинами вождь - текштяй, тюштень, тюштян, тюштя (от текш - «верх», атя -«старик»). Этим словом древняя мордва называла своих верховных старейшин, управлявших как мирными, так и военными делами мордовских племен. Существует мнение, что тюшти исполняли и религиозно-идеологические функции, ибо в фольклоре мордвы они наделяются сверхъестественными качествами.
В фольклорных материалах о Тюште отражена практика различных обычаев управления, таких как деятельность сельского схода, бросание жребия и др. В случае возникновения конфликтов между членами рода и кудазором спор переносился на рассмотрение старейшин других соседних родов. Суд старейшин выносил решение в устной форме, оно считалось окончательным, потому что никаких высших инстанций не существовало.
В произведениях арабского писателя Ибн-Русте (20 - 30-е гг X в.) содержатся древние упоминания о буртасах, которых отдельные исследователи считали мордвой. В них автор сообщал об отсутствии у народа верховного главы, который обладал законной властью, управлял им. В каждом селении было по одному или по два старшины, осуществлявших