Научная статья на тему 'КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА'

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ / СРЕДНИЕ ВЕКА / ВОЙНА / КРЕСТЬЯНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмадиев Ф.Н., Мягков Г.П.

Время с начала 50-х гг. XIX в. и до конца прошлого столетия исключительно важный пери-од в истории российской науки о всеобщей истории. Именно в эти десятилетия второй половины XIX в. наука всеобщей истории в России становится в полном смысле академической дисциплиной, превращаясь из «школярской» науки, которая по сути ретранслировала в российские университеты опыт изучения всемирной истории в европейских научных центрах. Произошло это во-многом благодаря налаженной Министерством народного просвещения и российскими университетами системы заграничных командировок, получивших название «профессорская поездка» либо «профессорская командировка», которые были достаточно длительными (не менее двух лет) и зачастую были для одного и того же кандидата на такую поездку неоднократными. Такая политика «Очной подготовки» кадров историков-всеобщников для российских университетов осуществлялась Министерством народного просвещения с поразительной настойчивостью на протяжении нескольких десятков лет и принесла свои несомненные результаты. Уже к началу 80-х гг. XIX столетия практически все кафедры всеобщей истории российских университетов, включая, в том числе и так называемые «провинциальные» университеты (Казань, Харьков и пр.) были заполнены специалистами, получившими дополнительную профессиональную подготовку в ведущих университетах Европы. И, как результат, это привело к насыщению исследовательского поля российских всеобщников целым рядом оригинальных исследований, которые, хотя во многом и базировались на крупнейших европейских исследованиях (так происходило вплоть до начала XX столетия), были совершенно новым явлением в российском научном сообществе. Эту тенденцию мы и стремимся показать в статье, в которой рассказывается об эволюции взглядов российских историков на личность одной из самых интересных фигур в истории европейского средневековья - Томасе Мюнцере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEME OF THE PEASANT WAR IN GERMANY IN RUSSIAN HISTORIOGRAPHY MID-SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY

In the second half of the 19th century, the science of world history in Russia becomes an academic discipline in the full sense. By the beginning of the 80s. In the 19th century, almost all departments of the general history of Russian universities, including the so-called “provincial” universities, were filled with specialists who received additional professional training at the leading universities in Europe. The article shows the trend in the evolution of the views of Russian historians on the personality of one of the most interesting figures in the history of the European Middle Ages - Thomas Müntzer.

Текст научной работы на тему «КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ СЕРЕДИНЫ - ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА»

Научная статья

Исторические науки

УДК 94(38)

DOI: 10.26907/2312-3400.2022.1.5-12

Крестьянская война в Германии в российской историографии середины -второй половины XIX века

Фарит Нафисович Ахмадиев1, Герман Пантелеймонович Мягков2

1,2Казанский (Приволжский) федеральный университет,

Казань, Россия 1ahmadiev101@mail.ru 2gmyagkov@yandex.ru

Аннотация. Время с начала 50-х гг. XIX в. и до конца прошлого столетия исключительно важный период в истории российской науки о всеобщей истории. Именно в эти десятилетия второй половины XIX в. наука всеобщей истории в России становится в полном смысле академической дисциплиной, превращаясь из «школярской» науки, которая по сути ретранслировала в российские университеты опыт изучения всемирной истории в европейских научных центрах. Произошло это во-многом благодаря налаженной Министерством народного просвещения и российскими университетами системы заграничных командировок, получивших название «профессорская поездка» либо «профессорская командировка», которые были достаточно длительными (не менее двух лет) и зачастую были для одного и того же кандидата на такую поездку неоднократными. Такая политика «Очной подготовки» кадров историков-всеобщников для российских университетов осуществлялась Министерством народного просвещения с поразительной настойчивостью на протяжении нескольких десятков лет и принесла свои несомненные результаты. Уже к началу 80-х гг. XIX столетия практически все кафедры всеобщей истории российских университетов, включая, в том числе и так называемые «провинциальные» университеты (Казань, Харьков и пр.) были заполнены специалистами, получившими дополнительную профессиональную подготовку в ведущих университетах Европы. И, как результат, это привело к насыщению исследовательского поля российских всеобщников целым рядом оригинальных исследований, которые, хотя во многом и базировались на крупнейших европейских исследованиях (так происходило вплоть до начала XX столетия), были совершенно новым явлением в российском научном сообществе. Эту тенденцию мы и стремимся показать в статье, в которой рассказывается об эволюции

взглядов российских историков на личность одной из самых интересных фигур в истории европейского средневековья - Томасе Мюнцере.

Ключевые слова: историография, история, средние века, война, крестьянство, образование, университет

Для цитирования: Ахмадиев Ф.Н., Мягков Г.П. Крестьянская война в Германии в российской историографии середины - второй половины XIX века // Из-вестия Общества Археологии, Истории и Этнографии при Казанском университе-те. 2022. Т. 42. № 1. С. 5-12. DOI: 10.26907/2312-3400.2022.1.5-12

В 1974 году была опубликована книга известного советского историка и историографа Бориса Георгиевича Вебера. Она увидела свет под названием «Историографические проблемы». По сути это был сборник опубликованных ранее историографических работ автора. Пожалуй, самой интересной и по тем советским временам, «свежей» в смысле оригинальности была статья под названием «Крестьянская война в Германии в освещении М.Н. Петровым». В центре внимания Вебера оказался один из десяти исторических очерков, которые были опубликованы в 1868 г. Михаилом Назаровичем Петровым в рамках единого сборника под названием «Очерки из всеобщей истории». «Очерки» были изданы в издательстве Харьковского Императорского университета и были еще несколько раз переизданы, в последний раз уже после смерти их автора в 1887 году. В 1896 году на последнее издание «Очерков» в журнале «Новое слово» должна была состояться рецензия Е.В. Тарле, к сожалению, видимо, оставшаяся неопубликованной. Во всяком случае, рецензия нам неизвестна.

Оригинальность очерка о Томасе Мюнцере заключалась в том, что впервые в истории российской медиевистики автор отнесся к Мюнцеру не как религиозному фанатику и фантазеру, а деятелю масштабного крестьянского движения в Европе, вождю Великой Крестьянской войны в Германии, которая опять-таки впервые стала рассматриваться как предтеча будущих европейских буржуазных революций. Эта оценка Петровым разительно отличалась от всего того, что до этого писалось в российской медиевистике об этом персонаже германской истории и о самой истории Крестьянской войны. Объяснялось это тем, что Петров поднял тему истории германского протестного движения крестьян уже в совершенно новой общественной и политической действительности, сложив-

шейся в России в пореформенный период. И, возможно, еще более важное. При написании «Очерка» о Т. Мюнцере Петров М.Н. активно использовал работу немецкого историка В. Циммермана, вышедшую в 1849 году под названием «Великая крестьянская война в Германии». Этого историка причисляют к демократическому крылу в немецкой историографии первой половины XIXв., вышедшему из знаменитой научной школы Шлоссера. Напомним, что буквально под тем же, что и работа Циммермана, названием была опубликована классическая марксистская работа Ф. Энгельса, который при написании своей работы опирался на фактическую и источниковую базу книги Циммермана. Безусловно был соблазн, попытаться в «Очерке» Петрова найти следы влияния работы Ф. Энгельса. Но оснований для этого не обнаружилось ни в архивном наследии М.Н. Петрова, ни в содержании его «Очерка». Но сам «Очерк» по своим оценкам настолько не совпадал с теми оценками личности Мюнцера, которые дали ему предшественники Петрова - Грановский и Кудрявцев, что это позволило Вебе-ру отнести харьковского исследователя к крайне левому течению в российской либеральной общественной и политической жизни в первые годы истории пореформенной России.

При написании статьи использовались классические методы исследования, характер-ные, в первую очередь, для историографических обзоров. Это описательный метод, метод сравнительно-исторический, биографический метод, в основе которого стремление воссоздать историю жизни и деятельности изучаемого персонажа (в данном случае профессора Харьковского Императорского университета Михаила Назаровича Петрова) с опорой на его собственные научные исследования, на архивный материал и на исследования по данной проблематике советских и российских историков, в том числе, специалистов по общественной и политической истории Германии в средневековье.

В истории такого явления как российская наука всеобщей истории можно выделить этап становления, который своими временными рамками охватывает период с конца 40-х гг. XIX столетия и вплоть до конца 90-х гг. того же столетия. Началом этого этапа, конечно же с условием определенного допуска, можно считать актовую речь Т.Н. Грановского «О современном состоянии и

значении всеобщей истории» (1850 г.). В ней впервые было сказано о тех задачах, которые стояли перед всеобщей историей как научной дисциплиной. Верхней же чертой, на наш взгляд, можно считать признание, сделанное в 1897 году Е.В. Тарле. В рецензии на перевод «Всеобщей истории» французских историков Лависса и Рамбо он пишет: «наша историческая литература пока еще очень бедна трудами по всеобщей истории, не только оригинальными, но даже переводными, несмотря на то, что мы имеем капитальный ... труд Вебера, университетские курсы профессоров Кареева, Осо-кина и др., несколько хороших специальных монографий и т.д.» [1, с. 84]. На эти десятилетия XIX столетия приходится творчество ряда крупнейших исследователей (того же В.И. Кареева, В.П. Бу-зескула, Е.В. Тарле и др.), которых в истории науки можно обозначить как «канонические» (по Л.П. Репиной) [2] либо «ведущие» (по Б.Г. Могильницкому) фигуры. К этому ряду следует отнести и Т.Н. Грановского, который в 40-50-е гг. должен был решать, в первую очередь, сугубо «образовательные», а не исследовательские задачи. Отметим и то, что Грановский действовал и в совершенно другом общественном и политическом пространстве доре-фор-менной России, нежели историки конца XIX столетия.

Имея в виду все эти моменты, интересно еще раз обратиться к творчеству М.Н. Петрова, харьковского историка и историографа, творчество которого как раз умещается в указан-ные выше хронологические рамки, поскольку первая его работа - магистерская диссертация «О характере государственной деятельности Людовика XI» - была издана в 1850 году, а последние черновые наброски к его «Лекциям по всемирной истории» были написаны им во второй половине 70-х - первой половине 80-х гг. XIX века [3].

Таким образом, активное, творческое время М.Н. Петрова приходится практически на весь период становления российской науки всеобщей истории. А с учетом того факта, что его наследие охватило и первое десятилетие ХХ века и к этому наследию были причастны «канонические» персонажи российской науки. Корректурой I тома «Лекций по всемирной истории» М.Н. Петрова занимался Н.И. Кареев. А в 1896 году в журнале «Новое слово» Е.В. Тарле намеревался поместить рецензию на «Очерки из всемирной истории М.Н. Петрова» [1, с. 166]. М.Н. Петров представ-

ляется весьма востребованной личностью в истории российской науки. Его перу принадлежит ряд интересных и оригинальных работ, в том числе «Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции» [4], ставшая первым концептуальным осмыслением опыта европейской исторической науки. Но более подробно мы остановимся на «Очерках» Петрова, точнее одном из этих очерков под названием «Томас Мюнцер». Данное сочинение уже было предметом исследования. В 1974 году был издан сборник историографических статей Б.Г. Вебера под названием «Историографические проблемы» [5]. В этом сборнике была размещена статья под названием «Крестьянская война в Германии в освещении М.Н. Петрова». Главный вывод автора статьи заключается в том, что М.Н. Петров дал такую оценку Мюнцеру [6, с. 431], которая близка к радикализму российских революционеров, демократов современников Петрова. Следует отметить, что тема истории Крестьянской войны в Германии занимала в немецкой историографии первой половины XIX века ведущее место. Очерк начинается с упоминания о работе немецкого историка В. Циммермана, который с точки зрения российского исследователя, отказался от трактовки крестьянской войны как «второстепенного эпизода в истории Реформации» [6, с. 432] и «первый посмотрел на нее как на опыт европейской революции, бывшей сигналом всех последующих социальных переворотов» [6]. И, далее, «Великое Крестьянское восстание, на его (Циммермана - авт.) взгляд, явление - совершенно родственное революциям английской и особенно французской» [6]. Автор очерка создает сложный, многослойный портрет своего героя. С одной стороны, Мюнцер - «мечтатель-авантюрист» [6, с. 440], «энтузиаст, не понимавший истинных потребностей общества» [6, с. 467], но с другой стороны, Мюнцер - вождь, который повел народ в «бой против старых угнетателей-князей, дворянства и (церковной - авт.) иерархии» [6, с. 431]. Такая оценка Мюнцера Петровым гораздо содержательней той, которую в российской либеральной историографии давали Т.Н. Грановский и П.Н. Кудрявцев. В своих «Лекциях...» за 1849/50 год Грановский ограничился оценкой Мюнцера как «фанатика, жившего в видениях, лишенного смысла действительности, думавшего об освобождении всех народов и тварей», возглавившего «войну, объявленную массами

невежественными, фанатическими, не знавшими пределов своим требованиям» [7, с. 97].

Примерно такую же оценку Мюнцеру дает в своем лекционном обозрении истории Ре-формации и П.Н. Кудрявцев. Для него Мюнцер - «религиозный фанатик, протест которого вначале был обращен против иерархии, но в условиях начавшейся крестьянской войны, пре-вратился в борьбу и против злоупотреблений власти светской» [8].

По итогам исследования мы пришли действительно к интересным выводам. 1) В поре-форменной России стало возможным расширение исследовательского поля за счет включе-ния в поле внимания историков новых тем из истории европейского средневековья, касаю-щихся истории острых общественно-политических конфликтов (в нашем случае - Великой Крестьянской войны в Германии). 2) Эта новая тематика была созвучна тем общественным и политическим настроениям, которые существовали в российской пореформенной действи-тельности, в том числе в университетской среде. Дальнейшее исследование данной темы возможно по нескольким направлениям. 1) Продолжение изучения биографии и творчества М.Н. Петрова; 2) Изучение российской университетской среды как общественного и научного феномена; 3) Изучение российской историографии всеобщей истории второй половины XIX века в контексте внутренних связей с европейской историографией всеобщей истории XIX века.

Библиография

1. Из литературного наследия академика Е.В. Тарле. М.: Наука, 1981. 391 с.

2. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв. Социальные теории и историографическая практика. М., 2011. 197 с.

3. Петров М.Н. Лекции по всемирной истории. Т. 1. История древнего мира. Изд. 2-е, в новой обработке и с дополнениями А.Н. Деревицкого. СПб., 1907. 397 с.

4. Петров М.Н. Новейшая национальная историография в Германии, Англии и Франции. Харьков, 1861. 357 с.

5. Вебер Б.Г. Историографические проблемы. М., 1974. 402 с.

6. Петров М.Н. Очерки из всеобщей истории. Харьков, 1868.

7. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М.: Наука, 1987.

428 с.

8. Кудрявцев П.Н. Лекции. Сочинения. Избранное. М.: Наука, 1991. 344 с.

9. Томас Мюнцер. Пражское воззвание. Письма / Пер. с нем. М.М. Смирина и В.М. Володарского. Предисл. и коммент. В.М. Володарского // Средние века. -М.: Наука, 1989. - Вып. 52. - С. 332-346.

10. F. Engels. Der Bauernkrieg. Erfurt, 1847. - 187 s.

11. Hartfelder. Zur Geschichte des Bauernkrieges in Südwestdeutschland. Berlin,

1847.

12. W. Zimmerman. Geschichte des grossen Bauernkrieges. 3 т. Münich, 18411842.

13. L. Ranke. Deütsche Geschichte im Zeitalter der Reformation. Bonn, 18391847. В 6 т. - T. 3.

14. K. Dahlmann Geschichte von Dänemark. Münich, 1851. - 342 S.

Автор публикации:

Ахмадиев Фарит Нафисович (Ahmadiev Farit Nafisovich) - кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии и всеобщей истории Института международных отношений Казанского федерального университета, ahmadiev101@ mail.ru

Мягков Герман Пантелеймонович (Myagkov German Panteleimonovich) -доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и всеобщей истории Института международных отношений Казанского федерального университета, gmyagkov@yandex.ru

The theme of the Peasant War in Germany in Russian historiography mid-second half of the 19th century

Akhmadiev F.N., Myagkov G.P.

Abstract. In the second half of the 19th century, the science of world history in Russia becomes an academic discipline in the full sense. By the beginning of the 80s. In the 19th century, almost all departments of the general history of Russian universities, including the so-called "provincial" universities, were filled with specialists who received additional professional training at the leading universities in Europe. The article shows the trend in the evolution of the views of Russian historians on the personality of one of the most interesting figures in the history of the European Middle Ages - Thomas Müntzer.

Keywords: historiography, history, middle ages, war, peasantry, education, university

For citation: Akhmadiev F.N., Myagkov G.P. The Peasant War in Germany in Russian historiography of the middle - second half of the 19th century. Proceedings of the Society for Archaeology, History and Ethnography at the Kazan University. 2022;42(1):5-12. DOI: 10.26907/2312-3400.2022.1.5-12

Рublication authors:

Akhmadiev Farit Nafisovich, Kazan Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Archeology and General History of the Institute of International Relations of Kazan Federal University. 79061157097, ahmadiev101@ mail.ru

Myagkov German Panteleimonovich, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Archeology and General History of the Institute of International Relations of Kazan Federal University. gmyagkov@yandex.ru

Поступила в редакцию / Received 20.02.2022 Принята к публикации / Accepted 14.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.