Научная статья на тему 'Крестные ходы в Тобольской губернии как форма ритуальной повседневной культуры на рубеже XIX-XX вв'

Крестные ходы в Тобольской губернии как форма ритуальной повседневной культуры на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТНЫЙ ХОД / РИТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ / THE PROCESSION RITUAL CULTURE / RELIGIOUS HOLIDAYS / EVERYDAY LIFE / TOBOLSK PROVINCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валитов Александр Александрович, Федотова Дарья Юрьевна

Рассмотрены крестные ходы Тобольской губернии как форма ритуальной культуры. Определено их место в формировании повседневной культуры губернии. Сделан вывод о значении крестных ходов в жизни городских и сельских приходских сообществ как одной из форм социокультурных практик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS PROCESSIONS IN THE PROVINCE OF TOBOLSK AS A FORM OF RITUAL AND EVERYDAY CULTURE AT THE TURN OF XIX - XX CENTURY

Considered processions of the Tobolsk province as a form of ritual culture. Defined is their place in the formation of the everyday culture of the province. The conclusion is made about the importance of processions in the lives of urban and rural parish communities, as one of the forms of socio-cultural practices. The focus is on the characteristics of the procession as part of a Church holiday.

Текст научной работы на тему «Крестные ходы в Тобольской губернии как форма ритуальной повседневной культуры на рубеже XIX-XX вв»

УДК 247.571.12

ББК 264-2; 86. 2/3 (253.3)

КРЕСТНЫЕ ХОДЫ В ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ КАК ФОРМА РИТУАЛЬНОЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Валитов Александр Александрович,

кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории истории освоения Сибири, Тобольская комплексная научная станция УрО РАН, ул. академика Юрия Осипова, д. 15, г. Тобольск, Россия, 626152,

e-mail: [email protected]

Федотова Дарья Юрьевна,

младший научный сотрудник лаборатории истории освоения Сибири, Тобольская комплексная научная станция УрО РАН, ул. академика Юрия Осипова, д. 15, г. Тобольск, Россия, 626152,

e-mail: [email protected]

Аннотация

Рассмотрены крестные ходы Тобольской губернии как форма ритуальной культуры. Определено их место в формировании повседневной культуры губернии. Сделан вывод о значении крестных ходов в жизни городских и сельских приходских сообществ как одной из форм социокультурных практик Ключевые слова

Крестный ход, ритуальная культура, церковные праздники, повседневность, Тобольская губерния.

60

В религиозной жизни Российской империи конца XIX—начала XX вв. крестные ходы были повсеместно значимыми явлениями. Принято считать, что обычай организации крестных ходов появился как воспоминание о событиях последних дней Иисуса Христа, в память о Голгоф-ских страданиях. Становление богословия способствовало более обстоятельному толкованию данной традиции. С точки зрения верующего человека крестный ход служил одним из вариантов обращения к Господу. Православные богословы считали данные шествия одним из способов умилостивления Бога. В процессе прохождения церковного шествия появлялась возможность трансляции необходимых церковных догматов и православного вероучения. Немаловажным

фактором при рассмотрении роли крестных ходов в жизни верующих являлось объяснение их как части церковных обрядов, имеющих силу очищения существующего пространства1. Крестный ход рассматривался как форма мистического освоения пространства, которое проходило поэтапно после первичного, профанного его освоения2.

В истории нашего государства с момента Крещения Руси православные шествия стали неотъемлемым элементом религиозной жизни. Яр-

1 Вениамин (архиепископ). Новая скрижаль. Полное объяснение всех церковных служб, обрядов, молитвословий и предметов церковного обихода. СПб., 1891. С. 530-531.

2 Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М., 2000. С. 21.

ким примером, подтверждающим догматическое значение данных обрядов, был тот факт, что нарушение традиционного порядка перемещения людей во время церковного действия, сложившегося до XVII в., в ходе проведения Никоновской реформы, стало одной из причин церковного раскола. Порядок организации и совершения крестных ходов мог подвергаться лишь незначительному исправлению. Существующее церковное законодательство XIX в. утверждало нормы, предусматривало средства, определяло время проведения крестных ходов. Охрану порядка обеспечивала полиция, которая в процессе церковных шествий наблюдала за соблюдением «благочиния»3. Во время крестного хода стражам порядка следовало обеспечивать свободное прохождение участников церемонии, чтобы не происходило «поперечной езды» через улицы или иного «помешательства шествию», а также полицейские должны были следить за поведением зрителей. Они должны были следить за тем, чтобы «для смотрения на ход никто на улице не строил подмосток из скамей, досок, брёвен или иного». В момент совершения крестного хода требовалось закрытие питейных заведений, вводились некоторые ограничения на торговлю (исключение составляли продукты первой необходимости). Правоохранительные органы осуществляли надзор за тем, чтобы вместе с крестным ходом не было всякого рода шумных увеселений4. Священнослужителям запрещалось разговаривать между собой и раскланиваться со знакомыми. Старообрядцам до принятия закона о веротерпимости в 1905 г. проведение крестных ходов было запрещено5.

Изучением истории отдельных аспектов истории крестных ходов в Тобольской губернии занимался ряд исследователей: К. Голодников, Н. И. Загороднюк, Л. В. Останина, В. С. Сулимов.

Крестные ходы — одна из важных форм социокультурных практик в повседневной жизни населения Тобольской губернии. Они имели ряд особенностей — проходили ежегодно в одни и те же даты; участие в них принимали большие группы населения; во время крестного хода участникам разрешалось совершать религиозные обряды

3 Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений // Церковное благоустройство. Сборник действующих церковно-гражданских законоположений, относящихся к духовному ведомству. М., 1901. С. 283.

4 Там же. С. 284.

5 Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских

узаконений по духовному ведомству. СПб., 1900. С. 139.

в виде молебнов и церковных песнопений. Тем самым осуществлялся процесс формирования ритуальной культуры у участников данного шествия.

Крестные ходы представляли собой праздничное церковное шествие, которое переходило от одного храма к другому. Очень часто ход мог совершаться к памятному месту, участники шествия несли с собой чудотворные иконы, хоругви и другие святыни. Планы традиционных ходов складывались на протяжении столетий. Основными местами начала шествий были известные сёла или места, где находились православные святыни. Прохождение крестного хода через населённые пункты вызывало огромный интерес местного населения. Навстречу православному шествию выходили представители местной власти и простые обыватели, которые встречали «ход» на границе селения и могли сопровождать его на протяжении дальнейшего пути. В момент пребывания святыни в том или ином поселении совершались церковные службы — молебны, акафисты, водосвятие. Церковные шествия сопутствовали всем наиболее важным событиям в жизни любого города или селения: праздникам, открытию учебных заведений, началу проведения ярмарок и т.д. В Тобольской губернии, как и в целом в Западной Сибири, наиболее значимым был крестный ход с чудотворной иконой Божьей Матери Абалакской, проходивший обычно летом6.

В городах складывались определённые традиции, связанные с проведением религиозных шествий. Так, анализируя утверждённые планы ежегодных крестных ходов в г. Тобольске в исследуемый период, можно увидеть, что их количество достигало 14-ти и более ходов7. Крестные ходы способствовали сплочению власти, духовенства и народа.

Анализ архивных источников свидетельствует о том, что в городских и сельских поселениях церковные процессии проходили постоянно. Главным отличием этих крестных ходов было лишь колебание численности участников, представляющих разные социальные слои.

Православные праздники и престольные торжества отдельных церквей могли быть поводом для организации крестного хода. Существующие ежегодные шествия проводились в дни

6 Голодников К. Тобольская губерния накануне 300-летней годовщины завоевания Сибири. Тобольск, 1882.

7 Памятная книжка Тобольской губернии на 1915 год. Тобольск, 1915. С. 25-26.

61

62

памяти Богородицы и её чудотворных икон, а также могли быть связаны с почитанием в той или иной местности тех или иных святынь. Так, в Знаменском приходе Тюмени ежегодно совершалось три крестных хода—в Светлое Христово Воскресение, в день празднования Иконы Знамения и в праздник Крещения. Самыми важными в цикле годового богослужения являлись крестные ходы на праздник Пасхи. В Тобольской епархии они совершались в каждом приходе. При этом в некоторых приходах устраивалось даже несколько торжеств. Так в Брониковском приходе проходило два крестных хода: первый в день Светлого Христова Воскресения, а второй в память Преполовения Пасхи («полпути», середина между Пасхой и Троицей).

Существование в том или ином приходе или монастыре особо почитаемой православной святыни могло стать причиной для объявления крестного хода. В сложившейся религиозной практике церковные процессии проходили вокруг храма или монастыря. Например, впервые организация крестного хода с Абалакской иконой Божией Матери состоялась после неурожая в 1665 г., в следующем году в память о прекращении дождей по молитве к иконе, архиепископом Корнилием был установлен ежегодный крестный ход из с. Абалакского в г. Тобольск. Это событие совпало с днём чудотворной Тобольской (Казанской) иконы Божией Матери (8 июля). Таким образом, происходила «встреча» икон, от которой местное население ожидало чуда. Из источников узнаём, что попытка отменить традицию проведения религиозного шествия могла привести к «трагическим последствиям: так игумен монастыря занемог, и только после разрешения проведения крестного хода излечился». Начиная с конца XVII в. и до 1917 г. в повседневной культуре Тобольска закрепилась традиция принесения чудотворной иконы Божией Матери из монастыря на поклонение верующим Тобольска, это было особое событие для православного населения8.

Важное место в жизни города и губернии с 1879 г. стал занимать крестный ход в день памяти святителя Иоанна митрополита Тобольского. До обретения его мощей шествие совершалось 10 июня с чудотворной иконой Спасителя.

8 Загороднюк Н. И. Абалакская икона Божией Матери: история, загадки, гипотезы // Научные труды ТКНС УрО РАН Вып. I. Исторические науки. Тобольск, 2012. С. 58.

Начиналось шествие от кафедрального собора, проходило мимо церквей: Богоявленской, Воскресенской, Благовещенской, Христорождествен-ской и Михайло-Архангельской. Епархиальная пресса сообщала: «По случаю крестного хода народ толпами устремился в собор и в Златоустов-ский предел к находящейся в нём дорогой для верующих могиле митрополита Иоанна». Участие в праздничной литургии и крестном ходе принимал Тобольский губернатор А. А. Станкевич, который вместе с горожанами нёс на носилках икону Спасителя9. Так, 11 июня 1916 г. в день обретения мощей святителя Иоанна состоялось праздничное шествие с чудотворными иконами и мощами святителя в подгорную часть города. «Великолепную, чудную картину представлял в то время "Никольский взвоз", по которому следовал крестный ход со св. чудотворными иконами и мощами. Лес хоругвей, кресты, многочисленные св. чудотворные иконы, сонм архипастырей и пастырей, многочисленные толпы народа православного. Крестный ход обогнул почти всю подгорную часть города и возвратился в собор уже к вечеру»10.

Серьёзным поводом для организации и проведения крестного хода становились празднования примечательных событий из отечественной истории или истории Церкви, а также местные торжества. Знаменательным стал крестный ход, который состоялся 2 июня 1887 г. в Тобольске в честь трехсотлетнего юбилея города. В нём принимали участие большие группы населения, торжественное шествие началось от Софийского Собора и направилось к Благовещенской площади к часовне, построенной в память трагической гибели Царя-Освободителя Александра II.

В церемонии хода участвовали конные стражники, ученики и учителя учебных заведений Тобольска, представители ремесленных цехов и старшины, представители от городских властей, губернские чиновники, духовенство и горожане11.

Подобный крестный ход состоялся в связи с празднованием трехсотлетия основания г. Березова. Так, утром 9 мая 1892 г. после тор-

9 Не официальный отдел. Епархиальная хроника // ТЕВ. 1912. № 13. С. 294-296.

10 Тобольские торжества открытия и прославления св. мощей святителя Иоанна митрополита Тобольского и Сибирского // ТЕВ. 1916. № 23-24. С. 415.

11 Не официальный отдел. Празднование трехсотлетия

г. Тобольска // ТЕВ. 1887. № 11-12. С. 233.

жественной церковной службы был совершён крестный ход. Примечательным фактом стало то, что участники хода несли святые иконы и хоругви, в числе которых и привезённые в 1592 г. казаками иконы св. Архангела Михаила и святителя Чудотворца. Из Собора церемония направилась к могиле князей Меньшиковых, где была отслужена заупокойная лития (установленая для моления об умершем). На четырёх концах было прочитано Святое Евангелие, произнесены ек-тении и совершено осенение крестом города на четыре стороны света. По воспоминаниям современников, «крестный ход совершался особо торжественно, при стройном пении духовенства и соборных певчих, при благоговейной тишине и сосредоточенном молитвенном внимании сопровождавшего ход народа, во главе которого шли местные административные власти. Сама природа, казалось, сочувствовала нашему празднику, переменчивая и большею частию холодная в весенние месяцы на севере, погода была на этот раз тихая, тёплая, день ясный»12.

Крестные ходы являлись неотъемлемой частью церковных событий, связанных с пропагандой здорового образа жизни среди населения. Церковь боролась с пьянством, устраивая в рамках праздников трезвости крестные ходы с участием учащихся школ в воспитательных целях. В 1913 г. на Троицу в Духов день Советом Тобольского Епархиального Братства святого великомученика Дмитрия Солунского в Тобольской епархии был устроен «Праздник трезвости». Во всех храмах епархии прошла торжественная литургия, в конце которой произносились поучения о вреде пьянства, после литургии — молебен на площади с крестным ходом. Активное участие в православных шествиях приняли ученики Тобольской мужской гимназии. Крестные ходы могли проводиться в честь различных религиозных праздников и памятных дат истории церкви с привлечением учащихся. Празднование 1600-летия Миланского эдикта приурочили к празднику «Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня», отмечаемого 14 сентября 1913 г. богослужением и крестным ходом. Во всех храмах велось церковное богослужение, божественная литургия, молебствия кресту господню и святому равноапостольному царю Констан-

12 Не официальный отдел. Юбилейное торжество в г. Бе-резове // ТЕВ. 1892. № 13-14. С. 282

тину, с крестным ходом13. Исследователь В. С. Су-лимов, считает, что участие в православных шествиях учеников являлось важным элементом религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения14.

Открытие учебных заведений также могло сопровождаться крестным ходом. В день восшествия Александра I на престол 12 марта 1810 г. состоялось открытие Тобольской мужской гимназии. После окончания литургии и совершения молебствия о здравии царя в приходской Богоявленской церкви, крестный ход с иконой Божией Матери направился во двор гимназии15.

Бедствия народной жизни служили веским основанием для проведения крестных ходов. В особенности это касается эпидемий, неурожаев, неблагоприятных погодных условий. Так, 8 июля 1882 г., Абалакскую икону Божией Матери принесли в г. Тобольск при неблагоприятных обстоятельствах, когда сильные, непрерывные дожди угрожали бедствием городу: «Порывистый, холодный, пронзительный северный ветер, серые облака, постоянный дождь затрудняли принос иконы». Народное бедствие прекратилось только с приносом иконы в город: «.. .на небе блестело яркое летнее солнце. и только увлажнённая земля напомнила о предшествовавшей сему дню неприятной погоде.»16

Подобное «благоговение» имели жители села Долгоярского Тюменского округа, которые совершали крестный ход по своему приходу с чудотворной иконой Спасителя в трудных обстоятельствах жизни. Так было в 1892 г.: прихожане села совершили православный обряд, когда на их полях появилась кобылка (саранча)17.

В целом православные шествия могли реагировать на изменения в общественно-политической жизни страны. Например, рубеж XIX-ХХ вв. ознаменовался ростом числа проведения крестных ходов. Организация и проведение

13 Сулимов В. С. Светская школа Тобольской губернии. Народное образование на рубеже XIX-XX вв. Deutschland: LAP, 2011. С. 96-97.

14 Сулимов В. С. Воспитательный процесс в Тобольской мужской гимназии в годы Первой мировой войны // Проблемы истории Сибири: сб. науч. тр., посвященный 85-летию профессора Ю. П. Прибыльского. Тобольск, 2011. Вып. 2. С. 127.

15 Сулимов В. С. И. П. Менделеев: становление педагога // Педагогическое образование в Тюменском регионе. Вестник АППОТО. Тобольск: ТГСПА, 2010. Вып. 4. С. 63-68.

16 Отдел неофициальный. Сказание о крестном ходе из Абалака в Тобольск // ТЕВ. 1882. № 13. С. 288.

17 Отдел неофициальный // ТЕВ. 1893. № 5-6. С. 111.

63

религиозных процессий считалось в это время одним из способов формирования правильного духовно-религиозного чувства в противовес протестным настроениям, распространяющимся в обществе. Так, в крестном ходе с чудотворной иконой Знамения Божией Матери ежегодно принимали участие несколько тысяч человек. Многие именитые и состоятельные люди приносили обет сопровождать икону пешком.

Наиболее грандиозные крестные ходы по масштабу и участию в них населения за всю историю Тобольской губернии состоялись в 1913 г. Они были посвящены празднованию юбилея Дома Романовых. Шествия прошли по всем городам, сёлам и даже отдалёным весям региона. 21февраля 1913 г. во всех приходских храмах Тобольска утром были отслужены праздничные божественные литургии, по окончании которых совершались благодарственные молебны18. После церковной службы из приходских храмов в Софийский собор направились крестные ходы с участием школьников. По схожему сценарию проходило празднование в с. Березовском Тобольской губернии19. По завершении церковной службы местное население совершило крестный ход. Путь участников хода проходил вначале вокруг приходского храма, а затем вокруг всего села, участники шли ровным строем, несли в руках хоругви и иконы20.

18 Сулимов В. С. Чувства добрые пробуждать. Тюмень, 2004. С. 26.

19 Валитов А. А. Празднование трехсотлетнего юбилея Дома Романовых в церковных школах Тобольской губернии // Материалы X всеросс. науч.-практ. конф. «Тобольск научный — 2013». Тобольск, 2013. С. 234.

20 Valitov A. А., Tomilov I. S. Residents' Participance in the Celebration of the Tobolsk Province in Tercentenary of

Romanovs' House // Журнал Сибирского федерального уни-

Таким образом, православные религиозные шествия занимали важное место в системе формирования ритуальной повседневной культуры российской провинции на рубеже XIX-ХХ вв. Они выступали фактором объединения различных приходов, способствовали установлению связей между различными храмами и церквями на территории городского округа. Крестный ход являлся неотъемлемой частью православных праздников. Священнослужители использовали церковное шествие в качестве демонстрации своего влияния на население. Многие современники рассматривали религиозные процессии как форму защиты местного населения от различных происшествий природного и техногенного характера. Данные шествия способствовали формированию ритуальной культуры. Особым условием для формирования данной культуры стало то, что в большинстве своём все крестные ходы проходили при стечении огромной толпы, о чём свидетельствуют источники. Известно, что по поведению толпы можно судить о состоянии коллективного бессознательного, содержание которого составляют инстинкты и совместно переживаемые чувства21.

Следовательно, в исследуемый период крестный ход являлся важным условием формирования положительной чувственной окраски коллективного бессознательного у населения, а, в нашем случае, — имперской ритуальной культуры, к которой приобщали подданных на протяжении трёх веков царствования династии Романовых.

верситета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 6. № 12. С. 1790.

21 Почебут Л. Г. Изменённое состояние человека в толпе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Педагогика. Социология. 2008. № 2. С. 31.

64

Список литературы

1. Valitov A. А., Tomilov I. S. Residents' Participance in the Celebration of the Tobolsk Province in Tercentenary of Romanovs' House // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 6. № 12.

2. Валитов А. А. Празднование трехсотлетнего юбилея Дома Романовых в церковных школах Тобольской губернии // Материалы X Всерос. науч.-практ. конф. «Тобольск научный—2013». Тобольск, 2013.

3. Голодников К. Тобольская губерния накануне 300-летней годовщины завоевания Сибири. Тобольск, 1882.

4. Загороднюк Н. И. Абалакская икона Божией Матери: История, загадки, гипотезы // Научные труды ТКНС УрО РАН Вып. I. Исторические науки. Тобольск, 2012.

5. Ивановский Я. Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству. СПб., 1900.

6. Не официальный отдел. Епархиальная хроника // ТЕВ. 1912. № 13.

7. Не официальный отдел. Празднование трехсотлетия г. Тобольска // ТЕВ. 1887. № 11-12.

8. Не официальный отдел. Юбилейное торжество в г. Березове // ТЕВ. 1892. № 13-14.

9. Останина Л. В. К вопросу о крестных ходах в г. Тобольске в XIX в. // Православие и российская культура, прошлое и современность. Тюмень, 2012.

10. Отдел неофициальный // ТЕВ. 1893. № 5-6.

11. Отдел неофициальный. Сказание о крестном ходе из Абалака в Тобольск // ТЕВ. 1882. № 13.

12. Памятная книжка Тобольской губернии на 1915 год. Тобольск, 1915.

13. Почебут Л. Г. Изменённое состояние человека в толпе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Педагогика. Социология. 2008. № 2.

14. Свод уставов о предупреждении и пресечении преступлений // Церковное благоустройство. Сборник действующих церковно-гражданских законоположений, относящихся к духовному ведомству. М., 1901.

15. Сулимов В. С. Воспитательный процесс в Тобольской мужской гимназии в годы Первой мировой войны // Проблемы истории Сибири: сб. науч. тр., посвящённый 85-летию профессора Ю. П. При-быльского. Тобольск, 2011. Вып. 2.

16. Сулимов В. С. И. П. Менделеев: становление педагога // Педагогическое образование в Тюменском регионе. Вестник АППОТО. Тобольск: ТГСПА, 2010. Вып. 4.

17. Сулимов В. С. Светская школа Тобольской губернии. Народное образование на рубеже XIX-XX вв. Deutschland: LAP, 2011.

18. Сулимов В. С. Чувства добрые пробуждать. Тюмень, 2004.

19. Тобольские торжества открытия и прославления св. мощей святителя Иоанна митрополита Тобольского и Сибирского // ТЕВ. 1916. № 23-24.

RELIGIOUS PROCESSIONS IN THE PROVINCE OF TOBOLSK AS A FORM OF RITUAL AND EVERYDAY CULTURE AT THE TURN OF XIX—XX CENTURY

Valitov Alexander Aleksandrovich,

PhD in History,

researcher laboratory history of the development of Siberia Tobolsk complex scientific station, Ural branch of the Russian Academy of Sciences, the acad. Y. Osipov Str. 15, 626152 Tobolsk, Tyumen region, Russia,

e-mail: [email protected]

Fedotova Darya Yuryevna,

junior researcher laboratory history of the development of Siberia

Tobolsk complex scientific station, Ural branch of the Russian Academy of Sciences, the acad. Y. Osipov Str. 15, 626152 Tobolsk, Tyumen region, Russia,

e-mail: [email protected]

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Considered processions of the Tobolsk province as a form of ritual culture. Defined is their place in the formation of the everyday culture of the province. The conclusion is made about the importance of processions in the lives of urban and rural parish communities, as one of the forms of socio-cultural practices. The focus is on the characteristics of the procession as part of a Church holiday. Keywords

The procession ritual culture, religious holidays, everyday life, Tobolsk province.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.