Научная статья на тему 'Крест как символ в творчестве И. С. Шмелева'

Крест как символ в творчестве И. С. Шмелева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
444
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТ / И. С. ШМЕЛЕВ / ИКОНИЧНОСТЬ / ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ / CROSS / I. S. SHMELEV / ICONIC / THE ORTHODOX TRADITION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ван Цзэюй

Крест в художественном произведении особый объект и символ изучения. Литературоведы часто сознательно отказываются от анализа феномена креста, не обнаруживая желания признать его существенную значимость в художественном мире и предпочитая не смешивать понятия религиозного символа с его художественным воплощением. И. С. Шмелев, известный писатель XX в., сознательно расширяет функцию культового предмета и возводит его до уровня художественного символа. Задачей данной статьи выступает анализ функциональной семантики креста, характерной для православной традиции, на материале ряда произведений И. С. Шмелева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A cross in a work of art is a special object and symbol of study. Literary scholars often deliberately refuse to analyze the phenomenon of the cross, not revealing a desire to recognize its essential significance in the artistic world, and preferring not to confuse the concept of a religious symbol with its artistic embodiment. I. S. Shmelev as an Orthodox writer of the 20th century, he consciously expands the function of a cult object and elevates it to the level of an artistic symbol. The objective of this study is the analysis of the functional semantics of the cross, characteristic of Orthodox tradition, based on a number of works by I. S. Shmelev.

Текст научной работы на тему «Крест как символ в творчестве И. С. Шмелева»

УДК 008+82.0

Цзэюй Ван

аспирант, Хэйлунцзянский университет, Харбин, Хэйлунцзян, Китай E-mail: 826550480@qq.com

КРЕСТ КАК СИМВОЛ В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ШМЕЛЕВА

Крест в художественном произведении - особый объект и символ изучения. Литературоведы часто сознательно отказываются от анализа феномена креста, не обнаруживая желания признать его существенную значимость в художественном мире и предпочитая не смешивать понятия религиозного символа с его художественным воплощением. И. С. Шмелев, известный писатель XX в., сознательно расширяет функцию культового предмета и возводит его до уровня художественного символа. Задачей данной статьи выступает анализ функциональной семантики креста, характерной для православной традиции, на материале ряда произведений И. С. Шмелева.

Ключевые слова: крест, И. С. Шмелев, иконичность, христианская традиция

Для цитирования: Ван, Ц. Крест как символ в творчестве И. С. Шмелева / Цзэюй Ван // Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 1 (57). - С. 144-147.

В качестве одного из важнейших элементов и объектов поклонения в христианской культуре крест является символом церкви, представляющим образ Иисуса Христа, и символом спасения. Жизненный и творческий путь И. С. Шмелева полон трагических моментов, коренным образом изменивших все существование писателя. И поэтому почти в каждом его произведении имеет место образ креста как семантическая функция, а обширная часть русской жизни, которая придерживается православной традиции, наиболее полно представлена в творчестве писателя.

Крест необходим не только в церковной, но и в повседневной жизни верующих русских людей: от шахматного алтаря и интерьера церкви с ее богато украшенным убранством до колокольни, вершины башни, дома священника и кладбища - крест можно увидеть повсюду. От рождения и крещения до смерти он сопровождает человеческую жизнь. Считается, что крест необходим всем православным верующим. Люди принимают крестом и Благословение, осознанное признание веры, и выражают уважение к

Богу через набожные молитвы, и осуществляют таинственные религиозные ритуалы, чтобы защитить себя от несчастья и греха.

Мы знаем, что крест имеет числовую форму «десять», образованную пересечением двух длинных деревянных голов. Он состоит из двух кусочков дерева, и его форма похожа на китайский символ «десять», поэтому с китайского языка крест переводится как 'поперечная рамка'. Крест и христианская религия неотделимы от Иисуса Христа, умершего за искупление грехов человеческих, его распяли на кресте, а на третий день он был воскрешен. Поэтому в христианских учениях крест связан с именем самого Христа и выступает знаком христианской веры. Для поминовения Иисуса здание христианской церкви отмечено крестом. И это на самом деле связано с пониманием символа и смысла креста. Как он символизирует христианскую культуру, и почему ему поклоняются верующие? Что касается внутреннего содержания формы креста, то ученые разных временных периодов стремились объяснить это.

Во-первых, форма символизировала Страдание. Причем считалось, что, поскольку

144

Иисус был распят на кресте, крест символизирует страдания всего человечества. Иисус был пригвожден к кресту, что означает, что он сам принял на себя все страдания и грехи человеческого рода, чтобы каждый, у кого есть «первородный грех», мог загладить его.

Во-вторых, форма креста символизирует Подчинение и Терпение. Многие религиоведы отмечают, что распятие Христа выражает и доказывает его послушание Богу. Напоминает верующим людям, чтобы они не гордились своим богатством, не были высокомерны из-за своей славы, духовных и физических преимуществ: Бог общается с ними посредством креста, сдерживает их гордость и содействует их благополучию. Другими словами, испытание Богом своих детей имеет еще одну причину, чтобы проверить их терпение и научить их повиноваться.

Несение креста, главным образом, - это испытание терпения верующих. Когда они учатся быть терпеливыми и смиренными и изо всех сил стараются подавить чувство горя, то созревают в уме. Как говорил апостол Павел: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем [2 Кор, 4: 8-9]. Апостол Петр проповедовал: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас, Теми Он хулится, а вами прославляется» [1 Пет, 4: 14]. И это дополняется словами апостола Павла: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» [1 Тим, 4: 10]. Если верующие не испытывают скорби, они не могут научиться терпеть на кресте. Поэтому в западной литературе крест обычно используется как символ страданий и послушания.

В-третьих, форма креста символизирует Стремление к спасению. Многие религиоведы также считают, что крест означает спасение и надежду. Хотя крест - это пытка, но он олицетворяет собой путь спасения в глазах верующих. По их мнению, крест необходим для спасения людей, потому что они всегда в плену естественных желаний и не могут избавиться от них. Бог хочет спасти людей большой любовью через испытания и скорбь.

Все вышеприведенные объяснения значения и символичности христианского креста имеют свои теоретические предпосылки и документальную основу, но мы считаем, что все-таки они не тесно связаны с тем, что символизирует сам крест. Мощные влияния православия и символы креста пронизывают все художественное пространство начала XX в., не избежало их и творчество Ивана Сергеевича Шмелева. Задачей данного исследования выступает анализ функциональной семантики креста, характерной для православной традиции, на материале ряда произведений русского писателя, публициста, православного мыслителя И. С. Шмелева.

Жизненный и творческий путь его полон трагических моментов: гибель единственного сына, разлука с родиной, смерть жены, одиночество и нищета последних лет жизни. Говоря о русских в эмиграции, писатель называет их «крестоносцами», причем в понятие креста он вкладывает двоякий смысл. Во-первых, этот крестный путь получил название по аналогии с крестным путем Иисуса Христа в Евангелии. Во-вторых, крест является символом веры в Христа, а «крестоносцы» - люди, несущие его заповеди и учения, завет «Православной Руси» [5, с. 76]. Герои писателя осеняют себя крестным знамением не по привычке или традиции, а сознательно, выражая свою веру, пытаясь доказать свою правоту и одновременно защищая себя от внешних проявлений зла.

Роман «Лето Господне» является репрезентативным произведением, раскрывающим религиозно-философские мысли Ивана Сергеевича Шмелева. Хотя эти два произведения относятся к более позднему этапу творчества писателя, они подробно описывают русскую общественную жизнь до Октябрьской революции. «Лето Господне» рассказывает о различных церковных праздниках и отражает распорядок дня традиционной православной религиозной семьи. В романе крест почитается как священный образ, символизирующий, что смерть и зло в конечном итоге будут побеждены. Крест влияет на детей, в которых уважение к кресту воспитывается с раннего возраста. Они считают, что распятие - это не смерть, а надежда воскре-

145

сения. По мнению автора романа, суть поклонения кресту заключается в том, что русские верят в «выбрасывание старого и обновление себя». Таким образом, у Христа есть новое значение в его собственной смерти, и он приобрел это новое значение: «смерть» - это смерть бывшего греха, такая же, как новая, духовная жизнь. Вера в крест показывает бесконечную верность вере Христовой.

Носителем традиций в романе кроме Горкина выступает отец Вани. Молодой герой узнал слова молитвы от отца: «Кресту Твоем-у-у» [8, с. 350]. Работа отца была тесно связана с крестом, он и ремесленники сотворили много архитектурных украшений, вырезанных из крестов. Здесь крест символизирует охранительную функцию. Маленький герой уверен, что с помощью креста победит все. Происходит внутренное движение Вани в ходе понимания креста как небесного образа и знака. Можно сделать предварительный вывод, что в романе крест выступает в основном знаком принадлежности к православной вере и церковно-культовым предметом, выполняя соответствующие функции. Средневековая христианская модель мышления дает четкое описание: противостояние между Царством Небесным и Земным является основным противостоянием, а суть в Царстве Небесном. Бог не враг человека, Он всегда спасает человечество.

В романе крест также показывает основную логику христианской культуры. Слово «десять» составляет глубокий структурный код христианской святой культуры, и этот код должен выражать ее центральное сознание и основной дух. Благодаря тщательному анализу мы можем обнаружить, что логос как центр и крест как символ разделяют православную и западную философскую коннотацию. Как мы отметили выше, православный крест является символом, состоящим из вертикальной и горизонтальной линий. Эти линии на самом деле противоположны, что напоминает о противоположности форм двух разных вещей в мире. «Вертикаль похожа на историю, горизонталь - на знак будущего, а пересечение -на настоящее» [3, с. 255]. Мы также можем сказать, что вертикаль подобна физической жизни человека, горизонталь - духовной, а крест - вре-

менное соединение физической и духовной жизни. Таким образом, роль христианского учения обрела новое понимание.

Другая работа И. С. Шмелева - эпопея «Солнце мертвых» - глубоко своеобразная книга, в которой каждая конкретная деталь вырастает в библейское по духу обобщение. Роман представляет трагический период, когда «крест сломан»: наступает время жестокого атеизма, и все против Бога. Другими словами, для «убийц» и «неверующих» идеи православного учения и Евангелия кажутся незнакомыми. «Человек, созданный Богом, забыл Бога» и создал новый мир в соответствии с законами зла.

Крест как персонаж появляется в эпопее, рассказчик обретает его в природном мире. Иногда крест понимается как стремление к спасению. В изображении Крыма периода красной оккупации после эвакуации врангелевских войск автор-повествователь руководствуется эпической установкой показать общечеловеческое состояние мира через призму личных переживаний [2, с. 136]. Первое появление креста в романе такое же, как и у других обычных предметов в жизни: арфа, старая голова горбуна, крест, подсвечник. По выражению И. А. Ильина, «земной предмет становится живым символом большого, священного и главного» [1, с. 156]. Крест отсылает к евангельским событиям - страстям и крестной смерти Спасителя. Но вера во Христа не означает, что Христос только дает благо человеку, на самом деле верующий должен сначала быть смелым. Чтобы обновить свой дух и веру, нужно отказаться от плотских желаний. Так, в рассказе «Кулико -во поле» найденный крест становится знаком спасения после оглашения его Преподобным: «Крест Господень - знамение спасения» [7, с. 14]. «Раб Божий Василий, лесной дозорщик, знакомец и доброхот, обрел сей Крест Господень на Куликовом Поле и Волею Господа посылает, во Знание Спасения» [Там же, с. 38] и т. д. «Обновление креста», по замыслу автора, выступает концептуально важным моментом для понимания идейного содержания рассказа [6, с. 450]. Как верующий должен иметь сильную способность отказатся от своих настоящих желаний, так и мы должны стремиться к духовной чистоте и новой жизни.

146

И. С. Шмелев принадлежит к тем писателям, которые властно приглашают нас к умственному сотрудничеству, он всегда берет на себя миссию пророчески указать путь, с которого временно сошла Россия. Как китайский читатель считаю, что крест в творчестве И. С. Шмелева в какой-то мере становится выразителем его идеи. Как отмечает сам писатель в письме к философу И. А. Ильину от 30 июня 1927 г.: трагическая история России

священна, она есть крестный путь русского народа-избранника, которому суждено сохранить образ и веру Христа в веках [4, с. 40]. Крест в художе -ственном мире И. С. Шмелева фактически символизирует, что люди на духовном уровне уже обладают большой способностью воссоздать новый мир. Специфическое понимание креста в православной концепции и дает ключ к творчеству Ивана Сергеевича Шмелева.

1. Ильин, И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев / И. А. Ильин. - Москва : Скифы, 1991.

2. Каманина, Е. В. О смысле заглавия и подзаголовка «эпопеи» в «Солнце мертвых» И. С. Шмелева / Е. В. Каманина // Наследие И. С. Шмелева: проблемы изучения и издания. - Москва, 2007.

3. (00). 2008^. [Лю Цзяньцзюнь. Крест в христианстве как символ // Исследование библейской литературы (00). 2008]. (На кит. яз.)

4. Письмо И. С. Шмелева И. А. Ильину, 18 апр. 1933 г. // Ильин И. А. Переписка двух Иванов : в 3 т. Т 1 : 1927-1934 / И. А. Ильин. - Москва : Русская книга, 2000.

5. Селянская, О. В. Мотивы пути, креста, судьбы в православной концепции И. С. Шмелева (на материале «Переписки двух Иванов»: 1927-1950) // Вестник ТГУ. - 2002. - Вып. 4 (28). - С. 75-77.

6. Шкуропат, М. Ю. Крест как знак, образ и символ в творчестве И. С. Шмелева / М. Ю. Шкуропат // Духовная традиция в русской литературе : сб. науч. ст. - Ижевск : Удмуртский университет, 2013.

7. Шмелев, И. С. Куликово Поле / И. С. Шмелев. - Москва, 2003.

8. Шмелев, И. С. Лето Господне / И. С. Шмелев. - Москва, 1998.

Получено: 28.12.2018

Wang Zeyu

Postgraduate Student, Heilongjiang University, Harbin, Heilongjiang, People's Republic of China E-mail: 826550480@qq.com

CROSS AS A SYMBOL IN CREATIVE ACTIVITY OF I. SHMELEV

Abstact. A cross in a work of art is a special object and symbol of study. Literary scholars often deliberately refuse to analyze the phenomenon of the cross, not revealing a desire to recognize its essential significance in the artistic world, and preferring not to confuse the concept of a religious symbol with its artistic embodiment. I. S. Shmelev as an Orthodox writer of the 20th century, he consciously expands the function of a cult object and elevates it to the level of an artistic symbol. The objective of this study is the analysis of the functional semantics of the cross, characteristic of Orthodox tradition, based on a number of works by I. S. Shmelev.

Keywords: cross, I. S. Shmelev, iconic, the Orthodox tradition

For citing: Wang Zeyu. 2019. Cross as a Symbol in Creative Activity of I. Shmelev. Culture and Arts Herald. No 1 (57): 144-147.

References

1. Selianskaia О. 2002. The motives of the path, the cross, the fate in the Orthodox concept of I. S. Shmelev (on the material of "Correspondence of Two Ivans": 1927-1950). Vestnik TGU [Bulletin of Tyumen State University]. No 4 (28). (In Russ.).

2. Shmelev I. 1998. Leto Gospodne [Summer of the Lord]. Moscow. (In Russ.).

3. Liu Tsziantsziun. 2008. The cross in Christianity as a symbol. Issledovanie bibleyskoy literatury [Study of biblical literature]. (00). (In Chinese.).

4. Kamanina Е. 2007. O smysle zaglaviya i podzagolovka «epopei» v «Solntse mertvykh» I. S. SHmeleva. Naslediye I. S. SHmeleva: problemy izucheniya i izdaniya [On the meaning of the title and subtitle of the "epic" in "The Sun of the Dead" by I. S. Shmelev. The legacy of I. S. Shmelev: problems of study and publication]. Moscow. (In Russ.).

5. Ilin I. 1991. O t'me i prosvetlenii. Kniga khudozhestvennoy kritiki: Bunin, Remizov, SHmelev [About darkness and enlightenment. The book of art criticism: Bunin, Remizov, Shmelev]. Moscow. (In Russ.).

6. Shmelev I. 2003. Kulikovo Pole [Kulikovo Field]. Moscow. (In Russ.).

7. Shkuropat M. 2013. The cross as a sign, image and symbol in the works of I. S. Shmelev. Dukhovnaya traditsiya v russkoy literature [Spiritual tradition in Russian Literature]. Izhevsk: Udmurtskiy universitet. (In Russ.).

8. Letter from I. S. Shmelev to I. A. Ilin. Apr 18 1933. 2000. Ilin I. Sobranie sochineniy: perepiska dvukh Ivanov (1927-1934) [Collected works: Correspondence of two Ivans (1927-1934)]. Moscow. (In Russ.).

Received 28.12.2018

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.