Научная статья на тему 'КРЕСТ КАК СИМВОЛ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭФИОПИИ'

КРЕСТ КАК СИМВОЛ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭФИОПИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
232
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФИОПИЯ / ЭФИОПСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭФИОПСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ КРЕСТ / РУЧНОЙ КРЕСТ / НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ / СТАВРОГРАФИЯ / РИТУАЛЬНАЯ ТАТУИРОВКА / ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ацбеха Негга Тесфае, Шкандрий Надежда Ярославовна

В статье рассматривается семантика и символика креста в культуре Эфиопии. Показано, что своеобразные формы и разнообразные функции креста связаны с каноническими представлениями древневосточной эфиопской церкви и ее влиянием на социальную и персональную жизни. Прослеживается типология основных форм креста, развитие орнаментального декора в контексте религиозной и повседневной жизни, в том числе в телесных практиках татуировки, в декоре традиционного текстиля. Определяется значение креста как знака культурной и региональной идентичности, рассматривается роль заказчика церковных крестов, выражающая личное благочестие. Особое внимание уделяется религиозным церемониальным крестам, связанным с богослужением, а также ручным крестам для личного благословения, которые распространены не только среди священнослужителей и монахов, но и мирян. Проведенный анализ позволяет интерпретировать крест как важный элемент этнической самоидентификации в современной эфиопской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CROSS AS A SYMBOL CULTURAL IDENTITY OF ETHIOPIA

The article deals with the semantics and symbolism of the cross in the culture of Ethiopia. It is shown that the special forms and various functions of the cross are associated with the canonical ideas of the ancient Eastern Ethiopian church and its influence on the social and private life of the Ethiopian society. The typology of the main forms of the cross is traced, the development of ornamental decoration in the context of religious and everyday life, including in the bodily practices of tattooing, in the decoration of traditional textiles. The cross is interpreted as a sign of cultural and regional identity. Commission of church crosses is seen as a manifestation of personal piety. The most significant are religious ceremonial crosses associated with worship, as well as hand crosses for personal blessing, which are common not only in the church, but also in family life. Thus, the cross is one of the most important signs of ethnic selfidentification in modern Ethiopian culture.

Текст научной работы на тему «КРЕСТ КАК СИМВОЛ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЭФИОПИИ»

УДК 271.2-526.6(63):7.048

Ацбеха Негга Тесфае, Н. Я. Шкандрий

Крест как символ культурной идентичности Эфиопии

В статье рассматривается семантика и символика креста в культуре Эфиопии. Показано, что своеобразные формы и разнообразные функции креста связаны с каноническими представлениями древневосточной эфиопской церкви и ее влиянием на социальную и персональную жизни. Прослеживается типология основных форм креста, развитие орнаментального декора в контексте религиозной и повседневной жизни, в том числе в телесных практиках татуировки, в декоре традиционного текстиля. Определяется значение креста как знака культурной и региональной идентичности, рассматривается роль заказчика церковных крестов, выражающая личное благочестие. Особое внимание уделяется религиозным церемониальным крестам, связанным с богослужением, а также ручным крестам для личного благословения, которые распространены не только среди священнослужителей и монахов, но и мирян. Проведенный анализ позволяет интерпретировать крест как важный элемент этнической самоидентификации в современной эфиопской культуре.

Ключевые слова: Эфиопия, эфиопская культура, эфиопская православная церковь, церемониальный крест, ручной крест, нательный крест, ставрография, ритуальная татуировка, этническая самоидентификация

Atsbeha Negga Tesfaye, Nadezhda Ya. Shkandriy The cross as a symbol cultural identity of Ethiopia

The article deals with the semantics and symbolism of the cross in the culture of Ethiopia. It is shown that the special forms and various functions of the cross are associated with the canonical ideas of the ancient Eastern Ethiopian church and its influence on the social and private life of the Ethiopian society. The typology of the main forms of the cross is traced, the development of ornamental decoration in the context of religious and everyday life, including in the bodily practices of tattooing, in the decoration of traditional textiles. The cross is interpreted as a sign of cultural and regional identity. Commission of church crosses is seen as a manifestation of personal piety. The most significant are religious ceremonial crosses associated with worship, as well as hand crosses for personal blessing, which are common not only in the church, but also in family life. Thus, the cross is one of the most important signs of ethnic self-identification in modern Ethiopian culture.

Keywords: Ethiopia, Ethiopian culture, Ethiopian Orthodox Church, ceremonial cross, hand cross, pectoral cross, staurography, ritual tattoo, ethnic identity DOI 10.30725/2619-0303-2022-3-12-17

Эфиопия - страна, история и современность которой связаны с традициями и духовными импульсами раннехристианской культуры. Христианство утвердилось здесь в IV в.: по свидетельству римского церковного писателя Руфина Аквилейско-го, произошло это благодаря святому Фру-ментию (Абба Салама) - первому епископу Эфиопской церкви, обратившему в христианство правителя Аксумского царства Эзана. С именем этого царя связано создание одной из древнейших и наиболее почитаемых святынь Эфиопии - церкви Марии Сионской в Аксуме. Построенный в IV в. храм неоднократно поновлялся, в XVI в. был разрушен, а в XVII в. восстановлен и освящен как Новый Иерусалим. По-

читание этой святыни занимает особое место в религиозной жизни Эфиопии: каждый месяц в эфиопском календаре 21 и 30 число посвящено Сионской Богоматери [1, р. 71]. Древнесемитский язык геэз, распространенный в Аксумском царстве и зафиксированный в дошедших до нас памятниках эпиграфики и на монетной чеканке [1, р. 57-59], стал классическим эфиопским языком и до сих пор используется как богослужебный. Эфиопская древневосточная православная церковь, которая принадлежит к дохалкидонской монофи-зитской традиции, неизменно консолидировала общество и поддерживала монархию. До наших дней христианство играет огромную роль в жизни страны, а вместе с

ним и христианский крест, который обрел здесь оригинальные формы и стал одним из важнейших знаков этнической самоидентификации. Таким образом, важной исследовательской задачей является рассмотрение функций креста в ритуальной и повседневной практике носителей эфиопской традиции.

Недавние раскопки города Бета Самати, находившегося между столицей Аксумом и Красным морем, привели к обнаружению фрагментов стен еще одного эфиопского христианского храма IV в., который, как и церковь Марии Сионской, имел бази-ликальную форму. Там же, у восточной стены, была найдена каменная подвеска в форме креста с нанесенной на него надписью: исследователи предполагают, что она могла принадлежать служившему в храме священнику [2, р. 1547]. Размышляя о появлении формы креста в искусстве тропической Африки, В. Б. Мириманов сопоставлял формы ритуальных статуэток мбулу, композиция которых состоит из овала и ромба (трактованных как стилизованные изображения человеческого лица и схематического изображения рук)? и так называемых «агадесских» (или «сахарских») крестов, отмечая: «Серебряные агадесские кресты, представляющие аналогичную композицию из овала и ромба, издавна изготовлялись ремесленниками Хоггара. Происхождение этой формы, по-видимому, эволюционировавшей на протяжении столетий, представляется исследователям „загадочным и таинственным"» [3, с. 120-121]. В отличие от этого значимого, но локального феномена, в эфиопской культуре христианский крест проникает во все области жизни. И именно эфиопская стилизация формы креста является самой разнообразной и богатой в дизайне.

Крест как ключевой теологический символ христианской религии - «Знаменье Славы» [4, с. 204] - обретает множество смыслов и воплощений в христианских культурах. Носителями традиций крест воспринимается как источник силы и защиты, что зафиксировано в христианской письменности и изобразительном искусстве. Эфиопия стоит отдельно в ряду христианских стран, поскольку именно здесь крест необычайно широко распространился в повседневной жизни народа, из чего следует многообразие в его формах и декоре. В разных областях Эфиопии крестом украшают не только церкви, но и частные дома.

Крест широко представлен в татуировках и ювелирных украшениях. На протяжении веков и до наших дней крест используется в орнаменте традиционной хлопчатобумажной одежды. «В эфиопской культуре крест воспринимается как оружие в борьбе с темными силами <...> изображение креста несет в себе все многообразие социальной и культурной жизни. В этих сферах через легенды, традиционные знаки, люди общаются друг с другом. Он является средством коммуникации, показывает страхи и желания. Можно сказать, что это сложная система знаков, накопленная веками» [5], -так фиксирует широкий семантический диапазон изображений креста в эфиопской культуре американская исследовательница Мария Евангелату.

Татуировка издревле является важной частью жизни Эфиопии. Основными зонами нанесения татуировки до сих пор остаются лоб, шея и запястье. Нанесение татуировки осуществляется не только с декоративными целями, но также включено в религиозный ритуал с целью защиты и благословения человека. Кроме того, татуировка позволяет идентифицировать его религиозно-культурную и даже региональную принадлежность, что по-прежнему важно в современном эфиопском обществе. По этому признаку можно с легкостью определить жителей северной части Эфиопии, таких народов, как тиграй, гондер, годжам и вэлло. Самой распространенной татуировкой является рисунок креста на лбу, чуть выше переносицы, по центру между бровями. Часто такая татуировка не превышает 2 см в квадрате и делается очень простым способом накалывания угля в кожу, после прочтения определенной молитвы. Локальные отличия определяются в зависимости от места проживания: от простых двух линий в виде греческого креста, до более сложной конфигурации, которая имеет до 8 пересечений. В практике подобной религиозной татуировки Эфиопия является уникальной;только в Египте до сих пор имеются последователи Коптских церквей, которые тоже набивают на тело изображения в виде креста. Но там они имеются только на руках и в более скрытом месте, выше запястья на правой руке, так как их не принято выставлять напоказ, поскольку египетские копты являются меньшинством и находятся в притеснении у мусульман.

Наиболее значимая трансформация форм, усложнение орнаментации эфиоп-

ских крестов, достаточно лаконичных еще в ХИ-ХШ вв., произошли в XV в. [5]. В результате устойчивым признаком эфиопских крестов, сделанных из камня, меди, бронзы, железа, дерева или кожи, становится сложное орнаментальное плетение. Нередко середина орнамента дополняется фигуративной композицией, заимствованной из миниатюр христианских письменных памятников. Визуальный эффект подобного декора основан на повторении отдельных орнаментальных фрагментов в разном размере [5]. Талант эфиопских художников позволяет создавать и трансформировать исторический образ креста, обогащая его своим культурным наследием и мифами. Основные базовые рисунки, упрощенные в разных вариантах, имеют многообразие в повторяющихся деталях. Поэтому кресты индивидуальны, их облик определяется местом производства. Это наблюдение подтверждает небольшая коллекция эфиопских церемониальных, ручных и нательных крестов, которая принадлежит Музею антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамере) в Санкт-Петербурге [6].

Многие древние кресты были сделаны монахами, религиозными деятелями или специально обученными мастерами; часто заказчики принадлежали монархической семье, имели высокое положение в обществе. При этом форма и символика креста всегда были понятны и простым людям, и образованным. Несмотря на определенный интерес к эфиопской традиции и артефактам как к объектам экзотического коллекционирования и туристским сувенирам, отвечая на который «эфиопские художники копируют известные образцы прошлого..., сознательно воссоздают традиционность» [7, с. 18], доминирующими все же остаются внутренние механизмы преемственности и воспроизведения,благода-ря которым удается сохранять мастерство исполнения, богатство визуального языка и символизм креста в современной эфиопской культуре.

Крест имеет четкие различия в его функционировании в ритуальной среде и бытовой. На сегодняшний день можно выделить три основных типа крестов, которые связаны с различными аспектами церковной и повседневной жизни каждого человека и всей культуры в целом. К первому типу относится церемониальный крест для богослужений; это самый большой церковный крест, который надевается

на посох. Второй тип креста принадлежит к ритуальному облачению, скрывается в складках одежды и может использоваться как ручной крест, третий - нательный крест для всех христиан.

Крест на церковный посох является ярким образцом национальной культуры. Подобные кресты многосложны, объемны, очень декоративны. Обычно они связаны с посохом воедино и называются церемониальными, поскольку используются в литургиях и народных праздниках, которые часто имеют под собой религиозную основу. В богослужениях видно их многообразие: они являются центром внимания молящихся во время службы, поднятие креста в конце службы означает завершение богослужения. Такие кресты могут использоваться в крестных ходах, официальных праздниках, например на коронации. Тогда они могут быть декорированы драгоценными камнями. Эти кресты часто имеют около основания два отверстия, в которые во время больших праздников вставляются красивые цветные полосы ткани [5]. В этот момент священники уподобляются апостолам, проповедникам и первым последователями Христа, в таком случае крест на церковном посохе позволяет создать образ пастыря [1, р. 154-159]. Исследователи отмечали связь эфиопских церемониальных крестов с Византией [1, р. 128, 135], а также сокровенный символизм: «в их структуре есть связь с музыкой литургии. можно сказать, что эфиопский крест является совокупностью многообразия фундаментальных идей универсальной веры., образом защиты и благодати, спасения» [5]. Один из наиболее значимых исторических примеров - золотой церемониальный крест царя Лалибе-лы [1, р. 187] датируется рубежом ХИ-ХШ в. и хранится в самом большом скальном храме Эфиопии - Храме Дома Спасителя Мира. Этот крест обладает яркой и выразительной формой: сверху он увенчан подковой с двенадцатью лучами, символизирующими двенадцать апостолов, а его нижняя часть представляет символическое изображение руки праотца Адама.

Часто церковные церемониальные кресты включают в себя небольшие миниатюрные фигуративные сюжеты Ветхого Завета, аллегорические изображения птиц и фруктов, которые превращаются в дерево. Символ дерева часто развивается в дерево жизни. В орнаментике представляется тема обретения креста как символ

райских кущ и начала жизни [5]. Среди фигуративных изображений встречаются сцены с Царицей Савской и ее поездкой к царю Соломону. Также церемониальные кресты могут иметь написанный библейский текст на геэз. В XVN-XVШ вв. на севере Эфиопии, в Гондаре, под влиянием католицизма, которое страна пережила в начале этого периода, создаются кресты с гравированными изображениями сцен Нового Завета. Характерный образец данного типа церемониального креста, смонтированного из вырезанных частей плоского металлического листа, представлен в собрании музея Уолтерса в Балтиморе [8]. На лицевой стороне этого креста изображена Богоматерь с младенцем, Святой Георгий и Святой Теклэ Хайманот, перед которым находится коленопреклоненный жертвователь, на чьи средства был создан этот артефакт; на обратной стороне изображены сцены Распятия, Погребения и Воскресения, а также фигуры неизвестных святых. Изображение донатора показывает, что крест был заказан как вотивный предмет и преподнесен одной из церквей Гондара.

Наиболее характерными и ярко отражающими национальные традиции Эфиопии являются ручные кресты, которые выполняются из дерева или металла. Обычно ими пользуются священнослужители, монахи или отцы семейств, которые носят такие кресты во внутреннем кармане под одеждой, на груди на уровне сердца [5]. Поэтому они считаются мужскими крестами. Это небольшие по размеру, приблизительно 10 на 25 см наследственные семейные кресты, которые переходят из поколения в поколение и применяются для благословения. Варианты большого ручного креста от 30 до 60 см могут использоваться во время литургии: в этом случае их держат дьяконы или молодые служители церкви как символическое оружие против сил тьмы и светильник христианства. Особенность этих крестов состоит в том, что они выглядят как сплетенные из нитей, образующих сложный орнамент. Такая орнаментация непосредственным образом связана с особыми приемами обработки металла, что требует высокого мастерства при литье. С другой стороны, истоком подобных орнаментальных мотивов является искусство Средиземноморья, где они распространены в мозаике, скульптуре, ювелирных украшениях и украшении рукописей. Высказывались предположения, что в ранних формах ор-

намента узлы использовались как обереги; и до сегодняшнего дня эти мотивы встречаются на ритуальных предметах. Идея бесконечности нитей, сплетающих крест, несет в себе смысл защиты и веры в Христа. Также эти мотивы широко используются в эфиопском текстиле: здесь в плетеных орнаментах в форме креста передаются идеи страдания Христа и его триумфа над смертью. В целом эфиопской культуре свойственно такое доминирование абстрактной орнаментальной стилистики, которая в разнообразии вариантов передает представления о священной истории от зарождения мира до Страшного суда [5].

Отдельно можно упомянуть о варианте ручных крестов с прямоугольным основанием, представляющим ковчег Завета, которому эфиопы придают особое значение. Подобная форма является символическим изображением деревянного ковчега, эмблемы Ветхого Завета Бога с его избранным народом. Изображения на ручных крестах также могут появляться по желанию конкретных заказчиков, по усмотрению которых могут быть добавлены образы из Священного Писания или типично эфиопские святые, например Текла Хайманот и Габра Манфас Кедус, которые воспринимаются как посредники и помощники при молитвенном обращении к Богу. Особенно часто на крестах встречается изображение Святого Георгия, который является покровителем Эфиопии и ее воинов. Несущий крест имеет особый статус в обществе, уподобляется пастырю, спасителю и учителю.

Интересны и разнообразны формы нательных эфиопских крестов, которые, как правило, отливают по методу утраченного воска. Часто кресты имеют название по месту производства; региональные отличия выражаются и в самой их форме. Например, самые простые по форме кресты происходят из Мекеле, однако они украшены переплетающимися орнаментами. В городе Лалибела крест имеет широкую симметричную форму. Кресты еврейского племени Фалаша, живущего близ Гондара, выполнены в виде звезды Давида. Тогда как на крестах, исполненных мастерами самого Гондара, могут быть изображены голуби мира. Столь же разнообразны кресты мест Годжам, Дэссе, Уэллега, Джимма, Гураги. Отличительной чертой эфиопских крестов можно считать наличие петли, которая отделяет сам крест от основания, на котором он висит. Скорее всего, эта особенность

определяется использованием креста при благословении. При этом нательные кресты имеют несколько функций и могут быть связаны как с защитой и благословением, так и обозначать саму принадлежность к христианству, поэтому они даются человеку при крещении. Подобные кресты могут делаться не только из железа, но также из дерева или кожи и носиться не только под одеждой, но и поверх нее.

Подводя итоги, следует отметить, что история и функциональное значение креста в эфиопской культуре обусловлено его вовлеченностью в процессы трансляции традиционных ценностей и этнической самоидентификации народа. Сохранение этого символа и его присутствие в современной эфиопской культуре свидетельствуют о жизненной силе традиционной культуры, способной на дальнейшее развитие. Глубокое внутреннее содержание, понятное знатокам церковной культуры, сочетается здесь с развитыми орнаментальными формами, язык которых привычен, интуитивно понятен и эмоционально близок эфиопскому народу. В орнаментах и формах эфиопского креста отражается не только история и культура древней страны, но и ее современная жизнь, чаяния, мифы, желания и вера. Эфиопская культура уникальна тем, что она не была подвергнута влиянию колонизаторов, сохранила язык, архитектуру и этническую самобытность, которая остается главным импульсом ее дальнейшего развития. Все эти смыслы в сжатом виде можно увидеть в эфиопском кресте.

Список литературы

1. Heldman M., Murno-Hay S. African Zion: The Sacred Art of Ethiopia: catalogue. New Haven; London: Yale Univ. Press, 1993. X, 272 p.

2. Harrower M., Dumitru I., Perlingieri C., et al. Beta Samati: discovery and excavation of an Aksumite town // Antiquity. 2019. № 93 (372). P. 1534-1552. URL: https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/643FA872A5B2F9B5E 0E765D850C4A526/S0003598X1900084Xa.pdf/beta-samati-discovery-and-excavation-of-an-aksumite-town.pdf (дата обращения: 13.03.2022).

3. Мириманов В. Б. Искусство тропической Африки. Москва: Искусство, 1986. 310 c.

4. Седакова О. А. Круг, крест, человек. Данте и Равенна // Седакова О. А. Мудрость Надежды и другие разговоры о Данте. Санкт-Петербург: Изд-во Ивана Лимбаха, 2021. С. 126-231.

5. Evangelatou М. The symbolic language of Ethiopian crosses: visualizing history, identity and salvation through form and ritual // Hawaii International Conferenes «Art, Humanities & Sosial Sciences». 2013. URL: https://www.huichawaii.org/ assets/evangelatou_maria_ahs_2013.pdf (дата обращения: 13.03.2022).

6. Крест - навершие посоха. Амхара. Эфиопия (Абиссиния). Конец XIX - начало ХХ вв. МАЭ № 1086-94; Крест. Амхара. Эфиопия (Абиссиния). Бетэ Гиоргис, Лалибела. МАЭ № 66-36-2; Ручной крест. Амхара. Эфиопия (Абиссиния). Конец XIX -начало ХХ вв. МАЭ № 4693-3; Крест ручной. Амхара. Эфиопия (Абиссиния). Конец XIX - начало ХХ вв. МАЭ № 2103-1; Крест ручной. Амхара, тиграйцы, Эфиопия (Абиссиния). Конец XIX - начало ХХ вв. МАЭ № 2103-3; Крест священнический ручной. Амхара. Эфиопия (Абиссиния). Конец XIX - начало ХХ вв. МАЭ № 1086-95; Священнический ручной крест. Амхара. Эфиопия (Абиссиния). МАЭ № 4055-17; Крест. Амхара, оромо. Эфиопия (Абиссиния). МАЭ № 1056-39; Крест. Амхара, оромо. Эфиопия (Абиссиния). МАЭ № 1056-40 // Кунсткамера. Коллекции онлайн. URL: http://collection.kunstkamera.ru/ (дата обращения: 13.03.2022).

7. Семенова В. Н. Эфиопская иконография XIX-ХХ вв.: этнографические коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН: aвтореф. дис. ... канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2013. 23 с.

8. Processional Cross. Ethiopian. Late XVIII th century. Gondarine // The Walters Art Museums. URL: https://art.thewalters.org/detail/25894/processional-cross-6/ (дата обращения: 13.03.2022).

References

1. Heldman M., Murno-Hay S. African Zion: The Sacred Art of Ethiopia: catalogue. New Haven; London: Yale Univ. Press, 1993. X, 272.

2. Harrower M., Dumitru I., Perlingieri C., et al. Beta Samati: discovery and excavation of an Aksumite town // Antiquity. 2019. № 93 (372). P. 1534-1552. URL: https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/643FA872A5B2F9B5E 0E765D850C4A526/S0003598X1900084Xa.pdf/beta-samati-discovery-and-excavation-of-an-aksumite-town.pdf (accessed: March 13.2022).

3. Mirimanov V. B. Art of tropical Africa. Moscow: Iskusstvo, 1986. 310 (in Russ.).

4. Sedakova O. A. Circle, cross, man. Dante and Ravenna. Sedakova O. A. Wisdom of Hope and other talk about Dante. Saint-Petersburg: Ivan Limbakh Publ. house, 2021. 126-231 (in Russ.).

5. Evangelatou М. The symbolic language of Ethiopian crosses: visualizing history, identity and salvation through form and ritual. Hawaii International

Conferenes «Art, Humanities & Sosial Sciences». 2013. URL: https://www.huichawaii.org/assets/evangelatou_ maria_ahs_2013.pdf (accessed: Mar. 13.2022).

6. Cross - the top of the staff. Amhara. Ethiopia (Abyssinia). Late XIX - early XX centuries. MAE N 108694; Cross. Amhara. Ethiopia (Abyssinia). Bete Giorgis, Lalibela. MAE N 66-36-2; Hand cross. Amhara. Ethiopia (Abyssinia). Late XIX - early XX centuries. MAE N 46933; Cross manual. Amhara. Ethiopia (Abyssinia). Late

XIX - early XX centuries. MAE N 2103-1; Cross manual. Amhara, Tigrays, Ethiopia (Abyssinia). Late XIX - early

XX centuries. MAE N 2103-3; Priestly handmade cross. Amhara. Ethiopia (Abyssinia). Late XIX - early XX centuries. MAE N 1086-95; Priestly handmade cross. Amhara. Ethiopia (Abyssinia). MAE N 4055-17;

Cross. Amhara, Oromo. Ethiopia (Abyssinia). MAE N 1056-39; Cross. Amhara, Oromo. Ethiopia (Abyssinia). MAE N 1056-40. Kunstkamera. Collections online. URL: http://collection.kunstkamera.ru/ (accessed: Mar.13.2022) (in Russ.).

7. Semenova V. N. Ethiopian Iconography of the 19th - 20th Centuries: Ethnographic Collections of the Museum of Anthropology and Ethnography. Peter the Great (Kunstkamera) RAN: abst. dis. on competition of sci. degree PhD in history. Saint-Petersburg: MAE, 2013. 23 (in Russ.).

8. Processional Cross. Ethiopian. Late XVIII th century. Gondarine. The Walters Art Museums. URL: https://art.thewalters.org/detail/25894/processional-cross-6/ (accessed: March 13.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.