Научная статья на тему 'Крещение: петербургская традиция празднования'

Крещение: петербургская традиция празднования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
367
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крещение: петербургская традиция празднования»

О.О. Лихачева

Крещение. Петербургская традиция празднования

19 января - день, когда «воды всего православного мира превращаются в Иордань» - Петербург XVII—XIX столетий встречал с особой, торжественной радостью. Уже в навечерие великого праздника Крещения Господня в богослужении особое внимание уделяется образу Духа Божия, нисходящего на воды Ветхого и Нового Заветов.

Праздник встречали постом. В крещенский сочельник он строгий -не полагается вкушать пищу до великого водоосвящения, совершаемого в храме. Само собой разумеется, что в навечерие Богоявления возбраняются все светские забавы. С особенным тщанием хранило традиции петербургское купечество, которое еще в середине XIX века придерживалось уставного семейного быта. Известный петербургский беллетрист Н.А. Лейкин - выходец из купеческой среды - упоминает, что в канун праздника у детей забирали святочные карнавальные маски, еще совсем недавно подаренные на Рождественских праздниках. То, что позволено на Святки, «грешно» на Крещение - и напоминание о недостойных забавах сжигали. Вслед за тем, вспоминает Н.А. Лейкин, «являлись приходские священники с крещенской водой, пели, кропили квартиру, а по уходе их мы, дети, ставили мелом кресты на всех дверях и окнах „от нечистой силы"»372. Праздник полагалось встретить, очистив дом от нечисти.

День праздника Крещения Господня в мирской традиции часто называли просто «Иордань». Издревле на русскую почву был перенесен обычай великого освящения вод рек и озер на Богоявление. Его источник, по-видимому, - обряд водосвятия в Палестине, совершавшийся на месте, где, согласно Священному Преданию, крестился Христос. Игумен Даниил (XII век), сообщает, что в полночь здесь совершался обряд освящения реки Иордан и тогда «Дух Святой нисходит на воды иорданские». «Достойные человече» зрят чудо земными очами, а «вси народы»

373

не видят его, но радость даруется всем пришедшим .

В российской традиции Иорданью называют крещенскую прорубь и поставленную над ней временную часовню для совершения молебна и водоосвящения. Богоявление стало одним из самых почитаемых двунадесятых праздников и неизменно сопровождалось торжественными государственными церемониалами.

372 Николай Александрович Лейкин в его воспоминаниях и переписке. СПб., 1907.

373 Любецкий С. М. Старина Москвы и русского народа. М., 1872.

© О .О.Лихачева, 2006 253

Истоки петербургской традиции официального празднования Богоявления следует искать в русской средневековой культуре. Известно описание довольно сложного Крещенского церемониала, проходившего в Москве XVII века.

Крещенским утром по звону колоколов великий государь Московский очень медленно шествовал из царских палат к Красному крыльцу, где народ бил ему челом. Затем в приделе кафедрального Успенского собора Московского Кремля государь переодевался в парадное платье. В 12 часов пополудни начиналось богослужение, а за ним - крестный ход, возглавляемый патриархом. Иордань, расписанную изображениями евангелистов (снаружи), апостолов и композицией Крещения (изнутри) устраивали над Тайнцкими воротами. Отгороженный перилами помост украшали красным сукном. При барабанном бое патриарх погружал крест в воду и, почерпнув освященную святыню, передавал ее келарю. Затем наполнялась царская чаша с тем, чтобы отнести ее во дворец и окропить иконы. Патриарх трижды осенял государя крестом и кропил святой водой, а архимандриты таким же образом благословляли полковые знамена и войска, выстроившиеся вдоль Москвы-реки. По окончании церемонии крестный ход возвращался в Успенский собор374.

Традиции Московского церковного парада на Богоявление, несколько измененная, была перенесена в Петербург. В описаниях крещенский церемониал известен уже с 1710—1711 годов. В царствование Елизаветы Петровны в столице устраивали две Иордани - у Зимнего дворца и у Ружейного канала (с 1744 года перенесена к Невским воротам Петропавловской крепости)375. В начале Александровского царствования водоосвящение проходило на набережной Невы - напротив Сената. Участие в церемонии императора было обязательным. Вот как описывает современник церемониальное шествие начала XIX века Г.Т. Полилов-Северцев: «От самого Зимнего дворца, через Александровскую и Адмиралтейскую площадь тянулся деревянный помост, покрытый красным сукном вплоть до самой Иордани. Вдоль помоста, а также в верхней части Невского и обеих Морских улиц, выстраивались рядами войска, которых собиралось здесь до 40 000 человек. Высочайшие особы даже при 15° мороза шествовали пешком, сопровождаемые по обеим сторонам камергерами, свитой и дипломатами, причем камерпажи несли шлейфы обеих императриц и великой княжны Анны Павловны, красота которой вызывала всеобщее восхищение.

374 Божерянов И.Н. Крещение // Божерянов И.Н. Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу. [СПб.], 1894. С. 56-63.

375 Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 3. СПб., 1873. С. 55.

Один только великий князь Константин Павлович, командовавший войсками, ехал на лошади.

После церемонии освящения воды на Иордани, причем святою водою кропились знамена присутствующих полков, государь садился на лошадь и отправлялся обратно во дворец... Высочайшие особы, дипломаты и двор тоже направлялись во дворец в каретах. После церемонии водоосвящения ежегодно производился парад войскам. Иногда парад переносился на 13-е января, день рождения молодой императрицы»376.

Вскоре, однако, главную Иордань столицы стали устанавливать у Зимнего дворца. В первой четверти XIX столетия окончательно сложился церемониал празднования, который в дальнейшем менялся незначительно и включал литургию, крестный ход с водоосвящением и церковный парад.

К 6 января у Зимнего дворца, на льду Невы устанавливали Иордань -круглый в плане павильон высотой около 8 метров, украшенный четырьмя иконами и вызолоченными рельефами, символизирующими Силы Ангельские. Под куполом, непосредственно над водой, помещали символическое изображение Святого Духа. Иконографическая программа декора, видимо, была устойчивой и включала изображение главных событий праздника (иконы «Крещение», «Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне»), а также ветхозаветные и новозаветные образы, связанные с водной стихией (иконы «Переход израильтян через Чермное (Красное) море», «Призвание апостолов Петра и Андрея»)377.

К 10 часам утра в Зимнем дворце и/или на Дворцовой набережной выстраивались полки армии, гвардии и флота с «хорами музыки», кадеты и пажи. К 10.30 в парадных залах императорской резиденции собирались приглашенные, к 11 часам походил Большой выход императорской фамилии в церковь Спаса Нерукотворного образа. Начиналась литургия, которую, как правило, служил митрополит Санкт-Петербургский собор-но с клиром дворцовых храмов. По ее окончании шествие, состоявшее из духовенства, императора (иногда и императрицы), чинов двора, представителей дипломатического корпуса и чинов первых четырех классов, спускалась по Иорданской лестнице и через Иорданский подъезд и по ковровой дорожке, устилавшей путь из дворца к Неве, выходило к месту совершения водоосвящения. «Когда процессия проходила мимо войск, им было скомандовано „на караул" и музыка играла молитву „Коль славен", полковые адъютанты и знаменщики постепенно пристраивались к

376 Полилов - Северцев Г. Т. Наши деды-купцы: бытовые картины начала XIX столетия. СПб., [1907]. С. 194.

377 Свиньин П.П. Достопамятности Петербурга и его окрестностей. Кн. 5: (1828). СПб., 1997; Пушкарев И. И. Николаевский Петербург. СПб., 2000. С. 219.

процессии и вместе с ней вышли на Иордань»378. «При появлении церковного хода, спускающегося по набережной из дворца, тысячи голов вдруг обнажаются и поклонением святым образам представляют море,

379

внезапно всколыхавшееся» , - описывает свои впечатления участник праздничного церемониала П.П. Свиньин.

Для всех присутствующих - от простолюдина до императора - необходимым, по-видимому, считалось подчеркнуть особое уважение к празднику проявлением некоторого аскетизма. С.П. Жихарев свидетельствует, что император Александр I выходил на Иордань в шестнадцатиградусный мороз без верхней одежды, в одном мундире. «Царь положительно застывал от холода, но тем не менее пробыл до конца торжества», - записано в дневнике графини Фосс на Крещение 1809 года380.

Теофиль Готье в с своих «петербургских» мемуарах с удивлением замечает, что нижние чины во время церемонии стоят в снегу на льду Невы с непокрытыми головами381 - и это в непосильные, в понимании француза, русские крещенские морозы! Более того, фрейлина императорского двора А.Ф. Тютчева упоминает, что Александр II (1856) обязал свою супругу императрицу Александру Федоровну выйти на крестный ход с головой, покрытой одной вуалью. «Немногие дамы, - добавляет мемуаристка, - не побоялись ветра и решились последовать за своей государыней»382.

Впрочем, И.И. Пушкарев упоминает что в середине XIX века уже при 10 градусах мороза «наружный парад войск отменяется»383. Возможно, правило это установили потому, что Николай I ввел в практику

384

участие в параде кадетов .

Итак, с выходом на набережную процессии, возглавляемой императором, начиналось водосвятие. На широкую террасу, окружавшую Иордань, водружали полковые знамена. Шел молебен. Погружение креста в Неву при водоосвящении сопровождалось 101 выстрелом из пушек, установленных на противоположном берегу Невы. В то же время гвардейские войска салютовали празднику ружейными выстрелами (согласно народным верованиям стрельба «служит знамением громовых ударов, поражающих темных демонов»)385.

378 Водоосвящение на Неве в день Богоявления Господня 6-го января 1876 г. // Всемирная иллюстрация. Т. 15, 1876, № 369, 24 янв. С. 88.

Эт9 Свиньин П. П. Указ. соч. С. 372.

380 Из дневника графини Фосс // Русский архив, 1885, № 4. С. 484-485.

381 Готье Т. Путешествие в Россию. М., 1998.

383 Тютчева А. Ф. Воспоминания. М., 2000. С. 230-231.

383 Пушкарев И. И. Указ. соч. С. 63.

384 «По окончании парада воспитанники угощены в Александровском зале чаем» (Пушкарев И. И. Указ. соч. С. 63).

385 Л. Б. Об обрядовой стороне праздника Богоявления Господня // Всемирная иллюстрация. Т. 15, 1876, № 367, 10 янв. С. 50.

По завершении водоосвящения митрополит окроплял святой водой гвардейские знамена и штандарты. Финальная часть церемониала - церковный парад, проходивший на набережной или (реже) в парадных залах дворца. Командовал войсками обычно великий князь, а принимал его император. В Петербурге говорили: «Крещенский парад - царь всех прочих парадов».

Из окон Зимнего дворца, из карет и саней, стоявших на льду Невы, за церемонией наблюдала публика «всех наций и возрастов», причем зачастую скопление народа становилось опасным - лед на реке начинал трещать. Это, однако, мало кого смущало. По свидетельству современников, лишь иностранцы спешили поскорее вступить на твердую землю, но опасения их были напрасны - за всю историю праздника в Петербурге облома льда не случилось.

Лишь однажды церемониал чуть было не закончился трагедией. В 1905 году во время водоосвящения случился крайне неприятный инцидент - одна из салютующих пушек, установленных на Васильевском острове, выстрелила боевым снарядом. Картечь попала в помост на Иордани (где находился Николай II) и на набережную, ранив городового386. В Зимнем дворце, (откуда за церемонией обыкновенно наблюдали генералитет, дипломатический корпус, чины двора и императрицы с великими княжнами), картечью были разбиты четыре окна. Тем ни менее ни император, ни свита не тронулись с места и церемония была завершена в обычном порядке. По счастливому стечению обстоятельств никто из высокопоставленных особ не пострадал. В боевом выстреле заподозрили покушение на жизнь царя, тем более, что один из осколков снаряда упал совсем рядом с ним. По свидетельству начальника Канцелярии министра двора А. А. Мосолова, Николай II «очень снисходительно отнесся к инциденту» и «оказался весьма обрадованным», когда ему сообщили, что его причиной стал выстрел картечного заряда, забытого (!) по небрежности в стволе одного из орудий387. Покушения не было, чему, впрочем, тогда мало кто поверил - время было весьма тревожное (описанные события случились за несколько дней до «кровавого воскресенья» 9 января 1905 года). В следующем году водоосвящение было перенесено в Царское Село, где император принимал участие в крестном ходе из дворцовой церкви на Иордань, установленную у Большого пруда близ Грота. Церковный парад проходил в залах Большого Царскосельского

386 Крещенский парад // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1905, № 5, 8 янв. С. 2; Минцлов С. Р. Петербург в 1903—1910 гг. Рига, 1931. С. 104; Засосов Д. А. Из жизни Петербурга 1890—1910-х гг.: записки очевидцев / Д.А. Засосов, В.И. Пызин. Л., 1991. С. 8-9.

387 Мосолов А.А. При дворе последнего императора: записки начальника канцелярии министра двора. СПб., 1992. С. 34-35.

дворца388, но это вряд ли было связано с событиями 1905 года. Со временем церемонию снова стали проводить у Зимнего дворца389.

С окончанием официальной части торжества Крещенский праздник не прекращался. Приблизительно до середины XIX века в столице сохранялся древний обычай купания в Иорданской проруби, что нимало удивляло иностранцев. В XVIII веке для крещенского купания нередко приносили и новорожденных, при этом окунуть младенца в освященную воду доверяли только священнику. К концу XIX века ритуал крещенского купания в Петербурге был изжит и, более того, зачастую вызывал неодобрение как небезопасный языческий предрассудок.

Иордань обыкновенно оставалась на Неве три дня. 6, 7 и 8 января многие петербуржцы совершали паломничество за освященной водой. «Народ стремится к прорубам и отверстиям, пьет из горсти воду, черпает чашечкой, наполняет бутылку, умывается. В последующие дни купечество и мещанство с женами и детьми приезжают с серебряными чарочками и чистыми полотенцами - напиться и умыться, берут домой больным», - рассказывает П.П. Свиньин. Традиция пить крещенскую воду из реки сохранялась и в начале XX столетия, несмотря на запрет санитарной инспекции (к этому времени Нева была уже сильно загрязнена).

Крещенской водой запасались на весь год, причем не только на Неве, но и в приходах церкви Иоанна Предтечи на Каменном острове (где любили бывать Павел I и Александр I) и Екатерининского собора в Царском Селе, где также совершался крестный ход с водоосвящением.

В светском (неписаном, но твердо установленном) петербургском календаре Крещенские праздники становились началом своеобразных зимних выездов - «гуляний», проходивших по воскресеньям до начала Великого поста. По набережным Невы в экипажах, следующих в несколько рядов, каталась состоятельная публика, причем особым шиком считалось щегольнуть специально приобретенной к этому времени новой коляской. За этой «ярмаркой тщеславия» с удовольствием наблюдали многочисленные зеваки, толпившиеся на узких петербургских тротуарах. Было весело и празднично. В аристократическом кругу продолжался «зимний сезон» - время балов и маскарадов, кульминацией которого становилась Масленица. Затем - молчание. Наступал Великий пост.

388 Крещенский парад в Царском Селе // Ведомости С.-Петербургского градоначальства. 1906, № 6, 8 янв. С. 2.

389 В мемуарах Д.А. Засосова и В.И. Пызина говорится, что «последний царь предпочел больше не присутствовать на этой церемонии. Вскоре она была отменена» (Засосов Д. А. Указ. соч. С. 9). Однако материалы петербургской печати начала XX в. свидетельствуют о противоположном. См., например: Крещенский парад // Петербургская газета. 1913, № 6, 7 янв. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.