Научная статья на тему 'Крепость Владивосток'

Крепость Владивосток Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Крепость Владивосток»

КРЕПОСТЬ ВЛАДИВОСТОК*

Далеко не все жители Владиво-| стока, вероятно, осознают, что в их ' городе есть одна из уникальных и | сильнейших в мировой истории кре-| постей. Она уникальна по своим масштабам, качеству и прочности сооружений, их конструктивной оригинальности, и ряду других параметров...

До последнего времени, видимо, лишь узкому кругу специалистов по фортификации были известны осо-. бенности и достоинства приморской I крепости Владивосток. Из-за отсут-! ствия достоверной информации об I этой крепости, пишет специалист по I фортификации инженер-полковник Ю.А. Скориков, вместо исторической ! правды широкое хождение получили различные легенды, догадки, вымыслы. Так, будто бы во время гражданской войны японские оккупанты соорудили мощные тоннели, проложенные якобы под проливом Босфор Восточный (с. 6).

На самом деле Владивостокская крепость создана исключительно российскими военными инженерами, строителями, саперами, солдатами. Причем сооружено все было за несколько лет, предшествовавших первой мировой войне. В состав крепости вошли почти пятьдесят мощных береговых батарей, шестнадцать прочнейших фортов, десятки береговых капониров, опорных пунктов и сухопутных артиллерийских батарей (с. 6).

Все эти многочисленные сооружения между собой соединялись дорогами, подземными кабелями связи, автономно снабжались электроэнергией. Для защиты гарнизона были возведены семь тоннельных казарм, шесть километров тоннельных ходов сообщения.

Все строилось, как подчеркивается в книге, с учетом упущений, приведших к падению в 1905 г. крепости Порт-Артур. Строилось на основе последних достижений фортификационной науки того времени. В советские годы многие укрепления крепости были модернизированы и еще не одно десятилетие служили надежной обороне Владивостока и окрестностей. Это стало одной из причин, как полагает Ю.А. Скориков, того, что в 40-е годы XX в. правительство Японии не решилось вступить в войну с Советским Союзом на стороне гитлеровской Германии (с. 6).

* Н.Б. Аюшин, В.И. Калинин, С.А. Воробьев, Н.В. Гаврилкин. Крепость Владивосток. Санкт-Петербург, 2001. 264 с. Илл.

В начале этой рецензии умышленно довольно пространно говорится о том, что такое крепость Владивосток. Так сделано с целью показать, насколько это грандиозное, необычайное сооружение и как велик труд авторов книги, детально описавших его. Благодаря В.И. Калинину, Н.Б. Аюшину и другим, мы имеем возможность как бы побывать в потернах, тоннелях, галереях, фортах крепости, ознакомиться с историей ее создания и эволюцией, узнать людей, чьими усилиями было осуществлено это строительство.

Поставив перед собой задачу подробного монографического описания истории создания Владивостокской крепости, авторы изучили «горы» архивных и литературных материалов, воспоминания, письма и другие документы участников строительства. Большая часть этих документов и материалов, результатов полевых исследований впервые вводится в научный оборот. Создавать книгу авторам, как говорится во вступлении к ней, помогали многие люди, учреждения, организации. В их числе члены военно-исторического клуба «Владивостокская крепость», офицеры, командование и музей Тихоокеанского флота, ветераны береговой обороны ТОФ, потомки строителей крепости, ученые историки, архивисты, иностранные специалисты... (с. 7).

«Введение в историю крепостей» — так названа первая глава. Ее ценность состоит как в кратком экскурсе в историю крепостей вообще, так и в ознакомлении читателя с началами фортификационной науки. Глава содержит подробную характеристику военно-географических особенностей крепостного района, а также сравнительно дальних морских и сухопутных подступов к Владивостоку.

«... 16 февраля 1871 г., в соответствии с императорским указом, Владивосток получил статус «Главного порта Восточного океана», — говорится во второй главе, где сообщается о начальных укреплениях Владивостока, первых шагах к созданию в нем крепости (с. 17).

Объявленный в 1871 г. главным портом Владивосток, однако, лишь через 5 лет, в 1876 г., получает первые деньги на укрепление своей обороны. И в 1877 г. в городе построили земляные батареи на мысе Голдобина (две 6-дюймовые нарезные пушки, три 6-дюймовые нарезные мортиры и две двухпудовые чугунные гладкостенные мортиры) и на мысе Эгершельда (60-фунтовая и 36-фунтовая чугунные гладкостенные пушки и две двухпудовые мортиры). Эти батареи должны были защищать вход в бухте Золотой Рог (с. 18). Таким было начало.

В 1878 г. во Владивосток командировали заведующего инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковника П.Ф. Унтербергера.

В докладной записке командованию (текст цитируется в книге) полковник предложил доставить во Владивосток современные артиллерийские системы, «могущие соперничать с поставленными на английских броненосцах», и создать укрепления, обеспечивающие сухопутную оборону города. Таким образом, именно П.Ф. Унтербергеру, пишут авторы, принадлежит идея создания во Владивостоке крепости (с. 19). Он же позднее составил план укрепления города.

Во второй главе содержится достаточно подробное жизнеописание ставшего генерал-лейтенантом П.Ф. Унтербергера и его семьи. По стопам отца пошли его сыновья. П.П. и Г.П. Унтербергеры — стали профессиональными военными (с. 22).

И еще на многих страницах книги, рассказаны биографии генералов и офицеров, инженеров и строителей, причастных к возведению крепости Владивосток, к ее жизни. Среди них такие яркие, незаурядные фигуры, как, например, военный инженер генерал-майор К.И. Величко, полковник К.С. Чернокнижников, комендант Владивостокской крепости генерал-лейтенант В.А. Ир-ман, начальник штаба крепости генерал-майор А.П. Будберг. Рассказы об этих и других людях как бы привносят в книгу человеческую теплоту, рождают уважение к памяти о строителях крепости. И надо отметить, что и в этом авторы многое сделали, чтобы сведения о жизни строителей крепости стали доступны широкому читателю.

О строительстве второй линии обороны крепости в 1899 — 1904 гг. и о ее жизни во время русско-японской войны 1904— 1905 гг. говорится в третьей главе. Наиболее объемны по содержанию, по числу привлеченных материалов четвертая и пятая главы книги. Здесь охватывается период с 1906 по 1922 г. Речь идет о проектировании и строительстве главной линии обороны крепости, о том, как на устройство укреплений влияли данные борьбы за Порт-Артур.

Обе главы насыщены чертежами и фотоснимками; многие иллюстрации взяты из коллекций, датированных теми годами, когда происходили описываемые события. Так, например, интересны снимки 1912 г., на которых запечатлены станция подвесной канатной дороги «Снеговая» и участок этой дороги на форту № 2 (с. 96). (Оказывается, канатная дорога протяженностью несколько километров имелась во Владивостоке еще 90 лет тому назад!). По этой дороге были перемещены десятки тысяч тонн цемента.

Нельзя не отметить, что вообще вся книга наполнена множеством чертежей и фотографий. Они изысканы авторами в разных источниках, а также выполнены Н.Б. Аюшиным, С.А. Воробьевым, Н.В. Гаврилкиным, Ю.В. Ивановым. Не надо доказывать, насколько иллюстрации обогащают книгу, как необходимы они для полного представления о реалиях сооружения и жизни крепости.

Последняя глава посвящена истории создания Владивостокского морского оборонительного района уже в советский период— в 1932-1945 гг. Здесь рассказано о командующем Береговой обороной Морских Сил Дальнего Востока комдиве А.Б. Елисееве, конструкторе тяжелых артиллерийских систем А.Г. Дукельском, командире морской железнодорожной бригады полковнике Н.В. Зиновьеве (с. 195).

В ту пору — тридцатые годы XX в. — строительство укреплений, служба военных строителей, бойцов проходила, мягко говоря, в сложных условиях. Сказывались тяжелая политическая обстановка в стране, коллективизация и вызванный ею голод. Однако все необходимые работы выполнялись вовремя и с должным качеством. Об этом с достаточной документальной и аналитической основательностью, как и во всех главах, рассказывают авторы. Рассказывают, что хочется подчеркнуть, хорошим литературным языком, без перегруженности специальными терминами, с четкими формулировками. Как говорят, кто ясно мыслит, тот и ясно излагает.

Не без похвалы надо констатировать, что книга вышла в свет благодаря бескорыстному энтузиазму авторов, отпечатана на их средства. И этот труд по достоинству оценен читателями: на презентации книги сто с небольшим ее экземпляров были раскуплены в течение каких-то 30—40 минут. И это не

удивительно еще и потому, что книга прекрасно оформлена, ее приятно взять в руки, интересно рассматривать.

Есть, правда, кое-какие незначительные недочеты. Встречаются, например как орфографические и пунктуационные, так и смысловые опечатки. Желательно было бы, как полагают некоторые читатели, в тексте и на чертежах соотнести расположение укреплений с современной топонимикой Владивостока. И еще одно пожелание: в случае переиздания книги (что, наверное, необходимо) будет хорошо, если иллюстрации не только на обложке, но и внутри книги станут цветными.

Мелкие упущения ни в коей мере не снижают высокой научной ценности книги «Крепость Владивосток», снабженной очень детальным и солидным справочным аппаратом. Жители города, ученые историки, студенты, школьники, все, кто любит свой город, интересуются им, получили прекрасный подарок. С его помощью мы можем наконец-то узнать, насколько единственна и неповторима крепость, воздвигнутая для обороны города. Именно о подобных сооружениях писал крупный русский военно-морской теоретик Н.Л. Кладо: «Приморская крепость, которой за всю войну не придется сделать ни одного выстрела из-за того, что неприятель будет считать для себя невыгодным вступить с ней в состязание, наилучшим образом исполнит свою задачу» (с. 247). Что, как говорят, и требовалось доказать авторам книги. И они с этим справились более чем успешно.

А. В. БОРОДИН.

ПОДВИГУ КОМСОМОЛЬЦЕВ ПОСВЯЩАЕТСЯ

По названию рецензируемую книгу О.В. Щербакова «Неизвестная поездка»* можно отнести как бы к детективам. Однако это публицистический рассказ об истории комсомола Приморья, посвященный его 80-летию. Описание деятельности молодежной организации края преподнесено на фоне повествования о семи известных комсомольских активистах. Каждому из них отдается 20—40 страниц текста.

Сведения о своих героях автор почерпнул в ряде архивов страны. В их числе бывшие центральные компартийный и комсомольский архивы, архив Министерства обороны, архив Дальнего Востока и др. Привлечены также периодическая пресса, научные статьи как на русском, так и на иностранных языках.

Использование этих источников автором книги и взвешенный их анализ позволили О.В. Щербакову объективно осветить некоторые проблемы. Так, ведя речь о Василии Рощине, автор касается судьбы российских эмигрантов. Он, в частности, пишет, что в 1927 г. на территории Китая было создано несколько мобильных белоповстанческих отрядов. Они пытались проникнуть в СССР, но дальневосточные пограничники уничтожили их прямо на границе.

* О. В. Щербаков. Неизвестная поездка. Владивосток, 2000. 226 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.