Научная статья на тему 'Кредиты вместо приватизации'

Кредиты вместо приватизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Манёнок

Ожидания в отношении ускорения процесса приватизации в Беларуси в 2009 году не оправдались. Формирование нормативной среды для проведения сделок по отчуждению государственной собственности велось медленно и непоследовательно. Количество приватизированных в 2009 г. предприятий снизилось по сравнению с 2008 г., общая сумма приватизационных сделок также сократилась. Руководство страны использовало заемные средства, предоставляемые зарубежными партнерами – международными финансовыми институтами и Россией, – для стимулирования выпуска продукции государственными предприятиями, сохранения в своей собственности производственного комплекса страны и социальноэкономической модели в целом. Вместе с тем осуществлялась подготовка к процессу приватизации – акционирование государственных предприятий, создание нормативной среды. Приватизационные ожидания переносятся на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредиты вместо приватизации»

КРЕДИТЫ

ВМЕСТО ПРИВАТИЗАЦИИ

Татьяна Манёнок

Резюме

Ожидания в отношении ускорения процесса приватизации в Беларуси в 2009 году не оправдались. Формирование нормативной среды для проведения сделок по отчуждению государственной собственности велось медленно и непоследовательно. Количество приватизированных в 2009 г. предприятий снизилось по сравнению с 2008 г., общая сумма приватизационных сделок также сократилась.

Руководство страны использовало заемные средства, предоставляемые зарубежными партнерами - международными финансовыми институтами и Россией, - для стимулирования выпуска продукции государственными предприятиями,сохранения в своей собственности производственного комплекса страны и социально-экономической модели в целом. Вместе с тем осуществлялась подготовка к процессу приватизации - акционирование государственных предприятий, создание нормативной среды. Приватизационные ожидания переносятся на перспективу.

Тенденции:

• приватизация сохранила «точечный» характер, при этом процесс приватизации замедлился;

• продолжилась подготовка нормативной базы для проведения приватизации;

• зарубежные кредиты использовались в качестве альтернативы приватизации.

Многие эксперты и потенциальные инвесторы возлагали на 2009 г. особые надежды в отношении ускорения приватизации в Беларуси. Ожидалось, что в условиях кризиса ситуация заставит белорусские власти предпринять более решительные шаги в сфере приватизации и привлечения прямых инвестиций. Тем более что в 2009 г. МВФ принял для Беларуси решение об увеличении финансирования программы standby на USD 1 млрд — до USD 3,52 млрд, обставив этот шаг принципиальным условием: в стране должна начаться реальная приватизация.

Правовая база для ускорения приватизации не создана

Несмотря на данные МВФ обещания, формирование нормативной базы для прозрачной и системной приватизации продвигалось крайне медленными темпами. В частности, в течение года так и не были приняты два важных приватизационных документа — закон о приватизации и новый закон об объектах, находящихся в госсобственности.

Законодательная база Беларуси в области приватизации давно требует принципиальной корректировки. Ныне действующий Закон «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» подписан ещё в 1993 г. председателем Верховного Совета Станиславом Шушкевичем. Многие прежние правила давно претерпели изменения через указы и распоряжения президента. В результате базовым документом, регулирующим сегодня процесс приватизации в Беларуси, остается декрет № 3 от 20 марта 1998 г.

В последние годы правительство страны предпринимало несколько попыток принять новый закон о приватизации, но безуспешно. В рамках договоренностей с МВФ за подготовку законопроекта взялся Государственный комитет по имуществу (ГКИ). «Мы намерены углубить и ускорить реализацию нашей программы приватизации. В этих целях мы разработали законопроект "О приватизации" и в настоящее время вносим в него изменения с учетом комментариев Всемирного банка. Мы планируем внести данный законопроект в парламент до 30 сентября 2009 года», — заявили в письме в адрес руководства МВФ премьер-министр Сергей Сидорский и глава Нацбанка Петр Прокопович. Правительство рассчитывало, что законопроект будет принят на осенней сессии парламента, чтобы в 2010 г. приватизация набрала «необходимое ускорение».

Оба законопроекта — о приватизации и об объектах, находящихся в госсобственности, — были заранее включены в план нормативно-правовых актов для рассмотрения в 2009 г. Они прошли тщательную отработку, равно как и все стадии согласований, в том числе в Администрации президента. Однако законопроект о приватизации в повестку осенней сес-

сии не попал, поскольку не получил согласования у президента как противоречащий декрету № 3 от 20 марта 1998 г. (Законом «О президенте» определено, что если законопроект расходится с временными декретами президента, он может быть принят только с согласия главы государства.)

Проекту нового закона об объектах, находящихся в госсобственности, который готовился в паре с законопроектом о приватизации, «повезло» больше. Для его рассмотрения на осенней сессии не требовалось согласования с президентом. После долгих согласований он попал в повестку осенней сессии, но рассматривался 18 декабря, в последний день работы парламента, лишь в первом чтении.

Помимо подготовки этих двух важнейших нормативных документов ГКИ подготовил План мероприятий по либерализации отношений в сфере распоряжения государственным имуществом и приватизации. В соответствии с планом в течение 2009 г. правительство внесло следующие изменения в порядок проведения приватизации и отчуждения собственно-сти.1

—Декрет президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»2 Этот декрет вводит трехуровневую систему заключения инвестиционных договоров в Беларуси; объём предоставляемых преференций устанавливается в зависимости от значимости проекта. Инвесторам, заключившим инвестиционные договоры, предлагаются такие общие преференции, как предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона; поэтапное оформление необходимых документов по отводу земельного участка одновременно со строительством на фактически занятых землях и строительство объектов с параллельным проектированием последующих этапов строительства; ввоз технологического оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, без уплаты таможенных пошлин и налога на до-

Подробнее см.: Ракова Е. Приватизация в Республике Беларусь: мониторинг основных изменений (январь — декабрь 2009 г): www.belinstitute.eu. См.: http://pravo.by/webnpaЛextasp?RN = Pd0900010.

бавленную стоимость и др. Инвестор освобождается от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зелёных насаждений на землях населённых пунктов; уплаты государственной пошлины за выдачу специальных разрешений иностранным гражданам, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, на занятие трудовой деятельностью в стране, а указанные иностранные граждане — от уплаты госпошлины за выдачу разрешений на временное проживание в Беларуси.

— Указ президента Республики Беларусь от 6 февраля 2009 г. № 64 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков»3

Указ отменяет проведение аукционов при предоставлении земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, предназначенных для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Необходимость проведения аукционов сохранена только для получения земельных участков в целях строительства автозаправочных станций, а также в населённых пунктах с численностью населения свыше 50 тыс. чел. (на сегодняшний день в данный перечень включено 22 города).

— Указ президента Республики Беларусь от 5 мая 2009 г. №232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)»4

В Беларуси вводится запрет на установление и взимание с участника аукциона (конкурса) платы за организацию и проведение аукциона (конкурса) либо участие в нём. При этом затраты на проведение аукциона (конкурса) возмещаются организатору победителем торгов. Указом также конкретизируются требования по определению начальной стоимости имущества, реализуемого на аукционе по решению суда. Предусматривается также возможность реализации имущества,

См.: http://pravo.by/webnpaЛextasp?RN = p30900064. См.: http://www.pravo.by/webnpa/textasp?RN = p30900232.

в случае если аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нём только одного участника.

— Указ президента Республики Беларусь от 7 мая 2009 г. № 238 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам распоряжения государственным имуществом»

В указе оговаривается возможность принятия решений о продаже государственного имущества без документов, удостоверяющих государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Обороты по безвозмездной передаче государственного имущества в собственность негосударственных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей освобождаются от налогообложения.

— Указ президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом»5

Указ вводит ряд норм, направленных на упрощение арендных отношений. Принятые изменения позволяют установить единый подход к сдаче в аренду имущества, обеспечить гласность и открытость при сдаче его в аренду, а также упростить расчёт арендной платы и оптимизировать подход к заключению договоров аренды, более рационально и эффективно использовать государственное имущество.

— Указ президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель»

Вводит упрощённый порядок продажи неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, в виде капитальных строений (зданий, сооружений), незавершённых законсервированных капитальных строений, незавершённых незаконсервированных капитальных строений на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине.

См.: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN = p30900238.

Сделки как крайняя мера

В течение года ГКИ занимался акционированием предприятий, пытаясь выполнить количественные показатели. Это ему удалось.

В 2009 г. в Беларуси реформировано 169 предприятий. С заданиями по акционированию не справились только два предприятия — гостиница «Спорт» в Минске и РУП «Белтелеком». Первоначально «Белтелеком» не входил в планы по акционированию на 2009 г., но спешно был внесён правительством в обязательный перечень постановлением № 1256 от 29 сентября 2009 г. Можно предположить, что правительство таким образом готовило своего рода тыл для проведения его приватизации — на случай если потребуются деньги для госказны. Видимо, этого не потребовалось, коль на финише года «Белте-леком» не стали торопить с завершением необходимых процедур по акционированию.

В то же время в течение 2009 г. не зафиксировано ни одной значимой приватизационной сделки, за исключением продажи БПС-Банка. В октябре А. Лукашенко подверг сомнению целесообразность продажи банка на безальтернативной основе, но уже в ноябре указом № 618 он одобрил его продажу российскому «Сбербанку» за USD 280.7 млн. Первоначально белорусская сторона настаивала на цене, близкой к USD 500 млн, российская сторона — на USD 200 млн. Ценовой компромисс поясняет инвестиционный договор, в соответствии с которым «Сбербанк» обязался открыть кредитную линию под инвестиционные проекты белорусских предприятий в размере USD 2 млрд. При этом «Сбербанку» доверено исполнять роль инвестиционного консультанта Беларуси в области приватизации.

В течение 2009 г. также велись переговоры по продаже ОАО «Белинвестбанк» западноевропейскому банку, но по итогам года они не были завершены.

Таким образом, в прошлом году белорусские власти не сделали заметных шагов в области приватизации.

Заключение

Белорусские власти по-прежнему рассматривают приватизацию не как инструмент структурной перестройки, а как до-

полнительную возможность при решении фискальных задач. При таком подходе сделки с собственностью в Беларуси останутся крайней мерой или же разменной монетой в торге по наиболее чувствительным для экономики страны позициям — в частности, поставкам российских энергоресурсов и получению дополнительных кредитов.

Складывавшаяся на протяжении 2007 — 2008 гг. конъюнктура также не требовала от белорусских властей принятия быстрых решений в области приватизации. Благодаря дотациям РФ и выгодной конъюнктуре на сырьевых рынках, а также внешним заимствованиям белорусская экономика не испытывала дефицита в финансовых ресурсах. В критические моменты «точечная приватизация» помогала правительству стабилизировать финансовую систему. В 2009 г. Беларусь смогла покрыть валютный дефицит за счет заимствований прежде всего со стороны МВФ.

Ухудшение ситуации на основных рынках сбыта белорусской продукции, рост отрицательного сальдо, снижение доступности кредитных средств потребуют от белорусских властей большей решительности в проведении приватизации. Но пока нет оснований рассчитывать, что в ближайшее время в стране начнётся системный процесс приватизации. Основной стратегией руководства Беларуси в ближайшей перспективе останется ставка на внешние заимствования.

Однако если все обязательства перед внешними кредиторами останутся в силе, проблема обслуживания внешнего долга с 2013 г. превратится в серьёзную головную боль для белорусского правительства. Можно предположить, что сочетание двух основных факторов — необходимости стабилизации финансовой системы и оплаты внешних заимствований — подтолкнёт руководство страны к реальной приватизации.

Справка

В Беларуси в 2009 г. в республиканский бюджет поступило BYR 3.6 трлн от использования и реализации государственного имущества, что на 29.6% превысило план.

В республиканский бюджет поступило BYR 2.816 трлн от реализации принадлежащего государству

имущества, в том числе акций (на 39% больше запланированного объёма). Из них поступления от продажи акций ОАО и имущественных комплексов, направляемые в государственный целевой бюджетный фонд национального развития, составили BYR 2.802 трлн (продажа акций ОАО «Белтрансгаз» — BYR 1.72 трлн, БПС-Банк — 797.6 млрд, ЗАО «БеСТ» - BYR 284.5 млрд).

Кроме того, в прошлом году в республиканский бюджет поступило дивидендов на доли (акции) BYR 284.1 млрд (на 0.2% больше запланированного). Решение о выплате дивидендов приняло 73% акционерных обществ республиканской собственности. В республиканский бюджет также поступило BYR 489.1 млрд доходов от перечисления части прибыли унитарных предприятий, государственных объединений (на 8,9% больше). Поступления от сдачи в аренду зданий, сооружений и другого имущества составили BYR 57.3 млрд (на 3.3% больше прогнозных заданий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.