Научная статья на тему 'Кредиты в АПК'

Кредиты в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / кредитование АПК / субсидирование кредитов / сельхозпроизводители / agricultural sector / lending to the agricultural sector / loan subsidizing / agricultural producers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василий Узун

С 1 января 2017 г. введены новые Правила субсидирования кредитов, предоставляемых банками сельхозпроизводителям и организациям АПК1. Они коренным образом меняют порядок субсидирования кредитов. В частности, установлена единая ставка субсидирования, упрощен механизм получения льготных кредитов сельхозпроизводителями, определена доля малого бизнеса в субсидиях. Однако некоторые проблемы остались нерешенными, добавились и новые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Loans in the Agricultural Sector

On 1 January 2017, new rules of subsidizing loans granted by banks to farmers and agribusiness organizations were introduced. They radically alter the procedure for subsidizing loans. In particular, a single subsidy rate is set, the mechanism of obtaining soft loans by farmers is simplified, small business’s share in subsidies is determined. However, some problems remain unresolved, and new ones added.

Текст научной работы на тему «Кредиты в АПК»

Сельское хозяйство

КРЕДИТЫ В АПК*

Василий УЗУН

Главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р экон. наук, профессор. E-mail: vuzun@mail.ru

С 1 января 2017 г. введены новые Правила субсидирования кредитов, предоставляемых банками сельхозпроизводителям и организациям АПК1. Они коренным образом меняют порядок субсидирования кредитов. В частности, установлена единая ставка субсидирования, упрощен механизм получения льготных кредитов сельхозпроизводителями, определена доля малого бизнеса в субсидиях. Однако некоторые проблемы остались нерешенными, добавились и новые.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, кредитование АПК, субсидирование кредитов, сельхозпроизводители.

Шаги вперед

1. Отменено софинансирование. Выделение субсидий из федерального бюджета до 2017 г. осуществлялось только при условии софинан-сирования из бюджетов субъектов РФ. Такой порядок порождал сложнейшую бюрократическую процедуру. Если согласования не удавалось достичь или субъект РФ отказывался от софинансирования или не имел достаточных средств для этого, то сельхозпроизводители в таком регионе по сути лишались субсидий. По новым правилам кредиты субсидируются из федерального бюджета и софинансирование из региональных бюджетов не предусмотрено.

2. Установлена единая ставка субсидирования. По новым правилам для заемщиков определен интервал процентной ставки по льготным кредитам (1-5% годовых), а субсидия выплачивается Казначейством непосредственно банку в размере ключевой ставки ЦБ РФ по всем льготным кредитам.

3. Упрощен механизм получения льготных кредитов сельхозпроизводителями. По новым правилам, получив субсидируемый кредит, сельхозпроизводитель выплачивает проценты по нему и не имеет забот по заполнению ежемесячно или ежеквартально бумаг с обоснованием размера субсидий, получению субсидий от Казначейства и перечислению их в банк. Об упрощении процедур свидетельствуют и объемы новых документов: старые правила занимали 58 страниц, новые - 13.

4. Малым формам хозяйствования должно выделяться не менее 20% субсидий. Прежние правила не регламентировали долю малого бизнеса в субсидиях или субсидируемых кредитах, поэтому подавляющая их часть уходила крупному и сверхкрупному бизнесу (аг-рохолдингам).

5. Установлена более разумная система определения ставки субсидий. В прежних правилах она зависела от ставки ЦБ РФ на момент заключения кредитного договора. В новых пра-

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 3 (41) (февраль 2017 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Кредиты в АПК: жизнь по новым правилам»).

1 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке» (Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 1528).

46 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 24 • № 3 • МАРТ-АПРЕЛЬ 2017

КРЕДИТЫ В АПК

вилах ставка субсидий зависит от ключевой ставки на момент выплаты субсидий, что позволит государству сэкономить значительные средства при снижающейся ставке и защитить интересы банков в периоды ее роста.

6. Введено ограничение на сумму льготных краткосрочных кредитов на одно лицо. Один заемщик может получить не более чем 1 млрд. руб. субсидируемого краткосрочного кредита. При действующей ключевой ставке сумма субсидий на краткосрочные кредиты будет ограничена 100 млн. руб. на одно лицо. Если ставка снизится, допустим, до 5% годовых, то максимальная сумма субсидий уменьшается до 50 млн. руб. Введенное ограничение для крупных заемщиков призвано способствовать увеличению доли субсидий среднему и малому бизнесу.

Шаги назад

Снимая часть прежних проблем, новые правила оставляют целый ряд из них нерешенными или порождают дополнительные сложности.

1. Необоснованные отказы в предоставлении субсидированного кредита. По новым правилам, как и по старым, заявителю могут отказать в субсидии в связи с исчерпанием лимита средств на субсидирование процентных ставок по кредитам. Раньше заемщику отказывал орган управления АПК субъекта РФ. Теперь же отказать в субсидии могут уполномоченные банки, выдающие субсидированные кредиты в данном субъекте РФ.

Сельхозпроизводитель должен оформить бизнес-план и предоставить все требуемые банком, а также предусмотренные правилами документы. В случае положительного решения банка сельхозпроизводитель становится потенциальным заемщиком. Если выделенного банку лимита субсидий достаточно для удовлетворения заявок всех потенциальных заемщиков, то они получат кредиты под субсидируемые проценты; если же недостаточно, то банк выбирает, кому дать кредит под льготный процент, а кому - под обычный.

Правилами предусмотрено, что Минсель-хоз РФ должен установить порядок перевода из реестра потенциальных заемщиков в реестр заемщиков. Пока этот порядок не утвержден. Но исключить при этом коррупционную составляющую вряд ли удастся.

Избавиться от этого можно путем сохранения права на субсидии для всех потенциальных заемщиков.

2. Перевод субсидируемого кредита в не-субсидируемый. По новым правилам в случае исчерпания лимита субсидий банк имеет право перевести заемщиков с льготного процента на обычный (льготный процент плюс ключевая ставка ЦБ РФ). В Правилах не приведены детали этой процедуры. Как будут выбираться договоры, для которых будет увеличиваться кредитная ставка, из Правил неясно. Здесь тоже таятся возможности ущемления прав одних и сохранения субсидий для других. Решать данную проблему нужно путем введения гарантий выплат субсидий по договорам льготного кредитования, как это было по прежним правилам.

3. Сложный алгоритм распределения лимитов субсидий. Система распределения лимитов усложнилась - раньше лимиты были только по субъектам РФ, теперь же добавились лимиты по каждому банку в каждом регионе.

4. Не определен порядок льготирования кредитов малому бизнесу.

5. Малые банки отстранены от кредитования малого бизнеса. Для выдачи субсидированных кредитов предлагается отобрать уполномоченные банки, с которыми Минсельхоз РФ заключает соответствующие соглашения. Уполномоченные банки должны иметь собственный капитал не менее 20 млрд. руб.-таких банков в России около 50. Большинство из них не имеют опыта работы с АПК, особенно в кредитовании малого сельскохозяйственного бизнеса. (В странах с развитым малым бизнесом его кредитование осуществляется малыми кооперативными банками и муниципальными сберкассами.) Предусмотренное новыми правилами ограничение доступа малых

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 24 • № 3 • MARCH-APRIL 2017 47

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

банков к кредитованию малого сельскохозяйственного бизнеса противоречит общей стратегии развития банковского сектора.

6. Не ограничен размер инвестиционных льготных кредитов на одно лицо. Льготное кредитование частного бизнеса (сельскохозяйственный бизнес во всех субъектах РФ, кроме Чеченской Республики, является практически на 100% частным) — это поддержка собственников частных организаций. Размер субсидий на одно лицо целесообразно ограничить не только по краткосрочным кредитам, но и по инвестиционным. (Во многих странах ограничен общий размер всех субсидий на одно лицо.) Однако новые правила не предусматривают таких ограничений. Отдельные собственники ежегодно получают многомиллиардные субсидии по инвестиционным кредитам, в то время как остальным достаются крохи. Равные условия для сельхозпроизводителей на рынке нарушаются, что противоречит российскому закону о конкуренции.

7. Не поощряется инвестирование собственных. средств. По новым правилам субсидируются только кредиты банков. Если сельхоз-организация осуществляет инвестиции за счет

банковского кредита, то она может претендовать на субсидии, если же за счет собственных средств — не может. Это стимулирует приток инвестиций в АПК, но часто новые инвесторы не имеют опыта работы в отрасли, что создает дополнительные риски окупаемости вложений. Наряду с притоком инвестиций со стороны субсидирование должно поощрять вложение действующими предприятиями собственных средств. Для этого правилами должно быть предусмотрено субсидирование как привлеченных, так и собственных вложений.

8. Не определены переходные положения от старой схемы льготирования кредитов к новой. Новые правила начали действовать с 1 января 2017 г. Если следовать предусмотренному в них порядку сбора заявок и составления планов выделения субсидий, то весь 2017 г. уйдет на составление планов кредитования на 2018 г. Для выдачи льготных краткосрочных и инвестиционных кредитов в 2017 г. необходимы упрощенные правила. Через два месяца начнется посевная — сельхозпроизводителям нужны кредиты для покупки семян, удобрений, горючего и т.д. А как включить их в льготные, пока неясно. ■

48 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 24 • № 3 • МАРТ—АПРЕЛЬ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.