Научная статья на тему 'Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса Воронежской области как фактор экономического развития регион'

Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса Воронежской области как фактор экономического развития регион Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кособуцкая А.Ю.

В статье исследуется значение малого и среднего предпринимательства для развития экономики РФ и Воронежской области, рассматриваются проблемы финансирования (в том числе банковского кредитования) субъектов МСП, выделяются внешние и внутренние по отношению к банковскому сектору причины, затрудняющие доступ малых и средних предприятий к кредитным ресурсам и сдерживающие процесс кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса Воронежской области как фактор экономического развития регион»

Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса Воронежской области

как фактор экономического развития региона

Кособуцкая Анна Юрьевна,

Воронежский государственный университет

В статье исследуется значение малого и среднего предпринимательства для развития экономики РФ и Воронежской области, рассматриваются проблемы финансирования (в том числе банковского кредитования) субъектов МСП, выделяются внешние и внутренние по отношению к банковскому сектору причины, затрудняющие доступ малых и средних предприятий к кредитным ресурсам и сдерживающие процесс кредитования. Ключевые слова: банковское кредитование, малый и средний бизнес, Воронежская область.

В современных российских условиях одним из приоритетных направлений разработки и реализации национальных проектов и программ Президент РФ видит развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) и поддержку индивидуальной предпринимательской инициативы [12]. В этой связи перед Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ была поставлена задача упростить доступ субъектов МСП к льготному финансированию, в том числе путем ежегодного увеличения объема льготных кредитов. Такой подход связан со значением малого и среднего предпринимательства для развития национальной экономики.

В настоящее время в развитых странах субъекты МСП оказывают существенное влияние на темпы роста ВВП и создают значительную его часть. Исследования, проведённые Всемирным банком, показали, что если в стране малый и средний бизнес производит менее 40% ВВП, то инвестиции в такую национальную экономику не дают необходимого экономического эффекта. Что касается доли малого бизнеса в ВВП РФ, то она составляет не более 20-25%, в то время как в США этот показатель достигает 50%, а в Китае - уже превысил 60% [3].

Не требуя значительных стартовых инвестиций, предприятия МСП способны эффективно решать проблемы, связанные с реструктуризацией экономики, развитием конкурентной среды, насыщением рынка потребительскими товарами и услугами, а также обеспечением граждан рабочими местами. В рыночной экономике действующая конкуренция побуждает предпринимателей повышать качество выпускаемой продукции, внедрять передовые технологии, сдерживает рост цен. За счет поддержки и развития сегмента МСП государство обеспечивает повышение уровня жизни населения, увеличение доли населения со средним уровнем дохода, а также пополнение бюджета за счет налоговых поступлений. Эти вопросы достаточно хорошо разработаны в современной отечественной и зарубежной литературе [2; 9; 13].

В экономике Воронежской области малые и средние предприятия играют существенную роль, поэтому на протяжении последних нескольких лет обеспечение благоприятных условий для развития МСП является одним из приоритетных направлений региональной политики. В 2018 году Воронежская область заняла 7-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, составляемом Агентством стратегических инициатив, поднявшись на одну позицию по сравнению с 2017 годом.

На начало 2018 года в Воронежской области, по данным Федеральной налоговой службы, было

-&

О

о ш и-4 Н

Ы

01 Н

зарегистрировано 88 247 субъектов МСП (темп роста по сравнению с началом 2017 года составил 103,24%), на которых трудилось 252 тыс. человек. Доля работников МСП составила 26,5% общей численности занятого населения области. Таким образом, МСП по степени вовлечения населения приобретает серьезную социальную значимость.

Оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями Воронежской области, в том числе микропредприятиями, составил в 2017 году 794,8 млн рублей, или 8 % валового регионального продукта. По данному показателю Воронежская область заняла 3-е место по Центральному федеральному округу (уступив только г. Москва и Московской области) и 14-е по Российской Федерации в целом [10, с. 317-318]. Доля убыточных предприятий МСП достигла 26,4%. Однако концентрация капитала привела к тому, что крупные предприятия области «выдавили» малые и средние из сферы производства в сферу посредничества и торговли. По численности субъектов МСП оптовая и розничная торговля занимают стабильно первое место (44,2%), многократно превышая доли малых и средних предприятий в других отраслях.

Необходимо отметить, что в последнее время предпринимательство в Воронежской области развивается довольно быстрыми темпами, и имеет перспективы как по плотности размещения субъектов МСП, так и по их доле в общем объеме выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Необходимо учитывать, что в современных условиях с точки зрения экономического развития наиболее привлекательным является производственный инновационный малый и средний бизнес, так как он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя развитию производства и управления, и одновременно порождает спрос на новые разработки, обеспечивая тем самым непрерывный прогресс. Однако роль малого и среднего бизнеса Воронежской области во внедрении инноваций явно недостаточна.

В своем развитии малый и средний бизнес сталкивается со множеством проблем. Это и ограниченные финансовые возможности, и трудности в материально-техническом обеспечении, и низкий уровень правовой, экономической и финансовой грамотности его руководителей, и недостаточная государственная поддержка.

По данным Росстата, субъекты МСП финансируют свою деятельность и осуществляют инвестиции в основной капитал преимущественно за счет собственных средств, при недостатке которых предприниматели обращаются к банковскому кредитованию. К сожалению, в современной России банковский кредит всё ещё мало доступен для большинства предприятий малого и среднего бизнеса, работающих на внутренний рынок, в силу его ] высокой стоимости, а кредитный канал эмиссии I денег - функционирует недостаточно [1, с. 158]. § Для сравнения: доля кредитов, предоставляемых Ц малому бизнесу, составляет в России 1% ВВП, в ^ США - 20%, в странах Евросоюза - 30%, в Япо-^ нии - 35%.

Обратим внимание на тот факт, что именно недостаток собственных финансовых средств выделили при оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность малых предприятий, 45% респондентов, а 48% отметили высокий процент коммерческого кредита (2016 год) [7, с. 39]. Аналогичный результат дал и опрос, проведенный в 2017 году в Воронежской области: среди основных барьеров развития предпринимательства в регионе респонденты указали на недостаток финансовых и инвестиционных ресурсов (в том числе собственных оборотных средств), а также на низкую доступность кредитных ресурсов (короткие сроки кредитования, высокие процентные ставки) [4; 5]. Таким образом, для того, чтобы реализовать потенциал роста и адаптивности к условиям рыночной среды предприятий МСП, необходимо обеспечить их доступ к финансовым ресурсам. И основная нагрузка при реализации этой задачи должна ложиться на банковский сектор, значительная роль которого обусловлена недостаточным развитием фондового рынка, наличием высокого ресурсного, интеллектуального потенциала банков, а также типом банковской системы страны, который предусматривает возможность проведения через банки государственной политики, направленной на экономическое стимулирование кредитования экономики, в том числе субъектов МСП.

В настоящее время на рынке кредитования МСП работает большинство российских банков, многие из которых выделяют кредитование МСП в отдельное направление кредитной политики (например, Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк), что позволяет комплексно обслуживать данный сегмент рынка и учитывать интересы всех участников. Популярность данного сегмента связана в первую очередь с развитием его государственной поддержки.

Отечественные банки предлагают субъектам МСП следующие виды кредитов: кредиты на обеспечение текущей деятельности с целью пополнения оборотных средств (как правило, такие кредиты предоставляются на сумму до 5 млн на срок до 3-5 лет в форме кредитной линии или овердрафта по расчетному счету под поручительство, залог недвижимости и оборудования, гарантии корпорации МСП); инвестиционные кредиты, которые используются на приобретение, ремонт недвижимости, оборудования, развитие нового бизнеса (эти кредиты предоставляются на срок до 10 лет, при этом банк может потребовать, чтобы доля собственных средств заемщика, вложенных в инвестиционный проект, составляла не менее 30%) и коммерческая ипотека, предназначенная для покупки нежилой недвижимости сроком кредитования до 30 лет (как правило, предприниматель должен профинансировать за счет собственных средств 10-30% стоимости объекта). Наименее редко встречается кредит на открытие бизнеса (startup), один из вариантов которого предполагает использование программы франчайзинга. Так, в 2012 году ведущие банки запустили такие пилот-

ные проекты с максимальной суммой кредитования - 5 млн руб. и сроком - 3-5 лет.

Экономический кризис 2014-2015 годов, ставший результатом резкого ухудшения внешнеполитической обстановки и санкций, введенных против РФ, а также внутренних структурных проблем экономики страны, крайне негативно отразился на финансово-кредитном рынке, в особенности на сегменте кредитования МСП.

Как видно из таблиц 1 и 2, объем банковских кредитов, предоставленных субъектам МСП Воронежской области в 2016 году, снизился почти на 20%, что было связано с резким сокращением объема кредитов в иностранной валюте вследствие существенного падения курса национальной

валюты и роста инфляции. Снижение кредитных ставок и действие льготных программ несколько оживили ситуацию, и в результате за период 2015-2017 гг. объем выданных субъектам МСП кредитов снизился всего на 10%. Задолженность же этот период выросла на 5%, что идет в разрез с общей тенденцией снижения задолженности субъектов МСП в целом по РФ и по ЦФО за указанный период (на 14,6% и 20,1% соответственно). Необходимо отметить, что сократилась и доля просроченной задолженности субъектов МСП Воронежской области с 7,6% на начало 2016 года до 7,4% на начало 2018 года, что существенно лучше соответствующих показателей по РФ (14,9%) и по ЦФО (17,4%) на соответствующую дату.

Таблица 1

Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства в рублях, иностранной валюте и драгоценных металлах, в Воронежской области [составлено автором по материалам 6]_

Объем предоставленных кредитов, млн руб.

в рублях в иностранной валюте и драгоценных металлах Всего

субъектам МСП из них: субъектам МСП из них: субъектам МСП из них:

ИП ИП ИП

На 01.2018 97 187 7 817 1 075 0 98 262 7 817

На 01.2017 87 303 6 482 796 0 88 099 6 482

На 01.2016 92 608 5 645 17 474 0 110 082 5 645

Таблица 2

Задолженность, в том числе просроченная, по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства [составлено автором по материалам 6]__

всего Просроченная

субъектов МСП из них: субъектов МСП из них:

ИП ИП

На 01.2018

РФ 4 169 896 376 243 622 718 29 400

ЦФО 1 771 486 91 936 308 840 6 462

Воронежская область 105 140 9 412 7 866 525

На 01.2017

РФ 4 468 880 388 404 636 001 62 202

ЦФО 1 887 249 91 508 265 185 11 356

Воронежская область 95 093 9 252 8 322 1 110

На 01.2016

РФ 4 885 336 470 276 666 199 70 070

ЦФО 2 218 271 109 919 311 734 13 087

Воронежская область 100 566 10 854 7 685 1 171

Сокращение заимствований МСП в России связано не только с общеэкономическими факторами, но и с внутренними по отношению к банковскому сектору причинами, затрудняющими доступ малых и средних предприятий к кредитным ресурсам. Среди факторов, сдерживающих процесс кредитования субъектов МСП необходимо выделить следующие.

1. По сравнению с крупным бизнесом кредитование МСП более рискованно как в силу различной финансовой значимости этих секторов, так и специфики деятельности предприятий МСП. Низкая легитимность бизнеса, неграмотное ведение и недостаточная прозрачность финансовой отчетности, отсутствие стабильных кредитных историй, использование различных схем оптимизации налогообложения, возможности ухода «в тень» и прочее затрудняет качественную оценку кредитоспо-

собности и жизнеспособности таких заемщиков. Так, по данным Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, компании ЕУ и центра предпринимательства, только 3,4% новых предприятий живут более 3-х лет [11, с. 115]. В США количество малых предприятий около 20 млн, при этом ежегодно открывается 1 млн новых, из которых в течение года прекращают свое существование около 600 тысяч.

2. Равнозначность операционных затрат банков по работе с крупными и мелкими заемщиками ведет к тому, что финансовым институтам становится невыгодно работать с субъектами МСП. Недостаточная эффективность простых процедур работы с небольшими заемщиками существенно тормозит развитие данной сферы.

3. Отсутствие у субъектов МСП должного обеспечения (прежде всего залогового) возврата

кредита вынуждают банки отказывать в выдаче кредита или компенсировать повышенные риски ростом ставок кредитования, что отрицательно влияет на динамику рынка. По этой причине в настоящее время банки практически не кредитуют стартапы.

4. Высокий уровень банковской маржи делает кредиты для МСП малодоступными. Так, по расчетам Банка России, чистая процентная маржа банковского сектора страны в последние годы составляла 3,5-4,8%. По мнению ряда экономистов, маржа выше 3% является сверхвысокой, «несовместимой с понятием сбалансированности спроса и предложения денег как важнейшей предпосылки устойчивого, долгосрочного, сбалансированного экономического роста и высоких инвестиционных и социальных показателей» [1, с. 155].

5. Низкий уровень рентабельности предприятий МСП не позволяет им привлекать финансовые ресурсы по ставкам, предлагаемым банками. Так, по данным Росстата, рентабельность продукции малых предприятий в среднем по РФ составляла в 2016 году 5 %, средних предприятий - 5,8 % [7, с. 49], в то время как средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями субъектам МСП находились в диапазоне от 12,62 до 16,76% [8].

6. Ограниченный набор используемых финансовых инструментов и плохая информированность о возможностях и способах кредитования субъектов МСП тормозят развитие этого сектора кредитования в России. В настоящее время в качестве способа финансирования деятельности и инвестиций в основной капитал субъекты МСП рассматривают, в основном, банковское кредитование, при этом недостаточное внимание уделяется лизинговым операциям. Минимальный срок функционирования компаний (один год), установленный как обязательное условие кредитования, препятствует развитию кредитования в форме проектного финансирования, что серьезно тормозит развитие МСП, особенно производственного инновационного.

7. Неравномерность распределения банков по территории Воронежской области приводит к тому, что основная масса кредитных организаций находится в Воронеже, и незначительная их часть распылена по территории области, что создает проблемы финансовых потоков и коммуникаций, порождает отрыв интересов и потенциала банков от экономических и финансовых процессов, протекающих в отдаленных районах, повышает трансак-ционные финансовые и временные издержки заемщиков.

8. Минимальный уровень присутствия, а в настоящее время отсутствие местных (зарегистрированных на территории Воронежской области) кредитных организаций приводит к высокой степени зависимости предоставляемых воронежским предприятиям инвестиционных ресурсов от решений федерального центра и менеджмента инорегиональных банков, а также создает угрозу перераспределения финансовых потоков в пользу внешних пользователей [5].

9. Невысокий уровень финансовой грамотности заемщиков. В условиях, когда многие руководители недавно существующих малых и средних предприятий не имеют глубоких знаний во взаимоотношениях с банками, организации кредитной и расчетной работы, плохо ориентируются в современных банковских кредитных продуктах, а уровень развития институтов, оказывающих качественные консалтинговые и страховые услуги, недостаточен, представление и рассмотрение кредитных заявок затягивается, и банки вынуждены оказывать субъектам МСП различного рода поддержку при оформлении сделок, консультировать по различным вопросам, тщательно анализировать представленную документацию. Одновременно, стремясь минимизировать свои транзакци-онные расходы банки активно развивают дистанционные каналы и мобильные приложения. Создают экосистему, в том числе и небанковских услуг. В этих условиях повышение уровня экономической и финансовой грамотности заемщиков должно стать одним из основных факторов развития кредитования МСП.

Таким образом, для обеспечения доступности финансовых ресурсов для субъектов МСП и лояльности к ним банков, требуется постоянное внимание и поддержка программ кредитования МСП со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, использование льготного кредитования для развития приоритетных отраслей, в том числе компенсация соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счёт средств фондов поддержки предпринимательства.

На территории Воронежской области действует «Программа стимулирования кредитования субъектов МСП», разработанная Корпорацией МСП совместно с Минэкономразвития России и Банком России, которая обеспечивает доступность долгосрочного инвестиционного и оборотного кредитования для МСП при реализации значимых проектов приоритетных отраслей. Программа фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 10 млн руб. на уровне 10,6% годовых для малого бизнеса и 9,6% годовых - для среднего.

Базовую систему организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в Воронежской области образуют: Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области (микрофинансовая организация второго уровня), «Микрокредитная компания Фонд развития предпринимательства Воронежской области» (микрофинансовая организация, осуществляющая выдачу микрозаймов субъектам МСП), Гарантийный фонд Воронежской области (предоставление обеспечения по обязательствам субъектов МСП Воронежской области, основанных на кредитных договорах - договорах займа, лизинга, банковской гарантии и т.п. - в форме поручительства.), восемь муниципальных фондов, двадцать два районных центра поддержки предпринимательства.

Литература

1. Ахмедалиев С.М. Повышение эффективности кредитования малого и среднего бизнеса как основа экономического роста // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3 (51). - С. 155 - 158.

2. Горфинкель В.Я. Предпринимательство: Учеб. - М.ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 687 с.

3. Доля малого бизнеса в ВВП РФ может быть увеличена до 50% // Экономика и жизнь [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.eg-online.ru/.

4. Изучение социальных представлений жителей о текущем социально-экономическом состоянии и прогнозе развития Воронежа. -Воронеж, 2017.

5. Кособуцкая А.Ю. Банковский сектор экономики Воронежа как потенциальное преимущество города // Проблемы и перспективы современной экономики: сб. ст. Выпуск 4 / Научн. ред. д.э.н., проф. Ю.И. Трещевский, д.э.н., проф. Г.В. Голикова. - Воронеж, 2018. С. 87-100.

6. Кредиты, предоставленные юридическим лицам-резидентам и индивидуальным предпринимателям (региональный разрез) - Центральный банк Российской Федерации. Электронный ресурс: https://www.cbr.ru/ statistics/?Prtid=sors

7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./ Росстат. - M., 2017. -78 с.

8. Процентные ставки и структура кредитов и депозитов по срочности - Центральный банк Российской Федерации. Электронный ресурс:

http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=int_rat&ch=P AR_222#CheckedItem

9. Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: монография. -М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2010. 245 с.

10. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат.сб./Росстат. - М., 2018 - 694 с.

11. Смагин В.Н. Качественный анализ «Младенческой гобели» малого бизнеса // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». -2015. - Т. 9. - № 4. - С. 115 - 124.

12. Указ Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

13. Small and medium size enterprises and regional development. Edited by Giaoutzi M., Storey

D. J., Nijkamp P. - London: Routledge, 2016. -334 p.

LENDING TO SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES OF THE VORONEZH REGION AS A FACTOR OF THE REGION ECONOMIC DEVELOPMENT

Kosobutskaya A.Yu.,

Voronezh State University Russia, Voronezh

The article examines the importance of small and medium-sized enterprises for the development of the economy of the Russian Federation and the Voronezh region. The issues of SMEs financing (including bank lending) are considered. External and internal factors with regard to the banking sector that make it difficult for small and medium enterprises to access credit resources and that work against the lending process are identified.

Keywords: bank lending, small and medium-sized businesses, Voronezh region.

References

1. Akhmadaliev S. M. Increase of efficiency of crediting of small and medium business as the basis of economic growth // problems of modern economy. - 2014. - No. 3 (51). - Pp. 155-158.

2. Gorfinkel V.Ya. Entrepreneurship: Studies. - Moscow: UNITY-DANA, 2010. - 687 PP.

3. The share of small business in the GDP of the Russian Federation can be increased to 50% // Economy and life [Electronic resource]. - 2013. - Mode of access: http://www.eg-online.ru/.

4. Study of social representations of residents about the current socio-economic state and forecast of Voronezh development. - Voronezh, 2017.

5. Kosobutskaya A.Yu. Banking sector of the Voronezh economy as a potential pre-property of the city / / Problems and prospects of the modern economy: SB. art. ed. - Voronezh, 2018. P. 87-100.

6. Loans granted to legal entities-residents and individual entrepreneurs (regional section)-the Central Bank of the Russian Federation. Electronic resource: https://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=sors

7. Small and medium-sized businesses in Russia. 2017: Stat.sat. / Rosstat. - M., 2017. - 78 p.

8. Interest rates and structure of loans and deposits by maturity - Central Bank of the Russian Federation. Electronic resource:

http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=int_rat&ch=PAR_222#Chec kedItem

9. Romanenko E.V. State and small business: features of interaction in modern conditions: monograph. - Moscow: ZAO publishing house "Ekono-Mika", 2010. 245 PP.

10. Russian statistical yearbook. 2018: Stat.sat. / Rosstat. - M., 2018 - 694 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Smagin V.N. Qualitative analysis of the "Infant tapestry" of small business // Vestnik SUSU. Series "Economics and management". - 2015. - T. 9. - No. 4. - Pp. 115--124.

12. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of may 7, 2018 "on national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024»

13. Small and medium size enterprises and regional development. Edited by Giaoutzi M., Sto-rey D.J., Nijkamp P. - London: Routledge, 2016. - 334 p.

-&

О

о

ud и-4 H

Ы

Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.