Научная статья на тему 'Кредитование физических лиц и эффективность платежных систем'

Кредитование физических лиц и эффективность платежных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитование физических лиц и эффективность платежных систем»

КРЕДИТ

КРЕДИТОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ

Ю.Е. МАНЗАНОВ,

начальник отдела по работе с клиентами АК «Байкалбанк»

По мнению многих экспертов, российский рынок банковской розницы переживает важный качественный скачок [1]. Услуги, предоставляемые физическим лицам, за два-три последних года выросли как по объемам, так и по ассортиментному ряду. Все большую популярность среди клиентов - физических лиц приобретают пластиковые карты. По данным Центробанка, рынок платежных карт в России переживает стремительный рост. Так, к началу 2003 г. банки эмитировали более 15 млн пластиковых карт, а уже 1 ноября количество карточек в стране увеличилось до 21 млн шт. За этот же период новыми эмитентами банковских карт стали 40 банков, а всего пластиковые карточки эмитируют 682 банка.

Тем не менее развитие локальных платежных систем в регионах наталкивается на ряд как объективных, так и субъективных трудностей. Одним из основных критериев банковской деятельности является финансовая эффективность вводимых услуг. Внедрение и развитие платежных систем (при стоимости одного банкомата порядка 25 тыс., а терминала — тысячи долларов США) являются достаточно затратными, а сроки окупаемости карточного проекта растягиваются на несколько лет. Успешное функционирование платежной системы, ее постоянное развитие, наращивание объемов по основным показателям (число клиентов, количество зарплатных проектов, рост комиссионных и т.д.) требуют от персонала банка непрерывных усилий, регулярного принятия правильных бизнес-решений.

Существующий к нынешнему дню опыт работы платежных систем демонстрирует, что при правильно выстроенной стратегии и правильном принятии текущих решений быстрая окупаемость карточного проекта достижима.

Одним из важнейших факторов достижения этой цели является комплексный подход к формированию и функционированию платежной системы и создание возможно более привлекательных условий для физических лиц — потенциальных держателей пластиковых карт. В силу этого, очевидно, что наибольшую эффективность для банка и соответственно для клиентов представляет платежная система с максимально развитой инфраструктурой и широким выбором услуг.

Республиканская платежная система Республики Бурятия изначально планировалась как разветвленная структура, включающая в себя большую торговую сеть, широкую инфраструктуру приема и получения наличных денег, максимально возможное вовлечение предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности в зарплатные проекты.

К1 января 2004 г. общее число владельцев пластиковых карт АК «Байкалбанк», являющегося бянком-агентом Республиканской платежной системы, достигло 60 тыс. Торговая сеть насчитывала более двухсот магазинов и предприятий сервиса, обслуживающих владельцев карт со скидкой — 10%. Заработную плату по картам «Байкалкард» получали служащие и рабочие четырехсот предприятий, организаций и учреждений — участников зарплатных проектов (табл. 1).

Подобная динамика развития платежной системы в среднем по российским меркам городе (численность населения менее 400 тыс. человек), в условиях конкуренции — пластиковые карты в городе эмитируют еще три банка, во многом объясняется именно комплексностью подхода к созданию инфраструктуры обслуживания. Поданным Банка России, по объему оплаты товаров и услуг Республика Бурятия занимает двенадцатое место сре-

Таблица 1

Показатели работы республиканской платежной системы

Год ^^ Кол-во клиентов Кол-во з/п проектов Кол-во магазинов Торговый оборот, тыс. руб. Сумма по з/п проектам, тыс. руб.

1999 9 286 46 40 5 996 19 899

2000 18 144 71 89 39 392 35 378

2001 24 213 86 122 39 375 115 287

2002 36 564 184 159 93 557 193 719

2003 59 571 406 202 124 649 479 360

ди всех регионов России [2]. Для осуществления операций по обналичиванию денежных средств в настоящий момент в рамках платежной системы функционируют, кроме допофисов и операционных касс, сорок банкоматов, также можно снять наличные в пятнадцати отделениях связи, где установлены расчетные терминалы.

Даже поверхностное изучение подходов к расчетам эффективности платежных систем (что с точки зрения моделирования очень близко к задаче об эффективности вкладных операций) показывает, что изучаемая задача имеет динамический характер и не может иметь точного решения при рассмотрении статичных моделей. Тем не менее применение ряда моделей может облегчить понимание существующей ситуации и определить необходимые пути и мероприятия для повышения эффективности платежной системы.

Существует ряд эмпирических подходов к грубому определению эффективности платежной системы, например: очень грубый — считаются все расходы на создание и функционирование системы, затем подсчитываются доходы, и на основании этого определяется эффективность. В этом случае исследователь сталкивается с задачей определения эффективности вкладных операций, так как посчитать эффективность привлечения денежных средств на карточки сложно. Более точный подход: расходы подразделяются на капитальные вложения и текущие, связанные с поддержанием функционирования, далее применяется следующий подход — если среднедневные остатки на кар-тсчетах равны или выше капитальных затрат, а текущие доходы равны или выше текущих расходов, то платежная система считается эффективной.

В авторском исследовании для решения задачи эффективности был выбран следующий подход: точный учет всех затрат и предполагаемых доходов с использованием для расчетов электронной таблицы Excel. Базовым комплексом для решения был использован предлагаемый компанией «Золотая корона» модуль «Расчет экономической эффектив-

ности проекта пластиковых карт в банке». В указанном модуле за основу принимается гипотетический проект развития платежной системы с предполагаемым количеством клиентов и соответствующей, создаваемой под проект инфраструктурой обслуживания (необходимое число дополнительных офисов, операционных касс, банкоматов, кассовых и торговых терминалов). В модели также учитываются банковские затраты на приобретение программного обеспечения, лицензий, создание узла процессинга, содержание персонала и прочие текущие расходы. На основании выбранной модели развития определяется изменение всех видов доходов и расходов в течение срока функционирования модели. Осуществляется расчет периодов окупаемости и прибыльности проекта.

В реальности определенная изначально инфраструктура проекта меняется по ряду многих причин (очередное заключение крупного зарплатного проекта, соответствующее изменение числа клиентов, необходимость приобретения дополнительных элементов инфраструктуры — банкоматов, терминалов и т.д.). Таким образом, для получения максимально приближенной к реальной ситуации модели и получения решения, близкого к реальному, следует указанную выше модель изменять регулярно, по мере существенных количественных изменений в компонентах и переменных платежной системы.

На рис. 1 приведены результаты функционирования проекта с использованием данных по количеству клиентов, зарплатным проектам, инфраструктуре обслуживания по состоянию на конец 2002 г. В качестве показателей выбраны приведенные капитальные затраты, текущая прибыль, чистая приведенная стоимость проекта по МРУ.

Реализация локальной платежной системы в каждом регионе имеет очень много специфических особенностей. Как показывает практика, очень важным фактором является административный. В случае если администрация региона понимает, что внедрение комплексной платежной системы ока-

Рис. 1. Экономические результаты работы платежной системы

10 тыс.

е-

се

ГО

с

ее

месяц

о о о о о О О о о о о О о о о

аз 03 аз аз ф II) аз а> а> аз аз аз аз аз аз

2 5 5 г 5

ю ст> СО N. т- ю а> со Ч— Ю аз СО

т— СЧ1 см см ГО ГО ю ю

■—ИРУ завершения, в $$

♦—Приведенные капитальные затраты накопленным итогом, в : —О—Текущая прибыль, в $$

жет положительное влияние на оборот денежных средств в регионе, то для быстрого развития системы необходимо принять ряд административных мер. Правительством Республики Бурятия в 1999 г., с учетом того, что возможное увеличение доли безналичных расчетов позволит оздоровить денежный оборот в республике за счет вывода части денежных средств из оборота «черного» и «серого» нала, был принят ряд установочных документов [3,4]. В период выхода документов о создании платежной системы, по оценкам экспертов [5], более одной трети торгового оборота в стране являлось нелегальным и производилось «черным» налом, что отрицательно сказывалось на собираемости налогов.

Принятые правительственные документы позволили начать активную работу по привлечению работников бюджетной сферы к участию в зарплатных проектах, что положительно сказывалось на обороте денежных средств на картсчетах. При этом кроме непосредственного оборота по счетам зарплатных проектов в эффективном функционировании платежной системы важную роль играют среднедневные остатки на картсчетах. В дотационных регионах с низкой заработной платой, к которым относится Республика Бурятия, клиенты снимают практически все средства сразу, в день зарплаты.

Необходимо создание условий, которые стимулировали клиентов к хранению средств на картсчетах. К числу мер, принятых для решения проблемы увеличения ежедневных остатков на счетах владельцев карт Республиканской платежной системы, следует отнести: введение процентов на несни-жаемый остаток на карте или картсчете, сравнимых с процентами, начисляемыми на срочные вклады; обслуживание в магазинах и предприятиях сервиса по пластиковым картам со скидкой в десять процентов.

Комплекс проведенных мероприятий по созданию условий, привлекающих клиентов на обслуживание по карточкам, позволил Республиканской платежной системе стать финансово успешным проектом в сравнительно короткие сроки. В табл. 2 приведены основные экономические показатели, рассчитанные с применением указанного выше программного модуля в соответствии с изменением количественных характеристик развития платежной системы по годам.

Еще одним важным фактором, который способен оказать влияние на эффективную работу платежной системы, является кредитование по пластиковым картам. Причем введение кредитования влияет на окупаемость проекта, как прямо — получение процентных доходов и комиссионных

Таблица 2

Экономические показатели работы платежной системы

Год ЫУР (тыс. $) Сроки окупаемости (мес.) Коэффициент рентабельности

2001 66 31,2 1,47

2002 19 28,4 1,65

2003 52 20,6 1,64

за обслуживание кредитных договоров, так и косвенно - овердрафтное кредитование позволяет увеличить среднедневные остатки на картсчетах, а выдача кредитов только в рамках зарплатных договоров, привлекает дополнительных клиентов к перечислению заработной платы на карточки Республиканской платежной системы.

Общая логика развития финансовой системы страны привела большинство руководителей финансовых структур к пониманию, что без выхода на рынок потребительского кредитования настроенному на развитие банку не обойтись. Кроме объективных причин — стабилизирующаяся экономика; развитие рынка товаров длительного пользования; ограниченное количество людей, способных сразу заплатить за эти товары; предполагаемое присутствие на российском банковском рынке зарубежных финансовых институтов - присутствует еще и внутренняя необходимость: потребительское кредитование необходимо самим банкам, чтобы снизить кредитные риски, путем дополнительной диверсификации кредитного портфеля. Практика показывает, что при том же объеме кредитования в кредитных портфелях, сформированных за счет физических лиц, доля невозврата значительно меньше, чем в кредитных портфелях, сформированных за счет юридических лиц. При потребительском кредитовании, благодаря большому количеству заемщиков, кредитные риски ниже, чем при работе с несколькими десятками предприятий. Таким образом, кредитование физических лиц дает банкам реальйую возможность диверсифицировать риски при формировании кредитных портфелей с учетом сохранения достаточного уровня доходности.

Перечисленные выше факторы привели к тому, что российские банки активно заполняют нишу кредитования физических лиц — объем кредитов, выданных населению за 11 месяцев 2003 г., вырос почти вдва раза — с 142,2 млрддо 280,5 млрд руб.

Как уже говорилось выше, кроме доходности выдаваемых кредитов, другим не менее важным параметром, характеризующим деятельность кредитных служб банка, является возвратность выдан-

ных кредитов. Выбор способов и методик, позволяющих минимизировать риски, можно поделить на две: оценка клиента путем формализованных критериев (скоринг и подобные методы) и создание условий получения кредита в рамках функционирования самой платежной системы, позволяющих минимизировать невозвраты. К сожалению, в связи с недавней неразвитостью рынка потребительского кредитования практически невозможно воспользоваться наиболее простой и объективной методикой — рассмотрением кредитной истории в связи с практически полным отсутствием таковой у клиентов.

В большинстве банков среди специалистов по кредитованию существует убеждение, что применение кредитования исключительно среди участников зарплатных проектов неэффективно [6]. На взгляд автора, проблема заключается не в изначальной неправильности такого подхода, а в развитости клиентской базы по зарплатным проектам. Возвращаясь к табл. 1, отметим: к концу 2003 г. зарплату на карточки Республиканской платежной системы получали более 40 тыс. клиентов, что, несомненно, является базой, достаточной для широкого потребительского кредитования. Увеличение лимита овердрафтного кредитования клиентов-зарплатников с месячной зарплаты до полугодовой или годовой автоматически изменяет психологическую ситуацию с получением кредита: уход от психологии выживания «от зарплаты до зарплаты» к развитию и планированию семейного потребления. Реакция клиентов на предложение банка и изменение условий кредитования привели к динамичному развитию предлагаемой услуги. В табл. 3 приведены данные по потребительскому кредитованию клиентов Республиканской платежной системы.

Кроме того, предлагаемая банком схема кредитования только клиентов, регулярно получающих заработную плату на карточки АК «Байкал-банка», с учетом реального отсутствия в последние годы задержек с выплатой зарплаты, позволили свести практически к нулю невозвратность выданных кредитов. В то время как у банков, кредитующих клиентов «под паспорт», т.е. практикующих

Таблица 3

Кредитование клиентов платежной системы

Год Кол-во кредитных договоров Выданные кредиты тыс. руб.

2001 400 4 200

2002 800 18 900

2003 500 65 500

выдачу экспресс-кредитов в магазинах на покупку товаров, проблема с задолженностью по кредитам, а также потерями от прямого мошенничества становится актуальной.

Следует также остановиться еще на одной важной проблеме потребительского кредитования -накоплении кредитной истории. Кредитование в рамках широко функционирующей платежной системы, при накоплении финансовой информации о клиенте на картсчете, позволяет достаточно легко перейти к созданию кредитных историй клиентов. Кроме чисто технических преимуществ (повышение информированности о клиенте, более точное определение лимита кредитования и т.д.) накопление кредитных историй позволяет решить и ряд социальных задач: создается цивилизованная конкурентная среда для заемщиков, в которой добросовестные клиенты имеют неоспоримые преимущества перед недобросовестными; положительная кредитная история позволяет увеличивать лимиты кредитования в рамках платежной системы; при создании в недалеком будущем кредитных бюро уже существующая кредитная история позволит заемщику стартовать с более выгодной социальной позиции.

В оценке кредитной истории и платежеспособности заемщика важное место принадлежит ско-ринговым методикам. Скоринг физических лиц — это математическая модель оценки, основанная на различных характеристиках потенциальных клиентов, таких как личный доход, возраст, семейное положение, профессия и многих других. Они являются входными переменными модели, классифицирующей потенциальных заемщиков. Анализ параметров позволяет получить интегрированный показатель, который и оценивает степень кредитоспособности заемщика по многоранговой шкале: от присвоения статуса «хороший» заемщик до статуса «плохой» заемщик.

Скоринговые системы, основанные на логистической регрессии, нейросетевом анализе и других алгоритмах, уже довольно широко применяются за рубежом. Чаще всего применяются системы скоринга, основанные на известных методах распознавания образов, таких как «обучение с учите-

лем». Однако в отечественных условиях их применение затруднено короткой финансовой историей, а именно, отсутствием надежных обучающих выборок.

Следующий логичный шаг помимо широкого охвата системой кредитования клиентов, получающих заработную плату на пластиковые карты, это выдача кредитов клиентам, достаточно долго пользующимся картами без участия в зарплатных проектах. Основой методики, позволяющей снижать риски невозвращения кредитов, является скоринг, разработанный на основе анализа картсчета, с учетом как и движения наличных средств по счету или хранения денежных средств денег на картсчете с целью получения процентного дохода, так и с учетом всех покупок, независимо от их стоимости, осуществленных в торговой сети республиканской платежной системы с использованием карт.

Применение кредитования по пластиковым картам с минимальным кредитным риском существенно повышает финансовую эффективность платежных систем за счет получения дополнительных доходов. Еще одним важным фактором является то, что введение кредитования приносит дополнительные доходы без значительного увеличения капитальных вложений в инфраструктуру системы. При овердрафтном кредитовании, когда списание задолженности происходит в подавляющем большинстве случаев прямо с картсчета при поступлении заработной платы, количество договоров, которые обслуживает один клерк, составляет несколько сотен. На рис. 2 показаны результаты функционирования проекта с учетом дополнительных доходов и расходов по программе предоставления кредитов. Данные приведены по состоянию на конец 2002 г.

Основные показатели работы платежной системы, рассчитанные с применением указанной выше модели с учетом данных по кредитованию, представлены в табл. 4.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что при комплексном подходе к развитию платежной системы, максимальном использовании возможностей обслуживания по пластиковым картам, в том числе и широкого применения кре-

н л а н л

с л

¡С

I:

0,35 млн. -0,30 млн. -0,25 млн. -0,20 млн. -0,15 млн. 0,10 млн. 0,05 млн. 0,00 млн. -0,05 млн. -0,10 млн. -0,15 млн. --0,20 млн.

15 тыс.

годаштагса^ 10тыс 5 тыс.

о о О о о 6 О о о о 6 6 6 6 о

0) ф ф 0) ф ф Ф ф ф ф ф ф ф ф ф

г г г г г г г г г г г г г

месяц1- Ю СП со г*. Ю О) со г^ т- ю ОТ со Г--

1- СМ см см со со -ч- Ю ю

-ЫР\/завершения, в $$

-Приведенные капитальные затраты накопленным итогом, в $$ -Текущая прибыль, в$$

Рис. 2. Результаты работы платежной системы с учетом кредитования

Таблица 4

Показатели работы платежной системы с учетом кредитования

Год ЫУР (тыс. $) Сроки окупаемости (мес.) Коэффициент рентабельности

2001 77 29,4 1,51

2002 52 27,0 1,72

2003 172 15,2 1,94

дитования владельцев карточек, основные показатели функционирования платежной системы существенно улучшаются, что в конечном итоге приводит к более быстрой окупаемости карточных проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатов А. Аналитический банковский журнал. - 2004. - № 1. С. 67 - 71.

2. «Коммерсант», 5 марта 2004 г.

3. Постановление Правительства Республики Бурятия от 15.03.1999. № 99 «О внедрении и развитии республиканской платежной системы»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Распоряжение администрации г. Улан-Удэ от 02.07.1999 № 624-р «О внедрении безналичных форм расчета по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы».

5. Банковский вестник. 1998. № 7.

6. Эксперт-Урал, № 10 (92).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.