Научная статья на тему 'Кредиторская задолженность бюджетных учреждений: причины возникновения и практика погашения'

Кредиторская задолженность бюджетных учреждений: причины возникновения и практика погашения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21462
731
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЙ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / ДЕНЕЖНЫЙ / АЛГОРИТМ / ЛИМИТ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ДОГОВОР / САНКЦИОНИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бескровный П.В.

В статье проанализированы различные аспекты возникновения кредиторской задолженности на основе подробного анализа принимаемых обязательств бюджетными учреждениями. Сформулировано понятие несанкционированной кредиторской задолженности. Предложен единый алгоритм санкционирования и оплаты кредиторской задолженности участниками бюджетного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредиторская задолженность бюджетных учреждений: причины возникновения и практика погашения»

8(32) - 2010

Экономика предприятия

кредиторская задолженность

бюджетных учреждений:

причины возникновения и практика погашения*

п. в. бескровный,

начальник отдела комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области

E-mail: bpv@volgafin. ru

В статье проанализированы различные аспекты возникновения кредиторской задолженности на основе подробного анализа принимаемых обязательств бюджетными учреждениями. Сформулировано понятие несанкционированной кредиторской задолженности. Предложен единый алгоритм санкционирования и оплаты кредиторской задолженности участниками бюджетного процесса.

Ключевые слова: кредиторская задолженность, бюджетный, обязательство, денежный, алгоритм, лимит, предварительный контроль, договор, санкционирование, финансирование, планирование.

В условиях финансового кризиса при недостаточном финансировании бюджетополучателей практика обслуживания финансовыми органами лицевых счетов получателей бюджетных средств показывает, что проблема правомерности и обоснованности оплаты в очередном финансовом году кредиторской задолженности, возникшей при исполнении денежных обязательств отчетного финансового года, остается весьма актуальной.

Давая понятие кредиторской задолженности, необходимо отметить, что это задолженность бюджетного учреждения каким-либо организациям, другим учреждениям, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, образовавша-

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и кредит» при Волгоградском государственном университете.

яся при расчетах за приобретаемые материально-производственные запасы, работы и услуги, а также при расчетах с бюджетом и по оплате труда.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает жесткие рамки, в которых получателем бюджетных средств должны приниматься бюджетные обязательства, а именно: «получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств».

Другое важное положение этой статьи заключается в том, что «получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением».

Актуальность данной темы заключается в том, что бюджетное учреждение в рамках своих бюджетных полномочий не только обязано использовать доведенные ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимиты бюджетных обязательств на заключение и оплату новых контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, но и должно учитывать необходимость исполнения принятых и не оплаченных на начало года денежных обязательств (кредиторской задолженности) предыдущих периодов.

Положения этой статьи Бюджетного кодекса РФ позволяют сделать вывод о возможности для

бюджетного учреждения самостоятельно принимать решение о заключении новых договоров бюджетных обязательств либо направлении бюджетных средств на оплату денежных обязательств по договорам, заключенным в предыдущие периоды.

Бюджетным кодексом РФ определяются два понятия обязательств, возникающих в процессе расходования средств бюджетов: денежные обязательства и бюджетные обязательства. Эти понятия неразрывно связаны. Причем их экономический смысл является единым, означая обязанность совершить расходование бюджетных средств. Вторым общим аспектом является основание возникновения как бюджетного, так и денежного обязательства, коим служит государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор либо иной документ, подтверждающий необходимость оплаты поставленных товаров, выполненных работ или предоставленных услуг.

Различий же существует достаточно много. Первое заключается в субъективном составе принимаемого обязательства, так как бюджетное обязательство определяет учреждение, организующее исполнение бюджета (финансовый орган), а денежное обязательство возникает между получателем бюджетных средств и поставщиком (товара, услуги и т. п.). Второе различие заключается в значительной временной разнице возникновения бюджетного и денежного обязательств, ведь в отличие от денежного обязательства бюджетное возникает не сразу после подписания соответствующих контрактов, договоров и т. п., свидетельствующих о предполагаемой поставке товаров (работ, услуг), а при определенных условиях.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ таким условием является наличие предусмотренных на данные цели расходов:

• в законе (решении) о бюджете;

• в сводной бюджетной росписи финансового

органа;

• в бюджетной росписи главного распорядителя

бюджетных средств;

• в бюджетной смете бюджетного учреждения.

Плюс ко всему кассовый расход по бюджетным

обязательствам требует наличия дополнительных факторов: доведения лимитов бюджетных обязательств и кассового плана по расходам до получателя бюджетных средств и поступления собственно фактического финансирования.

Введенной в действие с 01.01.2008 новой редакцией Бюджетного кодекса РФ определены новые понятия бюджетных и денежных обязательств. Под

бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, а под денежными обязательствами — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Таким образом, с окончанием очередного финансового года бюджетное обязательство прекращает свое действие, а денежное — нет. Это третье и, пожалуй, самое главное отличие бюджетного обязательства от денежного.

Отсюда и возникают основные вопросы, которые ставит перед собой бюджетополучатель при необходимости погашения кредиторской задолженности: что будет являться источником неоплаченного денежного обязательства и каков порядок его оплаты? Многие авторы, анализирующие данную проблему, вплотную подошли к ответам на эти вопросы.

Обобщая, можно констатировать: руководитель любого бюджетного учреждения, подписывая тот или иной контракт (договор и т. п.), порождающий денежные обязательства, должен постоянно помнить, что документ должен в обязательном порядке заключаться исключительно из наличия установленных и доведенных главным распорядителем средств соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств, необходимых для реализации возникающих денежных обязательств.

Важность данного положения заключается в том, что ответственность за финансовые последствия такого решения в порядке субсидиарной ответственности лежит и на главном распорядителе бюджетных средств.

При этом с точки зрения бюджетного законодательства договор, заключенный бюджетным учреждением (часть договора, устанавливающая повышенные обязательства бюджета) с нарушением требований ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, может быть признан судом ничтожным по иску главного распорядителя бюджетных средств. В случае отсутствия соответствующих ассигнований в бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств и, соответственно, отсутствия доведенных лимитов бюджетных обязательств из заключенного договора может и не возникнуть

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения

бюджетного обязательства, что делает невозможным оплату данного договора (денежного обязательства) за счет бюджетных средств.

В то же время следует отметить, что с точки зрения бюджетного законодательства договор, заключенный с превышением (отсутствием) лимитов бюджетных обязательств и не принятый учреждением, организующим исполнение бюджета (подразделениями предварительного контроля финансового органа) к исполнению, сохраняет свою юридическую силу, если он не признан судом недействительным по иску соответствующего главного распорядителя бюджетных средств, в установленном законом порядке.

В настоящее время финансовым органом устанавливается перечень документов, являющихся основанием для правомерности проведения платежей по целевому назначению, которые бюджетополучатели представляют в отделы предварительного контроля (специалистам казначейских отделов) финансового органа.

Для подтверждения правомерности оплаты кредиторской задолженности и главному распорядителю бюджетных средств, и финансовому органу необходимо анализировать документы, подтверждающие учет кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, документы по фактическому исполнению лимитов бюджетных обязательств, чтобы квалифицировать на стадии предварительного, а затем и текущего контроля правомерность и обоснованность погашения кредиторской задолженности предыдущего финансового года за счет бюджетных средств.

Таким образом, учреждение, организующее исполнение соответствующего бюджета, должно устанавливать порядок погашения кредиторской задолженности, и к практическому решению этих вопросов в полном объеме должны подключаться не только подразделения предварительного контроля финансового органа, но и главные распорядители бюджетных средств в силу возложенных на них бюджетных полномочий.

С целью реализации этого бюджетополучатели должны представлять главным распорядителям первичные документы, подтверждающие кредиторскую задолженность (договоры, контракты, акты выполненных работ и прочие необходимые документы), и осуществлять сверку сумм задолженности с задолженностью, указанной в годовом балансе, других отчетных документах бюджетополучателя.

Результатом таких сверок должен быть документ (письмо, обращение, заявление), предостав-

ляемый в финансовый орган главным распорядителем бюджетных средств. Данный документ после его санкционирования (совершения разрешительной надписи) руководителем финансового органа будет являться основанием для подразделений предварительного контроля и финансирования к разрешению и оплате соответственно сложившейся кредиторской задолженности конкретного бюджетополучателя.

Как показывает практика, например финансовых органов Волгоградской области, такой подход значительно снижает объем оплаты несанкционированной кредиторской задолженности.

Кроме этого, следует отметить еще один аспект возникновения кредиторской задолженности. В соответствии с требованиями ст. 219 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения имеют право заключать договоры на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров в пределах доведенных им в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств. Другими словами, недопустимо заключать договор на сумму, превышающую лимиты бюджетных обязательств. Из этого следует, что фактические расходы по договорам на оказание услуг, выполнение работ, поставку товаров не могут превышать кассовых расходов при оплате оказанных услуг, выполненных работ, поставленных товаров в текущем финансовом году.

Таким образом, в случае наличия кредиторской задолженности сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, т. е. превышения фактических расходов над кассовыми расходами, у бюджетного учреждения возникает несанкционированная кредиторская задолженность.

В этом случае обязательства, возникшие по договорам, принятым бюджетными учреждениями сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств, не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Однако здесь следует отметить, что случай возникновения несанкционированной кредиторской задолженности у финансовых органов, самостоятельно исполняющих свои бюджеты, не может возникнуть в принципе, в отличие от бюджетополучателей федерального бюджета. Это вытекает из принятого регламента исполнения бюджета по расходам и соответствующей автоматизации бюджетного процесса, когда не только отмена договора, но и его регистрация не может быть осуществлена технически в случае отсутствия по соответствующей строке кода бюджетной классификации расходов доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Программные продукты, позволяющие осуществлять учет и исполнение таких договоров, уже существуют, работая во многих финансовых органах, и достаточно хорошо себя зарекомендовали.

Следует сказать, что и законодатель в последнее время принимает меры по ограничению возникновения и уменьшению кредиторской задолженности. Так, в связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс РФ с 01.01.2008 и удлинением горизонта планирования до трех лет (очередной год и плановый период) бюджетополучателям следует учитывать, что заключение договоров на поставку продукции (работ, услуг) уже можно осуществлять не только на финансовый год, но и на ближайшую перспективу, включающую в себя первый и второй годы планового периода.

Данная практика ранее была распространена в основном только на договоры, заключаемые в рамках федеральных (региональных, муниципальных) целевых инвестиционных и других инвестиционных программ. В настоящее время рамки значительно расширились.

Для договоров, заключаемых на предоставление коммунальных услуг, услуг связи и т. п., здесь широкое поле деятельности. Ведь теперь лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год не препятствуют заключению договоров на превышающий его срок. При этом оплате подлежит только стоимость выполненных работ (предоставленных услуг, поставленного товара) по графику оплаты в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств только текущего финансового года, а остальная оплата будет производиться в очередном финансовом году в соответствии с условиями договора.

С достаточной долей уверенности можно сказать, что трехлетнее планирование упростило существовавший до этого механизм пролонгации договоров путем перезаключения на очередной финансовый год различного рода дополнительных соглашений и значительно уменьшило связанные с этим трудозатраты и само возникновение кредиторской задолженности по целому ряду договоров.

Откуда же берется кредиторская задолженность, что лежит в ее основе и каким образом необходимо осуществлять ее погашение получателям бюджетных средств и учреждениям, организующим исполнение соответствующего бюджета?

Финансовые органы Волгоградской области в последнее время выработали единый алгоритм решения данной задачи. Он предписывает, какие процедуры и в какой последовательности необ-

ходимо выполнить финансовому органу, чтобы получить результат, однозначно определяемый исходными данными; когда финансовый орган должен санкционировать и оплачивать кредиторскую задолженность по неисполненным денежным обязательствам отчетного финансового года, а когда — нет.

Практика погашения кредиторской задолженности при наличии подтверждения оплаты бюджетополучателем бюджетного обязательства в отчетном финансовом году

Наиболее распространенными, возникающими, как правило, в начале финансового года являются случаи, когда получателем бюджетных средств подтверждена обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с представленным им платежным или иным документом, необходимым для санкционирования оплаты. При этом получателем бюджетных средств государственный (муниципальный) контракт, иной договор с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением был заключен и зарегистрирован в установленном порядке в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и в условиях неполного финансирования в отчетном финансовом году кассовые расходы по оплате договора не состоялись или были частично оплачены, либо платежный документ, подтверждающий обязанность оплатить за счет средств соответствующего бюджета денежное обязательство, был возвращен по причине его неправильного заполнения (оформления) и т. д.

Рассматривая данный случай, можно отметить, что его причиной явилось неполное финансирование, при котором кассовые расходы по оплате договора не состоялись либо были частично произведены, или в погашение принятого бюджетного обязательства произошла любая предварительная оплата. Второй вариант — когда платежный документ был неправильно заполнен (оформлен) и своевременно не попал в обработку.

Действия бюджетного учреждения при погашении кредиторской задолженности будут заключаться в следующем. При наличии лимитов бюджетных обязательств получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет бюджета денежные обязательства путем формирования платежных документов на погашение сложившейся кредиторской задолженности. Для санкционирова-

ФИНАНсовАя АНАлИТИкА

проблемы и решения

го

е

п

0

1

=1 тз о

<Т> о-

тз

<Т>

Е

<т>

X

ОО

Ы

м

м о

ш

а>

£

Примечание. ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств.

Алгоритм санкционирования и оплаты кредиторской задолженности в текущем финансовом году

ния их оплаты бюджетополучатели представляют главным распорядителям первичные документы, подтверждающие кредиторскую задолженность (договоры, контракты, акты выполненных работ и прочие необходимые документы).

Кроме того, главными распорядителями осуществляется сверка сумм задолженности с задолженностью, указанной в годовом балансе, других отчетных документах бюджетополучателя, и т. п. В результате сверки главным распорядителем бюджетных средств в финансовый орган представляется документ (письмо, обращение, заявление). Его санкционирование (совершение разрешительной надписи) руководителем финансового органа является основанием для подразделений предварительного контроля и финансирования к разрешению и оплате сложившейся кредиторской задолженности конкретного бюджетополучателя.

При наличии кредиторской задолженности и отсутствии в бюджетной смете текущего финансового года у получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации главный распорядитель бюджетных средств вносит соответствующие изменения в установленном порядке в бюджетную роспись с последующим доведением этого до бюджетополучателя. Продление сроков действия договора (контракта) и его перерегистрация не производятся.

Действия финансового органа при этом будут заключаться в обработке и оплате в установленном порядке документов, представленных бюджетополучателями в погашение принятых денежных обязательств (кредиторской задолженности) за предыдущий финансовый год в счет лимитов текущего финансового года.

Практика погашения кредиторской задолженности при отсутствии подтверждения оплаты бюджетополучателем бюджетного обязательства в отчетном финансовом году

Этот случай является наиболее сложным и проблематичным как с экономической, так и с юридической точек зрения. Поэтому он нуждается в более широком рассмотрении.

В общем случае необходимо четко определить основные критерии подтверждения кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность будет санкционирована к оплате финансовым органом в очеред-

ном финансовом году при обязательном наличии всех следующих условий:

1) поставка товара, предоставленной услуги (является главным и определяющим критерием наличия кредиторской задолженности отчетного финансового года);

2) прохождение договором всех процедур закупок для государственных нужд;

3) заключение договора в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств отчетного финансового года;

4) подтверждение наличия кредиторской задолженности;

5) отражение кредиторской задолженности в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

Первое условие, касающееся самого факта поставки продукции (товара, предоставленной услуги), несмотря на кажущуюся простоту, содержит варианты, выходящие за рамки однозначных трактовок. Это объясняется тем, что продукция может быть поставлена полностью либо в большей своей части, или частично (без комплектующих, запасных частей и т. п.); с соблюдением сроков, определенных в договоре или с нарушением их, либо в следующем финансовом году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме этого, в договоре сроки поставки продукции могут не предусматриваться либо определяться по принципу полного исполнения обязательств.

Бюджетополучатели в большинстве своем, не имея достаточного опыта в этих вопросах, а порой и элементарных знаний, определенных нормативно-правовыми документами, оказываются между молотом и наковальней (главным распорядителем и финорганом, с одной стороны, и поставщиком продукции — с другой).

Второе условие определяет факт прохождения договором всех процедур закупок для государственных нужд. В настоящее время в связи со значительной степенью автоматизации бюджетного процесса, особенно в части построения оптимального механизма управления государственными закупками, выработаны и реализованы схемы, осуществляющие контроль над непревышением лимитов бюджетных обязательств при регистрации договоров. Это, как правило, достигается объединением в единое пространство всех информационных ресурсов региона в сфере управления бюджетным процессом.

Одним из важнейших достоинств системы автоматизации является возможность квалификации обоснованности оплаты бюджетными учреждениями кредиторской задолженности прошлых лет при регистрации их в системе, так как в данном случае

ФИНАНсовАя АНАлИТИкА

проблемы и решения

рассматривать правомерность возникших денежных обязательств по договорам, заключенным с нарушением механизма финансирования закупок для государственных нужд, нет необходимости: система их не зарегистрирует.

После полного прохождения договором механизма закупок для государственных нужд бюджетополучатель получает (как правило, в электронном виде) карту регистрации. Ее наличие само по себе означает факт прохождения договором всех процедур, установленных Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Третье условие предполагает, что договор должен быть в обязательном порядке заключен в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств отчетного финансового года.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ лимит бюджетных обязательств — это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году и плановом периоде. Это те рамки, за которые бюджетополучатель не имеет права выходить, принимая денежное обязательство.

Главный распорядитель бюджетных средств в рамках его бюджетных полномочий должен постоянно держать на контроле вопросы, касающиеся принятия новых денежных обязательств подведомственными учреждениями как в части правовой поддержки и защиты, так и в части эффективного использования бюджетных средств.

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что главный распорядитель (распорядитель) средств соответствующего бюджета вправе доводить лимиты бюджетных обязательств до находящихся в их ведении распорядителей и получателей по мере необходимости принятия последними соответствующих бюджетных обязательств.

Четвертое условие заключается в подтверждении наличия кредиторской задолженности. Кредиторская задолженность должна быть оформлена первичными документами, подтверждающими возникновение у получателя бюджетных средств денежных обязательств по оплате за поставленные товары (накладные, акты приема-передачи), выполненные работы, оказанные услуги (акты выполненных работ, счет-фактура), а также факт поставки продукции (предоставленной услуги).

Подтверждение наличия кредиторской задолженности должно быть осуществлено по актам

сверки расчетов с дебиторами и кредиторами. При этом сальдо расчетов с поставщиками или подрядчиками должно быть отражено в акте сверки развернуто — как по дебету, так и по кредиту счета 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в разрезе видов расходов, соответствующих кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) расходов.

Что касается пятого условия, то возникшая кредиторская задолженность в обязательном порядке должна быть отражена бюджетополучателем в годовом балансе, представляемом главному распорядителю.

Если в результате рассмотрения документов получателем бюджетных средств не соблюден хотя бы один из перечисленных критериев, то такая кредиторская задолженность является несанкционированной, и бюджетополучатель не имеет правовых оснований для ее оплаты, иначе как по вступившим в силу решениям судов по вопросам взыскания задолженности с бюджетного учреждения.

Таким образом, проведенный анализ дает возможность сформулировать определение несанкционированной кредиторской задолженности. Это задолженность, возникающая у получателя бюджетных средств, когда факт поставки продукции (товара, предоставленной услуги) состоялся, но при этом при регистрации договора не соблюдены установленные законодательством процедуры закупок для государственных (муниципальных) нужд, договор заключен с превышением (отсутствием) доведенных лимитов бюджетных обязательств, отсутствуют документы, подтверждающие факт наличия кредиторской задолженности, и отражение ее в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

Рассматривая варианты погашения кредиторской задолженности, в случаях, когда бюджетополучатель не подтвердил оплаты бюджетных обязательств, но условия санкционирования оплаты кредиторской задолженности были соблюдены, необходимо в первую очередь анализировать соблюдение сроков, определенных в договоре.

Согласно ч. 3 ст. 425 Гражданского кодекса РФ договором может быть предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по нему. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.

А в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда

обязанность заключить договор предусмотрена этим кодексом, другим законом или добровольно принятым обязательством. Исходя из этого, следует рассмотреть возможные варианты погашения кредиторской задолженности и действия финансового органа и бюджетного учреждения при этом.

Первый вариант, когда не соблюдены сроки поставки продукции (предоставления услуги), определенные в договоре (поставка осуществлена в текущем финансовом году). Договором предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору (до 31 декабря отчетного финансового года).

При этом действия бюджетного учреждения будут заключаться в следующем. Погашение кредиторской задолженности бюджетным учреждением может осуществляться в текущем финансовом году только за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности или за счет средств, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности.

В установленном порядке производится продление сроков действия договора (контракта) на очередной финансовый год и его перерегистрация. Бюджетное учреждение при этом вправе в судебном порядке либо в соответствии с условиями договора взыскать с поставщика неустойку за несоблюдение сроков поставки (сроков предоставления услуги), определенных в договоре.

Действия финансового органа при этом будут заключаться в обработке и оплате в установленном порядке документов, представленных бюджетополучателями в погашение принятых бюджетных обязательств (кредиторской задолженности) в предыдущем финансовом году за счет внебюджетной либо арендной сметы.

Оплата кредиторской задолженности может быть произведена финансовым органом по вступившим в силу решениям судов, касающихся взыскания задолженности с конкретного бюджетного учреждения, в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Второй вариант, когда срок окончания действия договора поставки товара (предоставления услуги) определен до исполнения сторонами всех обязательств по договору. При этом поставка была осуществлена в текущем финансовом году.

Действия бюджетного учреждения будут заключаться в следующем. Погашение кредиторской задолженности бюджетным учреждением может быть осуществлено в текущем финансовом году при наличии открытого лицевого счета за счет средств,

полученных от приносящей доход деятельности или от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. В установленном порядке должно быть осуществлено продление сроков действия договора (контракта) на очередной финансовый год и его перерегистрация.

Во вторую очередь (в случаях отсутствия внебюджетных счетов и счетов от аренды) погашение осуществляется за счет бюджетных средств с обязательным санкционированием (подтверждением) данных расходов главным распорядителем бюджетных средств.

Главный распорядитель должен осуществить сверку сумм задолженности с задолженностью, указанной в годовом балансе, других отчетных документах бюджетополучателя, и проанализировать первичные документы, подтверждающие кредиторскую задолженность (договоры, контракты, акты выполненных работ и прочие необходимые документы). В случае санкционирования данных расходов главный распорядитель должен представить в финансовый орган документ (письмо, обращение, заявление) для оплаты кредиторской задолженности.

Этот документ после его санкционирования руководителем финансового органа является основанием для подразделений предварительного контроля и финансирования к разрешению и оплате кредиторской задолженности конкретного бюджетополучателя. Продление сроков действия договора (контракта) и его перерегистрация в этом случае не производятся.

При отказе главным распорядителем бюджетных средств в подтверждении расходов оплата кредиторской задолженности может быть произведена финансовым органом по вступившим в силу решениям судов, касающихся взыскания задолженности с конкретного бюджетного учреждения, в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Бюджетное учреждение во всех перечисленных случаях вправе в судебном порядке либо в соответствии с условиями договора взыскать с поставщика неустойку за несоблюдение сроков поставки (сроков предоставления услуги), определенных в договоре.

Действия финансового органа будут заключаться в обработке и оплате в установленном порядке документов, представленных бюджетополучателями в погашение принятых бюджетных обязательств (кредиторской задолженности) в предыдущем финансовом году за счет лимитов текущего финансового года.

ФИНАНсовАя АНАлИТИкА

проблемы и решения

Третий вариант, когда факт поставки товара (выполнения услуги) состоялся, но хотя бы один из пунктов условий (2—5) не выполнен. На практике этот вариант встречается довольно часто при оплате кредиторской задолженности по выставленным получателям бюджетных средств счетам за коммунальные услуги и услуги связи в начале текущего финансового года. При этом бюджетополучатели, как правило, кредиторскую задолженность не показывают в соответствующих регистрах бухгалтерского учета. Продление договора (контракта) и его перерегистрация в этих случаях не производятся.

Действия бюджетного учреждения при погашении кредиторской задолженности будут заключаться в следующем. При наличии лимитов бюджетных обязательств получателем бюджетных средств осуществляется подтверждение обязанности оплатить за счет бюджетных средств денежные обязательства путем формирования платежных документов на погашение сложившейся задолженности.

Главным распорядителем осуществляется санкционирование оплаты данных расходов после проверки первичных документов, подтверждающих кредиторскую задолженность. В результате сверки главный распорядитель бюджетных средств представляет в финансовый орган документ (письмо, обращение, заявление), подтверждающий санкционирование расходов.

При наличии кредиторской задолженности и отсутствии в бюджетной смете текущего финансового года у получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации главный распорядитель бюджетных средств может вносить соответствующие изменения в установленном порядке в бюджетную роспись с последующим доведением до бюджетополучателя.

Действия финансового органа будут заключаться в обработке и оплате в установленном порядке документов, представленных бюджетополучателями в погашение принятых бюджетных обязательств (кредиторской задолженности) за предыдущий финансовый год в счет лимитов текущего финансового года.

Кредиторская задолженность во всех остальных случаях является несанкционированной. Факт ее возникновения требует тщательного анализа со стороны главного распорядителя бюджетных средств и контрольных финансовых органов.

Действия финансового органа при этом должны заключаться в отказе от оплаты за счет бюджет-

ных средств данной кредиторской задолженности. Однако в случаях санкционирования главным распорядителем расходов они могут быть произведены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности и от аренды. Кроме того, оплата задолженности может быть произведена финансовым органом по вступившим в силу решениям судов касательно взыскания задолженности с конкретного бюджетного учреждения в соответствии с гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ.

Принимая во внимание, что исполнение денежных обязательств не ограничено временем, при рассмотрении обращения бюджетного учреждения по оплате кредиторской задолженности главный распорядитель бюджетных средств и финансовый орган определяют возможность оплаты кредиторской задолженности отчетного финансового года в пределах свободных остатков лимитов текущего финансового года по соответствующим статьям КОСГУ расходов.

При этом необходимо учитывать исполнение не оплаченных на начало года принятых денежных обязательств и принятое получателем бюджетных средств обязательство о недопущении образования кредиторской задолженности в текущем финансовом году.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Баятова И. М. Санкционирование расходов бюджета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 19.

3. Березин А. В. Формирование и погашение кредиторской задолженности прошлых лет // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 4.

4. Горбулин В. Д., Фокина О. Н. Дебиторская и кредиторская задолженность. Особенности бухгалтерского и налогового учета // ГроссМедиа Ферлаг. РОСБУХ. 2009.

5. Денисова Л. А Формирование и погашение кредиторской задолженности // Финансы. 2005. № 8.

6. Кнут Д. Э. Искусство программирования. 3-е изд. Т. 1. Основные алгоритмы: учеб. пособие: 3-е изд. Изд-во Вильямс. 2007. URL: http://www. bookmark. kz/book. asp?id=86844.

7. Шахватова М. В. Сравнительный анализ ведения бюджетного учета обязательств, финансовых результатов и санкционирования расходов в 2005 и 2006 гг. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.