Научная статья на тему 'Кредитные отношения между банками и компаниями и их влияние на реальную экономику'

Кредитные отношения между банками и компаниями и их влияние на реальную экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / КОМПАНИИ / КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уракова Махсад Хакимовна, Нутфуллоев Толиб Голиб Угли

Среди взаимоотношений между компаниями и представителями финансово-банковского рынка особое место занимают те, которые определяются кредитной деятельностью.Несмотря на различные альтернативы мобилизации необходимых средств для покрытия потребностей в капитале, возникающих в результате текущей или инвестиционной деятельности, банковские кредиты являются основным источником финансирования для большинства компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кредитные отношения между банками и компаниями и их влияние на реальную экономику»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ БАНКАМИ И КОМПАНИЯМИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕАЛЬНУЮ

ЭКОНОМИКУ

1 2 Уракова М.Х. , Нутфуллоев Т.Г.

1Уракова Махсад Хакимовна - старший преподаватель; 2Нутфуллоев Толиб Голибугли - студент,

кафедра экономики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: среди взаимоотношений между компаниями и представителями финансово-банковского рынка особое место занимают те, которые определяются кредитной деятельностью. Несмотря на различные альтернативы мобилизации необходимых средств для покрытия потребностей в капитале, возникающих в результате текущей или инвестиционной деятельности, банковские кредиты являются основным источником финансирования для большинства компаний. Ключевые слова: банк, компании, кредитные отношения, реальная экономика.

С позиции финансового посредника банковская система является важным звеном в национальной финансовой системе, оказывая значительное влияние на экономику в целом, поскольку она обеспечивает финансовые ресурсы, которые нужны компаниям для расширения и роста.

Банковский кредит занимает особое место в финансовой политике экономических агентов, представляя один из наиболее часто используемых способов финансирования их текущей и/или инвестиционной деятельности.

Как и любой внешний источник финансирования, банковский кредит также имеет ряд недостатков для компании, заключившей его, соответственно:

- банковский кредит доступен не всем операторам и включает в себя сложный процесс, поэтому компаниям необходимо составить обоснованные кредитные файлы;

- получение банковского финансирования может быть предметом предоставления залога для обеспечения запрашиваемого кредита;

- банковский кредит является формой внешнего финансирования, что подразумевает косвенное влияние внешних факторов на управление компанией, а именно появление некоторых финансовых ограничений;

- подверженность новым рискам для компании или увеличение существующего риска: риск изменения процентных ставок, валютный риск, если кредит был заключен в валюте, отличной от валюты, полученной компанией, и т. д .;

- риск аннулирования кредита в случае неблагоприятной экономической ситуации, влияющей на деятельность компании, или в случае несоблюдения договорных положений.

С другой стороны, в инвестиционной политике банка кредитование компаний является важной частью как с точки зрения объема бизнеса, так и с точки зрения участия в прибыли. Каждый кредит может иметь много положительных эффектов на деятельность и финансовое положение банка, а именно:

- Во-первых, это может быть качественная инвестиция. В этом случае банк обеспечивает надежные доходы от процентов и комиссий, с одной стороны, и, с другой стороны, поскольку риск возврата ссуды к дефолту невысок, это не будет означать какого-либо роста расходов при условии, что такие риск может вызвать;

- во-вторых, он будет источником дохода для банка: комиссионные за связанные операции (платежи, обмен валюты и т. д.);

- в-третьих, это хорошая возможность для перекрестных продаж всего спектра продуктов и услуг, предлагаемых банком: интернет-банкинг, соглашения о выплате заработной платы, различные виды дебетовых и/или кредитных карт и другие кредитные продукты для сотрудников компании, сберегательные продукты и т. д.;

- наконец, что не менее важно, это может быть успешным маркетингом - если клиентом является компания, известная на региональном, национальном и/или международном уровне, - которая может превратиться в бизнес путем привлечения новых клиентов (партнеров или не финансируемой компании).

Другими словами, качество кредитного портфеля в конечном итоге зависит от стабильности банка и от достижения соответствующих уровней показателей платежеспособности и ликвидности. По этой причине руководство банка уделяет особое внимание кредитной деятельности, стремясь, с одной стороны, принять решение о кредитовании на тщательный анализ кредитного риска, а с другой стороны, постоянный мониторинг и строгое управление предоставленные кредитные линии.

Случаи дисбаланса кредитных отношений между банком и компанией и последствия для реальной экономики.

Кредитные отношения, которые возникают между компанией, как заявителем на получение кредита для финансирования своей текущей деятельности или инвестиций, и банком, как поставщиком необходимого финансового капитала, включают сложный процесс, характеризующийся последовательностью шагов, определенных и регулируемых.

В течение своего периода кредитные отношения между банками и компаниями могут сталкиваться как с периодами баланса, так и с периодами стресса. Основными факторами, которые могут стать причиной возникновения таких побочных эффектов кредитных отношений, являются следующие:

- специфично для банка: изменение целей соответствующего банка и политики в отношении кредитной деятельности в целом и экономических агентов в частности;

- специфичные для компании: существенное изменение в негативном смысле экономического и финансового положения компании, возникновение напряженности в акционерах или структуре высшего руководства, развитие коммерческих отношений с партнерами, которые могут повлиять на имидж компании, получение более выгодных финансовых предложений или даже заключение контрактов по новым кредитным линиям с другими банками или кредитными организациями может затруднить продолжение кредитных отношений по первоначально согласованным параметрам;

- макроэкономический характер, характерный для национальной экономики: законодательные изменения, которые напрямую влияют на кредитование компаний, что может заставить банки пересмотреть определенные риски;

- искажения экономических и финансовых потоков в результате заражения международных рынков над внутренними.

Учитывая ту роль, которую банки и компании играют в обеспечении благоприятного социально-экономического развития страны, новая философия отношений банка и компании направлена на реализацию командного духа между менеджером взаимоотношений и финансовым менеджером компании, чтобы они могли создавать ценность во взаимных интересах сторон и таким образом оказывать положительное влияние на развитие макроэкономики.

Список литературы

1. Абдуллаева Ш.З., Сафарова З.Б. Коммерческие банки Финансы управление

ресурсами». Т.: «Экономика-Финанс», 2007. 200 б.

2. Уракова М.Х. Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в повышении занятости населения // Экономика и эффективность организации производства, 2014. № 20. С. 54-55.

3. Хасанова Г.Д. Промышленность—ведущая отрасль национальной экономики (на примере Бухарской области Республики Узбекистан) // Молодой ученый, 2016. № 13. С. 532-535.

4. Уракова М.Х. Особенности развития агропромышленного комплекса Республики Узбекистан // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования, 2016. С. 3868-3870.

5. Таирова М.М., Гиязова Н.Б. Поддержка предпринимательской деятельности в Узбекистане // International scientific review, 2016. № 2 (12).

6. Уракова М.Х. Разработка и применение управленческого учета на предприятиях АПК // Вопросы науки и образования, 2018. № 15 (27).

7. Tairova M.M. et al. The essence and characteristics of clusters in regional economic systems // International scientific review of the problems of economics, finance and management, 2020. С. 4-9.

8. Хуррамов О.К. Цифровой туризм и его значение в экономике Узбекистана // European research, 2020. № 3. С. 61.

9. Кайимова З.А., Таирова М.М. Инвестиционная деятельность коммерческих банков Республики Узбекистан // Современные тенденции развития аграрного комплекса, 2016. С. 1602-1603.

10. Уракова М.Х., Нутфуллоев Т.Г., Негматов М.Ш. Совершенствование системы управленческого контроля в гостиницах // Вопросы науки и образования, 2020. № 5 (89).

11.Абдуллоев А.Ж., Таирова М.М., Усманова А.Б. Особая характеристика агротуризма // Вопросы науки и образования, 2020. № 11 (95).

12. Уракова М.Х., Узбекистан Б. Пути улучшения природопользования и охраны окружающей среды // Экономика и социум, 2017. № 1-2. С. 819-822.

13. Таджиева С.У., Кодирова М.М. Основные направления развития программы локализации в Узбекистане //Современные тенденции развития науки и производства, 2016. С. 374-377.

14.Хуррамов О.К. Как мы можем использовать интернет-маркетинг в сфере гостиничной индустрии // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 344-349.

15. Таджиева С.У., Ходжаева Д Х. Основные направления развития промышленного производства региона // Современные тенденции развития науки и производства, 2016. С. 377-380.

16.Хасанова Г.Д. Значение и экономическая эффективность внедрения инноваций в развитие малого бизнеса Республики Узбекистан // Ученый XXI века, 2017. С. 112.

17. Yavmutov D.Sh., Rakhimov O.H. Elaboration of regional strategies for the development and improvement of land and water in agriculture // Academy, 2020. № 2 (53).

18. Навруззода Б.Н., Навруззода Л.Б. Предпринимательская концепция формирования и развития человеческого капитала // Современная наука, 2014. № 1.

19. Khurramov O.K., Boboqulov A.A. Digital tourism plays an important role in economic development // Наука-эффективный инструмент познания мира, 2019. С. 9-10.

20. Урокова Д.Б., Толипов М.У.У. Факторы, влияющие на развитие туризма в Узбекистане // Достижения науки и образования, 2020. № 3 (57).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.