Научная статья на тему 'Кредитная система РФ и современные задачи развития экономики: проблемы соответствия'

Кредитная система РФ и современные задачи развития экономики: проблемы соответствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2686
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТ / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ / ВЫЗОВЫ ЭКОНОМИКИ / ТРЕБОВАНИЯ / СООТВЕТСТВИЕ / ГОСУДАРСТВО / CREDIT / THE RUSSIAN FEDERATION / ECONOMY CHALLENGES / THE REQUIREMENTS / COMPLIANCE / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роднина Анна Юрьевна

В статье изучаются вызовы, формируемые в современных условиях РФ глобализирующейся экономикой (народным хозяйством), государством, регионами, предприятиями и организациями, обращенные к кредиту и кредитной системе страны; определяются требования экономики к кредитному ресурсу. Делается вывод о том, что кредитная система РФ, будучи эффективной по ряду рыночных критериев, не в состоянии в полном объеме ответить на вызовы российской экономики и глобализующегося мира. Для адекватного ожиданиям отклика на запросы экономики кредитная система РФ должна работать в теснейшей взаимосвязи с государством и постоянно искать новые способы взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper studies modern challenges of the Russian Federation formed by globalizing economy (national economy), state, regions, enterprises and organizations, connected with credit and credit system of the country. It determines the requirements of the economy to credit. The author draws a conclusion that the credit system of the Russian Federation, being effective in a number of market criteria, is unable to response wholly the challenges of the Russian economy and globalized world. The scientific article highlights the fact that credit system of the Russian Federation should work closely with the state and look for new ways to interact with the state for an adequate response to the requests of the economy.

Текст научной работы на тему «Кредитная система РФ и современные задачи развития экономики: проблемы соответствия»

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ FINANCIAL MARKETS

УДК 336.77(470+571) ББК 65.262(2Рос) Р60

А.Ю. Роднина

Кандидат экономических наук, доцент, и.о. заведующего кафедры финансов и банковского дела Ивановского государственного университета, г. Иваново. Тел.: (915)834-23-06, e-mail: anna.rodnina@mail.ru

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ И СОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье изучаются вызовы, формируемые в современных условиях РФ глобализирующейся экономикой (народным хозяйством), государством, регионами, предприятиями и организациями, обращенные к кредиту и кредитной системе страны; определяются требования экономики к кредитному ресурсу. Делается вывод о том, что кредитная система РФ, будучи эффективной по ряду рыночных критериев, не в состоянии в полном объеме ответить на вызовы российской экономики и глобализующегося мира. Для адекватного ожиданиям отклика на запросы экономики кредитная система РФ должна работать в теснейшей взаимосвязи с государством и постоянно искать новые способы взаимодействия.

Ключевые слова: кредит, кредитная система РФ, вызовы экономики, требования, соответствие, государство.

A.Yu. Rodnina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Temporary Head of Finance and Banking Department, Ivanovo State University, Ivanovo. Ph.: (915)834-23-06, e-mail: anna.rodnina@mail.ru

THE RUSSIAN FEDERATION CREDIT SYSTEM AND ECONOMIC DEVELOPMENT CURRENT CHALLENGES: CONFORMITY PROBLEMS

Abstract. This paper studies modern challenges of the Russian Federation formed by globalizing economy (national economy), state, regions, enterprises and organizations, connected with credit and credit system of the country. It determines the requirements of the economy to credit. The author draws a conclusion that the credit system of the Russian Federation, being effective in a number of market criteria, is unable to response wholly the challenges of the Russian economy and globalized world. The scientific article highlights the fact that credit system of the Russian Federation should work closely with the state and look for new ways to interact with the state for an adequate response to the requests of the economy.

Keywords: credit, the Russian Federation, economy challenges, the requirements, compliance, state.

В настоящее время в экономике РФ формируются вызовы, обращенные к кредиту и кредитной системе страны. Носителями вызовов являются глоба-

лизирующаяся экономика (народное хозяйство), государство с его стратегическими и тактическими замыслами, многообразные по своей деятельности

и возможностям регионы, развивающиеся предприятия и организации, представляющие громадное количество видов экономической деятельности. Реакция кредитной системы как положительная в заметной степени либо стимулируется, либо сдерживается сложившейся институциональной средой, поэтому многообразию институциональной среды по своей структурной ценности и богатству арсенала в большей или меньшей степени должно отвечать разнообразие банковской системы (операции, технологии, продукты и прочее). При несоблюдении этого требования трудно рассчитывать на то, что произойдет необходимая состыковка вызовов экономики с потенциалом кредитной системы.

Объективно существующий запрос на финансовые ресурсы в современной России чрезвычайно обширен и связан, прежде всего, со следующими обстоятельствами.

1) Необходимость коренной перестройки во многом устаревшей структуры народного хозяйства (высокая доля добычи топливных ресурсов, сырья, полуфабрикатов и материалов при доле инновационных товаров и услуг 5%). Главными локомотивами ускорения экономического роста, по мнению А. Аган-бегяна, являются жилищное строительство и автомобильная промышленность, обладающие существенным мультипликационным эффектом, строительство АЭС, автострад и скоростных железных дорог, развитие всей сферы экономики знаний, которые ежегодно будут прирастать по 8-10% [1, с. 14]. Перспективны в данном контексте информационные технологии и военно-промышленный комплекс. Повышая эффективность ре-сурсодобычи, необходимо сделать ставку на развитие обрабатывающих производств, выдавая продукты с высокой добавленной стоимостью. Данный блок необходимо нацелить по преимуществу на удовлетворение внутренних нужд, что требует поддержки своих машиностроительных предприятий, предприятий легкой и тяжелой промышленности, транспортной сферы. С известным основанием к фондопроизводящим от-

раслям (они должны рассматриваться как комплекс) можно отнести черную и цветную металлургию.

2) Модернизация народного хозяйства и смена типа развития с догоняющего на опережающее. Амортизация основных фондов в стране приближается к 50%, средний срок службы машин и оборудования превысил 14 лет. По этой причине во многих отраслях (энергетика, транспорт, легкая промышленность, значительная часть машиностроения, химическая промышленность и ряде других) наблюдается отставание в производительности труда от развитых стран в 3—3,5 раза, повышенная энергоемкость, высокая материалоемкость, низкое качество и конкурентоспособность продукции. Необходимо форсированное технологическое обновление (реконструкция, расширение, модернизация и кооперирование) производства, требующие значительных финансовых ресурсов. Кроме того, модернизация требует значительных инвестиций в человеческий капитал, а также в самостоятельную разработку или приобретение новых технологий.

По мнению С. Глазьева (данную позицию разделяет Э. Набиуллина, А. Аганбегян и другие), для достижения темпа минимального прироста ВВП в 7—8%, позволяющего выйти на траекторию утверждения нового технологического плана, близкую к передовым странам, норму накопления необходимо поднять с предлагаемых в «Страте-гии-2020» 25—30% [2, с. 27] до 35%. Для России это требует изыскания 6—7 трлн р. на инвестиции в год в дополнение к имеющимся 9 трлн р. [3, с. 35]

Мы считаем, что решение первых двух блоков задач должно быть нацелено на рост производительности труда, ресурсосбережение, повышение качества продукции, обеспечение конкурентоспособности экономики по мировым стандартам. В этой связи актуальна тема сотрудничества с зарубежными компаниями, национальных банков — с иностранными.

3) Развитие блока высокотехнологичных производств (выбор 5—7 прорывных технологий) и выход с ними

на мировой рынок. Д.А. Медведев выделял энергетику, информационно-коммуникационные технологии, скоростной транспорт, медицину. В настоящее время придается громадное значение перестройке и развитию военно-промышленного комплекса, в него вкладываются многие триллионы рублей. Связанный с его развитием мультипликационный эффект масштабен и характеризуется повышенной глубиной проникновения в экономику.

4) Инфраструктурное обустройство страны: в настоящее время совершенно недостаточны инвестиции в жилищное и социальное строительство — из всего объема инвестиций в России на строительство жилья направляется лишь 13%, в то время как в развитых странах — 20—25% притом, что их жилищная обеспеченность и комфортность жилья в 2—3 раза выше. Явно недостаточно инвестиций в России вкладывается в транспортную инфраструктуру при отсутствии современных автострад, скоростных железных дорог и низком качестве автодорог [1, с. 12]. Оставляет желать лучшего и уровень развития социальной сферы (образование, медицина, воспитание детей, отдых и прочее). Необходимо отметить, что развитие современных технологий на автодорогах и иных видах транспорта, в ЖКХ и энергетике, в логистике сделает страну привлекательной для бизнеса. В данном случае речь идет о «длинных» деньгах, предоставить которые могут физические лица (как вкладчики), государство (государственный «дешевый» кредит), пенсионные фонды и страховые компании.

5) Интересы обеспечения национальной безопасности страны [4]: данную тему принято рассматривать в русле таких направлений, как безопасность энергетическая, продовольственная (крупные города России на 70—80% зависят от импортных товаров, провинциальные города центральной России, такие как Иваново — приблизительно на 40%, в то время как, по мнению С. Глазьева, для обеспечения продовольственной безопасности доля зарубежья не должна превышать 30% [5]), индустриальная, связанная

с задачами устойчивого развития экономики и обеспечения занятости населения, сохранения здоровья нации, предотвращения «утечки мозгов», поддержания обороноспособности страны и защиты ее территорий (при финансировании обороны разрабатываются и технологии двойного назначения, находящие свое применение в «мирных» отраслях, т.е. косвенно финансируется наука; кроме того, необходимо указать и на воспроизводственный момент, когда предприятия оборонной отрасли размещают заказы на машиностроительных и прочих предприятиях). Злободневность темы безопасности страны в значительной степени обостряется санкциями, которые ввели западные страны по отношении к России после событий на Украине. Бесспорно, в связи с данной темой необходимо увеличивать расходы за счет средств государственного бюджета, однако и кредитный ресурс также призван занять достойное место.

6) Хозяйственное освоение Сибири, Дальнего Востока и северных территорий, что предполагает развитую миграцию ресурсов, прежде всего, кадров: единство и целостность страны в достаточной мере могут быть обеспечены и в текущем периоде, и на перспективу лишь на основе полноценного освоения ее хозяйственной территории (Сибирь и Дальний Восток). Значительная часть страны имеет плотность населения менее 5 человек на квадратный километр, что по международным меркам — хозяйственно не освоенные территории. Данная тема не только масштабна, капиталоемка, но и ориентирована на долгосрочный период, что подчеркивает выдающуюся роль кредитных отношений. На наш взгляд, в данном случае включается в действие мощный резерв развития отечественной экономики: хозяйственное освоение новых территорий путем формирования современной структуры производства.

7) Организация подготовки кадров таким образом, чтобы она стала делом первоочередной важности [6, с. 70—100, 126—156]: в условиях ориентации на инновационное развитие и повышение роли долгосрочных

проектов возрастает роль человеческого капитала как фактора хозяйственного роста. Речь идет о расходах на продолжение образования (непрерывное обучение и самообучение), формирование новых знаний, общественное здоровье, культуру, которые вряд ли могут развиваться без эффективной кредитной поддержки.

8) Поддержка малого и среднего бизнеса. В экономике существует множество ниш, куда не пойдет крупный бизнес, но которые готовы занять малые и средние предприятия, поэтому в литературе активно разрабатывается точка зрения, что численность лиц, занятых в данном секторе, в России должна достигнуть 50—60 человек на тысячу населения (в Ивановской области этот показатель находится в пределах 30 человек). Малый бизнес для многих людей представляет собой способ самореализации, при этом в ряде случаев предпринимательство развертывается на «домашних» площадях (электронное предпринимательство, надомничество и прочее); он дает возможность высвобождаемую крупным бизнесом рабочую силу, равно как и вновь вступающих на рынок труда, занять полезной деятельностью; формирует окружение крупных структур, принимая на себя функции соисполнителей, субподрядчиков, потребителей и прочее; его динамичность позволяет расширять «узкие места» экономики; ориентирован на местный рынок, удовлетворяет местный спрос, реализует местные потребности (например, в сельхозпродуктах, стройматериалах, ремонтно-строительных и ремонтно-технических работах и прочее); может сыграть выдающуюся роль в разработке и реализации инновационных проектов (известный пример — Силиконовая долина).

9) Противостояние угрозам, связанным со вступлением России в ВТО и с процессами глобализации [7].

10) Решение экологических проблем.

Решение указанных задач требует длительной напряженной работы и в значительной степени зависит от возможностей их финансового обеспечения. Таким образом, в настоящее

время в России объективно существует запрос на финансовые ресурсы, и этот запрос чрезвычайно обширен.

Следует отметить, что современная российская ситуация предполагает использование различных источников финансирования, к ключевым из которых относятся: самофинансирование организаций, бюджетное финансирование и кредит. При этом исторически сложилось так, что именно кредитная система (а не фондовый рынок как, например, в США) принимает на себя существенную нагрузку в финансировании экономики. Это связано с разнообразием форм собственности (среди среднего и малого предпринимательства развита система обществ с ограниченной ответственностью) и видов хозяйственной деятельности, слабым развитием российского фондового рынка и неопределенностью его перспектив, а также соответствием кредитного канала национальной традиции России. Кроме того, сложившаяся в стране институциональная среда в большей степени стимулирует кредитные отношения, чем другие формы финансирования народного хозяйства. Поэтому именно банки в силу их ресурсного потенциала, развитой инфраструктуры, широких возможностей структурирования проектов и оптимизации проектных и кредитных рисков должны стать базовыми финансовыми посредниками в инвестиционно-инновационном процессе. Банки, в отличие от других финансовых посредников, могут сочетать выдачу кредитов с комплексным анализом инвестиционных проектов и, при необходимости, их доработкой до той стадии, на которой проекты могут привлекать ресурсы от инвесторов и кредиторов (именно банки могут кредитовать под проекты). В силу заинтересованности в возврате кредитов, они своими силами и с привлечением внешних экспертов могут добросовестно оценивать результаты инвестирования, выявлять состоятельные, качественно подготовленные проекты. Банки не просто размещают средства на определенный срок, а на основе анализа проектов разрабатывают индивидуальные кредитные продукты

и оптимальные схемы кредитования. И так как в России пока нет крупных рыночных фондов «длинных» ресурсов — накопительных пенсионных, инвестиционных фондов, страховых резервов (их суммарный объем составляет менее 10% активов банковского сектора), масштабные средства, необходимые для реализации инвестиционного спроса экономики в модернизации и инновациях, в настоящее время могут предоставить только банки. Подчеркивая высокую значимость кредитной системы, мы руководствуемся тем мнением, что необходимо активизировать парабанковскую систему, о чем пишут многие авторы (С.Ю. Глазьев, Г.Г. Фетисов, А.Д. Некипелов и другие).

Итак, какие требования предъявлены экономикой к кредитному ресурсу, исходя из реалий современности? Это:

— масштабность (под реконструкцию Транссиба и БАМа планируется привлечь 562 млрд р., строительство скоростной железной дороги Москва — Казань оценивается в 1,069 трлн р.);

— долгосрочность (в первую очередь связанная с реализацией амбициозных проектов, срок окупаемости которых — 30 или даже 50 лет);

— многообразие организационно-правовых форм, многообразие продуктов, стилей работы с клиентами, взаимосвязей со средой, организационных структур;

— увеличение доли организованных сбережений (на начало 2014 г., по официальным данным, на руках у населения было около 5 трлн р., из которых, по нашим ориентировочным расчетам, 3 трлн р. направляются на текущее потребление, а 2 трлн р. составляют немобилизованные сбережения);

— использование различных форм софинансирования (в настоящее время эта тема более, чем популярна в литературе и рассматривается как рычаг, как способ вовлечения частных ресурсов в решение общегосударственных проблем);

— необходимость вовлечения среднего и малого бизнеса;

— финансовый контроль (и государственный, и общественный; кроме

того, самоконтроль кредитных организаций);

— страхование рисков (одно из фундаментальных направлений повышения значимости кредита — это его симбиоз с системой страхования; важно и формирование финансовых резервов).

В данном случае мы с сожалением должны констатировать, что кредитная система РФ, будучи эффективной по ряду рыночных критериев, не в состоянии в полном объеме ответить на вызовы российской экономики и гло-бализующегося мира. В современной экономике страны существует явный структурный перекос в движении кредитного ресурса, он не насыщает реальный сектор в достаточной степени (особенно жалуется малый бизнес). Действуя как чисто коммерческие организации, коммерческие банки направляют кредитный ресурс в те сферы, которые приносят им значительные выгоды, оставляя без должного финансирования те сферы, которые должна развивать национальная экономика, исходя из интересов общегосударственных. Банки охотно кредитуют сферу обращения и иные виды деятельности с высоким оборотом средств. А запредельно высокая процентная ставка делает банковские кредиты для многих предприятий (особенно мелких и средних) реального сектора экономики недоступными. Кроме того, у банков, невзирая на надзор Центробанка, существуют позывы к спекуляциям (в первую очередь валютным). Нельзя не согласиться с мнением А. Аганбе-гяна, что «фактически банковская система самоустранилась от того, чтобы обеспечивать самое главное — экономический рост страны, основу социального благосостояния нашего народа». Возникает вопрос, виновата ли банковская система в этих несоответствиях?

По данному вопросу возможны две принципиальные позиции.

Первая позиция заключается в том, что кредитная система РФ эффективна по ряду рыночных критериев, и в том, что она не может адекватно ожиданиям ответить на обозначенные выше вызовы, виновата не она, виновата

экономика. Это проявляется во многих моментах, например: вызовы требуют «средних» и «длинных» кредитов, а в России нет соответствующей структуры сбережений; и раз экономика не может дать длинных денег, кредитная система работает с тем, что есть (в интервью газете «Ъ» в октябре 2011 г. президент — председатель правления банка ВТБ А.Костин отметил, что в России приходится длинные и короткие деньги замешивать вместе, потому что другого источника нет); в условиях либеральной экономики нет баланса между коммерческой и общественной сторонами деятельности банков, в силу чего коммерческая сторона может брать верх (примером может служить отзыв лицензий у банков) и другие. Нельзя оставлять без внимания и такой элемент среды как доверие. Если есть доверие, то работают многие схемы (например, бланковые кредиты). В ситуации отсутствия доверия, они работать не будут. Поэтому, по нашему мнению, первостепенная задача государства заключается в создании условий для трансформации климата недоверия в климат доверия. Для это государство должно создать институциональные условия, которые бы включали наличие стабильной денежно-кредитной системы, необходимой правовой базы и правил игры, эффективные инструменты денежно-кредитной политики и прочее. Чем выше уровень доверия на российском рынке, тем больше возможностей для трансформации сбережений в инвестиции, минимизации рисков, сокращения транзакционных издержек.

Позиция вторая (это авторская позиция): в современных условиях кредитная система должна работать в теснейшей взаимосвязи с государством и постоянно искать новые способы взаимодействия. Так, например, В. Путин в 2011 г. установил целевой ориентир процентной ставки по кредитам реальному сектору на уровне 6% годовых, а по ипотечным кредитам 2—3% годовых. Это возможно сделать только при взаимодействии кредитной системы с государственным бюджетом. Без субсидирования кредитных процентных

ставок государством для существования таких рыночных ставок по кредитам реальному сектору инфляция должна быть на уровне не выше 3%, а базовая стоимость денег Центробанка — 4,5%. Что касается ипотечных кредитов, то в современных условиях, такие процентные ставки просто нереалистичны.

Таким образом, в соответствии со второй позицией кредитная система —не просто мощная обособленная структура экономики, а структура, взаимодействующая с государством, и мы считаем, что государство должно брать на себя исправление тех ограничений, которые не позволяют кредитной системе удовлетворить требования экономики, используя механизмы субсидирования процентных ставок, ГЧП и пр. В данных условиях кредитную систему необходимо увязывать с государственной политикой, и кредитная система сможет ответить на вызовы экономики только в том случае, если она будет:

1) консолидированной (в одних случаях мы кредитную систему рассматриваем как банковскую, в других случаях — кредитная система рассматривается расширенно, как банковская и парабанковская);

2) будет иметь хорошее взаимодействие с глобализационной кредитной системой;

3) Центральный банк обеспечит определенные условия функционирования кредитной системы (низкий уровень инфляции и пр.).

Мы настаиваем на том, что желательность направления кредитного ресурса в те или иные отрасли должна быть подкреплена адекватным научным сопровождением, а также соответствующей политикой государства, сообразовывающей свои требования с возможностями и положением кредитной системы страны, а также с теми инструментами, которые имеются в распоряжении последней (своего рода кредитные гарантии). Так как все обозначенные выше проекты носят долгосрочный характер, важно задействовать средства пенсионных и инвестиционных фондов, страховых компа-

ний, «длинные деньги» коммерческих инвестирования необходимо учитывать банков. действие мультипликационного эффек-

Мы исходим из того, что государ- та, приводящего к параллельному раз-ственная промышленная политика витию смежных производств и эконо-призвана обеспечить разумный баланс мики в целом.

между высокоэффективными отрасля- Таким образом, необходимость ми и локомотивами экономического адекватного финансового сопрово-роста, с одной стороны, и менее эффек- ждения модернизации экономики тивными сферами, без которых и пере- и ее инновационного развития в целом довые отрасли не смогут полностью требует и модернизации банковской раскрыть свои возможности — с другой системы, ее отношений с государством. [8, с. 5]. Мы считаем, что только при Главная целевая установка модерниза-наличии и проведении государственной ции заключается в том, что националь-промышленной политики возможна ная банковская система должна стать полноценная реализация долгосрочных важнейшим инструментом реализации (с отдачей через 10—20 лет) масштаб- государственной политики ускоренного ных программ, требующих значитель- роста и модернизации экономики, ценных инвестиций. При этом при опре- тральным элементом всей националь-делении приоритетных направлений ной финансовой системы.

Примечания:

1. Аганбегян А.Г. Инвестиции — основа ускоренного социально-экономического развития России // Деньги и кредит. 2012. №5. С. 10—16.

2. Стратегия-2020: новая модель роста — новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / под науч. ред. В.А. May, Я.И. Кузьминова. Кн. 1. М.: Дело, 2013. 430 с.

3. Тихомирова Е.В. Роль кредитных продуктов банков в обеспечении инвестиционно-инновационного роста российской экономики // Деньги и кредит. 2012. №10. С. 34—38.

4. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е. Олейникова. М.: Экзамен, 2005.

5. Соколова И.А. Спрос на продукты питания и аграрная политика страны // Проблемы современной экономики. 2010. №4 (36). С. 341—345.

6. Ключевые проблемы развития хозяйственной территории депрессивного типа (по материалам Ивановской области) / Б.Д. Бабаев [и др.]. Иваново: ПресСто, 2014.

7. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации / К.А. Бабкин [и др.]. М., 2012.

8. Аганбегян А.Г., Ершов М.В. О связи денежно-кредитной и промышленной политики в деятельности банковской системы России // Деньги и кредит. 2013. №6. С. 3—11.

References:

1. Aganbegyan A.G. Investments is the basis of rapid socio-economic development of Russia // Money and Credit. 2012. №5. Pp. 10—16.

2. Strategy 2020: New Growth Model — a new social policy. The final report on the results of expert work on urgent problems of the socio-economic strategy of Russia until 2020 / scientific ed. V.A. Mau, Y.I. Kuzminov. Book 1. M.: Delo, 2013. 430 p.

3. Tikhomirov E.V. Role of bank credit products in providing investment and innovative growth of the Russian economy // Money and Credit. 2012. №10. Pp. 34—38.

4. Economic and National Security: textbook / ed. by E. Oleinikov. M.: Examination, 2005.

5. Sokolova I.A. Demand on food and agricultural policy of the country // Problems of modern economy. 2010. №4 (36). Pp. 341—345.

6. Babaev B.D. and others. Key issues of economic development of a territory of depressive type (based on the Ivanovo region). Ivanovo: PRESSTO, 2014.

7. Babkin K.A., Kuznetsov A.V., Korchevoi E.A., Pronin V.V., Samohvalov V.A. The consequences of Russia's accession to the World Trade Organization. M., 2012.

8. Aganbegyan A.G., Ershov M.V. On the relationship between monetary and industrial policy in the banking system of Russia // Money and Credit. 2013. №6. Pp. 3—11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.