pISSN 2073-5081 eISSN 2311-9381
Теория бухгалтерского учета
КРЕАТИВНЫИ УЧЕТ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДПОСЫЛКИ, МОТИВЫ И ТЕХНИКА В ТРУДАХ ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ
Яна Игоревна УСТИНОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского
учета, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ),
Новосибирск, Российская Федерация
шtmova_pr@mail .ш
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 2717-2143
История статьи:
Получена 13.03.2018 Получена в доработанном виде 21.03.2018 Одобрена 29.03.2018 Доступна онлайн 13.04.2018
УДК 336
М41
Ключевые слова:
концепция достоверного и добросовестного взгляда, креативный учет, этические нормы, учетные стандарты, профессиональное суждение
Аннотация
Предмет. Развитие бухгалтерского учета на рубеже Х1Х-ХХ вв. сопряжено с постоянным усложнением правил формирования показателей финансовой отчетности. Но эти правила носят дискретный характер, оставляя часть вопросов вне сферы регулирования, а темпы их актуализации не сопоставимы с темпами развития бизнеса. Кроме того, чем сложнее правило, тем больше возможностей истолковать его в нужном аспекте и на практике реализовать принятый подход к формированию финансовой информации в желаемом аспекте. Все это служит основой для возникновения и развития креативного бухгалтерского учета.
Цели. Комплексное авторское исследование проблематики трактовки понятия «креативный учет», его предпосылок, мотивов и техники в трудах зарубежных ученых. Выявление сущностных признаков креативного учета, его достоинств и недостатков, определение и обоснование пределов и условий его допустимости. Методология. В процессе исследования использовались методы сравнительного, логического анализа, типологии и группировки, индукции и дедукции. Результаты. Трактовки понятия «креативный учет» сгруппированы в зависимости от степени отклонения от требований учетных стандартов и намерений составителей отчетности, стоящих за этими отклонениями. Предпосылки креативного учета классифицированы на внешние и внутренние с позиции администрации компании и собственные и навязанные - с позиции бухгалтера компании. Среди мотивов креативного учета выделены те, которые непосредственно связаны с концепцией достоверного и добросовестного взгляда, а технические приемы креативного учета включают в себя те, что направлены на числовые показатели отчетности и на содержание пояснений.
Выводы. Выявлены сущностные признаки креативного учета, его достоинства и недостатки. С учетом значимости позитивных аспектов креативного учета сделан вывод о целесообразности санкционирования его использования, определены и обоснованы пределы и условия его допустимости.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Устинова Я.И. Креативный учет: понятие, предпосылки, мотивы и техника в трудах зарубежных ученых // Международный бухгалтерский учет. - 2018. - Т. 21, № 4. - С. 388 - 412. https://doi.org/10.24891/ia . 21 .4.388
В последние десятилетия развитие бухгалтерского учета сопряжено с постоянным усложнением правил признания, оценки и отражения фактов хозяйственной жизни. При этом часть значимых вопросов так и остается вне сферы нормативного регулирования учета. В то же время темпы развития учета не сопоставимы с темпами
развития бизнеса. Кроме того, чем сложнее правило, тем больше возможностей истолковать его в нужном аспекте и на практике реализовать принятый подход к формированию финансовой информации в бухгалтерской отчетности. Все это служит основой для возникновения и развития творческого, креативного бухгалтерского
учета. Не случайно еще в 1893 г. В.Д. Белов отмечал, что «научно-подготовленный бухгалтер - ... это художник, полностью свободный в своей творческой деятельности» [1, с. 50].
Как отмечают М.Р. Мэтьюс и М.Х.Б. Перера (M.R. Mathews, M.H.B. Perera), общепринятого определения понятия «креативный учет» нет [2, с. 457]. В то же время под креативным учетом обычно понимают творческий подход к развитию бухгалтерского учета. Он становится необходимым в условиях отсутствия учетных стандартов и законодательных норм, возникновения новых методов и структур в сфере бизнеса, появления более сложных методов ведения бизнеса. С этой точки зрения креативным может быть признан любой учетный метод, не соответствующий общепринятой практике, стандартам и принципам учета.
Креативный учет - есть выход за рамки учетного регулирования, имеющий позитивный и негативный аспекты. В негативном аспекте креативный учет может нарушать дух закона, соблюдая его букву, а в позитивном аспекте он нацелен на обеспечение множественности интересов пользователей для создания ими собственных моделей принятия решений, в том числе путем актуализации архаичных учетных норм, ликвидации правовых пробелов и устранения коллизий норм.
Очевидно, что развитие позитивных с одновременным ограничением негативных аспектов креативного учета с необходимостью требует глубокого анализа сущности данного явл ени я бух галте рс ко й п ракти ки , получившего широчайшее распространение по всему миру. Прежде всего, необходимо отметить, что понятие «креативный учет» в бухгалтерской литературе ассоциировано с понятиями «балансовая политика», «управление доходами», «раскрашивание витрин», «сглаживание доходов», «косметическая учетная практика» и т.п., что само по себе характеризует его смысл.
Общепризнанным началом исследования проблематики креативного учета стали
выводы И.Ф. Шерра (J.F. Schär) в 1925 г. о «сознательном воздействии на форму и содержание публикуемых балансов» [3, с. 293], о том, «что разработка темы вуалирования баланса позволяет пролить свет на тайны балансовых мастеров, ставящих своей задачей на основе разнообразных мотивов представить в лучшем или худшем свете положение и размеры имущества предприятия и доходность последнего, чем это следует непосредственно из правильного счетоводства, скрыть деловые факты, затушевать их, придать им непрозрачный вид, вообще так преобразовать имущественный и исходный баланс по форме или содержанию или в обоих этих направлениях, что для непосвященных действительное положение дел становится замаскированным, завуалированным» [3, с. 455]. Идеи И.Ф. Шерра получили развитие в работах российских ученых начала ХХ в., воплотившихся в базовых положениях концепции достоверного и добросовестного взгляда на финансовое положение и финансовые результаты организации.
Дальнейшие исследования проблематики креативного учета находят отражение в систематизации данного понятия, раскрытого в трудах зарубежных ученых (табл. 1).
Несмотря на множественные различия приведенных в табл. 1 типологических групп определений понятия «креативный учет», можно вычленить общие характерные черты данного явления, отмечаемые большинством зарубежных авторов:
1) основой для креативного учета служат пробелы и неясности в нормативном регулировании учета, а также предусмотренные нормативными регулятивами возможности выбора разрешенных методов учета и использования субъективных по существу оценочных суждений, требующие применения профессионального суждения для разрешения ситуации. В то же время само по себе наличие пространства для применения профессионального суждения не свидетельствует об автоматическом
искажении отчетности с целью введения в заблуждение ее пользователей;
2) в основе креативного учета лежат глубокие знания бухгалтерского законодательства, и скусное влад ени е уче тны м и нс труме нтари е м, с ерь е з ны е аналитические разработки, позволяющие осуществить трансформацию отчетных данных от текущего состояния к желаемому. Как следствие, в широком смысле слова, ряд исследователей включает в понятие креативного учета и мошенничество, но в узком смысле слова креативный учет предполагает соблюдение нормативных рамок, в ряде случаев прибегая к искажению духа закона (при соблюдении его буквы);
3) признание факта креативного учета предполагает, что существует некая объективная правда, которая достижима как результат соблюдения всех общепринятых принципов бухгалтерского учета, но креативный учет отступает от нее, в чем видится его недостаток. Однако достоверный и добросовестный взгляд на финансовую информацию - есть лишь идеальная модель, ориентир, к которому следует стремиться, но он фактически недостижим. Следовательно, по сравнению с недостижимым идеалом любая учетная система может рассматриваться как результат креативного учета;
4) практика креативного учета широко распространена, хотя, с позиции ряда авторов, нежелательна, независимо от ее мотивов. В то же время, в силу обозначенных факторов креативный учет -неизбежная реальность, которая требует замены вопроса о том, как его предотвратить, на вопрос о том, как минимизировать его негативные проявления и более полно использовать позитивные;
5) креативный учет нацелен на искажение отчетности во имя интересов одной группы пользователей - менеджмента, за счет других групп, и реализуется посредством принятия решения менеджментом (и/или
бухгалтером). При этом менеджмент ориентирован на создание желаемого восприятия отчетности фирмы у ее ключевых, наиболее влиятельных стейкхолдеров, либо на сглаживание нехарактерных для компании девиаций финансовых показателей, предотвращение краткосрочных тенденций в принятии решений и панических реакций стейкхолдеров. В то же время инструментарий принятия решений в условиях неопределенности в принципе доступен любым группам пользователей отчетности, что отчасти компенсирует негативный аспект информационной асимметрии. Следовательно, основная задача сводится к обеспечению пользователей финансовой отчетности дополнительной информацией, в конечном счете позволяющей адаптировать их модели принятия решения к наличию неопределенности;
6) в креативном учете признаются позитивный и негативный аспекты. При этом ряд исследователей обосновывают допустимость и приемлемость креативного учета в определенных обстоятельствах и условиях, с непременным требованием соблюдения этических норм и надлежащего раскрытия информации в отчетности;
7) позитивный аспект креативного учета видится в использовании профессионального суждения бухгалтера в целях отражения в отчетности юридических, экономических и финансовых инноваций, для которых в данный момент нет нормативного бухгалтерского регулирования. Кроме того, креативный учет дает возможность учесть специфику каждой конкретной ситуации, в которой интерпретируется и применяется учетная норма, преодолеть информационные ограничения действующих учетных стандартов, включить в финансовую отчетность прогнозные оценки менеджмента и тем самым предоставить пользователям дополнительную информацию (сверх минимальных обязательных требований учетных стандартов) о текущей и будущей
деятельности компании. Наконец, креативный учет мыслится как инструмент преодоления несовершенств учетного регулирования (архаичности норм, нормативных пробелов и коллизий). Все это переводит вопрос из нормативной плоскости (запрет креативного учета) в этическую плоскость (развитие позитивных и ограничение негативных аспектов);
8) корректировки в отчетности вследствие креативного учета - есть сознательный результат финансового инжиниринга, обусловленного их влиянием на показатели отчетности. Но, благодаря данному обстоятельству, эти корректировки поддаются обнаружению при наличии дополнительной информации, позволяющей выдвинуть гипотезы о мотивации на «приукрашивание» отчетности.
Не менее интересные результаты дает анализ предпосылок, причин (мотивов, стимулов) возникновения креативного учета и его основного инструментария, выделяемых зарубежными учеными (табл. 2, 3, 4).
Как видно из табл. 2, предпосылки возникновения креативного учета, с позиции компании, могут быть внешними (связанными с экономической средой, объективно существующим конфликтом в рамках агентской теории и концепции информационной асимметрии) и внутренними (обусловленными оппортунистическим поведением администрации, стремлением воздействовать на восприятие стейкхолдеров и т.п.).
С позиции бухгалтера, предпосылки могут быть собственными (уровень профессионализма, соблюдение норм этики) и навязанными (прямое давление со стороны собственников и администрации). Соответственно, единственная возможность для бухгалтера не оказаться втянутым в негативные проявления креативного учета - повышение собственного профессионального уровня и готовности отстаивать собственное независимое, этически выверенное профессиональное суждение.
Несмотря на то, что большинство мотивов креативного учета напрямую не связано с устремлением к соответствию с концепцией
достоверного и добросовестного взгляда на финансовую информацию, сами по себе эти мотивы не свидетельствуют однозначно о наличии в отчетности, подвергшейся креативному учету, искажений, нацеленных на причинение ущерба интересам стейкхолдеров.
Напротив, исследования Л. Ревзайна Revsine) [84, с. 18-24] показывают, что креативный учет может пойти во благо всем участникам рынка. В то же время наличие множественной мотивации к осуществлению креативного учета с необходимостью требует от пользователей финансовой отчетности должной осмотрительности и осторожности, использования приемов принятия решения в условиях неопределенности, поскольку отчетность могла быть подвержена трансформации.
Как видно из табл. 4, богатый инструментарий креативного учета напрямую связан с широтой распространения соответствующего явления на практике и наоборот. В то же время, осознание потенциального риска искажения анализируемой отчетности повышает вероятность принятия адекватного решения пользователем на основе ее анализа.
Анализ предпосылок креативного учета, его мотивации и техники в совокупности и взаимосвязи подчеркивает, что и основой для использования креативного учета как инструмента формирования информации для стейкхолдеров, и ограничением для неэтичных, недобросовестных проявлений креативного учета является профессиональное суждение, представляющее собой ментальную программу профессионального бухгалтера. Именно в ней в диалектическом единстве обнаруживаются и знания, навыки, опыт профессионала, и этические нормы личностного и профессионального уровня.
Опираясь на исследования зарубежных авторов, сущностные признаки креативного учета, по мнению автора, можно сформулировать следующим образом:
1) область применения находится вне сферы действия императивных норм действующего законодательства и учетных
стандартов (применение основывается на возможностях интерпретации учетных стандартов, выбора применимых учетных методов, использования оценочных суждений, ликвидации правовых пробелов и коллизий) либо в санкционированных законом и учетными стандартами случаях предполагает отступления от императивных норм (с надлежащим раскрытием);
2) требует глубокого знания норм законодательства и учетных стандартов, опыта и навыков его применения, а также обоснования, аргументации принятых решений;
3) реализуется в условиях присущей бухгалтерскому учету неопределенности, а также гибкости, неточности, несовершенства и в отдельных случаях архаичности норм законодательства и учтенных стандартов (или даже их отсутствия), что препятствует возможности констатации нарушения нормативных регулятивов;
4) направлен на более благоприятный результат апперцепции финансовой отчетности пользователями, по сравнению с тем, который бы был без креативного учета;
5) является движущей силой, провоцирующей дальнейшее развитие учетных регулятивов и даже теории и методологии бухгалтерского учета;
6) можно рассматривать как результат (трансформация отчетности в соответствии с выбранным ориентиром) и как процесс (принятие совокупности решений относительно раскрытия финансовой информации в отчетности).
Последовательно проводя анализ сущности
креативного учета, можно выделить его
основные плюсы и минусы:
А) достоинства:
1) расширяет информационные границы действующих учетных регулятивов;
2) позволяет индивидуализировать систему учета под потребности конкретной фирмы и обеспечить соблюдение принципов нейтральности, реальности информации, своевременности ее представления и раскрытия;
3) исключает однотипность ошибок в финансовой отчетности компаний, которая неизбежна при строгом следовании жестким бухгалтерским регулятивам;
4) обеспечивает возможность ускорения развития учета, вслед за развитием бизнеса, возникновением новых методов и структур в сфере бизнеса и способствует развитию учетных методов (в том числе через накопление и обобщение наилучшего опыта), обеспечивает прогресс учетной мысли.
Б) недостатки:
1) субъективизм и условность данных финансовой отчетности;
2) высокие риски вуалирования и фальсификации отчетности (в том числе мошенничества). Как отмечают М.Р. Мэтьюс и М.Х.Б. Перера: «... граница между творческим подходом и откровенным мошенничеством, как правило, размыта» [2, с. 461].
При этом следует отметить, что креативный учет морально нейтрален. Фактически, как отмечает Т. Эмебайл (Т. АтаЬПе), общество тестирует любые креативные идеи на их соответствие этическим ценностям; и если новая идея когерентна этическим ценностям и общепринятым принципам учета, она может быть полезна и применима [90, с. 2].
Следовательно, на первый план при оценке креативного учета выходят не сами учетные приемы и обусловленные ими отклонения показателей отчетности от тех, которые были бы получены в соответствии с учетными стандартами (тем более, что и факт соответствия, и его конечный результат представляют собой дискуссионные вопросы), но намерения, стоящие за его применением.
Ключев ы м с тано в и тс я в оп ро с профессиональной этики, который, по сути, и отделяет креативный учет от мошенничества. Иными словами, этические нормы задают ракурс для развития и реализации позитивных, общественно приемлемых аспектов креативного учета. Не случайно И.Ф. Шерр, утверждавший, что «баланс - это совесть бухгалтера» [3, с. 457], видел за креативностью будущее, при условии нейтрализации ее агрессивного начала с помощью профессиональной этики, моральной ответственности бухгалтерской профессии.
Итак, креативный учет можно рассматривать как инструментарий по формированию финансовой отчетности, в основе которого лежит ментальная программа бухгалтера. При этом соотношение профессионального суждения бухгалтера и креативного учета имеет несколько аспектов:
1) профессиональное суждение, выносимое в условиях неопределенности и необходимо предполагающее некоторую степень свободы в решении учетных задач, создает условия для возникновения и развития креативного учета;
2) концепция профессионального суждения, включающая в себя ориентир на достоверный и добросовестный взгляд, соблюдение этических норм (личностных и профессиональных), устанавливает рамки для принятия креативных решений, выступая в роли ограничителя негативных проявлений креативного учета;
3) креативный учет есть форма реализации профессионального суждения, некий итог феномена профессионального суждения,
использующий моделирование в бухгалтерском учете с целью проектирования и реализации креативных решений, направленных на повышение информативности финансовой отчетности в обеспечение множественности интересов ее пользователей.
В то же время концепция профессионального суждения бухгалтера вбирает в себя лишь позитивный аспект креативного учета, ключевым условием которого является направленность на соответствие принятых учетных решений концепции достоверного и добросовестного взгляда, соответствие критерию добросовестности раскрытия информации, этическим нормам.
Таким образом, центр тяжести проблемы креативного учета с вопроса о его легитимности целесообразно перенести на вопрос об установлении допустимых границ применения креативного учета, в которых учет мог бы развиваться, гарантированно не нанося ущерба интересам пользователей финансовой отчетности. При этом, по мнению автора, с позиции защиты общественных интересов допустимым пределом для креативного учета можно признать область потенциально возможных решений, не вводящих пользователей отчетности в заблуждение, в результате которого ими были бы понесены финансовые потери.
Абсолютный запрет на креативный учет как явление исключительно негативное, как минимум, ничем не обоснован. Напротив, наиболее рациональным является использование позитивных сторон креативного учета с ограничением его негативных проявлений.
Таблица 1
Систематизация понятия «креативный учет» в трудах зарубежных ученых Table 1
A classification of the concept of Creative Accounting in the works by foreign scientists
Основное содержание понятия «креативный учет»
Сторонники
1) Сглаживание показателей по периодам Выбор правил учета, оценки и формирования отчетности для снижения вариативности показателей по периодам до значения, признаваемого менеджментом нормальным для данной организации, ретуширования отчетных показателей таким образом, чтобы сформировать более благоприятное представление о финансовом положении организации у пользователей ее отчетности. Выбор осуществляется в рамках закона и учетных принципов
Р.М. Коупленд (1968) [4, с. 103], Дж. Роунен, С. Сэден (l975) [5],
A. Барнеа, Дж. Роунен, С. Сэден (1976) [6, с. 115], И. Гриффитс (1986) [7, с. 1],
B. Хойер (1991) [8, с. 23, 47-54],
О. Амат, Дж. Блейк, Э. Оливерас (1999) [9, с. 5], Х. Столовы, Г. Бретон (2000) [10, с. 3, 12], А. Риаи-Белькау (2004) [11, с. 59-60], Е.И. Окойе (2008) [12, с. 45]_
2) Сознательный обман пользователей отчетности Учетные техники, используемые в целях обмана, введения в заблуждение, сокрытия истинного положения дел, создания иллюзии более здоровой и преуспевающей компании, чем есть на самом деле. Предполагает намеренное отступление от общепринятых учетных принципов. Может включать в себя элементы мошенничества
Л. Митколф (1977) [13, с. 7], И.Е. Коннер (1986) [14, с. 78], Т. Смит (1992) [15, с. 4, 184], К.А. Мерчент, Дж. Рокнисс (1994) [16, с. 83], Ч. Малфорд, Е. Комиски (2002) [17, с. 23], Р. Рознер (2003) [18, с. 365], А. Риаи-Белькау (2004) [11, с. 59-60], Р. Калра, М. Бхатиа, С. Сачдева (2014) [19, с. 8, 10] _
3) Учетный процесс, характеризующийся гибкостью, обеспечивающей или противоречащей обеспечению достоверного и добросовестного взгляда
Учетный процесс, включающий в себя множество суждений по выбору одной из нескольких возможных учетных альтернатив, что может иметь как положительное (достоверное представление сделок и событий), так и отрицательное (манипуляции, обман, введение в заблуждение вследствие недобросовестности учетной профессии) значение. Предполагает творческий подход к учету и необходим в условиях отсутствия учетных стандартов и законодательных норм, возникновения новых методов и структур в сфере бизнеса, появления более сложных методов ведения бизнеса, для представления достоверной и добросовестной информации. Креативный учет не обязательно связан с введением пользователей в заблуждение_
М. Джеймсон (1988) [20, с. 7-8, 20], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 457-458], С. Арчер (1996) [21, с. 55], П.М. Хили, Дж.М. Вален (1998) [22, с. 6], Н. Япинг (2005) [23, с. 33], С.З.А. Шах, С. Батт, Й.Б. Тэрик (2011) [24, с. 531], К. Николеску, Г.Б. Космин и др. (2016) [25, с. 64], Ф. Тэссэдек, К.А. Малик
(2015) [26, с. 545], М. Шахид, Х. Али
(2016) [27, с. 76], С. Лусиэн, Д. Делиа, Н. Кристина, Г.Б. Космин (2016)
[25, с. 64, 84-85]
4) Процесс формирования отчетности, ориентированной на интересы менеджмента, при формальном соблюдении учетных правил
Процесс трансформации счетов с использованием выбора учетных методов, оценочных значений и других учетных приемов, разрешенных учетными регулятивами, и управления раскрытием финансовой информации путем целенаправленного вмешательства в процесс подготовки отчетности, с соответствующим раскрытием информации (способ подачи рынку той информации, которую считает нужным раскрыть администрация, в рамках учетных регулятивов). Соблюдение буквы закона может быть сопряжено с нарушением его духа_
К. Шиппер (1989) [28, с. 94], К. Насер (1993) [29, с. 2, 59], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30, с. 5], Д. Баласиу, В. Богдан, А.Б. Владу (2009) [31, с. 177], С.З.А. Шах, С. Батт, Й.Б. Тэрик (2011) [24, с. 531], М. Овидиу (2011) [32, с. 567], М. Джонс (2011) [33, с. 21], Б. Ядав (2013) [34, с. 81], С. Лусиэн, Д. Делиа, Н. Кристина, Г.Б. Космин
(2016) [25, с. 64, 84-85], Е. Донтигни
(2017) [35]
5) Процесс манипулирования методами учета и условиями сделок в рамках законодательства, но с сомнительной этической окраской Процесс манипулирования учетными показателями посредством использования выгод от лазеек в действующих учетных правилах (в том числе пробелов и неясностей), выбора оценок и раскрытия информации либо полного или частичного их игнорирования с целью трансформации показателей финансовой отчетности от тех, какие они есть на самом деле (и должны быть), к тем, которые предпочитают видеть составители отчетности. Также включает_
К. Насер (1993) [29, с. 2, 59], Р. Хасси, А. Онг (1996) [36, с. 17], А.К. Шах (1998) [37, с. 87], О. Амат, Дж. Блэйк, Э. Оливерас (1999) [38, с. 3-4], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1999) [39, с. 2-3], Дж. Блэйк, О.А. Салас (2001) [40, с. 155], А. Риаи-Белькау (2004) [11, с. 59-60], К. Гоуторп, О. Амат (2005) [41, с. 3], Е.И. Окойе (2008)
манипулирование условиями сделок с целью применения соответствующих учетных правил. В основе могут лежать как умышленные действия, так и добросовестные заблуждения. Креативный учет сам по себе этически нейтрален, но может использоваться как во благо, так и во зло
[12, с. 45], М. Джонс (2011) [33, с. 21], Л. Эпштейн (2013) [42, с. 13], Б. Ядав (2013) [34, с. 81], Т. Сасмас, Д. Демирхан (2013) [43, с. 1-3], Д. Каннейа (2014) [44, с. 5], М. Шахид, Х. Али (2016) [27, с. 76], Г.Е. Окоро, Е.И. Окойе (2016) [45, с. 12]_
Источник: составлено автором на основе авторского перевода представленных в таблице публикаций Source: Authoring, based on the author's own translation of the publications presented in the table
Таблица 2
Предпосылки возникновения практики креативного учета в трудах зарубежных ученых Table 2
The background for creative accounting practices in the works by foreign scientists
Предпосылка креативного учета
Сторонники
Жесткая конкурентная среда, общеэкономический кризис, ограниченность ресурсов и т.п.
Р. Калра, М. Бхатия, С. Сачдева (2014) [19], М. Шахид, Х. Али (2016) [27], Д. Баласиу, В. Богдан, А.Б. Владу (2009) [31], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]_
Конфликт интересов собственников и администрации компании (в рамках агентской теории)
А.Б. Владу и Д. Мэтис (2010) [46], Г.К. Мик, Р.П. Рао, С.Дж. Скоузен (2007) [47], Ф. Люинг, Б. Купер (1995) [48], М. Шахид, Х. Али (2016) [27], Д. Баласиу, А.Б. Владу (2010) [49], Б. Ядав, А. Кумар, Б.С. Бхатия (2014) [50], Г.Е. Окоро, Е.И. Окойе (2016) [45], Д. Баласиу, В. Богдан, А.Б. Владу (2009) [31], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]_
Сильная мотивация администрации наряду с ярко выраженной харизматичностью и способностью к убеждению в своей правоте_
М. Джонс (2011) [33], Р. Калра, М. Бхатия, С. Сачдева (2014) [19]
Преимущество во времени ознакомления с информацией о деятельности компании у администрации и возможность принять опережающее решение (в рамках концепции информационной асимметрии)
Е. Бартов, П. Мохэенрэм (2004) [51], М. Джонс (2011) [33], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39], Е.И. Окойе (2008) [12], М. Овидиу (2011) [32], Д. Баласиу, В. Богдан, А.Б. Владу (2009) [31], К. Ламберт, С. Спонем (2005) [52], Х. Столовы, Г. Бретон (2000) [10]___
Наличие вариативности и субъективности в правилах ведения бухгалтерского учета (в рамках учетных стандартов), а также дефектов учетного регулирования (в том числе наличие неопределенностей и пробелов в нормативном регулировании учета)_
А.К. Шах (1998) [37], К. Рэбин (2005) [53], М. Джонс (2011) [33], Р. Калра, М. Бхатия, С. Сачдева (2014) [19], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30], М. Фишер, К. Розенцвейг (1995) [54], К.А. Мерчент, Дж. Рокнисс (1994) [16], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-457], Ж. Ришар (2000) [55, с. 145-146]
Опережающие темпы развития бизнеса по сравнению с темпами развития учета
М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-457]
Возможность изменения условий заключения сделок с тем, чтобы иметь возможность выбрать соответствующие способы их отражения в учете
О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30], М. Фишер, К. Розенцвейг (1995) [54], К.А. Мерчент, Дж. Рокнисс (1994) [16]
Недостаточная эффективность системы внутреннего контроля, в том числе корпоративного управления
Б. Сорин, Р.П. Рамона, Э. Гросану (2012) [56], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30], А.Б. Владу, Д. Матис (2010) [46], Б. Ядав (2013) [34], Б. Ядав, А. Кумар, Б.С. Бхатия (2014) [49], Ф. Тэссэдек, К.А. Малик (2015) [26], М. Джонс (2011) [33], М. Шахид, Х. Али (2016) [27], С. Чен (2010) [57], Дж. Чен, Х. Занг (2011) [58], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24], Д. Баласиу, В. Богдан, А.Б. Владу (2009) [31]
Относительно небольшое количество внешних стейкхолдеров_
Ф. Тэссэдек, К.А. Малик (2015) [26]
Ориентация компании на долгосрочную перспективу, развитие в будущем, необходимость
М. Шахид, Х. Али (2016) [27], Д.С. Джерей, Д.Е. Балачиу (2011) [59], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24],
преодоления текущих кризисных проявлений
С.О. Эфиок, О.Е. Этон (2012) [60], Ф. Тэссэдек, К.А. Малик (2015) [26], Л.М. Попеску, И. Ашрафзаде (2013) [61]_
Недостаточность индивидуального и общественного контроля над соблюдением этических норм (в том числе распространенная практика неуважения к закону, несправедливости, недобросовестности, неравенства, безнравственности)
А.Б. Владу, Д.Д. Куздриорин (2013) [62], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30], Г.О. Окафор (2006) [63], А. Эфолэби, М. Олюсей (2013) [64], М.А. Эль Момэни, М.И. Обейдэт (2013) [65], Дж. Блэйк, Р. Бонд, О. Амат, Э. Оливерас (2000) [66], Р. Кассем (2012) [67], Ф. Тэссэдек, К.А. Малик (2015) [26], Д. Лайонс (1984) [68], Дж. Роул (1972) [69], Р.С. Соломон (1993) [70], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24], Г.Е. Окоро, Е.И. Окойе (2016) [45], Е.И. Окойе, Б.Б. Алао (2008) [12]
Относительно невысокий уровень профессионализма бухгалтера, навыков формирования и отстаивания собственного независимого профессионального суждения
Ф. Тэссэдек, К.А. Малик (2015) [26], М. Джонс (2011) [33]
Относительно низкий уровень требовательности со стороны аудиторов
Ф. Тэссэдек, К.А. Малик (2015) [26], Б. Ядав (2013) [34], М. Ципоридоу, Ч. Спэсис (2012) [71], Т. Сасмус, Д. Демирхан (2013) [43], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1999) [39], М. Джонс (2011) [33], М. Шахид, Х. Али (2016) [27], М.А. Эль Момэни, М.И. Обейдэт (2013) [65], Д. Баласиу, В. Богдан, А.Б. Владу (2009) [31], П.М. Хили, Дж.М. Вален (1998) [22]_
Источник: составлено автором на основе авторского перевода представленных в таблице публикаций Source: Authoring, based on the author's own translation of the publications presented in the table
Таблица 3
Мотивы использования креативного учета, выделяемые в трудах зарубежных ученых Table 3
Motives of use of creative accounting outlined in the works by foreign scientists
Мотив креативного учета
Сторонники
Ожидаемый рост цены акций (и иных ценных бумаг)
Ч. Малфорд, Е. Комиски (2002) [17], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30], Г. Бретон, Р.Дж. Тэффлер (1995) [72], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24], М. Овидиу (2011) [32]
Обеспечение повышения долгосрочной капитализации компании
Х. Столовы, Г. Бретон (2000) [10], М. Джонс (2011) [33], С.Р. Байдлмэн (1973) [73], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30], М. Овидиу (2011) [32], П.М. Хили, Дж.М. Вален (1998) [22], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера [2, с. 456-461]___
Обеспечение базы для вознаграждений, бонусов администрации и возможности сохранения работы_
К.А. Ганни (2010) [74], М. Джонс (2011) [33], П.М. Хили, Дж.М. Вален (1998) [22], О. Амат и К. Гоуторп (2004) [30], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39], Х. Столовы, Г. Бретон (2000) [10], М. Овидиу (2011) [32], К. Ламберт, С. Спонем' (2005) [52]_
Прямое давление собственников компании
М. Джонс (2011) [33], Р. Калра, М. Бхатия, С. Сачдева (2014) [19], Ф. Люинг, Б. Купер (1995) [48], Г.Е. Окоро, Е.И. Окойе (2016) [45], К. Ламберт, С. Спонем (2005) [52]
Оптимизация налоговых издержек
С.Р. Хепворт (1953) [75], Ф. Люинг, Б. Купер (1995) [48], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39], Н. Стангова, А. Вигхова (2016) [76], Г.Е. Окоро, Е.И. Окойе (2016) [45], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24]
Обеспечение решения текущих и стратегических задач руководства компании (поиск источников финансирования, отмежевание от ошибок прошлого руководства, слияние и поглощение бизнеса и противостояние им, защита от внимания регулятора бизнеса и т.п.)
М. Джонс (2011) [33], Р. Калра, М. Бхатия, С. Сачдева (2014) [19], П.М. Хили, Дж.М. Вален (1998) [22], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39], К. Шиппер (1989) [28], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24], М. Овидиу (2011) [32], М. Мэгнэн, С. Нэдеу, Д. Кормиер (1999) [77]
Соответствие условиям контрактов со стейкхолдерами (правам,_
А.К. Шах (1998) [37], М. Джонс (2011) [33], Р. Калра, М. Бхатия, С. Сачдева (2014) [19], С.Р. Хепворт (1953) [75], О. Амат, К. Гоуторп
обязанностям, ограничениям, основанным на показателях отчетности), сохранение контрактов на будущее, повышение доверия стейкхолдеров к компании
и т.п._
Приведение индикаторов отчетности в соответствие с ожиданиями пользователей и ранее сделанным администрацией компании прогнозам, снижение восприятия пользователями
рискованности компании_
Устремление к соответствию Р.Л. Воттс, Дж.Л. Циммерман (1990) [81], Ч. Ванг2 (2008), М. Джонс с концепцией достоверного и (2011) [33], Р.Х. Симпсон (1969) [82], Д. Твиди, Г. Виттингтон (1990) [83] добросовестного взгляда_
Источник: составлено автором на основе авторского перевода представленных в таблице публикаций
Source: Authoring, based on the author's own translation of the publications presented in the table
(2004) [30], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24], М. Овидиу (201l) [32], Х. Столовы, Г. Бретон (2000) [10], А.П. Свинни (1994) [78], Х. ДеАнджело, Л. ДеАнджело, Дж. Скиннер (1994) [79], П.М. Хили, Дж.М. Вален (1998) [22]
А.К. Шах (1998) [37], М. Джонс (2011) [33], Р. Калра, М. Бхатия, С. Сачдева (2014) [19], С.Р. Байдлмэн (1973) [73], П.М. Хили, Дж.М. Вален (1998) [22], Дж. Фокс1 (1997), О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39], Д. Бергсталер, М. Имс (2006) [80], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24], Х. Столовы, Г. Бретон (2000) [10], А. Барнеа, Дж. Ронен, С. Сэден (1976) [6]
Таблица 4
Технические приемы креативного учета в трудах зарубежных ученых Table 4
Creative accounting techniques presented in the works by foreign scientists
Технический прием креативного учета
Сторонники
Класс
Подкласс
Вид
Манипулирование
числовыми
показателями
финансовой
отчетности
Перенос реальных сделок во времени
Преждевременное (досрочное) признание (принятие к учету) выручки, активов и т.п.
Ч. Малфорд и Е. Комиски (2002) [17], М. Смит (1998) [85], М. Джонс (2011) [33], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24], С. Баралексис (2004) [86], А. Риаи-Белькау (2004) [11], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Отложенное принятие к учету
Наличие вариативности в учетных стандартах, выбор между разрешенными альтернативами
Метод учета «большой ванны» (единовременное избавление от негативных показателей)_
М. Смит (1998) [85], Дж. Фокс3 (1997), А. Риаи-Белькау (2004) [11], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
М. Джонс (2011) [33], Т. Смит (1992) [15], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24]
Агрессивная капитализация (в том числе учет брендов, гудвилла, расходов на исследования и разработки и т.п., капитализация
Ч. Малфорд, Е. Комиски (2002) [17], М. Смит (1998) [85], А. Риаи-Белькау (2004) [11], Р. Хасси, А. Онг (1996) [36], Л.И. Космин (2010) [87], М. Джонс (2011) [33], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39], Р. Калра, М. Бхатиа и др. (2014) [19], Т. Смит
1 Fox J. Learn to Play the Earnings Game (And Wall Street Will Love You). The Pressure to Report Smooth, Ever Higher Earnings Has Never Been Fiercer. You Don't Want to Miss the Consensus Estimate by a Penny - and You Don't Have to. FORTUNE Magazine, March 31, 1997.
2 Wang C. A Close Examination on Creative Accounting from Theoretical, Practical and Subjective Perspectives. Unpublished Thesis of MA in Finance and Accounting, University of Nottingham, 2008, 27 р.
3 Fox J. Learn to Play the Earnings Game (And Wall Street Will Love You). The Pressure to Report Smooth, Ever Higher Earnings Has Never Been Fiercer. You Don't Want to Miss the Consensus Estimate by a Penny - and You Don't Have to. FORTUNE Magazine, March 31, 1997.
процентов) и расширенная амортизационная политика (в том числе ее необоснованный пересмотр)_
(1992) [15], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Манипулирование величиной и оценкой запасов
Креатив
в бухгалтерском балансе (изменение по статьям отчета без изменений итогового результата), в том числе переклассификация долгов и капитала_
М. Джонс (2011) [33], Л.И. Космин (2010) [87], Т. Смит (1992) [15], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) J24L
М. Джонс (2011) [33], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Креатив в отчете о прибылях и убытках (изменения по статьям отчета без изменений итогового результата), в том числе использование необычных и дополнительных статей
Ч. Малфорд и Е. Комиски (2002) [17], М. Смит (1998) [85], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Креатив в отчете о движении денежных средств (изменения по статьям отчета без изменений итогового результата)
Ч. Малфорд, Е. Комиски (2002) [17], Р. Калра, М. Бхатиа и др. (2014) [19], О. Амат, К. Гоуторп (2004) [30]
Удаление прибыли из состоявшейся реализации активов
М. Смит (1998) [85]
Расконсолидация дочерней компании в ожидании продажи
М. Смит (1998) [85]
Забалансовое финансирование
Изменение учетной
политики в ситуации
отсутствия
существенного
изменения
обстоятельств
М. Смит (1998) [85], М. Джонс (2011) [33], А. Риаи-Белькау (2004) [11], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Х. Коллинвуд4 (1991), Н. Стангова, А. Вигхова (2016) [76], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24]
Сохранение учетной политики в ситуации существенного изменения обстоятельств
Р. Калра, М. Бхатиа и др. (2014) [19], Т. Смит (1992) [15], Н. Стангова, А. Вигхова (2016) [76]
Наличие определенного уровня субъективизма в учетных нормах (оценочные суждения, профессиональное суждение, предвидение)
Злоупотребление концепцией существенности (завышение ее оценки)
Накопление токсичных долгов (занижение
А. Левитт5 (1998), С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
М. Джонс (2011) [33], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39],
4 Collingwood H. Why K Mart's Good News Isn't. Bloomberg Businessweek, 18 March 1991. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/1991-03-17/why-k-marts-good-news-isnt
5 The "Numbers Game". Remarks by Chairman Arthur Levitt Securities and Exchange Commission. NYU Center for Law and Business, New York, N.Y., September 28, 1998.
резервов по сомнительным долгам и отказ от списания безнадежных долгов)
М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Использование «банки с печеньем»
(использование скрытых резервов)
Манипулирование признанием условных обязательств, резервирование под обязательства и платежи
С.З.А. Шах, С. Батт (2011) [88], Т. Смит (1992) [15], С. Шах, С. Батт, Й.Б. Тарик (2011) [24], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
М. Смит (1998) [85], Л.И. Космин (2010) [87], Т. Смит (1992) [15], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Манипулирование между займами и депозитами_
М. Смит (1998) [85]
Манипулирование убытками пенсионного фонда для снижения ежегодных платежей
М. Смит (1998) [85], Р. Калра, М. Бхатиа и др. (2014) [19]
Конвертация опционов на премию или привилегированных акций_
М. Смит (1998) [85]
Формирование искусственных сделок или искусственных условий сделок
Манипулирование оценкой (переоценкой) ценных бумаг
Манипулирование при определении условий заключаемых контрактов (для обеспечения возможности выбора способа учета)_
Р. Хасси, А. Онг (1996) [36], Т. Смит (1992) [15], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Л.И. Космин (2010) [87], О. Амат, Дж. Блэйк, Дж. Доудс (1998) [39], О. Амат и К. Гоуторп (2004) [30], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Признание фиктивных выручки, расходов, активов, обязательств и т.п.
Ч. Малфорд, Е. Комиски (2002) [17], М. Смит (1998) [85], Н. Стангова, А. Вигхова (2016) [76], М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Прямое отступление от норм учетных стандартов (с соблюдением требований к раскрытию информации)
М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Манипулирование текстовым раскрытием
Подготовка текста умышленно трудным для восприятия_
Д. Мэтис, А.Б. Владу, Л. Негреа (2009) [89]
Использование только позитивной лексики
Визуальное привлечение или отвлечение внимания
Д. Мэтис, А.Б. Владу, Л. Негреа (2009) [89]
Неполное раскрытие информации в пояснениях
Д. Мэтис, А.Б. Владу, Л. Негреа (2009) [89], Н. Стангова, А. Вигхова (2016) [76]
М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера (1991) [2, с. 456-461]
Представление выигрышной точки отсчета, сравнение с которой заведомо в пользу компании
Д. Мэтис, А.Б. Владу, Л. Негреа (2009) [89]
Источник: составлено автором на основе авторского перевода представленных в таблице публикаций Source: Authoring, based on the author's own translation of the publications presented in the table
Список литературы
1. Белов В.Д. Бухгалтерия как наука // Счетоводство. 1893. № 4. С. 50-53.
2. Мэтьюс М.Р., Перера М.Х.Б. Теория бухгалтерского учета. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. 663 с.
3. Шерр И.Ф. Бухгалтерия и баланс. М.: Экономическая жизнь, 1925. 575 с.
4. Copeland R.M. Income Smoothing. Journal of Accounting Research, 1968, vol. 6, pp. 101-116. URL: https://doi.org/10.2307/2490073
5. Ronen J., Sadan S. Classificatory Smoothing: Alternative Income Models. Journal of Accounting Research, Spring 1975, vol. 13, iss. 1, pр. 133-149. URL: https://doi.org/10.2307/2490652
6. Barnea A., Ronen J., Sadan S. Classificatory Smoothing of Income with Extraordinary Items. The Accounting Review, January 1976, vol. 51, no. 1, pp. 110-122.
Stable URL: http://www.jstor.org/stable/245377
7. Griffiths I. Creative Accounting: How to Make Your Profits What You Want Them to Be. London, Sidgwick & Jackson, 1986, 190 p.
8. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991. 193 с.
9. Amat O., Blake J., Oliveras E. The Struggle Against Creative Accounting: Is 'True and Fair View' Part of the Problem or Part of the Solution? UPF Economics Working Papers, April 1999, no. 363, 30 p. URL: https://econ-papers.upf.edu/papers/363.pdf
10. Stolowy H., Breton G. A Framework for the Classification of Accounts Manipulation. HEC Paris, Les Cahiers de Recherche, 2000, June 28, no. 708. URL:
http://www.hec.fr/var/fre/storage/original/application/456c089c66d9579417b29c15bbbdc9f6.pdf
11. Riahi-Belkaoui A. Accounting Theory. 5th Edition. Thomson Learning, 2004, 598 p.
12. Okoye E.I. The Ethics of Creative Accounting in Financial Reporting: The Challenges of Regulatory Agencies in Nigeria. The Certified National Accountant, January-March 2008, vol. 16, no. 1, pp. 45-55. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=1791422
13. Metcalf L. The Accounting Establishment, Staff Study as the Chairman of the State U.S. Senate Subcommittee. Washington, D.C., The United States Government Printing Office, 1977, 23 р.
14. Conner I.E. Enhancing Public Confidence in the Accounting Profession. Journal of Accountancy, July 1986, pp. 76-83.
15. Smith T. Accounting for Growth: Stripping the Camouflage from Company Accounts. London, Century Business Books, 1992, 205 p.
16. Merchant K.A., Rockness J. The Ethics of Managing Earnings: An Empirical Investigation. Journal of Accounting and Public Policy, 1994, vol. 13, iss. 1, pp. 79-94.
URL: https://doi.org/10.1016/0278-4254(94)90013-2
17. Mulford Ch.W., Comiskey E.E. The Financial Numbers Game: Detecting Creative Accounting Practices. 1st Edition. New York, John Wiley & Sons, 2002, 408 p.
18. Rosner R.L. Earnings Manipulation in Failing Firms. Contemporary Accounting Research, 2003, vol. 20, iss. 2, pp. 361-408. URL: https://doi.org/10.1506/8EVN-9KRB-3AE4-EE81
19. Kalra R., Bhatia M., Sachdeva S. Creative Accounting: Boom or Curse - Instances from India. Indian Journal of Management Science (IJMS), June 2014, vol. 4, iss. 2, pp. 8-16.
20. Jameson M. A Practical Guide to Creative Accounting. London, Kogan Page, 1988, 190 p.
21. Archer S. The Ethics of Creative Accounting. Science and Engineering Ethics, March 1996, vol. 2, issue 1, pp. 55-70. URL: https://doi.org/10.1007/BF02639318
22. Healy P.M., Wahlen J.M. A Review of the Earning Management Literature and Its Implication for Standard Setting. Boston, Harvard Business School, November 1998.
URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.156445
23. Ya-ping Ning. The Theoretical Framework of Earnings Management. Canadian Social Science, 2005, vol. 1, no. 3, pp. 32-38. URL: http://dx.doi.org/10.3968/j.css.1923669720050103.004
24. Shah S.Z.A., Butt S.A., Tariq Y.B. Use or Abuse of Creative Accounting Techniques (October 1, 2011). International Journal of Trade, Economics and Finance, December 2011, vol. 2, no. 6, pp. 531-536. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2009823
25. Cernusca Lucian, David Delia, Nicolaescu Cristina, Gomoi Bogdan Cosmin. Empirical Study on the Creative Accounting Phenomenon. Studia Universitatis "Vasile Goldis" Arad - Economics Series, 2016, vol. 26, iss. 2, pp. 63-87. URL: https://doi.org/10.1515/sues-2016-0010
26. Tassadaq F., Malik Q.A. Creative Accounting and Financial Reporting: Model Development and Empirical Testing. International Journal of Economics and Financial Issues, 2015, vol. 5, iss. 2, pp. 544-551. URL: http://econjournals.com/index.php/ijefi/article/view/1047
27. Shahid M., Ali H. Influence of Creative Accounting on Reliability and Objectivity of Financial Reporting (Factors Responsible for Adoption of Creative Accounting Practices in Pakistan). Journal of Accounting and Finance in Emerging Economics, December 2016, vol. 2, no. 2, pp. 75-82. URL: http://www.publishing.globalcsrc.org/ojs/index.php/jafee/article/view/41/48
28. Schipper K. Commentary on Creative Accounting (Commentary on Earnings Management). Accounting Horizons, December 1989, no. 3, pp. 91-102.
29. Naser K. Creative Financial Accounting: Its Nature and Use. London, Hemel Hempstead, Prentice Hall, 1993, 205 p.
30. Amat O., Gowthorpe C. Creative Accounting: Nature, Incidence and Ethical Issues. UPF Economics Working Papers, 2004, no. 749. URL: https://econ-papers.upf.edu/papers/749.pdf
31. Balaciu D., Bogdan V., Vladu A.B. A Brief Review of Creative Accounting Literature and Its Consequences in Practice. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2009, vol. 1, no. 11, pp. 170-183. URL: http://oeconomica.uab.ro/upload/lucrari/1120091/16.pdf
32. Ovidiu M. Professional Judgment and Creative Accounting under IFRS in Ex-communist Countries: Case of Romania. Annals of the University of Oradea: Economic Science, 2011, vol. 1, iss. 2, pp. 564-570. URL: http://anale.steconomiceuoradea.ro/volume/2011/n2/079.pdf
33. Jones M.J. Creative Accounting, Fraud and International Accounting Scandals. John Willey & Sons Inc., 2011, 566 p.
34. Yadav B. Creative Accounting: A Literature Review. The SIJ Transactions on Industrial, Financial and Business Management (IFBM), November-December 2013, vol. 1, no. 5, pp. 181-193. URL: http://www.academia.edu/5820596/Creative_Accounting_A_Literature_Review
35. Dontigney E. How to Prevent Creative Accounting. Bizfluent, 2017, September 26. URL: http://bizfluent.com/how-4450645-prevent-creative-accounting.html
36. Hussey R., Ong A. Creative Accounting: Do Numbers Reveal the Whole Picture? Credit Control, 1996, pp. 16-20.
37. Shah A.K. Exploring the Influences and Constraints on Creative Accounting in the United Kingdom. The European Accounting Review, 1998, vol. 7, no. 1, pp. 83-104.
URL: https://doi.org/10.1080/096381898336592
38. Amat O., Blake J., Oliveras E. The Ethics of Creative Accounting: Some Spanish Evidence. UPF Economics and Business Working Papers, 1999, no. 455, 15 p.
URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.230872
39. Amat O., Blake J., Dowds J. The Ethics of Creative Accounting. UPF Economics and Business Working Papers, 1998, no. 349. URL: https://econ-papers.upf.edu/papers/349.pdf
40. Blake J., Salas O.A. Corporate Governance and Creative Accounting: A Comparison Between Spain and the UK. In: McLeay S., Riccaboni A. (eds) Contemporary Issues in Accounting Regulation. Boston, MA, Springer, 2001, pp. 155-180.
URL: https://doi.org/10.1007/978-1-4615-4589-7_9
41. Gowthorpe C., Amat O. Creative Accounting: Some Ethical Issues of Macro- and MicroManipulation. Journal of Business Ethics, March 2005, vol. 57, iss. 1, pp. 55-64. URL: https://doi.org/10.1007/s 10551-004-3822-5
42. Epstein L. How Financial Report Readers Can Get to the Bottom of Creative Accounting. In: Reading Financial Reports For Dummies, 3rd Edition, 2013, December, 384 p.
43. Susmu§ T., Demirhan D. Creative Accounting: A Brief History and Conceptual Framework. Proceedings of 3rd Balkans and Middle East Countries Conference on Accounting and Accounting History, June 19-22, 2013, 20 p.
44. Kannaiah D. Creative Accounting - Is It Legal or Illegal? International Journal of Research & Business Innovation, 2014, vol. 2, no. 6, pp. 1-7.
45. Okoro G.E., Okoye E.I. Taming Creative Accounting via International Financial Reporting Standards: The Nigerian Scenario. Business Trends, 2016, vol. 6, no. 4, pp. 11-17.
URL: https://www.dfek.zcu.cz/tvp/doc/akt/4-2016-clanek-2.pdf
46. Vladu A.B., Mati§ D. Corporate Governance and Creative Accounting: Two Concepts Strongly Connected? Some Interesting Insights Highlighted by Constructing the Internal History of a Literature. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2010, vol. 1, iss. 12, pp. 332-346. URL: http://oeconomica.uab.ro/upload/lucrari/1220101/33.pdf
47. Meek G.K., Rao R.P., Skousen C.J. Evidence on Factors Affecting the Relationship Between Ceo Stock Option Compensation and Earnings Management. Review of Accounting and Finance, 2007, vol. 6, iss. 3, pp. 304-323. URL: https://doi.org/10.1108/14757700710778036
48. Leung P., Cooper B.J. Ethical Dilemmas in Accountancy Practice. Australian Accountant, May 1995, vol. 65, iss. 4, pp. 28-33.
49. Balaciu D.E., Vladu A.B. Creative Accounting - Players and Their Gains and Losses. Annuals of Faculty of Economics, 2010, vol. 1, iss. 2, pp. 813-819.
URL: http://anale.steconomiceuoradea.ro/volume/2010/n2/129.pdf
50. Yadav B., Kumar A., Bhatia B.S. Concept of Creative Accounting and Its Different Tools. International Journal of Management and Social Sciences Research (IJMSSR), 2014, no. 3(2), pр. 66-74.
51. Bartov E., Mohanram P.S. Private Information, Earnings Manipulations, and Executive Stock Option Exercises. 2004, S3 р. URL: https://doi.org/10.2139/ssrn.492302
52. Lambert C., Sponem S. Corporate Governance and Profit Manipulation: A French Field Study. Critical Perspectives on Accounting, Elsevier, 200S, vol. 16(6), pp. 717-748.
URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00170340/document
53. Rabin C.E. Determinants of Auditors' Attitudes Towards Creative Accounting. Meditari Accountancy Research, 200S, vol. 13, no. 2, pр. 67-88.
54. Fischer M., Rosenzweig K. Attitudes of Students and Accounting Practitioners Concerning the Ethical Acceptability of Earnings Management. Journal of Business Ethics, 199S, vol. 14, iss. 6, pp. 433-444. URL: https://doi.org/10.1007/BF0087208S
55. Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика. M.: Финансы и статистика, 2000. 160 с.
56. Berinde Sorin, Rachisan P. Ramona, Adrian Grosanu. Qualitative Study Regarding the Relationship Between Corporate Governance and Creative Accounting. Annals of Faculty of Economics, 2012, vol. 1, iss. 2, pp. 642-647.
URL: http://anale.steconomiceuoradea.ro/volume/2012/n2/097.pdf
57. Chen S. The Role of Ethical Leadership Versus Institutional Constraints: A Simulation Study of Financial Misreporting by CEOs. Journal of Business Ethics, 2010, vol. 93, Supplement 1, pр. 33-S2. URL: https://doi.org/10.1007/s10SSl-010-062S-8
58. Chen J.J., Zhang H. The Impact of the Corporate Governance Code on Earnings Management: Evidence from Chinese Listed Companies. European Financial Management, 2014, vol. 20, iss. 3, pp. S96-632. URL: https://doi.org/10.1111/j.1468-036X.2012.00648.x
59. Gherai D.S., Balaciu D.E. From Creative Accounting Practices and Enron Phenomenon to the Current Financial Crisis. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2011, vol. 1, iss. 13, pр. 1-3. URL: http://www.oeconomica.uab.ro/upload/lucrari/1320111/03.pdf
60. Sunday O. Effiok, Okon E. Eton. Creative Accounting and Managerial Decision on Selected Financial Institutions in Nigeria. International Journal of Business Research and Management, 2012, vol. 3, iss. 1, pр. 3S-47.
URL: http://cscjournals.org/csc/manuscript/Journals/IJBRM/volume3/Issue1/IJBRM-61.pdf
61. Popescu L.-M., Ashrafzadeh-Nisulescu I. Detecting Creative Accounting Practices and Their Impact on the Quality of Information Presented in Financial Statements. Journal of Knowledge Management, Economics and Information Technology, 2013, vol. 3, iss. 6, pр. 137-1S0. URL: http://www.scientificpapers.org/wp-content/files/1438_Nisulescu-
Detecting_Creative_Accounting_Practices_and_Their_Impact_on_the_Quality_of_Information_Pr esented_in_Financial_Statements.pdf
62. Vladu A.B., Cuzdriorean D.D. Creative Accounting, Measurement and Behavior. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2013, vol. 1, iss. 1S, pр. 107-11S.
URL: http://oeconomica.uab.ro/upload/lucrari/lS20131/09.pdf
63. Okafor G.O. The Ethics of Accountancy Profession. Journal of Global Accounting, 2006, no. 2(1), pр. 70-7S.
64. Afolabi A., Oluseye M. Effect of Financial Reporting on Investment Decision Making of Manufacturing Firms in Nigeria. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2013, no. 22(1), pp. 1127-1142.
65. Al Momamani M.A., Obeidat M.I. The Effect of Auditors' Ethics on Their Detection of Creative Accounting Practices: A Field Study. International Journal of Business and Management, 2013, vol. 8, no. 13, pp. 118-136. URL: https://doi.org/10.5539/ijbm.v8n13p118
66. Blake J., Bond R., Amat O., Oliveras E. The Ethics of Creative Accounting: Some Spanish Evidence. Business Ethics, 2000, vol. 9, no. 3, pp. 136-142.
URL: https://doi.org/10.1111/1467-8608.00184
67. Kassem R. Earnings Management and Financial Reporting Fraud: Can External Auditors Spot the Difference? American Journal of Business and Management, 2012, vol. 1, no. 1, pp. 30-33. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2121218
68. Lyons D. Ethics and the Rule of Law. New York, NY, Cambridge University Press, 1984, 229 p. URL: https://doi.org/10.1017/CB09780511608933
69. Rawl J. A Theory of Justice. Harvard University Press, 2005 (reprint of 1971), 607 p.
70. Solomon R.C. Corporate Roles, Personal Virtues: An Aristotelian Approach to Business Ethics. Business Ethics Quarterly, 1992, vol. 2, iss. 3, pp. 317-339.
URL: https://doi.org/10.2307/3857536
71. Tsipouridou M., Spathis Ch. Earnings Management and the Role of Auditors in an Unusual IFRS Context: The Case of Greece. Journal of International Accounting, Auditing and Taxation, 2012, vol. 21, iss. 1, pp. 62-78. URL: https://doi.org/10.1016/j.intaccaudtax.2012.01.005
72. Breton G., Taffler R.J. Creative Accounting and Investment Analyst Response. Accounting and Business Research, 1995, vol. 25, no. 98, pp. 81-92.
73. Beidleman C.R. Income Smoothing: The Role of Management. The Accounting Review, October 1973, no. 48(4), pp. 653-667.
74. Gunny K.A. The Relation Between Earnings Management Using Real Activities Manipulation and Future Performance: Evidence from Meeting Earnings Benchmarks. Contemporary Accounting Research, 2010, vol. 27, iss. 3, pp. 855-888.
URL: https://doi.org/10.1111/j.1911-3846.2010.01029.x
75. Hepworth S.R. Periodic Income Smoothing. The Accounting Review, January 1953, no. 28(1), pp. 32-39.
76. Stangova N., Vighova A. Possibilities of Creative Accounting Avoidance in the Slovak Republic. Economic Annals - XXI, 2016, vol. 158, no. 3-4(2), pp. 97-100.
77. Magnan M., Nadeau C., Cormier D. Earnings Management During Antidumping Investigations: Analysis and Implications. Canadian Journal of Administrative Sciences, June 1999, vol. 16, iss. 2, pp. 149-162. URL: https://doi.org/10.1111/j.1936-4490.1999.tb00620.x
78. Sweeney A.P. Debt-Covenant Violations and Managers' Accounting Responses. Journal of Accounting and Economics, 1994, vol. 17, iss. 3, pp. 281-308.
URL: https://doi.org/10.1016/0165-4101(94)90030-2
79. DeAngelo H., DeAngelo L., Skinner D.J. Accounting Choice in Troubled Companies. Journal of Accounting and Economics, 1994, vol. 17, iss. 1-2, pр. 113-143.
URL: https://doi.org/10.1016/0165-4101(94)90007-8
80. Burgstahler D., Eames M. Management of Earnings and Analysts' Forecasts to Achieve Zero and Small Positive Earnings Surprises. Journal of Business Finance & Accounting, June/July 2006, vol. 33, iss. 5-6, pp. 633-652. URL: https://doi.org/10.1111/j.1468-5957.2006.00630.x
81. Watts R.L., Zimmerman J.L. Positive Accounting Theory: A Ten Year Perspective. The Accounting Review, 1990, vol. 65, iss. 1, pp. 131-156. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=928701
82. Simpson R.H. An Empirical Study of Possible Income Manipulation. The Accounting Review, October 1969, pр. 806-817.
83. Tweedie D.P., Whittington G. Financial Reporting: Current Problems and Their Implications for Systematic Reform. Accounting and Business Research, 1990, vol. 21, iss. 81, pр. 87-102.
84. Revsine L. The Selective Financial Misrepresentation Hypothesis. Accounting Horizons, December 1991, pр. 16-27.
85. Smith M. Creative Accounting: The Auditor Effect. Managerial Auditing Journal, 1998, vol. 13, iss. 3, pp. 155-158.
86. Baralexis S. Creative Accounting in Small Advancing Countries: The Greek Case. Managerial Auditing Journal, 2004, vol. 19, iss. 3, pp. 440-461.
URL: https://doi.org/10.1108/02686900410524427
87. Cosmin L.I. A Census of Creative Accounting Techniques. Romanian Economic Business Review, 2010, vol. 5, iss. 4-1, pp. 104-108.
URL: http://www.rebe.rau.ro/RePEc/rau/journl/WI10-1/REBE-WI10-1-A13.pdf
88. Shah S.Z.A., Butt S. Creative Accounting: A Tool to Help Companies in a Crisis or a Practice to Land Them into Crises. International Conference on Business and Economics Research IPEDR, IACSIT Press, Singapore, 2011, vol. 16, pp. 96-102.
URL: http://www.ipedr.com/vol16/18-ICBER2011-A20010.pdf
89. Matis D., Vladu A.B., Negrea L. Cash-flow Reporting Between Potential Creative Accounting Techniques and Hedging Opportunities Case Study Romania. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2009, vol. 11, iss. 1, pp. 140-153.
90. Amabile T. On Creative Accounting: Two Creativity Myths. Harvard Business Review, November 29, 2010, 3 p. URL: https://hbr.org/2010/11/on-creative-accounting-two-cre
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-5081 Theory of Accounting
eISSN 2311-9381
CREATIVE ACCOUNTING: THE CONCEPT, BACKGROUND, MOTIVES, AND THE TECHNIQUES APPLIED: A REVIEW OF LITERATURE
Yana I. USTINOVA
Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM), Novosibirsk, Russian Federation ustinova_pr@mail .ru ORCID: not available
Abstract
Importance This article considers the issues of occurrence, development and application of creative accounting in formation of financial reporting.
Objectives The article aims to pursue a comprehensive study of the problem of interpretation of the concept of Creative Accounting, its background, motives, and techniques described in the works by scholars abroad. As well, it aims to identify the essential signs and features of creative accounting, its advantages and disadvantages, define and justify the limits and conditions of its admissibility.
Methods For the study, I used the methods of comparative and logical analyses, typology and grouping, induction and deduction.
Results The article reveals the essential signs of creative accounting, its advantages and disadvantages, defines and substantiates the limits and conditions of its admissibility, Keywords: true and fair view, groups the interpretations of the concept of creative accounting, and shows the creative accounting, background, motives, and applied techniques.
professional judgment, Conclusions Taking into consideration the importance of positive aspects of creative
accounting standards, ethical accounting, the article concludes that it is advisable to authorize the use of it when forming standards a financial reporting.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Article history:
Received 13 March 2018 Received in revised form 21 March 2018 Accepted 29 March 2018 Available online 13 April 2018
JEL classification: M41
Please cite this article as: Ustinova Ya.I. Creative Accounting: The Concept, Background, Motives, and the Techniques Applied: A Review of Literature. International Accounting, 2018, vol. 21, iss. 4, pp. 388-412. https://doi.org/10.24891/ia . 21 .4.388
References
1. Belov V.D. [Accounting as a science]. Schetovodstvo = Bookkeeping, 1893, no. 4, pp. 50-53. (In Russ.)
2. Mathews M.R., Perera M.H.B. Teoriya bukhgalterskogo ucheta [Accounting Theory & Development]. Moscow, Audit, YUNITI Publ., 1999, 663 p.
3. Schär J.F. Bukhgalteriya i balans [Buchhaltung und Bilanz]. Moscow, Ekonomicheskaya zhizn' Publ., 1925, 575 p.
4. Copeland R.M. Income Smoothing. Journal of Accounting Research, 1968, vol. 6, pp. 101-116. URL: https://doi.org/10.2307/2490073
5. Ronen J., Sadan S. Classificatory Smoothing: Alternative Income Models. Journal of Accounting Research, Spring 1975, vol. 13, iss. 1, pp. 133-149. URL: https://doi.org/10.2307/2490652
6. Barnea A., Ronen J., Sadan S. Classificatory Smoothing of Income with Extraordinary Items. The Accounting Review, January 1976, vol. 51, no. 1, pp. 110-122.
Stable URL: http://www.jstor.org/stable/245377
7. Griffiths I. Creative Accounting: How to Make Your Profits What You Want Them to Be. London, Sidgwick & Jackson, 1986, 190 p.
8. Hoyer W. Kak delat' biznes v Evrope [How to Do Business in Europe]. Moscow, Fond Za ekonomicheskuyu gramotnost' Publ., 1991, 193 p.
9. Amat O., Blake J., Oliveras E. The Struggle Against Creative Accounting: Is 'True and Fair View' Part of the Problem or Part of the Solution? UPF Economics Working Papers, April 1999, no. 363, 30 p. URL: https://econ-papers.upf.edu/papers/363.pdf
10. Stolowy H., Breton G. A Framework for the Classification of Accounts Manipulation. HEC Paris, Les Cahiers de Recherche, 2000, June 28, no. 708. URL:
http://www.hec.fr/var/fre/storage/original/application/456c089c66d9579417b29c15bbbdc9f6.pdf
11. Riahi-Belkaoui A. Accounting Theory. 5th Edition. Thomson Learning, 2004, 598 p.
12. Okoye E.I. The Ethics of Creative Accounting in Financial Reporting: The Challenges of Regulatory Agencies in Nigeria. The Certified National Accountant, January-March 2008, vol. 16, no. 1, pp. 45-55. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=1791422
13. Metcalf L. The Accounting Establishment, Staff Study as the Chairman of the State U.S. Senate Subcommittee. Washington, D.C., The United States Government Printing Office, 1977, 23 p.
14. Conner I.E. Enhancing Public Confidence in the Accounting Profession. Journal of Accountancy, July 1986, pp. 76-83.
15. Smith T. Accounting for Growth: Stripping the Camouflage from Company Accounts. London, Century Business Books, 1992, 205 p.
16. Merchant K.A., Rockness J. The Ethics of Managing Earnings: An Empirical Investigation. Journal of Accounting and Public Policy, 1994, vol. 13, iss. 1, pp. 79-94.
URL: https://doi.org/10.1016/0278-4254(94)90013-2
17. Mulford Ch.W., Comiskey E.E. The Financial Numbers Game: Detecting Creative Accounting Practices. 1st Edition. New York, John Wiley & Sons, 2002, 408 p.
18. Rosner R.L. Earnings Manipulation in Failing Firms. Contemporary Accounting Research, 2003, vol. 20, iss. 2, pp. 361-408. URL: https://doi.org/10.1506/8EVN-9KRB-3AE4-EE81
19. Kalra R., Bhatia M., Sachdeva S. Creative Accounting: Boom or Curse - Instances from India. Indian Journal of Management Science (IJMS), June 2014, vol. 4, iss. 2, pp. 8-16.
20. Jameson M. A Practical Guide to Creative Accounting. London, Kogan Page, 1988, 190 p.
21. Archer S. The Ethics of Creative Accounting. Science and Engineering Ethics, March 1996, vol. 2, issue 1, pp. 55-70. URL: https://doi.org/10.1007/BF02639318
22. Healy P.M., Wahlen J.M. A Review of the Earning Management Literature and Its Implication for Standard Setting. Boston, Harvard Business School, November 1998.
URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.156445
23. Ya-ping Ning. The Theoretical Framework of Earnings Management. Canadian Social Science, 2005, vol. 1, no. 3, pp. 32-38. URL: http://dx.doi.org/10.3968/j.css.1923669720050103.004
24. Shah S.Z.A., Butt S.A., Tariq Y.B. Use or Abuse of Creative Accounting Techniques (October 1, 2011). International Journal of Trade, Economics and Finance, December 2011, vol. 2, no. 6, pp. 531-536. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2009823
25. Cernusca Lucian, David Delia, Nicolaescu Cristina, Gomoi Bogdan Cosmin. Empirical Study on the Creative Accounting Phenomenon. Studia Universitatis "Vasile Goldis" Arad - Economics Series, 2016, vol. 26, iss. 2, pp. 63-87. URL: https://doi.org/10.1515/sues-2016-0010
26. Tassadaq F., Malik Q.A. Creative Accounting and Financial Reporting: Model Development and Empirical Testing. International Journal of Economics and Financial Issues, 2015, vol. 5, iss. 2, pp. 544-551. URL: http://econjournals.com/index.php/ijefi/article/view/1047
27. Shahid M., Ali H. Influence of Creative Accounting on Reliability and Objectivity of Financial Reporting (Factors Responsible for Adoption of Creative Accounting Practices in Pakistan). Journal of Accounting and Finance in Emerging Economics, December 2016, vol. 2, no. 2, pp. 75-82. URL: http://www.publishing.globalcsrc.org/ojs/index.php/jafee/article/view/41/48
28. Schipper K. Commentary on Creative Accounting. Accounting Horizons, December 1989, no. 3, pp. 91-102.
29. Naser K. Creative Financial Accounting: Its Nature and Use. London, Hemel Hempstead, Prentice Hall, 1993, 205 p.
30. Amat O., Gowthorpe C. Creative Accounting: Nature, Incidence and Ethical Issues. UPF Economics Working Papers, 2004, no. 749. URL: https://econ-papers.upf.edu/papers/749.pdf
31. Balaciu D., Bogdan V., Vladu A.B. A Brief Review of Creative Accounting Literature and Its Consequences in Practice. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2009, vol. 1, no. 11, pp. 170-183. URL: http://oeconomica.uab.ro/upload/lucrari/1120091/16.pdf
32. Ovidiu M. Professional Judgment and Creative Accounting under IFRS in Ex-communist Countries: Case of Romania. Annals of the University of Oradea: Economic Science, 2011, vol. 1, iss. 2, pp. 564-570. URL: http://anale.steconomiceuoradea.ro/volume/2011/n2/079.pdf
33. Jones M.J. Creative Accounting, Fraud and International Accounting Scandals. John Willey & Sons Inc., 2011, 566 p.
34. Yadav B. Creative Accounting: A Literature Review. The SIJ Transactions on Industrial, Financial and Business Management (IFBM), November-December 2013, vol. 1, no. 5, pp. 181-193. URL: http://www.academia.edu/5820596/Creative_Accounting_A_Literature_Review
35. Dontigney E. How to Prevent Creative Accounting. Bizfluent, 2017, September 26. URL: http://bizfluent.com/how-4450645-prevent-creative-accounting.html
36. Hussey R., Ong A. Creative Accounting: Do Numbers Reveal the Whole Picture? Credit Control, 1996, pp. 16-20.
37. Shah A.K. Exploring the Influences and Constraints on Creative Accounting in the United Kingdom. The European Accounting Review, 1998, vol. 7, no. 1, pp. 83-104.
URL: https://doi.org/10.1080/096381898336592
38. Amat O., Blake J., Oliveras E. The Ethics of Creative Accounting: Some Spanish Evidence. UPF Economics and Business Working Papers, 1999, no. 455, 15 p.
URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.230872
39. Amat O., Blake J., Dowds J. The Ethics of Creative Accounting. UPF Economics and Business Working Papers, 1998, no. 349. URL: https://econ-papers.upf.edu/papers/349.pdf
40. Blake J., Salas O.A. Corporate Governance and Creative Accounting: A Comparison Between Spain and the UK. In: McLeay S., Riccaboni A. (eds) Contemporary Issues in Accounting
Regulation. Boston, MA, Springer, 2001, pp. 155-180. URL: https://doi.org/10.1007/978-1-46l5-4589-7_9
41. Gowthorpe C., Amat O. Creative Accounting: Some Ethical Issues of Macro- and MicroManipulation. Journal of Business Ethics, March 2005, vol. 57, iss. 1, pp. 55-64. URL: https://doi.org/10.1007/s 10551-004-3822-5
42. Epstein L. How Financial Report Readers Can Get to the Bottom of Creative Accounting. In: Reading Financial Reports For Dummies, 3rd Edition, 2013, December, 384 p.
43. Susmu§ T., Demirhan D. Creative Accounting: A Brief History and Conceptual Framework. Proceedings of 3rd Balkans and Middle East Countries Conference on Accounting and Accounting History, June 19-22, 2013, 20 p.
44. Kannaiah D. Creative Accounting - Is It Legal or Illegal? International Journal of Research & Business Innovation, 2014, vol. 2, no. 6, pp. 1-7.
45. Okoro G.E., Okoye E.I. Taming Creative Accounting via International Financial Reporting Standards: The Nigerian Scenario. Business Trends, 2016, vol. 6, no. 4, pp. 11-17.
URL: https://www.dfek.zcu.cz/tvp/doc/akt/4-2016-clanek-2.pdf
46. Vladu A.B., Mati§ D. Corporate Governance and Creative Accounting: Two Concepts Strongly Connected? Some Interesting Insights Highlighted by Constructing the Internal History of a Literature. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2010, vol. 1, iss. 12, pp. 332-346. URL: http://oeconomica.uab.ro/upload/lucrari/1220101/33.pdf
47. Meek G.K., Rao R.P., Skousen C.J. Evidence on Factors Affecting the Relationship Between Ceo Stock Option Compensation and Earnings Management. Review of Accounting and Finance, 2007, vol. 6, iss. 3, pp. 304-323. URL: https://doi.org/10.1108/14757700710778036
48. Leung P., Cooper B.J. Ethical Dilemmas in Accountancy Practice. Australian Accountant, May 1995, vol. 65, iss. 4, pp. 28-33.
49. Balaciu D.E., Vladu A.B. Creative Accounting - Players and Their Gains and Losses. Annuals of Faculty of Economics, 2010, vol. 1, iss. 2, pp. 813-819.
URL: http://anale.steconomiceuoradea.ro/volume/2010/n2/129.pdf
50. Yadav B., Kumar A., Bhatia B.S. Concept of Creative Accounting and Its Different Tools. International Journal of Management and Social Sciences Research (IJMSSR), 2014, no. 3(2), pp. 66-74.
51. Bartov E., Mohanram P.S. Private Information, Earnings Manipulations, and Executive Stock Option Exercises. 2004, 53 p. URL: https://doi.org/10.2139/ssrn.492302
52. Lambert C., Sponem S. Corporate Governance and Profit Manipulation: A French Field Study. Critical Perspectives on Accounting, Elsevier, 2005, vol. 16(6), pp. 717-748.
URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00170340/document
53. Rabin C.E. Determinants of Auditors' Attitudes Towards Creative Accounting. Meditari Accountancy Research, 2005, vol. 13, no. 2, pp. 67-88.
54. Fischer M., Rosenzweig K. Attitudes of Students and Accounting Practitioners Concerning the Ethical Acceptability of Earnings Management. Journal of Business Ethics, 1995, vol. 14, iss. 6, pp. 433-444. URL: https://doi.org/10.1007/BF00872085
55. Richard J. Bukhgalterskii uchet: teoriya i praktika [Accounting: Theory and Practice]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2000, 160 p.
56. Berinde Sorin, Rachisan P. Ramona, Adrian Grosanu. Qualitative Study Regarding the Relationship Between Corporate Governance and Creative Accounting. Annals of Faculty of Economics, 2012, vol. 1, iss. 2, pp. 642-647.
URL: http://anale.steconomiceuoradea.ro/volume/2012/n2/097.pdf
57. Chen S. The Role of Ethical Leadership Versus Institutional Constraints: A Simulation Study of Financial Misreporting by CEOs. Journal of Business Ethics, 2010, vol. 93, Supplement 1, pp. 33-52. URL: https://doi.org/10.1007/s10551-010-0625-8
58. Chen J.J., Zhang H. The Impact of the Corporate Governance Code on Earnings Management: Evidence from Chinese Listed Companies. European Financial Management, 2014, vol. 20, iss. 3, pp. 596-632. URL: https://doi.org/10.1111/j.1468-036X.2012.00648.x
59. Gherai D.S., Balaciu D.E. From Creative Accounting Practices and Enron Phenomenon to the Current Financial Crisis. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2011, vol. 1, iss. 13, pp. 1-3. URL: http://www.oeconomica.uab.ro/upload/lucrari/1320111/03.pdf
60. Sunday O. Effiok, Okon E. Eton. Creative Accounting and Managerial Decision on Selected Financial Institutions in Nigeria. International Journal of Business Research and Management, 2012, vol. 3, iss. 1, pp. 35-47.
URL: http://cscjoumals.org/csc/manuscript/Journals/IJBRM/volume3/Issue1/IJBRM-6Lpdf
61. Popescu L.-M., Ashrafzadeh-Nisulescu I. Detecting Creative Accounting Practices and Their Impact on the Quality of Information Presented in Financial Statements. Journal of Knowledge Management, Economics and Information Technology, 2013, vol. 3, iss. 6, pp. 137-150. URL: http://www.scientificpapers.org/wp-content/files/1438_Nisulescu-
Detecting_Creative_Accounting_Practices_and_Their_Impact_on_the_Quality_of_Information_Pr esented_in_Financial_Statements.pdf
62. Vladu A.B., Cuzdriorean D.D. Creative Accounting, Measurement and Behavior. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2013, vol. 1, iss. 15, pp. 107-115.
URL: http://oeconomica.uab.ro/upload/lucrari/1520131/09.pdf
63. Okafor G.O. The Ethics of Accountancy Profession. Journal of Global Accounting, 2006, no. 2(1), pp. 70-75.
64. Afolabi A., Oluseye M. Effect of Financial Reporting on Investment Decision Making
of Manufacturing Firms in Nigeria. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2013, no. 22(1), pp. 1127-1142.
65. Al Momamani M.A., Obeidat M.I. The Effect of Auditors' Ethics on Their Detection of Creative Accounting Practices: A Field Study. International Journal of Business and Management, 2013, vol. 8, no. 13, pp. 118-136. URL: https://doi.org/10.5539/ijbm.v8n13p118
66. Blake J., Bond R., Amat O., Oliveras E. The Ethics of Creative Accounting: Some Spanish Evidence. Business Ethics, 2000, vol. 9, no. 3, pp. 136-142.
URL: https://doi.org/10.1111/1467-8608.00184
67. Kassem R. Earnings Management and Financial Reporting Fraud: Can External Auditors Spot the Difference? American Journal of Business and Management, 2012, vol. 1, no. 1, pp. 30-33. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2121218
68. Lyons D. Ethics and the Rule of Law. New York, NY, Cambridge University Press, 1984, 229 p. URL: https://doi.org/10.1017/CBO9780511608933
69. Rawl J. A Theory of Justice. Harvard University Press, 2005 (reprint of 1971), 607 p.
70. Solomon R.C. Corporate Roles, Personal Virtues: An Aristotelian Approach to Business Ethics. Business Ethics Quarterly, 1992, vol. 2, iss. 3, pp. 317-339.
URL: https://doi.org/10.2307/3857536
71. Tsipouridou M., Spathis Ch. Earnings Management and the Role of Auditors in an Unusual IFRS Context: The Case of Greece. Journal of International Accounting, Auditing and Taxation, 2012, vol. 21, iss. 1, pp. 62-78. URL: https://doi.org/10.1016/j.intaccaudtax.2012.01.005
72. Breton G., Taffler R.J. Creative Accounting and Investment Analyst Response. Accounting and Business Research, 1995, vol. 25, no. 98, pp. 81-92.
73. Beidleman C.R. Income Smoothing: The Role of Management. The Accounting Review, October 1973, no. 48(4), pp. 653-667.
74. Gunny K.A. The Relation Between Earnings Management Using Real Activities Manipulation and Future Performance: Evidence from Meeting Earnings Benchmarks. Contemporary Accounting Research, 2010, vol. 27, iss. 3, pp. 855-888.
URL: https://doi.org/10.1111/j.1911-3846.2010.01029.x
75.Hepworth S.R. Periodic Income Smoothing. The Accounting Review, January 1953, no. 28(1), pp. 32-39.
76. Stangova N., Vighova A. Possibilities of Creative Accounting Avoidance in the Slovak Republic. Economic Annals - XXI, 2016, vol. 158, no. 3-4(2), pp. 97-100.
77. Magnan M., Nadeau C., Cormier D. Earnings Management During Antidumping Investigations: Analysis and Implications. Canadian Journal of Administrative Sciences, June 1999, vol. 16, iss. 2, pp. 149-162. URL: https://doi.org/10.1111/j.1936-4490.1999.tb00620.x
78. Sweeney A.P. Debt-Covenant Violations and Managers' Accounting Responses. Journal of Accounting and Economics, 1994, vol. 17, iss. 3, pp. 281-308.
URL: https://doi.org/10.1016/0165-4101(94)90030-2
79. DeAngelo H., DeAngelo L., Skinner D.J. Accounting Choice in Troubled Companies. Journal of Accounting and Economics, 1994, vol. 17, iss. 1-2, pp. 113-143.
URL: https://doi.org/10.1016/0165-4101(94)90007-8
80. Burgstahler D., Eames M. Management of Earnings and Analysts' Forecasts to Achieve Zero and Small Positive Earnings Surprises. Journal of Business Finance & Accounting, June/July 2006, vol. 33, iss. 5-6, pp. 633-652. URL: https://doi.org/10.1111/j.1468-5957.2006.00630.x
81. Watts R.L., Zimmerman J.L. Positive Accounting Theory: A Ten Year Perspective. The Accounting Review, 1990, vol. 65, iss. 1, pp. 131-156. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=928701
82. Simpson R.H. An Empirical Study of Possible Income Manipulation. The Accounting Review, October 1969, pp. 806-817.
83. Tweedie D.P., Whittington G. Financial Reporting: Current Problems and Their Implications for Systematic Reform. Accounting and Business Research, 1990, vol. 21, iss. 81, pp. 87-102.
84. Revsine L. The Selective Financial Misrepresentation Hypothesis. Accounting Horizons, December 1991, pp. 16-27.
85. Smith M. Creative Accounting: The Auditor Effect. Managerial Auditing Journal, 1998, vol. 13, iss. 3, pp. 155-158.
86. Baralexis S. Creative Accounting in Small Advancing Countries: The Greek Case. Managerial Auditing Journal, 2004, vol. 19, iss. 3, pp. 440-461.
URL: https://doi.org/10.1108/02686900410524427
87. Cosmin L.I. A Census of Creative Accounting Techniques. Romanian Economic Business Review, 2010, vol. 5, iss. 4-1, pp. 104-108.
URL: http://www.rebe.rau.ro/RePEc/rau/journl/WI10-1/REBE-WI10-1-A13.pdf
88. Shah S.Z.A., Butt S. Creative Accounting: A Tool to Help Companies in a Crisis or a Practice to Land Them into Crises. International Conference on Business and Economics Research IPEDR, IACSIT Press, Singapore, 2011, vol. 16, pp. 96-102.
URL: http://www.ipedr.com/vol16/18-ICBER2011-A20010.pdf
89. Matis D., Vladu A.B., Negrea L. Cash-flow Reporting Between Potential Creative Accounting Techniques and Hedging Opportunities Case Study Romania. Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica, 2009, vol. 11, iss. 1, pp. 140-153.
90. Amabile T. On Creative Accounting: Two Creativity Myths. Harvard Business Review, November 29, 2010, 3 p. URL: https://hbr.org/2010/11/on-creative-accounting-two-cre
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.