Научная статья на тему 'Креативный менеджмент в практической деятельности организации'

Креативный менеджмент в практической деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2710
480
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ / CREATIVE MANAGEMENT / MORPHOLOGICAL ANALYSIS / EXPERT METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варфоломеев Александр Геннадьевич

Представлена актуальность использования креативного менеджмента в деятельности организации. Показаны основные приемы креативного менеджмента и применение отдельных способов генерации творческих идей на примере конкретной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the relevance of the use of creative management in the organization. The basic techniques of creative management and use of certain methods of generating creative ideas on the example of a particular organization.

Текст научной работы на тему «Креативный менеджмент в практической деятельности организации»

УДК 338

КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

А.Г. Варфоломеев

Представлена актуальность использования креативного менеджмента в деятельности организации. Показаны основные приемы креативного менеджмента и применение отдельных способов генерации творческих идей на примере конкретной организации.

Ключевые слова: креативный менеджмент, морфологический анализ, экспертные методы.

Целесообразность в креативном менеджменте возникает тогда, когда присутствуют: наличие проблемы, неопределенность среды; неразвитые управляющие механизмы, активное противодействие конкурентов.

Под креативным менеджментом понимаем эффективное управление возможностями организации и использование ее потенциала для достижения поставленных в практической деятельности организации целей с использованием нестандартных (творческих) подходов.

Для креативного менеджмента характерны: 1)поиск альтернативных стратегий в расширенном пространстве допустимых решений; 2) анализ альтернатив с помощью многокритериальной оптимизации; 3)создание механизма реализации стратегий с учетом человеческого фактора; 4)обеспечение эффективного контроля как компромисса между стоимостью системы контроля и ее гарантированной эффективностью.

Традиционная схема осуществления мероприятий креативного менеджмента состоит в декомпозиции, то есть разделении проблем на составные части. В частности, различают четыре этапа креативного менеджмента в практической деятельности организации: - решение проблем; логические взаимосвязи; соединение идей; свободная ассоциация.

Стимулирование свободной ассоциации как наиболее сложного этапа креативного менеджмента возможно с использованием приемов поиска решений. Среди основных подходов к поиску решений и генерированию идей можно выделить:

1)Мозговой штурм.

2)Мыслительные колпаки Эдварда Де Боно.

3)Ментальные карты.

4)Синектика.

5)Метод фокальных объектов.

6)Морфологический анализ.

7)Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

8)Метод анализа иерархий.

Нами показано практическое использование различных приемов креативного менеджмента в деятельности рекламного агентства ООО «Неон лайт - Курск».

Одним из наиболее эффективных методов в случае нечётких формулировок, различных критериев ранжирования, отсутствия возможности прямого сравнения, является декомпозиция проблемы на отдельные составляющие. Декомпозиция задачи рейтинговой оценки факторов конкурентоспособности приведена на рисунке.

Декомпозиция факторов конкурентоспособности

На следующем этапе диагностики предприятия предлагается проводить поиск направлений решения задач с использованием приемов креативного менеджмента, а именно-морфологической таблицы. При проведении исследования по повышению эффективности функционирования организации на основе морфологического анализа автором построена матрица образов. С использованием аналогичного подхода можно построить морфологическую матрицу для любого предприятия любого региона.

В качестве исходных данных морфологического анализа повышения имиджа и эффективности деятельности организации выбраны следующие сферы:

S1- маркетинг и проведение пиар-кампаний организации;

52 - инновационное и научно-техническое развитие организации;

53 - управление финансовыми результатами и повышение финансовой эффективности деятельности ;

54 - управление персоналом организации.

Для построения морфологической матрицы при диагностике предприятия в разрезе анализируемых сфер, автором разработаны следующие критерии:

71 - затраты на проведение мероприятий;

72 - повышение корпоративной ответственности;

ЪЪ - положительное влияние на увеличение потребителей (спроса) на услуги организации;

Ъ4 - присутствие креативной составляющей в практической деятельности организации;

Ъ5 - развитие стратегической составляющей деятельности организации.

На основе данных сфер составлена матрица решений (образов) (табл.1) повышения эффективности системы управления эффективностью деятельности организации на основе внедрения приемов креативного менеджмента и сформированы стратегические направления регулирования имиджа вуза (табл. 2).

Таблица 1

Матрица образов

Ъ/Б Б2 Бз Б4

Ъ1 1 0 0 1

Ъ2 1 0 0 1

Ъъ 1 0 1 0

Ъ4 0 1 0 1

Ъ5 0 1 0 0

Таблица 2

Стратегические направления регулирования системы управления эффективностью деятельности организации на основе внедрения приемов креативного менеджмента

Б2 Б3 Б4

1 2 3 4 5

Повысить долю рынка организации в регионе и соседних регионах Расширить долю на рынке инновационных товаров, открывать новые, актуальные направления выпуска продукции Повышение рентабельности организации, участие в исследовательских проектах, заключение договоров на оказание услуг и выполнение работ Оптимизация организационной структуры организации, сокращение бюрократизации процедур

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5

S2 Повышение доли инновационных направлений деятельности Внедрение инновационных решений в деятельность организации Перераспределение части прибыли на внедрение современных технологий, закупку современного оборудования Привлечение вы-сококвали- фици-рованного персонала с инновационными знаниями

S3 Повышение рентабельности и других финансовых показателей Повышение прибыльности организации Снижение финансовой зависимости от бюджетных средств Перераспределение части прибыли между сотрудниками

S4 Оптимизация организационной структуры Применение инновационных методов управления персоналом Реорганизация кадрового состава Грамотное и инновационно-ориентированное управление

Таким образом, сформированы основные направления регулирования деятельности организации в стратегическом аспекте и на основе построения «морфологического ящика», и выделены наиболее перспективные направления повышения эффективности и финансовой стабильности предприятия.

Для реализации отдельных предложенных направлений построена конкурентная карта статуса организаций на основе данных о доле рынка ведущих предприятий отрасли (табл. 3)

Таблица 3

Конкурентная карта рынка для определения статуса исследуемых

организаций

Темпы прироста рыночной доли Доля рынка, %

Лидеры рынка (доля рынка больше 30%) Ведущие организации (при доле рынка от 15 до 30%) Слабый кон-курент(при доле рынка от 5 до 15%) Аутсайдеры рынка (при доле рынка менее 5%)

Конкурентная позиция в зоне интенсивного ро-ста(более 10%) ООО «Оранж» ООО «Дизайн центр»

Конкурентная позиция в зоне посредственного роста (от 10 до 5% включительно) ООО «Лоцман»

Конкурентная позиция в зоне отрицательного роста (падения) (от 0 до 5% включительно) ООО «Неон лайт -Курск»

Наиболее благоприятным имиджем в городе пользуются агентства ООО «Оранж» и ООО «Лоцман».

С помощью метода мозгового штурма и других экспертных методов качественные характеристики исследуемых критериев конкурентоспособности организации переведены в количественные (таблица 4).

Таблица 4

Оценка конкурентоспособности ООО «Неон лайт - Курск» на основе методов креативного менеджмента

Показатели конкурентоспособности организации ООО «Неон лайт -Курск» ООО «Оранж» ООО «Лоцман» ООО «Дизайн центр»

Уровень цен на услуги организации, баллы 4,2 6,7 5,3 7,0

Величина рекламной «зоны», баллы 7,3 7,1 6,8 4,9

Качество исполнения заказа, креативный подход, баллы 5,7 6,5 7,5 8,0

Уникальность услуги, баллы 3,8 6,1 3,8 3,8

Суммарная рыночная доля, баллы 1,8 8,0 7,8 3,9

Уровень рекламы, баллы 7,1 4,6 7,5 4,7

Репутация (имидж), баллы 4,5 9,3 8,0 4,5

Проранжированы рекламные агентства предприятий по убыванию интегрального показателя (т.е. росту конкурентоспособности):

Оценка уровня конкурентоспособности рекламных агентств показал, что на первом месте по уровню конкурентоспособности находится ООО «Оранж» (интегральный показатель - 0,38). Агентство опережает своего основного конкурента - ООО «Лоцман» (интегральный показатель конкурентоспособности 0,33) по таким критериям, как уровень цен на услуги, величина рекламной «зоны», рыночная доля и репутация. На третьем месте по величине интегрального показателя конкурентоспособности - ООО «Дизайн центр», на четвертом - ООО «Неон лайт - Курск».

Наибольшую оценку рекламно-информационной деятельности получили ООО «Неон лайт - Курск» и ООО «Лоцман». Наибольшие рыночные доли имеют ООО «Оранж» и ООО «Лоцман». Соответственно, данные агентства получили высокие оценки по этому параметру.

Также нами определены приоритеты показателей конкурентоспособности и составлена итоговая матрица по данным показателям (таблица 5).

Таблица 5

Оценка конкурентоспособности организации на основе метода анализа

иерархий

Критерии

Альтернатива Влияния на Влияние на Влияние на Приоритеты

производство финансы персонал

Производство новых

видов наружной ре- 0,44 0,12 0,11 0,32

кламы

Замена оборудования 0,25 0,11 0,13 0,20

Отношение цена/качество 0,11 0,08 0,11 0,10

Финансовое оздоровление предприятия 0,06 0,28 0,09 0,10

Повышение оборачиваемости бизнеса 0,05 0,21 0,05 0,07

Обучение персонала 0,05 0,11 0,32 0,12

Совершенствование системы управления 0,05 0,10 0,19 0,09

Веса критериев 0,63 0,14 0,24

На основании таблицы 5 нами сделан вывод о том, что производство новых видов наружной рекламы является наиболее весомым фактором конкурентоспособности, вторым уровнем приоритета обладают замена оборудования.

Таким образом, центральное направление повышения конкурентоспособности ООО «Неон лайт - Курск» заключается, в первую очередь, в наращивании производственного потенциала предприятия.

Для того чтобы выжить в конкурентной борьбе, организация должна провести ряд мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности, разработанных с использованием метода морфологического анализа.

Список литературы

1. Кузьбожев Э.Н., Световцева М.Г., Бабич Т.Н. Системный или комплексный анализ? // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 9. С. 9-16.

2. Клевцов С.М., Клевцова М.Г. Исследование регионального лизингового потенциала: актуальность и оценка // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2009. №2 1. С. 32-38.

3. Sogacheva O.V., Varfolomeev A.G. Efficient Management of the Region's Social Development// In the World of Scientific Discoveries, Series A. 2014. Т. 2. № 2. С. 91-102.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Согачева О.В., Варфоломеев А.Г. Разработка перспективных направлений деятельности на основе анализа стратегических возможностей организации // Перспективы науки. 2013. № 12 (51). С. 95-98.

5. Индикаторы науки. Статистический сборник. М.ГУ ВШЭ, 2011.

Варфоломеев Александр Геннадьевич, канд. истор. наук, Россия, Курск, ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет»

CREATIVE MANAGEMENT IN PRACTICE ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION

A.G. Varfolomeev

Abstract. The article presents the relevance of the use of creative management in the organization. The basic techniques of creative management and use of certain methods of generating creative ideas on the example of a particular organization.

Keywords: creative management, morphological analysis, expert methods

Varfolomeev Alexander Gennadievich, candidate history sciences, Russia, Kursk, VPO "Southwestern State University"

УДК 332.05:005

МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Ю. С. Пиньковецкая

Приведены основные принципы использования функций плотности нормального распределения для моделирования распределения значений показателей, характеризующих совокупности малых и средних предпринимательских структур. Представлены инструменты разработки указанных функций. Рассмотрены методический подход и основные этапы формирования информационной базы, аппроксимации эмпирических данных и построения гистограмм. Показана целесообразность комплексной оценки качества разработанных функций с использованием трех критериев согласия: Пирсона, Колмогорова-Смирнова, Шапиро-Вилка. Даны рекомендации по анализу полученных функций.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, нормальное распределение, критерии согласия, регионы, показатели, методология.

Задачи трансформации национальной экономики, определенные в антикризисной программе Правительства России предусматривают ускоренный рост малого и среднего предпринимательства. Развитие предпринимательства и повышение его эффективности требует решения проблемы анализа достигнутого предпринимательскими структурами уровня. Поэтому актуальными в настоящее время являются проблемы: оценки состояния сектора малого и среднего предпринимательства, установления законо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.