УДК 338.24
Коломыц О.Н., к.с.н., доцент Часовская О.А., Антипенко Р.В.
Кубанский государственный технологический университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10662 КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ,
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Kolomyts O.N., Chasovskaya O.A., Antipenko R. V.
CREATIVE MANAGEMENT: ESSENCE, BASIC CHARACTERISTICS, COMPARATIVE ANALYSIS
Аннотация
В статье рассмотрены сущность, значение, субъекты и принципы креативного менеджмента, выявлена его взаимосвязь с инновационным менеджментом; проведена сравнительная характеристика традиционного и креативного менеджмента. Доказано, что внедрение системы креативного менеджмента в организации дает возможность повысить эффективность ее деятельности, а использование инструментария креативного менеджмента позволяет руководителям оперативно решать возникающие проблемы и творчески подходить к управлению бизнес-процессами.
Abstract
The article discusses the essence, value, principles and principles of creative management, to identify its relationship with innovative management; The comparative characteristic of traditional and creative management is carried out. The introduction of creative managers in the organization makes it possible to increase the effectiveness of its activities, and the tools of creative managers allow managers to quickly solve problems and be creative in managing business processes.
Ключевые слова: креативность, креативный менеджмент, конкурентное преимущество, инноваци-онность, эффективность управления.
Key words: creativity, creative management, competitive advantage, innovativeness, management efficiency.
Современные тенденции хозяйствования требуют от предприятий изменения подходов и инструментов решения тех или иных задач, поскольку стандартные подходы уже исчерпали свои резервы повышения эффективности деятельности предприятия. В связи с чем приоритетным становится интеллектуальная деятельность и ее применение в управлении бизнес-процессами организации независимо от отраслевой направленности или специфики рынка. Одним из возможных вариантов успешного решения проблем является применение инструментов креативного менеджмента, который способствует личному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, развитию инициативности персонала предприятия. Эффективный креативный менеджмент способствует формированию положительного имиджа предприятия, повышению уровню его конкурентоспособности на рынке, позволяет использовать ресурсную базу с наибольшей отдачей, что, соответственно, увеличивает прибыль. Учитывая все вышесказанное можно утверждать, что вопросы, поднятые в статье, актуальны и своевременны.
Впервые вопрос креативного менеджмента подняли такие зарубежные ученые, как Дж. Гилфорд и Е. Торренс. Среди современных исследователей можно выделить труды О.Г. Макаренко, исследующему ключевые понятия креативного менеджмента [1], А. Г. Варфоломеева,
рассматривающего сущность креативного менеджмента и его место в системе управления применительно к машиностроительному производству [2], О.С. Ворошиловой, определяющей креативный менеджмент как компонент системы управления предприятием [3] и др. Цель статьи заключается в исследовании основных теоретических аспектов креативного менеджмента и необходимости применения его инструментария в деятельности современного предприятия.
Креативность в менеджменте начала развиваться примерно с середины ХХ века и только недавно нашла воплощение в основательном прикладном применении этих знаний. В основе креативного менеджмента лежит креативность как черта характера. Креативность - это способность найти и определить проблему; генерировать значительное количество идей; иметь гибкость мышления; находить оригинальные ответы, нестандартные решения; совершенствовать объект, добавляя отдельные детали; видеть в объекте новые признаки, возможности для его нового использования (то есть анализировать и обобщать элементы проблемы) [2].
Креативный менеджмент - совокупность благоприятных условий, создаваемых руководителями предприятия для творческого развития трудового коллектива и отдельных работников с целью акку-
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#2(1т)),2Ш9 / БСОШМТС 8С1Б1ЧСБ8
мулирования креативных идей по решению производственно-хозяйственных проблем, преодоления их последствий.
Креативный менеджмент - подсистема инновационного менеджмента, которая обеспечивает способность субъектов управления выдвигать и развивать новые идеи, которые приобретают форму научной или технологической информации. Так,
инновация (введение новшества в экономику, технологию, услугу), также может иметь креативную составляющую, содержать элементы творчества [1].
Рассмотрим подробнее творческую и инновационную стороны креативного менеджмента на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные характеристики креативного менеджмента
Основная цель креативного менеджмента -формирование инновационных идей, их оценка и отбор, что позволяет принимать эффективные управленческие решения. Креативный менеджмент направлен на всестороннее раскрытие творческих способностей людей, тогда как традиционное администрирование основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на выявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей [3].
Функционал по реализации целей креативного менеджмента осуществляется:
- работниками организации, занимающимися формированием и развитием креативных идей;
- руководителями предприятия, ответственными за планирование, организацию креативной деятельности, обеспечивающими процесс мотивации персонала к созданию креативных идей, а также контролирующими и регулирующими креативную деятельность предприятия [4].
Креативный менеджмент, как и любой другой способ управления организацией, базируется на определенных принципах, а именно:
- эффективное лидерство;
- новаторство, ориентация на рынок;
- стимулирование экспериментов;
- постоянное самосовершенствование на основе новейших знаний;
- готовность к изменениям внутренней и внешней среды;
- акцентирование на стратегии развития;
- ориентация на уникальность и оригинальность продукта (услуги);
- эффективная мотивация реализации творческого потенциала [5].
Концепция управления креативным потенциалом компании базируется на общей теории менеджмента, но акцентирует внимание субъектов управления на проблемах использования ее творческого потенциала, творческого потенциала всех ее сотрудников при разработке и принятии управленческих решений, на задачах повышения их квалификации, внедрения в процесс управления современных методов креативного мышления и принятия решений, создания творческой атмосферы внутри коллектива, стимулирует развитие процесса самореализации и самосовершенствования сотрудников. Подробнее различия традиционного и креативного менеджмента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика традиционного и креативного менеджмента
Теоретические концепции, лежащие в основе управления организацией Традиционный менеджмент Креативный менеджмент
Учит Управлять научно, по правилам Нестандартному, творческому подходу
Разрабатывает Теории борьбы Теории сотрудничества, гармонизации отношений (стейкхолдеры, альянсы, сети)
Принимает стратегию Как траекторию движения к поставленной цели Как комплекс решений по позиционированию организации в среде (стратегический потенциал, ключевые компетенции)
Считает основой построения организации Фрагментацию действий Выделение бизнес-процессов (ценность, поток создания ценности)
Задает направленность информационных потоков Сверху вниз В любом направлении
Определяет основного пользователя информации - это Индивид, занимающий определенную должность и другие допущенные лица Любой член организации и любая группа
Организует работу Индивидуально и в группах В командах
Осуществляет руководство, опираясь на Власть и мотивацию Доверие и сотрудничество (лидерство и культура)
Организует обучение персонала Индивидуальное и дискретное Групповое и постоянное (управление знаниями)
Исповедует концепцию продукта Главное качество, которое дифференцирует товар и позволяет повышать цену Главное снижение цены, качество должно быть по определению
Креативный менеджмент является специфической системой управления организацией, которая эффективно функционирует в сложных условиях нестабильности и кризисных ситуациях. На данный момент применение креативного менеджмента в практической деятельности выступает основным источником конкурентного преимущества. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом и производит внедрение инноваций.
Таблица 2
Результативность средств креативного менеджмента для организации [2]_
Средства креативного менеджмента Результаты их использования (внедрения)
Культивирование навыков выполнять производственные задачи с наименьшими затратами ресурсов. Повышение эффективности производства, деятельности организации в целом, улучшение социально-экономических показателей.
Умение компоновать третий неординарный объект с двух обычных (идея Кентавра). Создание инновационного продукта, модернизация технико-технологических процессов [6].
Персонификация авторства в целевых аудиториях в течение длительного периода. Реализация потребности самореализации, признания, усиление самомотивации, нематериальной мотивации [7].
Отображение индивидуальных эмоций во внешних реалиях. Обеспечение содержательности труда, ощущение «семейного единства» со всеми членами коллектива.
Проведение оценивания высокоавторитетными компетентными службами (аттестационными комиссиями, экспертными советами и т.д.). Постоянное повышение профессионализма персонала; формирование положительного корпоративного имиджа.
Инструментарий креативного менеджмента применяется как в чрезвычайных ситуациях, так и постоянно, способствуя стратегическому развитию с помощью инновационных решений, обеспечивающие конкурентные преимущества на рынке.
В таблице 2 представлена результативность средств креативного менеджмента для организации.
«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#2®I44),2@19 / ECONOMIC SCIENCES
Для обеспечения эффективного внедрения креативного менеджмента и получения максимального результата организации необходимо последовательное внедрение системы креативного менеджмента, включающую:
- создание организационных структур, поддерживающих креативность;
- разработку организационных систем и процедур, способствующих созданию нового знания;
- организационную культуру и креативное лидерство [1].
Основные задачи для повышения креативности современного предприятия представлены в таблице 4.
Таблица 4
Система креативного менеджмента
Направления управления Задачи
Организационные структуры Создание формальных и неформальных организационных структур, поддерживающих креативность
Система управления человеческими ресурсами
Отбор персонала Наем креативных работников.
Обеспечение деятельности творческих групп Постановка творческих задач. Создание условий для эффективной работы групп. Управление групповой динамикой, использование креативных техник для активизации творческого мышления
Оценка персонала Определение вклада работника в создание нового знания
Обучение Создание условий для непрерывного обучение и саморазвития. Финансирование в обучение персонала
Мотивация креативности Индивидуализация вознаграждения в зависимости от ценности работника для организации. Поощрения индивидуальной и групповой креативности
Система управления знаниями Выбор стратегии управления знаниями. Построение системы управления знаниями, отвечающей потребностям организации. Поощрение обмена знаниями
Креативная организационная культура Создание среды, способствующей креативности. Гибкость в выборе стиля лидерства
Оценку и анализ системы креативного менеджмента предприятия целесообразно осуществлять в определенной последовательности. Она предусматривает:
- идентификации объектов оценки (цели, субъекты и объекты, методы и технологии креативного менеджмента; креативные идеи и решения; информация и коммуникации);
- конкретизацию коэффициентов, характеризующих объекты оценивания в системе креативного менеджмента и их вычисления;
- выделение и анализ факторов, которые повлияли на фактическое состояние системы креативного менеджмента: экономические и управленческие факторы; внутренние и внешние факторы; факторы положительного и отрицательного воздействия; факторы, которые сильно влияют на исследуемый объект, факторы, которые слабо влияют на исследуемый объект; факторы, непосредственно связанные, факторы, которые имеют опосредованная связь между собой; факторы, не связанные между собой;
- обобщение результатов анализа.
Анализ системы креативного менеджмента организации дает возможность определить проблемные направления, которые приводят к неэффективному функционированию организации и помогает определить направления совершенствования системы креативного менеджмента.
Таким образом, успех экономического развития предприятия в решающей степени зависит от внедрения в деятельность нововведений, которые формируют конкурентные преимущества организации. Внедрение системы креативного менеджмента
в организации дает возможность повысить эффективность ее деятельности, а использование инструментария креативного менеджмента позволяет руководителям оперативно решать возникающие проблемы и творчески подходить к управлению бизнес-процессами.
Список литературы
1. Макаренко О. Г., Лазарев В. Н. Креативный менеджмент: учеб. пособие / О. Г. Макаренко, В. Н. Лазарев. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. - 154с.
2. Варфоломеев А. Г. Креативный менеджмент в практической деятельности организации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2016. - №2-1. - С. 153-159.
3. Ворошилова О.С., Прихунова Ю.А. Креативный менеджмент // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/05/11463
4. Прохорова В.В., Коломыц О.Н., Шутилов Ф.В. Современные проблемы менеджмента: учебник. - М.: Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом МИРАКЛЬ", 2017. - 352 с.
5. Божидарник Т.В. Креативный менеджмент: конспект лекций для подготовки докторов философии / Т.В. Божидарник, Н.М. Василик. -Луцк: Луцкий НТУ, 2018. - 188 с.
6. Коломыц О.Н., Прохорова В.В. Экономика знаний - базис для развития инновационной экономики // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. - 2017. - № 23 (153-154). - С. 55-58.
7. Коломыц О.Н. Механизмы реализации инноваций в социально-экономических системах: монография. - Краснодар: КубГТУ, 2016. - 211 с.