Научная статья на тему 'Креативный менеджмент: направления и методы поиска решений'

Креативный менеджмент: направления и методы поиска решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5527
899
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ванюрихин Геннадий Иванович

Рассматривается понятие креативного менеджмента. Формулируются проблемы, требующие творческо- го подхода. Обсуждаются направления и методы поиска творческих решений. Даются примеры решения задач в условиях противоречий и неопределенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE MANAGEMENT: DECISIONS SEARCH DIRECTIONS AND METHODS

The concept of the creative management is considered. The problems to solve by creative methods are formulated. The ways of search of the creative decisions are discussed. The examples of solving problems in the conditions of uncertainty are given.

Текст научной работы на тему «Креативный менеджмент: направления и методы поиска решений»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

УДК 378

КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ:

НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЙ

Г.И. ВАНЮРИХИН

Рассматривается понятие креативного менеджмента. Формулируются проблемы, требующие творческого подхода. Обсуждаются направления и методы поиска творческих решений. Даются примеры решения задач в условиях противоречий и неопределенности

Креативный менеджмент. Определение и отличительные особенности

Под креативным менеджментом мы понимаем эффективное управление структурами, процессами и ресурсами для достижения заданных целей с использованием нестандартных (творческих) подходов. Понятие креативного менеджмента пересекается с понятием инновационного менеджмента (от слова “innovate”-вводить новшество, производить перемены), но не исчерпывается им. Связь инновации с креативностью в упрощенном понимании дается определением: «Инновации - это заимствование, адаптация либо практическое использование креативного элемента (то есть продукта с добавленной стоимостью) третьей стороной» [1]. В то же время инновация, то есть ведение новшества в экономику, технологию, услугу, также может иметь креативную составляющую ,содержать элементы творчества.

Необходимость в креативном менеджменте возникает тогда, когда стандартные принципы и способы управления не дают результата; а именно: наличие проблемы (не задачи!) и противоречивых требований к управлению; неполная определенность и изменчивость среды, в которой осуществляется управление; недостаточность управляющих механизмов для компенсации возмущений (невыполнение принципа разнообразия); активное противодействие конкурентов и в целом внешней среды, а также другие обстоятельства, не позволяющие обеспечить эффективное управление известными инструментами.

Для креативного менеджмента характерны: 1)поиск альтернативных стратегий в расширенном пространстве допустимых решений - уже здесь, в расширении пространства, проявляется творчество; 2) анализ альтернатив с помощью многокритериальной оптимизации - творчество проявляется в выборе критерия качества и методов оптимизации; 3)создание механизма реализации стратегий с учетом человеческого фактора -здесь творчество проявляется в нахождении экономичного механизма и создании условий для полного использования интеллектуального потенциала персонала;4)обеспечение эффективного контроля за выполнением плана -в данной задаче творчество должно помочь найти компромисс между стоимостью системы контроля и ее гарантированной эффективностью.

Проблемные задачи и противоречия менеджмента. Необходимость новых подходов к решению задач в условиях противоречий

При изучении общего, стратегического и инновационного менеджмента были выявлены проблемы и противоречия, не разрешимые стандартными подходами. Покажем эти проблемы применительно к основным функциям.

Выбор целей. Под миссию обычно создается организация, а выбор целей определяется ее возможностями и состоянием среды. Правильная формулировка миссии требует творческого сочетания интересов собственников и сотрудников с общественными потребностями. Проблемы при выборе целей состоят не только в том, чтобы избежать противоречивости (например,

при попытке одновременного обеспечения минимизации издержек и упущенной выгоды), но и в том, чтобы эти цели вызвали глубокий и благородный интерес у сотрудников, возбудили их внутренний потенциал для решения общей задачи, способствовали созданию корпоративного духа.

Выбор стратегии. Одна из проблем обусловлена особенностями переходного периода, который переживает Российская экономика с ее нестабильностью и неопределенностью, при которых любая традиционная плановая стратегия обречена на неудачу. Однако стратегия - не обязательно план, который можно трактовать как намечаемая стратегия. Это может быть некоторым принципом поведения, например, принципиальной подачей на рынок экологически чистых продуктов , что соответствует осуществляемой стратегии. В основе стратегии может быть позиция, а именно ориентация на определенный рынок с его удержанием; например: парикмахерские услуги для животных; пошив одежды для великанов или людей с нестандартными фигурами. Стратегия перспективы - это изучение и удовлетворение нарождающихся потребностей; например, в информационном обслуживании, в обеспечении более полной личной безопасности, в развитии коммуникативных способностей с преодолением природных ограничений. Стратегию можно рассматривать как продуманный процесс принятия решений в зависимости от внешних и внутренних условий. Методика процесса может уточняться в результате опыта - и мы получаем развивающуюся стратегию с обучающейся моделью. При выборе стратегий надо учитывать степень риска, которую может допустить менеджмент, не потеряв управления.

Какую бы из стратегий мы не избрали, сохраняется основное противоречие между необходимостью использовать некоторую стратегию и неизбежностью изменения реальных условий, при которых выбранная стратегия может потерять смысл. Остается также вопрос: как распределить средства между затратами на информацию (о состоянии настоящего и возможного будущего) и затратами на управление изменениями в условиях допускаемой сознательно неполной определенности.

Выбор структуры предприятия и организации его деятельности. В литературе дается достаточно подробный анализ различных структур (линейных, функциональных, продуктовых, матричных, групповых), который определяет поле для оптимального выбора. В частности, при выборе групповой структуры (холдинг, групповой менеджмент) менеджеры учитывают соотношения групповых издержек и синергетического эффекта, который определяется рыночной согласованностью (например, обувь и одежда - в комплекте) и управленческой согласованностью (например, объединение финансовых ресурсов для оплаты специалистов или консультантов высокого уровня).

Выбор структуры зависит от выбранной стратегии (но не обязательно следует за ней). Современное производство в условиях динамично развивающейся экономики должно использовать преимущества как вертикальных структур (с точки зрения продвижения на рынок стандартной продукции), так и горизонтальных структур(с точки зрения конкуренции новизной и качеством). Эта проблема не решается стандартными (лобовыми) приемами и требует креативного подхода.

Что касается организации работы и оперативного управления ресурсами, то особая проблема связана с обеспечением и постоянным возобновлением продуктовой сбалансированности в условиях рыночной конъюнктуры.

Проблемы мотивации и стимулирования эффективной деятельности работников

Здесь можно выделить, по крайней мере, две проблемы, требующие творческого подхода. Первая состоит в разумном сочетании материальных и моральных стимулов, причем доля последних возрастает по мере роста доходов работников. Трудность состоит в том, чтобы при выборе стимулов учесть индивидуальные качества людей, направленность их личности - в

увязке с проблемами формирования корпоративной культуры и укрепления морального климата в коллективе.

Вторая проблема связана со сближением потребностей (внутренних задач) работников с потребностями и задачами предприятия в целом. Можно ли достигнуть полной гармонии и полного совпадения интересов отдельного сотрудника (особенно его высших потребностей), коллектива, собственников, менеджеров и предприятия в целом? И, таким образом, достигнуть синергетического эффекта. Это серьезный вопрос, также требующий творческого ответа.

Проблемы реализации плановых целей и стратегий. Иногда в литературе эти проблемы обозначают словом “контроль”. На самом деле речь идет не только о контроле, но и о текущем управлении ресурсами для выполнения (возможно корректировки) плана и обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. Здесь возникают вопросы: 1) как соотнести эффективность, периодичность и иерархию контроля; 2)как сделать контроль рычагом для улучшения, а не кнутом для наказания?

Первая проблема связана с ограниченными ресурсами для достижения полного контроля и особенностями человеческого фактора, которую Н.В. Гоголь определил так: нельзя одного человека ограничить другим человеком[7].

Вторая проблема имеет также психологическую подоплеку и для решения требует творческого подхода, чтобы разделить контроль за будущими улучшениями от наказаний и поощрений за выполненную работу. Как показывает опыт фирмы «Мацусита», эта проблема в принципе разрешима, но требует создания соответствующего делового климата.

Принятие решений рассматривается как научная задача. Многие задачи, решаемые в менеджменте, в том числе и перечисленные выше, поддаются формализации и обобщению. Можно сформулировать 2 обобщенные задачи управления: 1)найти решение (выбрать стратегию и средства ее реализации), обеспечивающее перевод системы (продукта, процесса) из исходного состояния в конечное или требуемое с максимальной эффективностью при заданных ( ограниченных) ресурсах; 2)найти решение по переводу системы из исходного состояния в конечное с заданной эффективностью при минимальных ресурсах.

Для указанных задач разработаны оптимизационные процедуры и программы, позволяющие находить количественные решения. Однако проблема поиска оптимальных (то есть наилучших с точки зрения выбранного показателя эффективности ) не исчезает, а переводится на другие уровни: 1) на уровень выбора самого показателя эффективности, который должен «вместить» главные требования; 2) на уровень математического описания процессов в системе, то есть выбора модели объекта управления.

Все это требует глубокого понимания реальных процессов, происходящих в производственно-экономических структурах, а также, безусловно, творчества. В частности, одна из творческих задач: найти разумный компромисс между чрезмерным усложнением модели системы и неоправданным ее упрощением. Чрезмерное усложнение модели создает колоссальные трудности при синтезе управления, увеличивает стоимость и время разработки. Неоправданное упрощение чревато снижением качества и понижением запаса устойчивости в реальных условиях.

Объективные противоречия в менеджменте. В литературе часто употребляется слово “проблема”. Не углубляясь в лингвистические тонкости, отметим, что в основе проблемы всегда лежит некоторое противоречие, не разрешимое известными методами и приемами и требующее выхода в новую область знаний или открытия новых знаний. В противном случае (когда нет противоречий и есть полные исходные данные ) мы имеем дело с задачей. В области внутрифирменного управления можно выделить следующие противоречивые требования и условия: плановость деятельности и неполная определенность внешних и внутренних условий; устойчивость (стабильность) систем (процессов) и их изменчивость; монолитность (целостность) фирмы и свобода ее подразделений; централизация и децентрализация управления; исполнительность и творчество в деятельности сотрудников [2].

Указанные противоречия присущи не только менеджменту в узком понимании. Они пронизывают любую управленческую деятельность (на уровне отрасли, страны и мирового сообщества) и их разрешение, как правило, невозможно без творческих приемов, без выхода в многомерное пространство культуры.

Выше, говоря о стратегии, мы уже затронули проблему плана в условиях нестабильности или неопределенности. Близко к рассмотренному противоречию стоит про-

тиворечие между стабильностью (устойчивостью) и изменчивостью (управляемостью). Проблема состоит в том, что свойство изменчивости требует таких механизмов, которые не адекватны стабильной структуре. В то же время без обеспечения некоторого уровня стабильности или устойчивости нельзя достигнуть нужной изменчивости - для адаптации к новым условиям.

Проблема сочетания целостности организации и свободы подразделений обостряется в условиях нестабильности и неопределенности, в условиях кризиса. Образно говоря, связи между центром и периферией в такой организации должны быть такими, чтобы давать свободу движениям на конце, но без возможности оборвать их. Задача состоит в том, чтобы грамотно регулировать «натяжением управленческих вожжей» в интересах общего дела и с учетом перспективы.

Особенности централизации и децентрализации управления хорошо изучены. Крупная компания тяготеет к децентрализации, но в то же время стратегические решения обычно принимаются в центре: нельзя вопросы инвестирования больших средств или болезненную проблему закрытия старого предприятия решать внизу. Неопределенность внешней среды или ее быстрое изменение также вынуждают к децентрализации. Но можно ли совместить или примирить два вида управления или две формы организации?

Сочетание исполнительности и творчества в организации имеет как сугубо практический, так и философский характер. Исполнительность и упорство необходимы для неукоснительного выполнения принятых задач и создания «духа стабильности», а творчество - при поиске более эффективных приемов работы. Проблема заключается в том, чтобы найти разумное соотношение между “свободными художниками”, не подчиняющимися никакой дисциплине (кроме дисциплины неординарного мышления), и “рабочими лошадками”, добросовестно везущими свой воз. Речь идет о создании такой «повозки» (предприятия), где «лебедь, рак да щука» тянули бы в одном направлении.

Творческий процесс и методы его интенсификации

Творчеством принято называть деятельность, порождающую нечто качественно новое: открытие, изобретение чего-нибудь, создание нового художественного произведения. Творчеством заняты художники, ученые, инженеры, политики, экономисты, управленцы или менеджеры, учителя, воспитатели, рабочие, земледельцы, чародеи сферы услуг, каждый на своем месте. Под творческими способностями обычно понимают: умение смотреть на дело свежим взглядом; способность связывать априори несвязанные вещи; умение выявлять скрытые закономерности и связи в изучаемых явлениях (процессах, объектах); искусство находить выход в противоречивых (“безвыходных”) ситуациях; умение эффективно разрешать проблемы. Некоторые из этих проблем мы показали в разделе 2.

Некоторые считают (и не без основания), что творчество в основном проходит на бессознательном уровне, общей теории творчества быть не может и, следовательно, искусству творить трудно или невозможно научить. Наш ответ простой: пусть нет «универсального решателя задач», но выработаны некоторые приемы интенсификации творческого процесса и поиска нестандартных решений, которые успешно используются в практике. По мере накопления опыта класс истинно творческих задач, доступных возможно только гениям, будет подниматься по высоте и уровню, а класс решенных (и, стало быть, уже нетворческих) задач - расти по горизонтали и объему.

Ниже мы рассмотрим некоторые интересные решения, и попытаемся расширить сферу их приложения, в том числе по отношению к сформулированным выше проблемам.

Если говорить об общих подходах к поиску творческих решений, то можно выделить три направления: 1) разработку методов активного генерирования вариантов решения, их перебора и сравнения; 2) обобщение нестандартных приемов, доказавших свою эффективность в узкой области, распространение их на более широкий класс задач; 3) выявление закономерностей (законов) развития реальных систем определенного класса, и на их основе - предсказание дальнейшего хода эволюции систем, обоснование методов разрешения возникающих противоречий и построения более эффективных «идеальных» систем. В данной статье обсуждаются два первых направления. Третьему направлению, наименее разработанному, будет посвящена отдельная статья.

К методам активизации перебора вариантов относят: метод фокальных объектов, морфологический анализ, мозговой штурм, метод контрольных вопросов, синектику, а также их различные сочетания. Методы широко используются в изобретательстве и техническом творчестве и широко описаны в литературе [3,4 ]. Здесь отметим главную их особенность, о которой сказал один из лучших теоретиков изобретательства Г.С.Альтшуллер: «Люди получают наследство из замороженных слов и способов понимания, придающих окружающей действительности удобную привычную форму, но от этого наследства надо отказываться».

Методы активизации позволяют разморозить не только слова, но и саму мысль, дать ей неожиданное для мыслителя направление. Это достигается за счет перехода от логики (в которой царствуют «замороженные слова») к случайному поиску объектов, понятий, признаков (взятых из книг, словарей, каталогов) и их «неожиданному» комбинированию.

Изобретатель Г.И. Иванов, используя метод фокальных объектов для усовершенствования зубной щетки, выбирает наугад слова: «звонок, «конфета», комбинирует их с признаками и в итоге получает: щетку, которая испускает душистые запахи и сама звонит утром, призывая Вас воспользоваться ею[4].

В синектике широко применяются приемы аналогий. Прямая аналогия - это когда рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим объектом в природе или другой сфере. Например, о переводе принципов ведения войны на принципы ведения бизнеса написана целая книга Дж. Михаэльсона под названием «Искусство войны для менеджеров»[5]. Автор ссылается на китайского философа древности Сунь - цзы, который в трактате «Искусство войны писал: «Знай врага своего и знай себя, и можешь принять участие в ста битвах, не боясь поражения». Отсюда принцип бизнеса: « Вы должны знать рынок как свои пять пальцев. Решения нужно принимать исходя из точных данных». Здесь аналогия очевидна. От себя добавим: в России надо знать не только рынок, но и то, что вокруг него (мафия), и то, что над ним (коррумпированное чиновничество). Это сложнее, и здесь точные данные собрать трудно. Как же победить в условиях неполной определенности? Сунь - цзы подсказывает: «Река меняет русло в зависимости от особенностей местности. Солдат действует в зависимости от обстановки и поведения врага». Заметим, что военный теоретик применил аналогию, взятую из природы. Что же можно взять для менеджмента? Дж. Михаэльсон рекомендует: «Будьте гибче. В то время как стратегия остается прежней, тактика меняется в зависимости от обстоятельств. В сети универсальных магазинов «Мегууп б» есть специальный отдел, который занимается решением неожиданных проблем и удовлетворением неожиданных потребностей, реагирует на неожиданные колебания рынка и использует неожиданно появляющиеся возможности. Сотрудники этого отдела - профессионалы в разных сферах, начиная с торговли и заканчивая рекламой».

Личная аналогия или эмпатия позволяет представить себя тем предметом, о котором идет речь в задаче. Известно, что создатель пенициллина Флеминг объяснялся в любви плесени, очеловечивая ее. Можно представить себя шестерней, чтобы почувствовать неудобства несовершенного зацепления. И тогда появится мысль о новом типе зацепления, как она появилась у известного изобретателя А. Новикова (в зацеплении Новикова обеспечено не точечное, а по-

верхностное касание зубцов). Что может дать эмпатия в менеджменте? Лучшее понимание сотрудников, если руководитель войдет в образ каждого человека, и в особенности тех, кто чем-то перегружен: малыми детьми, дальней дорогой, болезнью близких, и другими заботами. Менеджеру полезно также войти в образ производимого товара и продукта (не только упомянутой выше шестерни) и почувствовать степень своей привлекательности - для покупателя. Можно «очеловечить» образ фирмы в целом, однако в этом случае и саму фирму придется предварительно представить в виде какого-то конкретного объекта: корабля, поезда, станка с программным управлением, живого существа. «Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье»,- писал. В.В. Маяковский.

Заметим, что изучение литературных источников полезно для поиска неожиданных решений. Проблема исполнения законов (особенно касающихся малоформатного бизнеса) стоит в нашей стране очень остро. И наши «изобретатели» в Думе сочиняют новые законы об исполнении старых, фактически «забалтывая» проблему. Но вот чему учит Будда в притче «О Колесе Закона» : «Не пишите законы на мертвой коже, которую первый же вор унесет. Несите Законы в Духе, и дыхание Блага понесет перед Вами Колесо Закона, облегчая Вам путь»[ 6 ].

Универсальные приемы разрешения противоречий

Изучение способов интенсификации творческого процесса и закономерностей развития искусственных систем, описанные выше, а также изучение закономерностей в социальноэкономической области, позволяет выявить некоторые приемы разрешения противоречий, которые имеют универсальный характер, то есть могут быть приложены к сфере управления (менеджмента) для разрешения противоречий и нахождения выхода из «безвыходных» положений. К таким приемам относятся: приемы идеальной модели, промежуточного поля, инверсии, расширения пространства ,самоорганизации. Рассмотрим их более подробно.

Идеальная модель. Выше было отмечено, что искусственная система стремится к идеалу, а идеалом является модель, когда системы нет, а функции выполняются.

Если проблема контроля требует больших финансовых и временных затрат, и в принципе не решается комиссиями ( по мнению Н. В. Гоголя, «приставить нового чиновника для того, чтобы ограничить прежнего в его воровстве, значит сделать двух воров на место одного»), то должно существовать какое-то другое решение. Великий писатель уповал на положительный пример руководителя, на новые отношения («нужно развязать каждому руки, а не связывать их») и нравственность работника, который должен быть «строже к себе в несколько раз самого закона».[7] Известный менеджер Л. Якокка решал проблему контроля качества продукции, доверив ее самим исполнителям, фактически «развязывая им руки» [8]. Но это и есть прием идеальной модели. В идеале менеджер в сетевой организации будущего самостоятельно принимает решения, и сам же их выполняет и контролирует.

Классики марксизма-ленинизма доказывали, что со временем государство отомрет, выполнив свои функции. Современные либералы доказывают, что государства должно быть меньше, а в идеале оно должно «отдыхать» в чисто экономической сфере. Представляется, что развитие местного самоуправления и народного предпринимательства в идеале приведет к вытеснению государства современного типа как органа принуждения и насилия из всех сфер жизни - и все, что препятствует воплощению идеала, можно считать регрессивным и реакционным.

Расширение пространства проблемы. Ярким примером творчества в науке является открытие периодического закона Д.И. Менделеевым в 1867 году. При этом сам “прорыв” мысли ученого состоял в изменении взгляда на элементы: с химической стороны (химические качественные свойства)- на физическую сторону (атомный вес, количественные свойства) Такой подход позволил объединить несхожие (качественно, химически) группы в систему и представить в единстве обе исходные противоположности - сходство и несходство (с химической точки зре-

ния) элементов. Так, путем выхода в расширенное пространство (химия + физика) было разрешено противоречие в “поведении” элементов [9].

Проблема социальной защиты населения также требует выхода в расширенное пространство. Л. Эрхард, создатель «немецкого экономического чуда», считал, что социальная защита населения должна обеспечиваться социальной направленностью самой экономики, созданием условий, когда каждый может и обязан позаботиться о себе сам, проявляя инициативу [10]. Развитие информационных систем создает техническую основу для таких условий, при которых даже люди с ограниченными возможностями могут реализовать себя. Однако мысль наших реформаторов не поднимается выше примитивной благотворительности, на которой «греют руки» те же чиновники.

Следует отметить, что развитие информационных технологий и так называемых многоагентных систем позволяет создать интеллектуальное расширенное пространство и соответствующую интеллектуальную систему поддержки группового принятия решений. Это фактически подводит технологическую базу под организационную демократию, которая идет на смену «командного» менеджмента.

Если говорить об управлении организацией, то постановка целей и миссии, имеющих высокую гуманистическую направленность (например, дешевые и качественные, лучшие в мире, продукты для людей - а не только прибыль), способна поднять работников «над своим корытом», ввести их в новое духовное пространство, возбудив в них невиданную творческую энергию.

Инверсия, или взаимная адаптация. Изобретение конвейера, при котором, в отличие от традиционной сборочной технологии, изделие движется к рабочему - это реализация приема инверсии. Указанный прием уже реализуется в менеджменте в виде сетевого маркетинга: не покупатель идет в магазин, а продавец или целый магазин бегут за покупателем, предлагая свои услуги, часто слишком настойчиво. К этому же процессу относится кастомизация - приспособление продукта и товара к индивидуальным особенностям клиентов. Однако возможности инверсии далеко не исчерпаны.

Прием инверсии применительно к менеджменту можно трактовать как движение руководителя навстречу исполнителям, как создание условий для творческого развития каждого работника (в том числе на рабочем месте), как сближение высших потребностей человека и приоритетных задач организации; при этом оценочным критерием эффективности инверсии может стать синергетический эффект взаимодействия.

Другой формой инверсии является взаимная адаптация менеджера и используемых им для управления информационно-технических и кибернетических систем. В настоящее время возможна подстройка сервиса указанных систем под каждого конкретного человека с его личностными и психологическими особенностями, что может привести к более полной активизации его «дремлющих» сил и творческих способностей.

Промежуточное поле. Один из советов Н. Макиавелли правителю можно сформулировать коротко: государь должен быть угоден народу и не ожесточать знать[11]. Для разрешения очевидного противоречия Макиавелли рекомендует создать специальный орган, который, не вмешивая правителя, обуздывает сильных, то есть знать, и поощряет слабых, то есть народ. Творческий подход Макиавелли заключался в переходе от связки “государь- народ, знать” к более сложному соединению: “государь- «буфер» (парламент или другое учреждение)- народ, знать”, где буфер играет роль промежуточного поля.

Прием промежуточного поля, подсказанный Н. Макиавелли, в менеджменте может быть реализован в виде смешанных бригад, включающих исследователей, разработчиков и экспертов - консультантов. Эти бригады сглаживают или устраняют противоречия, неизбежно возникающие при создании нового продукта; они служат и “козлами отпущения грехов”.

Известно, что вокруг топ-менеджеров и крупных руководителей существует некоторое промежуточное окружение - часто в виде особо удобных и услужливых людей. Для дела, од-

нако, полезно было бы иметь экспертный совет из числа независимых специалистов, работающий непрерывно и образующий творческое промежуточное поле, в котором лидер ставит задачи, проводит экспертизу своих идей и на котором постоянно растет он сам как ответственное лицо, не имеющее права «промахиваться» (подобно сказочному персонажу Киплинга) и совершать большие ошибки. Очевидно, что поиск эффективных решений в указанном творческом поле без «обучаемых» моделей сложных систем большой размерности (предприятие, отрасль, страна) невозможен - именно в них должны «закладываться» известные и вновь открытые закономерности экономических, социальных и политических процессов, в них должен накапливаться и интегрироваться опыт успешных решений.

Маневр во времени и самоорганизация. История (или легенда) Фаросского маяка хорошо известна. Когда труд архитектора Состратоса был закончен, самолюбивый царь Египта Птолемей Второй приказал высечь на фронтоне царское имя (иначе - смерть). Строитель выполнил приказ и сохранил свою жизнь, но через 50 лет под действием ветров знаки царя стерлись (выветрились)- и проступило на века высеченное в камне имя Состратоса из Книда, сына Декси-фона [4]. В данном примере противоречие между желаниями царя и строителя было разрешено за счет временного разделения несовместимых факторов - этот подход является одним из эффективных приемов творчества. Его можно также назвать маневром во времени. Однако, система может совершать изменения и в пространстве, в зависимости от меняющихся внешних и внутренних условий, - и тогда она становится самоорганизующейся. Самоорганизация присуща биологическим и социальным системам - и перенос этого свойства на предприятия является вполне логичным процессом, позволяющим разрешить указанные выше противоречия: между устойчивостью и управляемостью, централизацией и децентрализацией, планированием и обеспечением плана в изменяющихся условиях. Творческая задача руководителя или менеджера состоит в том, чтобы вывести предприятие на такой уровень, создать такие условия, при которых процессы самоорганизации и коллективного творчества пойдут в нужном направлении.

Принцип гармонии. Одно из величайших открытий 20 века - это открытие Ф. Криком и Д. Уилсоном структуры «двойной спирали», являющейся носителем генетической информации. В истории этого открытия, рассказанной Ф. Криком, интересен следующий абзац: “... Стент утверждает, что научное открытие ближе к творческому акту в искусстве, чем принято обычно считать. Стиль также важен, как и содержание...И уж во всех приведенных рассуждениях упущена, как мне кажется, внутренняя красота самой спирали»[12].

Чувство красоты, гармонии, о котором написал автор “Двойной спирали”, помогает творцу быстрее идти к цели. Мы не знаем точно, как формируется понятие красоты, но можно предположить, что толчком творческой мысли является чувство дисгармонии, возникающее от несовпадения мира - образа внешнего и мира-образа внутреннего, а результатом творческой работы является их “примирение”, пусть даже временное и частичное. Целесообразность доказывается, а красота видится сразу, и именно их совпадение (или, по крайней мере, непротиворечивость) уменьшает вероятность ошибки при принятии решений, быстрее приближает к истине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз/ Пер. с англ.; под ред. А.Н. Андреевой. - СПб.: Издательский дом «Нева»,2003.

2. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент. Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2001. - М.: Финпресс, 2001. С. 122-143.

3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.

4. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994.

5. Дж. Михаэльсон. Искусство войны для менеджеров. - М., 2003.

6. Таранов П.С. Мудрость трех тысячелетий. - М: ООО «Издательство АСТ»,1997.

7. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями. Собр. соч. в 7-и т. Т. 6. - М.: Художественная литература, 1967.

8. Якокка Л., Новак У. Карьера менеджера/Пер. с англ.;2-е изд. - Мн.: Попурри, 2002.

9. Кедров Б. О творчестве в науке и технике. - М.: Молодая гвардия, 1987.

10. Эрхард Л. Благосостояние для всех / Пер. с нем. - М.: Дело, 2001.

11. Макиавелли Н. Государь/ Пер. с англ. - М.: Планета, 1990.

12. Краткий миг торжества. О том, как делаются открытия. («Библиотека журнала «Химия и жизнь».) - М.: Наука, 1988.

CREATIVE MANAGEMENT: DECISIONS SEARCH DIRECTIONS AND METHODS

Vanyurikhin G.I.

The concept of the creative management is considered. The problems to solve by creative methods are formulated. The ways of search of the creative decisions are discussed. The examples of solving problems in the conditions of uncertainty are given.

Сведения об авторе

Ванюрихин Геннадий Иванович, 1936 г.р., окончил Ленинградскую военно-воздушную инженерную академию им. А.Ф. Можайского (1958), профессор, доктор технических наук, действительный член Академии военных наук, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, автор 190 научных работ, область научных интересов - кибернетика, системный анализ, управление летательными аппаратами, менеджмент, теория принятия решений, социология, государственное и муниципальное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.