Научная статья на тему 'Креативный менеджмент как фактор повышения эффективности системы социального управления в России'

Креативный менеджмент как фактор повышения эффективности системы социального управления в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
624
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ТВОРЧЕСТВО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малинин Сергей Алексеевич

В статье рассматривается способность креативного менеджмента стать катализатором повышения эффективности системы социального управления в России. Автор отмечает, что системе общественного управления нужно перевести управленческую деятельность в состояние творческой активности. Посредством креативного управления основной ценностью становится человек как источник самореализации и активной гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Малинин Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Креативный менеджмент как фактор повышения эффективности системы социального управления в России»

УДК 338.24.021.8

Малинин Сергей Алексеевич

ассистент. Российский государственный социальный университет duks91189@gmail.com

Креативный менеджмент

КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Sergei A. Malinin

assistant.

Russian State Social University duks91189@gmail.com

Creative management as

A FACTOR OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF SOCIAL MANAGEMENT IN RUSSIA

Аннотация. В статье рассматривается способность креативного менеджмента стать катализатором повышения эффективности системы социального управления в России. Автор отмечает, что системе общественного управления нужно перевести управленческую деятельность в состояние творческой активности. Посредством креативного управления основной ценностью становится человек как источник самореализации и активной гражданской позиции.

Ключевые слова: креативный менеджмент, творчество, самореализация, система социального управления, общественное развитие.

Annotation. The article discusses the ability of creative management to become a catalyst for improving the effectiveness of the system of social control in Russia. The author notes that the system of public administration has to bring the management activities in the state of creative activity. Through the creative control a person becomes a core value as a source of self-realization and active citizenship.

Keywords: creative management, creativity, selfrealization, the system of social management, social development.

Анализируя процесс развития общества в России за последние десятилетия, мы видим, что социальные трансформации стали причиной радикальных перемен в экономической, политической и социальной сфере, приведшие к большому количеству проблем, связанных с управлением общественными процессами. В условиях формирования в России институтов демократии и рыночной экономики, изменения социальной структуры в обществе понятие управление также изменяется. Культурная, организационная и технологическая составляющие также меняют внешний облик. Так как трансформация российского общества происходит неравномерно, то социальное управление воздействует на социальное развитие недостаточно эффективно. При этом в некоторых областях общественной жизни происходит перманентное упование на инновационность и саморегулируемость.

В России совершенствование процессов социального управления сводится к переходу к креативным моделям управления, которое заключается в поиске новшеств в выборе альтернативных вариантов решения различных проблем. Осуществляемые в России национальные крупные проекты подтверждают намерения улучшить положения страны на мировой арене, решить важные тактические и стратегические задачи. Переход к новым формам управления делает очень важным изменения социальной направленности управления, которые дают толчок к социальному развитию, происходит возникновение новых социальных институтов, и в этой ситуации креативный менеджмент будет осново-

полагающим фактором в процессе достижения поставленных перед государством целей.

Креативный менеджмент - это управление процессом новаторского мышления, как индивидуального, так и командного. По другому - менеджмент, ориентированный на новаторский результат. Истоки креативного менеджмента, или креативного управления, восходят к таким известным личностям, как американский социолог и экономист Э. Мэйо (1880-1929) и А. Файоль (1841-1925) - французский инженер и основатель классической школы управления, «отец менеджмента». Также стоит упомянуть и американского экономиста и педагога П. Друкера (1909-2005), автора трактовки управления как управления людьми, а не вещами. Друкер пишет: «Управлять людьми не нужно, их необходимо вести за собой. Цель состоит в том, чтобы сделать продуктивными сильные стороны и знания каждого человека» [2, с. 135]. Здесь стоит отметить, что позиция Друкера сыграла важную роль в становлении современного понятия менеджмент.

В российской практике вопрос социального управления определяется через понимание его институционального характера. В работах известных ученых, доктора философских наук В.Н. Иванова и доктора экономических наук ВИ Патрушева говорится, что существующие управленческие отношения направлены на принятие и реализацию управленческих решений, целью которых является качественное изменение состояний общественных процессов. С течением времени дальнейшего изучения вопроса

76

социального управления, социальное управление рассматривается как инструмент социальной диагностики и планирования. Нельзя не отметить, что наравне с прогрессом социального управления, также существуют и его издержки, по причине того, что система социального управления отстает от проверки над быстро развивающимися процессами. Здесь складываются разрывы с истинными изменениями в обществе. По словам российского социолога Ж.Т. Тощенко, проблемы социального управления объясняются, с одной стороны, связью во взаимоотношениях между властью и обществом, и, с другой стороны, в динамике общественного самочувствия. «Самые прочные взаимоотношения между предпринимателем и обществом возможны тогда, когда они основаны на справедливом и гуманном распределении законно полученной прибыли», - пишет Тощенко [5, с. 74].

Проблема креативного менеджмента - это проблема познания новой социальной реальности, которая имеет своей основой интеллект, знания, навыки и ставит во главу угла креативность как модель поведения и мышления. Креативный менеджмент должен опережать социальную практику внедрения научно-технических новшеств и реформирования системы общественных отношений. Креативный менеджмент имеет опережающий и стратегический характер, он становится системой саморегулирования общественного развития и является катализатором региональных и общенациональных проектов. Так, по словам российского философа Г.Л. Тульчинского, «Современный менеджер должен знать и организацию, и финансовый контроль, и маркетинг, и работу с персоналом, но плюс кое-что еще» [6, с. 85]. В изучении данной проблемы не обойтись без так называемых «подводных камней», которыми являются, во-первых, малоизученность тематики креативного управления, как социальной проблемы и, во-вторых, креативный менеджмент нуждается в проработке прогнозов вероятных сценариев управленческого поведения.

Не стоит также отождествлять инновационный менеджмент и креативный менеджмент. Как пишет специалист в области менеджмента А.И. Афоничкина: «Инновационный менеджмент определяет перспективное развитие экономической системы и формирует специфику и характер факторов, влияющих на содержание проблем» [3, с. 389]. Креативный менеджмент, в свою очередь, обуславливается базовыми изменениями в системе управления и мыслимых результатов. Человек является субъектом креативной деятельности. Он нацелен на устранение проблем, связанных с формированием творческих способностей людей, и внедрение их участия в социальные и экономические процессы в обществе. Креативный менеджмент - это новое направление в системе общественных отношений. Он находится на стадии поиска позиций и содержания, которые выполняют формирующие функции креативной деятельности. Креативный менеджмент должен стать системообразующим фактором общественного развития.

В России на систему общественного управления оказывают влияние различные факторы, среди

которых: бездействие сформировавшегося механизма управления; преобладание административных методов управления; создание креативной управленческой деятельности на региональном и местном уровнях. В данной ситуации креативный менеджмент должен стать индикатором открытости и степени грамотности управленческой среды. В настоящее время формируется новая система управления с участием активной роли управленцев в конструировании моделей нового и доступа к средствам управления представителей класса «креативщиков». Американский экономист Ричард Флорида называет университет ядром креативности. По его мнению, присутствие крупного научно-исследовательского центра дает огромное преимущество различным регионам страны. Флорида пишет: «Чтобы эффективно способствовать региональному росту, университет должен играть три взаимосвязанных роли, отражающие 3 «Т» креативных центров - технологию, талант и толерантность» [4, с. 318]. Также стоит упомянуть, что важную роль в процессе социального, экономического и культурного развития должны играть креативные слои, предприниматели - представители рыночных персональных специальностей. Происходит возрастание роли творческого сегмента, который, в связи с быстро развивающимся рынком новых технологий, должен занять лидирующее место в общественной жизни в России. Для этого система управления нуждается в профессионалах нового уровня, способных достигнуть качественного общественного управления с высокими показателями возможностей человека. Достижение менеджмента высокого качества зависят от изменений внутри самого слоя управленцев. Для этого необходима система замены и отбора, высокая степень влияния креативного слоя на анализ и принятие управленческого решения.

В условиях социальной динамики в России увеличивается ценность социального творчества. Система управления шаг за шагом вовлекается в соединение интересов творчества и становится моделью творческой самореализации. Общество за и нтересовано в удовлетворенности работой, материальных доходах и творческой самореализации, и поэтому креативный менеджмент должен стимулировать общественное творчество, осуществлять интеграцию ценностей. Здесь же стоит добавить, что российский социолог Осипов Г. В. считает, что самореализация есть форма гражданской активности, активная жизненная позиция, которая является необходимой для развития российского общества на современном этапе. Осипов пишет: «Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества» [4, с. 221]. Необходим плавный переход к креативности как к модели будущего управленческого развития. С помощью креативного менеджмента возможно добиться высоких результатов в различных сферах общественной жизни за счет того, что управленческая деятельность стимули-

77

рует социальную активность и вырабатывает массовую креативную деятельность, которая ищет новые возможности в условиях недостатка традиционных материальных источников.

Управление становится креативным, если соЛитература:

1. Друкер. Менеджмент / Друкер, Ф. Питер, Ма-кьярелло, А. Джозеф; пер. с англ. М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2010. 704 с.

2. Основы менеджмента; под ред. А.И. Афонич-кина. СПб. : Питер, 2007. 528 с.

3. Социология. Основы общей теории : учебник для вузов; отв. ред. Академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л». Москвичев. М. : Норма, 2003. 912 с.

4. Тощенко Ж.Т. Социология труда : учебник для вузов / Ж.Т. Тощенко, ПА. Цветкова. М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. 464 с.

5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры : учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Г.Л. Тульчинский, ЕЛ. Шекова. СПб. : Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. 528 с.

6. Флоpuda Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее; пер. с англ. М. : Издательский дом «^ассика-XXI», 2007. 421 с.

средотачивается основа, которую составляют управленцы «старой школы», обладающие большим опытом в принятии решений и новых управленцев, амбициозных, способных мыслить нестандартно, иррационально.

Literature:

1. Drucker. Management / Drucker, F. Peter, Maciariello, A. Joseph; trans. from English. M. : «I.D. Williams» Ltd., 2010. 704 p.

2. Fundamentals of management; ed. by A.I. Afonich-kina. SPb. : Piter, 2007. 528 p.

3. Sociology. The foundations of the General theory : textbook for universities; ed. Academician RAS G.V. Osipov, full member of RANS, L.N. Mosk-vichev. M. : Norma, 2003. 912 p.

4. Toshchenko Zh.T. Sociology of labour : textbook for higher schools / Zh.T. Toshchenko, G.A. Tsvetkova M. : Center for social forecasting and marketing, 2012. 464 p.

5. Tul’chinskii G.L Management in the sphere of culture: educational textbook. 4th ed., rev. and exp. / G.L. Tul'chinskii, E.L. Shecova. SPb. : Publishing house «Lan'»; Publishing house «MUSIC PLANET», 2009. 528 p.

6. Florida R. The creative class: the people who are changing the future; trans. from English. M. : Publishing house «Classic-XXI», 2007. 421 p.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.