Научная статья на тему 'Креативный кластер как элемент креативного потенциала территории'

Креативный кластер как элемент креативного потенциала территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
247
Поделиться
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хакимова Е. Р.

Креативный потенциал как комплексная характеристика, описывающая уровень развития интеллектуального, инновационного, человеческого потенциалов, нуждается единице измерения, которая бы учитывала производственный аспект и сетевые возможности. Такой единицей может считаться креативный кластер.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хакимова Е. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Креативный кластер как элемент креативного потенциала территории»

КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР КАК ЭЛЕМЕНТ КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ1

© Хакимова Е.Р.*

Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь

Креативный потенциал как комплексная характеристика, описывающая уровень развития интеллектуального, инновационного, человеческого потенциалов, нуждается единице измерения, которая бы учитывала производственный аспект и сетевые возможности. Такой единицей может считаться креативный кластер.

Ключевые слова: кластер, креативный кластер, территориальная организация производства, креативный потенциал.

Уровень развития национальной экономики сегодня во многом определяется развитием экономик региональных. Степень интеграции экономик территорий в инновационную систему страны, взаимосвязь и взаимозависимость развития всех отраслей на каждом уровне могут являться как индикаторами текущего развития, так и отражать потенциалы развития как региона, так и национальной системы в целом.

Удобной единицей территориальных экономик можно считать кластер. Взаимосвязь инновационного развития с наличием эффективно функционирующих кластеров любого рода доказана еще в 2006 году на основании анализа инновационных систем европейских стран [2]. Кластер вообще становится основой для разработки инновационной и промышленной политики регионов, а также узконаправленной кластерной политики, которая рассматривает кластер как приоритет для развития территориальной конкурентоспособности. В различных концепциях понятие кластер может рассматриваться как элемент региональной экономики целиком, региональной инновационной системы и как часть национальной инновационной системы. С точки зрения природы понятия кластер должен характеризоваться отраслевой и территориальной спецификой. В то же время для реализации политики создания и развития региона кластер становится часто слишком узким термином, поэтому в современном дискурсе инновационной политики появились понятия межотраслевого инновационного кластера, регионального инновационного кластера и креативного кластера.

Кластер возник как единица анализа в работе М.Портера, в которой он определил основы региональной конкурентоспособности, описывая ее как «ромб конкурентных преимуществ». Кластер у Портера это «группа географически

1 Работа выполняется в рамках Темплана-2012 ФГБОУ ВПО ПГНИУ по заказу Федерального

агентства по образованию (тема № 6.3824.2011).

* Старший преподаватель кафедры Экономики и организации промышленного производства.

соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [4]. Промышленный кластер, таким образом, характеризуется двумя условиями: территориальной близостью и отраслевой принадлежностью компаний, в него входящих. В современных условиях понятие кластера расширилось в том смысле, что территориальная близость для многих отраслей уже не является значимым фактором, так как выбор эффективной схемы организации производства уже не так территориально детерминирован. Развитие кластерной теории получает а работах М. Энрайта, С. Розенфельда, П. Маскелла и М. Лоренцена, где разрабатываются принципы формирования регионального кластера, отмечается не только географическая и отраслевая общность, но и необходимость связей внутри [3].

Необходимость специализации внутри теории кластеров возникла относительно недавно. Несмотря на то, что наличие эффективно функционирующего кластера вне зависимости от отраслевой принадлежности положительно сказывается на региональном развитии кластеры принято классифицировать по различным критериям. В российской практике наибольшее значение имеет определение в качестве единицы рассмотрения инновационного кластера. Инновационный кластер создается для производства инновационного продукта, услуги или технологии, позволяющей создать инновацию. Кроме непосредственно инновационного кластера появляются расширительные трактовки этого понятия - например, межотраслевой инновационный кластер (МИК). МИК - это «объединение различных организаций (промышленных компаний, высших учебных заведений, технопарков и бизнес-инкубаторов, научно-исследовательских центров и лабораторий, банковских и небанковских кредитных организаций, инвестиционно-инновационных компаний, венчурных фондов, бизнес-ангелов, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.), позволяющее использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения» [1]. Межотраслевой инновационный кластер сильнее интегрирован как в региональную, так и в национальную инновационную систему, а значит, отражает уровень региональной конкурентоспособности и инновационного развития территории. Объединение регионального и отраслевого подходов встречается в определении регионального инновационного кластера (РИК) А.А. Быковой, где РИК - это «группа предприятий различных видов деятельности, конкурирующих за продукцию, факторы производства и рынки, расположенных на территории одного региона, и отличающихся: повышенной инновационностью (новые продукты, технологии, бизнес-процессы) и тесным взаимодействием с источниками знаний» [2].

Категория инновационного кластера является удобной базовой единицей инновационной политики, регионального развития, но главное - инновационный кластер служит индикатором инновационного развития территории.

Для комплексного описания конкурентоспособности региона и выявления приоритетов его развития можно использовать показатель креативного потенциала. Креативный потенциал как категория, характеризующая способность территории воспринимать изменения включает в себя три компонента, два из которых - капитальная составляющая и креативные индустрии -являются основой, а сетевой характер включается как значительный элемент и того, и другого и как основной подход к анализу компонентов. Термин «инновационный потенциал» в составе совокупности возможностей осуществления инновационной деятельности содержит компонент, отвечающий за адаптацию инноваций, компонент, отражающий уровень развития образования, накопленных знаний - эти показатели включает в креативный потенциал. С точки зрения человеческого потенциала, в креативный потенциал стоит включить показатели развития мотивационной структуры и общего уровня жизни, поскольку вопрос о развитии креативной экономики можно ставить только с определенного достигнутого уровня развития социальных составляющих - показатели общего уровня жизни, грамотности и проч. Теория социального капитала интересна с точки зрения учета сетевого характера креативного потенциала, поскольку креативная экономика, креативные индустрии используют в основном сетевой механизм не только передачи информации, но и создания ценности. Креативные индустрии должны быть включены в расширительной трактовке, то есть в виде трехкомпо-нентной модели. Таким образом, креативный потенциал как характеристика перечисленных возможностей территории, может служить основанием для сравнительного анализа территорий и, возможно, для построения динамических моделей развития.

Базовой единицей для анализа таких структур становится креативный кластер. Понятие креативного кластера вводит Саймон Эванс в 2006 году, он определяет его как «сообщество творчески-ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории» [5]. Таким образом, креативный кластер - объединение на определенной территории носителей творческой или интеллектуальной новации, способной приобретать условно вещественную форму. Считается, что это уже не просто объединений в бизнес-парк вдоль технологического процесса. Креативный кластер включает в себя некоммерческие предприятия, учреждения культуры, центры искусства, научные и медиа-центры. Креативный кластер - это место, где продукты не только производятся, но и потребляются [6]. Это является важным отличием креативного кластера от промышленного, который не ориентирован на внутреннее потребление. В то же время есть и общее в характеристиках обоих явлений. В первую очередь, это ресурсозависимость обеих систем. Базовым ресурсом для них становится информация, а в широком смысле - информация и знания.

Таким образом, для рассмотрения факторов регионального развития в современных условиях можно использовать не только базовой понятие кла-

стера как отраслевой и территориально детерминированной единицы. С помощью инновационного кластера можно оценить потенциал инновационного развития территории, а креативный кластер становится индикатором развития креативного потенциала.

Список литературы:

1. Ахмадеев М.Г., Багаутдинов Р.Г. Межотраслевой инновационный кластер - основа реализации инновационной системы в экономике // Креативная экономика. - 2011. - № 10. - С. 56-74.

2. Быкова А.А.Инновационные кластерные эффекты в промышленности (на примере Пермского края): автореф. дисс. ... канд. эконом. наук: 08.00.05 -М., 2011 - 30 с.

3. Гаджиев Ю.А. Новые формы территориальной организации производства и другие теории регионального экономического роста и развития [Электронный ресурс] // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета / Сыктывкарский государственный университет. - Сыктывкар: СыктГу 2008. - Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/ vestnik/2008/vestnik-2008-3 .pdf.

4. Портер М., Кетелс К. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. - М.: МЭРТ. 2006.

5. Simon Evans. Creative clusters: key concepts [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://creativeclusters.com/clusters.dreamhosters.com/7page_ id=1599.

6. Potts J. Art & innovation: an evolutionary economic view of the creative [Электронный ресурс] / UNESCO OBSERVATORY, FACULTY OF ARCHITECTURE, BUILDING AND PLANNING, THE UNIVERSITY OF MELBOURNE REFEREED E-JOURNAL. - 2007. - Режим доступа: http://sutanto. staff.uns.ac.id/files/2008/09/art_innovation.pdf.

ПРОБЛЕМЫ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ И СТРАНАХ МИРА

© Шалыгина Л.В.*, Котова Т.Н.*

Технологический институт сервиса (филиал) Донского государственного технического университета, г. Ставрополь

Проблема инфляции в России является неизменно актуальной, темпы инфляции в России значительно превышают темпы инфляции в ве-

* Старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Доцент кафедры «Общеобразовательные дисциплины», кандидат экономических наук.