ниегп
issn 2304-120X Курина В. А. Креативные ресурсы культуры в синергетике образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. -0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76167.htm.
научно-методический электронный журнал
ART 76167 УДК 37.036.5
Курина Вера Алексеевна,
доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», г. Самара kurina06@mail.ru
Креативные ресурсы культуры в синергетике образования
Аннотация. В статье уточнено понятие «ресурс культуры» в рамках концепции педагогического проектирования ресурса культуры в многоуровневом образовании; определены связи с кругом культурологических и психолого-педагогических понятий; рассмотрена креативная составляющая ресурсов культуры; отмечается, что педагог, используя ресурсы культуры, осуществляет связь между прошлым и будущим.
Ключевые слова: креативность, культура, образование, проект, продукт, ресурс. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Креативность рассматривается различными отраслями знаний. Учёные таких научных сфер, как философия, педагогика, психология, социология, биология, экономика, информатика и другие, исследуют креативность как социально-культурный феномен.
Объектами изучения креативности являются и воплощение творческих замыслов человека, и природа творческой активности личности, и развитие процесса формирования знаний как универсального процесса [2].
Родоначальником исследовательских изысканий феномена креативности является английский ученый Ф. Гальтон, который в начале 1860-х годов проявил огромный интерес к идеям наследственности таланта и затем более 40 лет изучал человеческие способности. На это увлечение повлияли труды Ч. Дарвина (двоюродного брата Ф. Гальтона).
В отечественной психологии понятие «креативность» трактуется как способность личности к творческой деятельности. В. Дружинин определяет креативность как общую способность к творчеству. «Она характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как независимый фактор одаренности» [3].
Наиболее важной задачей государства в креативном обществе становится всестороннее развитие его интеллектуального потенциала, важнейшей частью которого является потенциал человеческий [5].
Креативность как способность субъекта к творчеству, предполагает не только создание новых продуктов, но в большей степени разработку новых технологических схем или последовательности рождения этих продуктов и схем и алгоритмов для создания самих новых технологических этапов. Для чего и нужны креативные люди, способные предлагать неординарные решения. В связи этим перед гуманитарным образованием стоит задача обучать и развивать в человеке креативность, используя ресурсы культуры.
Успешность и эффективность любой сферы деятельности зависит от увеличения количества творческих людей, которые могут значительно быстрее реагировать
issn 2304-120X Курина В. А. Креативные ресурсы культуры в синергетике образования // I II | ^"Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. -I—I I I I 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76167.htm.
научно-методический электронный журнал
на потребности рынка, легче овладевать современными технологиями, адаптироваться к ним и создавать принципиально новые продукты, которые будут востребованы не только сегодня, но завтра и послезавтра [1].
Если рассматривать формирование креативности как составляющую творческого потенциала, то в результате предполагаются количественные и качественные изменения у личности, которые проявляются в изменении стереотипов мышления, восприятия и деятельности.
К объектам развития креативности, по мнению Л. Б. Ермолаевой-Томиной, относятся потребность в творчестве, творческое сознание, управление творческим процессом [4].
Потребность в творчестве формируется в процессе освоения творческих навыков. Индивидуальное развитие основывается на сформированной у личности потребности в совершенствовании, охватывающей все стороны индивидуальности. Духовные потребности человека в творчестве формируются за счет частоты выполнения различных упражнений.
Вторым сложным объектом формирования креативности является творческое сознание, которое связано с процессом осознания себя творцом, который владеет разнообразными инструментами созидания. Это предполагает включение личности в инновационные процессы, происходящие в обществе, в культуре и искусстве, а также в преобладающих потребностях и категориях ценностей. Процесс формирования творческого сознания связан с тем, чтобы поверить в свои силы, выбрать свое направление в искусстве.
Третий объект формирования креативности - это управление творческим процессом. Для этого необходимо автоматическое включение в творческий процесс.
Для достижения результата в процессе формирования креативности необходимо строить деятельность так, чтобы каждое качество детально отрабатывалось, что затем преобразуется в целостное образование.
Интеграция сферы образования и культуры связано с несколькими причинами:
- появились медийные продукты и социокультурные проекты, границы между которыми в настоящее время достаточно часто «стерты»;
- в социокультурной деятельности более важна не статистика, а такие характеристики личности как интуиция, «образное» моделирование, визуализация и другие творческие приемы планирования и управления деятельностью;
- планирование творческих достижений должно предполагать обязательно маркетинг и рекламу, а принятие решений в реализации творческих замыслов зачастую требует бухгалтерских расчётов и пр.
Происходит небывалое увеличение объемов деятельности, которая занимает промежуточное положение между предпринимательством и искусством, производством и культурой. Показательным примером является туризм так как в туристический бизнес вовлечено огромное количество материальных и культурных ценностей, природные ресурсы, концертная сфера [1].
Внутри этой высокотехнологичной системы в виде отдельных частей и элементов, являющихся ресурсами культуры (произведения искусства, памятники истории и культуры, рекламные объекты, музыкальные концерты и спектакли), сохраняется творчество.
Кроме понятия «культура», в современных гуманитарных науках к числу фундаментальных относится и «ресурс культуры».
Сегодня понятие «ресурс культуры» не имеет однозначного толкования. По типам ресурсы могут быть природными и искусственными.
issN 2304-120X Курина В. А. Креативные ресурсы культуры в синергетике образования // I II | ^"Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. -I—I I IH^I I I 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76167.htm.
научно-методический электронный журнал
Ресурс культуры - это особый вид искусственных ресурсов. В современных гуманитарных науках с понятием «культура» кроме ресурсов культуры связаны и понятия «культурные системы», «культурная динамика», «типология культуры». Существующие определения культуры позволили остановиться на тех, которые имеют непосредственное отношение к определению ее ресурса: культура - это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении (Э. С. Маркарян, В. П. Тугаринов), высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение (Н. С. Злобин, Л. Н. Коган, В. М. Межуев), освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Необходимо подчеркнуть, что важнейшим культурным ресурсом является и образовательная сфера, научный потенциал, креативные ресурсы, т. е. всё то, что объединяет термин «интеллектуальный капитал» [8].
Ресурс культуры с точки зрения культурологического подхода рассматривается как один из видов ресурсов, потребляемых в обществе. Аналитический обзор различных источников и приведенных в них определений [6-8] выявил, что в образовательном пространстве в состав ресурса культуры включаются несколько субъектов: культурный педагог, культурное взаимодействие (отношения) с обучающимися, культурные механизмы обучения, социально-профессиональная компетентность. Развитие ресурса культуры связано с его вхождением в единое культурное пространство, основными компонентами которого являются культурная инфраструктура общества. Так, ресурс культуры вуза, являясь компонентом единого культурного пространства, предоставляет собой комплекс, с его структурой, базой знаний для преподавателей и студентов. Ресурс культуры в образовании человека многогранен. Это и система знаний о мире, и система ценностей, норм, организующих бытие людей, это результаты деятельности, и внутренний мир человека, его субъективные способности. Это результат деятельности людей, но не просто деятельности, а деятельности творческой. Ресурс культуры обладает всеобъемлющими функциями и свойствами развития общества, творческих сил и способностей человека: в ресурсе культуры аккумулирован человеческий опыт бытия и освоения мира в виде способов восприятия, мышления, переживания и действия, а также в виде знаний, ценностей, норм, целей и смыслов, хранящих и воспроизводящих опыт духовной и практической деятельности, а образование ее живой «переводчик» и транслятор. В этих условиях возрастает роль образования, становится необходимым рассмотрение его в разрезе культуры.
Таким образом, при формировании креативной личности одним из важных моментов является создание условий, которые помогают раскрытию индивидуальных творческих возможностей и способностей освоения разнообразных видов практической деятельности, что является основополагающим фактором профессиональности.
Ссылки на источники
1. Высоковский, А. Креативность как ресурс. - URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/kreativnost-kak-resurs.
2. Горелов Н. А., Кораблева О. Н. Знание и креативность - основные черты нового социума // Российское предпринимательство. - 2012. - № 2 (200). - С. 64-71. - URL: http://old.creativeconomy.ru/articles/22784/
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2008. - С. 353.
4. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. - 1977. - № 4. - С. 43.
5. Журавлев В. А. Интеллектуальный потенциал креативного общества - элементы и характеристика // Креативная экономика. - 2009. - № 8 (32). - С. 3-14. - URL: http://old.creativecono-my.ru/articles/2687/
6.
7.
8.
issN 2304-120X Курина В. А. Креативные ресурсы культуры в синергетике образования // I II | ^"Ч III Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S14. -I—I I I I 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76167.htm.
научно-методический электронный журнал
Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. - М.: Мысль, 1992.
Межуев В. М. Культура как объект познания // Проблемы философии культуры. - М.: Мысль, 1984. Соколова Л. Б. Обновление педагогического образования: культура педагогической деятельности будущего учителя // Credo new. - СПб., 2003. - С. 59-74.
Vera Kurina,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Samara State Institute of Culture, Samara kurina06@mail.ru
Creative resources of culture are in synergetics of education
Abstract. In this article it is defined more precisely the idea of "resourse of culture" in the limits of the conception of pedagogical projection of resourse of culture in multilevel education on the base of its common-theoretical potential. We determine its genetics' links with the circle of psychology -pedagogical and culture - logical notions.
Key words: creativity, culture, education, project, product, resource.
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 15.05.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 23.06.16
Принята к публикации Accepted for publication 23.06.16 Опубликована Published 06.07.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Курина В. А., 2016
977230412016652