Научная статья на тему 'Креативные методы в развитии предприятия'

Креативные методы в развитии предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1268
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / CREATIVE MANAGEMENT / РАЗВИТИЕ ФИРМЫ / CORPORATION DEVELOPMENT / ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / CREATIVE METHODS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРЕАТИВА / ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КРЕАТИВА ПРЕДПРИЯТИЯ / OPTIMAL LEVEL OF CREATIVITY OF THE ENTERPRISE / EFFICIENCY OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долятовский Леонид Валерьевич, Гамалей Николай Юрьевич

Рассмотрены два подхода к организации творческой деятельности на предприятии, показана важность креативных методов в стратегии развития фирмы. Систематизированы креативные методы в форме эволюционной диаграммы и таблицы, введены показатели креативности и поставлена, и решена задача определения оптимального уровня креативности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative methods in enterprise development

The paper considers two approaches to the organization of creative activity at the enterprise; it shows the importance of creative methods in the strategy of organization development. The authors have systematized creative methods in the form of evolutional diagram and table, introduced indices of creativity, formulated and solved the task of detection of optimal level of enterprise creativity.

Текст научной работы на тему «Креативные методы в развитии предприятия»

_Аннотация

Рассмотрены два подхода к организации творческой деятельности на предприятии, показана важность креативных методов в стратегии развития фирмы. Систематизированы креативные методы в форме эволюционной диаграммы и таблицы, введены показатели креативности и поставлена, и решена задача определения оптимального уровня креативности предприятия.

Ключевые слова: креативный менеджмент, развитие фирмы, творческие методы, эффективность использования креатива, оптимальный уровень креатива предприятия

Долятовский Леонид Валерьевич

канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, докторант, Азовский филиал Российского государственного социального университета dvaleri@inbox.ru

Гамалей Николай Юрьевич

аспирант, кафедра менеджмента,

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

творческий порыв

порождает прорыв

креативные методы в развитии предприятия

Сложность задач управления в настоящее время стремительно растет. Для разрешения ситуаций с высокой неопределенностью наиболее эффективен творческий, или креативный подход. В развитых странах уже сформировалось креативное ядро - творческие работники компаний, разработчики новых изделий и технологий, архитекторы, дизайнеры, ученые. 30% работающих в современных США (около 38 млн человек) занимаются креативной деятельностью. При решении сложных задач важны независимость мышления, высокий

уровень образования и человеческого капитала. В ХХ веке креативный класс (прослойка, которая создает и проектирует что-то новое, остальные - рабочие и обслуживающий персонал занимаются выполнением заданной работы) вырос в 10 раз: в 1900 году он составлял 2,5% работающих, в 1960-м - 5%, в 1970-80 гг. - 20%, в 1991 -25% , в 2000 - 30%.

Отражением роста роли креативной деятельности являются инвестиции в НИОКР США: в 1950 г - 5 млрд долларов, в 2000 г - 250 млрд и рост числа патентов: в 1900 г - 25 тыс., в 2000 г - 150 тыс.

В России креативный класс составляет 13 млн человек, но творческий потенциал используется на 50%. Индекс научно-технического развития РФ сейчас, по данным корпорации РЭНД, составляет 0,88 (в США 5,08).

Творческие методы являются в современном бизнесе безусловной необходимостью: руководителям приходится решать нестандартные задачи, адаптироваться к сложным ситуациям, применяя методы синектики и морфологического анализа (2). Однако с применением креативного подхода в экономике нет определенности, в частности, не определены оптимальные характеристики промышленного креатива. Ниже рассмотрены задачи креативного менеджмента и оптимизации использования креатива в работе предприятия.

Определение

и суть креативного менеджмента

Креативный менеджмент ориентирован на развитие творческих способностей человека, закрепление в его

сознании установок на поиск инноваций. Р. Акофф и Д. Вергана предлагают два подхода к определению творчества (рис. 1).

Творчество - процесс создания нового, а креативность - потенциал, внутренний ресурс человека, его умение отказаться от стереотипных способов мышления и способность обнаруживать новые способы решения проблем. Креативный потенциал фирмы есть способность к принятию и реализации креативных управленческих решений для достижения поставленных целей и создания новых конкурентных преимуществ. Имеется ряд аксиом креативного менеджмента:

1) глубинность знаний: для реального эффективного творчества необходимо всестороннее проникновение в сущность предметной области;

2) «замыливание глаза»: отказ от сложившихся стереотипов, догм, штампов, преодоление психологической инерции;

3) отторжение сложившихся стереотипов должно быть рациональным;

Творческий потенциал формируется генетически (психометрика)

Подходы к определению творчества

Рис. 1. Характеристики подходов к определению творчества

Функционирование (выполнение заданных работ)

Работа фирмы

Развитие

Стратегическое развитие

Использование креатива

Поиск новых возможностей

Использование НТП Рис. 2. Две сферы деятельности фирмы

4) организационными методами создать творца невозможно;

5) креативный менеджмент позволяет овладеть мощными методами творчества. Задачи креативного менеджмента:

1. Оценка творческого потенциала личности.

2. Создание творческой атмосферы в коллективе.

3. Формирование групп экспертов для оценки и фильтрации идей.

4. Образование временных творческих групп для решения проблем.

5. Оценка доминирующих мотивацион-ных установок для решения перспективных задач.

с применением креативного подхода в экономике нет определенности, в частности, не определены оптимальные характеристики промышленного креатива

6. Определение эвристических методов, приемов, необходимых для решения сложных задач.

Роль креативного менеджмента в развитии фирмы

Фирма выполняет определенные функции: с одной стороны, производит продукцию, реализует технологии производства; с другой - она должна развиваться (улучшать свои показатели, разрабатывать новые изделия, осваивать новые рынки) (рис. 2). Соотношение этих сфер деятельности в разных фирмах различно: там, где более высокая сложность функций, идут постоянные процессы развития, роль креативной работы выше (рис. 3). Креативные методы существенно повышают эффективность работы фирмы; нестандартные решения, инновации, новые технологии позволяют улучшить использование всех видов ресурсов (рис. 4).

Креативный подход изменяет технологии принятия решений в фирме и мышление руководителей (рис. 5). Креативные решения могут иметь разные стратегические уровни и степень новизны:

• рационализация: совершенствование существующих технологий, приемов работы, распределение задач, улучшение характеристик оборудования;

• изобретательство: создание новых устройств, систем, способов обработки информации;

• открытие: выявление принципиально новых закономерностей.

В бизнесе возможны и практикуются все эти формы креатива, и они являются главными двигателями прогресса (рис. 6).

Инструменты управления креативностью предприятия

В настоящее время существует ряд направлений в креативной деятельности и решении сложных управленческих задач, которые можно систематизировать в форме диаграммы (рис. 7).

Если сопоставить результативность этих 12 креативных методик и затраты на их использование, получим качественные оценки их эффективности в виде графика (рис. 8).

функций

Рис. 3. Связь сложности функций и потребности в креативных методах

В зависимости от качественных характеристик креативные методы можно систематизировать в форме матрицы (рис.9).

Из матрицы SWOT вытекают необходимые для развития креативного подхода стратегические действия (рис. 10)

Задача определения оптимального уровня креатива в организации

Обозначимп - уровень креативности организации, 0 < п < 1, тогда с этим показателем можно связать две функции потерь: Сп1(п) - затраты на развитие креативного потенциала; Сп2(п) -снижение потерь от недостаточного использования креативного потенциала (рис. 11).

Необходимо определить такой уровень креатива предприятия, который минимизирует суммарные потери:

Cn{jj) = \Сщ (77) + Cn2 (77)] min (1)

при ограничениях на затраты и допустимые потери.

Если на основе экономических расчетов получены функции потерь в экспоненциальной форме:

Сщ (//) = С • вк1\ (2)

Сп2 (/7) = С2 ■ е-к2", (3)

то оптимальный уровень креативности можно найти либо как точку пересечения двух кривых:

Сп1 {Г})= Сп2 (л)

С1 • ек17 = С2 (прологарифмируем выражение (5):

1п С1 + к^ = 1п С2 - к2ц,

1п С2 С

Откуда ^ =-^), (6)

к1 + к2

- к2П

(4)

(5)

Доля, %

Эффективность компании

Рутинная креативная работа

Интенсивное использование креатива

С использованием творческого подхода Без управления творческим потенциалом

0 1

Использование креатива

Рис. 4. Соотношение рутинной и креативной работы (а) и влияние креатива на эффективность фирмы (б)

конвергентное мышление

дивергентное мышление

^ Латеральное^ мышление алгоритмизация творческих ^ процессов

Рис. 5. Типология управленческих решений

либо как решение уравнения: -С = (с^Ь* + С2е-*2')= 0 .(7)

й-Ц й-Ц

Если для фирмы С1(0) = 10 тыс. руб.,

С2(0) =100 тыс. руб., к1 = 1,4, к12 = 1,2, 2 3

то и*= —— = 0 88 , т.е. нужен высо-2,6 '

кий уровень креативности. Для этого нужно разработать стратегию мотивации, обучения, стимулирования творческого подхода к решению творческих задач.

Введем ряд показателей для оценки креативности организации (табл.1). Общий показатель креативной деятельности на предприятии будет равен корню л-ой степени из произведения частных показателей таблицы, так как он будет показывать усреднен-

ную величину использования креативного потенциала:

ккр = ^0,77 • 0,11- 0,4 • 0,67 • 0,3 = 0,36 .

В идеальном случае ккр = 1 при условии выполнения всех показателей. Если все показатели выполнены на 50% - ккр = 0,5, если на 20%, то ккр = 0,2. Поэтому можно ввести шкалу оценок уровня креативности организации (рис.12).

Другим показателем структуры креативной деятельности в фирме является

соотношение объемов креативной V и функциональной Уф деятельности:

кр

Если

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

к =

жр V

V = 5-10 = 50 час/мес.,

кр

а V, = 82 • 8 • 25 = 16400 час, то

(9)

Экономический рост фирмы

Увеличение объема производства

Креатив

Новые идеи, методы, новые технологии

Рост качества продукции

Структура производства

Внутренний креатив, мотивация творческого подхода Оптимальное планирование

Показатели

Число инноваций Число участвовавших в творческой работе Число зарегистрированных разработок Применение патентов Тиражирование инноваций

Рис. 6. Показатели креативной деятельности организации

Возможности

1. морфологический

анализ 2. матричные методы

3. мозговой штурм

4. ассоциации и метафоры

5. синектика

6. конференция идей

7. смещение границ

8. ФСА

9. АРИЗ

10. метод синтеза оптимальных решений 11. системное программирование Мэт-четта 12. ВМ

Расширение поиска новых идей

Механизмы генерации идей

Активная генерация, отбор идей

Направления Проектный подход Искусственный интеллект

Рис. 7. Направления и возможности креативных методов

Результативность Я Стоимость С

100

10

Методы решения творческих задач

1 23 4 5 6 789012 Рис. 8. Сравнение эффектов разных креативных методов

V 50 к = = = 0,003, т.е. 0,3% ЭКР Vф 16400

занимает креативная деятельность. Если составить таблицу результатов работы фирмы за ряд лет и показателей креативности к, к , то можно

найти зависимость этих показателей в виде уравнений:

У = /11 {к КР ) , У = Л (кэКр ) ,

(10) (11)

и определить чувствительность результатов к этим показателям. Мерой их взаимосвязей может быть коэффициент консонанса.

Основным методом оценки креативности организации являются экс-

пертные оценки, т.к. креативность сложно оценить аналитически. Для оценки креативности применяется функция успеха Раша:

1

р = , (12)

Умение принимать и отстаивать решения

Бенчмаркинг Групповые методы принятия решений Синектика

Способности

оценки

деятельности

Алгоритмизация изобретательских задач (АРИЗ)

Проектирование нововведений Метод смещения границ

Метод поиска конструктивных идей Функционально-стоимостной анализ

Конференция идей Метод многократной последовательной классификации Метод синтеза оптимальных решений

Мозговой штурм Синектика Матрица открытий Морфологическая матрица

Метод ассоциаций и метафор

Системное проектирование Мэтчетта Специальные техники решения задач

(ФСА)

Расширение креативных ролей в организации

Генерация идей, легкость принятия творческих решений

Рис. 9. Систематизация методов креативного менеджмента

£ =

Выделение Стратегическое Мотивация и сти-

средств для планирование мулирование ра-

развития & развития & ботников &

творческого креатива

подхода

V

Л

Подбор Создание Обучение Внедрение инно-

творческих творческих персонала вации

& кадров & коллективов & методом &

для решения творческой

проблем работы

Рис. 10. Стратегические действия, необходимые для развития креативного подхода

Показатели креативности организации

Таблица 1

Частные коэффициенты креатива Обозначения переменных Примечания

N К Л Nп Жпо - число инноваций в организации за период Nп - среднее число инноваций на инновационно активных предприятиях Ж = 26 п N = 20 по к Л = 20 = 0,77 " 26

К N> Ку" JV об Nу - число участников творческих работ Nоб - общее число работающих Ny = 10, N о6 = 92 Ку = 10 = 0,11 у 92

N ¡г рег Кр= ж- ср Nрег - число реально зарегистрированных новых разработок N- среднее число ср зарегистрированных разработок инновационно активных предприятий области N = 5 рег Щ = 12 К = — = 0,4 р 12

п К _ пт пат п пт - число использованных новых пт патентов, технологий п - среднее число патентов у инновационных предприятий ппш = 4 п = 6 4 Кпап = - = 0,67 6

п у тир тир ~ ж по птир - число тиражированных (переданных, проданных другим организациям) патентов и технологий п = 6, N = 20 тир ' по К тир 20 0,3

где р - вероятность успешного решения творческой задачи сложности 5 работником с уровнем креативности 8,

Если для работника 8 = 4, а 5 = 0,6, то

Р =

1

2,22

= 0,45, а при 8 = 0,5, р = 0,47,

д =

С1 - Ст

С тах сп

(13)

Если имеется несколько предприятий с оценками частных показателей С/ в баллах, то рейтинг креатива по /-ой характеристике равен:

при С1 = 4, С,тт = 2 и Стах = 5, 2

В< =- = 0,67, ' 3

Суммарный рейтинг будет равен сумме:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в = 1В, ,

(14)

Рис. 11. Функции Сл 1(п) и Сл2(п)

0,7 0,6

0,5 Низкий уровень - 0,3

0,4 Средний уровень - 0,4

0,3 Существенный уровень - 0,5

Значительный уровень - 0,6

„ „ „ „ Высокий уровень - > 0,7

2 3 4 5 УИ

Рис. 12. Шкала оценок уровня креативности организации

и по этой характеристике можно оценивать подразделения фирмы, если С определяют балльную оценку характеристики их креативности. Поскольку балльные оценки выставляют обычно отобранные эксперты, можно для оценки креативности использовать разные виды экспертизы.

Вывод

Предложена методика определения оптимального уровня креативности предприятия, введены новые показатели креативности фирмы, систематизированы методы креативного

креативный потенциал фирмы есть способность к принятию и реализации креативных управленческих решений для достижения поставленных целей и создания новых конкурентных преимуществ

креативный подход изменяет технологии принятия решений в фирме и мышление руководителей

менеджмента, без которых построение инновационной экономики является весьма проблематичным.

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука (Текст). - М.: Советское радио, 1977.

2. Gordon W.J.J. Sinectics: the development of Creative Capacity. - N.Y., 1961.

3. Долятовский Л.В. Креативные методы в развитии современного предприятия (Текст) // Международный научный альманах, Вып. 11. - Таганрог-Актюбинск: АктГУ, 2011.

Leonid V. Dolyatovsky

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Head, Chair of Management, Doctoral Candidate,

Azov Branch, Russian State Social University Nikolay Yu. Gamaley

Postgraduate, Chair of Management, Rostov State Economic University "RINH"

Creative methods in enterprise development

_Abstract

The paper considers two approaches to the organization of creative activity at the enterprise; it shows the importance of creative methods in the strategy of organization development. The authors have systematized creative methods in the form of evolutional diagram and table, introduced indices of creativity, formulated and solved the task of detection of optimal level of enterprise creativity.

Keywords: creative management, corporation development, creative methods, efficiency of creativity, optimal level of creativity of the enterprise

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.