Научная статья на тему 'КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ'

КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
386
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / КУЛЬТУРА ГОРОДА / ИНДУСТРИЯ / КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Коргожа Наталья Степановна

В статье рассматривается городская культурная среда как важный приоритет качества жизни российского города, определяется сущность понятия «креативные индустрии», анализируются различные подходы к классификации креативных индустрий, обосновывается важность развития креативных индустрий в формировании городской культурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Коргожа Наталья Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ»

УДК 394:316.7

Н. С. Коргожа

Креативные индустрии как фактор развития городской культурной среды

В статье рассматривается городская культурная среда как важный приоритет качества жизни российского города, определяется сущность понятия «креативные индустрии», анализируются различные подходы к классификации креативных индустрий, обосновывается важность развития креативных индустрий в формировании городской культурной среды.

Ключевые слова: городская культурная среда, культура города, индустрия, креативные индустрии, креативный город

Natalia St. Korgozha

Creative industries as a factor in the development of the urban cultural environment

The article considers the urban cultural environment as an important priority of the quality of life of the Russian city, defines the essence of the concept of "creative industries', analyzes different approaches to the classification of creative industries, substantiated the importance of developing creative industries in shaping the urban cultural environment.

Keywords: urban cultural environment, city culture, industry, creative industries, creative city

В современных условиях глобализации мирового культурного пространства актуализируется проблема развития городской культурной среды и инновационных процессов культурной жизни города. Городская культурная среда включает пространство, в котором функционирует культура города, значительно влияющая на формирование городского образа жизни. Культура города выступает важнейшим приоритетом национальной идентичности и уникальности городской культурной среды.

Городская культурная среда - это пространство культурных возможностей, совокупность городских культурных объектов, сообществ и субкультур, в которых осуществляется культурная деятельность горожанина. Существуют различные подходы к анализу структурных элементов городской культурной среды, характеризующие многогранность и уникальность этого феномена: социологический, культурологический, семиотический, системный и т. д. Каждый из этих подходов в рассмотрении отдельных элементов городской культурной среды определяет особенности архитектурного облика города, ландшафт-

Раздел 2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности ного стиля, инфраструктуры учреждений культуры и искусств, творческой направленности деятельности художественной интеллигенции, развития самодеятельного любительского творчества, досуговых предпочтений горожан.

Проблемам развития городской культурной среды посвящены работы целого ряда исследователей: Н. П. Анциферова, В. Л. Глазычева, И. М. Гревса, Е. В. Забелина, Л. Б. Когана, Е. С. Крашенинниковой, Ю. М. Лот-мана, Э. А. Орловой, С. А. Смирнова, Л. Г. Скульмовской, В. Н. Топорова, В. С. Цукермана, З. Н. Яргиной. Рассматривая структурные элементы городской культурной среды, ученые характеризовали ее как особый вид культурного пространства города, включающий совокупность учреждений социально-культурной сферы, разнообразие видов культурно-досу-говых программ, включенность городского населения в культурно-творческую деятельность.

По сведениям Федеральной службы государственной статистики, численность населения в России по состоянию на 1 января 2019 г. составляла 146 780 720 человек, из них 109 453 533 человека - городское население. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 1117 городов, из них 15 городов имеют статус городов-миллионеров (более 1 миллиона жителей), 22 - крупнейших городов (от 500 тысяч до 1 миллиона жителей); 41 - крупных городов (от 250 тысяч до 500 тысяч жителей); 93 - больших городов (от более 100 тысяч жителей до 250 тысяч); 153 - средних городов (от 50 тысяч до 100 тысяч); 793 - малых городов (до 50 тысяч жителей)1.

Каждый город в нашей стране имеет свою необычную историю возникновения, свой неповторимый архитектурный и ландшафтный стиль, свое особое социокультурное пространство, основанное на уникальных материальных и духовных ценностях. Город - это центр экономической, политической и культурной жизни региона, имеющий развитый комплекс промышленного производства, архитектурных сооружений, транспортных коммуникаций, учреждений социально-культурной сферы, обеспечивающий жизнедеятельность городского населения.

Город представляет собой определенный тип социальной общности и существует на основе интеграции отдельных групп населения современного урбанизированного общества. Современный город должен быть комфортным и безопасным для проживания, иметь самобытную архитектуру с историческими достопримечательностями, систему качественно функционирующих учреждений социально-культурной сферы, привлекательную городскую среду с природными рекреационными зонами.

Section 2. pressing issues of socio-cultural activity

Как отмечает Л. Ю. Антонова, «при анализе направлений развития культурного городского пространства будущего важно учитывать организационно-пространственные возможности каждого города и при этом энергично помогать развитию всей системы культурной жизни, включая современное искусство. Важно сохранить для будущего поколения культурное наследие прошлого через грамотное сочетание исто-р и чес ко-культурных сфер с современными инновационными технологиями»2.

В настоящее время все большое значение для интенсивного развития городов, обновления городской культурной среды имеют креативные индустрии, обладающие значительным потенциалом для экономического роста городских территорий. Креативные индустрии на современном этапе являются одним из наиболее динамичных секторов развития экономики, включают процессы капитализации культуры, искусства, средств массовой информации и наукоемких технологий.

Термин «industria» означает «промышленное производство», индустрия - это сектор экономики, включающий совокупность предприятий, занятых производством потребительских товаров и услуг. Креативные индустрии - отрасль экономики, способствующая созданию новых творческих продуктов и услуг, развитию интеллектуальной собственности. Креативные индустрии используют инновационные технологии в коммерческой деятельности и обладают большим социально-экономический потенциалом для развития городов и формирования городской культурной среды.

Рассматривая креативные индустрии как явление современной культуры А. В. Бокова отмечает, что «креативные индустрии по своей сути представляют сложные сетевые структуры, которые, с одной стороны, создают условия для эффективной деятельности творческой организации, а с другой стороны, фиксируют индустриальный потенциал. Сетевой подход позволяет увидеть целостную картину структуры креативной индустрии в ее деталях и дает представление о том, какие части этой структуры реализуются на той или иной территории и, в связи с этим, создает условие для формирования эффективной культурной политики и развития городской среды»3.

Концепты развития креативных индустрий рассматривались немецким философом Теодором Адорно и немецким социологом Максом Хоркхаймером («Диалектика просвещения», глава «Культурная индустрия. Просвещение как обман масс», 1947), французским социологом Э. Мораном («Дух времени», 1962), французским социологом Бернаром Мьежа («Логика работы в новых культурных индустриях», 1987)4. Наибо-

Раздел 2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности лее известными зарубежными исследователями креативных индустрии являются: Франко Бьянчини, Фил Вуд, Чарльз Лэндри, Ричард Флорида, Джон Хокинс, Питер Холл5.

Термин «креативные индустрии» стал активно употребляться в Великобритании в 70-х гг. XX в. в период, когда агентство «Совет Большого Лондона» подготовило стратегию развития креативных индустрий, ставшей частью национальной экономической политики6. В 1998 г. Департаментом культуры, медиа и спорта Великобритании был разработан документ «Картирование креативных индустрий», в котором определялась роль креативных индустрии в развитии экономики страны и была представлена классификация креативных индустрий, ставшая основой для классификаций креативных индустрий в других странах мира. На основании Британской концепции начали разрабатываться классификации моделей креативных индустрий в различных странах мира соответствии с национальными особенностями и приоритетами государственного экономического развития.

По классификации Департамента культуры, медиа и спорта Великобритании к креативным относятся следующие виды индустрий: дизайн, реклама, архитектура, ремесла (керамика, текстиль, металл, кожа), кинопроизводство, видеопроизводство, аудиопроизводство, производство программного обеспечения, музыка, живопись, хореография, радио, телевидение, Интернет, издательская деятельность, визуальные искусства, деятельность учреждений культуры и искусства.

На конференции Организации Объединенных Наций «Tera consultants» по торговле и развитию, состоявшейся в 2008 г., в докладе о креативной экономике была представлена классификация креативных индустрий, охватывающая четыре области: наследие, искусство, средства массовой информации и функциональная группа.

Внутри каждой области были различные сектора креативных индустрий, например, область «наследие» включала: культурные объекты (исторические памятники, музеи, библиотеки, архивы) и традиционное культурное самовыражение (художественные ремесла, традиционные промыслы, фестивали, народные гуляния, праздники); область «искусство» - исполнительское искусство (музыка, театр, танец, опера, балет, цирк) и визуальные искусства (скульптура, живопись, графика, фотография); область «средства массовой информации» - издание и тиражирование печати (книги, газеты, журналы) и аудиовизуальные медиа (цифровой контент, программное обеспечение, видеоигры, анимация, кино); область «функциональная группа» - сектор дизайн (дизайн интерьеров, дизайн одежды, графический дизайн, дизайн ювелирных изделий, ди-

Section 2. pressing issues of socio-cultural activity зайн игрушек) и сектор креативных сервисов (реклама, услуги в сфере культуры, услуги в сфере цифровых технологий).

В различных странах мира к креативному сектору экономики относят различные отрасли, например, в США американская модель креативных индустрий основывается на авторском праве и включает издательское дело, дизайн, рекламу, архитектуру, компьютерное программное обеспечение, телевидение, радио, музыку, кино, компьютерные игры, исполнительское искусство, моду, ремесла7. В английской модели креативных индустрий преобладают реклама, дизайн, архитектура, кино, видео, компьютерные игры, исполнительское искусство, телевидение, радио, Интернет, антиквариат, музеи, писательское и издательское дело. К китайской модели креативных индустрий также относят спорт, туризм, консалтинговые услуги; финскую модель креативных индустрий дополняет рекреационная деятельность парков культуры и отдыха.

В 2000 г. была издана книга английского исследователя Чарльза Лэн-дри «Креативный город. Пособие по городской инноватике», в которой он раскрыл содержание понятия «креативный город», определил особенности развития города как открытой саморазвивающейся системы и обосновал «Индекс креативных городов», базирующийся на десяти критериях. В этой работе он проанализировал каждый критерий, состоящий из группы индикаторов, определяющих уровень развития креативных городов, таких как: политическая система, благосостояние, предпринимательство, стратегическое лидерство, инновации, коммуникация, культура, научные исследования, профессионализм и т. д.8

В России в настоящее время значительно возрос интерес к проблемам развития креативных индустрий и инновационного формирования городской культурной среды. Как отмечает Е. В. Зеленцова, «собственно, российский опыт развития креативных индустрий пока невелик, он представлен преимущественно в деятельности отдельных креативных компаний (от рекламы до изобразительного искусства) и в развитии международных и российских проектов по исследованию и формированию креативных индустрий (такого рода проекты реализуются в России с 2001 г). В то же время уже имеются заметные достижения в формировании креативных индустрий в ряде регионов (прежде всего в Москве и ряде крупных региональных центров - Санкт-Петербурге, Красноярске, Самаре), активно развиваются креативные кластеры в Москве»9.

Бесспорно, развитие креативных индустрий имеет большое будущее, оно способствует формированию культуры и искусства, распространению художественных ценностей общества, устойчивому экономическому росту страны. Креативные индустрии направлены на создание

Раздел 2. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности уникальных творческих продуктов, которые отличаются новаторскими идеями и оригинальными подходами к их реализации.

В заключение следует отметить, что развитие креативных индустрий - это дополнительный импульс в модернизации российских городов и инновационного развития городской культурной среды. Креативные индустрии обладают большим социально-экономический потенциалом для развития городских территорий, способствуют созданию комфортной среды проживания, создают новые направления экономической деятельности, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития современных городов.

Примечания

1 Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 10.06.2018).

2 Антонова Л. Ю. Влияние креативных составляющих на городскую культурную среду: региональный аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 25.

3 Бокова А. В. Культурные, креативные, творческие индустрии как явление современной культуры: опыт концептуализации: автореф. дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01. Томск, 2016. С. 4.

4 Зеленцова Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. М., 2008. С. 14, 16, 17.

5 Яковлев Ю. Я. Основания культурных и креативных индустрий как явление современного общества [Электронный ресурс] // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 25. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=29207816 (дата обращения: 25.07.2018).

6 Зеленцова Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре. С. 9.

7 Яковлев Ю. Я. Основания культурных и креативных индустрий как явление современного общества. С. 9.

8 Зеленцова Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре. С. 18, 19.

9 Там же. С. 4-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.