Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
О.А. МИХАЙЛОВА
(Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия)
УДК 81 ’ 27 ББК Ш100.3
КРЕАТИВНОСТЬ В ТЕРМИНОЛОГИИ
(НА МАТЕРИАЛЕ «ЭМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ»)1
Аннотация: Рассматривается креативность в терминологии, которая проявляется в активном процессе образования терминов и специализации отдельных словообразовательных формантов. В частности, анализируются термины из сферы языкознания с формантом -ем(а) и направления их функционирования.
Ключевые слова: терминотворчество, вариант, инвариант, парадигма, уровни языковой системы, язык как деятельность.
Одним из признаков современной языковой ситуации является креативность во всех сферах деятельности, в том числе и научной. В процессе познания и освоения научных объектов и отношений между ними создаются новые термины, что, с одной стороны, способствует выделению особых отраслей знания (частных разновидностей и направлений какой-либо области), а с другой, обобщает опыт изучения особых объектов в конкретной науке. Термин как единица языка подчиняется и фонетическим, и грамматическим законам данного языка. Структурно-семантические особенности терминов проявляются в сфере словообразования, где происходит специализация отдельных формантов, характерных для собственно терминологических моделей. Таким специализированным для языкознания формантом стал греческий суффикс -ем(а).
В лингвистике этот суффикс является достаточно продуктивным и маркирует абстрактную, глубинную единицу языка. Давно стало об-
1 Исследование проведено при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России (грант 2012-1.5-12-000-3004-002 «Многоречие в социокультурном пространстве современной России»).
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
щепринятым последовательное разграничение языковых единиц и их конкретных реализаций. Признание вариантно-инвариантного устройства материальных единиц языка отразилось в двух рядах терминов -эмических и этических. Эмические понятия как инварианты включают этические понятия как свои видовые варианты (ср. фонемика как учение о инвариантах - фонемах и фонетика - учение о вариантах фонемы). В большинстве направлений лингвистики «этические» и соответствующие им «эмические» единицы относятся к одному уровню языка
Противопоставление эмических и этических единиц в современном употреблении было предложено дескриптивной лингвистикой, в частности в рамках концепции грамматического описания единиц языка - тагмемики - американским языковедом К.Л. Пайком и его учениками в 1950-60-х гг. Однако сами эмические термины имеют более давнюю историю. Начинают российскую лингвистическую историю эмических терминов морфема и фонема.
Понятие и термин морфема, предложенные в 1881 г. Бодуэном де Куртенэ как обобщение понятий корень и аффикс, получают широкое распространение в работах Пражской лингвистической школы, Л. Блумфилда и в дескриптивной лингвистике. Выйдя за пределы структурной лингвистики, термин морфема стал одним из основных в общем языкознании, в описательной и исторической грамматиках, однако в содержании данного понятия со временем наблюдаются многочисленные сдвиги. В это же время Казанской лингвистической школой впервые разработано понятие фонема в современном смысле термина. Сам же термин фонема появился раньше во французской лингвистике как эквивалент немецкого Sprachlaut 'звук языка'. Более поздним является термин лексема, который был предложен в 1918 г. А.М. Пешков-ским, в 1924 г. вошел в «Грамматический словарь» Н.Н. Дурново, а в дальнейшем получил содержательное наполнение и уточнение в трудах В.В. Виноградова, А.И. Смирницкого, А. А. Зализняка.
Распространение структурных методов на лексику обусловило и появление параллельного лексеме термина семема (в работе Л. Блумфилда 1933 г.), и эти термины в совокупности охватывают лексический уровень. Таким образом, эмическими терминами были определены единицы трех уровней языковой структуры. В отношении синтаксических единиц М.И. Черемисина в работе 1997 г. отмечала отсутствие эмических терминов для синтаксического уровня [Черемисина 1997].
Термин с суффиксом -ем придает соответствующему научному понятию значение минимальной единицы определенного уровня языка, а также очерчивает его парадигматический контекст; следовательно, по логике вещей список эмических терминов должен быть закрыт,
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
поскольку для каждого уровня возможна только одна эмическая единица. В ЛЭС представлены термины фонема, лексема, морфема, семантема, сема и некоторые приставочные производные от них.
Однако в Тезаурусе лингвистических терминов в 2006 г. [см.: http://shaoulski.livejoumal.com/48648.html] было представлено свыше 100 единиц с суффиксом -ем(а), и этот список был нами дополнен новыми данными, подтверждающими творческую деятельность лингвистов в области терминообразования.
Образование эмических терминов в метаязыке современной лингвистики идет в двух направлениях - вглубь и вширь.
В первом случае каждая из известных структурных единиц изучается более глубоко и в разных аспектах, в результате чего она становится основой словообразовательного гнезда. Противопоставление инвариантных единиц и их видовых вариантов закономерно привело к появлению алло-эмических терминологических пар: морфема / алломорфема, фонема / аллофонема, лексема / аллолексема. Кроме того, исследователи создают производные от общеизвестных эмических терминов, чтобы обозначить таким образом аспект исследования соответствующей единицы или показать ее промежуточный характер. Так, существуют однокоренные с морфемой термины лексоморфема, син-тагмоморфема (Т.В. Булыгина), морфотмема, (Ю.С. Маслов), слого-морфема (Х. Улашин), морфосиллабема. От основы лексема образованы, архилексема, лексотмема (Ю.С. Маслов).
Наиболее широко представлены производные термина фонема: архифонема (Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон), парадигмо-фонема, син-тагмо-фонема, субфонема (М.В. Панов), суперфонема (Л.Л. Касаткин), гиперфонема (В.Н. Сидоров), мегагиперфонема, супергиперфонема, супрафонема (С.В. Князев), группофонема (В.К. Журавлёв) и др.
Второе направление, по которому развивается эмическая терминология, - расширение круга единиц, для номинации которых создаются слова с суффиксом -ем. И здесь творчество лингвистов проявляется со всей полнотой.
Можно вычленить парадигмы, включающие синонимические термины, например фонема - кинема, семема - плерема и др. Есть термины, обозначающие фигуры (Л. Ельмслев), т.е. односторонние сущности плана выражения или плана содержания (сонема, таксема, номема, грамматема и др.). Но в основном эмическим термином обозначаются вспомогательные, операциональные понятия, с помощью которых вычленяются пригодные для анализа единицы текста или речевой коммуникации. Многие из вновь предложенных терминов образуют парадигмы. Вот некоторые из них:
Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива
графема и неографема (новый элемент письма, новый графический знак);
фразема, синтема (несколько грамматических слов в одной синтагме, имеющих одну семему) и синкретема (минимальная лексическая единица древнерусского текста);
синтаксема (слово как конструктивный компонент более сложного синтаксического построения);
текстема и наррема (эпизод);
коммуникема, коммуниканема, коммуникатема и речема;
экспрессема (единица поэтического языка), креатема (минимальная единица творчества), эвристема (избранная, сильная экспрессема);
эпистема и логоэпистема
культурема и лингвокультурема.
Репертуар эмических терминов отражает исторический ход лингвистических изысканий - переход от структурной лингвистики к коммуникативной и далее к лингвокультурологии. Кроме того, терминологическая система доказывает смену объекта исследования - от языка как структуры к языку как деятельности, от основных строевых единиц языка к тексту и речи.
ЛИТЕРАТУРА
Черемисина М.И. Исследование моделей элементарного простого предложения в тюркских языках Южной Сибири // Центрально-азиатский исторический сервер.
Pike K.L. Language in relation to a unified theory of the structure of human behavior, 2 ed., The Hague. - P., 1967.
Pike K.L. Linguistic concepts: An introduction to tagmemics. - L., 1982.
© Михайлова О. A., 2012