Научная статья на тему 'Креативность в терминологии (на материале «Эмических терминов»)'

Креативность в терминологии (на материале «Эмических терминов») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
530
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНОТВОРЧЕСТВО / ВАРИАНТ / ИНВАРИАНТ / ПАРАДИГМА / УРОВНИ ЯЗЫКОВОЙ СИСТЕМЫ / ЯЗЫК КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATION OF TERMS / A VARIANT / AN INVARIANT / A PARADIGM / LEVELS OF LANGUAGE SYSTEM / A LANGUAGE AS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Михайлова Ольга Алексеевна

Рассматривается креативность в терминологии, которая проявляется в активном процессе образования терминов и специализации отдельных словообразовательных формантов. В частности, анализируются термины из сферы языкознания с формантом -ем(а) и направления их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity in terminology (on the material of «emic terms»)

The author considers creativity in terminology which is displayed in an active process of formation of terms and specialization of separate word-formation formants. In particular, terms from sphere of linguistics with the formant -em(a) and directions of its functioning are analyzed.

Текст научной работы на тему «Креативность в терминологии (на материале «Эмических терминов»)»

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

КРЕАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

О.А. МИХАЙЛОВА

(Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Россия)

УДК 81 ’ 27 ББК Ш100.3

КРЕАТИВНОСТЬ В ТЕРМИНОЛОГИИ

(НА МАТЕРИАЛЕ «ЭМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ»)1

Аннотация: Рассматривается креативность в терминологии, которая проявляется в активном процессе образования терминов и специализации отдельных словообразовательных формантов. В частности, анализируются термины из сферы языкознания с формантом -ем(а) и направления их функционирования.

Ключевые слова: терминотворчество, вариант, инвариант, парадигма, уровни языковой системы, язык как деятельность.

Одним из признаков современной языковой ситуации является креативность во всех сферах деятельности, в том числе и научной. В процессе познания и освоения научных объектов и отношений между ними создаются новые термины, что, с одной стороны, способствует выделению особых отраслей знания (частных разновидностей и направлений какой-либо области), а с другой, обобщает опыт изучения особых объектов в конкретной науке. Термин как единица языка подчиняется и фонетическим, и грамматическим законам данного языка. Структурно-семантические особенности терминов проявляются в сфере словообразования, где происходит специализация отдельных формантов, характерных для собственно терминологических моделей. Таким специализированным для языкознания формантом стал греческий суффикс -ем(а).

В лингвистике этот суффикс является достаточно продуктивным и маркирует абстрактную, глубинную единицу языка. Давно стало об-

1 Исследование проведено при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России (грант 2012-1.5-12-000-3004-002 «Многоречие в социокультурном пространстве современной России»).

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

щепринятым последовательное разграничение языковых единиц и их конкретных реализаций. Признание вариантно-инвариантного устройства материальных единиц языка отразилось в двух рядах терминов -эмических и этических. Эмические понятия как инварианты включают этические понятия как свои видовые варианты (ср. фонемика как учение о инвариантах - фонемах и фонетика - учение о вариантах фонемы). В большинстве направлений лингвистики «этические» и соответствующие им «эмические» единицы относятся к одному уровню языка

Противопоставление эмических и этических единиц в современном употреблении было предложено дескриптивной лингвистикой, в частности в рамках концепции грамматического описания единиц языка - тагмемики - американским языковедом К.Л. Пайком и его учениками в 1950-60-х гг. Однако сами эмические термины имеют более давнюю историю. Начинают российскую лингвистическую историю эмических терминов морфема и фонема.

Понятие и термин морфема, предложенные в 1881 г. Бодуэном де Куртенэ как обобщение понятий корень и аффикс, получают широкое распространение в работах Пражской лингвистической школы, Л. Блумфилда и в дескриптивной лингвистике. Выйдя за пределы структурной лингвистики, термин морфема стал одним из основных в общем языкознании, в описательной и исторической грамматиках, однако в содержании данного понятия со временем наблюдаются многочисленные сдвиги. В это же время Казанской лингвистической школой впервые разработано понятие фонема в современном смысле термина. Сам же термин фонема появился раньше во французской лингвистике как эквивалент немецкого Sprachlaut 'звук языка'. Более поздним является термин лексема, который был предложен в 1918 г. А.М. Пешков-ским, в 1924 г. вошел в «Грамматический словарь» Н.Н. Дурново, а в дальнейшем получил содержательное наполнение и уточнение в трудах В.В. Виноградова, А.И. Смирницкого, А. А. Зализняка.

Распространение структурных методов на лексику обусловило и появление параллельного лексеме термина семема (в работе Л. Блумфилда 1933 г.), и эти термины в совокупности охватывают лексический уровень. Таким образом, эмическими терминами были определены единицы трех уровней языковой структуры. В отношении синтаксических единиц М.И. Черемисина в работе 1997 г. отмечала отсутствие эмических терминов для синтаксического уровня [Черемисина 1997].

Термин с суффиксом -ем придает соответствующему научному понятию значение минимальной единицы определенного уровня языка, а также очерчивает его парадигматический контекст; следовательно, по логике вещей список эмических терминов должен быть закрыт,

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

поскольку для каждого уровня возможна только одна эмическая единица. В ЛЭС представлены термины фонема, лексема, морфема, семантема, сема и некоторые приставочные производные от них.

Однако в Тезаурусе лингвистических терминов в 2006 г. [см.: http://shaoulski.livejoumal.com/48648.html] было представлено свыше 100 единиц с суффиксом -ем(а), и этот список был нами дополнен новыми данными, подтверждающими творческую деятельность лингвистов в области терминообразования.

Образование эмических терминов в метаязыке современной лингвистики идет в двух направлениях - вглубь и вширь.

В первом случае каждая из известных структурных единиц изучается более глубоко и в разных аспектах, в результате чего она становится основой словообразовательного гнезда. Противопоставление инвариантных единиц и их видовых вариантов закономерно привело к появлению алло-эмических терминологических пар: морфема / алломорфема, фонема / аллофонема, лексема / аллолексема. Кроме того, исследователи создают производные от общеизвестных эмических терминов, чтобы обозначить таким образом аспект исследования соответствующей единицы или показать ее промежуточный характер. Так, существуют однокоренные с морфемой термины лексоморфема, син-тагмоморфема (Т.В. Булыгина), морфотмема, (Ю.С. Маслов), слого-морфема (Х. Улашин), морфосиллабема. От основы лексема образованы, архилексема, лексотмема (Ю.С. Маслов).

Наиболее широко представлены производные термина фонема: архифонема (Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон), парадигмо-фонема, син-тагмо-фонема, субфонема (М.В. Панов), суперфонема (Л.Л. Касаткин), гиперфонема (В.Н. Сидоров), мегагиперфонема, супергиперфонема, супрафонема (С.В. Князев), группофонема (В.К. Журавлёв) и др.

Второе направление, по которому развивается эмическая терминология, - расширение круга единиц, для номинации которых создаются слова с суффиксом -ем. И здесь творчество лингвистов проявляется со всей полнотой.

Можно вычленить парадигмы, включающие синонимические термины, например фонема - кинема, семема - плерема и др. Есть термины, обозначающие фигуры (Л. Ельмслев), т.е. односторонние сущности плана выражения или плана содержания (сонема, таксема, номема, грамматема и др.). Но в основном эмическим термином обозначаются вспомогательные, операциональные понятия, с помощью которых вычленяются пригодные для анализа единицы текста или речевой коммуникации. Многие из вновь предложенных терминов образуют парадигмы. Вот некоторые из них:

Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива

графема и неографема (новый элемент письма, новый графический знак);

фразема, синтема (несколько грамматических слов в одной синтагме, имеющих одну семему) и синкретема (минимальная лексическая единица древнерусского текста);

синтаксема (слово как конструктивный компонент более сложного синтаксического построения);

текстема и наррема (эпизод);

коммуникема, коммуниканема, коммуникатема и речема;

экспрессема (единица поэтического языка), креатема (минимальная единица творчества), эвристема (избранная, сильная экспрессема);

эпистема и логоэпистема

культурема и лингвокультурема.

Репертуар эмических терминов отражает исторический ход лингвистических изысканий - переход от структурной лингвистики к коммуникативной и далее к лингвокультурологии. Кроме того, терминологическая система доказывает смену объекта исследования - от языка как структуры к языку как деятельности, от основных строевых единиц языка к тексту и речи.

ЛИТЕРАТУРА

Черемисина М.И. Исследование моделей элементарного простого предложения в тюркских языках Южной Сибири // Центрально-азиатский исторический сервер.

Pike K.L. Language in relation to a unified theory of the structure of human behavior, 2 ed., The Hague. - P., 1967.

Pike K.L. Linguistic concepts: An introduction to tagmemics. - L., 1982.

© Михайлова О. A., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.