Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ И ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ'

КРЕАТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ И ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / СОЗНАНИЕ / ПРОДУКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / РЕАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Логиновских Татьяна Александровна

А современном этапе развития общества возникают новые явления и процессы. Существует необходимость их философского понимания и оценки. К таким явлениям относятся социальные иллюзии. Природа, типы, функции социальных иллюзий достаточно хорошо изучены. Вопрос генетических оснований в исследовании феномена социальных исследований - одна из задач данной статьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVITY OF CONSCIOUSNESS AS CONDITION AND GENETIC BASIS OF SOCIAL ILLUSIONS

At the present stage of development of society, there are new phenomena and processes. There is a need for their philosophical understanding and evaluation. These phenomena include social illusions. Nature, types, functions of social illusions have been well studied. The question of the genetic basis in the study of the phenomenon of social research one of the objectives of this article.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ И ГЕНЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ»

онных для России религиозных организаций осуществляется сейчас во многом как своеобразный реванш за пережитое в прошлом и демонстрация нынешнего влияния.

Формат «арьергард» реализуется там, где свобода совести осуществляется индивидами, чьи убеждения перестали «быть в тренде», вышли из сферы массового признания, не находят более официальную поддержку. Поэтому они уже не имеют былого доступа к СМИ, вытесняются из сферы общественного диалога. Например, представители российской науки, остающиеся на позициях научного атеизма в своем противостоянии наступающему, по их мнению, клерикализму являют собой малочисленный отряд, прикрывающий отступление официальной идеологии.

Все перечисленные форматы осуществления свободы совести являются достаточно условными и, наверняка, не исчерпывают собой всю многогранную реальность. Следует сказать однако, что данная типология все же имеет право на существование в русле все того же принципа свободы совести - права иметь, выражать и отстаивать собственные убеждения.

Появление и других форматов толерантности, отражающих весь позитивный характер этого явления, зависит от многих условий. Так, говоря об условиях гарантии подлинной толерантности, Уолцер наилучшим из них называет гражданскую религию - явление, которое неотделимо от государства и имеет решающее значение для его воспроизводства и долговременного сохранения им стабильности. Гражданская религия, по его мнению, «включает в себя полный набор политических доктрин, исторических повествований, знаковых фигур, памятных дат и мемориальных ритуалов, посредством которых государство запечатлевается в душах своих граждан, в особенности молодежи и лиц, недавно вступивших в гражданство»

[4, с.92]. Думаем, что речь в данном случае идет о государственной идее (идеологии), воплощенной в теоретических постулатах и государственных решениях, художественных и эпических образах.

Наличие такой идеи, обращенной к исторической памяти народа страны, всегда служит укреплению социального единства через осознание общности прошлых завоеваний и перспектив будущего, неразрывной связи и взаимозависимости всех граждан государства. Современная Россия находится в поиске конкретных форм и образов государственной идеи, которая не только послужит единству народов страны, но и укрепит традиции подлинной толерантности в повседневной деятельности.

Список литературы

1. Круглова Н.В. Толерантность как социокультурная норма (западноевропейский опыт): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук: Специальность 24.00.01. - теория и история культуры. - Санкт-Петербург, 2011. -37 с.

2. Минченко Т.П. Проблема свободы совести в эпоху постсекулярности: истоки и перспективы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук: Специальность 24.00.01

- теория и история культуры. - Томск, 2011. - 34 с.

3. Станкевич Л.В., Полякова И.П. Феномен повседневности. // Философия и общество. - М., 2009. - № 2.

- С. 72-81.

4. Уолцер М. О терпимости. Перевод с англ. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. -160 с.

КРЕАТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ КАК УСЛОВИЕ И ГЕНЕТИЧЕСКОЕ

ОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

Логиновских Татьяна Александровна

кандидат философских наук, доцент, Российский государственный профессионально-педагогический

университет, г. Екатеринбург

THE CREATIVITY OF CONSCIOUSNESS AS CONDITION AND GENETIC BASIS OF SOCIAL ILLUSIONS

Loginovskih Tatyana Aleksandrovna, candidate of philosophical Sciences, associate Professor, Russian state vocational

pedagogical University, Ekaterinburg

АННОТАЦИЯ

На современном этапе развития общества возникают новые явления и процессы. Существует необходимость их философского понимания и оценки. К таким явлениям относятся социальные иллюзии. Природа, типы, функции социальных иллюзий достаточно хорошо изучены. Вопрос генетических оснований в исследовании феномена социальных исследований - одна из задач данной статьи.

ABSTRACT

At the present stage of development of society, there are new phenomena and processes. There is a need for their philosophical understanding and evaluation. These phenomena include social illusions. Nature, types, functions of social illusions have been well studied. The question of the genetic basis in the study of the phenomenon of social research one of the objectives of this article.

Ключевые слова: генетические основания, сознание, продуктивное воображение, креативность, социальные иллюзии, заблуждения, реальность личности.

Keywords: genetic basis, consciousness, productive imagination, creativity, social illusions, delusions, reality personality.

На современном этапе развития философского знания проблема социальных иллюзий активно исследуется в различных аспектах, как в философии, так и в социологии, психологии, антропологии, аксиологии. Вопрос заключается в том, чтобы найти тот ракурс проблемы, который бы не повторялся, а имел бы новые, не исследованные стороны, отношения в рамках объекта исследования. К таким аспектам исследования мы бы отнесли философское осмысление процесса возникновения (генезиса) социальных иллюзий, выявление сущностных, глубинных, причинно-следственных связей в понимании креативности сознания как субстанциональной основы формирования иллюзий вообще. В этот ряд категорий, который образует определенный тренд в подходе к анализу социальных иллюзий, необходимо, на наш взгляд, отнести категории творческого воображения, креативности, креативного сознания. Рамки статьи ограничивают исследовательский порыв в раскрытии этой интересной темы, но тем не менее попытаемся рассмотреть основные идеи.

В философской энциклопедии содержание понятия «иллюзия» с латинского языка означает обман, поверхностное представление, чистая фантазия, самообман, вместо трезвого взгляда на жизнь [5. С. 173]. Определений понятия иллюзия в научной и философской литературе огромное множество, в нашу задачу не входит анализ этого множества, мы хотим подчеркнуть актуальность этой проблемы в современной философской литературе. Важно подчеркнуть, что уже в самом определении обозначен мировоззренческий аспект отношения субъекта к объекту, предмету, вещам, к другим субъектам, к миру в целом, восприятию мира. А восприятие мира - процесс сложный, многоуровневый, детерминированный как объективными, так и субъективными факторами, историческими, социальными, психологическими, политическими событиями и процессами.

К генетически исходным основаниям в появлении иллюзий, прежде всего, мы бы отнесли воображение как сущностный элемент ментального, обладающего творческой природой. В немецкой классической философии ведущее место в осмыслении продуктивного воображения, как известно, принадлежит Иммануилу Канту. Напомним, что великий немецкий философ выделяет три субъективных источника знания: чувство, воображение и апперцепцию. Все они суть априорные понятия, делающие возможным эмпирические начала. Кант дает содержательную характеристику каждому из них: чувства представляют явления эмпирически представленные в восприятии, воображение - в ассоциации и воспроизведении, апперцепция -«в эмпирическом сознании тождества этих воспроизведенных представлений с явлениями, благодаря которым они даны, в узнавании» [4. С. 648]. Кант подчеркивает, что a priori может происходить только продуктивный синтез воображения, составляющий основание возможности всякого знания, в особенности опыта.[4. С. 650]

Философ обозначил синтез многообразного в воображении как трансцендендальное, если он априори направлен на связь многообразного и это есть чистая форма всякого возможного познания. Воображение - это деятельная способность синтеза этого многообразного, но для схватывания этого многообразного, которое сводится в один образ, необходимо субъективное основание для того, «чтобы душа, переходя от одного восприятия к

другому, вызывала вновь предыдущее восприятие, связанное с последующим, и таким образом создала целые ряды представлений».[4, С. 651] Воображение, утверждает Кант, есть способность априорного синтеза, поэтому мы называем его творческим воображением. Чувственность и рассудок необходимо должны быть связаны между собой при посредстве транценсцендентальной функции воображения. В первоначальных источниках познания нашей души, по мнению Канта, существуют субъективные основания такого единства, и в тоже время эти субъективные условия имеют объективную значимость; мы сами вносим порядок в природу.

По мнению Канта, синтез продуктивного воображения априорен, потому что воображение производит идеальный предмет, формируя материал чувственности. Для нас очень важным является акцентирование И. Кантом идеальности предмета, так как социальные иллюзии -это, прежде всего образ бытия.

Профессор Гончаров С. З. замечает, что «априорность синтеза продуктивного воображения состоит в том, что эмпирический предмет помещается в поле однородного пространства и времени, сбрасывает свои чувственные модальности, единичные эмпирические черты и выступает исходным материалом для продуктивного воображения. Продуктивное воображение перерабатывает этот материал таким образом, что порождает способ духовного производства предмета. Этот способ закрепляется в форме правил последовательных действий конструирования идеального предмета. Правило становится по-ятием (понятием) предмета. Поскольку идеальный предмет произведен из однородного начала - однородной деятельности «я», без чувственного материала, то он выступает как однородный «микроидеал» для класса эмпирических предметов; задает «поле восприятия» и определяет «разрешающую способность» интеллектуальной оптики созерцания реальности. Если понятие в актах восприятия наполняется ощущениями, то субъект осознает такое соединение как реальный предмет»[2, С. 40].

Другой исследователь философского наследия Канта Мареев С. Н. замечает, что только воображение может соединить «материю» нашего опыта и априорные формы нашей субъективности. Поэтому здесь воображение оказывается не за скобками логического движения, а оно входит в самое логическое движение, становится его формой и опорой. И как раз здесь исходный пункт классических представлений о деятельной природе человеческого познания»[6, С. 133-134]. И далее автор продолжает: »синтез невозможен без воображения, как невозможна без него никакая целесообразная деятельность вообще. Синтез предполагает, что результат деятельности должен быть дан раньше самой деятельности. А потому его можно только вообразить. Воображение по своей природе синтетическая и деятельная способность»[4, С. 135]. Речь идет о продуктивном воображении трансцендентального субъекта как «мозгу» всего человечества (Кант), которому принадлежат априорные формы. Индивидуальный субъект, приобщаясь к этому «мозгу», не только приобщается к Культуре, но и развивает различные формы духовной Культуры. Позиция Канта и комментарии современных исследователей философского творчества Канта, по нашему мнению, содержат ответ на вопрос о генетических основаниях иллюзии как идеальной

форме продуктивного воображения, априорной природе иллюзий.

Итак, сформулируем краткое резюме: продуктивное воображение как априорная форма синтеза эмпирического опыта и человеческой субъективности, выступает генетически исходным основанием социальных иллюзий. И по нашему мнению, являются априорными формами всякой субъективной деятельности.

В рамках рассматриваемой проблемы интересной и плодотворной является идея метафизики креативности. Понятие креативность (от английского, creative - «творческий») означает не только творческое, созидательное начало, но и реальный процесс воплощения творческого процесса в общеинтересный и полезный продукт [3, С. 7]. По мнению профессора Яковлева В. А., креативность выступает как априорная (трансцендентальная), то есть первичная, ни от чего не зависящая функция, которая порождает все структуры. И самые первые, базисные, структуры тоже носят априорный характер, по отношению ко всем остальным последующим: «в самом общем виде можно сказать, что это такие метафизические принципы (принципы всех принципов), как «архэ», взаимодействие, причинность, космоустройство и другие. Они открываются, а не изобретаются» [9, С. 47]. Платон стал одним из основоположников для различных метафизических программ творчества.

С точки зрения профессора Яковлева, наука как наиболее рациональная форма духовного опыта социума, имеет основные структурные элементы творческого процесса, которые могут быть экстраполированы на другие сферы культуры. К таким структурным элементам относятся: проблемная ситуация, которая является как бы исходным контекстом, средой, где потенциально (диспози-ционно) сосуществуют самые разные варианты ее дальнейшего состояния и развития; проблемное событие как возможный вероятностный фактор. Креативная ситуация характеризуется нарастанием и ускорением темпов развития «избранного» варианта, повышением его степени организации (негоэнтропийности); рождение новации, переход новации в инновацию знаменует резонансный процесс утверждения новации; традиция как закономерность означает неизменность, эталонность, непоколебимость новации на определенном отрезке времени; проблемная ситуация завершает цикл креативного акта [9, С. 50].

Мы можем сделать вывод, что феномен креативности является важнейшим философско-мировоззренче-ским основанием для понимания генетических истоков иллюзорности как формы идеальной субстанции.

Для понимания сущностных свойств социальных иллюзий важнейшим является рассмотрение категории сознания, без которой феномен креативности будет недостаточно полно раскрыт. Но в рамках заданной темы категория сознания не будет рассматриваться с точки зрения различных подходов и направлений в философской литературе. Наша задача расставить акценты в контексте генетических оснований социальных иллюзий. Поэтому мы обратимся к современным исследованиям по проблемам сознания в рамках заданной темы.

Так, некоторые авторы утверждают, что новация в интерпретации сознания состоит в том, что понятие сознания все чаще употребляется в физических теориях, начи-

ная с так называемой многомировой концепции, представленной в работах Г.Эверетта, Дж.Уилера, Де Витта. Допускается существование бесконечного числа классических миров. Наблюдатель осознает один из миров и это объясняется как бы расщеплением его сознания. Автор этой концепции ссылается на работы Менского М. Б., который предлагает рассматривать мозг как квантовую систему, а сознание как акт «осознавания», выбора альтернативы при измерениях квантовой системы [5, С. 51]. Эти рассуждения приводятся для того, чтобы констатировать креативную сущность сознания, определить сознание как высшую форму реализации креативного потенциала универсума. Благодаря креативному потенциалу, присущему всему универсуму, каждый объект этого универсума, включая мозг, обладает определенной информационной емкостью, которая как раз объединяет сознание, макро-, микро- и мега- миры в одно целое.

Для нас существенным в контексте рассуждений автора является констатация универсальности и атрибутивности креативных свойств сознания, ибо только креативность как творчество и созидание способно рождать новые идеальные образы и формы, наполненные различными социальными смыслами. Каково содержание этих идеальных образов, что в них конструктивного, положительного и что деконструктивного, ведущего к неадекватному восприятию мира, к неправильному решению проблем, а, следовательно, к разочарованию моральному, нравственному, психологическому, душевному надлому и духовному пессимизму? Попытаемся ответить на этот вопрос, тем самым приблизимся к рассмотрению главного вопроса о сущности социальных иллюзий.

По мнению некоторых авторов (например, Шушки-ной Л.В.) [8] социальные иллюзии - экзистенциальная ценность, имеющая когнитивный, эмоциональный, этнокультурный инвариант. Социальные иллюзии формируют систему истин-заблуждений, благодаря этому способствуют приспособлению личности к реальности в любой социальной среде.

Нам представляется плодотворным определение социальных иллюзий, представленной Шукшиной Л. как формы необходимой гипотезы человека о жизни и мера того, насколько эта гипотеза оказывается востребованной жизнью. Но гипотезы занимают свое место в развитии сознания и практики человека, и если их доля увеличивается, то это приводит к деформации личности и социальной практики.

Социальные иллюзии всегда организованы, контролированы, действенны, упорядочены. В этом заключается функциональная особенность социальных иллюзий. Некоторые авторы акцентируют внимание на таких функциях как мультипликационная (например, Беленький В. Х.)[1]. Социальные иллюзии выступают как средство социально-политического обращения, вызывая и стимулируя, по мере своего появления, изменения, исчезновения, смену различных идей, парадигм, целей, средств, методов деятельности. Идентификационная функция. Эта функция, с точки зрения автора, дает возможность различным социальным и институциональным субъектам действовать методом проб и ошибок, осуществляя отбор наиболее «живучих» и эффективных идей, ценностей, способов, средств. Ориентационная функция. Социальные иллюзии связаны с идеологическими, политиче-

скими, правовыми, управленческими процессами и являются важными ориентациями социальных субъектов, институтов, организаций, придают направленность их действиям. Манипуляционная функция. Автор убеждает нас, что ориентационная функция неосуществима, если социальные иллюзии не используются как средство воздействия на те, или иные слои, на массы путем внушения им, что различные идеи, действия, мероприятия необходимы, полезны и соответствуют, прямо или, в конечном счете, их интересам, хотя в действительности это не так. [1, С.113-115].

Социальная иллюзия может выступать мысленным эквивалентом бытия, как феноменологическая модель осмысления деятельности человека. По своей природе иллюзия является философской категорией, потому что восходит к предельным основаниям деятельности сознания и жизни культуры. Не случайно к генетическим основаниям социальных иллюзий, мы относили предельные основания деятельности сознания, а именно: креативность сознания, творческое воображение, социокультурную детерминацию сознания.

На основании анализа некоторых представлений о социальных иллюзиях, можно сделать вывод, что данный феномен представляет собой сложное, структурированное духовное образование, в основании которого находится заблуждение, то есть неосознанное возведение истины в ложь. Но, по нашему мнению, социальные иллюзии нельзя сводит только к заблуждениям. В них есть элемент желаемого, ожидаемого идеала в мысленных формообразующих структурах, отражающих социальный реальный мир и мир индивидуальный, мир повседневной реальности со всеми его противоречиями и парадоксами.

По нашему мнению, можно дать следующее определение: социальные иллюзии - это образы бытия, возникающие в процессе практического опыта, деятельности, познания человеком мира, в содержании которых находятся неадекватные представления о мире, обществе, человеке, о себе самом. Неадекватные представления - это представления, не согласующиеся, не соответствующие, не соразмерные вещам, объектам, реальным фактам и событиям. В основе неадекватных представлений находятся заблуждения как мысль или ход мысли, относительно которых хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее, они не соответствуют истине, фактическим обстоятельствам, предметам. Это можно назвать материальной ошибкой. Существует еще и формальная ошибка, когда представление или мысль не соответствует или противоречит логическим законам.

Источниками заблуждений могут быть: предубеждение, несовершенство умственных способностей, поспешность, недостаток энергии, сосредоточенности или устойчивости мышления; недостаточный познавательный материал; субъективные настроения, пристрастия, беспорядочная обработка, плохое знание источников, ошибок, опрометчивые обобщения [5. С. 161]. Такая полифония источников заблуждений, а значит и социальных иллюзий свидетельствует о многообразии форм, видов реальностей, в которые погружен человек, в которых он познает, действует, переживает, сопереживает, проектирует свой собственный субъективный мир и мир социальный. И весь ряд этих процессов есть результат творчески-креативной природы человеческого сознания, его деятельности и созидания.

Так, в книге Мухиной В. С. «Личность: мифы и реальность» приводится классификация пяти реальностей бытия личности: реальность предметного мира, реальность образно-знаковых систем, реальность социально-нормативного пространства, природная реальность, реальность внутреннего пространства личности [7, С. 48] Такое многообразие реальностей бытия личности свидетельствует (в контексте нашей темы) и о многообразии образов, форм, типов, моделей социальных иллюзий, отражающих сложную структуру бытия личности. Подведем итоги:

1. Социальные иллюзии - проблема в философии, которую исследуют многие философы, психологи, социологи. Мы полагаем, что есть аспекты в данной проблеме, которые недостаточно полно и глубоко изучены, среди них - вопрос о генетических основаниях социальных иллюзий.

2. В результате размышлений мы пришли к выводу, что социальные иллюзии - продукт креативности сознания, тех ее форм, которым априори присуще творчески-креативное начало. По нашему мнению, такой формой является воображение. В своей статье мы приводим краткий обзор понимания воображения Кантом И., современные представления некоторых исследователей.

3. На основании обзора литературы о социальных иллюзиях, мы пришли к выводу о полифонии определения социальных иллюзий. И предложили свой вариант определения социальных иллюзий: социальные иллюзии - это образы бытия, возникающие в процессе практического опыта, деятельности, познания человеком мира, в содержании которых находятся неадекватные представления о мире, обществе, человеке, о себе самом. Неадекватные представления - это представления, не согласующиеся, не соответствующие, не соразмерные вещам, объектам, реальным фактам и событиям.

4. Сложность и многообразие форм социальных реальностей и реальностей бытия личности демонстрируют двойственность восприятия и понимания этих реальностей, скрытых или явных иллюзий, заблуждений, ошибок, возникающих в процессе практического и духовного освоения мира. Мир предстает как единство реалистического и иллюзорного в системе целостного духовного опыта личности. Задача философии заключается в осмыслении различных сторон и аспектов данной проблемы.

Литература

1. Беленький, В.Х. Социальный иллюзии: опыт анализа // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 113-115.

2. Гончаров, С. З. Логика мышления и аксиология сердца / Рос. филос. О-во и др. - Екатеринбург: Издательство »Банк культурной информации», 2006. - 512 с.

3. Гончаров, С. З. Креативные основы понимания субъектности в аспекте инновационного стиля жизни. /Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъектности личности: Сборник научных статей по материалам V Всерос.

науч.-практ. конф. (10-11 декабря 2008 г., Екатеринбург, РГППУ). - Екатеринбург: ГОУ ВПО « Рос. гос. проф.-пед. ун-т»,2008. - 594 с.

4. Кант, И. Критика чистого разума, - Москва: Эксмо, 2006, 646 с.

5. Краткая философская энциклопедия. - Москва, Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994, - 173 с.

6. Мареев С. Н. Воображение и логика у Канта. / Философия Канта в критике современного разума: Сборник статей. - Москва: «Русская панорама», 2010. - 430.

7. Мухина, В. С. Личность: Мифы и реальность. (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). // В. С. Мухина. - Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. - 1072 С.

8. Шукшина Л.В. Экзистенциальная ценность социальных иллюзий: Автореф.дисс.на соиск.уч.ст.д.фи-лос.н. // http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filosofiya/a234.php

9. Яковлев В. А. Метафизика креативности. /Вопросы философии. № 6, 2010/, с.44-56.

АТРИБУТИВНО-НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ

«ДАННЫЕ» И «ИНФОРМАЦИЯ»

Немцов Эдвард Фридрихович

кандидат физико-математических наук, доцент, Научно-исследовательский ядерный университет,

Саровский физико-технический институт, г. Саров, Нижегородская область.

ATTRIBUTIVE AND HEREDITARY APPROACHE FOR DEFINING DATA AND KNOWLEDGE

Edward Nemtsov, candidate of science, professor assistant, National Research Nuclear University, Physics and technology institute, Sarov

АННОТАЦИЯ

В статье даётся краткий обзор значения понятий «информация» и «данные» и предлагается новая атрибутивно-наследственная модель отношений между понятиями «сообщение», «ощущение», «данные», «информация», «знание», пригодная для последующего наращивания атрибутами.

Ключевые слова: атрибутивно-наследственная модель; отношения между понятиями «сообщение», «ощущение», «данные», информация», «знание»; модель DIKW, модель MoPDIK, модель СиОДИЗ. ABSTRACT

This article is intended to give the short review of value of the concepts "information" and "data" and to show the new attributive and hereditary model of the relations between the concepts "message", "percept", "data", "information" and "knowledge" suitable for the subsequent expanding by attributes.

The model consists of layers Message Or Percept, Data, Information, Knowledge and therefore it has the short name MoPDIK.

Each layer has the classifying attributes, which distinguish it from others. Higher layer inherits attributes of the previous

layer.

Key words: attributive and hereditary model; relations between the concepts "message", "percept", "data", "information", "knowledge"; model DIKW, model MoPDIK.

Введение. Мнимые синонимы После появления кибернетической концепции Винера [5] слова «информация» и «данные» в быту постепенно стали синонимами, наряду со «сведениями», «новостями», «сообщениями», «объявлениями» и даже «знаниями». Хотя так было не всегда. Ни в «Слове о полке Иго-реве», ни в полном собрании стихотворений Пушкина, ни в четырех томах «Войны и мира» слово «информация» не встречается ни разу. Его не было в живом русском языке всего лишь сто лет назад. А вот слово «данные» сто лет назад уже было ходовым; это слово трижды встречается в «Анне Карениной»1.

Слово «информация» появилось в России в Петровскую эпоху [11, с. 136], но, судя по литературе XIX века, не употреблялось ни в быту, ни в литературном языке вплоть до середины XX века.

Несмотря на взаимозаменяемость в быту слов сведения и знания, информация и данные, в науке и технике они не синонимы, однако единого подхода к общенаучному определению информации пока нет.

Потребность в общем терминологическом понимании увеличилась в 40-60 годы XX века, а начало XXI века - это уже пятый этап осмысления природы информации, её количественных и смысловых свойств [6, с. 347].

Информацию пытаются определить как атрибут любых материальных объектов или только самоорганизующихся живых и технических систем, а также как особую субстанцию [8, с. 180].

Помимо определения понятия информация, делаются также попытки к различению понятий сообщение, знание, информация, данные и к выявлению отношений между ними, например, в модели DIKW [4]. Однако в этих

1 Слово «данные» встречается в романе во вполне современном смысле, к примеру, в таком предложении: «Алексей Александрович ... продолжал поддерживать данные, выработанные ревизионною комиссией».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.