Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОСТЬ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ'

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес / проект / творчество / креативная экономика / креативные кластеры / business / project / creativity / creative economy / creative clusters

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.А. Грязнов

Креативная экономика – перспективное направление, которое способствует созданию и продвижению уникальных продуктов, развитию малого и среднего предпринимательства, созданию новых рабочих мест, что позволяет сократить отток населения и усилить производственный потенциал, а также повысить привлекательность города и региона. Статья посвящена изучению концепции креативных кластеров, которая постепенно набирает популярность в качестве стратегии экономического развития территорий. В эпоху быстрых технологических изменений креативные кластеры становятся эффективным способом объединения ресурсов, знаний и навыков для достижения конкурентных преимуществ и способствуют экономическому росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS A DRIVER OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Creative economy is a promising area that promotes the creation and promotion of unique products, the development of small and medium-sized businesses, the creation of new jobs, which reduces the outflow of population and increases the production potential, as well as increases the attractiveness of the city and region. The article is devoted to the study of the concept of creative clusters, which is gradually gaining popularity as a strategy for the economic development of territories. In the era of rapid technological change, creative clusters are becoming an effective way to combine resources, knowledge and skills to achieve competitive advantages and contribute to economic growth.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОСТЬ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

С.А. Грязнов, канд. пед. наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-8-68-70

Аннотация. Креативная экономика - перспективное направление, которое способствует созданию и продвижению уникальных продуктов, развитию малого и среднего предпринимательства, созданию новых рабочих мест, что позволяет сократить отток населения и усилить производственный потенциал, а также повысить привлекательность города и региона. Статья посвящена изучению концепции креативных кластеров, которая постепенно набирает популярность в качестве стратегии экономического развития территорий. В эпоху быстрых технологических изменений креативные кластеры становятся эффективным способом объединения ресурсов, знаний и навыков для достижения конкурентных преимуществ и способствуют экономическому росту.

Ключевые слова: бизнес, проект, творчество, креативная экономика, креативные кластеры.

Творческая индустрия - это двигатель креативной экономики «следующего поколения», в которой новые идеи будут являться основной капитализируемой ценностью. Креативная экономика находится на стыке традиционной экономики (вклад в ВВП), инноваций (стимулирование роста и конкуренции в экономической деятельности), социальной ценности (развитие знаний и талантов) и устойчивости (основанной на безграничности вкладе творчества и интеллектуального капитала). Сегодня имеется несколько предпосылок для активного развития креативной экономики:

- повышение уровня жизни и благосостояния;

- стремление ко всему уникальному (в противовес «серийным» товарам);

- развитие индустрии стартапов (которая доказала, насколько ценной может быть идея);

- переизбыток информации в цифровом мире (постоянно требуется новая информация, которая запомнится и удивит).

При том следует подчеркнуть, что творческие индустрии включают в себя не только дизайн, архитектуру, моду, но и любую интеллектуальную деятельность в виде инноваций, нестандартных и уникальных решений. Любой качественный продукт такой индустрии имеет высокую добавленную стоимость, что позволяет

сегменту не только стремительно развиваться и приносить доход, но и стать «мягкой силой» влияния в регионе распространения.

Основная часть креативной экономики

- креативные кластеры - это единые площадки, где создатели могут представлять результаты своего творчества в самых разных сферах, получать отзывы и обмениваться идеями. Кластеры креативных ин-дустрий помогают объединять в одном пространстве локальных авторов и бизнес, давая возможность мастерам презентовать свою продукцию и находить заказчиков.

Так, активно развивающийся креативный кластер Арктики - объединение предпринимателей Мурманской области и других регионов, которым интересен опыт создания туристического бренда на примере города Мончегорска [1] и Хибинской де-стинации (Национальный парк «Хибины», Кольский полуостров). Арктический кластер наглядно показывает каким образом можно преобразовывать творческую энергию в активно развивающиеся бизнесы и помогает рождаться интересным коллабо-рациям.

Однако чаще всего креативный кластер

- это компактное и физически ограниченное пространство, где расположены взаимодополняющие друг друга творческие бизнесы, которые от такого соседства по-

лучают «эффект синергии». Наиболее развитые и крупные креативные кластеры находятся в Москве.

Например, дизайн-завод «Флакон». Идею этого пространства привезли в Москву два французских предпринимателя - Альфонс Ралле и Фредерик Дютфуа, открывшие в столице парфюмерную фабрику «А. Ралле и Ко». Постепенно производство росло и флаконов для духов стало не хватать - решением проблемы стало основание собственного хрустального производства.

Центр современного искусства Винза-вод располагается на территории старейшего московского комбината виноградных и десертных вин, бывшего пивоваренного завода «Московская Бавария». История фабрики началась в начале 19 века (на территории усадьбы княгини Екатерины Волконской купец второй гильдии Фридрих Даниельсон открыл пивоваренную фабрику). В 1855 году огромная усадьба и фабрика стали принадлежать известному «откупщицкому царю» Василию Александровичу Кокореву, а в конце 19 века завод перешел во владение акционерного общества «Московская Бавария» («Русское товарищество пиво- и медоварения в Москве») братьев Ивана и Кирилла Тару-синых и выпускал собственную продукцию из плодов и ягод и разливал виноградные вина, привезенные из Крыма и Кавказа. В конце 20 века комбинат закрыл производство, а в 2007 году на территории завода открылся Центр современного искусства Винзавод, который сегодня является первым и самым большим частным центром современного искусства в России, объединяющим галереи, образовательные программы, студии, мастерские и шоу-румы.

Еще один московский центр творческих индустрий «Фабрика» является уникальным и отличается от других подобных креативных кластеров, расположенных в зданиях бывших промышленных предприятий тем, что деятельность бумажно-красильной фабрики «Октябрь» не остановлена и продолжается по сей день - рядом с выставками, концертами, кинопоказами и фестивалями.

В качестве зарубежной иллюстрации креативного кластера можно привести газометры Вены. В конце 19 века в Австрии были построены четыре газохранилища для хранения сжиженного газа, который использовался для уличного освещения и бытовых нужд. С конца 1990-х годов Вена стала искать идеи для нового использования данных сооружений. В итоге были выбранные проекты известных архитекторов Жана Нувеля (Газометр А), Коопа Хим-мельблау (Газометр В), Манфреда Ведорна (Газометр С) и Вильгельма Хольцбауэра (Газометр D). Каждый газометр был разделен на несколько зон: для проживания (квартиры наверху), работы (офисы на средних этажах) и развлечений, и покупок (торговые центры на первых этажах). Сегодня в четырех газометрах находятся 615 современных апартаментов, зал для мероприятий на 3500 человек, киноцентр, торговый центр, муниципальный архив Вены, офисы телекоммуникационных компаний, детский сад, школы, медицинские и другие учреждения.

Несмотря на большие перспективы экспорт российской творческой индустрия развивается недостаточными темпами -3% товаров и 21% услуг от общего объема экспорта товаров и услуг. Индустрии, работающие на стыке искусства, культуры и технологий, обеспечивают не более 6-8% всех рабочих мест [2]. При этом в российскую креативную экономику вовлечены порядка 5 млн. человек и это количество растет [3]. На экспертном уровне выделяется 16 индустрий, среди них музыка, кино, 1Т, анимация, реклама, мода, архитектура, урбанистика, компьютерные игры.

Креативной экономике требуется нормативная база, поэтому в августе 2024 года был утвержден долго обсуждаемой и корректируемый законопроект «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» (вступит в силу в феврале 2025 года) [4]. Помимо основ правового регулирования организации и развития креативных (творческих) индустрий как базового сектора креативной экономики, закон установил условия деятельности и господдержки в этой сфере, подтвердив, что креативная индустрия - это экономи-

ческая деятельность, непосредственно свя- призван помогать человеку в сборе и ана-занная с созданием, продвижением на лизе данных, создании разнообразного ин-внутреннем и внешнем рынках, распро- новационного контента: от текстов, пере-странением и реализацией креативного водов и сценариев для фильмов до гото-продукта, обладающего уникальностью и вых проектов домов. Быстрое и крайне ди-экономической ценностью. намичное развитие ИИ ставит перед

Важнейшими факторами развития эко- людьми множество вопросов: о качестве номики знаний в последние годы высту- генерируемого ИИ контента, его воздей-пают цифровизация и искусственный ин- ствии на потребителей, защите авторских теллект. Именно они могут в ближайшем прав, угрозах для рынка труда, монополи-будущем значительно изменить креатив- зации и конфиденциальности. ную экономику. Искусственный интеллект

Библиографический список

1. Синельников И. Как сделать небольшой город привлекательным для туристов. Опыт Мончегорска. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mag.russpass.ru/business/rubric/biznes/kak-sdelat-nebolshoj-gorod-privlekatelnym-dlya-turistov-opyt-monchegorska (дата обращения: 15.08.2024).

2. Доклад. «Креативная экономика государств-членов ШОС». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economy.gov.ru/material/file/e2feb4687edd650532aafcd7cb47aee4/Kreativnaya_ekonom ika_gosudarstv-chlenov_ShOS.pdf (дата обращения: 15.08.2024).

3. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы (научный дайджест). - Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021.

4. Официальное опубликование правовых актов Федеральный закон от 08.08.2024 № 330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202408080136 (дата обращения: 15.08.2024).

CREATIVITY AS A DRIVER OF ECONOMIC DEVELOPMENT

S.A. Gryaznov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Russia, Samara)

Abstract. Creative economy is a promising area that promotes the creation and promotion of unique products, the development of small and medium-sized businesses, the creation of new jobs, which reduces the outflow of population and increases the production potential, as well as increases the attractiveness of the city and region. The article is devoted to the study of the concept of creative clusters, which is gradually gaining popularity as a strategy for the economic development of territories. In the era of rapid technological change, creative clusters are becoming an effective way to combine resources, knowledge and skills to achieve competitive advantages and contribute to economic growth.

Keywords: business, project, creativity, creative economy, creative clusters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.