Научная статья на тему 'Креативность города как критерий его развития'

Креативность города как критерий его развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
428
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / TOWN / ГОРОД КАК СИСТЕМА / TOWN AS SYSTEM / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНОСТИ / ISSUES OF CREATIVITY / ТИПОЛОГИЯ ГОРОДОВ / TYPOLOGY OF TOWNS / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURAL SPACE / КРЕАТИВНЫЙ ГОРОД / CREATIVE TOWN / НЕКРЕАТИВНЫЙ ГОРОД / NON-CREATIVE TOWN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Касаткина Светлана Сергеевна

В данной статье предлагается рассмотреть вопросы креативности современного городского пространства. Город, являясь системой с точки зрения системного подхода, состоит из концепта, структуры и субстрата. Креативность, будучи параметром концепта данной системы, измеряется многими дискурсами социокультурного характера: творческими индустриями, городскими брендами, возможностью личностной и социальной самореализации. Автор рассматривает креативные тенденции российских городов, выделяет их типологию по параметру креативности, обозначает комплекс креативных возможностей городских пространств для реализации их эффективного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY OF TOWN AS A CRITERION OF ITS DEVELOPMENT

This paper considers the issues of the creativity of contemporary urban space. A town, being a system in terms of the system approach, consists of a concept, structure and substrate. Creativity, as a parameter of the concept of this system, is measured by many discourses of sociocultural character: creative industries, urban brands, the possibility of personal and social self-realization. The author examines the creative tendencies of Russian towns, highlights their typology based on the parameter of creativity, indicates the range of the creative possibilities of urban spaces for the realization of their effective development.

Текст научной работы на тему «Креативность города как критерий его развития»

Касаткина Светлана Сергеевна

КРЕАТИВНОСТЬ ГОРОДА КАК КРИТЕРИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ

В данной статье предлагается рассмотреть вопросы креативности современного городского пространства. Город, являясь системой с точки зрения системного подхода, состоит из концепта, структуры и субстрата. Креативность, будучи параметром концепта данной системы, измеряется многими дискурсами социокультурного характера: творческими индустриями, городскими брендами, возможностью личностной и социальной самореализации. Автор рассматривает креативные тенденции российских городов, выделяет их типологию по параметру креативности, обозначает комплекс креативных возможностей городских пространств для реализации их эффективного развития. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2016/7-1/13.11^1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 7(69): в 2-х ч. Ч. 1. C. 48-50. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/7-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

LOSING SPECIFIC FEATURES OF TRADITIONAL HOUSEKEEPING BY ORENBURG AND SIBERIAN COSSACKS' COMMUNITY IN THE YEARS OF NEW ECONOMIC POLICY

Kaminskii Flavii Arkad'evich, Ph. D. in History, Associate Professor Magnitogorsk State Conservatory (Academy) named after M. I. Glinka info@magkmusic. com

The publication analyzes the process of the evolution and destruction of the community and specific features and peculiarities of Orenburg and Siberian Cossacks. Contrary to some researchers, the author does not emphasize the conscious extermination of the Cossacks by Soviet power but shows objective tendencies while transforming the former estate and destroying the basis of its material existence - the Cossacks' rural community.

Key words and phrases: stanitsa gathering; Cossack self-government; acting ataman; Cossack Army Circle; stanitsa capital.

УДК 316:1

Философские науки

В данной статье предлагается рассмотреть вопросы креативности современного городского пространства. Город, являясь системой с точки зрения системного подхода, состоит из концепта, структуры и субстрата. Креативность, будучи параметром концепта данной системы, измеряется многими дискурсами социокультурного характера: творческими индустриями, городскими брендами, возможностью личностной и социальной самореализации. Автор рассматривает креативные тенденции российских городов, выделяет их типологию по параметру креативности, обозначает комплекс креативных возможностей городских пространств для реализации их эффективного развития.

Ключевые слова и фразы: город; город как система; креативность; проблемы креативности; типология городов; культурное пространство; креативный город; некреативный город.

Касаткина Светлана Сергеевна, к. филос. н.

Череповецкий государственный университет SvetlanaCH5@rambler. т

КРЕАТИВНОСТЬ ГОРОДА КАК КРИТЕРИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-33-01341.

Уникальным объектом социально-философского познания является город, универсум жизни современного человека. Согласно теории А. И. Уемова [8], И. В. Дмитриевской [2], город можно считать системой, состоящей из совокупности концепта, сформированного особенностями города; структуры в виде системообразующей части, основанной на взаимосвязанных отношениях субъектов города и его пространства, и субстрата, состоящего из всех элементов городской жизни. Новизна данной работы связана с осмыслением принципа креативности городского пространства как особенности концепта города с позиций системно-семиотического метода. Креативность городов - новый аргумент в определении типологии современных российских городов. Актуальность исследования заключается в том, что креативность городов - залог их перспективного развития, социокультурного разнообразия и привлекательности. Осознание и понимание заявленного принципа городского развития позволяет расширить спектр урбанистических исследований, в том числе в философском ключе. Целью статьи можно обозначить анализ креативного пространства города как компонента его развития. Заявленная цель раскрывается в следующих задачах: рассмотреть параметр креативности концепта города как системы; обосновать возможность понимания креативности в качестве критерия типологии российских городов. Результаты исследования могут быть использованы для активизации креативных возможностей городского пространства.

Город изначально своего смысла и существования является результатом деятельности человека - творца, социума, создавшего мир по своим идеалам и ценностям. Поэтому параметр креативности - исконный компонент концепта города как системы. Существующие версии креативного города представлены проблематикой развития творческих индустрий, темой формирования «креативного класса», вопросами создания привлекательной среды города для туристов и горожан, проектированием и развитием креативного городского пространства в плане развития городской символики и перформативного туризма. Комплекс отмеченных тенденций характерен для творчества О. Ф. Русаковой [5, с. 78], которая считает, что под креативным городом понимается некое мобильное и перформативно-активное дискурсивное пространство, способное к семиотическому самообновлению, порождению новых смысловых констелляций, расширяющих горизонты гражданских инициатив [Там же]. Серьезное внимание вопросу креативности городского пространства уделено в работе Ч. Лэндри «Креативный город». Данный автор справедливо замечает, что креативность исторически была источником жизненной силы для городов, позволяя им уцелеть, преодолевая границы традиций [4, с. 16-17]. Каждый город способен определить свою уникальную нишу. Культурные ресурсы как основной актив городской

ISSN 1997-292X

№ 7 (69) 2016, часть 1

49

креативности воплощаются в умениях и талантах людей, в историческом, индустриальном или художественном наследии территории города, местных традициях общественной жизни горожан, ритуалах, историях и субкультурах городского пространства. О «глокальных культурных проектах» городов повествует Д. В. Галкин, рассуждая о культурно-экономическом планировании, в основе которого - использование человеческого и культурного капитала города [1]. Креативность городов - особая категория развития города, выраженная способностью городского социума повысить свою социокультурную, политическую и экономическую уникальность, используя традиционные и нетрадиционные ресурсы в виде интеллектуального, творческого, предпринимательского потенциала. Появление креативных пространств в ряде городов России можно считать признаком их прогрессивного развития, культурного разнообразия и региональной презентабельности. Принцип креативности является элементом концепта города и стратегией городского развития, а также его можно определить в качестве критерия для типологии городов, в частности российских.

Структура отечественного городского пространства может быть представлена в категориях «креативный город», «город, развивающий креативность» и «некреативный город». «Креативный город» (по модели

0. Ф. Русаковой [5, с. 79-81]) - город с развитой компетенцией гражданских инициатив, эффективно реализующимися творческими индустриями, ярким и привлекательным образом в результате имиджирования и брендирования, наличием дискурса «мягкой силы» (активных коммуникативных социокультурных практик), культовыми местами исторической памяти и др. Креативными городами являются различные города: столичного типа; многие индустриальные центры, постоянно расширяющие возможности своего населения; некоторые малые города, формирующие значительную часть своего городского бюджета от развития творческих индустрий (например, г. Мышкин). «Городами, развивающими креативность» следует признать центры, где процессы модернизации публичных городских мест, развитие безбарьерной среды, уровень культуры, творческого и спортивного досуга начали прогрессировать в постсоветском времени-пространстве. В таких городах заметны сдвиги в сторону гуманизации городской среды, имеются результаты спланированных мероприятий по развитию города, где вопросам культуры, искусства, образования и науки уделяется серьезное внимание. «Некреативными городами» следует признать деструктивные территории, где динамических изменений не происходит, темпы модернизации замедленны. Как правило, подобный статус отсутствия креативности (или недостаточного ее развития) получили малые провинциальные города России. В данных городах практически не встречается кластер активных креативных деятелей, лидеров, способных воплотить в жизнь смелые идеи, найти инвесторов и преобразовать пространство вокруг себя.

Креативность можно определить как комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида (и социума - К. С.), заключающихся в умении находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и потребности глубокого осознания своего опыта [7, с. 132]. Сформулируем проекцию креативности, связанную с российскими городскими пространствами. Креативные города России должны быть удобны для жизни: иметь большие публичные пространства, оснащенные возможностями для различных коммуникативных практик (места для сидения, беспроводной свободный Интернет, урны, туалеты, ресурсы для детского отдыха), должны располагать на своей территории различные арт-объекты - результаты творческой деятельности горожан. Городам необходимо усовершенствовать транспортную систему с продуманными удобными дорожными развязками, парковками и пр. Креативные города как место для самореализации личности должны иметь как минимум базовый комплекс учреждений социокультурного характера: библиотек, театров, кинотеатров, физкультурно-оздоровительных центров, музеев, архивов, учреждений образования различного уровня, творческих объединений и студий развития. Креативному городу нужно развить свой стиль, связанный с историей, сутью городского пространства, его визуализацией. У города должен быть бренд. Креативный город - это мир, где живут креативные люди, способные воплотить уникальные продукты своего мировоззрения в реальную жизнь, удовлетворив культурные, социальные и экономические интересы населения. Интеллектуалы в креативном городе всегда играют значимую общественную и политическую роль. Развитие креативного класса имеет непреходящее значение для социально-экономического развития региона.

Город креативного характера не может быть территорией, где преобладающая часть нежилой застройки занята торговыми центрами и магазинами. Сфера потребительских отношений, будучи элементарной частью общественного развития, развивается, однако в креативном городе существует альтернатива времяпровождения в виде более привлекательных мест досуга, чем шопинг. В нем активно развивается семейный отдых, реализуются инициативные проекты горожан и общественных движений. Город подвижен в плане вызовов современной цивилизации, мобилен в отражении угроз внутреннего характера. Необходимым компонентом креативного городского пространства следует признать городской ландшафтный дизайн, определяющий особенности данного города: сады, парки, скверы, водоемы, аллеи. Они должны быть ухоженными и в отличном эстетическом состоянии.

Таким образом, креативность рассматривается как специфическая черта городского развития, являющаяся признаком ее прогресса. В рамках системно-семиотического подхода к изучению города креативность стоит понимать как параметр концепта города, посредством которого можно выяснить его суть, смысл и значение. Данный параметр творческих ресурсов городской среды является критерием для определения разных типов городов по степени их креативности.

Список литературы

1. Галкин Д. В. Стратегии культурного развития городов: современные подходы [Электронный ресурс]. URL: http://old.

jourssa.ru/2005/4/2cGalkm.pdf (дата обращения: 05.05.2016).

2. Дмитриевская И. В. Системная герменевтика: Концепт. Смыслы. Тексты. Иваново: ФГБОУ ВПО «ИГСХА», 2014. 384 с.

3. Касаткина С. С. Коллизии духовного пространства российской городской повседневности в социально-философском контексте // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10 (48): в 3-х ч. Ч. 2. C. 90-93.

4. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика-XXI, 2006. 399 с.

5. Русакова О. Ф. Концепт и стратегия креативного города // Дискурс-Пи. 2013. Т. 10. № 3. С. 78-82.

6. Суховская Д. Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности: дисс. ... к. филос. н. Пятигорск, 2015. 198 с.

7. Томилова И. И. Теоретические подходы к понятию «креативность» // Альманах современной науки и образования Тамбов: Грамота, 2014. № 7 (85). C. 131-133.

8. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.

CREATIVITY OF TOWN AS A CRITERION OF ITS DEVELOPMENT

Kasatkina Svetlana Sergeevna, Ph. D. in Philosophy Cherepovets State University SvetlanaCH5@rambler. ru

This paper considers the issues of the creativity of contemporary urban space. A town, being a system in terms of the system approach, consists of a concept, structure and substrate. Creativity, as a parameter of the concept of this system, is measured by many discourses of sociocultural character: creative industries, urban brands, the possibility of personal and social self-realization. The author examines the creative tendencies of Russian towns, highlights their typology based on the parameter of creativity, indicates the range of the creative possibilities of urban spaces for the realization of their effective development.

Key words and phrases: town; town as system; creativity; issues of creativity; typology of towns; cultural space; creative town; non-creative town.

УДК 130.2

Философские науки

В статье излагается точка зрения П. А. Флоренского на личность Сократа и роль его философии в истории философии на основе единственной сохранившейся лекции Флоренского о Сократе. Автор рассматривает эту точку зрения в контексте конкретной метафизики Флоренского и предлагает свою интерпретацию образа Сократа у Флоренского. Флоренский создает амбивалентный образ Сократа, в котором соединяются два Эдема: Эдем падший и Эдем исцеленный, а связью между ними является его философия как способ обо-жения человека.

Ключевые слова и фразы: Сократ; П. А. Флоренский; конкретная метафизика; лицо; личность; символ; Эрос; духовная любовь.

Клюкина Людмила Александровна, д. филос. н., доцент

Петрозаводский государственный университет klyukina-la77@yandex. гы

ЛИЧНОСТЬ И ЛИЦО СОКРАТА В КОНТЕКСТЕ КОНКРЕТНОЙ МЕТАФИЗИКИ П. А. ФЛОРЕНСКОГО

В 2003 году в восьмом номере журнала «Вопросы философии» была опубликована лекция П. А. Флоренского «Личность Сократа и лицо Сократа». Материалы лекции, взятые из фонда Музея священника Павла Флоренского, а также примечания к ним были подготовлены к печати Олегом Тимофеевичем Ермишиным. Лекция «Личность Сократа и лицо Сократа» является единственной уцелевшей лекцией Флоренского о Сократе. Сам курс «Лекции по античной философии» был прочитан Флоренским в Московской духовной академии в 1908-1910 гг.

В предварительной статье «"Лекции по античной философии" П. А. Флоренского» Ермишин дает следующую характеристику его курсу. «Флоренский, основываясь на интерпретации античной философии, отстаивал точку зрения, согласно которой философская мысль развивается по законченной схеме: сначала она выделяется из религии, затем достигает наивысшего развития в осмыслении религиозного миропонимания, в конце концов утрачивает религиозный потенциал и вырождается в чисто интеллектуальную абстрактность» [1, с. 122]. По Флоренскому, с философии Сократа начинается новый религиозно-философский подъем в античной философии [Там же]. Самого Сократа Флоренский видел не моралистом и рационалистом, а мистиком и сложной личностью [Там же, с. 121].

На наш взгляд, интерес представляет не только нетрадиционное понимание Флоренским личности Сократа и роли его философии в истории философской мысли, но и связь понимания личности Сократа Флоренским с его учением о конкретной метафизике, сложившимся в более поздние годы. Поэтому целью данной статьи является как краткое изложение представлений Флоренского о личности Сократа, так и попытка сопоставить эти представления с основными идеями его конкретной метафизики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.