_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
АРХИТЕКТУРА
УДК 72.06
А. Ю. Барковская
к.ф.н, доцент кафедры философии, социологии и психологии Институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет
г. Волгоград, РФ E-mail: [email protected] М.О. Онищенко
магистрант по направлению «Градостроительство», кафедры урбанистики и теории архитектуры
Институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет
г. Волгоград, РФ E-mail: [email protected]
КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО: НОВЫЙ ФОРМАТ ДЛЯ РАБОТЫ ФРИЛАНСЕРОВ
(НА ПРИМЕРЕ "ИКРА" В Г. ВОЛГОГРАД)
В России в последние годы нарождается новый - креативный класс общества, являющийся частью среднего класса. Термин «креативный класс» ввел американский экономист, социолог и автор теории креативного класса Р. Флорида [1]. А.В. Баженов определяет его как часть населения наших городов, фрагмент интеллектуального социума, ориентированный на решение творческих задач, на творческое преодоление общественно значимых проблем в результате личных или консолидированных усилий и оценивает эту группу населения РФ примерно в 8 %, против 30-40% в развитых странах [2]. В свою очередь, частью креативного класса являются фрилансеры (англ. freelancer - свободный работник).
Фриланс представляет собой форму сотрудничества между специалистом и работодателем (клиентом), при которой работник сохраняет самостоятельность, не работает в найме, является частным предпринимателем. Фрилансеры сами, посредством газетных объявлений, интернет-рекламы или пользуясь «сарафанным радио», то есть личными связями, предлагают свои услуги, и чаще это удаленная работа, при которой сотрудник и работодатель находятся на расстоянии, обмениваются информацией преимущественно через Интернет. Фриланс особенно распространён в таких областях деятельности, как журналистика (и другие формы деятельности, связанные с написанием текстов), юриспруденция, компьютерное программирование, архитектура, дизайн во всех его проявлениях (реклама, веб-дизайн, дизайн интерьера и т. д.), перевод, фото- и видеосъёмка, разного рода экспертная и консультационная деятельность [3]. Мировой тренд - экспоненциальный рост численности удаленных сотрудников, в России проявляется пока минимально. Так в США 50 млн. чел. или 45% рабочей силы работают удаленно хотя бы время от времени, В Великобритании - 62%, В Японии 32%, в России же доля фрилансеров на рынке труда составляет не более 2% [4]. Большинство «свободных» специалистов работают дома, в транспорте, кафе, но есть и такие, которым требуется «место общего сбора», где пространство имело бы четкое зонирование для работы, отдыха, переговорных комнат и мест для приема пищи. При этом каждый, работая в своем офисе, мог общаться и обмениваться опытом с людьми в разных сферах деятельности, находясь в одном пространстве. Иными словами, это пространство самодеятельности городского населения в относительно комфортных условиях.
Креативные центры рассматриваются специалистами как новый тип досугового, образовательного и рабочего пространства, в котором формируется новый образ культурного человека. Г.Ю. Литвинцева под креативными пространствами понимает не только институализированные и организованные формы, но и любое событие, направленное на реализацию творческого потенциала человека, будь то перформанс, хэппенинг или флеш-моб [5]. Для аудитории «нового типа» характерно стирание границ между «высокой» и масс-медийной культурой, творческой самореализацией и финансовым успехом. Фрилансеры как раз и являются представителями аудитории «нового типа» - это молодые люди (средний возраст 33 года) с высшим образованием (у более 60%), которые считают себя независимыми и хотят, чтобы работа «на себя» приносила удовольствие и высокий доход, что подтверждается их заработком, который как правило, выше среднего [4].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
Исследование креативных пространств представляет большой интерес, как с точки зрения анализа инновационных форм профессиональной и культурно-досуговой деятельности, так и с позиции рассмотрения их потенциала в формировании аудитории «нового типа», т.е. представителей креативного класса, и в том числе фрилансеров. Экономические условия, в которых находятся сегодня города России, не являются благоприятными для формирования креативного слоя городского населения и его пространственной среды, поэтому рассмотрение организованных креативных пространств, каким является «Икра» в г. Волгограде, как нового типа архитектурного пространства и пространства социального взаимодействия, весьма актуально.
В Волгограде наблюдается тенденция организации креативных пространств как вариант перепланировки существующих объектов, не востребованных по назначению и являющихся инвестиционно - привлекательными для реализации данного формата. Креативные пространства являются одим из видов третьих мест. Третье место (англ. the third place) - часть городского пространства, которая не связана с домом («первое место») или с работой («второе место»). Концепция «третьего места» впервые была изложена в книге американского социолога Р. Ольденбурга «Третье Место» [6]. Согласно Ольденбургу, третье место играет важную роль в развитии гражданского общества и демократии.
Основное предназначение креативного пространства - предоставление площадок для деятельности представителям творческих профессий, численность которых, по мнению Д. Мокира, в постиндустриальном обществе возрастает [7]. Это публично доступные места города, где люди могут свободно самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать другим результаты своего творчества и коммуницировать с другими не в роли потребителя товаров или работника компании, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта своей личности. Д. Н. Суховская отмечает, что «креативный город» становится гораздо более разнообразным и содержит в себе пространства, реализующие и развивающие потенциал самых разных социальных групп, и определяет «креативное пространство» как инфраструктуру, где можно проводить или посещать мероприятия, найти сторонников, сотрудников, подрядчиков, а также партнеров для реализации инновационных социально-значимых проектов или коммерческих стартапов [8].
Креативное пространство также может служить офисным центром, имея при этом какие-либо нестандартные особенности организации работы, например, подразумевать работу в формате open space, необычное оформление интерьера, большее количество рекреационных зон и территорий неформального общения - такие особенности помогают офисным сотрудникам преодолеть рутинный характер своей работы. Одним из основных видов креативных пространств являются коворкинги (от англ. co-working, «совместная работа») в широком смысле - подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве, в узком - коллективный офис (англ. coworking space). Следовательно, в городах или городских районах, где расположены креативные пространства, они создают новые рабочие места, способствуя улучшению социально-экономической обстановки. Помимо экономической функции (офисы и магазины), креативные пространства могут исполнять и рекреационную и образовательную функции, выступая площадками для различных культурных мероприятий: выставок, лекций, кинопоказов.
Креативные пространства, как правило, размещаются в зданиях, утративших своё первоначальное предназначение, чаще всего это - бывшие промышленные или общественные здания, получающие новую функцию при сохранении архитектурного облика. Примером может послужить здание Речного вокзала в г. Волгоград (рис.1), где сейчас активно развивается креативное пространство «Икра».
Рисунок 1 - Волгоград. Речной вокзал, ул. Набережная 62-й Армии, 6
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
Самый крупный и в России и в Европе Волгоградский речной вокзал был построен во второй половине 20 века. Выбор места для строительства речного вокзала не случаен. В 1952 году на центральной городской набережной была возведена монументальная лестница. Центральная лестница соединяет две террасы набережной - верхнюю и нижнюю и является парадными воротами в город. В 1962 году все предприятия, размещенные на Волге, были объединены в Волгоградский речной порт. Спустя два года был разработан проект речного вокзала, строительство которого в Волгограде началось в 1967 году, в 1980 в эксплуатацию была сдана первая очередь, вторая очередь - в 1989. К волгоградскому речному вокзалу могут одновременно причаливать 6 судов (теплоходов). Речной вокзал, построенный в в стиле советского модернизма, замысливался как культурный и туристический объект, а не только как транспортный узел с пассажиропотоком и офисное здание для размещения различных организаций речного порта. Часть здания представляет собой Центральный концертный зал на 1000 мест (рис.2). В 2011 году произошло объединение лучших музыкальных сил Волгограда - филармонии и Центрального концертного зала, и учреждение было переименовано в ГБУК «Волгоградская областная филармония».
Рисунок 2 - Волгоград. Речной вокзал, ситуационная схема. 1- Центральный концертный зал, 2 - креативное пространство «Икра», 3 - ресторан с панорамным видом
Таким образом, в настоящее время часть здания находится в муниципальной собственности, а большая его часть в частных руках, согласно открытым данным, им владеет известный волгоградский предприниматель А. Малашкин. Здание речного вокзала и так называемая «шайба», в которой первоначально размешался ресторан «Россия», в Волгограде не используется по назначению более 20 лет. В течении этих лет, речной вокзал в большей степени представлял собой досуговый центр города, место для развлечений, обусловленное удобством его расположения вдали от жилых построек и при этом в самом центре города.
Несмотря на то что здание речного вокзала является архитектурной доминантой центральной набережной, находится в центре города и его исторических достопримечательностей, необходимо отметить его неудовлетворительное состояние, а также и то, что его облик почти не менялся. Разбитые стекла время от времени прикрывались различными рекламными растяжками, а фасады «украшались», зачастую вульгарной, световой рекламой, бесконечно сменяющихся арендаторов.
В настоящее время нем располагаются многочисленные заведения общественного питания, в том числе, с развлекательными функциями, фитнесс-центр, различные офисы. На первом этаже находится ресторан японской кухни «Якитория», существующий с начала 2000-х годов, караоке Kadafy, Voice, развлекательные заведения Royal bar, Мажор, Кофе Хауз, Redwood bar, прокат велосипедов Green Bike, туристическая компания Круиз. На втором этаже располагается спортивный клуб ВолгаФит (ранее City Fitness), бар Velvet, креативное пространство «Икра» (ранее ночной клуб «Пиранья»), которое мы и рассмотрим подробнее.
Компания «Икра» - это первое креативное пространство (общая площадь занимаемых помещений 1455 м2), созданное 1 марта 2012 года в Волгограде, это сообщество творчески-ориентированных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2017 ISSN 2410-6070_
предпринимателей, объединенных одним пространством. Как сказано на официальном сайте: «Место в самом центре города, где можно работать круглые сутки и наслаждаться атмосферой. Жители «Икры» - это более 40 компаний с современными взглядами на бизнес. «Икра» - это пространство для развития, в котором ежедневно проходят мастер-классы, ворк шопы, презентации, тренинги в различных сферах» [9]. Конкуренты подобным сообществам в г. Волгоград почти отсутствуют, так как это направление только развивается.
Удобные офисы-студии, коворкинг, многофункциональный конференц-зал, кофейня и чайная присутствуют на территории данного пространства. Демократичная отделка помещения в виде темного линолеума, белых стен, множество деталей и конструкций из дерева и железных балок не отвлекают от работы и придают помещению опрятный вид (рис.3, рис.4).
Рисунок 3 - Интерьер креативного пространства «Икра». Ресепшн. Кафе «Port».
Рисунок 4 - Внутренний вид креативного пространства «Икра». Холл 1-го этажа
Рисунок 5 - План 1-го этажа креативного пространства «Икра». 1-цветочная мастерская Botaniqua, 2-центр развития предпринимательской деятельности, 3-разработка сайтов Интерволга (офис №1), 4-мастерская декораций из бумаги и картона Matopaper, 5-студия маникюра и педикюра Originail, 6-швейная мастерская Matreshka.me, 7-студия дизайна интерьеров Imenno, 8-студия татуировки Diana Katsko Tattoo, 9-ресепшн, 10-большой конференц - зал, 11-кафе Port, 12-разработка сайтов Интерволга (офис №2), 13-ателье Арины Богановой, 14-магазин тайской косметики Дыхание природы, 15-шоурум, 16-массажный кабинет, 17-кондитерская Angelina Cakes, 18-администрация, 19-
малый конференц - зал.
Стоимость аренды в креативном пространстве «Икра»: конференц-зал 700-1000 руб./час; офис 900 руб/м2, коворкинг/ рабочее место 100 руб./час. Если сравнить со стоимостью аренды офисов класса А (16001800 руб/ м2), то можно сделать вывод, что «Икра» относится к типу офисов В (рис.5, рис.6, рис.7).
Офисы класса А - престижные помещения, расположенные в бизнес-центрах и новых офисных комплексах, отличаются высоким качеством отделки и оборудованы по последнему слову техники. Офисы класса В располагаются в новых или в только что реконструированных и переоборудованных зданиях, имеющих необходимые инженерные коммуникации, но они не столь престижны и не столь хорошо оборудованы, как офисы класса А. Например, в «Икре» отсутствует центральная система кондиционирования и парковка расположена на открытом воздухе.
Проанализировав кем и для каких целей используются предоставляемые в аренду площади, можно сделать вывод, что креативное пространство «Икра» - проект демократичный во всех смыслах, нацеленный на большую аудиторию посещаемости и арендаторов, считающих свои расходы на аренду. Креативное пространство является демократичной средой для общения, совместной работы, но максимальной самореализации специалистам креативных профессий вряд ли предоставляет, так как фактически «Икра» представляет из себя «солянку», где собраны и торговля, и услуги, и общественные организации, фрилансеры же представлены в меньшинстве.
Рисунок 6 - План 2-го этажа креативного пространства «Икра». 1-студия йоги, 2-шоурум женской одежды, 3-разработка сайтов Mono, 4-3d анимация Nebo, 4-веб - студия
Made7, 5-интернет - магазин Чиптюнинг.ру, 6-разработка сайтов NetCat34, 7-маркетинговое агентство Smart, 8-оформление интерьеров и экстерьеров Kvadrat, 9-благотворительный фонд Елены Исинбаевой, 10-студия виртуальных технологий Sphaira, 11-фотостудия Enjoy Studio, 12-творческая мастерская DREMLYUGA, 13-шоурум обуви, 14-шоурум мужской одежды, 15-полет на парапланах Vector34, 16-шоурум женской одежды, 17-шоурум детской одежды, 18-19-ТВ курсы Твоя Среда, 20-студия визажа.
Рисунок 7 - План 3-го этажа креативного пространства «Икра». 1-художественная мастерская, 2-редакция журнала Собака.ру, 3-магазин домашнего декора, 4-студия визажа, 5-студия наращивания ресниц, 6-магазин благовоний, 7-офис обучения бариста Coffee Like, 8-магазин отделочных материалов, 9-видео - студия Astra, 10-брендинговое агентство TUTKOV BUDKOV
Тем самым, статус «креативности» пространства социального взаимодействия становится сомнительным. Но в любом случае, сосредоточение творческих и нестандартных людей, которые полны новых идей - залог будущего развития. Если дома нет отдельной комнаты, удобного стола или есть маленькие дети, говорить о продуктивности работы сложно, при этом снять отдельный офис для себя - слишком дорого, то спасением могут оказаться коворкинги. Креативное пространство «Икра» для фрилансеров, руководителей малобюджетных проектов и начинающих предпринимателей может стать комфортным рабочим пространством, где никто не мешает и есть все необходимое для работы. Список использованной литературы:
1. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2016. - 419 с.
2. Баженов А.В. Креативное пространство городов России. Архитектон: известия вузов № 56 / Декабрь 2016.
3. Википедия. Свободная энциклопедия. Фрилансер. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фрилансер (Дата обращения: 03.12.2017)
4. Сколько нас, фрилансеров и удаленщиков? http://blog.trud.com/blog/2017/04/17/skolko-nas-frilanserov-i-udalenshikov/ (Дата обращения: 03.12.2017)
5. Литвинцева Г. Ю. Креативные пространства - аудитории нового типа // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 10-2 (52). - С. 201-202.
6. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Рэй Ольденбург; пер. с англ. А. Широкановой. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 456 с.
7. Мокир Д. Рычаг богатства. Технологическая креативность и экономический прогресс. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. - 502 с.
8. Суховская Д. Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 650-652. URL: https://moluch.ru/archive/57/7762/ (Дата обращения: 03.12.2017)
9. «Икра». Пространство для развития. http://ikraspace.ru
© Барковская А.Ю., Онищенко М.О., 2017
УДК73
Жукова Л. Г.
магистр департамента Архитектуры и строительства, Российский Университет Дружбы Народов,
г. Москва, Россия
МОДУЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ Аннотация
В статье ставится задача рассмотреть все положительные и отрицательные стороны модульных зданий. В результате анализа были выявлены как исторические, так и современные тенденции строительства.
Ключевые слова
модульные здания, архитектура, современные дома, дома из блок-секций, быстровозводимые дома,
строительство
Annotation
The article poses the task to consider all the positive and negative aspects of modular buildings. As a result of the analysis, both historical and current trends in construction were identified.