Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННЫЕ НАВЫКИ / WRITING SKILLS / ИДЕИ / IDEAS / ФАНТАЗИЯ / FANTASY / ВООБРАЖЕНИЕ / IMAGINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нието Серда О.В.

В данной статье обсуждается вопрос о повышении мотивации учащихся и привлечении их внимания к письменным работам на уроках иностранного языка (английского). Автор статьи приводит собственные методические разработки, которые были опробованы на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННЫХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Нието Серда О.В. ©

Учитель английского языка ГБОУ школа 310 «Слово», Санкт Петербург

Аннотация

В данной статье обсуждается вопрос о повышении мотивации учащихся и привлечении их внимания к письменным работам на уроках иностранного языка (английского). Автор статьи приводит собственные методические разработки, которые были опробованы на уроках.

Ключевые слова: письменные навыки, идеи, фантазия, воображение. Keywords: writing skills, ideas, fantasy, imagination.

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Ч. Диккенс

Наблюдая за детьми на уроках английского языка можно легко заметить, как они охотно участвуют в беседах, диалогов, сценках, как стремительно они преобразуются, входя в творческий образ. Другими слова, трудно пожаловаться на проблемы в мотивации детей при отработке коммуникативных навыков. Но когда приходит время грамматических заданий, требующих письма, былой интерес заметно снижается. Зачастую, письменные работы либо сделаны на низком уровне, либо остаются проигнорированы. Учитель в недоумении, - каким образом мотивировать детей, ввести их в уникальный мир письма, а заодно и улучшить их письменные навыки?

Дети младшего школьного возраста достаточно открыты всему новому, любознательны. И эту любознательность и живой интерес решила использовать я на своих уроках английского языка в начальной школе в какой-то момент.

В привлечении внимания детей помогает визуализация, т. е. образы, которые представляют себе дети, посмотрев на определенное изображение. Важно отметить, что к процессу подбора картинок следует подходить основательно - выбранная картинка крайне желательно должна иметь тесную связь с общей темой урока.

Приведем пример. Если общей темой урока является тема «Дом», то нужно показать учащимся изображение, на котором может находиться ребенок у себя дома либо в обществе друзей, родных, либо один. Ниже приведены два примера - картинки, которые могут быть использованы на уроках по креативному письму.

© Нието Серда О.В., 2017 г.

До того, как учащиеся приступят непосредственно к выполнению самого письменного задания, необходимо провести подготовительную работу. На подготовительном этапе ключевая роль отводится учителю, ведь именно он, являясь своеобразным посредником между детьми и своим предметом, должен заинтриговать детей с самых первых шагов выполнения творческого, креативного задания. Для этого учащим предлагаются наводящие вопросы, которые призваны разбудить воображение и фантазию детей.

К вышеприведенной картинке могут быть заданы следующие вопросы:

• Who is this?

• How old do you think he/she is?

• Where can he/she be from?

• What family has he/she got?

• Where does he/she live?

Если на картинке изображены несколько человек, можно поинтересоваться у детей о связи между ними:

• Who are they?

• Are these boys/girls his/her friends? Or maybe they are his/her siblings?

Учитель предлагает учащимся выбрать одного из присутствующих на изображении в качестве главного персонажа их собственной истории.

По окончании фронтальной работы - общего обсуждения и высказывания детьми своих идей, учитель предлагает им немного побывать писателем составить свою собственную историю, главным героем которой будет выбранный ими персонаж с предложенной картинки.

В зависимости от уровня владения иностранным языком учитель может предложить несколько вспомогательных предложений и записать их на доске:

• This is....

• This boy/girl is........

• He/she lives in ...

• He/she has got...................

Если уровень владения языком позволяет, учитель может ограничиться лишь кратким планом истории, включив в план некоторые пункты, которые рекомендуется включить в свой рассказ:

Plan

1. Name

2. Age

3. Family

4. House

5. Friends

6. Hobbies

Составление письменного рассказа/истории может быть индивидуальным, что рекомендуется особенно активным, сильным ученикам, обладающим творческим потенциалом. Более слабых детей можно организовать в пары или небольшие группы, где

они смогут поделиться своими идеями, и каждый участник сможет внести свой вклад в составление письменной работы.

В данном случае учащиеся не только развивают навыки письма, но и улучшают свои коммуникативные навыки. Во время обсуждения задания учащиеся в своих группа/парах учатся слушать своих одноклассников, а также выражать свое мнение.

В более старших классах письменное задание можно усложнить. Теперь вместо одной картинки учащимся предлагается набор из нескольких картинок, где обязательно должен прослеживаться определенный сюжет:

Алгоритм работы сохраняется. В процессе подготовки к письменной работе, учитель спрашивает учащихся о том, как связаны все картинки между собой.

• Who can you see on the pictures?

• How do you think where he /she from is?

• How old is he/she?

По окончании устного опроса учащимся дается время для обдумывания и обсуждения своих предположений в группе или паре.

Предложенный учителем план является лишь подспорьем для составления собственной истории. Учащиеся могут составить свой план, добавив новые пункты в план учителя.

Самый творческий вариант задания креативного письма - это поменять последовательность картинок и позволить учащимся самим поставить их в правильный, по их мнению, последовательность:

Для лучшей наглядности рекомендуется разрезать карточки с картинками и предоставить каждой группе/паре попробовать выстроить свой вариант истории. В случае расхождения мнений между учащимися в одной группе/паре следует предоставить каждому участнику свой набор карточек.

Желательно распределить время таким образом, чтобы у всех желающих была возможность зачитать свои работы. В случае недостаточного количества времени можно запланировать задание на два урока. Итак после первого урока у учащихся есть возможность просмотреть свои записи дома, дополнить некоторые детали, по желанию, или подготовить выразительное чтение своей истории.

Как бы то ни было, важно выслушать работы всех желающих, ведь в противном случае пропадает мотивация, так как каждому ребенку важно быть выслушанному. Читая вслух свой рассказ, ребенок открывается окружающему миру, делится своим внутренним миром, что особенно важно для стеснительных и неуверенных в себе детей.

Для повышения мотивации у детей во время выполнения письменных творческих заданий и привлечения их внимания рекомендуется устроить конкурс письменных работ-историй. Во время того, как каждый учащийся или представители конкретной группы будут выходить и зачитывать свои рассказы, остальная часть детей будут играть роль жюри и выставлять свои баллы за каждое выступление.

Анкета оценивания выступающих выдается всем членам жюри и может выглядеть следующим образом:

ВШёеп^ паше ■3 1 Ике X 1 - ^ во во

1. X

2. Х

3. Х

По окончании конкурса подсчитываются баллы - участник, набравший большее количество положительных отметок, побеждает. Не мене важно поздравить победителей (1, 2 место) и поощрить их призами (в виде оценки) на усмотрение учителя.

Итак, подведем итоги вышесказанного. Креативное письмо способствует развитию самостоятельного мышления. В отличие от традиционных письменных заданий, где предлагается ответить на вопросы по тексту, креативное письмо позволяет детям использовать свою фантазию и воображение. Фантастические идеи учащихся не остаются заброшенными в их воображении, но находят реальное, практическое применение на уроках иностранного языка в их письменных работах.

Кроме того, у учащихся есть возможность поделиться своими идеями, какими бы фантастическими они не были со своими одноклассниками, т. е. ощутить важность своих идей для окружающих.

Литература

1. М. В. Вербицкая, К.С Махмурян, В.Н. Симкин//Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподпвания английского языка. ФИПИ.- Москва, 2014.

2. Е. Н. Соловова «Методика обучения иностранным языкам»//Просвещение.- Москва, 2002.

3. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»// Радянська школа.- Киев, 1973.

4. В.А. Сухомлинский «Сто советов учителю»// Фрунзе Мектеп.- Киев 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.