Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ'

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМОТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННОСТЬ / САМООБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петренко Н. А., Филимонов С. П.

Статья посвящена анализу образовательной системы, требующей нового мышления, активного самопознания и саморазвития. Современный мир стремительно меняется, становится все более непредсказуемым. Многие страны переживают политическую, экономическую, культурную, техническую и информационно-коммуникационную трансформацию, отношения внутри общества также изменяются. Авторы статьи констатируют, что, к сожалению, в большинстве общеобразовательных организаций при формировании функциональной грамотности уделяют недостаточно внимания развитию креативного мышления. Стандартная система обучения не способствует развитию естественного внутреннего потенциала обучающихся. В то же время современное общество нуждается в функционально грамотных людях, которые умеют результативно работать и способны к высоким значимым достижениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петренко Н. А., Филимонов С. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE THINKING AS AN IMPORTANT COMPONENT FUNCTIONAL LITERACY

The article deals with the problems of the formation of functional literacy as the basis for the development of educational and cognitive competence of today's students. It is noted that the integration of the modern system of education and science into the global information, educational and cultural space motivates students to be creative, proactive, open personalities. The educational system requires new thinking, active self-knowledge and self-development. The modern world is rapidly changing, becoming more and more unpredictable. Many countries are undergoing political, economic, cultural, technical and information and communication transformation, relations within society are also changing. One of the main tasks of the modern school is to build the educational process, taking into account the full development of the functional literacy of students in the main areas, including creative thinking, which is formed when realizing their own original creative potential. The ability of a person to think creatively is an important leadership quality that allows solving problems of increased complexity. A teacher who is interested in developing the personal resource potential of students will always strive to encourage them to creative activity, stimulate the craving for knowledge, the desire and motivation to receive it. For him, the primary task will not be the imposition of his ideas and images, but the need to teach children to move away from stereotypical ways of thinking, from imitation to change and combine, transform and create a new (original). After all, the better the imagination is developed, the wider and bolder the thinking of the student. The authors of the article state that, unfortunately, in the majority of educational organizations, when developing functional literacy, they pay insufficient attention to the development of creative thinking. The standard system of education does not contribute to the development of the natural internal potential of students. At the same time, modern society needs functionally literate people who can work effectively and are capable of high significant achievements. It is noted that in the modern social space the number of people who are not able to fully exist in the conditions of constant changes, to effectively participate in the life of society, is increasing. They cannot use available sources of information to solve emerging problems, they do not have the minimum amount of knowledge, they do not have the necessary competencies. Skills for creating non-standard ideas are practically absent, which leads to further negative consequences for the individual, because. it is creative thinking that makes a person competitive. Most modern researchers do not accidentally call creative thinking the leading competence of the individual, because the ability to innovate and model is directly dependent on the development of creativity. The competencies of the future are associated with critical thinking and the development of special practical skills, i.e. are cognitive. The emergence of new ways of solving problems, new views on the situation, the ability to effectively adapt to changes will help to form competitive advantages and leadership in modern young professionals, the ability to create a unique value proposition in the labor market. Creative thinking will help you instantly find the necessary information in a dynamically changing world, actively develop at a heuristic creative level. The formation of functional literacy, functionally literate students is a complex and lengthy process. Skillfully and competently combining a variety of modern pedagogical technologies, it is important to prepare a highly educated creative person who is able to achieve effective results, work in different cultures, and integrate into the global socio-economic space. It is not so much the acquired knowledge that is important, but the ability to apply it correctly, find a new solution, and adapt to other conditions of life. The presence of these skills in the future will allow the individual to become a successful and sought-after specialist with a high degree of creativity, maximum professional flexibility, capable of teamwork and self-realization.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 9 (75). 2023. № 2. С. 75-83.

УДК 37.031.2

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Петренко Н. А.1, Филимонов С. П.2

1Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия

2МБОУ «Заозерненская средняя школа», Евпатория, Республика Крым, Россия

E-mail: goorgh@gmail.com1, havechik@gmail.com2

Статья посвящена анализу образовательной системы, требующей нового мышления, активного самопознания и саморазвития. Современный мир стремительно меняется, становится все более непредсказуемым. Многие страны переживают политическую, экономическую, культурную, техническую и информационно-коммуникационную трансформацию, отношения внутри общества также изменяются. Авторы статьи констатируют, что, к сожалению, в большинстве общеобразовательных организаций при формировании функциональной грамотности уделяют недостаточно внимания развитию креативного мышления. Стандартная система обучения не способствует развитию естественного внутреннего потенциала обучающихся. В то же время современное общество нуждается в функционально грамотных людях, которые умеют результативно работать и способны к высоким значимым достижениям.

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, креативность, творчество, инновационность, самообучение, образовательный процесс.

ВВЕДЕНИЕ

Интеграция современной системы образования и науки в мировое информационное, образовательное и культурное пространство, активное становление новых форм обучения мотивирует обучающихся быть творческими, инициативными, открытыми личностями, готовыми жить в условиях постоянно меняющегося экономического рынка. Поэтому основной образовательной потребностью современного человека является развитие функциональной грамотности - «способности человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней» [1, с. 342].

Наибольшее количество исследований по формированию функциональной грамотности находим в англоязычных научных изданиях середины ХХ - начала XXI веков. Так, например, Гилфорд Дж., Джонсон Дж., Кальней В., Кевин Д., Кирш И., Колм Х., Салливан В., Спенсер Л., Спенсер С., Тоффлер Э., Халперн Д., Штихт Т., Элбро К. и другие детально анализируют специфику функциональной грамотности с точки зрения педагогического и социального феномена.

Российские исследователи также провели огромную работу по изучению различных аспектов функциональной грамотности. Варенова Т. В., Вершловский С. Г., Гершунский Б. С., Матюшкина М. Д., Хуторской А. В. и др. посвятили свои научные труды анализу функциональной грамотности выпускников

75

школ, их общей образованности, определили индикаторы функциональной грамотности.

К проблеме формирования функциональной грамотности обращаются и современные исследователи. Так, Баранников К. А., Виноградова Н. Ф., Добрякова М.С., Конасова Н. Ю., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И., Кузьмина М. В., Фролова П. И., Фрумин И. Д., Щербакова Н. Н., Юшкова Н. А., Цукерман Г. А. и др. отмечают, что постиндустриальное (цифровое) общество нуждается в современных формах грамотности, которые будут способствовать развитию новых форм общественной организации. Учёные говорят о функциональной грамотности как основе развития учебно-познавательной компетентности нынешних обучающихся.

Укажем, что в условиях быстро сменяющихся темпов жизни XXI в. функциональная грамотность является важной и основной потребностью. Новые формы обучения - единственное, что позволит обществу преодолеть современные вызовы и создать опору будущего. Мгновенно находить необходимую информацию в динамично меняющемся мире, активно развиваться на эвристическом творческом уровне поможет креативное мышление, которое сегодня «остаётся для образования важнейшим приоритетом» [7, с. 154].

Цель статьи - проанализировать особенности формирования креативного мышления как важного компонента функциональной грамотности современных обучающихся.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Грамотность (чтение и письмо) - это базовый показатель и в целом предполагает владение родным языком, характеризует «социально-культурное развитие» [1, с. 54], общественные связи личности, определённые знания и умения. Однако, заметим, владение чтением и письмом, получение обязательного общего среднего образования недостаточно для полноценного и успешного существования в современном информационном мире. Известный американский социолог, футуролог, философ Элвин Тоффлер абсолютно правильно заметил, что в XXI в. «неграмотным будут называть не того, кто не умеет писать или читать, а того, кто не готов постоянно учиться новому или переучиваться» [6].

Чаще всего грамотность рассматривается как набор компетенций, включающих перечень необходимых для каждого человека умений и навыков, «способность будущего специалиста решать стандартные жизненные и профессиональные задачи в разных сферах деятельности на основании преимущественно прикладных знаний» [2, с. 76]. Именно функциональная грамотность (читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая, креативное мышление, глобальные компетенции) позволяет человеку эффективно и полноценно жить в обществе, социальной среде, приобретать необходимые для адаптации знания и навыки, развиваться в личностном, интеллектуальном, профессиональном и социальном направлении. Поэтому мгновенное реагирование образовательной системы на быстроменяющиеся информационные, экономические и технологические условия обуславливает рост значимости хорошего образования.

76

Отметим, что в современном социальном пространстве увеличивается количество людей, которые не способны полноценно существовать в условиях постоянных изменений, эффективно участвовать в жизни общества. Они не могут использовать доступные источники информации для решения возникающих проблем, не обладают минимальным объёмом знаний, не владеют необходимыми компетенциями. Навыки создания нестандартных идей практически отсутствуют, что приводит к дальнейшим негативным последствиям для личности, т.к. именно креативное мышление делает человека конкурентноспособным.

Понятие «креативное мышление» впервые употребил американский психолог Джой Пол Гилфорд. В своих научных трудах по исследованию креативности как универсальной познавательной творческой способности он указывает, что это «тип мышления, идущий в различных направлениях» (конвергентное и дивергентное мышление) [9]. Дальнейшее развитие концепция креативности Гилфорда Дж. получила в работах и Торренса Э. П. [11].

Советский и российский психолог Ильин Е. П. в своей работе «Психология творчества, креативности, одарённости» отмечает, что «креативность (от лат. creatio - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления» [3, с. 123]. Согласно «Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся» (PISA), креативное мышление - «это способ мышления, который приводит к генерации ценных и оригинальных идей» [10].

Большинство современных исследователей (Абдурахмонов Н. Б., Бугаевская Г. В., Доний Н. Е., Мацкевич В. В., Крупник С. М., Шумакова Г. Н., Барбо Б., Безансон М., Корацца Дж., Креймонд Б., Любарт Т., МакКлюр Р., Марсигаглиа Э.) не случайно называют ведущей компетенцией личности именно креативное мышление, т.к. способности к инновациям и моделированию напрямую зависят от развития креативности. Например, американский психолог Чиксентмихайи М., детально изучающий особенности креативности, замечает, что «большинство вещей, которые интересны, важны и человечны, проявились благодаря творчеству... Когда мы вовлечены в творческий процесс, мы живём полнее, чем в ходе всей жизни» [8, с. 248].

Одной из основных задач современной школы является построение процесса образования с учётом полноценного развития функциональной грамотности обучающихся по основным направлениям, в том числе, креативного мышления, которое формируется при реализации собственного оригинального творческого потенциала. Так, нестандартное мышление, генерирование интересных идей, создание онлайн-презентаций (Emaze, Figma, Keynote и Prezi) или видеообзоров/видеоблогов, написание коротких историй или зарисовок, командная работа в технических проектах, онлайн-сервисах для создания альбомов, редактирование фото (Affinity Designer, Avatan, CorelDRAW Sketch и Photoshop) способствуют развитию фантазии и расширению собственного мировоззрения обучающегося. Способность личности к творческому мышлению является важным лидерским качеством, позволяющим решать задачи повышенной сложности.

77

Однако, отметим, в современных общеобразовательных организациях уделяют недостаточно внимания развитию креативного мышления при формировании функциональной грамотности. Учитывая природу современных образовательных систем, этот вид функциональной грамотности сложнее всего воплотить. Зачастую стандартная система обучения, массовое усреднение результатов не способствуют активизации и развитию креативности, уникальных творческих способностей, необычного видения окружающего мира, естественного внутреннего потенциала обучающихся, которым они обладают с рождения. Кроме этого, восприятие самого понятия творчества, оригинального подхода в решении нестандартных ситуаций в образовательных организациях разное.

Педагог, заинтересованный в развитии личностного ресурсного потенциала обучающихся, всегда будет стремиться побуждать их к творческой деятельности, стимулировать тягу к знаниям, желание и мотивацию их получать. Для него первостепенной задачей станет не навязывание своих идей и образов, а необходимость научить ребят отходить от стереотипных способов мышления, от подражания переходить к изменениям и комбинированию, преобразованию и созданию нового (оригинального). Ведь чем лучше развито воображение, тем шире и смелее мышление обучающегося.

Так, изучение любого предмета должно опираться на развитие критического мышления. Например, на уроках музыки после прослушивания классической композиции (или современной мелодии) можно попросить обучающихся не только описать свои ощущения и образы, ассоциации, но и изобразить их с помощью рисунка. Важно связать содержание музыкальной композиции со своими эмоциями, подобрать цвета, которые наиболее точно отражают настроение. Для этого можно раздать ребятам цветные карандаши. После завершения работы необходимо обменяться мнениями в классе. Так, каждый обучающийся может рассказать о своих переживаниях, чувствах и восприятии прослушанной композиции, связать её с определённым образом, показать свой музыкальный рисунок. Такие задания будут способствовать развитию слуха, эмоций и общего уровня творческих способностей обучающихся.

На уроках рисования учитель может предложить ребятам выполнить задание, направленное на развитие творческого воображения. Для этого, опираясь на незаконченные геометрические или стимульные фигуры, необходимо нарисовать свою интересную картинку. Усложнением задания может быть добавление любых линий и деталей (точки, круги, зигзаги и др.) к указанным фигурам.

Оригинальной работой может быть архитектурное сооружение, опирающееся не только на геометрические или стимульные фигуры, но и определённые существительные и прилагательные, которые первыми приходят в голову (9-10 штук). Так, учитель может написать на доске эти слова и нарисовать фигуры, которые будут отражены в архитектурном проекте. Такое задание поможет развивать фантазию обучающихся, находить способы реализации своих идей, отталкиваясь от заданных исходных данных, по-новому видеть решение проблемы или ситуации.

78

Важное место креативному и логическому мышлению отводится на уроках математики. Творческие задачи мотивируют обучающихся и часто не имеют однозначного и односложного ответа или решения. Такие задания являются практичными и полезными для ребят, т.к. связаны с жизнью, вызывают у них интерес. Например, одним их простых творческих заданий является «Математическое домино». Небольшой картонный лист необходимо разделить на две части. Одна часть - это текст задачи, а вторая - ответ на эту задачу. Такая игра может проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной работе.

В математике критическое мышление неотъемлемо от логического (правильного) мышления. Поэтому умение мыслить логически невозможно без решения логических задач, что означает свободно использовать умственные операции высокого уровня для формулирования последовательных, обоснованных выводов и оценок, принятия решений [5].

Не менее интересны задания, которые обучающиеся могут выполнять на уроках русского языка и литературы. Так, например, педагог может воспользоваться любыми книгами, словарями, учебниками, сборниками поэзии, прозаическими текстами и дать творческое задание. К примеру, открыть две книги на любой странице и выбрать по одному слову на выбор. После этого обучающимся нужно связать эти слова из разных книг между собой в логический рассказ (примерно, 5-8 предложений). Чтобы ребятам было легче, можно вместе с ними набросать схематический план рассказа. Отметим, что уровень сложности может быть повышен, если выбрать слова, которые, на первый взгляд, невозможно связать между собой. Однако, сложный и интересный процесс создания рассказа может завершиться написанием оригинального текста.

Таким образом, создание таких рассказов на уроках языка и литературы поможет обучающимся анализировать и сопоставлять слова и понятия, искать взаимосвязь там, где её может и не быть.

Определённой сложностью обладают также задания, в которых необходимо придумать как можно больше предложений, состоящих, к примеру, из трёх-четырёх слов. А каждое слово в предложении должно начинаться с определённых букв, которые выберут обучающиеся. Это могут быть абсолютно разные буквы алфавита. Желательно использовать буквы в установленном порядке, не менять их местами, чтобы все участники задания были в одинаковых условиях. Заметим, что такие упражнения способствуют развитию вербальной креативности.

Интересными для ребят могут быть задания, в которых необходимо найти как можно больше определений для общеупотребительных слов, например: «коробка», «книга», «дверь», «карандаш», «здание» и др. Так, они могут подбирать много прилагательных к выбранным словам, а именно: яркая, большая, мятая, бумажная коробка и др.; большая, новая, забытая, красивая книга и др.; стеклянная, дубовая, чёрная, низкая дверь и др. и т.п.

Укажем, что во время занятий, направленных на развитие креативного мышления, педагогу необходимо учитывать скорость выполнения заданий, гибкость решения, показатель оригинальности и разработанности.

79

Итак, на занятиях учителям важно уделять больше внимания коррекционно-развивающим упражнениям, диагностическим блокам и методикам для изучения и формирования творческих способностей каждого ребёнка. С помощью обучения, тренировки, практики выполнения творческих заданий, можно улучшить внимание, память. Чем больше времени педагоги будут уделять развитию воображения обучающихся, тем больше оригинальных идей и решений они смогут сгенерировать. Не секрет, что креативная личность склонна к анализу и синтезу, способна интуитивно найти правильное направление мысли, умеет создать новое из того, что уже есть.

Думается, что систематическая работа на занятиях, умелое использование актуальных педагогических технологий, связь с практикой, способность критично мыслить и решать задания, принимать новаторские решения, открытая коммуникация и сотрудничество, способствуют креативности мышления. Важно научиться применять полученные знания, развиваться, много читать, учиться самоорганизации, интересоваться всем новым для расширения собственных знаний. Согласимся с известной фразой Бекона Ф. «Знание - сила», которую американский учёный Тоффлер О. переформулировал в «Знание - это изменения» [6, с. 45]. Действительно, в динамическом социуме XXI века важны не просто знания, полученные в рамках системы образования, а навыки их применения в социальном пространстве, перенасыщенном информационными ресурсами.

Компетенции будущего связаны с критическим мышлением и развитием особых практических навыков, т.е. являются когнитивными. Появление новых способов разрешения проблем, новых взглядов на ситуацию, возможность эффективно адаптироваться к изменениям помогут сформировать у современных молодых специалистов конкурентные преимущества и лидерство, способности создавать уникальное ценностное предложение на рынке труда.

Стоит указать, что большинство людей все же обладают навыками креативного мышления. Отходя от стандартных традиционных схем мышления, они с лёгкостью находят выход из сложной ситуации, генерируют интересные идеи, создают что-то новое и оригинальное, реализуют себя во многих сферах жизни, становятся экономически развитыми и устойчивыми. Однако, уровень креативного мышления у всех разный и высокий уровень сформированности креативности как важного компонента функциональной грамотности предполагает способность личности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и профессиональной самореализации.

ВЫВОДЫ

Формирование функциональной грамотности, функционально грамотных обучающихся - это сложный и длительный процесс. Умело и грамотно сочетая разнообразные современные педагогические технологии, важно подготовить высокообразованную творческую личность, способную достичь эффективных результатов, работать в разных культурах, интегрировать в мировое социально-экономическое пространство. В данном случае важны не столько сами полученные знания, сколько умение правильно их применить, найти новое решение,

80

адаптироваться в иных условиях жизнедеятельности. Наличие этих навыков в дальнейшем позволит личности стать успешным и востребованным специалистом, имеющим высокую степень креативности, максимальную профессиональную гибкость, способным к командной работе и самореализации.

Отметим, что тема нашего исследования перспективна и требует дальнейшего детального изучения повышения качества современного образования, целесообразности пересмотра образовательной парадигмы постиндустриального общества, нового подхода в развитии функциональной грамотности по креативному мышлению, новых типов компетенций в связи с непрерывным развитием информационно-коммуникативных технологий, глобализацией медиатехнологий, интенсификации конкуренции.

Список литературы

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с.

2. Бугаевська Г.В. Функциональна грамоттсть студенпв вищих закладгв освгти як психолого-педагопчна проблема / Г.В. Бугаевська // Вюник ЛНУ iменi Тараса Шевченка. - 2012. - № 22 (257). Ч. VII. - С. 73-79.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 830 с.

4. Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bibliotekar.ru/psihologia-2-1/142 .htm

5. Кулишова М.С. Приемы развития критического мышления школьников при углубленном обучении математике / М.С. Кулишова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. -2020. - № 3 (11). - С. 76-80.

6. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер; пер.с англ. - М.: Изд-во АСТ, 2004. - 557 с.

7. Фадель Ч. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / Чарльз Фадель, Майя Бялик, Берни Триллинг: Пер. с англ. - М.: Издательская группа «Точка», 2018. - 240 с.

8. Csikszentmihalyi M. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention / M. Csikszentmihalyi. - New York: Harper Perennial, 1996. - 466 р.

9. Guilford J.P., & Hoepfner, R. The Analysis of intelligence / J.P. Guilford, R. Hoepfner. - New York, NY: McGraw-Hill Book Co, 1971. - 514 р.

10. PISA 2022 Creative Thinking [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oecd.org/pisa/innovation/creative-thinking/

11. Тоггапсе Е. Paul. Creativity in the Classroom: What Research says to the Teacher / Е. Paul Тоггапсе. -Washington, D.C. National Education Association, 1977. - 37 p.

CREATIVE THINKING AS AN IMPORTANT COMPONENT FUNCTIONAL LITERACY

Petrenko N. A.1, Filimonov S. P.2

'V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation

2MBOU «Zaozernenskaya secondary school», Evpatoria, Republic of Crimea, Russian Federation

E-mail: goorgh@gmail.com1, havechik@gmail.com2

The article deals with the problems of the formation of functional literacy as the basis for the development of educational and cognitive competence of today's students. It is

81

noted that the integration of the modern system of education and science into the global information, educational and cultural space motivates students to be creative, proactive, open personalities. The educational system requires new thinking, active self-knowledge and self-development. The modern world is rapidly changing, becoming more and more unpredictable. Many countries are undergoing political, economic, cultural, technical and information and communication transformation, relations within society are also changing.

One of the main tasks of the modern school is to build the educational process, taking into account the full development of the functional literacy of students in the main areas, including creative thinking, which is formed when realizing their own original creative potential. The ability of a person to think creatively is an important leadership quality that allows solving problems of increased complexity.

A teacher who is interested in developing the personal resource potential of students will always strive to encourage them to creative activity, stimulate the craving for knowledge, the desire and motivation to receive it. For him, the primary task will not be the imposition of his ideas and images, but the need to teach children to move away from stereotypical ways of thinking, from imitation to change and combine, transform and create a new (original). After all, the better the imagination is developed, the wider and bolder the thinking of the student.

The authors of the article state that, unfortunately, in the majority of educational organizations, when developing functional literacy, they pay insufficient attention to the development of creative thinking. The standard system of education does not contribute to the development of the natural internal potential of students. At the same time, modern society needs functionally literate people who can work effectively and are capable of high significant achievements.

It is noted that in the modern social space the number of people who are not able to fully exist in the conditions of constant changes, to effectively participate in the life of society, is increasing. They cannot use available sources of information to solve emerging problems, they do not have the minimum amount of knowledge, they do not have the necessary competencies. Skills for creating non-standard ideas are practically absent, which leads to further negative consequences for the individual, because. it is creative thinking that makes a person competitive.

Most modern researchers do not accidentally call creative thinking the leading competence of the individual, because the ability to innovate and model is directly dependent on the development of creativity. The competencies of the future are associated with critical thinking and the development of special practical skills, i.e. are cognitive. The emergence of new ways of solving problems, new views on the situation, the ability to effectively adapt to changes will help to form competitive advantages and leadership in modern young professionals, the ability to create a unique value proposition in the labor market. Creative thinking will help you instantly find the necessary information in a dynamically changing world, actively develop at a heuristic creative level.

The formation of functional literacy, functionally literate students is a complex and lengthy process. Skillfully and competently combining a variety of modern pedagogical technologies, it is important to prepare a highly educated creative person who is able to

82

achieve effective results, work in different cultures, and integrate into the global socioeconomic space. It is not so much the acquired knowledge that is important, but the ability to apply it correctly, find a new solution, and adapt to other conditions of life. The presence of these skills in the future will allow the individual to become a successful and sought-after specialist with a high degree of creativity, maximum professional flexibility, capable of teamwork and self-realization.

Keywords: literacy, functional literacy, creativity, innovation, self-learning, educational process.

References

1. Azimov E.D., A new slogan of methodological terms and concepts, p. 448 (Ikar, Moscow, 2009).

2. Bugayevskaya G.V. Functional literacy of students of higher educational institutions as a psychological and pedagogical problem, Bulletin of LNU named after Taras Shevchenko, 22 (257). PART VII. p. 73-79 (2012).

3. Ilyin E.P., Psychology of creativity, creativity, giftedness, p. 830 (Peter, St. Petersburg, 2012).

4. The concept of creativity by J. Guilford and E.P. Torrens [Electronic resource]. URL: http://www.bibliotekar.ru/psihologia-2-1/142 .htm

5. Kuleshova M.S., Techniques for the development of critical thinking of schoolchildren in advanced mathematics teaching, Scientific and methodological support for the assessment of the quality of education, 3 (11), p. 76-80 (2020).

6. Toffler E., Shock of the future, p. 557 (AST Publishing House, Moscow, 2004).

7. Fadel Ch., Bialik M., Trilling B., Four-dimensional education: Competencies necessary for success, p. 240 (Publishing Group «Tochka», Moscow 2018).

8. Csikszentmihalyi M., Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention, р. 466 (New York: Harper Perennial, 1996).

9. Guilford J.P., Hoepfner R., The Analysis of intelligence, p. 514 (New York, NY: McGraw-Hill Book Co, 1971).

10. PISA 2022 Creative Thinking [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/pisa/innovation/creative-thinking/

11. Torrance Е. Paul., Creativity in the Classroom: What Research says to the Teacher, p. 37 (National Education Association, Washington, D.C. 1977).

83

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.