Научная статья на тему '«КРАЙ ПАРТИЗАНСКИЙ» (ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ШКАТУЛКИ ВАЛЕНТИНА ХОДОВА)'

«КРАЙ ПАРТИЗАНСКИЙ» (ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ШКАТУЛКИ ВАЛЕНТИНА ХОДОВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛЕХСКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА / ВАЛЕНТИН ХОДОВ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ИСТОРИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО / ПАРТИЗАНСКАЯ ПОЭМА / ПАФОС ПОБЕДЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бокарева М. М.

Материал представляет собой краткий культурологический анализ трех работ палехского художника-миниатюриста Валентина Ходова, посвященных тематике Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется его шкатулке «Край партизанский». Рассказывается об истории создания и работы над произведением. Показаны источники вдохновения и раскрыты особенности технических решений. Отмечен синтетический характер творчества В. Ходова, совмещающего изобразительные и песенные мотивы. Зафиксирована логика развития творческого замысла автора, поиска способов выражения исторического чувства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LAND OF THE PARTISANS" (EXPERIENCE OF CULTURAL ANALYSIS OF THE CASKET BY VALENTIN KHODOV)

The material is a brief cultural analysis of three works by the Palekh miniaturist Valentin Khodov, dedicated to the theme of the Great Patriotic War. Particular attention is paid to his box "Partisan Land". It tells about the history of creation and work on the work. Sources of inspiration are shown and features of technical solutions are revealed. The synthetic nature of V. Khodov's work, which combines visual and song motifs, is noted. The logic of the development of the author's creative idea, the search for ways to express historical feelings is fixed.

Текст научной работы на тему ««КРАЙ ПАРТИЗАНСКИЙ» (ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ШКАТУЛКИ ВАЛЕНТИНА ХОДОВА)»

Научная статья

УДК 745.5(470.315)

DOI: 10.46724/NOOS.2023.1.92-99

М. М. Бокарева

«КРАЙ ПАРТИЗАНСКИЙ»

(ОПЫТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ШКАТУЛКИ ВАЛЕНТИНА ХОДОВА)*

Аннотация. Материал представляет собой краткий культурологический анализ трех работ палехского художника-миниатюриста Валентина Ходова, посвященных тематике Великой Отечественной войны. Особое внимание уделяется его шкатулке «Край партизанский». Рассказывается об истории создания и работы над произведением. Показаны источники вдохновения и раскрыты особенности технических решений. Отмечен синтетический характер творчества В. Ходова, совмещающего изобразительные и песенные мотивы. Зафиксирована логика развития творческого замысла автора, поиска способов выражения исторического чувства.

Ключевые слова: палехская лаковая миниатюра, Валентин Ходов, Великая Отечественная война, народная культура, историческое чувство, партизанская поэма, пафос Победы

Ссылка для цитирования: Бокарева М. М. «Край партизанский»: (опыт культурологического анализа шкатулки Валентина Ходова) // Ноосферные исследования. 2023. Вып. 1. С. 92—99.

Original article M. M. Bokareva

"THE LAND OF THE PARTISANS" (EXPERIENCE OF CULTURAL ANALYSIS OF THE CASKET BY VALENTIN KHODOV)

Abstract. The material is a brief cultural analysis of three works by the Palekh miniaturist Valentin Khodov, dedicated to the theme of the Great Patriotic War. Particular attention is paid to his box "Partisan Land". It tells about the history of creation and work on the work. Sources of inspiration are shown and features of technical solutions are revealed. The synthetic nature of V. Khodov's work, which combines visual and song motifs, is noted. The logic of the development of the author's creative idea, the search for ways to express historical feelings is fixed.

Keywords: Palekh lacquer miniature, Valentin Khodov, Great Patriotic War, folk culture, historical feeling, partisan poem, pathos of Victory

Citation Link: Bokareva M. M. (2023) "The land of the partisans" (experience of cultural analysis of the casket by Valentin Khodov), Noospheric Studies, no. 1, pp. 92—99.

© Бокарева М. М., 2023

Публицистический вариант статьи впервые размещен на платформе сетевого ресурса «Призыв» (общественно-политической газеты поселка Палех и Палехского района Ивановской области) 19.08.2022. Ссылка на материал: https://prizivpalekh.rUnews/media/2022/8/19/kraj-partizanskij/

Среди работ палехских художников на тему Великой Отечественной войны хочется отметить шкатулку, созданную заслуженным художником РСФСР Валентином Михайловичем Ходовым в 1987 году [Смирнов, 2022]. Эта миниатюра — последнее приобретение Государственного музея палехского искусства при жизни автора.

Историческая судьба России красной нитью проходит через все творчество мастера, но мысли и переживания о войне, в которой участвовали его отец, родные, близкие, соседи, всегда жили в его душе, не покидая ее. О Великой Отечественной войне, о Победе в мае 1945 года, которую приближали все его соотечественники, он хотел знать все. Поэтому именно книги — воспоминания о войне очевидцев — были ему очень дороги.

Работа «Край партизанский» явилась итогом долгих поисков и раздумий в последние годы жизни художника. Несомненно, импульсом к воплощению задуманной композиции стало участие Валентина Михайловича в издании книги «Поле славы», вышедшей впервые в 1985, а потом в 1988 году в издательстве «Молодая гвардия» [Поле славы, 1985]. Эта книга-альбом о ратных подвигах русских воинов на знаменитых полях сражений была создана на основе произведений русских, советских писателей на тему защиты Отечества и работ художников-палешан, воспроизводящих в своем творчестве подвиги русского воинства. В. М. Ходову был поручен подбор иллюстраций к этому изданию, пронизанному духом любви к Родине и готовности ее защищать.

Именно тогда, в 1985 году, художник впервые обратился к теме Великой Отечественной войны в своем творчестве. Он создал работу на песню «Шумел сурово Брянский лес», которая находится в фондах Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» в Москве. Композиция шкатулки динамична. В охваченной ветром природе, в движениях отряда партизан, стремящихся вперед, в бой с врагом, чувствуются взволнованность, порыв, устремленность. Этот первый вариант — подступы художника к большой и важной теме защиты Родины.

Позже был создан второй вариант миниатюры уже под другим названием: «Край партизанский», находящийся также в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» в Москве, и окончательный третий, хранящийся в Государственном музее палехского искусства. Оба произведения были написаны в 1987 году.

Многофигурные композиции ходовских шкатулок условным языком палехской живописи рассказывают о боевых действиях партизан. Почему именно партизанское движение так глубоко было прочувствовано и выбрано автором? В борьбу с захватчиками в занятых врагом районах было вовлечено мирное население. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту родного края. Именно эта мысль была важна для художника. По зову сердца люди уходили в леса, вели подрывную работу, боролись с частями вражеской армии, создавали невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовали и уничтожали их на каждом шагу, срывали все их планы, не упускали ни одной возможности в борьбе для скорейшего освобождения Родины. (Призыв к народу о создании партизанских отрядов был опубликован уже в первую неделю начавшейся войны с фашистами.)

Главный замысел художника, воплощенный им в рисунке и красках, — героизм людей, их умение преодолевать трудности походной жизни в лесах, готовность жертвовать самым дорогим — своей жизнью!

Немаловажную роль в поисках пластического решения композиции сыграли произведения мастеров предыдущего поколения, прежде всего работы на военную тематику Ф. А. Каурцева, у которого Валентин Ходов учился в Палехском художественном училище в конце 1950-х годов. Его шкатулки «Партизаны» 1943 года, «Партизаны в засаде» 1946, 1948 годов отличает большое искреннее чувство патриотизма, точно найденные характеристики героев. Эти работы не могли не запомниться юному художнику, вступающему на творческий путь. Да и сам преподаватель вызывал к себе большое уважение как бывший фронтовик.

Каурцев Ф. А. Партизаны. Портсигар. 1943. Из собрания ГМПИ

В первом варианте работы «Край партизанский» композиция шкатулки условно разделена на три части, как бы представляя собой составляющие триптиха. В центре, отделенном вертикалями сосен и елей, командир партизанского отряда зачитывает задание для бойцов, рядом изображены радисты, принимающие голос Москвы. Справа и слева в динамичном ритме — боевые действия партизан.

В первых двух шкатулках чувствуются поиски художника. Изобразительных находок много, но, видимо, задуманное им было выражено в этих вариантах не до конца. В. М. Ходов, по воспоминаниям его коллег и друзей, всегда был недоволен созданным и стремился к совершенству в своих творческих замыслах.

Несомненно, последняя работа с тем же наименованием из собрания Государственного музея палехского искусства усовершенствована мастером. Какие-то случайные маловажные детали, нарушающие стройность и силуэтность

отдельных частей композиции в первых двух вариантах, убраны. Работа четко выстроена, в ней нет хаотичности, которая бывает иногда присуща сценам с большим количеством фигур. Орнаментально и ритмически она более слажена, в ней очень удачно проявилось порывистое динамичное движение к подвигу. Композиционное построение разработано внимательно к целым группам и к отдельным деталям. Благодаря этому ясно прослеживается разворачивающийся сюжет: задание дано, устремленность бойцов к бою, сам бой на заднем плане, вверху.

Ходов В. М. Край партизанский. Шкатулка. 1987. Из собрания ГМПИ

Как же вдумчиво и внимательно, с какой сердечной любовью отнесся Валентин Михайлович ко всем отдельным эпизодам своего произведения. Строго продуманы каждый фрагмент переднего и заднего планов, каждый образ. Воодушевление, энергия, устремленность к главной цели — к освобождению от немецкого-фашистских оккупантов — поражает в каждой группе изображенных партизан. За каждым героем — его судьба.

Найден дополнивший композицию удивительно гармоничный, хрупкий и одновременно мужественный образ медицинской сестры, расположенный в центре. Она идет по мостику, символически разделяющему безопасное лесное укрытие, «лесной дом» и территорию, занятую фашистами. Ее прощальный взгляд — она обернулась — композиционно соединяет эти две земли. Вернется ли она назад, в партизанский отряд?

Ходов В. М. Край партизанский. Шкатулка. 1987. Из собрания ГМПИ

Поразительный образ! От его присутствия вся работа приобрела иное звучание. Женщина и война — несовместимые два понятия, два полюса. Созида-тельница, дарящая жизнь новым поколениям человечества, и разрушительница — жестокая безжалостная пасть ненависти и уничтожения людей, природы, культуры.

Эта женская фигурка из ходовской поэмы о партизанах возникает перед мысленным взором каждый раз, когда знакомишься с воспоминаниями очевидцев — сотрудников медико-санитарных отделов штабов партизанского движения. Действительно, в яркую страницу партизанской борьбы в минувшей войне, «вписали строки и партизанские медики — врачи, медицинские сестры, санитары; все, кто был связан с лечением раненых и больных бойцов народного фронта в тылу врага. Это была особая служба милосердия, на долю которых выпали исключительно серьезные испытания и которые эти испытания с честью выполнили» [Война. Народ. Победа, 1984: 247]. На партизанских медиков была возложена неслыханная тяжесть — они работали в условиях жесткой партизанской войны. И они доказали беспредельные возможности медицины благодаря своей самоотверженности, жертвенности, душевной чуткости, исключительно развитому чувству взаимной помощи. Об этом нельзя было забыть!

Радисты из второго варианта не вошли в последний вариант композиции, но то, что они были важной идейной составляющей ходовского произведения, говорят источники — интервью и записи тех, кто пережил войну.

Диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР Ю. Б. Левитан в последние годы своей жизни вспоминал: «Звучавшая в передачах московского радио вера в победу была беспредельной. Раз Москва говорит, значит, она стоит, борется, готовит ответные удары по врагу.

Как-то мне довелось беседовать с человеком, воевавшем в крупном партизанском соединении. Он рассказал, что для партизан слушать позывные Москвы было особенно важно. Ведь гитлеровцы наполняли эфир своими фальшивками. Как их фабриковали? Записывали на пленку московские сообщения, выбрасывали из них цифры потерь немецких войск и монтировали пленку таким образом, чтобы оставались лишь известия о сдаче тех или иных городов. Эти выхолощенные сведения фашистские радиостанции снабжали собственными комментариями, мол, Красная Армия разбита, Москва окружена, и сопротивление бесполезно. Эти фальшивки появлялись потом в издаваемых гитлеровцами газетах и листовках на русском языке. Таким образом враг пытался посеять сомнения, неуверенность, ослабить волю к борьбе.

Вот почему, находясь в глубоком тылу врага, партизаны чутко прислушивались к голосу Москвы.

Сообщения, принятые по радио, публиковались в партизанских газетах и передавались из уст в уста, разоблачая ложь фашистской пропаганды. Они активизировали действия партизан, вливали в борьбу народа новые силы» [Война. Народ. Победа, 1984: 247].

Не этот ли эпизод чтения сообщений Москвы командиром явилось темой начального фрагмента ходовской композиции? И дальнейшая панорама событий от этой точки отсчета — это мощное стремительное движение, ведущее вверх — к бою, к сражению, — не вдохновлены ли пророческими словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Кульминацией изобразительного повествования-символа становится левая верхняя часть композиции, где изображен подрыв фашистского поезда-состава, везущего военную технику, танки и оружие. Ну, как тут не вспомнить строки из песни военных лет: «И командир кричит им вслед: "Громи захватчиков, ребята!"».

В этой работе, в сиянии красок, в пластике и движении фигур, в вере и надежде на избавление от врага уже чувствуется, что «Победа будет за нами!».

Об этом же и последние слова ставшей любимой и дорогой песни: «И сосны слышали окрест, Как шли с победой партизаны...»

Ходовское поколение — поющее поколение. Без песни не жилось. Эти глубинные народные родники питали художественное творчество, вдохновляли художника. Перекличка палехской миниатюры, посвященной героям-партизанам, и известной советской песни: «Шумел сурово брянский лес» несомненна! Об этом же говорит первая шкатулка автора.

Благодаря лаконизму монументальной композиции «Край партизанский» и при большом увеличении не теряет присущего ей героического пафоса, широкой панорамы событий, увенчанной могучими соснами.

Внимательному зрителю, не только любующемуся техническим мастерством миниатюрной живописи, открывается много смыслов и ассоциаций. Он может увидеть и почувствовать символику образов этого замечательного произведения о народном подвиге. Прежде всего, это образ леса. Лес был родимым

домом партизан. Природа одухотворена, она откликается на горе, помогает бойцам, защищает их, лечит их. И, конечно же, в первом ряду — великолепно написанные сосны, любимое и дорогое дерево для художника, выросшего среди них в родном южском краю.

Природа родной земли, изображенная на шкатулке с большим вдохновением и любовью, является символом Отчизны, с материнской заботой скрывающей своих сыновей от врагов. Волнующиеся кроны сосен обрамляют эпическое повествование. Природа и люди соединены художником в едином порыве, в едином устремлении — к Победе!

О цветовой гамме ходовских работ надо говорить отдельно — этому можно посвятить целое исследование. Если коротко определить его удивительно чистые, светлые, красочные соотношения цветов, то источник их — лучезарный цвет Новгородской иконописной школы. Цвет в этой работе рождает жизнеутверждающую, непоколебимую уверенность в победе Добра над злом.

Все три шкатулки В. М. Ходова, посвященные партизанскому движению, имеют одинаковый формат: 27 х 20 см. Но, сопоставляя эти произведения, мы наблюдаем, как развивался творческий замысел большого мастера, как происходил поиск точно выраженного исторического чувства времени, его атмосферы, героев, художественного образа эпохи.

Валентину Михайловичу был дан дар редкий, дар особенный. Он погружался в эпоху, которую изображал, мог силой воображения и сердечного сочувствия сделать волнующие его события близкими, дорогими, родными, проникновенными. Это свойство души помогло ему создать произведения эмоциональные, глубокие, захватывающие зрителя. Он умел жить жизнью своих героев.

Минувшая война явилась величайшим испытанием для России, временем колоссального напряжения сил народа, отражавшего самую яростную агрессию гитлеровского фашизма. Исполинскому духу народа, отстоявшему свободу и независимость своей Родины, посвящены многочисленные произведения палехских художников.

Серьезный и значительный вклад в летопись нашей Победы, созданной палешанами, внес и талантливый художник, рано, очень рано покинувший нашу землю, — В. М. Ходов, завещавший нам и будущим поколениям беззаветно любить Россию, хранить благоговейное отношение к ее истории, к ее Победам и защищать свое Отечество.

Библиографический список /References

Война. Народ. Победа. 1941—1945. Статьи, очерки, воспоминания: в 4 т. / сост.

Ж. В. Таратута. М.: Издательство политической литературы, 1984. Т. 4. 255 с. (Taratut J. V. (ed.) War. People. Victory. 1941—1945. Articles, essays, memoirs, in 4 vols.,

Mocsow, 1984, vol. 4, 255 p. — In Russ.)

Поле славы: Книга-альбом / сост. В. И. Калугин; подбор ил. В. М. Ходова; предисл.

И. Ф. Стаднюка; вводные ст. В. И. Калугина, А. Б. Иванова. М.: Молодая гвардия,

1985. 360 с.

(Kalugin V. I., Khodov V. M. (eds.) Field of Glory: Book-album, Mocsow, 1985, 360 p. — In

Russ.)

Смирнов Г. С. Народный художник Валентин Ходов // Ноосферные исследования. 2022. Вып. 4. С. 124—127.

(Smimov G. S. People's painter Valentin Khodov, Noospheric Studies, 2022, vol. 4, pp. 124— 127. — In Russ.)

Статья поступила в редакцию 24.10.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 01.12.2022.

The article was submitted 24.10.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication 01.12.2022.

Информация об авторе /Information about the author

Бокарева Мария Михайловна — научный сотрудник Государственного музея палехского искусства, п. Палех, Россия, marija-subbotina2012@ya.ru

Bokareva Maria Mikhailovna — Researcher at the State Museum of Palekh Art, Palekh, Russian Federation, marija-subbotina2012@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.