Научная статья на тему 'Краудсорсинг: сущность, виды, ключевые составляющие для современной компании'

Краудсорсинг: сущность, виды, ключевые составляющие для современной компании Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3037
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДСОРСИНГ / ТУРКЕР / ТОЛПА / КРАУДСОРСЕР / РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ / ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАЧ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лебедева Татьяна Евгеньевна, Прохорова Мария Петровна

В данной статье раскрывается сущность понятия "краудсорсинг", его возможности в современном бизнесе для решения актуальных проблем. Авторами раскрыты различные подходы к его типологии. На основе проведенного контент анализа источников по проблеме исследования выявлены и раскрыты ключевые составляющие краудсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краудсорсинг: сущность, виды, ключевые составляющие для современной компании»

Список литературы

1. Киреев, А.П. Международная экономика. B 2-х ч. - Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. -M. - 1997. - 416 с.

2. www.conventions.ru/view_base.php?id=278

3. www.gks.ru

4. https://finance.tut.by

5. https://www.nur.kz

6. https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/9266550/

7. https://math.semestr.ru

ON GDP AND UNEMPLOYMENT Latynina Natalia, senior lecturer Latynin Damir Alexandrovich Kazan innovative University they. V. G. Timirjasewa (IEML), Kazan

ANALYSIS AND EVALUATION OF THE IMPACT OF MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the concept of "migration", defines the types of labor migration, presents legislative acts that regulate relations in the field of migration, presents statistical data on international migration, analyzes the impact of migration processes in the Russian Federation on GDP and unemployment.

УДК 331.103.6

КРАУДСОРСИНГ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, КЛЮЧЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ КОМПАНИИ Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент

(e-mail: tatyana.lebedeva@bk.ru) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: masha.proh@mail.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия

В данной статье раскрывается сущность понятия "краудсорсинг", его возможности в современном бизнесе для решения актуальных проблем. Авторами раскрыты различные подходы к его типологии. На основе проведенного контент анализа источников по проблеме исследования выявлены и раскрыты ключевые составляющие краудсорсинга.

Ключевые слова: краудсорсинг, туркер, толпа, краудсорсер, развитие компании, выполнение задач.

Актуальность статьи определяется тем, что за последнее десятилетие краудсорсинг активно рос и развивался по множеству направлений параллельно с все продолжающимся ростом и развитием сети Интернет, что в итоге вылилось в крайне широкий спектр краудсорсинг-инициатив, суще -ствующий в настоящее время. Это, в свою очередь, создает определенные

сложности для исследователей, которые пытаются дать феномену крауд-сорсинга всеобъемлющее и мультидисциплинарное определение.

На основании проведенного авторами контент-анализа выявлены основные подходы к сущностных характеристикам понятия "краудсорсинг" в современном экономическом пространстве.

Под краудсорсером (crowdsourcer) в данном исследовании понимается индивид или организация, которые организуют ту или иную краудсорсинг-инициативу. Именно краудсорсер размещает открытое предложение для некоего широкого сообщества поучаствовать в краудсорсинг-инициативе, а затем организует и модерирует процесс осуществления инициативы.

Люди, которые принимают приглашение поучаствовать в краудсорсинг-деятельности имеют несколько названий. Самыми распространенными названиями являются краудработники (crowdworkers) или туркеры (turkers), по названию одной из самых популярных платформ по организации крауд-сорсинг-деятельности Amazon Mechanical Turk. На Amazon MTurk официальное название таких людей - провайдеры (providers).

Сообщество туркеров в краудсорсинг-деятельности принято обозначать словом «толпа» (crowd).

Обычно авторство термина «краудсорсинг» приписывают Джеффу Хау (Jeff Howe), который впервые использовал данное слово в своей статье 2006 года, опубликованной в журнале Wired. Он соединил слова «crowd» (толпа) и «outsourcing» (аутсорсинг), чтобы дать имя новому, описываемому в его статье феномену. Интерпретировать определение Джеффа Хау краудсорсинга можно так:

Краудсорсинг - это действие по аутсорсингу некой работы, которая обычно выполняется определенным агентом, неопределенной, обычно многочисленной группе людей в форме открытого призыва. Данная деятельность может иметь форму совместного однорангового производства, но также может выполняться и отдельным индивидом.

Здесь краудсорсинг предстает некой практикой, основы которой коренятся в партисипаторной природе Web 2.0., и которая применяется бизнесом, организациями, институтами, коллективами, чтобы в итоге использовать так называемую «мудрость толпы» (wisdom of the crowd), будь то огромная группа любителей, профессионалов и экспертов, фанатов, простых граждан и т. д., для выполнения любой поставленной задачи. Здесь «толпа», ее члены вознаграждаются различными способами, в большинстве своем через внутреннюю мотивацию. Например, стимулом туркеров участвовать в краудсорсинг-деятельности у Хау могут быть признание (как со стороны других членов толпы, так и со стороны краудсорсера и широкой общественности), внутреннее удовлетворение от проделанной работы, развлечение, престиж и пр. Но также Хау выделяет и внешнюю мотивацию, которая связана с денежными вознаграждениями, опытом той или иной деятельности, определенные вещи с атрибутикой фирмы, проекта (т. н. «мерч») и т. п.

Дарэн Бребхэм (Daren C. Brabham), который также одним из первых занялся изучением краудсорсинга, предложил в 2008 году свое определение данному феномену (которое значительно расширил в 2013), где сделал акцент на «решении проблем» и «производственных моделях» как на первоисточниках краудсорсинга, автор придает именно онлайновой природе кра-удсорсинга.

Исследователями Энрике Эстеллесом и Фернандо Гонзалезом было предложено объемное, но в то же время универсальное и охватывающее все аспекты краудсорсинга определение, которое на данный момент является одним из самых цитируемых в научной и бизнес-литературе. Оно является результатом синтеза порядка сорока работ по исследованию крауд-сорсинга, проанализированных авторами определения. В переводе данное определение можно интерпретировать в следующем виде:

«Краудсорсинг - это тип партисипативной онлайн-деятельности, в кото -рой индивид, институт, НКО или компания посредством универсального открытого призыва предлагает группе индивидов с различающимся уровнем знаний, гетерогенностью, количеством добровольно принять участие в решении той или иной задачи».

Благодаря данному определению авторы статьи выделили несколько ключевых составляющих краудсорсинга, без которых он не может существовать:

1. В краудсорсинге всегда есть некая четко определенная толпа;

2. В распоряжении организации есть некое задание с четко поставленной целью;

3. Участники получают в том или ином виде вознаграждение за участие в краудсорсинг-инициативе;

4. Также всегда есть краудсорсер, четко определенный в открытом призыве (предложении) поучаствовать в краудсорсинг-инициативе;

5. Участники прекрасно осведомлены о том вознаграждении, которое в итоге получат;

6. Сам краудсорсинг-процесс базируется на онлайн-среде;

7. Призыв участвовать в краудсорсинг-инициативе в той или иной степе-ни5 носит открытый характер (участвовать могут все желающие);

8. Сеть Интернет является средой, через которую проходит участие в краудсорсинг-деятельности.

Важно отметить, что в краудсорсинг-деятельности локус контроля всегда находится у инициировавшей инициативу организации-краудсорсера. Он никогда полностью не переходит в руки «толпы», организация всегда следит за ходом краудсорсинг-деятельности и направляет, модерирует его в соответствии с поставленными целями5 .

В отличие от широкого спектра определений краудсорсинга его типологий существует не так уж много. Большинство из них строятся по одному и тому же1 критерию лишь с небольшими различиями в названиях и форму-

лировках или в количестве выделяемых типов и подтипов, зачастую дублируя друг друга. Таким образом, мы можем выделить всего три типологии.

Первая типология краудсорсинг-деятельности составлена Энрике Эстел-лесом и Фернандо Гонзалезом [79] и основана на типе задач, которые выполняют в той или иной деятельности. Она, как и их определение, является в некоторой степени собирательной и включает в себя 5 разных категорий, часть из которых была предложена еще Джеффом Хау и другими исследователями после него:

1. Краудкастинг (Crowdcasting). Данный процесс предполагает организацию некоего конкурса для того, чтобы проблема или задача в итоге была решена силами толпы. Первый кто найдет решение проблемы или же найдет решение лучше, чем уже было предложено - получит вознаграждение. Примером такого типа краудсорсинг-деятельности могут послужить компании Threadless и InnoCentive.

2. Краудсотрудничество (Crowdcollaboration). Данная категория объединяет те инициативы, где отдельные индивиды свободно общаются, взаимодействую с толпой или же между собой внутри толпы без участия инициатора краудсорсинг-деятельности.

3. Краудконтент (Crowdcontent). Данный тип описывает случаи, в кото -рых толпа использует труд и знания своих участников для создания различных видов контента, при этом сам процесс происходит не в форме соревнования или конкурса.

4. Краудфандинг (Crowdfunding). В данном типе инициатив индивид, организация или компания старается получить со стороны толпы финансирование для того или иного проекта в обмен на различные награды для членов толпы за их денежный вклад. Наиболее крупной площадкой для подобной деятельности является Kickstarter, другие крупные площадки -IndieGoGo и GoFundMe.

5. Краудмнение (Crowdopinion). Целью данного типа деятельности является изучение мнения толпы по поводу определенных вопросов, проблем или продуктов посредством голосования, комментирования, тегов и т. д.

Следующая типология была предложена Дареном Брэбхемом [47]. Он разделил весь спектр краудсорсинг-инициатив на 4 типа:

1. Поиск знаний и управление ими (Knowledge discovery and management).

2. Широкомасштабный поиск (Broadcast search).

3. Одноранговое творческое производство (Peer-vetted creative production).

4. Рассредоточенное выполнение задач силами человеческого разума (Distributed human-intelligence tasking).

Еще одна общая типология краудсорсинг-деятельности была предложена Дэвидом Гейгером и его коллегами [80]. Они выделили 4 следующих типа:

1. Краудобработка или краудпереработка (Crowdprocessing).

2. Краудоценивание (Crowdrating).

3. Краудрешение (Crowdsolving).

4. Краудтворчество (Crowdcreation).

Таким образом, под краудсорсингом целесообразно понимать определенный вид деятельности, который, во-первых, инициируется некой организацией или индивидом, а не возникает спонтанно.

Во-вторых, данная организация приглашает к участию в данной деятельности путем открытого приглашения, который обращен к огромному онлайн-сообществу, то есть участвовать может любой желающий. При этом к участию никого не принуждают, оно проходит целиком и полностью добровольно.

В-третьих, осуществление данной деятельности будет взаимовыгодным как для организации (так как у нее есть определенная проблема или задача и ее в итоге выполнят), так и для туркеров (которые получат вознаграждение, связанное как с внутренней, так и с внешней мотивацией).

Список литературы

1. Aris S. R. S., Arshad N. H., Hassan H., Janom, N., and Salleh S. S. Conceptual model for a sustainable crowdsourcing ecosystem // Pertanika J. Sci. & Technol. Vol. 25 (S), Oct. 2017.- pp.54-69.

2. Assis Neto, Fábio R., Celso A.S. Santos. Understanding crowdsourcing projects: A systematic review of tendencies, workflow, and quality management // Information Processing and Management №54, Elsevier Ltd. 2018 - pp.76-90.

3. Baker D. Crowdsourcing business model innovation using social media platforms // Проблемы управления в социальных системах Том 6 №9. 2013 - c.57-71.

4. Behrend, Tara S., David J. Sharek, Adam W. Meade & Eric N. Wiebe. The viability of crowdsourcing for survey research // Behav Res, 2011 - pp.106-120.

5. Brabham D. Crowdsourcing as a model for problem solving // Convergence vol. 14 no. 1. 2008. - pp.108-120.

6. Brabham, Daren. Crowdsourcing. Cambridge: MIT Press, 2013 - 98p.

7. Deci, Edward L., and Richard M. Ryan. Intrinsic Motivation and Self-determination in Human Behavior. New York: Plenum, 1985 - 89p.

8. Devece C., Llopis-Albert C., Palacios-Marqués D. Market orientation, organizational performance, and the mediating role of crowdsourcing in knowledge-based firms // PsycholMark, Wiley Periodicals, Inc. 2017 - pp.89-98

9. Domingo-Ferrer, Josep, Abeba Nigussie Turi, David Sanchez, Dritan Osmani. A co-utility approach to the mesh economy: the crowd-based business model // Springer-Verlag Berlin Heidelberg. 2016 - 90p.

10. Estellés-Arolas E., González-Ladrón-de-Guevara F. Towards an Integrated Crowdsourcing Definition // Journal of Information Science, 2012. - pp.67-80

11. Estelles-Miguel S., Garrigos-Simon F., Gil-Pechuán I. Advances in Crowdsourcing. Switzerland, Springer International Publishing. 2015 - 109p.

12. Howe, Jeff. The Rise of Crowdsourcing // Wired, June, 2006 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.wired.com/wired/archive/14.06/crowds.html (Дата обращения 12.08.2018)

13. Jiménez-Crespo M. Crowdsourcing and Online Collaborative Translations. Expanding the limits of Translation Studies. John Benjamins Publishing Company, 2017 - 170p.

14. Jordann, Guillaume, Wei-Feng Tung. Crowdsourcing social network service for social enterprise innovation // Springer Science+Business Media New York. 2017 - pp.30-34

15. Lebraty, J., Lobre-Lebraty K. Crowdsourcing. One Step Beyond. Chichester, West Sussex, John Wiley & Sons, Inc. 2013 - 189 p.

16. Голубев Е.В. Использование инструментов краудсорсинга как элемент усиления конкурентоспособности промышленных предприятий // Журнал «Науковедение», № 5 (24), 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/57EVN514.pdf (Дата обращения: 09.08.2018)

17. Голубев Е.В. Краудсорсинговый проект, как система: необходимые элементы, их взаимосвязь, ограничения и способы преодоления // Журнал «Науковедение», № 5 (24), 2014 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/57EVN514.pdf (Дата обращения: 09.08.2018)

18. Кораблинова И. А. Краудсорсинг в деятельности современных компаний: теоретико-методологический аспект // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 1 (2). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/823 (Дата обращения: 09.18.2018)

19. Сивакс А.Н. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий // Интернет-журнал «Науковедение», Том 7, №1 (2015) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN115.pdf (Дата обращения: 09.18.2018)

20. Хоу Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса (Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business) — М.: Альпина Паблишер, 2012. - 230с.

Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (tatyana.lebedeva@bk.ru )

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Prokhorova Maria Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (ma-sha.proh@mail.ru)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia CRAWSORSING: ESSENCE, KINDS, KEY COMPONENTS FOR THE MODERN COMPANY

Abstract. This article reveals the essence of the concept of "crowdsourcing", its capabilities in modern business to solve current problems. The authors disclose various approaches to its typology. Based on the content analysis of sources on the research problem, key components of crowdsourcing were identified and disclosed.

Keywords crowdsourcing, turker, crowd, crowudsourcer, development of the company, accomplishment of tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.