Научная статья на тему 'Краудсорсинг и краудфандинг как рыночные механизмы вовлечения потребителя в создание нового продукта'

Краудсорсинг и краудфандинг как рыночные механизмы вовлечения потребителя в создание нового продукта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / КРАУДСОРСИНГ / КРАУДФАНДИНГ / РИСКИ / SWOT-АНАЛИЗ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимова Маргарита Петровна, Галимзянова Снежана Дамировна

В данной статье проведен анализ эффективности краудфандинга и краудсорсинга как новых рыночных механизмов привлечения потребителя к созданию нового продукта. Проанализирован опыт успешной деятельности компаний, реализующих совместно с потребителем инновационные проекты. Рассмотрены преимущества и риски применения краудмеханизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краудсорсинг и краудфандинг как рыночные механизмы вовлечения потребителя в создание нового продукта»

12. Реструктуризация производственного СЕКТОРА УИС/ Соколов А.П., Гарбар Т.В.// Современная экономика: опыт, проблемы и перспективы развития. 2014. № 3. С. 75-77.

13. Трудности муниципального программирования социально-экономического развития/ Соколов А.П., Гарбар Т.В.// Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 4 (9). С. 117.

14. Индикаторы эффективности перерабатывающих предприятий АПК региона: Вологодская область/ Соколов А.П., Тарасов А. А.// Сегодня и завтра Российской экономики. 2014. № 67-68. С. 130-133.

15. Экономическая безопасность хлебопекарной отрасли/ Соколов А.П., Буранова Е.А.// Рязань, 2015.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION Bolshakov M. S., student 3 courses of economics department Research supervisor: Sokolov A. P., PhD Econ., associate professor of accounting, analysis, finance and taxation

Academy of the right and management of FSIN of Russia

Agro-industrial complex as key industry of national economy in ensuring economic security has to is under close attention of the leaders of the state. The author opened the main directions of development of agrarian and industrial complex of the Russian Federation.

КРАУДСОРСИНГ И КРАУДФАНДИНГ КАК РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СОЗДАНИЕ

НОВОГО ПРОДУКТА Галимова Маргарита Петровна, к.э.н., доцент

(e-mail: polli66@mail.ru) Галимзянова Снежана Дамировна, магистрант Уфимский государственный авиационный технический университет,

г. Уфа, Россия (e-mail: vesna121.9294@mail.ru)

В данной статье проведен анализ эффективности краудфандинга и краудсорсинга как новых рыночных механизмов привлечения потребителя к созданию нового продукта. Проанализирован опыт успешной деятельности компаний, реализующих совместно с потребителем инновационные проекты. Рассмотрены преимущества и риски применения краудмеханиз-мов.

Ключевые слова: открытые инновации, краудсорсинг, краудфандинг, риски, SWOT-анализ, Интернет-платформа.

Идеология «открытых инноваций» сегодня становится все более популярной в России. Это обусловлено растущей глобализацией, «стиранием» рыночных границ, ростом роли информационно-коммуникационных тех-

нологий, высокими темпами развития научно-технического прогресса[1]. При этом можно наблюдать две тенденции. Первая - требования потребителя опережают предложения на рынке высокотехнологичных товаров. Вторая - потребитель не готов к приобретению инновационных товаров. Потребитель все больше ориентирован на индивидуальный продукт, который он может использовать и выделяться среди других потребителей. И в том и другом случаях, производитель теряет рынки, так как его продукт оказывается невостребованным на рынке. Современные бизнес-модели трансфера технологий смещают акценты с технологической ценности на ценность для потребителя[2]. В условиях конкуренции лидерство на рынках сохранят те фирмы, которые станут наиболее клиентоориентирован-ными. Поэтому производители вынуждены более тесно взаимодействовать с потребителем для формирования у последнего устойчивой потребности.

Традиционным инструментом всегда являлась реклама. Сегодня возрастающие рекламные бюджеты не всегда дают желаемую отдачу. Возникла острая потребность в новых механизмах воздействия на потребителя. Производитель стал ориентировать клиента в сторону интенсивного выбора, предполагающего предварительный анализ, включающий поиск информации о товаре, его качественных свойствах, свойствах функционирования и т. д. На замену пассивному покупателю, готовому приобретать все то, что предлагалось к перепродаже, сейчас пришел деятельный игрок рынка[3]. Потребитель стал активным участником создания новых товаров, участником производственного процесса и генератором инновационных мыслей [4].

Практической и научной проблемой становится проблема выбора эффективной стратегии привлечения потребителя и создания эффективного управленческого инструмента, позволяющего сделать правильный выбор.

Важным является ответ на вопрос: как обеспечить продуктивное взаимодействие между производителями и потребителями?

Такими эффективными механизмами взаимодействия становятся крауд-сорсинг и краудфандинг.

Краудсорсинг (от англ. «crowd» - толпа; «source» - источник) - это процесс передачи части производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключения трудового контракта[5]. Инновационность этого подхода заключается в возможности достаточно дешевого использования интеллектуального потенциала потребителя и возможности быстрого завоевания рыночной ниши при разработке новых товаров, сервисов, бизнес-идей. Практика показывает, что чаще всего краудсорсинговые кампании запускаются с целью инноваторского развития в сегменте B2C[3].

Таблица 1 -SWOT -анализ краудсорсинга и краудфандинга

Сильные стороны Слабые стороны

1.Упрощение процесса создания нового продукта и становления нового бизнеса 2. Сокращение издержек на формирование потребности у потребителя 3.Получение обратной связи, что позволяет сформировать постоянную клиентскую базу 4.Возможность интенсивного обмена идеями между покупателем и производителем инновационной продукции 5.Производитель получает точное представление о том, что желает получить покупатель, что существенно снижает издержки и время на освоение продукта и его рыночное тестирование 6.Возможность выбора наилучших идей, предложенные большей численностью людей, возможность не доверяться креативности одного человека или же одного агентства 7.Получение гарантированного и дешевого финансирования 8. Диверсификация источников идей и ослабление зависимости от потребителя 9.Высокая уверенность сбыта инновационной продукции 10. Диверсификация потребителей 1. Требуются уникальные, многофункциональные компетенции для эффективного использования краудмеханизмов, в то время, как менее 20% производителей обладают в высшей степени этими компетенциями 2.Существенное повышение стоимости нового продукта за счет высокого уровня трансакционных издержек, связанных с ростом издержек контроля за большим числом участников инновационного процесса 3.Высокая трудоемкость отбора идей, участников процесса 4.Индивидуализация продукта ограничивает возможность выйти на массовый и серийный рынок, что снижает рыночную долю или увеличивает затраты на освоение диверсифицированных рынков 5. Обострение проблем в обеспечении логистики и контроля 6.Сложность распределения дохода между участника краудфандинговых платформ 7.Сложность закрепления прав на интеллектуальную собственность 8.Невысокое качество огромного количества научно-технической и рыночной информации, получаемой от участников и, в соответствии с этим, понижение свойства конечного продукта

Возможности Угрозы

1.Рост потребности в индивидуализации новых продуктов и услуг 2.Высокий инновационный и креативный потенциалы у краудучастников 3.Активное развитие информационных и коммуникационных технологий, позволяющих создать краудплатформы и охватить большой круг участников 4.Высокая заинтересованность государства и общества в инновационном развитии. 5.Наличие государственных и корпоративных программ стимулирования инновационной деятельности, стимулирования начинающих новаторов 6.Глобализация рыночного пространства 7.Повышение интенсивности мирового обмена интеллектуальной собственностью 1. Отставание налогового законодательства в области налогообложения авторов и инвесторов крудфандинговых и краудсор-синговых проектов 2.Низкая степень защищенности прав инвесторов из-за несовершенства законодательства в этой области 3.Нет государственных механизмов предотвращения «утечки мозгов» за рубеж 4.Неразвитость культуры обмена информацией в обществе. Подавляющая масса людей создает так называемый «шум» идей, который осложняет поиск нужной и высококачественной информации 5.Нет механизмов ответственности за недостоверную информацию

Краудфандинг (от англ. «crowd» -толпа; «funding» - финансирование) -это экономический инструмент привлечения денежных ресурсов путём добровольного корпоративного сотрудничества людей при помощи специальных интернет-платформ [6].

Известные традиционные методы финансирования предпринимательской деятельности недоступны на ранних этапах жизненного цикла, как инновации, так и компании и имеют такие минусы, как зависимость и давление от инвестора, дороговизна источника финансирования[7]. Иннова-ционность этого подхода заключается в возможности достаточно дешевого использования финансовых ресурсов потребителя[8].

Использование новых технологий позволяет получить информацию о покупателе «из первых уст», т.е. в ходе прямого взаимодействия с покупателями. Это может помочь фирме «чувствовать» своего покупателя для того, чтобы предопределять приоритетные направленности работы и разработать эффективные программы лояльности [4,9].

Новые технологии превращают потребителя в фактор производства, что с одной стороны, укрепляет позиции компании, а с другой стороны любой ресурс является платным и редким. Это может значительно повысить себестоимость нового продукта.

Так как краудмеханизмы имеют как преимущества, так и недостатки, то необходимо четко определить критерии принятия решений о вовлечении потребителя в процесс создания нового продукта и процесс софинансиро-вания инновационных проектов.

Результаты анализа и оценки преимуществ и рисков краудмеханизмы представлены в форме SWOT - матрицы (таблица 1).

Результативность краудфандинга и краудсорсинга проявляется в следующем: рост приверженности потребительской аудитории и быстрый темпы развития и расширения рыночных сегментов; появление уникальных товаров и услуг, укрепляющих конкурентоспособность компании; укрепление репутации фирмы; повышение инновационной активности компаний и населения за счет активного вовлечения их в инновационные проекты.

Примерами успешных краудпроектов могут служить зарубежные компании. Например, компания Procter&Gamble активно использует данные технологии. На специализированном веб-сайте публикуются задания, которые можно исполнить за денежные гонорары. Более 20% новаторских идей появилось у компании в результате использования этих новых меха-низмов[10].

Компания Lego. Фирма предлагает покупателям скачать специальную программу на компьютер, спроектировать и выстроить личный конструктор. Таким образом, Lego получает огромное количество прототипов конструктора, а еще выясняет потребности покупателей. Более того, цена разработки новых моделей конструктора благодаря инновациям существенно

снизилась, а удовлетворенность клиентов выросла буквально до 99,9 %[11].

Компания Sony. анонимно размещает проекты многообещающих приборов в сети интернет, чтобы оценить их рыночные способности и реакцию покупателей, а еще подвергнуть доработке продукт с учетом обратной связи.

Компания Disney в октябре 2014 года совместно с XPrize запустили конкурс «Disney's Create Tomorrowland XPRIZE Challenge» для аудитории от 8 до 17 лет. Задания совершенно простые: рассказать о собственных нововведениях или же изобретениях, которые позволят изменить мир к лучшему. Для демонстрации идеи разрешается использовать просто текстовое сообщение, аудио и видео формат. Победитель получает от 3000$[9].

Что касается стартапов, всевозможных общественных, научных, иннова-торских проектов, то на просторах Интернет сети создаются особые платформы.

Чтобы собрать средства и идеи с помощью краудфандинга и краудсор-синга, необходимо:

-выбрать Интернет-платформу;

-сформулировать задачу проекта;

-составить убедительное описание проекта;

-рассчитать требуемую сумму; предъявить калькуляцию всех затрат;

-предложить форму и размер вознаграждения участникам проекта.

Самой известной и удачной иностранной платформой считается Kickstarter. С даты возникновения платоформы в 2009 году с ее поддержкой были успешно профинансированы 99638 тыс. проектов.

В Российской Федерации аналогом Kickstarter выступает Boomstarter[9]. В силу того, что в нашей стране эта технология бизнеса появилась не так давно, и новаторы к ней относятся с недоверием, то количество проектов, реализованных с поддержкой российских платформ, значительно ниже: на этот момент насчитывается только 935 реализованных проектов, получивших экономическую поддержку. Но при этом, интерес к этим технологиям является устойчивым.

Таким образом, краудфандинг и краудсорсинг - это действенные механизмы, обеспечивающие рост и сохранение приверженности покупателей за счет их вовлечения в совместные процессы проектирования и создания новых продуктов. Безусловно, они являются инновационными, эффективными, так как способствуют быстрому распространению инноваций и повышению инновационной активности компаний, населения, что обеспечивает возможность экономического роста.

Список литературы

1. Вертакова Ю.В., Греченюк О.Н., Греченюк А.В. Исследование возможностей перехода экономики России на инновационно-ориентированную модель развития //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015.№1(211). С. 84-92.

2. Галимова М.П., Балбабян А.В. Современные бизнес-модели коммерциализации новых технологий //Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. //Материалы XI Международной научно-практической конференции Курск, 2016, с.73-78

3. Санинский С. А., Лобанова А.С., Аверьянова Л. Л. Краудсорсинг и краудфандинг -современные механизмы интеграции рыночных субъектов // Экономика, управление, финансы: материалы VI международная научная конференция.

4. Колодняя Г.В. Роль потребителя в процессе повышения уровня конкурентоспособности современного бизнеса. // Финансы и кредит», 2013, № 47 (575).

5.www.crowdsourcing.ru. Краудсорсинг

6.http://forumbusiness.net Краудсорсинг и краудфандинг

7.Галимова М.П.,Третьякова Н.С. Инструменты выбора источника финансирования НИОКР // Молодежный вестник УГАТУ, 2015, №1(13), С.194-199

8.Галимова М.П., Аймурзин В. А. Анализ существующих программ финансирования и поддержки НИОКР молодых ученых// Молодежный вестник УГАТУ, 2015, №1(13), С.189-190

9.www.boomstarter.ru Российская краудфандинговая платформа Boomstarter

10.www.ideaconnection.com. Платформа идей компании, веб-сайт Procter&Gamble

11.https://ideas.lego.com Платформа идей компании, веб-сайт Lego

CROWDSOURCING AND CROWD FUNDING AS MARKET MECHANISMS OF INVOLVEMENT OF THE CONSUMER IN CREATION OF THE NEW PRODUCT

Galimova Margarita Petrovna, PhD Econ., associate professor

Ufa state aviation technical university, Ufa, Russia

(e-mail: polli66@mail.ru)

Galimzyanova Snezhana Damirovna, undergraduate

Ufa state aviation technical university, Ufa, Russia

(e-mail: vesna121.9294@mail.ru)

In this article the analysis of efficiency of crowd funding and crowdsourcing as new market mechanisms of involvement of the consumer to creation of a new product is carried out. Experience of successful activity of the companies realizing innovative projects together with the consumer is analysed. Advantages and risks of application of kraudmekhanizm are considered.

Keywords: open innovations, crowdsourcing, crowd funding, risks, SWOT analysis, Internet platform.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.