Научная статья на тему 'КРАУДСОРСИНГ ЭКОСИСТЕМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

КРАУДСОРСИНГ ЭКОСИСТЕМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краудсорсинг / цифровая экономика / стратегический инструмент / экосистема для развития бизнеса / swot-анализ краудсорсинга. / crowdsourcing / digital economy / strategic tool / ecosystem for business development / SWOT analysis of crowdsourcing.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мотовиц Т. Г.

Актуальность данной публикации заключается в том, что в цифровой экономике краудсорсинг превратился в полноценную экосистему для развития бизнеса. В статье представлено авторское видение краудсорсинга как экосистемы, его факторов и элементов, механизмов саморегуляции; проведен swot-анализ краудсорсинга и определены основные направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crowdsourcing Is an Ecosystem for Business Development in the Digital Economy

The relevance of this publication lies in the fact that crowdsourcing has turned into a full-fledged ecosystem for business development in the digital economy. The article presents the author's vision of crowdsourcing as an ecosystem, its factors and elements, mechanisms of self-regulation; a swot analysis of crowdsourcing is carried out and the main directions of its improvement are determined.

Текст научной работы на тему «КРАУДСОРСИНГ ЭКОСИСТЕМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

иг

УДК 005.511 Т. Г. Мотовиц

КРАУДСОРСИНГ - ЭКОСИСТЕМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Мотовиц Т. Г. - канд. экон. наук, доцент Высшей экономической школы ТОГУ, е-таЛ: 000101@pnu.edu.ru

Актуальность данной публикации заключается в том, что в цифровой экономике краудсорсинг превратился в полноценную экосистему для развития бизнеса. В статье представлено авторское видение краудсорсинга как экосистемы, его факторов и элементов, механизмов саморегуляции; проведен swot-анализ краудсорсинга и определены основные направления его совершенствования.

Ключевые слова: краудсорсинг, цифровая экономика, стратегический инструмент, экосистема для развития бизнеса, swot-анализ краудсорсинга.

В цифровой экономике, где границы становятся все менее видимыми и технологии меняют традиционные подходы к бизнесу, краудсорсинг занимает особое место. Появившись как альтернативный способ решения задач и получения услуг, краудсорсинг превратился, по мнению автора, в полноценную экосистему для развития бизнеса. Научные исследования краудсорсинга развивают теорию управления и бизнес-стратегии, предоставляя практические рекомендации для компаний, стремящихся использовать коллективную «мудрость» для решения задач и инноваций, помогают понять, как технологии изменяют организационные структуры и процессы, и как компании могут адаптироваться к новым формам цифровой работы [1,2,3,4].

С начала 2000-х годов технологические разработки способствовали появлению новых моделей организационного сорсинга, таких как краудсорсинг. Концепция краудсорсинга была впервые представлена Джеффом Хау (Jeff Howe) в статье для журнала «Wired» в 2006 году. С тех пор она получила широкое распространение и изучение в академических кругах. Понятие краудсор-

© Мотовиц Т. Г., 2023

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

синга в научной литературе обычно ассоциируется с использованием технологий для мобилизации коллективного интеллекта широкой аудитории (крауда) с целью решения различных задач [3,6,7].

Краудсорсинг описывает «действие компании или учреждения, берущего на себя функцию, когда-то выполняемую сотрудниками, и передающего ее на аутсорсинг неопределенной (и, как правило, большой) сети людей в форме открытого вызова», это процесс привлечения и использования знаний и ресурсов широкой публики для решения различных задач и проблем. Вместо того чтобы нанимать сотрудников или заключать контракты с агентствами, компании обращаются к «толпе» - обычно через интернет - чтобы найти оптимальные решения. [3,4,6,7]. Это позволяет организациям выйти за рамки своих непосредственных ресурсов, чтобы использовать новые знания и навыки, «краудсор-синг продолжит оптимизировать эффективность корпоративных услуг и эффективность общества» [5].

В целом, краудсорсинг рассматривается в научной литературе как инновационная и динамично развивающаяся область, которая оказывает глубокое влияние на современный бизнес и общество.

Краудсорсинг, по мнению автора, необходимо рассматривать как экосистему для бизнеса в условиях цифровой экономики. Данная концепция, основана на идее, что платформы краудсорсинга создают открытую среду, в которой множество участников (как физических лиц, так и компаний) могут взаимодействовать, сотрудничать и конкурировать, что способствует развитию инноваций в бизнесе. Поэтому основные факторы, определяющие краудсорсинг как экосистему, следующие:

- многообразие участников (как и в природной экосистеме, краудсорсинг включает широкий спектр участников с различными навыками, опытом и ресурсами);

- взаимодействие и синергия (участники краудсорсинга постоянно взаимодействуют между собой, создавая новые идеи и решения, которые могли бы не возникнуть в изолированной среде);

- открытость и доступность (краудсорсинговые платформы предоставляют равный доступ к рыночным возможностям для широкого круга людей, не зависимо от их географического положения или социального статуса, это он-лайн-сервисы, которые связывают компании или индивидуальных заказчиков с широкой сетью независимых исполнителей, фрилансеров, волонтеров или

ВЕСТНИК ТСТУ. 2023. № 4 (71)

просто заинтересованных лиц. Эти платформы позволяют использовать коллективный интеллект (crowd wisdom) и навыки людей со всего мира для решения различных задач от простых до сложных);

- взаимозависимость (успех одних участников часто зависит от вклада других, создавая сеть взаимозависимостей, подобную тем, что существует между разными видами в экологических сообществах);

- саморегуляция (краудсорсинговые платформы разрабатывают правила и механизмы, которые позволяют поддерживать баланс, обеспечивать справедливость и качество работы, аналогично саморегулирующимся процессам в природе);

-рост и устойчивость (краудсорсинговые платформы способны расти, привлекая все больше участников, и оставаться устойчивыми даже при изменении внешних условий);

- инновации и творчество (как и в природных экосистемах, где постоянно появляются новые формы жизни, краудсорсинг способствует генерации инноваций и творческого решения проблем);

- цикличность (ресурсы в краудсорсинговой экосистеме циркулируют между участниками, создавая цикличные процессы взаимодействия и создания ценности).

Экосистема краудсорсинга состоит из разнообразных элементов, которые взаимодействуют между собой, создавая структуру, способную к саморазвитию и саморегуляции:

1) платформы краудсорсинга (онлайн-сервисы, которые связывают заказчиков с исполнителями; предоставляют инфраструктуру для публикации заданий, обмена информацией, транзакций и отзывов заказчики и исполнители встречаются и взаимодействуют);

2) заказчики (компании или индивидуальные предприниматели, которые ищут внешние ресурсы для решения своих задач);

3) исполнители (индивидуумы или команды со всего мира, предлагающие свои услуги, навыки и знания для выполнения задач);

4) комьюнити (сообщества, которые формируются вокруг платформ и задач, обеспечивая взаимоподдержку, обмен опытом и создание сетевых связей).

Особая роль отводится платформам краудсорсинга. В России существует несколько краудсорсинговых платформ, которые позволяют компаниям и частным лицам делегировать задачи широкой аудитории исполнителей, например:

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

1) Яндекс.Толока - платформа от компании Яндекс, предназначенная для выполнения микрозадач, таких как модерация контента, тестирование ПО, поиск и классификация данных.

2) Workzilla - сервис для поиска исполнителей для краткосрочных задач, включая помощь в учебе, бизнесе, программировании и других сферах.

3) Kwork.ru - площадка для фрилансеров, где можно найти исполнителя для разнообразных услуг, от графического дизайна до создания сайтов.

4) Freelance.ru - одна из старейших российских платформ для фрилансе-ров, где представлены проекты по программированию, дизайну, текстам и многим другим категориям.

5) Habr Freelance - раздел на сайте Хабр, где заказчики публикуют задания для программистов, дизайнеров, маркетологов и других специалистов IT-сферы.

6) Weblancer - краудсорсинговый сайт, где можно найти фрилансеров для выполнения заданий, связанных с веб-разработкой, дизайном, текстами и прочим.

Для более глубокой характеристики краудсорсинга как экосистемы проведем его SWOT-анализ (SWOT-анализ - это методика, которая позволяет оценить Сильные и Слабые стороны, а также Возможности и Угрозы (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) для бизнеса или проекта).

Сильные стороны (Strengths):

- краудсорсинг открывает доступ к огромному количеству талантливых специалистов со всего мира и их разнообразным навыкам, которые могут быть недоступны локально;

- сокращение расходов на найм, обучение и содержание штатных сотрудников, а также минимизация затрат на инфраструктуру;

- быстрое масштабирование рабочей силы в зависимости от потребностей проекта;

- привлечение широкого круга идей и решений, способствующих инновационному развитию;

- сокращение времени на поиск решений и разработку продукта за счет одновременной работы множества участников;

Слабые стороны (Weaknesses):

- сложность обеспечения стандартов качества и согласованности результатов из-за разнородности исполнителей;

- необходимость в разработке эффективных методов управления распределенными и независимыми исполнителями;

ВЕСТНИК ТСТУ. 2023. № 4 (71)

- риск утечек конфиденциальной информации при работе с внешними участниками;

- сложности с защитой интеллектуальной собственности и регулированием трудовых отношений с фрилансерами.

Возможности (Opportunities):

- использование краудсорсинга для тестирования продуктов на новых рынках и адаптации к различным культурным требованиям;

- интеграция современных технологий, таких как искусственный интеллект и машинное обучение, для улучшения процессов краудсорсинга;

- формирование сообщества вокруг бренда, укрепление лояльности и повышение узнаваемости.

Угрозы (Threats):

- появление большого числа краудсорсинговых платформ может привести к усилению конкуренции за качественные ресурсы и проекты;

- потенциальные изменения в регулировании труда и интеллектуальной собственности могут повлиять на условия ведения бизнеса;

- вопросы справедливости вознаграждения и условий труда могут изменять общественное мнение и создавать юридические противоречия;

- глобальные экономические кризисы могут влиять на бюджеты проектов и доступность финансирования для краудсорсинговых инициатив;

- возможность технических сбоев, проблем с безопасностью данных на платформах краудсорсинга, что может подорвать доверие пользователей.

- потенциальные конфликты между заказчиками и исполнителями из-за несоответствия ожиданий и результатов, а также из-за недопонимания в спецификациях проектов;

- риски, связанные с зависимостью от конкретных краудсорсинговых платформ, их политик и алгоритмов.

SWOT-анализ краудсорсинга позволяет бизнесу не только осознать внутренние и внешние факторы, влияющие на его использование, но и разработать стратегии, направленные на усиление сильных сторон, минимизацию слабых, использование возможностей и защиту от угроз.

Для усиления сильных сторон организации могут инвестировать в разработку собственных платформ краудсорсинга или партнерство с существующими платформами для обеспечения качества и надежности.

Слабые стороны можно преодолевать через создание четких процедур и контрольных механизмов, обеспечение безопасности данных и внедрение эффективных инструментов управления проектами.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

Возможности можно использовать, наращивая масштабы и сферы применения краудсорсинга, а также интегрируя новые технологии для повышения качества и эффективности процессов.

Чтобы противостоять угрозам, компании должны вести активную юридическую работу, обеспечивать высокий уровень профессиональной этики и внимательно следить за техническими аспектами своих платформ.

В целом, SWOT-анализ краудсорсинга подчеркивает его значимость как инструмента, который при его эффективном использовании будет способствовать инновационному и экономическому росту бизнеса.

Механизмы саморегуляции в экосистеме краудсорсинга играют ключевую роль в обеспечении эффективности и качества взаимодействия между участниками. Выделим основные из них:

1) рейтинговые и репутационные системы, чтобы участники могли оценивать друг друга (стимулирует участников выполнять задачи качественно и вовремя, а плохая репутация может уменьшить шансы на получение новых заданий или проектов);

2) отзывы и комментарии о выполненной работе или о заказчике помогает участникам делать информированный выбор и избегать ненадежных контрагентов;

3) контроль качества (платформы вводят систему модерации, где задания или результаты проверяются на соответствие стандартам качества);

4) стимулирование активных участников (платформы предлагают бонусы, премии или другие стимулы для тех, кто активно участвует и делает высококачественный вклад в решение поставленных задач);

5) механизм для разрешения конфликтов (платформы предоставляют механизм, например арбитраж);

6) обучение и ресурсы (предоставление обучающих материалов, руководств и примеров помогает участникам лучше понимать ожидания и стандарты качества);

7) транспарентность (открытость информации о заданиях, условиях участия и вознаграждении создает атмосферу доверия и предсказуемости);

8) защита данных и безопасность (платформы внедряют строгие меры безопасности, чтобы защитить персональные данные участников и заказчиков, а также обеспечить высокий уровень доверия при взаимодействии);

9) верификация (платформы требуют верификации учетных записей, чтобы уменьшить риски мошенничества или некачественной работы).

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

Эти механизмы саморегуляции создают рамки для краудсорсинговых платформ и их участников, обеспечивая высокий уровень эффективности коммуникаций и качества выполняемой работы.

Краудсорсинг является перспективным стратегическим инструментом, который может использоваться для решения различных задач в бизнесе [1,3,4]. В России краудсорсинг продолжает развиваться и находит все новые применения:

- разработка новых продуктов и услуг, например, компания «Яндекс» использует краудсорсинг для разработки новых функций для своих продуктов;

- проведение маркетинговых исследований, компания «Сбербанк» использует краудсорсинг для проведения опросов клиентов;

- сбор данных, компания «Яндекс.Такси» использует краудсорсинг для сбора данных о дорожном движении;

- выполнение рутинных операций, компания «Авито» использует крауд-сорсинг для обработки изображений товаров и т. д.

Таким образом, краудсорсинг превращается в стратегический инструмент для предприятий, поскольку он предлагает гибкость и доступность к ресурсам, которые традиционные модели найма работников не могут предложить, что делает его мощным двигателем инноваций и роста в современной экономике, это демократизация доступа к талантам всего мира и совместное использование ресурсов.

Краудсорсинг, как экосистема для развития бизнеса в цифровой экономике, предлагает новые возможности и вызовы для современных компаний, он становится мощным инструментом для инноваций, оптимизации ресурсов и создания ценности для клиентов.

Библиографические ссылки

1. Деменко А. Е. Использование метода краудсорсинга в целях повышения эффективности бюджетных расходов // Вестник Югорского государственного университета, 2013. Вып. 4 (31). С. 28-32

2. У П., Зубарев А. Е. Особенности глобальных проектов в условиях реализации национальных территорий // Вестник ТОГУ. Хабаровск, 2022, № 4. С. 101-106. URL: https://pnu.edu.ru/vestnik/pub/articles/2712/ (дата обращения: 30.10.2023).

3. Сафиуллин М. Р., Бурганов Р. Т., Бурганова А. Р. Краудсорсинг как новый драйвер цифровой экономики и инструмент гармонизации интересов участников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2022.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

Т. 38, вып. 1. С. 85-112. URL: https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.104 (дата обращения: 30.10.2023).

4. Симакова А. В., Козырева Г. Б. Краудсорсинг как инструмент взаимодействия власти, бизнеса и общества в решении проблем местного самоуправления в арктической зоне России // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18, № 1. С. 129-139.

5. Li. G. The Application and Innovation of Crowdsourcing in the Internet Age // Open Journal of Social Sciences. 2016. Vol. 4, № 3. URL: https://www.scirp.org/(S(lz5mqp453edsnp55rrgjct55.))/journal/paperinfor-mation.aspx?paperid=65025 (дата обращения: 29.10.2023).

6. Howe Jeff. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd is Driving the Future of Business. Crown Publishing Group, 2008. 312 p.

7. Chao-Min Chiu. What can crowdsourcing do for decision support? // Decision Support Systems. 2014. № 65. P. 40-49.

Title: Crowdsourcing Is an Ecosystem for Business Development in the Digital Economy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Authors' affiliation:

Motovits T. G. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: The relevance of this publication lies in the fact that crowdsourcing has turned into a full-fledged ecosystem for business development in the digital economy. The article presents the author's vision of crowdsourcing as an ecosystem, its factors and elements, mechanisms of self-regulation; a swot analysis of crowdsourc-ing is carried out and the main directions of its improvement are determined.

Keywords: crowdsourcing, digital economy, strategic tool, ecosystem for business development, SWOT analysis of crowdsourcing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.