Научная статья на тему 'Краудинвестинг как альтернативный источник финансирования коммерческих организаций'

Краудинвестинг как альтернативный источник финансирования коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краудинвестинг / краудфандинг / инвестирование / фонды / поведение / crowdinvesting / crowdfunding / investing / funds / behavior

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. С. Шальнева, М. М. Цицкиев

В статье характеризуется сущность краудинвестинга с точки зрения формирования финансовых ресурсов коммерческой организации. Показана справедливость деления форм финансирования деятельности предприятий на традиционные и инновационные. Краудинвестинг понимается как вид краудфандинга, популярность которого связывается со снижением транзакционных издержек, распространенностью поведенческих подходов при изучении экономики, а также с развитием нематериального сектора экономики. Определено, что дефицитный характер нормативно-правового регулирования краудинвестинга является препятствием к широкому его распространению в современной хозяйственной практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDINVESTING AS AN ALTERNATIVE SOURCE OF FINANCING COMMERCIAL ORGANIZATIONS

The article describes the essence of crowdinvesting from the point of view of the formation of financial resources of an enterprise. The equity of the division of forms of financing the activities of enterprises into traditional and innovative is shown. Crowd investing is understood as a type of crowdfunding, the popularity of which is associated with a decrease in transaction costs, the prevalence of behavioral approaches in studying economics, as well as the development of the non-material sector of the economy. It has been determined that the scarce nature of the regulatory framework for crowdinvesting is an obstacle to its widespread use in modern economic practice.

Текст научной работы на тему «Краудинвестинг как альтернативный источник финансирования коммерческих организаций»

КРАУДИНВЕСТИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

М.С. Шальнева, канд. экон. наук, доцент М.М. Цицкиев, студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

Б01: 10.24411/2411-0450-2019-10886

Аннотация. В статье характеризуется сущность краудинвестинга с точки зрения формирования финансовых ресурсов коммерческой организации. Показана справедливость деления форм финансирования деятельности предприятий на традиционные и инновационные. Краудинвестинг понимается как вид краудфандинга, популярность которого связывается со снижением транзакционных издержек, распространенностью поведенческих подходов при изучении экономики, а также с развитием нематериального сектора экономики. Определено, что дефицитный характер нормативно-правового регулирования краудинвестинга является препятствием к широкому его распространению в современной хозяйственной практике.

Ключевые слова: краудинвестинг, краудфандинг, инвестирование, фонды, поведение.

Предпринимательская деятельность предполагает изыскание ресурсов и их объединение. Как представляется, предприниматель при ведении деятельности поставляет не только новый, ранее не существовавший продукт на рынок, но и осуществляет инновационные способы привлечения и комбинации различных ресурсов. За счет этого достигается повышение эффективности деятельности предприятия и организации, что, в свою очередь, благотворно влияет на конкурентную позицию данной организации. Однако применение любых новых технологий, касающихся не только технологии производства, но и организационного управления, предполагает понимание данных технологий - их сущности, возможностей и ограничений.

Одним из важнейших видов ресурсов, который предприниматель привлекает для осуществления основной деятельности, являются финансовые ресурсы. Наиболее распространенным, очевидным и доступным источником для образования как первоначального капитала, так и последующих вложений, выступают собственные средства учредителей бизнеса. Кроме того, в качестве источника финансирования деятельности весьма распространен кредит, в частности, банковский: специализирован-

ное учреждение здесь предлагает услугу снабжения финансовыми средствами на условиях срочности и возвратности. В случае необходимости привлечения существенных объемов средств предприниматели выпускают ценные бумаги, предполагающие привлечение средств в обмен на потенциальную прибыль в дальнейшем. Если деятельность предприятия отвечает интересам государства, то финансовые ресурсы на осуществление этой деятельности могут быть привлечены из средств государственного или иного публичного бюджета. Данные способы привлечения финансовых ресурсов можно условно назвать традиционными, так как они существуют относительно долгий период времени, хорошо освоены субъектами предпринимательской деятельности. Иные способы и источники привлечения финансовых ресурсов можно назвать инновационными или альтернативными, в силу того, что появление этих технологий, во-первых, связано с меняющимися социально-экономическими условиями, во-вторых, время их существования в хозяйственной практике (и, как следствие, освоение и осмысление содержания и сущности этих технологий) менее длительно. Тем самым, функционирование современных альтер-

нативных способов вызывает исследовательский и практический интерес.

Анализ медийного поля и публикаций в специализированных изданиях показывает, что к альтернативным технологиям привлечения финансовых ресурсов для деятельности предприятия исследователи относят такие формы привлечения финансовых средств как краудфандинг (crowdinvesting) и краудинвестинг (crowdfunding). Концептуальный подход позволяет выделить три составные части данных англоязычных понятий:

- «funding» - образование фонда, то есть создание и управление совокупностью денежных средств, поступающих в распоряжение организации из различных источников, преобразование финансовых потоков в совокупность финансового ресурса, фонда;

- «investing» - инвестирование, то есть временное отвлечение средств от потребления и иного использования для вложений в ту или иную деятельность на условиях возвратности и вознаграждения;

- «crowd» - толпа, то есть не столько источник формирования финансового потока и средств для инвестирования (толпа как совокупность отдельных индивидов), сколько психология действий обладателей финансовых ресурсов, которые принимают решения относительно размещения средств, следуя психологическим механизмам, включающимся во взаимодействии с другими участниками толпы. Тем самым, приток финансовых средств и формирование ресурсов ставится в зависимость от действия поведенческих факторов.

Первым обстоятельством, которое определяет значимость краудфандинга и краудинвестинга для предпринимателей выступает современное состояние экономической теории, которая во многом ориентирована на объяснение процессов, происходящих в социально-экономических системах, основываясь на поведенческой концепции, то есть, формирование конъюнктуры рынков, успех или неудача деятельности фирм ставится в зависимость от поведения экономических агентов. Процессы инвестирования и формирования

фондов денежных средств не стали в этом плане исключением. Вторым обстоятельством, которое определяет интерес к альтернативным способам финансирования деятельности предприятий, является развитие современных платежных технологий, которые облегчают расчеты и позволяют пользователям платежных систем практически мгновенно распоряжаться денежными средствами, причем как в плане отчуждения средств, так и в плане присвоения и распоряжения ими. Третьим обстоятельством выступает развитие нематериального сектора экономики, прочно закрепившегося в глобальном мире: значительное число экономических агентов, с одной стороны, специализируется на производстве нематериальных благ, с другой стороны, сформировалось значительное число потребителей этих нематериальных благ. Предполагаем, что эти условия весьма благоприятны для развития финансовых рынков как таковых: в условиях глобализации и развития нематериального сектора, а также снижения транзакцион-ных издержек появляется значительное количество участников, которые изъявляют желание напрямую воздействовать на экономическую активность по производству нематериальных благ и приобретению каких-либо выгод от этого производства. Следует, однако, отметить, что такая модель привлечения финансовых средств может быть реализована и в секторах, которые занимаются материальным производством.

Соотношение краудафандинга и крау-динвестинга обычно строится по модели общее и частное, где краудинвестинг выступает частным видом краудфандинга. Такой подход, к примеру, демонстрируют А.С. Дырдасова и М.М. Любимова, понимая под ним «альтернативный финансовый инструмент, предназначенный для привлечения капитала во всевозможные стартапы и преимущественно предприятия малого и среднего бизнеса от широкого круга микроинвесторов» [1, с. 128]. Следует пояснить, что краудфандинг логично предполагает формирование целевых фондов денежных средств, ориентированных не только на их использование в целях

прибыли: это может быть благотворительный или общественно значимый проект, который, как правило, не предполагает, прямой экономической выгоды. Так, например, благотворительный фонд «Ника» использует инструменты краудфандинга для строительства приютов для бездомных животных [2]. Краудинвестинг же предполагает, что средства направляются множеством инвесторов на возвратных началах, каждый из которых рассчитывает получить определенную выгоду от вложения своих средств. Так или иначе, исследование сущности краудинвестинга неизбежно упирается в анализ его как разновидности краудфандинга. В краудфандинге исследователями, как правило, выделяется четыре основных разновидности или модели кра-удфандинга, которые основываются на различии условий обмена между плательщиком и получателем средств:

Модель «Пожертвование»: это кампания, которая требует публичного пожертвования. Жертвователь вносит свой вклад, не ожидая никакого возврата. В частности, этот тип краудфандинга удобен для поддержки какого-либо конкретного проекта включает краудфандеры, которые вносят определенную сумму денег для поддержки конкретного дела или проекта.

Модель «Награда»: краудфандинг, основанный на наградах, предлагает предпринимателям платформу для привлечения капитала от физических лиц в обмен на продукт или услугу. Кампании обычно включают новые проекты, которые все еще находятся на стадии исследований и разработок.

Модель «Капитальное вложение», которое предполагает, что множество плательщиков финансируют старт компании в обмен на простые акции. Как правило, такие акции следует отличать от акций, которые обращаются на открытом рынке: покупатели акций не смогут продать их, пока компания не окажется на бирже или кто-то не захочет их купить, тем самым, их ликвидность крайне низка.

Модель «Одноранговое кредитование (P2P)»: этот механизм связан с предоставлением плательщиками денег в обмен на выплату процентов. Им обещают возврат

вложенного капитала и выплату процентов при наступлении срока погашения. Процентная ставка обычно устанавливается на основании кредитной оценки соискателя фонда [3].

Очевидно, что модели «капитальное вложение» и «одноранговое кредитование» наиболее близко описывают сущность краудинвестинга. При оценке различий краудинвестинга с традиционными формами финансирования предприятий, таких как венчурное финансирование, исследователи указывают на осуществление транзакций посредством краудфандинго-вых платформ, которые играют роль посредника: проверяют деятельность компании, изучают её финансовую отчетность, строят финансовую модель для минимизации рисков. Также площадка осуществляет возврат денежных средств, если нужная сумма в ходе кампании не будет набрана. К наиболее часто упоминаемым российским площадкам для краудинвестинга относятся такие как «StartTrack», «MYPIO», «Aktivo», «Simex» [4].

Среди российских проектов, реализованных по модели краудинвестинга можно обозначить, например, такой как открытие интернет-магазина косметики и профессиональных аксессуаров Krygina Beauty Store, осуществленный бьюти-блогером Еленой Крыгиной. В 2016 году среднемесячная выручка проекта составила 10 млн. рублей, а средняя маржинальность -3040%. Чтобы удовлетворить спрос, Елена обратилась на StartTrack и привлекла более 20 млн рублей на закупку товаров. По состоянию на 2019 год магазин может предложить своим покупателям продукцию 80 косметических брендов, среди которых имеются товары собственного производства - профессиональные расходные материалы Krygina Studio и аксессуары для макияжа и причесок

Makeup2Makeup [5]. Также следует отметить развитие самой инфраструктуры: в 2017 году произошло объединение крауд-фандингового сервиса Planeta.ru и краун-динвестинговой площадки StartTrack [6]. Применяются также механизмы, обеспечивающие сохранность вложенных средств - так, сервис «Поток» публикует

информацию о выигранных судах против проектов, которые показали нецелевое расходование привлеченных средств: по состоянию на май 2019 года судом удовлетворены 23 иска из 120 на общую сумму 11,5 млн. рублей [7].

Регулирование краудинвестинговых площадок активно обсуждается как минимум с 2009 года, когда первые такие проекты реализовывались в США. Государство заинтересовано в обеспечении стабильного функционирования финансовых рынков и очевидно, что такой способ привлечения средств как краудинвестинг не должен быть исключением из общего правила. Правовые положения, касающиеся краудинвестинга, специфичны для каждой страны и весьма неоднородны [8]. Дахнен-ко С.С. указывает, что специфическое нормативно-правовое регулирование

краудинвестинга в России в настоящее время не создано и приходит к выводу, что действующие разновидности гражданско-правовых договоров отечественной практики имеют как свои плюсы, так и минусы. Договор купли-продажи будущего товара имеет ограниченную сферу действия и не предполагает применение к услугам или работам. Договор простого товарищества предполагает активное участие инвестора в создании дохода, использование долевого либо акционерного краудфандинга невозможно из-за сложности процедуры вы-

пуска акций, необходимости предоставления инвесторам прав, невозможности участия индивидуального предпринимателя. Исследователь приходит к выводу, что наиболее адекватным в сложившихся условиях выступает договор целевого займа, который и используется в настоящее время. В то же время, нельзя признать эту форму оптимальной, так как, во-первых, не позволяет получить некий продукт за деньги, во-вторых, менее выгодно и экономически менее безопасно[9]. Проблема регулирования краудинвестинга в контексте развития цифровой экономики также затрагивается другими исследователями [10].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что краудинвестинг выступает современной формой привлечения финансовых средств для предприятий, которые функционируют в условиях развития глобальных финансовых рынков и экономики нематериального сектора. Спецификой краудинвестинга выступает функционирование площадок-посредников, которые создают для инвесторов и предпринимателей организационные предпосылки для взаимодействия. Несмотря на нормативно-правовой дефицит функционирования краудинвестинга, в России функционируют четыре площадки, что позволяет оптимистично оценивать развитие данного инструмента финансирования.

Библиографический список

1. Дырдасова А.С., Любимова М.М. Краудинвестинг как альтернативная форма финансирования // Вестник современных исследований. - 2019. - № 1.10 (28). - С. 127-130.

2. Фонд помощи бездомным животным "Ника" [Электронный ресурс] // URL: https://www.fond-nika.ru/ (дата обращения 13.06.2019)

3. Mokhtarrudin, A., Masrurah, I. M. K., Muhamad, S. C. R. Crowdfunding as a funding opportunity for youth start-ups in Malaysia // Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017. № 25. P. 139-154.

4. Радченко М.В., Симоненко О.С. Анализ и перспективы развития краудинвестинга как финансового инструмента // Естественно-гуманитарные исследования. 2018. № 22 (4). С. 107-113.

5. Инвестиционная площадка StartTrack [Электронный ресурс] // URL: https://starttrack.ru/success_stories (дата обращения: 18.06.2019)

6. Лидеры российского краудфандинга и краудинвестинга объединились [Электронный ресурс] // URL: https://lenta.ru/news/2017/10/18/starttrack/ (дата обращения: 18.06.2019)

7. Официальный блог команды "Потока" [Электронный ресус] // URL: http://news.potok.digital/ (дата обращения: 18.06.2019)

8. Moritz, A. and Block, J. H., Crowdfunding: A Literature Review and Research Directions (August 11, 2014). // URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2554444

9. Дахненко С.С. Правовой механизм краудинвестинга и его роль в активизации малого и среднего предпринимательства в РФ // Сборник научных статей по итогам конференций по проблемам предпринимательства и банковского права Сборник материалов всероссийских научно-практических конференций. Под общей редакцией А.В. Шарковой, Главный редактор Т.И. Зворыкина. 2016. С. 24-27.

10. Корпоративные финансы в цифровой экономике: монография / коллектив авторов; под ред. Паштовой Л.Г. - М.: КНОРУС, 2019. - 280 с.

CROWDINVESTING AS AN ALTERNATIVE SOURCE OF FINANCING COMMERCIAL ORGANIZATIONS

М.Sh. Shalneva, candidate of economic sciences, associate professor M.M. Tsitskiev, student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article describes the essence of crowdinvesting from the point of view of the formation of financial resources of an enterprise. The equity of the division of forms of financing the activities of enterprises into traditional and innovative is shown. Crowd investing is understood as a type of crowdfunding, the popularity of which is associated with a decrease in transaction costs, the prevalence of behavioral approaches in studying economics, as well as the development of the non-material sector of the economy. It has been determined that the scarce nature of the regulatory framework for crowdinvesting is an obstacle to its widespread use in modern economic practice.

Keywords: crowdinvesting, crowdfunding, investing, funds, behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.