40 МЕНЕДЖМЕНТ
Краудфандинг как сектор экономики распределенного пользования
Анализируются проблемы и критерии оценки конкурентоспособности проектов, представленных на крауд-платформах. Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования № FSSW-2020-0009 «Разработка методологии управления конкурентоспособностью предприятий в сфере товарного обращения в условиях цифровой экономики»
А.Н. Шмелева1
Российский экономический
университет
имени Г.В. Плеханова,
д-р экон. наук, доцент,
современной экономической ситуации в условиях пандемийного синдрома во всем мире повышается роль понятия конкурентоспособности отдельных компаний, отраслей и стран как «свойства субъекта, указывающего на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия» [1]. Чтобы выдерживать конкурентное давление и противостоять ему, предпринимательские структуры все чаще вспоминают известную формулу товарного обращения: деньги — товар — деньги [2].
Согласно действующему стандарту ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» под товарным обращением понимается «процесс обращения объектов гражданского права посредством договоров. К объектам гражданских прав относят вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги; иное имущество,
в том числе имущественные права, включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права; результаты работ и оказания услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага» [3]. С учетом данного положения стандарта и определения сферы товарного обращения как «целостной совокупности взаимосвязанных фирм и компаний различных отраслей, выполняющей миссию обмена товарно-денежной массы в целях обеспечения воспроизводственного процесса в стране» [4], для достижения конкурентоспособности субъекта сферы товарообращения особое значение приобретает его обеспеченность финансовыми ресурсами и доступ к ним. В условиях развитого товарного производства деньги не только обслуживают обмен товаров
ФИНАНСЫ
1 профессор кафедры, Москва, Россия
Для цитирования: Шмелева АН. Краудфандинг как сектор экономики распределенного пользования// Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 3. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-3-40-44
ключевые слова
конкурентоспособность, крауд-проекты, экономика распределенного пользования, система управления
ИДЕЯ
О АКЦИОНИРОВАНИЕ
инвесторы получают свою долю от доходов предприятия, в которое вкладываются средства
©ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
инвесторы вкладывают средства за вознагранздение, в качестве которого может быть конечный продукт или услуга
МОДЕЛИ
КРАУДФАНДИНГА
расширяют возможности финансирования таких проектов, которые раньше не выходили -за пределы обсуждения узкого круга людей
I
МЕНЕДЖМЕНТ 41
и услуг, но и сами все в большей степени становятся объектом купли-продажи.
Предоставление денег во временное пользование за плату является сферой относительно самостоятельного обращения денег [5]. Товарное обращение — это обмен товаров с помощью денег и посредников, от числа и качества работы которых, а также от состояния денежного обращения зависят скорость оборота товарно-денежной массы, уровень цен на потребительские товары [6]. Данный фактор современной рыночной среды делает чрезвычайно актуальным вопрос альтернативных механизмов инвестирования предпринимательских структур, прежде всего на основе анализа и оценки развития такого сегмента экономики распределенного пользования, как «краудфандинг». В статье не проводится теоретический обзор данного понятия, представленного в различных средствах массовой информации и научных публикациях, основная задача автора — анализ проблем и определение критериев оценки конкурентоспособности проектов, представленных на крауд-плат-формах.
В докладе «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг», представленном Банком России для общественных консультаций в августе 2020 года, прямо указано, что недостаток финансирования является одним из ключевых барьеров, препятствующих развитию бизнеса в РФ на его ранних стадиях [7]. Быстрые темпы внедрения информационных технологий активно трансформируют отрасль финансовых услуг во всем мире. Развитие финансовых технологий (FinTech) переводит способы взаимодействия людей с финансовыми организациями на новый уровень, это и обеспечение более быстрых платежей, более безопасных транзакций, удобных интерфейсов, сокращение разного рода затрат [8]. Краудфандинг представляет собой одну из технологий FinTech, направленных на удовлет-
В условиях развитого товарного производства деньги не только обслуживают обмен товаров и услуг, но и сами все в большей степени становятся объектом купли-продажи
ворение потребностей в привлечении капитала с помощью инновационных и цифровых решений [9]. Он может расширить доступ к финансовым ресурсам как для различных категорий бизнеса, так и населения, предлагает новые решения в областях, которые в настоящее время обслуживаются только традиционными финансовыми организациями [10, 11].
Согласно определению, приведенному в работе [12], краудфандинго-вая платформа — это интернет-приложение, объединяющее владельцев проектов и спонсоров, содействующее обмену между ними на основе множества бизнес-моделей. Сегодня крауд-фандинг — новый, популярный способ, позволяющий предпринимателям привлекать финансирование для реализации своих творческих идей и бизнес-планов.
Хотя создание проекта для привлечения инвестиций на крауд-платфор-мах не является сложным, тем не менее, достичь запланированной цели бывает достаточно трудно. Успех сбора средств на реализацию конкретного проекта зависит от множества факторов: от уровня предыдущего успеха/ опыта создателей, продвижения в социальных сетях, языка, используемого для описания проектов, дизайна пакета вознаграждений и так далее. Однако, как отмечают авторы работы из США, такой важный фактор, как конкуренция между проектами на краудфандин-говых рынках, не получил большого внимания в современных исследованиях в сфере экономики и маркетинга [13]. Остановимся подробнее на выявлении критериев оценки конкурен-
справка
Краудфандинг (сrowd funding, aowd — «толпа», funding — «финансирование») — коллективное сотрудничество людей (доноров), добровольно объединяющих свои деньги или другие ресурсы, как правило, через интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов)
42 МЕНЕДЖМЕНТ
Краудфандинг представляет собой одну из финансовых технологий FinTech, направленных на удовлетворение потребностей в привлечении капитала с помощью инновационных и цифровых решений
тоспособности проектов крауд-плат-форм.
На первый взгляд, самым наглядным и простым инструментом количественной оценки конкурентоспособности проектов является показатель собираемости на них средств, то есть соотношение планового (целевого) показателя сбора и фактически собранных средств. Однако данный показатель будет убедительным в случае, когда конкурирующие фирмы производят однородную продукцию, но, как показывает практика, представленные проекты крайне различаются, а потенциальные инвесторы (спонсоры) изначально имеют свои индивидуальные предпочтения. В результате финансирование чаще и быстрее получают проекты с наиболее популярным контентом. Поэтому такой количественный показатель, как собираемость средств, не может полностью отражать степень конкурентоспособности проектов. Кроме того, конкурентоспособность проектов на крауд-платформе со временем меняется, то есть это — динамичный показатель. Например, новый проект может привлечь больше сторонников, чем давно существующий, благодаря своей рыночной «свежести» (инновационности, новизне и т.д.).
Положительную роль способно сыграть такое явление, как «деньги к деньгам», предполагающее, что проекты, близкие к достижению запланированного объема средств или уже превысившие его, с большей вероятностью привлекут новые средства. Перечисленные факторы влияния на конкурен-
тоспособность проектов не являются исчерпывающими, все они динамичны, и крауд-платформам необходимо учитывать их на этапе разработки и оценки бизнес-моделей представляемых проектов при формировании своей «продуктовой» линейки.
При выявлении конкуренции нужно помнить и о конкурентном давлении, которое получает фирма при разработке своего продукта, взаимодействуя с другими компаниями, присутствующими на рынке. К сожалению, сегодня исследовательских статей, посвященных оценке конкуренции проектов внутри одной крауд-платформы и разработке критериев их конкурентоспособности, также очень мало. В работе [14] авторы отмечают приверженность многих крауд-плат-форм политике «все или ничего», означающей, что авторы проектов получат собранные средства, только если целевая сумма в полном объеме будет собрана в заранее определенный срок. В работе [15] авторы вводят определение «блокбастерных» крауд-проек-тов, то есть доли успешных проектов на конкретной платформе, которые могут оказать на реализацию остальных двойной эффект: эффект каннибализма и эффект переизбытка.
В работе [13] сформулированы три группы критериев оценки конкурентоспособности крауд-проектов: основные характеристики проекта; эффект проектов-блокбастеров; конкурентное давление. Естественно, что уровень конкурентоспособности отражает степень удовлетворенности определенных требований клиента к продукту (услуге и т.п.). Однако в случае с крауд-платформами образуется своеобразная сервисная «наковальня»: с одной стороны, при оценке проектов для размещения платформа должна выдвигать критерии их успешности, чтобы заинтересовать инвесторов (спонсоров), с другой — ей необходимо сформировать эффективную продуктовую линейку проектов, не ущемляя интересы всех участников. В этой связи обратимся к работе российского исследователя [16], рассматривающего
МЕНЕДЖМЕНТ 43
такие понятия, как эффекты (результаты) реализации крауд-проекта и показатели эффективности использования краудфандинга.
На наш взгляд, критерии конкурентоспособности крауд-проектов внутри каждой платформы можно подразделить на входные и выходные. Входные — по сути, изначальные параметры проектов, поступающих на рассмотрение для их размещения на платформе. Выходные — это входные критерии плюс критерии конкурентоспособности, возникающие у отобранных и размещенных проектов в результате деятельности платформы по привлечению внимания спонсоров для их финансирования.
Конкурентоспособность проектов зависит не только от сути, уникальности и ценности проекта, но и определяется эффективностью PR-кампании и кампании в социальных сетях. Появление проекта на первой странице краудфандинговой платформы почти автоматически увеличивает его шан-
Список литературы
1. Википедия. Конкурентоспособность; https:/
2. Всеобщая формула капитала; https://wwwr
3. ГОСТ Р 51303-2013. Торговля. Термины и определения (с изм. № 1, 2, с Поправкой); http://docs.cntd.ru/ document/1200108793.
4. Сфера товарного обращения; https://economy-ru.com/marketing-otroslyah_1078/sfera-tovarnogo-obrascheniya-70245.html.
5. Рудак А.А. Рынок и механизм его функционирования; http://bseu.by:8080/bitstream/edoc/. 11519/2/Rudak %20A.A. %20 Rynok %20i %20mekhanizm %20ego %20funktsionirovaniya.pdf.
6. Этапы развития товарного обращения и формирования торговой отрасли; https://studme.org/ 67269/ ekonomika/etapy_ razvitiya_tovarnogo_obrascheniya_formirovaniya_ torgovoy_otrasli.
7. Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг: доклад Банка России; https:// www.cbr.ru/content/document/file/112055/ consultation_ paper_200811.pdf.
8. Википедия. Финансовые технологии; https://ru.wikipedia.org/wiki/.
9. Haddad C., Hornuf L. The Emergence of the Global Fintech Market: Economic and Technological Determinants // Small Business Economics. — 2019. — no. 53(1).
10. Bruton G., Khavul S., Siegel D., et al. New Financial Alternatives in Seeding Entrepreneurship: Microfinance, Crowdfunding, and Peer-to-Peer Innovations // Entrepreneurship Theory and Practice. — 2015. — no. 39(1).
11. Lehner O. M. Crowdfunding Social Ventures: A Model and Research Agenda // Venture Capital. — 2013. — no. 15(4).
12. Shneor R., Flaten B. T. Opportunities for Entrepreneurial Development and Growth Through Online Communities, Collaboration, and Value Creating and Co-creating Activities. Entrepreneurial Challenges in the 21st Century. — Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015.
13. Lin Yu., Yin P., Lee W.-Ch. Modeling Dynamic Competition on Crowdfunding Markets. In WWW 2018: The 2018 Web Conference, April 23-27, 2018, Lyon, France, NY, USA, ACM; https://doi.org/10.1145/3178876.3186170.
14. Li Y., Rakesh V., Reddy Ch. K. Project Success Prediction in Crowdfunding Environments. WSDM'16: Proc. of the Ninth ACM Int. conf. on Web Search and Data Mining, ACM, Feb. 2016; https://doi.org/10.1145/2835776.2835791.
15. Kim J., Lee M., Cho D., and Lee B. An empirical analysis of semantic network in online crowdfunding: evidence from kickstarter / In Proc. of the 18th Annual Int. conf. on Electronic Commerce: e-Commerce in Smart connected World, ACM, 2016.
16. Долженко Р.А. Некоторые вопросы оценки эффективности краудфандинга на отечественной краудфандинговой платформе «Планета»; https://cyberleninka.ru/articleZn/ nekotorye-voprosy-otsenki-effektivnosti-kraudfandinga-na-otechestvennoy-kraudfandingovoy-platforme-planeta/viewer.
17. Тарифы платформы boomstarter.ru; https://boomstarter.ru/presentation.pdf.
18. The competitive twist of crowdfunding; https://arikovani.com/blog/en/the-competitive-twist-of-crowdfunding/.
19. The power of crowdfunding campaign analytics; https://arikovani.com/blog/en/the-power-of-crowdfunding-campaign-analytics/.
сы достигнуть лучших результатов, поскольку в этом случае о нем узнает больше потенциальных инвесторов. На сайте платформы boomstarter.ru [17] представлены тарифы на услуги платформы по привлечению внимания к проекту для его финансирования, то есть для формирования выходных критериев конкурентоспособности крауд-проектов.
Анализ деятельности ряда крауд-платформ позволяет определить три основных направления, приводящих к росту конкурентоспособности крауд-проектов [18]:
► знание целевой аудитории проекта;
► качественное использование социальных сетей и контактов с «нужными» блогерами;
► использование аналитических инструментов [19] (Google Analytics, Bitly — отслеживание ссылок, Crowdster — инструмент краудфандингового маркетинга, Twitter Analytics, исследования Facebook, Iconosquare — информация для Instagram). ■
справка
Эффект каннибализма
(в менеджменте) — падение продаж одной торговой марки из-за выведения на рынок тем же производителем другого, похожего бренда. Главное здесь — минимизировать риск «пожирания» старого бренда новым
Статья поступила в редакцию 7.01.21
//ru.wikipedia.org/wiki/.
marxists.org/russkij/marx/1867/capital_vol1/15.htm.
44 MANAGEMENT
Kompetentnost / Competency (Russia) 3/2021 ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-3-40-44
Crowdfunding as a Sector of the Distributed Economy
A.N. Shmeleva1, G.V. Plekhanov Russian University of Economics, Prof. Dr. (Ec), [email protected]
1 Professor of Entrepreneurship and Logistics Department, Moscow, Russia
Citation: Shmeleva A.N. Crowdfunding as a Sector of the Distributed Economy, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 3, pp. 40-44.
Citation: Shmeleva A.N. Crowdfunding as a DOI: 10.24412/1993-8780-2021-3-40-44
competitiveness, crowd projects, distributed economy, management system
Commodity circulation represents an exchange of goods with money and intermediaries; the number and quality of the mediators' work, as well as monetary circulation, determine the commodity-money supply turnover rate, the price level for consumer goods. It is this factor of the modern market environment both in Russia and in the world that makes the issue of alternative investment mechanisms for business structures extremely relevant, primarily based on the analysis and assessment of the development of such a segment of the distributed economy as CTowdfunding. The main task of the article is to analyze the problems and determine the criteria for assessing the competitiveness of the projects presented on CTowdfunding.
References
1. Competitiveness: Wikipedia; https://ru.wikipedia.org/wiki/.
2. Universal capital formula; https://www.marxists.org/russkij/marx/1867/capital_vol1/15.htm.
3. GOST R 51303-2013 Trade. Terms and Definitions; http://docs.cntd.ru/document/ 1200108793.
4. Commodity circulation sphere; https://economy-ru.com/marketing-otroslyah_1078/sfera-tovarnogo-obrascheniya-70245.html.
5. Rudak A.A. Rynok i mekhanizm ego funktsionirovaniya [The market and the mechanism of its functioning]; http://bseu.by:8080/bitstream/ edoc/. 11519/2/Rudak %20A.A. %20Rynok %20i %20 mekhanizm%20ego %20funktsionirovaniya.pdf.
6. Stages of commodity circulation and formation of the trade industry development; https://studme.org/67269/ekonomika/etapy_razvitiya_ tovarnogo_obrascheniya_formirovaniya_ torgovoy_otrasli.
7. Development of Alternative Investment Mechanisms: Direct Investments and Crowdfunding: Bank of Russia; https://www.cbr.ru/content/ document/file/112055/consultation_paper_200811.pdf.
8. Financial technologies: Wikipedia; https://ru.wikipedia.org/wiki/.
9. Haddad C., Hornuf L. The Emergence of the Global Fintech Market: Economic and Technological Determinants, Small Business Economics, 2019, no. 53(1), pp. 81-105.
10. Bruton G., Khavul S., Siegel D., et al. New Financial Alternatives in Seeding Entrepreneurship: Microfinance, Crowdfunding, and Peer-to-Peer Innovations, Entrepreneurship Theory and Practice, 2015, no. 39(1), pp. 9-26.
11. Lehner O. M. Crowdfunding Social Ventures: A Model and Research Agenda, Venture Capital, 2013, no. 15(4), pp. 289-311.
12. Shneor R., Flâten B. T. Opportunities for Entrepreneurial Development and Growth Through Online Communities, Collaboration, and Value Creating and Co-creating Activities. Entrepreneurial Challenges in the 21st Century, Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015.
13. Lin Yu., Yin P., Lee W.-Ch. Modeling Dynamic Competition on Crowdfunding Markets. In WWW 2018: The 2018 Web Conference, April 2018, Lyon, France, NY, USA, ACM, 10 P.; https://doi.org/10.1145/3178876.3186170.
14. Li Y., Rakesh V., Reddy Ch. K. Project Success Prediction in Crowdfunding Environments. WSDM'16: Proceedings of the Ninth ACM Int. Conf. on Web Search and Data Mining, ACM, February 2016, pp. 247-256; https://doi.org/10.1145/2835776.2835791.
15. Kim J., Lee M., Cho D., and Lee B. An empirical analysis of semantic network in online crowdfunding: evidence from kickstarter. In Proceedings of the 18th Annual Int. Conf. on Electronic Commerce: e-Commerce in Smart connected World, ACM, 2016, pp. 44.
16. Dolzhenko R.A. Nekotorye voprosy otsenki effektivnosti kraudfandinga na otechestvennoy kraudfandingovoy platforme Planeta [Some questions of crowdfunding effectiveness evaluating on the domestic crowdfunding platform Planet]; https://cyberleninka.ru/article/nZ nekotorye-voprosy-otsenki-effektivnosti-kraudfandinga-na-otechestvennoy-kraudfandingovoy-platforme-planeta/ viewer.
17. Platform rates boomstarter.ru; https://boomstarter.ru/presentation.pdf.
18. The competitive twist of crowdfunding; https://arikovani.com/blog/en/the-competitive-twist-of-crowdfunding/.
19. The power of crowdfunding campaign analytics; https://arikovani.com/blog/en/the-power-of-crowdfunding-campaign-analytics/.
ФГАОУ ДПО ACMC
ги размещен
ДОСТУПНО КАЧЕСТВЕННО УДОБНО