Научная статья на тему 'КРАУДФАНДИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ'

КРАУДФАНДИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
краудсорсинг / краудфандинг / краудвотинг / средства / объединение / сетевая экономика. / crowdsourcing / crowdfunding / funds / facilities / association / network economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бебишева Н. О.

В статье рассмотрены теоретические вопросы краудсорсинга и одного из его направлений – краудфандинга, рассмотрены его разновидности, отражена потенциальная роль краудфандинга в сетевой экономике, приведены примеры широкого спектра возможностей применения данного явления, проведен обзор правового регулирования данного процесса в Российской Федерации и зарубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crowdfunding as a Perspective Instrument of Network Economy

In the article, the theoretical questions of crowdsourcing and crowdfunding, as one of its types, as well as its varieties are considered; the potential role of crowdfunding is reflected in the network economy, the examples of a wide range of possibilities of application of this phenomenon are given, the review of the legal regulation of this process in the Russian Federation and abroad is presented.

Текст научной работы на тему «КРАУДФАНДИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 1 (60)

УДК 336.44

© Н. О. Бебишева, 2021

КРАУДФАНДИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Бебишева Н. О. - старший преподаватель кафедры «Финансы, кредит и бухгалтерский учёт», e-mail: nbeb@mail.ru (ТОГУ)

В статье рассмотрены теоретические вопросы краудсорсинга и одного из его направлений - краудфандинга, рассмотрены его разновидности, отражена потенциальная роль краудфандинга в сетевой экономике, приведены примеры широкого спектра возможностей применения данного явления, проведен обзор правового регулирования данного процесса в Российской Федерации и зарубежом.

Ключевые слова: краудсорсинг, краудфандинг, краудвотинг, средства, объединение, сетевая экономика.

С повсеместным распространением глобальной сети Интернет у современного человека меняется восприятие информации от окружающей среды. На этой основе для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию (аварии, катастрофы, срочные операции), появляется возможность решения своих проблем посредством объявлений: через активную рассылку информации пользователям глобальной сети.

За последние 10 лет в Интернете, помимо людей, попавших в тяжелую ситуацию, найти помощь может абсолютно любой человек для реализации своих идей. На выручку этим личностям приходит большое количество сетевых площадок, где, описав все детали своей задумки, можно встретить единомышленников и совместно не только разработать окончательно какую-либо идею, но также есть возможность собрать на нее нужный капитал. Данный процесс получил свое иностранное название и привлекает большинство ученых-экономистов.

В процессе становления информационно-инновационной экономики стала возрастать роль человека как общественного двигателя. В 21 веке возникает новое направление - сетевая экономика, которая привела к росту

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 1 (60)

количества инноваций, диффузии знаний и технологий, участию потребителей в рыночных и управленческих процессах. Исходя из этого, растет число проектов, создаваемых не только крупными корпорациями или государством, но также обществом. Большое количество людей с самыми разными интересами объединяются для воплощения своих идей. В сфере бизнес инвестирования и продвижения проектов популярность набирает новое течение - краудсорсинг.

Термин crowdsorcing сложносоставной, происходит от двух английских слов: crowd - «толпа» и sourcing - «подбор и использование ресурсов». Термин был введен в 2006 году одним из редакторов журнала «Wired»Джеффом Хау, который употребил понятие «краудсорсинг» для заглавия статьи к этому журналу [1]. В статье под названием «Восход крауд-сорсинга» он описал модель краудсорсинга, которая представляет собой объединение большого числа пользователей для решения задач или поиска идей. Опираясь на определение Дж. Хау, краудсорсинг - это привлечение большого количества людей для совместной работы с использованием современных интернет-технологий в качестве среды для коллективной деятельности, А.А. Алетдинова и М.С. Кравченко делают вывод: краудсорсинг - это организация социально-трудовых отношений в рамках сетевого взаимодействия общества без заключения трудовых договоров [2]. То есть это означает, что в основе краудсорсинга лежит принцип использования коллективного разума, для решения определенного круга проблем. Причем применение данных технологий, в отличие от маркетинговых исследований, на которые тратятся большие деньги, обходится за более разумные средства, по причине безвозмездного участия лиц. Данный процесс стал набирать все большее распространение в самых разных областях человеческой деятельности из-за множества решений, которые может предложить каждый отдельный участник этого процесса, относительно небольших затрат и стремительно растущим интересом у потребителей к данной форме образования проектов.

Дж. Леймейстер выделяет три направления краудсорсинга, действующих в сети:

1. краудкриэйшн (генерирование и разработка идей, решений, концепций, дизайн-проектов);

2. краудвотинг (социологические опросы, голосование, оценка законопроектов и общественных инициатив);

3. краудфандинг (коллективное финансирование проектов) [2].

Часто встречаемым и активно продвигаемым в сети, за счет создания большого количества площадок, в настоящее время является краудфандинг. На данный момент у ученых нет четкого,однозначного определения данного процесса. Приведу наиболее признанные из них.

КРАУДФАНДИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫМ -

ИНСТРУМЕНТ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ШЛНИК ТОГУ 2(Ш. № 1 (ВД

Д.Е. Гусева и Н.И. Малыхин дают более узкое определение: краудфандинг - коллективный вклад людей, которые используют свои ресурсы для поддержания проектов, инициируемых другими людьми и организациями [3]. В основе этого определения сравнение краудфандинга с инвестированием среднего и малого бизнеса, где лидирующую роль занимает краудфандинг, потому как венчурные фонды инвестируют только проекты, которые уже набрали свои обороты, а для простых инвесторов очень высок риск вложений, в то время как краундфандинг может помочь в развитии абсолютно любому проекту, даже с нуля. Ведется речь преимущественно о финансовых ресурсах.

Обширнее понятие краудфандинга раскрывает И.П. Васильчук: краудфандинг - инновационная финансовая услуга, которая основывается на сотрудничестве в форме коллективного финансирования рисковых проектов, для достижения специфических целей (финансовых и нефинансовых) [4].

В данной концепции людей, объединяющих свои ресурсы, называют донорами, а организаций, принимающих помощь - реципиентами. Осуществляется привлечение любых ресурсов доноров, не только финансовых.

Упрощенно, современная модель краудфандинга базируется на трех типах субъектов: инициатор проекта, который предлагает идею или проект, которые будут финансироваться, отдельных лиц или групп, которые поддерживают идею и готовы ее финансировать, и «латформа», что объединяет стороны вместе, чтобы запустить эту идею [5].

Таким образом, краудфандинг представляется нам как процесс, при котором большие группы людей, на безвозмездной основе либо с небольшой взаимной выгодой, объединяют свои ресурсы, преимущественно финансовые, для помощи отдельным людям или целым организациям в становлении их бизнеса или поддержке во всевозможных проектах(творческого, экологического, материального характера). Осуществляется это взаимодействие непосредственно за счет сети Интернет.

В течении последних нескольких лет появилось много различных типов этой формы финансирования. Некоторые из них отличаются друг от друга в нескольких, но, тем не менее важных моментах. Основные виды краудфан-динга:

Краудфандинг на основе вознаграждений, в настоящее время является самым популярным видом. Заключается в том, что каждый жертвователь получает за свое пожертвование вознаграждение в виде товара или услуги.

Краудфандинг на основе акций - в данном случае доноры покупают акции компании, и, следовательно, имеют небольшое право голоса в данной организации.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 1 (60)

Краудфандинг на основе пожертвований - этот вид краудфандинга очень схож с краудфандингом на основе вознаграждений. Отличие состоит в том, что группа инвесторов ничего не получает взамен своих вложений.

Краудфандинг на основе кредитования или по-другому краудлендинг -выступает как особая форма кредита. Группа людей выдает много мелких займов организации-сборщику, которая возвращает их на определенных условиях (срок, проценты)[6].

Необходимо подчеркнуть, что большинство общественно важных проектов финансируется на основе пожертвований, что говорит о росте уровня сознания не только отдельных индивидов, но и социума в целом. Благодаря этому происходит процесс так называемой«очеловеченности» и «обоб-ществленности» социально-экономических отношений, а также массовая демократизация и социализация финансовых отношений.

Распространившись массово, явление краудфандинга захватило все известные современному человеку сферы деятельности. В некоторых из них уже прослеживаются результаты в виде глобальных проектов, с успехом реализованных в действительности. Но также есть доля программ, которые еще находятся на стадии финансовых сборов, но их объемы настолько велики, что впечатляют мировое сообщество экономистов. Можно привести масштабные проекты краудфандинга:

- в сфере информатизации яркий примером является интернет-энциклопедия Википедия. Когда она переросла по популярности своего родоначальника - компанию Bomis, которая оплачивала трафик и работу серверов, 20 июня 2003 года был основан фонд Викимедиа, для сбора средств на развитие сайтов, работу серверов, а также для юридической поддержки проектов. Теперь ежегодно организовываются компании по сбору средств, большая часть которых поступает в виде пожертвований пользователей, которые желают процветания популярному и полезному ресурсу [7];

- в архитектуре немало примеров помощи краундфандинга в строительстве архитектурных ансамблей, тому доказательство - монумент «Минину и Пожарскому» и храм Христа Спасителя в Москве на которые собирались средства со всей России. Подобные сборы осуществлялись и в Америке на строительство пьедестала Статуи Свободы в Нью-Йорке. Сборы средств на данную постройку начались с призыва к пожертвованиям Джозефа Пулитцера - редактора газеты «Бруклин Сандей Пресс». В обмен на пожертвования он обещал поименно напечатать всех принявших участие. Таким образом, за 10 лет к 1885 году удалось объединить около 120 000 человек, которые пожертвовали в общей сложности около 102 000 долларов США [8];

- в политике, краудфандинг применяется для проведения различных митингов, собраний и непосредственно выборов. Например, в 2008 году

КРАУДФАНДИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ -

ИНСТРУМЕНТ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ВЕС1НИК ТОГУ 2021. № 1 (60)

президент США Барак Обама обратился к людям за помощью в его предвыборной компании. Итогом этого призыва стал капитал в размере почти три четверти миллиарда долларов США [8];

- в кинематографе - для съемок фильма «28 панфиловцев» - о героях-Великой Отечественной Войны, необходим был немалый бюджет, около 60 миллионов рублей. Для реализации проекта не было поддержки государственных фондов и ангажированных актеров, поэтому режиссеры решили прибегнуть ккраудфандингу, который помог объединить народные усилия. Таким образом на съемки и прокат картины было собрано в общей сложности 34 млн. рублей. Это самый масштабный краудфандинговый сбор средств для кинематографа в мире [9];

- в экологии английский проект8о1агёеЬоо1, предлагает обеспечениеа-нглийских школ солнечными панелями, для сокращения выбросов углерода, экономии денег на счетах за электроэнергию и получения прибыли по тарифу за установку возобновляемых источников энергии. На сегодняшний день SolaгSchools поддержали 50 школ, собрав более 350 000 фунтов стерлингов от местных жителей и предприятий, а также удалось установить более 600 панелей [10];

- в сельском хозяйстве - спонсоров данного направления привлекают высылаемые фермерами вознаграждения - их собственная продукция. Например, житель Омской области Иван Крайнов, учитель географии, в 2016 году обратился к краундфандингу для сбора стартового капитала по созданию пчеловодческой фермы «Медвежья поляна». Вскоре он нашел поддержку своего проекта, на который удалось собрать сумму более 105 тысяч рублей. Добавив свои сбережения, Иван смог открыть ферму и обучить 7 человек своему делу [11];

- в технологиях хэйндмейда яркий пример - стартап по производству надувных диванов «биванов». Его организаторы: Н. Белоусов - маркетолог из Москвы и Омский изобретатель Е. Нестеркин. Для начала работы цеха необходимо было собрать 1 млн. рублей, но собралось в четыре раза больше - 3, 89 млн. рублей [11].

Такой процесс массового сбора финансов для поддержки проектов имеет очень много достоинств для каждого участника этого движения. Инициаторы сборов получают выгоду в виде быстрого и без посредников финансирования своих креативных проектов. Индивиды, вкладывающие свои средства, впоследствии получают компенсацию - материальную (создание и выпуск интересующего их предмета действительности), моральную (осознание успешного вложения своих доходов), финансовую. Организаторы краудфандинговых платформ приобретут какой-либо процент от продвижения самых различных видов деятельности и возможность зарабатывать на благотворительности. Экономика получает рост объемов реализации инно-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 1 (60)

вационной или уже существующей продукции, увеличение рабочих мест, а также прирост совокупного национального дохода. Общество же будет иметь прирост общественных благ, возможность реализации своих проектов и среди индивидов увеличится уровень доверия, единения и прозрачности.

Помимо большого количества преимуществ, вступив в данную деятельность, нужно учитывать несколько проблем: необходимость огромного количества рекламы, чтобы заинтересовать и привлечь инвесторов; опасность утечки идеи в более профинансированные бизнесы, так как на платформах подробно описывается информация о сути проекта и не составит труда перенять ее и реализовать быстрее, чем это сможет сделать автор идеи.

Самым главным вопросом на данный момент, по нашему мнению, остается правовое регулирование краудфандинга. До 2019 года данная деятельность в Российской Федерации регулировалась лишь отдельными законами: об информатизации, о средствах массовой информации, некоторыми положениями договоров (дарения, об оказании услуг) и ст.1253.1 ГК РФ об ответственности информационного посредника. Но вместе с тем не было отдельно отведенных правил и четко установленных границ существования краудфандинга. Ситуация изменилась в связи с выходом 2 августа 2019 года Федерального закона № 259 "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законод а-тельные акты Российской Федерации". В данном законе отражены положения по правовому регулированию краудфандинга, а именно: появилось понятие «инвестиционной платформы», создателем которой может быть юридическое лицо, занесенное в реестр ЦБ и имеющее капитал не менее 5 млн. рублей; выделено три способа инвестирования в проект: займы, покупка эмиссионных ценных бумаг (по закрытой подписке), покупка утилитарных цифровых прав (опции проекта на платформе удостоверяемых цифровым свидетельством); инвестор вправе привлечь не более 1 млрд. рублей в год; граждане могут инвестировать не более 600 тыс. рублей в год [12].

Но правовое регулирование в Российской Федерации появилось значительно позже некоторых Европейских стран. Например, в США в 2015 году был издан закон «Jobsact» согласно которому инвесторами могут быть любые лица (до этого только компании с активами не менее 1 млн. долларов или доходами около 200 тысяч долларов в год), инвестировать можно лишь в размере 5% годового дохода и не более 100 тыс. долларов, сумма инвестиций у компании, собирающей средства не должна превышать 1 млн. долларов. Причем до открытия сборов должен быть представлен четкий бизнес-план проекта и информация об организаторах, финансовом положении проекта и его топ-менеджерах [13].

Проанализировав данную информацию, можно сделать вывод, что краудфандинг представляется очень выгодным механизмом для финансовой

КРАУДФАНДИНГ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫМ -

ИНСТРУМЕНТ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ ЖЛНИК ТОГУ 2021. № 1 (60)

поддержки широчайшего диапазона: от социально-ориентированной, заключающейся в помощи отдельным людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию до реализации креативных идей, к которому может при обосновании или подтверждении прибегнуть каждый как на уровне отдельного региона, государства и даже на международном. В то же время, в настоящий момент, чтобы исключить вероятность финансового мошенничества, необходимы регламентация и контроль организации отдельных «стихийных» явлений краудфандинга и деятельности краудфандинговых платформ.

Библиографические ссылки

1. Панкрухин А. П. Краудсорсинг - соблазнительный маркетинговый агрессор: принципы, содержание, технологии // Практический маркетинг. 2011. № 1. С. 3-10.

2. Алетдинова А. А., Кравченко М. С. Развитие краудфандинга и франдайзинга в инновационной экономике: теоретический и концептуальный аспекты. URL: https://journal.safbd.ru/sites/default/files/articles/Journal_sfs_safbd_2016-2.112-116.pdf (дата обращения: 02.03.2021).

3. Гусева Д. Е., Малыхин Н. И. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски. URL: http://www.nauteh-journal.ru/files/663d4be0-f356-4518-8858-2c7ae5a9ce5a (дата обращения: 05.03.2021).

4. Васильчук I. П. Краудфандшгяк феномен шстщдус^ально1економши. URL: http://www.economy.nayka.com.ua/?op=1&z=2500 (дата обращения: 05.03.2021).

5. Захарова А. Н. Краудфандинг зарубежный опыт и перспективы развития в России. URL: https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_152.pdf (дата обращения 08.03.2021).

6. Кербер И. А. Что такое краудфандинг? Определение, виды, советы. URL: https://zen.yandex.ru/media/ikandco/chto-takoe-kraudfanding-opredelenie-vidy-sovety-5f7f7511d39fce58ee968238 (дата обращения: 03.03.2021).

7. Блог компании Викимедиа РУ. Как устроена Википедия (1 часть). URL: https://habr.com/ru/company/wikimedia_ru/blog/224379/ (дата обращения: 04.03.2021).

8. Leimeister J. M. Crowdsourcing: Crowdfunding, Crowdvoting, Crowdcreation // Zeitschriftfür Controlling und Management. 2012. № 56. S. 388-392.

9. Вести. RU. Фильм "28 панфиловцев" собрал рекордную сумму народных пожертвований - 34 млн рублей. URL: https://www.vesti.ru/article/1738590 (дата обращения: 02.03.2021).

10. Studylib. 10:10 Солнечные школы. URL: https://studylib.net/doc/18269946/10-10-solar-schools (дата обращения: 07.03.2021).

11. Бронникова С. Ю. Рынок краудфандинга: экономисты недоумевают, а он все же есть. URL: https://newsomsk.ru/do/news/53484-rnok_kraudfandinga_ekonomist_nedoumevayut _a_on_vse/ (дата обращения: 09.03.2021).

12. Рафиков Р. Х. В России легализован краудфандинг. URL: https://vc.ru/legal/79883-v-rossii-legalizovan-kraudfanding (дата обращения: 07.03.2021).

ВЕСТНИК ТОГУ. 2021. № 1 (60)

13. Forklog. «Краудфандинг в законе»: настоящее и будущее регулирования краудфандинговых кампаний. URL: https://forklog.com/kraudfanding-v-zakone-nastoyashhee-i-budushhee-regulirovaniya-kraudfandingovyh-kampanij/ (дата обращения: 02.03.2021).

Title: Crowdfunding as a Perspective Instrument of Network Economy Authors affiliation:

Bebisheva N. O. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: In the article, the theoretical questions of crowdsourcing and crowdfunding, as one of its types, as well as its varieties are considered; the potential role of crowdfunding is reflected in the network economy, the examples of a wide range of possibilities of application of this phenomenon are given, the review of the legal regulation of this process in the Russian Federation and abroad is presented.

Keywords: crowdsourcing, crowdfunding, funds, facilities, association, network economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.