3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. М.: КноРус, 2010. 740 с.
4. Колесникова Ю.С., Камашева А.В. Пути решения проблем молодежного рынка труда // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 4. С. 59-61.
5. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления: монография. М.: Маркет ДС, 2003. 356 с.
6. Матяш Н.В. Инновационные педагогиче-
ские технологии. Проектное обучение: учеб. пособие. М.: Академия, 2011. 141 с.
7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М.: Дело, 1998.
8. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб: Питер, 2000. 336 с.
9. Трайнева В.А., Михайлов С.В. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в свете Федерального закона об образовании от 2013 года // Информационные и коммуникационные технологии. 2013. № 20. С. 34-39.
НАСРЕТДИНОВ Ильдар Талифович - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и инноватики, ректор. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: [email protected].
NASRETDINOV, Ildar Talifovich - Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Innovation, Rector. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
УДК 330.322.12:334.012.63/65
КРАУДФАНДИНГ КАК НОВЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНВЕСТИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И САМОЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ
Ю.В. Павлова
Статья посвящена исследованию развития и применения краудфандинга как одного из новых финансовых инструментов инвестирования в малом и среднем бизнесе и предпринимательской деятельности самозанятого населения в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
Ключевые слова: краудфандинг; инвестиции; инвестиционный проект; инвестиционная деятельность; источники финансирования инвестиций; методы финансирования инвестиций; малый и средний бизнес.
Yu.V. Pavlova. CROWDFUNDING AS A FINANCIAL TOOL OF INVESTMENT IN SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AND SELF-EMPLOYED POPULATION
The article is devoted to the study of the development and application of crowdfunding as one of the new financial tools for investing in small- and medium-sized business and self-employed population in conditions of limited financial resources.
Keywords: crowdfunding; investment; investment project; investment activity; sources of investment financing; methods of investment financing; small- and medium-sized business.
Главным гарантом политической и социальной стабильности общества во всем мире выступает средний класс, на формирование которого влияет развитие малого и среднего бизнеса. Кроме того, рост малого и среднего предпринимательства приводит к созданию дополнительных рабочих мест, к увеличению удельного веса экономически активного населения, тем самым способствуя мобилизации и более эффективному использованию той части финансовых и материальных ресурсов, кото-
рые остаются невостребованными в крупном бизнесе.
Для дальнейшего эффективного использования предпринимательского потенциала малого и среднего бизнеса страны и создания дополнительных рабочих мест необходимо увеличивать объемы производства через активизацию и расширение инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день проблема финансирования инвестиционных проектов, реализуемых
представителями малого и среднего бизнеса, является предметом отдельного изучения в силу высокой значимости инвестиционной деятельности для экономики страны, ограниченности внешних финансовых ресурсов для расширения производственной деятельности, повышенных рисков, с которыми сталкиваются предприниматели. Как известно, основной проблемой при реализации инвестиционных проектов в любой отрасли экономики, в том числе и в малом и среднем бизнесе, является наличие и доступность источников и методов финансирования инвестиционной деятельности.
Для активизации инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса и претворения в жизнь предпринимательских идей самозанятого населения необходимо развивать новые финансовые инструменты инвестирования в экономике страны. Они предполагают возможность мобилизации и использования небольших свободных средств населения, которые остаются незадействованными в финансовом секторе экономики.
На основе анализа существующих источников и методов финансирования инвестиционной деятельности в экономике нашей страны в современных условиях рассмотрим возможность использования новых финансовых инструментов инвестирования предпринимательскими проектами малого и среднего бизнеса в условиях ограниченности финансовых ресурсов. В ст. 9 федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 [1] отмечается, что финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств. Аналогичные источники финансирования инвестиций используются при реализации предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса и предпринимательских идей самозанятого населения.
Основными источниками финансирования инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства являются собственные средства. Но при этом не все субъекты малого и среднего бизнеса и самозанятое население обладают достаточными собственными ресурсами для финансирования своих предпринимательских идей. Проблема доступа к финансовым ресурсам, как отмечает в своей работе Г.Р. Телявлина, - одна из острых проблем российского малого и среднего бизнеса [8]. Малый бизнес не требует значительных вложений для развития и становления, так как реализуются небольшие по масштабам ин-
вестиционные проекты за счет собственных средств самих предпринимателей, но на некоторых этапах развития, например при наращивании объемов предпринимательской деятельности или при реализации совершенно новых инвестиционных проектов, данные субъекты не могут развиваться без привлеченных источников. В таких случаях возникает необходимость привлечения или уже существующих инструментов инвестирования на сформировавшемся рынке ссудного капитала, или поиска и привлечения новых финансовых инструментов инвестирования.
По данным Росстата, в 2016 г. доля собственных средств в структуре финансирования инвестиций в основной капитал Российской Федерации составила 51,8 %, а доля привлеченных средств - 48,2 % [5]. Анализ динамики соотношения собственных и заемных источников финансирования инвестиций за последние 10-15 лет показывает, что это соотношение меняется в сторону увеличения собственных средств и уменьшения привлеченных средств. Это связано со сложностью привлечения финансовых ресурсов на рынке, увеличением затрат на привлечение кредитных ресурсов, что в свою очередь повышает стоимость ссудного капитала на рынке, а также повышением требований к финансовой безопасности субъектов предпринимательства в условиях экономического кризиса. Поэтому субъекты предпринимательства все больше и больше начинают рассчитывать только на собственные силы и полностью переходят на самофинансирование. Это приводит к реализации инвестиционных проектов только за счет собственных ресурсов, к замораживанию финансирования некоторых запланированных инвестиционных проектов с привлечением заемного капитала, к полному отказу от реализации некоторых инвестиционных проектов. Тем самым на предприятии снижается эффект финансового рычага, т.е. нет увеличения рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. При привлечении заемных средств предприятия малого и среднего бизнеса могут быстрее и масштабнее реализовать свои предпринимательские идеи, связанные с финансированием инвестиционных проектов. Но при этом обязательно надо оценивать и учитывать экономически обоснованные инвестиционные риски.
К привлеченным ресурсам, используемым на финансирование инвестиционных проектов в предпринимательской деятельности, относятся ресурсы, привлекаемые на финансовом рынке на платной и неплатной основе. К ним
относятся коммерческие кредиты банков, заемные средства других организаций и предприятий, государственные средства, предоставляемые бюджетами разных уровней в рамках реализации государственных целевых программ на безвозмездной основе.
Доля коммерческих кредитов банков, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал в Российской Федерации, незначительна и составила всего 10,5 % в 2016 г. Заемные средства других организаций, направляемых на финансирование инвестиций в основной капитал Российской Федерации, в 2016 г. составили 5,4 % [5].
Удельный вес бюджетных средств в 2016 г. в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в Российской Федерации составил 16 %, что ниже по сравнению с долей финансирования в 2015 г. - 18,3 %. Бюджетные средства представлены средствами федерального бюджета, средствами бюджетов субъектов федерации и средствами местных бюджетов, выделяемых на безвозмездной основе в соответствии с инвестиционными программами государства. Для гармоничного развития национальной экономики в территориальном, отраслевом и воспроизводственном аспектах, как показывает мировой опыт, необходимо, чтобы удельный вес государственных инвестиций оставался на уровне 20 %. Такое значение показателя в структуре финансирования инвестиций в основной капитал Российской Федерации не наблюдается с 2009 г.
В структуре бюджетных средств в 2016 г., направляемых на финансирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации, наибольший удельный вес занимают средства федерального бюджета - 9 %, затем средства из республиканского бюджета - 5,9 %, средства местных бюджетов - 1,1 % и средства внебюджетных фондов - 0,2 % [5]. Как показывают наши исследования, за последние годы наблюдается сокращение средств, направляемых на финансирование инвестиционной деятельности. Наибольшими темпами сокращаются именно средства, выделяемые на финансирование инвестиционной деятельности из федерального бюджета. Здесь уже речь должна идти об активизации инвестиционной политики государства.
Основными факторами, сдерживающими развитие инвестиционной деятельности в Российской Федерации, как было уже отмечено автором Ю.В. Павловой в своей работе «Оценка заемных источников финансирования инвестиционного процесса», являются [6]:
- недостаток собственных средств для фи-
нансирования инвестиционных проектов хозяйствующими субъектами;
- нецелевое использование средств амортизационного фонда, который должен направляться именно на финансирование инвестиций в основной капитал;
- высокая стоимость инвестиционных банковских кредитов, носящих долгосрочный характер. Несмотря на периодическое снижение Банком России ключевой ставки (по состоянию на 27.03.2017 г. - 9,75 %), все еще заемные источники финансирования инвестиционной деятельности для хозяйствующих субъектов остаются дорогими и недоступными;
- сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов, начиная от разработки бизнес-плана инвестиционного проекта и предоставления обеспечения и гарантий банку;
- низкая прибыльность инвестиций в основной капитал из-за превышения затрат над доходами, получаемыми от реализации инвестиционных проектов;
- недостаточный уровень развития механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции из-за слабого развития самого финансового рынка и отсутствия новых финансовых инструментов инвестирования.
Для выхода из сложившейся ситуации в данной работе предлагается активное развитие и использование новых финансовых инструментов инвестирования, в том числе привлечение средств населения и частного бизнеса в форме объединений в различные фонды для финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в малом и среднем бизнесе страны.
В своей работе Е.И. Марковская среди современных проблем организации финансирования инвестиционных проектов предприятий малого и среднего бизнеса в российской экономике также выделяет отсутствие собственных средств у предприятий малого и среднего бизнеса для финансирования инвестиционных проектов, отсутствие и невозможность привлечения долгосрочных инвестиционных кредитов коммерческих банков предприятиями малого и среднего бизнеса, отсутствие источников финансирования start-up проектов, плохую проработку самих инвестиционных проектов [2]. В качестве решения этих проблем автором предлагается создание государством благоприятного инвестиционного климата и механизма государственной поддержки значимых инвестиционных проектов.
Такой механизм государственной поддержки полностью сформирован в Российской Фе-
дерации и действует. В России создана достаточно развитая инфраструктура поддержки малого бизнеса. В состав данной инфраструктуры входят: Банк Развития, гарантийные фонды, муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды. Однако результаты их деятельности по факту далеко не удовлетворительные. Как показывает практика деятельности государственной поддержки значимых инвестиционных проектов, по этой схеме финансируются инвестиционные проекты, реализуемые предприятиями крупного бизнеса. Это те предприятия, которые могут предоставить обеспечение (или гарантии) под привлекаемые инвестиционные ресурсы. Получается, что деньги получают те субъекты предпринимательства, у которых уже есть деньги, а инвестиционные проекты малого и среднего бизнеса опять остаются без источников финансирования.
Как отмечает в своей работе Г.Р. Телявли-на, несмотря на то, что в России существует множество программ поддержки малого бизнеса, активно работают частные кредиторы, венчурные фонды, кредитные союзы, региональные фонды и банки, обычному предпринимателю сложно получить деньги на развитие проекта [8]. В настоящее время такие распространенные в зарубежной практике формы финансирования инвестиционных проектов, как венчурное финансирование, IPO, инвестиционное банковское кредитование, проектное финансирование, остаются малодоступными. Основной причиной малодоступности таких форм и методов финансирования инвестиционных проектов при реализации стартующих бизнесов и проектов является, как отмечает Г.Р. Телявлина, несовершенство современной финансово-кредитной системы, ее ориентация на краткосрочные варианты кредитования и финансирования, а также законодательство в сфере инвестиций и инноваций и высокие предпринимательские риски.
Таким образом, сложившаяся практика финансирования и реализации инвестиционных проектов, начиная от законодательной базы и заканчивая механизмом их финансирования и поддержки, направлена на реализацию инвестиционных проектов в основном только крупного бизнеса. Инвестиционные проекты малого и среднего бизнеса остаются полностью на самофинансировании или же совсем без финансирования. В этих условиях возникает необходимость поиска и развития новых форм финансирования инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса в условиях ограниченности финансовых ресурсов.
В последнее время в мире наблюдается и получает все более широкое распространение такая форма финансирования инвестиционных проектов, как «краудфандинг» - народное финансирование. «Краудфандинг» (от англ. ^owd funding, ^owd - «толпа», funding - «финансирование») - коллективное сотрудничество людей, добровольно объединяющих свои ресурсы, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций» [7] при реализации самых различных инвестиционных проектов.
Пройдя через краудфандинговую технологию, начинающий предприниматель приобретает не только деньги, но и бесценный опыт производства, продвижения, продажи и поддержки своего товара (услуги). Технологии сбора денег на финансирование инвестиционных проектов, подготовки проектных документов, правила действия краудфандинговых платформ в мире, значимые стратегии привлечения инвестиционных ресурсов, неоспоримые нематериальные преимущества крауд-фандинговой модели, наиболее значимые зарубежные ресурсы и т.д. подробно описаны и приводятся в работе «Краудфандинг как стратегия инвестирования в инновации» авторов В.А. Тегина, Б.Ф. Усманова [7].
Краудфандинговые платформы начинают появляться и в России. Нас же будет интересовать доступность данной формы финансирования инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса в условиях ограниченности финансовых ресурсов в России. Рынок крауд-фандинга в России только формируется. По оценкам экспертов [4], общий сбор по России в 2014 г. превысил 300 млн руб., и в ближайшие годы ожидается рост объема рынка в два-три раза. Запас роста очень большой, потому что существует много факторов, способствующих развитию краудфандинговой модели. В первую очередь она уникальна вовлечением людей в процесс создания продукта или в процесс решения социальных вопросов. Сейчас еще не так много людей вовлечено в краудфандинг, но в конечном итоге, когда сработает эффект критической массы, рынок начнет расти быстро. Будут вовлекаться новые авторы проектов и те, кто их поддерживает, будут возвращаться те, кто уже когда-то поучаствовал в крауд-про-ектах, будут расти сами суммы сборов. Плюс, очевидно, что краудфандинг - это глобальный мировой тренд.
Planeta.ru - это крупнейшая российская краудфандинговая платформа, один из первых в Рунете сервисов для коллективного финансирования проектов, который 7 июня 2012 г.
официально запустил свой сайт [4]. Лауреат «Премии Рунета 2014» в номинации «Экономика, Бизнес и Инвестиции». Planeta.ru - это больше, чем просто сайт или удобные сервисы. Это новая философия, форма отношений между генераторами идей, авторами проектов и их аудиторией, которая создала экосистему в Сети, которая влияет на оффлайновую жизнь и открывает людям новые возможности для самореализации.
В январе 2017 г. Planeta.ru остается лидером по суммарному крауд-сбору в России, который превысил более 577 млн руб. Реализовано всего 2540 проектов. Каждый третий проект из всех заявленных заканчивается успехом. Сейчас Planeta.ru уже не просто краудфандинговая платформа, это «агентство полного цикла»: помимо народного финансирования она занимается пиаром проектов, продакшеном, пост-продакшеном, логистикой и обучением авторов проектов азам краудфандинга. Planeta.ru активно сотрудничает с научными центрами, бизнес-инкубаторами, общественными организациями.
Предприниматель, стремящийся использовать краудфандинг (например, для стартового капитала), обычно использует интернет-сообщества, чтобы привлечь небольшие суммы денег от лиц, которые, как правило, не являются профессиональными финансистами. Диапазон вариаций достаточно широк:
• сбор денег у людей без всякой прямой материальной отдачи тем, кто пожертвовал определенные средства. Этот вид финансирования существует уже довольно долго, включая поддержку художников и благотворительный фандрайзинг. Иногда используется порог пожертвований, при котором все пожертвования аннулируются, если сумма пожертвований не пересекла установленного минимального порога до конечной даты сбора денег;
• другой вид предусматривает публичное освещение имени жертвователя/грантодателя в благодарность за предоставленные деньги;
• можно брать деньги взаймы (краудинвес-тинг);
• может быть предложен квази-акционер-ный капитал, но ни одна такая схема не должна подпадать под какие-нибудь финансовые положения, касающиеся первичного размещения акций;
• простой инвестиционный акционерный капитал. Когда вовлечено несколько сторон, возникает значительный объем работы, поэтому есть платформы, чтобы это облегчить;
• подход, при котором тоже существует порог пожертвований, как и в первом варианте,
но здесь существуют вознаграждения в обмен на подарки или пожертвования.
По исследованиям Банка России, отмечается также рост кредитования малого бизнеса на краудфандинговых площадках. Их общий объем за IV квартал 2016 г. составил 338,4 млн руб., о чем свидетельствуют данные мониторинга, который проводит Банк России [3] в сотрудничестве с площадками, добровольно предоставляющими отчетность регулятору.
Так, общий объем заключенных сделок в сегменте кредитования физическими лицами бизнес-проектов увеличился на 51 % и превысил 173 млн руб. При этом наиболее популярными являются инвестиционные проекты стоимостью от 500 тыс. до 1 млн руб. и от 100 тыс. до 500 тыс. руб. По данным мониторинга, резкий рост данного сегмента финансирования связан с ростом деловой активности одного из крупнейших участников рынка краудфандинга, который занял 62 % в общем объеме заключенных сделок.
Мониторинг Банка России выявил также существенный рост в сегменте кредитования от юридического лица юридическому лицу. Объем сделок составил 37 млн руб., по сравнению с Ш кварталом этот сегмент в IV квартале 2016 г. вырос более чем в три раза, что тоже связано с повышением активности крупнейших участников данного сегмента.
В свою очередь объем сделок в сегменте кредитования от человека к человеку в IV квартале 2016 г. также увеличился более чем наполовину по сравнению с III кварталом 2016 г. и составил 46,1 млн руб. Количество заключенных договоров стоимостью от 100 тыс. до 500 тыс. руб. увеличилось в этом сегменте более чем в два раза.
Годовой объем рынка краудфандинга Банк России оценивает в пределах 1-2 млрд руб. с сохраняющейся тенденцией к росту. При этом особо можно отметить рост в финансировании инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса и самозанятого населения за счет средств граждан.
В Банке России на данный момент создана рабочая группа по мониторингу, оценке потребительских рисков и разработке предложений по регулированию сектора краудфандинга, в которую вошли представители этого рынка. В настоящее время в рабочей группе обсуждается тестирование различных краудфандинговых моделей, а также идет дискуссия о базовых подходах к регулированию.
Таким образом, из проведенного исследования видно, что кроме уже сложившихся форм и методов финансирования инвестиционной де-
ятельности появляются и развиваются новые финансовые инструменты инвестирования, применяющиеся для реализации инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса, предпринимательской деятельности самозанятого населения в условиях ограниченности финансовых ресурсов, которые позволяют вовлекать незадействованные на финансовом рынке средства населения и частного бизнеса в экономический рост страны. Развитие краудфандинга соответствует стратегической цели государства по повышению финансовой доступности ресурсов для реализации инвестиционных проектов субъектами малого и среднего бизнеса, предпринимательской деятельности самозанятого населения, в том числе с использованием новых финансовых инструментов инвестирования.
Список литературы
1. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федер. закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 9, ст. 10963.
2. Марковская Е.И. Организация финансиро-
вания инвестиционных проектов: теория и практика. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2013.183 с.
3. Официальный сайт Банка России. Рост кредитования малого бизнеса отмечен на крауд-фандинговых площадках. URL: http://www.cbr.ru/ Press/?PrtId=event&id=972&PrintVersion=Y.
4. Официальный сайт краудфандинговой платформы «Планета». URL: https://planeta.ru.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Инвестиции. URL: www.gks.ru.
6. Павлова Ю.В. Оценка заемных источников финансирования инвестиционного процесса // Микрофинансирование: проблемы развития и современные тенденции: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (27 июня 2014 г.). Чебоксары, 2014. С.50-52.
7. Тегин В.А., Усманов Б.Ф. Краудфандинг как стратегия инвестирования в инновации // Мир транспорта. 2014. № 4. С. 98-106.
8. Телявлина Г.Р. Проблемы финансирования инвестиционных проектов малого и среднего бизнеса // Финансы Башкортостана. 2016. № 2 (068). С.70-71.
ПАВЛОВА Юлия Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
PAVLOVA, Yulia Vladimirovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 331.101.68
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ МОРДОВПОТРЕБСОЮЗА И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ ФАКТОРЫ
Е.А. Плеханова, Д.В. Черкаева
Статья посвящена исследованию производительности труда работников отрасли общественного питания Мордовпотребсоюза и направлена на выработку направлений роста эффективности труда работников потребительской кооперации.
Ключевые слова: производительность труда; потребительская кооперация; технологии; результат; Мордовпотребсоюз; потребительское общество.
E.A. Plekhanova, D.V. Cherkaeva. PRODUCTIVITY OF CATERING WORKERS IN MORDOVPOTREBSOYUZ AND ITS DETERMINANTS
The article examines the productivity of workers in the catering sector of Mordovpotrebsoyuz and aims to develop areas of boosting efficiency of workers of consumer cooperation.
Keywords: productivity; consumer cooperation; technologies; result; Mordovpotrebsoyuz; consumer society.