Научная статья на тему 'Краудфандинг как инструмент привлечения инвестиций в стартап'

Краудфандинг как инструмент привлечения инвестиций в стартап Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
524
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРТАП / ИНВЕСТИЦИИ / КРАУДФАНДИНГ / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ / STARTUP / INVESTMENTS / CROWDFUNDING / INTERNET PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матасов Максим Сергеевич, Порезанова Елена Владимировна

Cтатья посвящена инновационному инструменту инвестирования краудфандингу. В статье рассматриваются основные способы инвестирования, а также анализируются преимущества и недостатки метода привлечения инвестиций краудфандинга. Рассмотрены 3 различных модели краудфандинга: пожертвование, модель Кикстартер, краудинвестинг, включая 3 различных его формы. В представленной работе проведен анализ развития краудфандинга в России за последние годы. Автором исследована сущность понятия «краудфандинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWDFUNDING AS A TOOL OF INVESTMENT ATTRACTION IN STARTUP

The article is devoted to the innovative investment tool named crowdfunding. The article discusses the main methods of investment, as well as analyzes the advantages and disadvantages of such method of attracting investments like crowdfunding. Three different models of crowdfunding are considered: donation, Kickstarter model, crowdinvesting, including 3 different forms of it. In the present paper, an analysis of the development of crowdfunding in Russia in recent years. The author investigated the essence of the concept of "crowdfunding".

Текст научной работы на тему «Краудфандинг как инструмент привлечения инвестиций в стартап»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

КРАУДФАНДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В СТАРТАП Матасов М.С.1, Порезанова Е.В.2 Em ail: [email protected]

'МатасовМаксим Сергеевич — магистр;

2Порезанова Елена Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,

г. Саратов

Аннотация: статья посвящена инновационному инструменту инвестирования — краудфандингу. В статье рассматриваются основные способы инвестирования, а также анализируются преимущества и недостатки метода привлечения инвестиций краудфандинга. Рассмотрены 3 различных модели краудфандинга: пожертвование, модель Кикстартер, краудинвестинг, включая 3 различных его формы. В представленной работе проведен анализ развития краудфандинга в России за последние годы. Автором исследована сущность понятия «краудфандинг».

Ключевые слова: стартап, инвестиции, краудфандинг, интернет-проекты.

CROWDFUNDING AS A TOOL OF INVESTMENT ATTRACTION

IN STARTUP Matasov M.S.1, Porezanova E.V.2

'Matasov Maxim Sergeevich — Master;

2Porezanova Elena Vladimirovna - Candidate of Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMIC THEORY AND NATIONAL ECONOMY, SARATOV NATIONAL RESEARCH STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.G. CHERNYSHEVSKY,

SARATOV

Abstract: the article is devoted to the innovative investment tool named crowdfunding. The article discusses the main methods of investment, as well as analyzes the advantages and disadvantages of such method of attracting investments like crowdfunding. Three different models of crowdfunding are considered: donation, Kickstarter model, crowdinvesting, including 3 different forms of it. In the present paper, an analysis of the development of crowdfunding in Russia in recent years. The author investigated the essence of the concept of "crowdfunding". Keywords: startup, investments, crowdfunding, Internet projects.

УДК 338.2

Эффективность развития национальной экономики в долгосрочной перспективе непосредственно зависит от инновационной активности. Достижение данных задач зависит, в частности, от интенсивности разработки и внедрения стартапов.

Качество реализации стартапов, степень их влияния на развитие экономики государства в целом определяют возможности привлечения финансирования данного вида деятельности.

В качестве источников финансирования стартапов могут выступать средства государственных и частных венчурных фондов, инвестиционных компаний, частных стратегических инвесторов («бизнес-ангелов»); ресурсы, собранные на специальных интернет-площадках посредством технологии краудфандинга и т.п.

Зачастую, такие инвесторы как венчурные фонды и бизнес-ангелы избегают инвестирования в высокорисковые проекты на ранних стадиях. К тому же венчурные фонды требуют от стартаперов детальные бизнес-планы своих проектов. Недостатками грантов являются незначительные суммы, не позволяющие в полной мере реализовать тот или иной продукт, а также внушительный объем бюрократических работ, который необходимо проделать для получения грантового финансирования.

В качестве альтернативного способа привлечения инвестиций в стартап на ранних этапах жизненного цикла выступает краудфандинг. Краудфандинг (народное финансирование, от англ. a'owd funding, wowd - «толпа», funding - «финансирование») - коллективное сотрудничество

людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).

В настоящее время существует 3 модели краудфандинга по виду вознаграждения для спонсоров: пожертвование, модель Кикстартера и Краудинвестинг [1].

1. Отсутствие вознаграждения (пожертвование). Пожертвования обычно являются добровольными актами, сделанными на основе альтруизма и без всяких обязательств для получателя. Чаще всего эта модель применяется в социальных, политических, экологических и медицинских проектах (сбор средств на помощь в лечении заболевания или на деятельность благотворительной организации). В качестве обратного действия может выступать некое «спасибо», то есть упоминание донатора на сайте и т.д. Стоит отметить, что до 2012 года это направление было доминирующим в рамках всего краудфандинга.

2. Нефинансовое вознаграждение (модель Кикстартера). На текущий момент - это самая распространенная по количеству интернет-платформ модель краудфандинга. Она зарекомендовала себя как эффективный инструмент сбора средств на любые проекты, начиная от креативных и заканчивая сложными технологическими продуктами. Главной особенностью этой модели является получение спонсоров в ответ на свою поддержку нефинансового вознаграждения. Оно может выражаться в виде записанного альбома, приглашения на концерт, упоминания в титрах, первом образце произведенного продукта, автографа и всего того, на что хватит воображения автору проекта.

Самой успешной платформой, работающей по принципу нефинансового вознаграждения и, в частности, предлагающей модель предзаказов, является площадка Kickstarter (Кикстартер), которая только за 2012 год собрала $320 млн., а в 2015 году преодолела отметку в $1,5 млрд.

3. Финансовое вознаграждение (Краудинвестинг). Краудинвестинг - это составная часть краудфандинга. Его основной характеристикой и отличительной особенностью от других форм является наличие Финансового вознаграждения, которое получает спонсор в обмен на свою поддержку.

Выделяют три формы краудинвестинга:

а) Роялти. Является логическим продолжением нефинансового вознаграждения. В данном случае спонсор получает долю от доходов или прибыли финансируемого проекта. Подход Роялти весьма перспективен, так как позволяет с одной стороны сохранить элемент сопричастности и вовлеченности спонсора, с другой финансово его мотивирует.

б) Народное кредитование. В качестве основного преимущества для кредиторов выделяют более высокие ставки и саму возможность предоставления займа в очень широком спектре отраслей. Заемщик выигрывает в более низких тарифах и удобстве получения кредита. Ключевой характеристикой данной формы краудинвестинга является наличие четкого плана-графика возврата заемного капитала инвесторам. Источником финансирования выступают исключительно физические лица.

в) Акционерный краудфандинг. Данная форма является самой передовой формой краудфандинга, где в качестве вознаграждения инвестор получает часть собственности, акции предприятия, дивиденды или право голосования на общих собраниях акционеров. Будучи самой инновационной формой краудфандинга, данный подход является одновременно и наиболее обсуждаемым, и противоречивым, потому что затрагивает организационно-правовую форму предприятия и связан с повышенным риском для инвесторов.

Краудфандинг в России еще только набирает обороты и далеко не так популярен, как в развитых странах.

Несмотря на это общий объем рынка краудфандинга в 2017 году составил 11,2 млрд рублей, что почти в два раза больше, чем в 2016 году (6,2 млрд рублей), и в 7,5 раза больше, чем в 2015 году (1,5 млрд рублей) [2]. Для наглядности данные показатели приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Объем рынка краудфандинга в РФ [2]

Таким образом, краудфандинг является новым экономическим феноменом и, по мнению ведущих мировых организаций в области экономического анализа, обладает очень большим потенциалом для развития. Так всемирный банк прогнозирует, что объём рынка краудфандинга достигнет 90 млрд долларов США в 2020 году [3] и превысит по своему размеру рынок венчурных инвестиций. Это означает, что глобальные перспективы краудфандинга как инструмента финансирования стартапов весьма велики. В России многие показатели, необходимые для эффективного развития краудфандинга, находятся на более низком уровне, чем в развитых странах, что создаёт дополнительные трудности для использования этого феномена в качестве инструмента финансирования стартапов. Также нет чёткого подхода к правовому регулированию краудфандинга. Успешность дальнейшего развития во многом будет зависеть именно от тонкой юридической настройки краудфандинга и от повышения основных показателей развития финансового рынка [4].

Список литературы / References

1. Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Экономика и экологический менеджмент, 2015. № 4. С. 57-63.

2. Центральный банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 11.06.2019).

3. Всемирный банк [Электронный ресурс] // Группа Всемирного банка. [Электронный ресурс]. : Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ (дата обращения: 11.06.2019).

4. Седельников С.Р. Краудфандинг как инструмент финансирования стартапов в Российской Федерации // ПСЭ, 2015. № 4 (56). С. 154-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.