Научная статья на тему 'Краудфандинг как инструмент финансирования стартапов в Российской Федерации'

Краудфандинг как инструмент финансирования стартапов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3178
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ В РОССИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СТАРТАПЫ / KICKSTARTER / BOOMSTARTER / PLANETA / CROWDFUNDING IN RUSSIA / STARTUPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седельников С. Р.

Статья посвящена новому экономическому феномену краудфандингу и его использованию в качестве инструмента финансирования стартапов. Рассмотрен процесс финансирования стартапов с помощью краудфандинга, его этапы, правовые аспекты регулирования в России. Описаны работы, посвящённые психологии и мотивам дарения и их применение к объяснению краудфандинга. Проведен анализ развития краудфандинга в России на основе межстранового сравнения финансовых и деловых показателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crowdfunding as a tool for startup financing in the Russian Federation (Russia, Moscow)

The article focuses on the new economic phenomenon, crowdfunding, and its application as a tool of startup financing. The author discusses the stages of this process, its legal aspects, and addresses scholarly works that discuss psychology and motifs of gift in their application to crowdfunding. Special attention is given to the analysis of how crowdfunding is developing in Russia on the basis of international comparisons of financial and business indices

Текст научной работы на тему «Краудфандинг как инструмент финансирования стартапов в Российской Федерации»

деятельности малого предпринимательства на территории, включая: во-первых, производство и доступность товаров, работ и услуг, потребляемых населением; во-вторых, участие предпринимателей в работе органов власти; в-третьих, реализацию ими социальных программ.

Таким образом, методический подход к оценке социально-экономической эффективности развития малого предпринимательства в регионе с позиции стейкхолде-ров, включает в себя группы показателей, которые, в свою очередь, отвечают следующим критериям:

- соответствие сформулированным стратегическим целям, ценностям, интересам различных групп стейкхолдеров;

- сопоставимости;

- интерпретации качественных характеристик;

- полноты отражения результатов;

- возможностям их получе-

При этом предложенные группы показателей позволяют фективности развития малого предпринимательства в регио-наиболее оперативно осуществлять сравнительный анализ эф- нах с точки зрения социально-экономической стабильности.

Литература

1. Репкина О.Б. Предпринимательство как фактор экономического развития предприятия // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2010. - №4. - С.119-121.

2. Freeman R. E. Strategie Management: A Stakeholder Approach. Boston, 1984.

3. Post J.E., Preston L.E., Sachs S. Managing the extended enterprise: The new stakeholder view. California Management Review 45 (1): 5-28. 2002a.

4. Тамбовцев В.Л. Стратегическая теория фирмы: состояние и возможное развитие // Российский журнал менеджмента. — 2010. — №8 (1). — С. 5-40.

5. Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЕИС, 2004. — 239 с.

6. Петров М.А. Теория заинтересованных сторон: пути практического применения. // Вестник С. Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. — 2004. — 2. — С. 51-68.

7. Тажитдинов И.А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий // Экономика региона. — 2013. — №2 (34). — С. 17-26.

8. Солодухин К.С. Разработка методологии стратегического управления вузом на основе теории заинтересованных сторон: дис. ... доктора экономических наук; 08.00.05 / Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана. — М., 2011. — 293 с.

9. Хазов О.Ю. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности предприятий с позиций заинтересованных групп. дис. ... канд. экон. наук; 08.00.05 / Волгоград. гос. ун-т. — Волгоград. — 2006. — 189 с.

КРАУДФАНДИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТАРТАПОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Р. Седельников,

аспирант кафедры финансов и кредита факультета экономики Института международного права и экономики им. АС. Грибоедова (г. Москва)

[email protected]

Статья посвящена новому экономическому феномену — краудфандингу и его использованию в качестве инструмента финансирования стартапов. Рассмотрен процесс финансирования стартапов с помощью краудфандинга, его этапы, правовые аспекты регулирования в России. Описаны работы, посвящённые психологии и мотивам дарения и их применение к объяснению краудфандинга. Проведен анализ развития краудфандинга в России на основе межстранового сравнения финансовых и деловых показателей.

Ключевые слова: Краудфандинг в России, финансирование, стартапы, Kickstarter, Boomstarter, Planeta.

УДК 364.064 ББК 65.2/4

Народное финансирование или краудфандинг — эконо- храмов (Храм Христа спасителя), памятников (памятник Мини-мический феномен, проявления которого были известны в ну и Пожарскому в Москве), работа над текстами Шекспира Европе и на Руси и уходят в далёкое прошлое. Строительство [1] — частично были профинансированы с помощью народных 1 54

Таблица 4

Показатели, характеризующие социально-экономическую эффективность развития малого предпринимательства с позиции местного населения

Составляющая эффективности Порядок расчета показателей Качественные характеристики

Статические Динамические

Обеспечение занятости населения Отношение численности занятых в малом предпринимательстве к общей численности экономически активного населения Динамика показателя за анализируемый период • постоянная или временная занятость • условия труда • требуемая квалификация персонала • привлечение мигрантов

Покупательная способность населения, занятого на предприятиях малого бизнеса Отношение среднемесячных доходов населения, занятого в малом предпринимательстве к стоимости потребительской корзинки Динамика показателя за анализируемый период • форма оплата • социальные гарантии • условия жизни

Повышение предпринимательского потенциала населения Финансирование обучения населения основам предпринимательской деятельности Динамика показателя за анализируемый период • пропаганда предпринимательских ценностей • обучение востребованным и перспективным направлениям предпринимательства

Социальная ответственность малого предпринимательства Объемы средств, выделенных субъектами малого предпринимательства на реализацию социальных проектов и программе Динамика показателя за анализируемый период • доверие населения к предпринимателям • участие предпринимателей в социальных проектах и программах

денег. То есть, формально, краудфандинг появился задолго до появления многих других способов финансирования. Однако, в современном понимании, когда сбор средств осуществляется в рамках краудфандинговойкампании, на специализированной краудфандинговой площадке, за определённый промежуток времени — этот феномен появился совсем недавно. Согласно Д. Фридману и М. Нуттингу [9], бостонский программист и, по совместительству, музыкант Брайан Камелио в 2003 году создал портал artistShare, на котором другие музыканты могли искать финансирование для своих творческих проектов. Так, первым значительным успехом artistShare стал сбор средств на джазовый альбом Марии Шнейдер «Concert in a Gardern». Удалось собрать более 130,000 долларов США. Этой суммы было достаточно для записи альбома, маркетинга и продвижения. Интересно, что в 2005 году, Мария была удостоена премии «Грэмми» за этот альбом.

Краудфандинг в России

В нашей стране краудфандинг появился уже после того, как на западе этот феномен доказал свою состоятельность. И на данный момент развивается чуть менее динамично и ярко чем его зарубежные коллеги: нет высокобюджетных и успешных проектов, меньше аудитория, уже охват по областям.

В России действуют несколько площадок для краудфан-динга:

Planeta.ru — портал был запущен в июне 2012 года после того, как удалось успешно реализовать проект по сбору денег для выпуска музыкального альбома «Spirit" популярной рок-группы «БИ-2». За первый год существования портала общая сумма привлечённых средств составила 10 млн рублей. На Planeta.ru представлены проекты по различным категориям: анимация, благотворительность, наука, фильмы/видео, музыка, социальное предпринимательство и другие [5]. Среди российских площадок Planeta.ru самый успешный проект — по итогам 2014 года за всю историю проекта было собрано порядка 160 млн рублей и успешно профинансировано 480 проектов [3]. Самыми популярными категориями оказались фильмы/видео, музыка и благотворительность. Рекорд по сборам принадлежит телеспектаклю «Петрушка» Владимира Мирзоева и Виктора Шендеровича — 5,8 млн рублей.

Boomstarter.ru — лауреат премии «стартап года 2012» в номинации «лучший социально значимый стартап» от бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. Boomstarter начал работу 21 августа 2012 года и сегодня является второй по популярности краудфандинговой площадкой в РФ. По итогам 2014 года за всю историю проекта было собрано чуть менее 100 млн рублей. На Boomstarter среди самых популярных категорий есть "технологии" [13], что отличает портал от Planeta.ru.

Финансирование с помощью краудфандинга.

Как происходит финансирование с помощью краудфандин-говых площадок и какие шаги должен предпринимать стартап, чтобы получить средства? Информацию о проекте необходимо максимально эффективно донести до целевой аудитории и заинтересовать как можно больше людей в перспективности и значимости проекта. Исходя из практики, стартапам необходимо выполнить следующие шаги*:

1. Составить план краудфандинговой кампании;

2. Продумать дизайн и оформление проекта;

3. Провести рекламную кампанию;

4. Провести после-проектную работу.

Приведём краткое описание каждого шага.

План краудфандинговой кампании.

Многие решения принимаются в стартапе на лету без предварительного планирования. Однако, процесс сбора средств должен быть продуманным и поэтапным. Команде необходимо выбрать площадку для проведения краудфандинга, составить бюджет, поставить финансовые цели, проанализировать конкурентов, выбрать временной горизонт кампании, определить список вознаграждений.

* Работа над проектом продолжается в течении всего времени проведения краудфандинговой кампании, поэтому не входит в данный список.

Дизайн и оформление проекта.

В современном интернет-сообществе блеклый и не примечательный дизайн считается признаком плохого тона. Такой проект с высокой долей вероятности не наберёт нужной суммы из-за того, что будет выглядеть не привлекательно. Стоит отметить, что художественная составляющая часто создаётся не командой стартапа (если только сам стартап не является художественным), а привлекаемыми дизайнерами. Зачастую эту работу выполняют друзья или знакомые команды стартапа, так как на профессиональный дизайн нужно выделять существенные средства.

Проведение рекламной кампании

Ошибочно полагать, что реклама проекта начинается после старта краудфандинговой кампании. Профильные сообщества и СМИ необходимо заблаговременно уведомить о проекте, а также проводить работу с аудиторией в социальных сетях. Это позволит уже на старте кампании привлечь как можно больше дарителей.

После-проектная работа

Проводя краудфандинговую кампанию, стартап берёт на себя обязательства перед дарителями (см. например п. 5.4 пользовательского соглашения Planeta.ru [7]). Если эти обязательства включают в себя вознаграждение за участие в проекте, то стартапу необходимо выполнить эти обязательства и доставить вознаграждение дарителям. В случае если дарителей много, то доставка вознаграждений может быть трудоёмкой задачей. Поэтому краудфандинговая кампания не заканчивается сбором средств. В случае успеха стартап ждёт серьёзная после-проектная работа.

Каждый из перечисленных шагов важен. Чтобы повысить шансы на успех, команда стартапа должна приложить максимум усилий на каждом из них.

Правовое поле финансирования стартапов с помощью краудфандинга

Юридический аспект привлечения средств с помощью краудфандинга — тема активных обсуждений в интернет-сообществе. Так, в США государство первое отреагировало на нарастающую волну краудфандинга и в результате появился JOBS Act (Jump Our Business Startups). Основная суть закона заключается в том, что проект на краудфандинговой площадке может привлекать до 1 млн долларов США на специально упрощённых условиях. Детально с актом можно ознакомиться на веб-сайте комиссии по ценным бумагам и биржам США [16].

Другие развитые страны, анализируя эту ситуацию, увидели угрозу утечки капитала и талантов. В результате, сосед США — Канада разрешила привлекать до 1,5 млн канадских долларов с помощью краудфандинга [8].

Как осуществляется законодательное регулирование этого феномена в нашей стране? Согласно статье Котенко Д.А [18, с. 4], краудфандинг в РФ регулируется статьей 572 ГК РФ о договоре дарения. Автор статьи указывает, что недостатком такой структуры является исключение юридических лиц из процесса финансирования (т.е. даритель не может быть юридическим лицом) поскольку на такие сделки введён запрет.

Рассмотрим пункт «Основы заведения проекта» на портале Planeta.ru [6]. Здесь пользователям разъясняется, что проект может создать гражданин любой страны старше 18 лет, имеющий действующий счёт в банке. Либо компания, которая удовлетворяет требованиям, которые установлены для соответствующих сервисов на сайте (у Planeta.ru несколько сервисов со своими пользовательскими соглашениями). Ниже по тексту отмечено, что для создания «бизнес-проектов» на Planeta.ru необходимо наличие статуса Индивидуального предпринимателя или Юридического лица. У конкурента Planeta.ru — портала Boom-starter.ru в пользовательском соглашении указано, что заявку могут заводить граждане Российской Федерации старше 18 лет, а также Юридическое лицо или Индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории Российской Федерации [14].

Правила пользования площадками различаются. Это свидетельствует о том, что в нашей стране пока нет единого подхода к законодательному регулированию краудфандинга и учас-

тники должны внимательно анализировать пользовательские соглашения перед тем, как инициировать краудфандинговые кампании на отечественных площадках (зарубежные площадки пока не предоставляют возможности участникам из России создавать свои проекты [17]).

Мотивация дарителей участвовать в краудфан-динговых проектах

Новизна краудфандинга становится причиной сомнений для команд стартапов. Почему дарители помогают стартапам? Безвозмездно предоставляют свои средства на реализацию чужих проектов, дают советы, помогают улучшить продукт? Помощь, взаимовыручка и солидарность свойственны человеку. Согласно американскому социологу Джеффри Александеру [2], солидарность является основой справедливости, это чувство принадлежности индивида к некой расширенной группе, к «целому», участие в котором предполагает обязанности, но дает также и право делить свои чувства с другими, а также возможность внести свой значимый вклад в общее дело. Александер метафорически описывает солидарность как чувство, что «мы в одной лодке». Развитие краудфандинга в США подтверждает теорию солидарности — возможность внести вклад в значимое общее дело значительно повлияла на стремительное развитие популярности краудфандинга.

Не только солидарность является мотивом дарителя на кра-удфандинговой площадке. Недавние исследования, описанные в статье Марии Конниковой «The Psychology Behind Gift-Giving and Generosity» [15], свидетельствую о том, что поступок дарения активирует в мозгу человека различные области, которые также активны при получении поощрения. Интересен тот факт, что во время дарения активность распространяется набольшие части головного мозга. Это может свидетельствовать о том, что мотивы к дарению сформированы науровне нервной системы и доставляют людям значительное удовлетворение.

Общество в своём влиянии на решение дарителей участвовать в том или ином проекте не менее важно, чем другие факторы. Дафна Ойсерман в исследовании «Identity-based motivation: Implications for intervention» [11] выделяет конгруэнтные (identity-congruent) и не конгруэнтные (identity-incongruent) обществу действия. Если субъект рассматривает действие как конгруэнтное, то оно является значимым и его выполнение принесёт субъекту удовлетворение, в противном случае этого не произойдёт. Если общество одобряет людей, поддерживающих стартапы, то действия дарителя по поддержке стартапов с помощью краудфандинга принесут ему удовлетворение, поскольку они конгруэнтны обществу.

Причины медленного развития краудфандинга в России

За три года деятельности Kickstarter общая сумма собранных средств достигла 250 млн долл. США** [12]. Агрегированные показатели всех российских краудфандинговых площадок за сопоставимый срок на два порядка меньше. В чем причина такого разрыва в развитии? Рассмотрим состояние экономики и общества с помощью показателей, рассчитываемых для международного отчета «The Global Competitiveness Report» [10] авторитетной швейцарской организацией «World Economic Forum». Выделим восьмую группу показателей: развитие финансового рынка (8th pillar: financial market development) и из этой группы рассмотрим:

• Доступность венчурных средств (Venture capital availability)

Венчурные средства являются альтернативой краудфан-дингу. Чем ниже доступность венчурных средств в развитой экономике, тем больше стартапов обращают своё внимание на альтернативные источники финансирования, в том числе краудфандинг.

• Доверие и уверенность (Trustworthiness and confidence)

Опираясь на теорию Джеффри Александера, рассмотрим

показатель отражающий уровень доверия и солидарности в обществе.

• Сводный показатель восьмой группы (GCI 8th pillar: Financial market development)

Включает в себя комбинацию финансовых показателей, в том числе два предыдущих.

Итак, приведём статистические данные США и России. Для всех показателей шкала измерения от 1 до 7, где 1 наихудшее значение, 7 наилучшее:

6

5,84—

■5,7,

"5,28-

V

США

4,17-,

4,03

-2,33

0

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Рис. 1. Доступность венчурного капитала 2005-2011 гг.

Доступность венчурного капитала в США неуклонно снижалась за рассмотренный период времени. С 2008 года негативное влияние на показатель также оказал мировой финансовый кризис. В России наблюдается схожая динамика, однако значение показателя равномерно меньше, чем в США. Потребность в финансировании с одной стороны и снижение доступности венчурного капитала с другой, способствовало ускоренному развитию Kickstarter в первые годы деятельности.

6 5

—5,69-----5,65,.

США

""■5,06-

—4,85

____-5,07

3,44-

-3,55-

-3,68-

-3,76-

1,37-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия

3,3-

-3,41

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Рис. 2. Доверие и уверенность 2005-2011 гг.

Уровень доверия в США равномерно выше, чем в России за весь период наблюдений. Дарители менее склонны к тому, чтобы рассматривать краудфандинг как мошенничество. Более того, сильное давление интернет-сообщества и другие социокультурные факторы способствуют исполнению командами стартапов своих обязательств. В России наблюдается противоположная ситуация — невысок уровень доверия в целом. А к сбору средств через интернет большая часть населения относится очень осторожно и рассматривает каждую такую инициативу на предмет потенциального мошенничества.

6

5.92—----5,84-

-5,68-----

США

4,96-

-4,67-

_________

-3,47-

-3,6-

1,27-3,is-

Россия

-3,21

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

** По итогам 2012 года в данных открытого отчёта указано 274 млн долларов США. По состоянию на апрель 2012 (трёхлетие Kickstarter) сумма получена на основе интерполяции.

Рис. 3. Сводный показатель развития финансового рынка 2005-2011 гг.

В целом, финансовый рынок США является более развитым организмом, чем Российский. Это непосредственно отражает-

5

4

3

2

4

3

2

0

5

4

3

2

0

1 56

ся на развитии краудфандинга. То, что в США является обычной практикой, например, высокая вовлеченность граждан в инвестиции на фондовом рынке, позволяет феномену краудфандинга быстрее адаптироваться в обществе и привлекать большее число дарителей и денежных средств.

Перспективы краудфандинга как инструмента финансирования стартапов

Краудфандинг является новым экономическим феноменом и, по мнению ведущих мировых организаций в области экономического анализа, обладает очень большим потенциалом для развития. Так всемирный банк прогнозирует, что объём рынка краудфандинга достигнет 90 млрд долларов США в 2020 году

[4] и превысит по своему размеру рынок венчурных инвестиций. Это означает, что глобальные перспективы краудфандинга как инструмента финансирования стартапов весьма велики. В России многие показатели, необходимые для эффективного развития краудфандинга, находятся на более низком уровне, чем в развитых странах, что создаёт дополнительные трудности для использования этого феномена в качестве инструмента финансирования стартапов. Также нет чёткого подхода к правовому регулированию краудфандинга. Успешность дальнейшего развития во многом будет зависеть именно от тонкой юридической настройки краудфандинга и от повышения основных показателей развития финансового рынка.

Литература

1. http://www.open.edu/openlearn/history-the-arts/culture/literature-and-creative-writing/literature/collecting-shakespeare-crowd-funding-and-rediscovered-plays (режим доступа 02.09.2015)

2. http://academia.edu/3617911 (режим доступа 21.09.2015)

3. http://crowdhunters.ru/crowd2014/ (режим доступа 16.05.2015)

4. http://documents.worldbank.org/curated/en/2013/01/18806928/crowdfundings-potential-developing-world (режим доступа 23.09.2015)

5. http://planeta.ru/ (режим доступа 23.09.2015)

6. http://planeta.ru/faq/article/11 !paragraph85 (режим доступа 23.09.2015)

7. http://planeta.ru/welcome/projects-agreement.html

8. http://www.canadianbusiness.com/companies-and-industries/crowdfunding-securities-regulator-rules-faq/ (режим доступа 25.09.2015)

9. http://www.freedman-chicago.com/ec4i/History-of-Crowdfunding.pdf (режим доступа 15.05.2015)

10. http://www.gemconsortium.org/report (режим доступа 30.09.2015)

11. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3079278/ (режим доступа 27.09.2015)

12. http://www.statista.com/statistics/290123/amount-of-dollars-pledged-per-country-on-kickstarter/ (режим доступа 29.09.2015)

13. https://boomstarter.ru/ (режим доступа 23.09.2015)

14. https://boomstarter.ru/terms-of-use (режим доступа 24.09.2015)

15. https://generosityresearch.nd.edu/news/32428-the-psychology-behind-gift-giving-and-generosity/ (режим доступа 27.09.2015)

16. https://www.sec.gov/spotlight/jobs-act.shtml (режим доступа 23.09.2015)

17. https://www.kickstarter.com/help/faq/creator+questions (режим доступа 25.09.2015)

18. Котенко Д.А. Краудфандинг — инновационный инструмент инвестирования // Закон. — 2014. — №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.