Научная статья на тему 'Краудфандинг как альтернативный источник финансирования российских высших учебных заведений'

Краудфандинг как альтернативный источник финансирования российских высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1758
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУДФАНДИНГ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (УЧРЕЖДЕНИЯ) / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВУЗЫ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ЧАСТНЫЕ / АВТОНОМНЫЕ) ВУЗЫ / CROWD FUNDING / HIGHER EDUCATION / ENDOWMENT FUNDS / BUDGETARY FUNDS / ALTERNATIVE SOURCES OF FINANCING / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (INSTITUTIONS) / STATE AND MUNICIPAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янова Елена Алексеевна, Булатова Марина Алексеевна, Михалевский Дмитрий Андреевич, Уфимцева Анастасия Юрьевна

В статье рассмотрены результаты ретроспективного анализа развития системы высшего образования в России. Выявлены причины поиска альтернативных источников финансирования вузов, кроме бюджетного финансирования. Сформулированы сущность, цели и преимущества краудфандинга и его нормативного правового обеспечения. На примере Университета ИТМО рассмотрены возможности его внедрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янова Елена Алексеевна, Булатова Марина Алексеевна, Михалевский Дмитрий Андреевич, Уфимцева Анастасия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CROWD FUNDING AS AN ALTERNATIVE SOURCE OF FINANCING OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In the article, the results of the retrospective analysis of development of system of the higher education in Russia are considered. The reasons of searching the alternative sources of financing of higher education institutions, except the budgetary financing are established. The essence, the purposes and advantages of crowd funding and its standard legal support are formulated. On the example of ITMO University, the possibilities of its introduction are considered

Текст научной работы на тему «Краудфандинг как альтернативный источник финансирования российских высших учебных заведений»

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

1

УДК 334.72+37.014.54+34.08

08.00.00 Экономические науки

КРАУДФАНДИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Янова Елена Алексеевна к.э.н., доцент SPIN-код: 6237-2481 E-mail yanova.ea@gmail.com

Булатова Марина Алексеевна студент

E-mail: marishbulatova@mail.ru

Михалевский Дмитрий Андреевич студент

E-mail: d.mikhalevskiy@gmail.com

Уфимцева Анастасия Юрьевна студент

E-mail: u-nataly@rambler.ru

ФГАОУВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», Российская Федерация, 197101, Санкт-Петербург, Кронверкский пр., д. 49

В статье рассмотрены результаты ретроспективного анализа развития системы высшего образования в России. Выявлены причины поиска альтернативных источников финансирования вузов, кроме бюджетного финансирования. Сформулированы сущность, цели и преимущества краудфандинга и его нормативного правового обеспечения. На примере Университета ИТМО рассмотрены возможности его внедрения

Ключевые слова: КРАУДФАНДИНГ, ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЭНДАУМЕНТ-ФОНДЫ, БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (УЧРЕЖДЕНИЯ), ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВУЗЫ,

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (ЧАСТНЫЕ, АВТОНОМНЫЕ) ВУЗЫ

UDC 334.72+37.014.54+34.08 Economic sciences

CROWD FUNDING AS AN ALTERNATIVE SOURCE OF FINANCING OF THE RUSSIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Yanova Elena Alekseevna Cand.Econ.Sci, associate professor SPIN-code 6237-2481 E-mail vanova.ea@gmail.com

Bulatova Marina Alekseevna Student

E-mail: marishbulatova@mail.ru

Mikhalevsky Dmitry Andreevich Student

E-mail: d.mikhalevskiy@gmail.com

Ufimtseva Anastasiia Yurevna Student

E-mail: u-nataly@rambler.ru Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics Saint-Petersburg, Russia

In the article, the results of the retrospective analysis of development of system of the higher education in Russia are considered. The reasons of searching the alternative sources of financing of higher education institutions, except the budgetary financing are established. The essence, the purposes and advantages of crowd funding and its standard legal support are formulated. On the example of ITMO University, the possibilities of its introduction are considered

Keywords: CROWD FUNDING, HIGHER EDUCATION, ENDOWMENT FUNDS, BUDGETARY FUNDS, ALTERNATIVE SOURCES OF FINANCING, EDUCATIONAL ORGANIZATIONS (INSTITUTIONS), STATE AND MUNICIPAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

2

Краудфайдинг как альтернативный источник финансирования Российских высших учебных заведений

90-е годы XX века были переломными и переходными для всей национальной экономики Российской Федерации в целом. Однако также в системе высшего образования происходили значительные изменения.

На первых этапах они были связаны с актуализацией существующих специальностей и появлением новых, потребность в которых стала возникать и возрастать (например, менеджер, программист и т.п.). Стали появляться образовательные стандарты, а потом они были заменены на стандарты 2-го, 3-го поколений.

Болонский процесс в истории европейского образования стал переломным моментом и превратился в инструмент создания общего европейского пространства высшего профессионального образования (ВПО). Основой реформирования российского высшего образования является переход на уровневую подготовку специалистов и осознание того, что переходу на уровневое высшее образование «бакалавр - магистр» фактически не может быть альтернативы [1].

Все вышеуказанные изменения качественных характеристик образовательных процессов требовали процессов трансформации отношений собственности, институтов власти и источников финансирования предприятий образовательной сферы. Процессы приватизации имущества затронули и ее, но заложили новые подходы к финансированию и использованию полученных средств.

Сложившаяся правовая система России позволяет кроме государственных и муниципальных образовательных организаций открывать альтернативные (некоммерческие, негосударственные, частные, автономные и другие образовательные организации) высших учебных заведений [2].

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

3

В начале 90-х годов ХХ века стали создаваться первые альтернативные вузы. Не смотря на сложности и ограничения, наблюдается положительная динамика их развития, показывающая устойчивость их положения на рынке образовательных услуг и востребованность выпускников работодателями, доказав свою жизнеспособность при жесткой конкуренции с государственными и муниципальными вузами.

Все альтернативные вузы России работают на принципах самостоятельности, самоокупаемости и самофинансирования, половину своих доходов перечисляя в бюджет государства в виде различных налогов и сборов. Многие из них за годы своей деятельности уже сформировали собственную материально-техническую базу и являются эффективными элитными вузами, способными достойно конкурировать с государственными и муниципальными образовательными организациями

[3]. Они более гибки и адаптивны, дают новые возможности в определении содержания высшего образования, интеграцию образовательного процесса с научно-исследовательской деятельностью вуза и внедрению результатов научно-исследовательской деятельности в реальные сектора экономики; обеспечивают достойную заработной платы преподавателям и сотрудникам; реализуют предпринимательские подходы в образовании.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ (ред. от 02.05.2015 г.) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности некоммерческих образовательных организаций, как юридических лиц, формирования и использования имущества образовательных организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления альтернативными вузами и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления [4].

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

4

В соответствии с ГК РФ и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» все вузы России по формам собственности подразделяются на: государственные, муниципальные и частные. В связи с появлением разнообразия форм собственности вузов, соответственно организационноправовых форм хозяйствования образовательных организаций, стал формироваться цивилизованный рынок образовательных услуг, на котором конкурируют государственные, муниципальные и альтернативные организации (рис. 1) [5].

Рисунок 1 - Динамика количества вузов России и численность

обучающихся

На представленном выше рисунке можно увидеть, что до 2010 г. наблюдался активный рост количества вузов. Однако после начался резкий спад количества участников. Это связано с разными факторами - и с ужесточением условий лицензирования, и с сокращением количества обучающихся, и с сокращением объема финансирования как бюджетного, так и на основе частных инвестиций [6].

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

5

Предоставление высшего и послевузовского профессионального образования - это полномочие, прежде всего, федеральных органов государственной власти, поэтому по этому подразделу предусмотрены наибольшие бюджетные ассигнования. Бюджетные ассигнования на обеспечение функций государственными органами, казенными учреждениями, в основном, предусмотрены казенным учреждениями высшего профессионального образования, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти «силового» блока, а также на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений в 2012 году в сумме 2 985,0 млн. рублей. Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых программ направляются, прежде всего, на Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 гг. в 2012 году в сумме 5,54 млрд рублей, в 2013 году - 4,95 млрд рублей, в 2014 году - 5,36 млрд рублей [7].

Приложение бюджетных средств предполагает, в первую очередь, целевой характер использования, что предполагает проведение детальной подготовительной работы по планированию будущих расходов. Зачастую суммы денежных средств, выделяемых в рамках бюджетной системы, значительны и направлены на реализацию крупных проектов с длительным сроком подготовки и реализации. Однако существующие принципы рыночной экономики предполагают еще принцип адаптивности и изменчивости, что усложняет процедуру пересмотра сметно-финансовой документации, особенно если это вуз, получающий бюджетное финансирование в рамках выполняемого государственного заказа. В рамках Бюджетного кодекса РФ предусматривается возможность корректировки запланированных смет расходов, покрываемых за счет бюджетных средств, но это процесс длительный и не всегда приносящий положительный эффект именно из-за фактора времени.

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

6

Таким образом, существующая система бюджетного

финансирования связана только с выполнением государственного заказа на подготовку специалистов или НИОКР, а частные финансовые потоки - на выполнение небольших индивидуальных заказов, объем финансовых потоков и в первом, и во втором случаях достаточно велик.

Существуют еще гранты, которые предоставляются российскими и иностранными фондами для оплаты обучения или проведения исследований, но объем их в настоящее время пока невелик, хотя «опыт» работы данного инструмента уже более 20-ти лет.

Зарубежные вузы давно пришли к другим альтернативным способам финансирования своей деятельности - это создание эндаумент-фондов и краудфандинг - в зависимости от потребности в средствах, объема выполняемых работ, а также заказчика работ (потребителя услуг).

Первый подход - создание эндаумент-фондов - предполагает, что финансирование будет направлено на реализацию крупных проектов с привлечением большого потока денежных средств. Зачастую этим способом пользуются учебные заведения, в которых большой поток дополнительных средств и сформировавшаяся система привлечения средств. Суть работы эндаумент-фонда — аккумулирование и сохранение средств, привлеченных путем пожертвований, в едином фонде, получение прибыли с общей суммы пожертвований, и перечисление прибыли на нужды университета. Как показывают результаты опросов, многие компании и выпускники не стремятся оказывать поддержку вузам через данные фонды, для многих из них наибольший интерес представляют краткосрочные проекты, выгоду и результаты которых можно получить уже в ближайшее время. Для таких жертвователей можно предложить инструмент краудфандинга, как возможность поддержки краткосрочных проектов вуза.

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

7

Для реализации менее масштабных по размеру и времени проектов используется второй способ - краудфандинг. Рынок краудфандинга в мире в 2014 году вырос на 167% — сумма привлеченных средств составила $16,2 миллиарда. Исследователи прогнозируют рост этого показателя более чем в два раза в 2015 году до $34,4 миллиардов [8].

Краудфандинг - (от англ. Crowd - толпа и Funding - финансирование) это механизм привлечения финансирования от широких масс с целью реализации продукта, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки бизнеса и т.д.[15].

Целями краудфандинга могут быть как значимые для больших, так и малых групп или же объединений отдельных физических лиц:

1) поддержка политических кампаний;

2) финансирование стартап-компаний и малого предпринимательства;

3) получение прибыли от совместных инвестиций;

4) создание свободного программного обеспечения;

5) социальная помощь и др.

Наиболее распространенными формами краудфандинга в мире являются:

1) пожертвование: спонсор финансирует средства без намерения

получить награду;

2) в поиске выгоды: спонсор инвестирует средства, заключает контракт, гарантирующий преимущества в доступности после реализации продукта или услуги;

3) долговое финансирование: выдача средств под некоторый процент;

4) акции: спонсор становится владельцем части средств компании, получая долю прибыли бизнеса.

Для успешного функционирования краудфандинга необходимо соблюдать несколько следующих правил: а) заявить цель,

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

8

б) определить необходимую денежную сумму,

в) составить калькуляцию всех расходов,

г) предоставить открытый доступ по ходу сбора средств.

На основе анализа мирового опыта нами выделены следующие виды краудфандинга, которые можно разделить по разным критериям:

1) по целям - бизнес-проект, креативный проект, политический проект, социальный проект и т.п.;

2) по виду вознаграждения - без вознаграждения (пожертвование), нефинансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение (краудинвестинг).

Пожертвования обычно являются добровольными актами,

сделанными на основе альтруизма и без всяких обязательств для получателя. Чаще всего эта модель применяется в социальных, политических и медицинских проектах (сбор средств на помощь в лечении заболевания или на деятельность благотворительной организации). В качестве обратного действия может выступать банальная благодарность, упоминание имени донора на сайте и т.д. В качестве примеров таких платформ можно привести http://www.betterplace.org/de в Германии, http://respekt.net/ в Австрии, Русини и dobro.mail.ru в России. Стоит отметить, что до 2012 года это направление было доминирующим в рамках данного способа получения средств - формы финансирования.

На текущий момент это самая распространенная цель по количеству платформ - она себя прекрасно зарекомендовала как эффективный инструмент сбора средств на любые проекты, начиная от креативных и заканчивая сложными технологическими продуктами. Главной особенностью этой модели является получение спонсоров в ответ на свою поддержку нефинансового вознаграждения, которое может выражаться в виде записанного альбома, приглашения на концерт, упоминания в титрах, первом образце произведенного продукта, автографа и всего того, на что

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

9

хватит воображения автору проекта. А вот чего делать нельзя, так это предлагать в качестве вознаграждения финансовые средства, доли в бизнесе и тому подобные денежные поощрения.

Самой успешной платформой, работающей по принципу нефинансового вознаграждения и, в частности, предлагающей модель предварительных заказов, является площадка Kickstarter (Кикстартер), которая только за 2012 год собрала $320 млн., а на сегодняшний день уже преодолела отметку в $1,5 млрд.

Краудинвестинг - это составная часть Краудфандинга. Его основной характеристикой и отличительной особенностью от других форм является наличие финансового вознаграждения, которое получает спонсор (в данном случае уже инвестор) в обмен на свою поддержку. Ведь, что есть инвестирование как невложение капитала с расчетом на финансовую выгоду. Выделяют три его формы:

а) роялти;

б) народное кредитование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) акционерный краудфандинг.

Также существуют и другие классификации.

Главным отличием российского опыта от зарубежного можно считать сами объекты вложений. За рубежом доноры отдают предпочтение в основном технологическим разработкам. Лидерами же сборов на отечественных площадках становятся проекты, посвященные

искусству. Таким образом, внедрение системы краудфандинга в российские университеты, в частности в Университет ИТМО, будет способствовать изменению вектора вложений в целом и развитию творческих инициатив, т.к. они будут иметь финансовую поддержку со стороны участников данного процесса.

Университет ИТМО в числе 50 российских вузов принял участие в открытом конкурсе на право получения государственной поддержки, по

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

10

итогам которого было отобрано 15 победителей, получивших возможность реализовывать программы повышения своей международной конкурентоспособности (так называемые программы «5-100»). В соответствии с Программой повышения конкурентоспособности Университета ИТМО среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2013 гг. [9], где целевым ориентиром является

становление исследовательского университета мирового уровня, предпринимательского по типу, ориентированного на интернационализацию всех направлений деятельности.

Одним из способов реализации данной программы, по нашему мнению, является внедрение альтернативных инновационных способов финансирования деятельности университета, одним из которых станет именно краудфандинг. В настоящее время нами проводятся исследования факторов и поисков путей его развития. В рамках данной работы анализируется опыт внедрения краудфандинга в России и за рубежом, заинтересованность университетов и университетских сообществ в краудфандинговых проектах, практическое внедрение краудфандинга в Университете ИТМО.

По результатам исследований, мы пришли к выводам, что университеты мира уже начинают активно использовать краудфандинг. Например, на разработку смартфона Университет Касселя (Германия) собирал средства по через краудфандинговую систему - при необходимых 77700 евро, было собрано 101431 евро [10]. Таким образом, можем говорить о высокой доходности данного источника финансирования, а также всеобщей заинтересованности в получении обещанного средства связи.

Российские вузы так же начинают осваивать сбор средств посредством краудфандинга, хотя доля средств, привлеченных таким образом, невелика. Так о запуске своей краудфандинговой платформы в

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

11

2015 году было заявлено Финансовым университетом при Правительстве РФ [11].

В Университете ИТМО также назрела необходимость использования данного инструмента для развития сферы коммерциализации результатов научных исследований, проектной и учебной деятельности профессорскопреподавательского состава, реализации проектов студенческого

сообщества и т.д. В настоящее время мы (работники и студенты вуза) ищем возможности финансирования научных проектов посредством краудфандинга. Есть мнение, что в силу особенностей научных проектов, финансирование их через данный финансовый механизм не вполне подходит, хотя и может использоваться в определенных ситуациях [12].

Так, при условии высокой стоимости исследования, эффективное решение организационной или управленческой задачи для предприятий, может быть найдено через проведение совместного исследования. При этом стоит учитывать, что большая часть собранных в 2014 году в мире средств была потрачена на бизнес и предпринимательские проекты 41,3% (или $6.7 млрд.) [8], что показывает заинтересованность дарителей, прежде всего, в результатах научной деятельности, потому не только университет, но и «доноры» смогут получить выгоду материального или нематериального характера.

Создание центра знаний по развитию краудфандинга в вузах, может стать, например, для Университета ИТМО дополнительным инструментом инновационного развития. Целями его будут внедрение в образовательный процесс адаптивных курсов, формирующих навыки работы в современной российской рыночной экономике, создание методических материалов, обучение и т.п. Формирование подобных адаптированных курсов позволит привлечь к нашему вузу активную часть населения и в дальнейшем эффективно сотрудничать, а не только обучаться.

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

12

Самоорганизация студенческого сообщества в Университете ИТМО достаточно высока - студенты зачастую привлекают внешних спонсоров на свои проекты своими силами. Внедрение данной системы финансирования должно помочь различным студенческим проектам активно развиваться и расширить круг финансирование. Кроме того, одним из итогов внедрения системы краудфандинга должно стать привлечение сообщества выпускников к активному развитию вуза, для которых интерес могут вызывать студенческие, мемориальные или иные проекты вуза. Итогом может стать формирование сообщества друзей вуза, заинтересованного в развитии университета.

Университеты обладают пакетом предложений, которые могут заинтересовать внешних дарителей. Например, в Университете ИТМО уже разработаны проекты по созданию трехмерных макетов культурноисторических ценностей России (памятников архитектуры, искусства и т.п.), позволят повысить уровень культурно-исторического образования современной молодежи, и могут быть интересны для иностранных граждан, желающих изучать историко-культурное наследие нашей страны. Развитие социального предпринимательства, целью которого является проведение конкурсов и проектов, для помощи отдельным социальным группам, обучающих программ, просветительской деятельности и т.п., могут быть интересны социально ответственным представителям бизнес сообщества. Для развития этих и других направлений необходимы дополнительные финансовые потоки, которыми могут стать поступления через краудфандинговую деятельность.

Существенным заделом должен стать запуск краудфандинговой платформы в Университете ИТМО в сентябре 2015 года. Наличие собственной платформы поможет организовать быстрый отбор проектов, контроль сбора средств и выполнения условий проектов. Данный

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

13

инновационный путь финансирования позволит более полно использовать факторы для развития деятельности университета в целом.

Рассматривая краудфандинг, можно выделить ряд преимуществ перед другими способами финансирования (табл. 1).

Таблица 1 - Преимущества краудфандинга

Прямые Косвенные

Начальные инвестиции из собственных сбережений Поддержка проекта (большого количества вкладчиков, предзаказов на продукт и услугу или значительного интереса СМИ)

Анализ потребительского рынка (начав краудфандинговую кампанию, предприниматели в течение последующих 30 -90 дней занимаются сбором мнений о собственной продукции всеми возможными способами. В краудфандинге важно получить отзывы потенциальных инвесторов как можно быстрее. Таким образом, стартапа экономит годы работы и крупные суммы денег на анализе потребительского рынка) Социальное признание

Больше возможностей для рекламы стартапа (традиционные способы сбора средств предполагают ограниченную рекламу стартапа в средствах массовой информации и потребительской среде, тогда как краудфандинг создает безграничные возможности для рекламы среди потребителей и потенциальных инвесторов) Маркетинг

Возможность получить финансирование в большем объеме Интерес потенциальных инвесторов (инвесторы заинтересованы в появлении амбициозных предпринимателей, идеи которых получают поддержку и одобрение общественности)

Примечание. Таблица составлена на основе данных [13,14].

Однако, как отмечают эксперты, одна из главных проблем краундфандинга - его легализация в разных странах. Например, Правительство Испании принимает первый в истории страны нормативный акт, регулирующий краудфандинг. Согласно этому

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

14

документу, ни один человек не сможет вкладывать более 3 тыс.евро в каждый конкретный проект и тратить на это больше 6 тыс.евро в год. Авторы инициатив, ищущие финансовую поддержку, не смогут собирать более 1 млн. евро «народных денег».

В США, где зародилось «народное» финансирование социально важных и интересных проектов, предпринимаются законодательные акты, способствующие продвижению краудфандинга. Так, 5 апреля 2012 года Барак Обама подписал нашумевший JOBS Act (the Jumpstart Our Business Startups Act). Этот закон позволяет компаниям привлекать начальные инвестиции по упрощенной процедуре. Новый закон приковал внимание предпринимателей всей планеты, вызвав особенный интерес в IT-сообществе.

Участие органов государственной власти РФ в поддержке краудфандинга на сегодняшний день только начинает набирать обороты. На данный момент в Г осударственной Думе РФ было проведено всего два собрания, одним из аспектов которых был представлен краудфандинг:

1. 17 декабря 2014г в здании Государственной Думы прошло знаковое событие. Представители российский крауд-индустрии и депутаты Государственной думы встретились, чтобы поговорить о коллективном финансировании и обсудить участие государства в этом процессе.

2. 30 января 2015г. в Государственной Думе РФ состоялся первый в этом году круглый стол Рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства в сфере экономической поддержки развития субъектов РФ и муниципальных образований «Новые возможности для субъектов и муниципальных образований РФ в привлечении внебюджетных средств в социальную сферу».

Можно сделать вывод, что со стороны государства (органов власти) интерес к решению этой проблемы есть. Также следует учитывать, что данный способ финансирования образовательных учреждений не требует

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

15

выделения дополнительных бюджетных средств, что в результате не увеличит расходы бюджетной системы и также является позитивной его характеристикой. С другой стороны - для вузов эта система тоже интересна - позволяет собирать дополнительные средства. Поэтому изучение и поиск путей развития краудфандинга в Университете ИТМО в частности и в вузах России в целом позволит развиваться и повышать свою конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Янова В.В., Янова Е.А. Альтернативные образовательные организации высшего образования г. Санкт-Петербург и Ленинградской области: современное состояние и перспективы развития//Ма!епа1у IX Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wyksztalcenie i nauka bez granic -2013». Vol. 12. Ekonomiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia.

2. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2015.- Москва: Эксмо, 2015.- 160с.- (Законы и кодексы).

3. Янова В.В., Янова Е.А. Государственные и альтернативные вузы России.// Научно-образовательный журнал Психология Экономика Право №1. 2012 - 136с.

4. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.05.2015). - КонсультантПлюс надежная правовая поддержка (дата сохранения 19.06.2015).

5. Янова В.В., Янова Е.А. Особенности развития предпринимательства в социальной сфере России // Экономика устойчивого развития: региональный научнотехнический журнал - №3(19), 2014.

6. Янова В.В., Янова Е.А. Некоторые подходы к оценке и аккредитации основной образовательной программы магистратуры в России // Внедрение европейских стандартов и рекомендаций в системы гарантии качества образования: сборник материалов 10 Международного Форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования/ под общей редакцией д.п.н. Г.Н. Мотовой. - М.: Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, 2014. - 462с.

7. Информационно-аналитические материалы Государственной Думы // http://iam.duma.gov.ru/node/8/4902/19771.

8. Сайт FINEXTRA -

http://www.finextra.com/news/fullstory.aspx?newsitemid=27188.

9. Сайт Университета ИТМО - www.ifmo.ru.

10. Сайт Startnaxt -https://www.startnext.com/shift7.

11. Сайт Московского международного салона образивания 2015 -

http://mmso2015.ru/programma/?day=0#prog/.

12. Сайт ПОСТНАУКА - http://postnauka.ru/talks/33772.

13. Портал крауд-сервисов [Электронный ресурс] // Преимущества

краудфандинга по сравнению с традиционным финансированием - Режим доступа к сайту: http://crowdsourcing.ru/article/4-things-to-know-about-crowdfunding-versus-raising-

capital/

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №111(07), 2015 года

16

14. Портал крауд-сервисов [Электронный ресурс] // Косвенные преимущества краудфандинга - Режим доступа к сайту:

http://crowdsourcing.ru/article/kosvennye preimushhestva kraudfandinga.

15. Гусева Д.Е., Малыхин Н. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски // журнал «Современна наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право», - № 9-10, 2014. - http://www.nauteh-iournal.ru/index.php/ru/—ep14-09/1278-a.

16. Сайт CROWDHANTERS - http://crowdhunters.ru/crowdgover/

References

1. Janova V.V., Janova E.A. Al'ternativnye obrazovatel'nye organizacii vysshego obrazovanija g. Sankt-Peterburg i Leningradskoj oblasti: sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija//Materialy IX Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Wyksztalcenie i nauka bez granic -2013». Vol. 12. Ekonomiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia.

2. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii Rossijskoj Federacii»: tekst s izmenenijami i dopolnenijami na 2015.- Moskva: Jeksmo, 2015.- 160s.- (Zakony i kodeksy).

3. Janova V.V., Janova E.A. Gosudarstvennye i al'ternativnye vuzy Rossii.// Nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal Psihologija Jekonomika Pravo №1. 2012 - 136s.

4. Federal'nyj zakon «O nekommercheskih organizacijah» ot 12.01.1996 № 7-FZ (red. ot 02.05.2015). - Konsul'tantPljus nadezhnaja pravovaja podderzhka (data sohranenija

19.06.2015).

5. Janova V.V., Janova E.A. Osobennosti razvitija predprinimatel'stva v social'noj sfere Rossii // Jekonomika ustojchivogo razvitija: regional'nyj nauchno-tehnicheskij zhurnal -№3(19), 2014.

6. Janova V.V., Janova E.A. Nekotorye podhody k ocenke i akkreditacii osnovnoj obrazovatel'noj programmy magistratury v Rossii // Vnedrenie evropejskih standartov i rekomendacij v sistemy garantii kachestva obrazovanija: sbornik materialov 10 Mezhdunarodnogo Foruma Gil'dii jekspertov v sfere professional'nogo obrazovanija/ pod obshhej redakciej d.p.n. G.N. Motovoj. - M.: Gil'dii jekspertov v sfere professional'nogo obrazovanija, 2014. - 462s.

7. Informacionno-analiticheskie materialy Gosudarstvennoj Dumy // http://iam.duma.gov.ru/node/8/4902/19771.

8. Sajt FINEXTRA -

http://www.finextra.com/news/fullstory.aspx?newsitemid=27188.

9. Sajt Universiteta ITMO - www.ifmo.ru.

10. Sajt Startnaxt -https://www.startnext.com/shift7.

11. Sajt Moskovskogo mezhdunarodnogo salona obrazivanija 2015 -

http://mmso2015.ru/programma/?day=0#prog/.

12. Sajt POSTNAUKA - http://postnauka.ru/talks/33772.

13. Portal kraud-servisov [Jelektronnyj resurs] // Preimushhestva kraudfandinga po sravneniju s tradicionnym finansirovaniem - Rezhim dostupa k sajtu: http://crowdsourcing.ru/article/4-things-to-know-about-crowdfunding-versus-raising-capital/

14. Portal kraud-servisov [Jelektronnyj resurs] // Kosvennye preimushhestva

kraudfandinga - Rezhim dostupa k sajtu:

http://crowdsourcing.ru/article/kosvennye_preimushhestva_kraudfandinga.

15. Guseva D.E., Malyhin N. Kraudfanding: sushhnost', preimushhestva i riski // zhurnal «Sovremenna nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija «Jekonomika i pravo», - № 9-10, 2014. - http://www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/—ep14-09/1278-a.

16. Sajt CROWDHANTERS - http://crowdhunters.ru/crowdgover/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://ej .kubagro.ru/2015/07/pdf/81 .pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.