developing economy / O. V. Ishchenko, D. V. Petrov // Economics and entrepreneurship. 2014. No. 11-2 (52). pp. 478-480.
9. Saliy V.V., Ishchenko O.V., Bush V.G., Gladysheva E.G., Abyzova E.V. (2021) Accounting and Analytical Systems as an Integral Element of Contemporary Accounting. In: Bogoviz A.V., Suglobov A.E., Maloletko A.N., Kaurova O.V., Lobova S.V. (eds) Frontier Information Technology and Systems Research in Cooperative Economics. Studies in Systems, Decision and Control, vol 316. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-57831-2_80.
10. Glushchenko T.E., Khodarinova N.V., Ishchenko O.V., Shaposhnikov V.L., Aksenova Z.A. (2021) The Development of Cooperation in the Digital Economy Based on Scientific Research by A. V. Chayanov. In: Bogoviz A.V., Suglobov A.E., Maloletko A.N., Kaurova O.V., Lobova S.V. (eds) Frontier Information Technology and Systems Research in Cooperative Economics. Studies in Systems, Decision and Control, vol 316. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-57831-2_5.
DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-43-49
В.В. Климук - к.э.н., доцент, первый проректор, учреждение образования «Барановичский государственный университет, Беларусь, [email protected],
V.V. Klimuk - PhD in Economics, Associate Professor, Baranavichy State University, Belarus;
Е.В. Климук - ведущий специалист факультета экономики и права, учреждение образования «Барановичский государственный университет, Беларусь,
E.V. Klimuk - Leading Specialist of the Faculty of Economics and Law, Baranavichy State University, Belarus.
КРАУДЭКОНОМИКА КАК МЕХАНИЗМ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ УСЛУГ R&D CROUDECONOMY AS A MECHANISM OF ALTERNATIVE FINANCING OF R&D SERVICES
Аннотация. Определена роль инновационных решений и реализации данных инициатив как одним из важнейших инструментов роста конкурентоспособности хозяйствующих систем. Представлен поэтапный алгоритм генерации инновационных идей. Отражены основные формы и их отличительные особенности краудэкономики как одного из альтернативных механизмов финансирования инновационных идей и научных проектов. Проанализирована динамика развития крауд-экономики в мире, в частности в Республике Беларусь. Представлен алгоритм работы типовой крауд-платформы. Описаны основные принципы работы данных платформ и основные рекомендации по описанию и продвижению предлагаемых инновационных идей. Систематизированы основные, наиболее известные в мире, крауд-платформы в страновом разрезе, в т.ч. в Республике Беларусь, России, США и др. Предложен ряд рекомендаций, направленных на совершенствование механизма финансирования инновационных идей и наукоемких услуг с помощью крауд-платформ.
Abstract. The role of innovative solutions and the implementation of these initiatives is determined as one of the most important tools for increasing the competitiveness of economic systems. A step-by-step algorithm for generating innovative ideas is presented. The main forms and their distinctive features of the crowd economy as one of the alternative mechanisms for financing innovative ideas and scientific proj ects are reflected. The dynamics of the development of the crowd economy in the world, in particular in the Republic of Belarus, is analyzed. An algorithm for the operation of a typical crowd platform is presented. The basic principles of operation of these platforms and the main recommendations for describing and promoting the proposed innovative ideas are described. The main, most well-known in the world, crowd-platforms in a country context, incl. in the Republic of Belarus, Russia, the USA, etc. A number of recommendations have been proposed aimed at improving the mechanism for financing innovative ideas and knowledge-intensive services using crowd-platforms.
Ключевые слова: краудэкономика, краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг, краудплатформа, инновации, генерация идей, механизм финансирования наукоемких услуг.
Keywords: crowd economy, crowdfunding, crowdinvesting, crowdlanding, crowd platform, innovation, idea generation, financing mechanism for knowledge-intensive services.
Инновационные идеи, досконально проработанные в технической, технологической, организационной, экономической блоках, переходят в стадию продвижения на рынок, поэтапно его тестируя и анализируя изменяющуюся конъюнктуру. Таким образом апробированные инновационные идеи трансформируются в стартап-проекты, перерастающие в новые организации.
Безусловно, внедрение идеи в практические сферы социально-экономической платформы региона требует значительных ресурсов, как интеллектуальных (на этапе генерации идеи, формирования рабочей команды, разработки обоснования), так и финансовых (на этапе апробации идеи, ее вывода на рынок) (рисунок 1).
Анализ проблемного
поля (актуализация)
Генерировани
е идей (предлагаемое решение)
Формирование рабочей
Разработка
Обоснование идеи (оригинальность, анализ рынка, продвижение, эффект)
Рисунок 1 - Поэтапный алгоритм действий по реализации инновационной идеи
(разработано на основе [3; 8])
Важнейшими этапами на пути реализации инновационной идеи являются поиск участников - единомышленников - для формирования рабочей проектной команды и поиск потенциальных инвесторов (источников финансирования идеи) (рисунок 2).
Рисунок 2 - Развитие потенциала для успешной реализации идеи
Одним из трендовых направлений социально-экономической системы для презентации инновационных идей, поиска единомышленников, продвижения данных идей на рынок, поиск инвесторов является краудэкономика («Crowd Economy»). Краудэкономика дает возможности:
- реализации общей цели совместными усилиями;
- расширения границ презентации идеи (глобализации идеи);
- масштабирования идеи для привлечения заинтересованных, соответствующих вводным параметрам («фильтрам») специалистов;
- поиска источников финансирования инновационных идей;
- оптимизации маркетинговых расходов, связанных с рекламой, продвижением стар-тап-проекта на рынок;
- сокращения трудоемкости реализации составных этапов реализации общей концепции проекта.
Проблемные вопросы в рамках развития новой форме альтернативного финансирования инновационных идей, наукоемких услуг рассматриваются в работах ученых Астратовой Г.В. [1; 5], Климука В.В. [3; 6], Матвеевой Л.Г., Никитаевой А.Ю., Черновой О.А. [4], Кузнецовой Ю.А. [7], Милош Д.В. [8], Толстенка Н.П. [9] и др.
Таким образом, краудэкономика представляет собой модель кооперационного ресурсо-пользования с целью решения экономических и социальных задач общества. Структурными элементами краудэкономики являются крадфандинг, краудсорсинг, краудинвестинг (таблица 1).
Таблица 1 - Формы краудэкономики
Формы краудэкономики Характеристика
Крадфандинг Нацелен на поиск, в первую очередь, финансовых ресурсов (инвесторов, спонсоров), необходимых для реализации предлагаемой инновационной идеи
Краудсорсинг Направлен на поиск единомышленников - формирование рабочей проектной команды для запуска стартапа
Краудинвестинг Заключается во вложении средств в рискованные проекты (малые и средние предприятия) - инновационные идеи - с целью получения доли в бизнесе или акций
Краудлендинг Состоит в займе средств, в основном малым предприятия (венчурное финансирование), с целью получения дивидендов
По данным мировой статистики отмечена существенная динамика показателей развития крадэкономики за 2016-2018 годы:
- количество инвесторов-участников краудфандинговых платформ увеличилось в 7,3 раза (составило 148126 инвесторов);
- выручка от краудфандинговых стартап-проектов увеличилась в 8,1 раза;
- количество уникальных предложений увеличилось на 44 %;
- количество успешных предложений увеличилось на 89 %;
- средний показатель успеха крадфандинговых предложений достиг 63,9 % [2].
Развитие краудэкономики свидетельствует о постоянно растущем спросе на инновационные идеи, которые публикуются на специализированных краудфандинговых платформах. Целью данных платформ является размещение оригинальных идей для привлечения потенциальных участников (рабочей команды единомышленников) и спонсоров (инвесторов) для реализации стартап-проекта.
Таблица 2 - Характеристики основных действующих крауд-платформ в мире (разработано на основе [3])
Название платформы Содержание работы Сайт
1 2 3
Республика Беларусь
Улей Краудфандинговая площадка для привлечения коллективных ресурсов для реализации оригинальных идей. Тематические разделы представлены сферами бизнеса и творчества (дизайн, литература, музыка и др.). Имеется обучающий контент. Ulej.by
Продолжение таблицы
1 2 3
МолаМола Краудфандинговая площадка для привлечения коллективных ресурсов для реализации оригинальных идей. Разделы представлены сферами здравоохранения, экологии, образования, творческими инициативами и благотворительностью (волонтерством). molamola.by
Талака Краудфандинговая площадка для привлечения коллективных ресурсов для реализации оригинальных идей. Проекты сгруппированы по категориям: благотворительность, город и экология, здоровье и спорт, культура и искусство, наука и образование, предпринимательство, путешествия и туризм, семья и дети, социальная поддержка, технологии. talaka.org
Российская Федерация
Boomstarter Краудфандинговая платформа. Содержит разделы по финансированию проектов в области бизнеса, дизайна, моды, спорта, фильмов, здоровья, музыки, образования, технологий, искусства и др. Содержит обучающий контент. boomstarter.ru
Планета Наиболее крупная российская крауд-платформа. Группировка по проектам представлена категориями: бизнес, благотворительность, литература, музыка, наука и просвещение, обучение, социальное предпринимательство, технологии и инновации и др. Структура платформы содержит компоненты, которые отличают ее и делают более востребованной и полезной среди других аналогичных платформ: площадка для размещения идей, школа краудфандинга, магазин краудтоваров, крауд-продюсер, онлайн-кампус. planeta.ru
StartTrack Краудинвестинговая площадка. Основана на приобретении доли в бизнесе или акций, выдаче денежных средств взаймы - инвесторами. Представлены компании, предлагающие свои оригинальные идеи для реализации. starttrack.ru
Город Денег Краудинвестиционная платформа, которая специализируется на кредитовании Р2В (peer-to-business), что позволяет компаниям привлекать финансирование напрямую от частных инвесторов, зарегистрированных на сайте платформы. Представлены услуги для заемщиков, возможности для инвесторов и партнеров. townmoney.ru
Penenza Крупнейшая российская краудлендинговая площадка, которая занимается Р2В-кредитованием юридических лиц. Инвесторами могут выступать как юридические, так и физические лица. Репера работает с целевыми займами. penenza.ru
США
Kickstarter Крупнейшая и наиболее известная в мире краудфандинговая платформа. Разделы представлены следующей тематикой: искусство, комиксы и иллюстрации, дизайн и технологии, фильмы, еда и ремесло, игры, музыка, издательство. kickstarter.com
Crowdfunder Краудфандинговая площадка, распределенная по категориям: биз- crowd-
нес, строительство, энергетика, финансы, маркетинг, социальное funder.com
предпринимательство и др. Содержит обучающий контент.
Indiegogo Краудфандинговая площадка, которая содержит крупные тематические блоки идей: технологии и инновации, творческая работа. indiegogo.com
Продолжение таблицы
Украина
1 2 3
Велика 1дея Краудфандинговая платформа, содержащая разделы: экономика, музыка, здоровье, экология, социальный бизнес и др. Представлена структурными блоками: предлагаемые проекты, возможности (образовательные мероприятия), практики (журнал социальных инноваций, мастерская (обучающая среда). bigggidea.com
Франция
Улуле Краудфандинговая площадка, содержащая тематические разделы: образование, музыка, ремесло, благотворительность, спорт, технологии и др. ulule.com
Краудфандинговая система нацелена на достижение преимуществ каждым из ее участников: авторами (разработчиками), спонсорами (инвесторами), кредитно-финансовыми учреждениями (банками), крад-платформой, государством (регионом) (рисунок 3).
Рисунок 3 - Основные элементы успешной реализации идеи (разработано на основе [6])
Для представления инновационных идей на данных крауд-платформах необходимо соблюдение основных рекомендаций, позволяющих опубликованной идее быть конкурентоспособной (таблица 3).
Таблица 3 - Рекомендации к инновационным идеям для публикации на крауд-платформах
Рекомендация Характеристика
1 2
Готовность Идея должна быть комплексно описана, иметь завершенный характер с представлением уже достигнутых - промежуточных (начальных) - результатов работы (подготовлена программа мероприятия, создан прототип продукта, разработан чертеж изделия и др.).
48 Деловой вестник предпринимателя № 6 (4), 2021
Продолжение таблицы
1 2
Оригинальность Идея должна быть нестандартной, креативной с целью привлечения внимания и интереса у пользователей платформы (спонсоров, единомышленников).
Актуальность Идея должна соответствовать текущей ситуации в социально-экономической, демографической, экологической и других системах, территориальному, культурному и другим признакам. Идея должна отражать необходимость в ее реализации с целью улучшения (нивелирования) текущего состояния, обязательно аргументированного (подтвержденного количественными данными, первичной информацией и др.).
Тестирование Перед выходом на рынок, социальные площадки результат идеи необходимо протестировать в реальных условиях (уровень спроса, анализ конкурентной среды, система маркетингового продвижения и др.).
Команда Для воплощения идеи в конечный ожидаемый результат должна быть сформирована компетентная, инициативная, взаимодополняющая, надежная команда.
Вознаграждение Необходимо обязательно представить систему дифференцированного вознаграждения для спонсоров (инвесторов, партнеров).
Бюджет Необходимо представить детализированную обоснованную смету расходов, направленных на реализацию идеи, учитывая основные, дополнительные (непредвиденные) расходы, а также комиссионные вознаграждения банку, крауд-платформе.
Таким образом, проведенный анализ алгоритма работы крад-платформ, характерные особенности наиболее известных платформ свидетельствуют о динамичном развитии крауд-экономики в мире и, в частности, в Республике Беларусь, что позволяет оперативно, с минимальными финансовыми ресурсами представить оригинальную идею для коммерческого или социального стартапа для широкого круга потенциальных участников (партнеров) и инвесторов.
На текущем этапе развития краудэкономики следует выделить ряд аспектов для совершенствования:
1. обеспечить нормативно-правое регулирование процессов взаимодействия участников (партнеров, инвесторов) в рамках крауд-процессов (разработать закон/инструкцию о краудфандинге) с целью унификации основных принципов работы и требований к крауд-платформам;
2. усилить процедуры оценки инвесторов (партнеров, спонсоров) (на предмет их благонадежности, компетентности);
3. предусмотреть возможность закрепления авторских прав инициаторам идей (разработчикам) на крауд-платформах (с целью устранения рисков копирования и несанкционированного заимствования идеи);
4. предусмотреть форму отчетности по используемым средствам, направленным на реализацию инновационной идеи, согласно конкретным статьям расходов.
Источники:
1. Astratova G.V., Klimuk V.V., Sandalova N.V., Chashchin M.R. Russia and China Universitys students values in the context of mass open online courses / Вестник евразийской науки. - Т. 13. -№2. - 2021. - С. 27-56.
2. Crowdfund Capital Advisors. - Режим доступа: https://crowdfundcapitaladvisors.com/ regulation-crowdfunding-performed-solidly-in-2018-heres-the-data. - Дата доступа: 28.10.2020.
3. Klimuk V., Lazdins A. Modelling neo-industrialization strategy as a mechanism of innovative activity of industrial business. - Proceedings of the 2021 International Conference «Economic science for rural development». Jelgava, LLU ESAF, 7-8 May 2021.
4. Управление инвестиционными проектами в условиях риска и неопределенности : Учебное пособие / Л. Г. Матвеева, А. Ю. Никитаева, О. А. Чернова, Е. Ф. Щипанов. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 298 с.
5. Астратова, Г. В. Совершенствование экономических механизмов управления / Г. В. Астратова, О. А. Рущицкая // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2016. -№ 4(138). - С. 36-44.
6. Климук В.В., Джикия А.А. Формирование инновационной стратегии промышленного бизнеса в условиях цифровизации экономики / В.В. Климук, А.А. Джикия // Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 3. С. 24- 31.
7. Кузнецова, Ю. А. Социальные инновации в Российской Федерации: институциональный и информационный аспекты / Ю. А. Кузнецова. - Новокузнецк : ИП Петровский К.В., 2020. -131 с. - ISBN 978-5-906562-26-5. - DOI 10.18411/kuznecova-monogr-socialinnovation-2020.
8. Милош Д.В., Дорофеев В.Г. Проблемы и развития краудэкономики в Республике Беларусь. -Режим доступа: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/76147/1/Milosh_D.V._S._69_71.pdf. - Дата доступа: 28.10.2020.
9. Толстенок Н.П., Тихонов В.С. Внедрение элементов краудэкономики в банки Республики Беларусь. - Гомель, 2016. - С. 114-117.
References:
1. Astratova G.V., Klimuk V.V., Sandalova N.V., Chashchin M.R. Russia and China Univer-citys students values in the context of mass open online courses / Bulletin of Eurasian Science. - T. 13. - No. 2. - 2021. - S. 27-56.
2. Crowdfund Capital Advisors. - Mode of access: https://crowdfundcapitaladvisors.com/ regulation-crowdfunding-performed-solidly-in-2018-heres-the-data. - Access date: 10/28/2020.
3. Klimuk V., Lazdins A. Modeling neo-industrialization strategy as a mechanism of innova-tive activity of industrial business. - Proceedings of the 2021 International Conference "Economic science for rural development". Jelgava, LLU ESAF, 7-8 May 2021.
4. Management of investment projects under risk and uncertainty: Textbook / L. G. Matveeva, A. Yu. Nikitaeva, O. A. Chernova, E. F. Shchipanov. - 1st ed. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. - 298 p.
5. Astratova, G. V. Improvement of economic management mechanisms / G. V. Astratova, O. A. Ru-schitskaya // Bulletin of the Samara State University of Economics. - 2016. - No. 4 (138). - S. 36-44.
6. Klimuk V.V., Jikia A.A. Formation of an innovative strategy for industrial business in the context of digitalization of the economy / V.V. Klimuk, A.A. Jikia // Regional economy. South of Russia. 2020. V. 8. No. 3. S. 24-31.
7. Kuznetsova, Yu. A. Social innovations in the Russian Federation: institutional and informational aspects / Yu. A. Kuznetsova. - Novokuznetsk: IP Petrovsky K.V., 2020. - 131 p. - ISBN 978-5906562-26-5. - DOI 10.18411/kuznecova-monogr-socialinnovation-2020.
8. Milos D.V., Dorofeev V.G. Problems and development of crowd economy in the Republic of Belarus. - Access mode: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/76147/1/Milosh_D.V._S._69_71.pdf. - Access date: 10/28/2020.
9. Tolstenok N.P., Tikhonov V.S. Implementation of elements of the crowd economy in the banks of the Republic of Belarus. - Gomel, 2016. - S. 114-117.
DOI: 10.24412/2687-0991-2021-4-49-52
C.Н. Косников - к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
S.N. Kosnikov - candidate of Economic Sciences, Associate Professor, FSBEI HE Kuban SAU;
Д.Д. Сухиненко - студент 2 курса факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
D.D. Sukhinenko - 2nd year student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU.
ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ECONOMIC AND MATHEMATICAL ASPECTS OF MANAGEMENT DECISION MAKING
Аннотация. В управлении любой системой закономерно одну из самых важных ролей играет процесс прогнозирования, моделирования и планирования деятельности этой системы. Применение этих методов является частью экономико-математического аспекта управления любой системой. Для