№ 4 (24) 2011 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Жумабаева Меруерт Ербосыновна,
старший научный сотрудник отдела международного права и сравнительного правоведения Института законодательства РК
краткий обзор зарубежного опыта социальных услуг
Мировой опыт социальной работы имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов - от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества. Институциализация социальной работы - явление, связанное с социально-политическими преобразованиями в мире, с изменением статуса человека, с глобальными трансформациями в современном обществе, но ее основы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны. Конкретные модели социальной работы в различных частях мира формируются в результате духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического развития общества [1].
Примерно 1/8 часть государств мирового сообщества (около 25 стран) относятся к развитым странам. Это означает, что они обладают материальными возможностями проводить развитую, конструктивную социальную политику. Как известно, их общественный строй состоит из трех структурообразующих компонентов - политической демократии, рыночной экономики и государственной системы обеспечения определенного уровня доходов и безвозмездных льготных услуг, условно называемой «государством благосостояния». Каждая из этих стран отличается спецификой этих компонентов, их конкретного содержания и форм, каждая проводит свою политику, имеет свою систему реализации функций государства благосостояния. Существует три социально-политических модели государства, получивших реализацию на практике - «социально-рыночное хозяйство» (в Германии), «государство всеобщего благоденствия» (в Дании), «государство всеобщего благосостояния» (в Америке). При некоторой схожести эти модели отличаются друг от друга. Например, социальное рыночное государство, в отличие от государства всеобщего благосостояния, не стремится к максимально возможному перераспределению доходов и имущества, а проводит соци-
альную политику порядка и активизирует деятельность граждан.
социальное обеспечение в странах центральной Европы
Социально-рыночное хозяйство. Социальное государство Германия призвано осуществлять политику, направленную на обеспечение определенного уровня благосостояния всех своих граждан, поддержку социально уязвимых групп населения, на утверждение в обществе социальной справедливости. Основные принципы социального государства - социальная справедливость, социальное равенство, обеспечение социальных гарантий.
Социальная политика. Систему социального обеспечения в Германии можно разбить на три основных сектора - в зависимости от того, из каких фондов и по какому признаку производится выплата средств. Первый сектор: социальные выплаты производятся страховой компанией. Второй сектор: социальные выплаты производятся государством в соответствии с заслугами человека или его принадлежностью к определенной группе населения. Третий сектор: социальные выплаты производятся в порядке заботы о человеке, в силу его нуждаемости, вне зависимости от уплаченных им взносов, заслуг и т.п.
Каждый из этих секторов имеет свою собственную организационную структуру [2].
Германия, как социальное государство, делает ставку на индивидуальные правопритязания, базирующиеся на результатах собственного труда. С этой целью разработан широкий спектр социальных законов, которые охватывают обеспечение по старости, болезни и в связи с несчастным случаем вплоть до пособия на детей, на частичную оплату жилья или по безработице.
Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование.
Социальное страхование финансируется
Международное право и сравнительное правоведение
в основном за счет взносов. Они уплачиваются наполовину самим застрахованным и наполовину его работодателем (страхование несчастного случая на производстве финансируется исключительно работодателем). Эти средства поступают в общий фонд и тратятся на нужды всех застрахованных. Таким образом, лица, уплачивающие взносы в фонд пенсионного страхования, отдают часть своего ежемесячного дохода в пользу тех, кто в данный момент получает пенсию. Когда сегодняшние плательщики выйдут на пенсию, они будут получать ее за счет взносов следующего поколения плательщиков. Такую схему называют в Германии «договор поколений» [3].
Социальное обеспечение. Финансовой основой сектора государственного социального обеспечения являются средства налогоплательщиков, ибо право на получение денег приобретается не за счет взносов в фонды страхования, а за счет иных заслуг данного лица: социальные выплаты являются компенсацией тем, кто имеет перед обществом особые заслуги (например, в качестве чиновников) или в определенных политических ситуациях нанес ущерб здоровью, или потерпел убытки (например, жертвы войны, изгнанники и т.д.).
Социальное обеспечение по признаку нуждаемости основывается на принципе, что нуждающимся считается тот, кто не имеет доходов, не получает (достаточных) выплат за счет первых двух секторов социального обеспечения и не в состоянии собственными силами преодолеть свои трудности. Социальное обеспечение по нуждаемости не зависит от взносов или заслуг человека и финансируется полностью за счет государства, то есть за счет налогоплательщиков.
Правовой основой для оказания социальной помощи является принятая в 1987 г. новая редакция Федерального закона «О социальной помощи». Социальная помощь оказывается для обеспечения средств к жизни, а также при особых жизненных обстоятельствах; принятие социальной помощи призвано обеспечить ее получателю достойный уровень жизни. Цель социальной помощи - в максимальной степени способствовать тому, чтобы в своей жизни человек стремился полагаться, прежде всего, на собственные силы.
Социальные услуги оказываются в Германии в соответствии с законом о налогообложении 1996 г.
Социальное обеспечение в странах Северной Европы
Общество всеобщего благоденствия. В странах Северной Европы своеобразная модель государственного устройства социал-демократического типа, где преобладает принцип универсализма в
предоставлении социальных услуг, организованных и финансируемых государством. Эта модель государственного устройства получила название «всеобщего благоденствия» (WoЫfahrtsgeselschaft). Социальная политика этого типа сформировалась в ограниченном кругу западноевропейских стран (прежде всего скандинавских) на базе (отчасти и параллельно) высокоразвитой и структурно-динамичной экономики, а также развитых институтов гражданской и политической демократии. И необходимыми условиями становления и совершенствования этой политики были и остаются атмосфера гражданского мира, и высокая политическая культура масс [4].
Эта модель социальной политики может функционировать только при высокой степени социализации национального дохода, т.е. аккумуляции в руках государства, местных органов власти или специальных общественных институтов огромных финансовых ресурсов и при высоком уровне налогообложения доходов граждан и предприятий. В этом случае состоятельные слои общества несут большие расходы, т.е. происходит перераспределение средств от наиболее обеспеченных к менее обеспеченным группам. Здесь реализуется принцип: от каждого - по возможности, каждому - по потребностям. Отличительной особенностью датской системы, по сравнению с аналогичными системами других европейских стран, является большая ответственность общества за решение социальных проблем. В связи с этим общество играет главную роль в регулировании и выполнении требований, направленных на удовлетворительное социальное обеспечение.
Главными составляющими этой модели являются:
• Государственная система, обеспечивающая высокий уровень экономической защиты даже для самых неблагополучных слоев, а также очень высокий уровень обслуживания. Почти все службы социального обеспечения финансируются за счет прямого и косвенного налогообложения.
• Перераспределение, т.е. выравнивание доходов через социальные (трансфертные) выплаты. Заметное расширение сети услуг, особенно для детей и престарелых, других групп населения, на которых прямо сказывается занятость женщин. Всеобъемлющие государственные службы и системы поддержки больших групп населения приводят к высоким прямым и косвенным налогам и большому государственному сектору.
• Децентрализация и контроль, которые осуществляются в рамках законодательства.
• Равенство властей на местах.
№ 4 (24) 2011 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
8
В социальный сектор Дании не входят следующие три раздела, которые во многих странах считаются принадлежностью социальной сферы: здравоохранение и обслуживание в больницах (в ведении Министерства здравоохранения); социальные выплаты по безработице (введении Министерства труда); жилищные вопросы.
В Дании исторически развивались два основных компонента социального обеспечения: система защиты доходов и система социальных услуг. Право на получение пособий основано не на предыдущей деятельности, зарплате и вкладе каждого, а на его принадлежности к обществу.
Прямое выражение эти принципы социального обеспечения нашли в системе выплат пенсий по старости.
Система защиты доходов. Датская система социальной защиты включает в себя следующие основные структуры: пенсионное обеспечение; страхование по безработице; социальные гарантии; социальные выплаты; социальную помощь; социальные службы.
Социальные услуги. Социальные услуги предоставляются в соответствии с Актом о социальной помощи от 1976 года, который аккумулировал в себе основные элементы социального законодательства Дании. Он включает, в первую очередь, бесплатное предоставление социальных услуг, финансируемых за счет налогообложения центральным и местным правительствами [5].
Органы социального обеспечения. Субъектами социальной политики в Дании являются местные власти (община).
Все больше и больше датская социальная деятельность опирается на добровольцев. Изменение социальной политики будет выражаться также в большем влиянии потребителей и опоре людей на свои собственные силы и ресурсы.
Дания во многих отношениях занимает особое место в вопросах социальной защиты и обслуживания. Интерес международной общественности к тому, что называется датской моделью, свидетельствует о том, что этот опыт поможет другим странам.
Американская модель социальной поддержки населения
Государство всеобщего благосостояния. В США поворотным моментом в формировании социальной политики был 1935 год - год принятия основополагающего закона о социальном страховании в рамках «нового курса» президента Ф. Рузвельта. ^еИа^гае).
США обычно относят к странам, ориентированным на жестко рыночную модель, при которой
удовлетворение индивидуальных и общественных социальных потребностей в наибольшей степени -по сравнению с другими странами - осуществляется с помощью механизма рыночных отношений, социальные услуги, не только, скажем, образование или здравоохранение, но и материальное обеспечение в старости, преимущественно покупаются на рынке и оплачиваются самими пользователями тех или иных видов социальных услуг. Это - консервативная модель, при которой государство, в принципе, ограничивает свою роль материальной поддержкой только самых малообеспеченных слоев населения [6].
Социальная политика. Характерной особенностью американской модели социальной защиты населения является сеть федеральных и штатных социальных программ. США опережают Западную Европу по степени развития фирменных социальных программ - неотъемлемой части их общей социальной модели.
Социальное страхование. К системе социального страхования в США относятся следующие программы:
1) страхование по возрасту и потере кормильца -учреждена первоначально в соответствии с Законом о социальном обеспечении (1935) как Программа страхования лиц пожилого возраста;
2) медицинская программа «Мэдикэр» (1965), которая помогает оплачивать расходы, связанные с пребыванием в госпитале и медицинским уходом за пожилыми и нетрудоспособными людьми.
Федеральные программы социального страхования финансируются из специальных фондов.
Социальное вспомоществование. Система помощи в США включает несколько крупных и множество (около 70) мелких программ. На федеральном уровне управление ими осуществляют министерства здравоохранения и социальных служб, труда, жилищного строительства и городского развития, образования, сельского хозяйства и ряд других ведомств. По каналам этих программ лица, живущие в бедности, получают денежную помощь, субсидируемое жилье, помощь для получения образования, профессиональной подготовки и пр.
Основными программами функционирования социального вспомоществования являются программы борьбы с бедностью. Например, программа «Налоговые льготы по подоходному налогу с физических лиц» предназначена для работающих из категории бедных. Помощь предоставляется наличными. Рабочий, у которого низкий доход и его доход по закону не подлежит налогообложению, может подать налоговую декларацию на возврат
Международное право и сравнительное правоведение
уплаченного налога и получить от Государственного казначейства определенную сумму с учетом размера его заработка.
Заключение
Институциализация социальной работы связана с социально-политическими преобразованиями в мире, с изменением статуса человека, с глобальными трансформациями в современном обществе.
Истоки этой хорошо отлаженной в мире государственной и общественной системы лежат в традициях благотворительности, особенных для каждой страны.
Международный опыт социальной работы показывает, что для распространения индивидуальной частной инициативы по социальному обеспечению необходимо создание целого ряда правовых, политических и экономических условий. Прежде всего, это правовое обеспечение рыночной экономики. Второй момент - экономическая политика. Для каждого отдельного человека это означает защиту его денежных накоплений. Третий момент - социальная политика, причем такая социальная политика, которая не ставит себе целью полное обеспечение граждан, но направляется на достижение социальной защиты, в рамках которой есть место и для индивидуальной,
личной инициативы. Четвертое - это законы, нормативные акты, которые регламентируют деловую активность учреждений, занятых дополнительным социальным обеспечением. И последнее - это налоговые стимулы для поддержки индивидуальной инициативы по социальному обеспечению.
Таким образом, для социальной работы в 21 веке во многих государствах мира будет характерно:
во-первых, активизация человеческих ресурсов в социальном действии, изживании позиции «социального паразитизма», который развился в условиях послевоенной реализации в западных странах концепций государств «всеобщего благосостояния», «всеобщего благоденствия», а в России концепции «развитого социализма»;
во-вторых, перенос основной тяжести социального бремени с государства на общество через формирование помощи общественных организаций и самопомощи;
в-третьих, развитие гибких управленческих систем и структур, где государству будет отводиться роль стратегического управленца, функция координатора, что будет возможно через распространение информационных систем и технологий.
использованная литература
1. Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом. - Улан-Удэ, 2000. - С. 4.
2. Социальное обеспечение в Германии // Социальная защита. - 1997, №5 - С. 62-64.
3. Там же.- С. 63.
4. Бурджалов Ф.Э., Гришин И.В., Сванидзе З.Я., Соболева И.В. Типы социальной политики: концепции, практика // Общество и экономика. - 1997. - № 1-2. - С. 26-27.
5. Социальное обеспечение в странах Северной Европы. - М.: МГСУ, 1994. - С. 91-92.
6. Козловский А.А. Типы социальной политики - американский вариант // Общество и экономика. -1997. - № 1-2. - С. 92-93.
Мацалада мемлекеттщ уш элеуметтт-саяси турлерг, зрбгр турдщ злеуметтгк цамсыздандыру жуйеа, олардыц нацты мазмун жэне туршц компоненттертц ерекшелгктерг ашылады.
В статье раскрываются три социально-политических модели государства, специфика компонентов системы социального обеспечения каждой модели, их конкретного содержания и форм.
This article describes three sociopolitical models of the state, specificity of components of system of social security of each model, their concrete maintenance and forms reveals.