Научная статья на тему 'КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СЕРИИ МОНАП'

КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СЕРИИ МОНАП Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Егоров А.И., Валиуллин Д.Р., Багаутдинов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ СЕРИИ МОНАП»

документов Госгортехнадзора России, сер. 27, вып. 2. - М. : НТЦ «Промышленная безопасность», 2001. - 224 с.

УДК 004.891.3

Егоров А.И. студент

институт компьютерных технологий и защиты информации Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева-КАИ

г. Казань Валиуллин Д.Р. студент

институт компьютерных технологий и защиты информации Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева-КАИ

г. Казань Багаутдинов А.А.

студент института компьютерных технологий и защиты информации Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева-КА

г. Казань

КРАТКИЙ ОБЗОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ

СРЕДСТВ СЕРИИ МОНАП

Введение

Появление и развитие компьютеров привело и продолжает приводить к созданию новых технологий в различных областях научной деятельности. Одной из таких областей стало образование - процесс передачи накопленных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому. Образование откликнулось на возможности современной вычислительной техники появлением интеллектуальных обучающих систем (ИОС)[1]. Интеллектуальные обучающие системы - это системы, имеющие возможность:

• строить последовательность изучения курса обучения;

• проводить анализ ответов обучаемого;

• осуществлять помощь в решении задач, основанных на примерах. На данный момент актуальным является вопрос совершенствования ИОС, а именно проблема адаптивного управления процессом обучения. Адаптивность - это свойство системы приспосабливаться к действиям пользователя, т.е. система изменяет свои параметры и структуру в зависимости от работы пользователя.

Ключевые слова программный комплекс; обучающая среда; процесс обучения; тестирование; интеллектуальная система;

software package; learning environment; learning process; testing; Intellectual system

Обзор функциональных возможностей МОНАП

МОНАП — модель обучения навыкам алгоритмической природы — представляет собой как инструментальное средство для проектирования интеллектуальных обучающих систем (ИОС)[2].

Подсистема управления обучением в ИОС, спроектированной с помощью МОНАП, построена на основе следующих моделей (рис.1):

- предметной области[3];

- обучаемого[2];

управления процессом обучения[2].

-xQe К - •

Рис.1 Интерфейс МОНАП

Основным понятием в МОНАП является обучающая среда — это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков. В МОНАП есть возможность создания как одной, так и нескольких сред обучения. На рис.2 представлен пример создания обучающей среды по физике (раздел молекулярной физики и термодинамики).

г" ' " :лг;-';1 I

О Ф<ш

Опт'чшч« шпини 'I*» 1Н1" •«•

^т хмп ■ ■ ч1 пуп оси ччч»д1» • ими: I» авгр »4

Рис. 2 Создание обучающей среды

Неотъемлемой частью обучающей среды являются правила, с помощью которых решаются учебные задачи. Правила можно представить как в

текстовом, так и в графическом виде. На рис. 3 представлен пример создания правил и пример готового правила.

Рис.3 Интерфейс редактора правил

Важной частью интеллектуальной обучающей системы являются учебные задачи. Усвоение материала становится эффективным, когда обучающийся не только читает и запоминает правила, но и использует их на практике при решении задач. В ИОС, спроектированных с помощью МОНАП, для каждого обучаемого выбирается учебная задача оптимальной трудности. На рис. 4 представлен пример интерфейса редактора задач.

Рис. 4 Интерфейс редактора задач

Модель управления процессом обучения, реализованная в МОНАП, инвариантна к широкому классу предметных областей обучения [4,5], что позволило спроектировать рассмотренную адаптивную среду обучения по разделу молекулярной физики и термодинамики. http://bono-esse.ru/blizzard/A/PDF/Mjakishev_10_klass_FIZIKA_2010.pdf

Использованные источники:

1.Галеев И.Х. Модели и методы построения автоматизированных обучающих систем (обзор) // Информатика. Научно-технический сборник. Серия Кадровое обеспечение. Выпуск 1. - М.: ВМНУЦ ВТИ, 1990. - С.64-72

2.Галеев И.Х. Модель обучения в МОНАП-ПЛЮС // Искусственный интеллект - 96. КИИ-96. Сборник научных трудов пятой национальной конференции с международным участием. T.I. - Казань, 1996. - С.17-25.

3.Галеев И.Х. Свойства учебных задач при алгоритмизации в обучении // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2011. - V.14. - №2. - C.289-299. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html

4.Галеев И.Х. Развитие адаптивных технологий обучения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. Воронежский государственный университет. -2004. - №2.- С. 76-83.

5.Галеев И.Х. Модель управления процессом обучения в ИОС // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (EducationalTechnology&Society)" - 2010. - V.13. - №3. - C.285-292. -ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

УДК 535.645.646

Ермакова В.Д. магистрант специальность «Радиотехника» Научный руководитель: Ложкин Л.Д., доктор технических наук

профессор

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Россия, г. Самара

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОЛОРИМЕТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ МКО

В данной статье рассматриваются вопросы равноконтрастности цветовых пространств МКО (колориметрической системы координат). Сравнение существующих цветовых пространств производится методом определения эллиптичности поверхности известных цветовых (колориметрических) пространств. Эллиптичность цветовой поверхности цветового пространства определяется из отношения максимальной оси эллипсов Мак Адама (пороги цветоразличения) к минимальной оси. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.