Научная статья на тему 'Краткий обзор судебной практики в сфере производства и обращения медицинской продукции за октябрь–ноябрь 2012 г'

Краткий обзор судебной практики в сфере производства и обращения медицинской продукции за октябрь–ноябрь 2012 г Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ / АРБИТРАЖНЫЙ СУД / МЕДИЦИНСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / INDUSTRY OF MEDICAL DEVICES / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / JUDICIAL DECISIONS / ARBITRATION COURT / MEDICAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

В ежемесячном обзоре проведен анализ судебной практики в сфере производства и обращения медицинской продукции, чтобы помочь специалистам отрасли избежать ошибок при решении сходных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The monthly review contains the results of judicial practice analysis in the field of medical product manufacture and circulation to help the professionals engaged in the field avoid mistakes while solving similar problems.

Текст научной работы на тему «Краткий обзор судебной практики в сфере производства и обращения медицинской продукции за октябрь–ноябрь 2012 г»

PEMEiïUUM ffr 67

СУДЕБНАЯ ХРОНИКА

Краткий обзор судебной практики

В ежемесячном обзоре проведен анализ судебной практики в сфере производства и обращения медицинской продукции, чтобы помочь специалистам отрасли избежать ошибок при решении сходных проблем.

Ключевые слова: промышленность медицинских изделий, фармацевтическая промышленность, судебные решения, арбитражный суд, медицинская продукция

• ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2012 ПО ДЕЛУ №А82-3018/2012

Решение содержит вывод суда в отношении включения в один лот диагностических и расходных материалов для медицинского оборудования. Предыстория

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 №1236 «О порядке закупки и передачи в учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и С» Ярославской области, в качестве субсидии были выделены денежные средства, которые впоследствии явились источником финансирования размещения заказа на поставку соответствующих диагностических средств. Суть претензии

Один из участников размещения заказа обратился в антимонопольный орган с жалобой на заказчика, который объединил в один лот диагностические средства (химические реагенты) и расходные материалы (изделия из пластмассы), предназначенные для медицинского оборудования (анализатора), тем самым нарушив положения Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-

ственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о госзакупках) путем создания преимуществ ограниченному числу участников. Позиция антимонопольного органа

Антимонопольным органом на основании поступившей жалобы было вынесено решение, в соответствии с которым заказчик был признан нарушившим Закон о госзакупках ввиду объединения в один лот функционально и технологически не связанных между собой товаров. Выводы суда

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение антимонопольного органа необоснованным, поскольку антимонопольный орган не предоставил доказательств негативного влияния сформированного лота на конкретный товарный рынок, ограничения или недопущения конкуренции, не достижения целей рационального и экономного расходования бюджетных средств. Суды установили, что необходимые заказчику диагностические материалы (химические реагенты) не могут быть использованы в работе без сопутствующего расходного материала (пластмассовых изделий — пробирок), наконечников и, таким образом, являются функционально взаимосвязанными.

Заказчик пояснил, что при формировании лота проводился анализ рынка закупаемых товаров. По итогам проведенного анализа заказчик пришел к

Key words: industry of medical devices, pharmaceutical industry, judicial decisions, arbitration court, medical products

The monthly review contains the results of judicial practice analysis in the field of medical product manufacture and circulation to help the professionals engaged in the field avoid mistakes while solving similar problems. BRIEF REVIEW OF JUDICIAL PRACTICE IN THE FIELD OF MEDICAL PRODUCT MANUFACURE AND CIRCULATION IN NOVEMBER-DECEMBER 2012.

1 В полном объеме статьи данной рубрики читайте на сайте remedium.ru в разделе «Промышленность».

выводам, что для диагностических и расходных материалов есть функционирующий рынок, что подтверждается фактом подачи предложений со стороны нескольких участников заказа. Заказчик также ссылался на то, что расходные материалы включены в лот, поскольку для обеспечения непрерывности и эффективности диагностического процесса требуется одномоментное и своевременное поступление всех необходимых товаров. Суды также выяснили, что все включенные в лот товары согласно регистрационным удостоверениям относились к изделиям медицинского назначения, имели один и тот же код ОКП 93 9800 и одну область применения, т.к. их закупка была направлена на решение проблемы укомплектования лаборатории товарами, необходимыми для работы заказчика. Таким образом, суды пришли к выводу, что объединение заказчиком в один лот диагностических средств (химических реагентов) и расходных материалов (изделий из пластмассы), предназначенных для медицинского оборудования (анализатора), соответствовало целям и задачам Закона о госзакупках.

• ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.11.2012 ПО ДЕЛУ №Аб2-4225/2012

Решение содержит вывод суда касательно возможности освобождения от уплаты ввозного НДС в отношении медицинской техники при неполной комплектности. Предыстория

На таможенном посту импортером был продекларирован товар — «изделие медицинской техники на основе рентгеновского излучения, без источников радиоактивного излучения: комплекс рентгеновский маммографический цифровой, в составе: блок рентгеновский с моноблоком и штативом, блок электронный и блок управления». Также декларантом была заявлена льгота по уплате НДС в связи с освобождением от уплаты НДС изделий важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники при ввозе на территорию РФ. В качестве подтверждающих документов таможенному органу были предоставлены регистрационное удостоверение и сертификат соответствия на товары. Суть претензии

Таможенный орган сделал вывод, что применение льготного порядка обложения НДС в отношении ввезенного товара является необоснованным, т.к. товар ввозится не в полном комплекте и отличается по составу от описания товара в регистрационном удостоверении.

Выводы суда

Не согласившись с решением таможенного органа, импортер обратился в суд. Суды первой и апелляционной инстанций признали возимый товар соответствующим условиям для освобождения от уплаты НДС, поскольку продукция, входящая в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники (Постановление Правительства РФ от 17.01.2002 №19), не подлежит налогообложению согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ. При этом суды указали, что принадлежность медицинской техники к указанному перечню определяется по коду ОКП. Суды также установили, что ввозимый товар относится к группе

94 4220 — «аппараты рентгеновские медицинские диагностические», что подтверждается регистрационным удостоверением.

Суды отклонили доводы таможенного органа о неполной комплектности товара. Они указали, что при ввозе изделий медицинской техники не в полном составе или при отсутствии количественного указания на принадлежность последние не меняют статус важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, что, в частности, подтверждается Постановлением ФАС Центрального округа от 06.12.2010 по делу №А64-7913/09.

• ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 30.11.2012 ПО ДЕЛУ №А68-1651/12

Решение содержит вывод суда в отношении включения в аукционную документацию требований к обслуживанию товара и показателям мощности товара, а также правомерности установления заказчиком начальной цены контракта.

Предыстория

Государственным заказчиком было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку гипертермической системы мощностью 600 Вт с принадлежностями с начальной ценой контракта — 10,486 млн. руб. Суть претензии

По мнению одного из участников размещения заказа, отдельные положения аукционной документации не соответствовали Закону о госзакупках, т.к. содержали требования о наличии у потенциального поставщика сервисной службы на территории РФ, а также содержали точное указание на требуемую мощность оборудования, что привело к ограничению количества участников размещения заказа. Помимо этого участник полагал, что начальная (максимальная) цена контракта была установлена без учета средней цены коммерческих предложений поставщиков и не являлась рыночной, что нарушило положения Закона о госзакупках и привело к ограничению конкуренции.

В этой связи участник заказа обратился в суд с иском о признании размещения заказа недействительным, а заключенного государственного контракта ничтожным.

Выводы суда

Суды трех инстанций признали требования участника заказа необоснованными.

Также суды пришли к выводу, что требование о наличии сервисной службы на территории РФ не противоречит пункту 2.1 статьи 22 Закона о госзакупках, поскольку относится к требованиям по обслуживанию товара. Суды отклонили доводы участника заказа о неправомерности установления в аукционной документации точного показателя мощности оборудования ввиду следующего.

Участник заказа предлагал оборудование с максимальной мощностью 150 Вт, утверждая, что такие системы обеспечивают ту же эффективность нагрева, что и более мощные системы. Однако суды установили, что мощность 600 Вт необходима для прогрева тела пациента до 19 см, в то время как система с мощностью в 150 Вт дает возможность прогрева тела пациента не более 15 см. Таким образом, суды пришли к выводу, что заказчик правомерно установил в аукционной документации показатели, которые отвечают его нуждам.

Суды также указали, что Закон о госзакупках не устанавливает императивного порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта и предоставляет заказчику право осуществлять собственные расчеты. Основываясь на представленных документах, суды подтвердили правомерность проведенных заказчиком расчетов средней цены коммерческих предложений поставщиков. Они учли пояснения заказчика о том, что начальная (максимальная) цена оборудования была установлена ниже средней, исходя из принципа эффективного расходования бюджетных средств, и указали, что основания для вывода о том, что заказчик, снизив среднюю цену коммерческих предложений, нарушил законодательство и ограничил конкуренцию, отсутствуют.

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОДУКЦИИ

РЕМШШМ 69

• ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРОЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.11.2012 ПО ДЕЛУ №А56-12374/2012

Решение содержит вывод суда в отношении правомерности определения товарной позиции ТН ВЭД ТС при ввозе ортопедических изделий.

Предыстория

Хозяйственное общество на основании внешнеэкономического контракта ввезло на территорию РФ ограничители на суставы и корсетные пояса с кодами товарных позиций 9021 ТН ВЭД ТС, для которых ставка таможенной пошлины составляет 5%. Суть претензии

Решением таможенного поста коды товарных позиций 9021 ТН ВЭД ТС были отменены. Впоследствии ограничители на суставы были классифицированы по коду 6307 ТН ВЭД ТС со ставкой таможенной пошлины 20%, а корсетные пояса по коду 6212 ТН ВЭД ТС со ставкой таможенной пошлины 10%. Не согласившись с такой классификацией, импортер обратился в арбитражный суд.

Выводы суда

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования импортера ввиду того, что таможенный орган не доказал обоснованность и правомерность классификации спорного товара. Суд кассационной инстанции поддержал выводы нижестоящих судов. Согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» в товарную позицию 9021 ТН ВЭД ТС включены ортопедические приспособления, костыли, хирургические ремни, бандажи, шины, поэтому корсетному ортопедическому пояс-нично-крестцовому поясу был правомерно присвоен код 9021 ТН ВЭД ТС, а не 6212, как решил таможенный орган. В товарную позицию 6212 ТН ВЭД ТС включаются бюстгальтеры, корсеты, подтяжки. Также согласно прямому указанию ТН ВЭД ТС к группе 62 ТН ВЭД ТС не относятся ортопедические приспособления. При таких обстоятельст-

вах суды пришли к выводу о том, что декларант верно присвоил код спорному товару.

Суды также признали отнесение таможенным органом ограничителей на суставы к товарной позиции 6307 ТН ВЭД ТС необоснованным в силу следующего.

Суды отметили, что в позицию 6307 ТН ВЭД ТС включены готовые изделия, включая выкройки одежды, а к заявленной таможенным органом подсуб-позиции 6307 90 100 0 ТН ВЭД ТС относятся трикотажные изделия машинного или ручного вязания. В то же время суды установили, что ввозимые ограничители на суставы изготовлены из аэропрена-полимера, который обладает эластичными свойствами. При этом в Пояснениях к ТН ВЭД ТС (которыми необходимо руководствоваться при отнесении товара к той или иной позиции, согласно письму ФТС от 25.02.2010 №01-11/8319с в целях обеспечения единообразия интерпретации ТН ВЭД ТС) указано, что к группе 9021 ТН ВЭД ТС относятся приспособления для исправления сколиоза и искривления позвоночника, которые сделаны из кожи, металла, пластмассы и т.д., а также имеют специальную конструкцию для конкретных ортопедических целей. Суды подтвердили, что импортер правомерно отнес спорные ограничители к группе 9021 ТН ВЭД ТС, верно установив классифицирующий признак товара — специальную конструкцию изделия для конкретных ортопедических целей.

• ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.11.2012 ПО ДЕЛУ №А41-20813/12

Решение содержит вывод суда в отношении документов, которые необходимо предъявлять при ввозе на территорию РФ товаров, которые не подлежат налогообложению.

Предыстория

На территорию РФ были ввезены очковые линзы для коррекции зрения. При таможенном оформлении были предоставлены декларации о соответствии и регистрационные удостовере-

ния, согласно которым ввозимый товар является изделием медицинского назначения. Согласно требованиям таможни импортером был уплачен ввозной НДС по ставке 18% в размере более 3 млн. руб.

Суть претензии

Впоследствии импортер несколько раз обращался в таможенный орган с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм НДС. Однако таможенный орган каждый раз отказывал в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свой отказ тем, что при ввозе товара отсутствовали основания для применения льгот по уплате НДС, т.к. таможенному органу не были представлены документы, подтверждающие право импортера на применение налоговой льготы. В частности, таможенный орган указывал, что срок действия представленных импортером регистрационных удостоверений на товар истек либо еще не начал течь. В этой связи импортер обратился в арбитражный суд. Выводы суда

Суд первой инстанции пришел к выводу, что в таможенный орган были предоставлены все необходимые сведения, подтверждающие факт излишне уплаченных таможенных платежей, и удовлетворил исковые требования импортера.

Таможенный орган, обжалуя решение суда первой инстанции, указал, что на момент оформления товара срок действия регистрационных удостоверений на линзы истек либо еще не начал течь, в связи с чем основания для возврата НДС отсутствуют. Суд апелляционной инстанции, однако, пришел к заключению, что срок действия регистрационного удостоверения не может служить основанием для вывода об отсутствии у заявителя права на применение налоговой льготы и отклонил доводы таможенного органа.

Суд отметил, что согласно налоговому законодательству не подлежат налогообложению при ввозе на территорию РФ товары важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также очки, линзы и опра-

вы для очков. Он указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 №240 утвержден перечень линз коррекции для зрения с кодом ОКП 948000, реализация которых не подлежит налогообложению.

Суд апелляционной инстанции отметил, что документом, подтверждающим соответствие кода ввозимого товара по ОКП, является сертификат соответствия и декларация о соответствии. При этом суд обратил внимание на то, что из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982, линзы для коррекции зрения исключены. Таким образом, суд пришел к выводу, что импортер был вправе предоставить либо регистрационные удостоверения, либо сертификаты соответствия, либо декларации о соответствии, которые позволяют отнести товары к изделиям медицинского назначения в соответствии с ОКП. Суд указал, что правомерность применения льгот по уплате НДС в отношении ввезенных линз была подтверждена сертификатами соответствия, регистрационными удостоверениями. В этой связи суд удовлетворил требования импортера, а апелляционную жалобу таможенного органа оставил без удовлетворения.

• ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.12.2012 ПО ДЕЛУ №А29-б844/2012

Решение содержит вывод суда в отношении неправомерности размещения рекламы лекарственных препаратов в неспециализированном средстве массовой информации. Предыстория

Производитель лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача, разместил в периодическом печатном издании (неспециализированном средстве массовой информации), предназначенном для неограниченного круга лиц, рекламу лекарственных препаратов. Антимонопольный орган признал данную рекламу ненадлежащей и привлек производителя лекарственного

препарата к административной ответственности с назначением административного штрафа. Выводы суда

Не согласившись с позицией антимонопольного органа, производитель обратился в арбитражный суд. По мнению производителя, размещенная в печатном издании информация не являлась рекламой лекарственных средств. Производитель указывал, что объектом рекламы в данном случае являлись цены на препараты, а сама реклама была направлена исключительно на информирование потребителей о стоимости лекарств.

Суды не поддержали указанные доводы производителя лекарственного препарата в силу следующего. Согласно российскому законодательству о рекламе, распространенная в трех выпусках газеты информация с изображением упаковок и надписями названий лекарств, с указанием форм выпуска и дозировок, указанием цен на них в аптеке отвечает по всем признакам определению рекламы. Рекламируемые лекарственные средства подлежат отпуску по рецепту врачей, а присутствие в рекламе предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости консультации специалиста свидетельствует об осуществлении рекламы лекарственного препарата, а не его цены. Суды также отказали в признании допущенного нарушения малозначительным, т.к., по мнению судов, производитель нарушил порядок в области распространения рекламы, относясь к исполнению своих обязанностей пренебрежительно.

• ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 03.12.2012 ПО ДЕЛУ №А23-580/2012

Решение содержит вывод суда в отношении правомерности классификации медицинского оборудования для целей применения налоговой льготы.

Предыстория

Во исполнение государственного контракта импортер завез на территорию РФ лабораторный медицинский аппарат для обработки биоматериалов в условиях стабильных и низких темпера-

тур, в количестве 8 штук, со ставкой ввозной таможенной пошлины 0% (код товара 8419 89 981 0 ТН ВЭД ТС — оборудование для медицинской промышленности). Таможенный орган переквалифицировал код товара на код, соответствующий механическим устройствам, со ставкой 20%. Считая, что решение таможенного органа является незаконным, импортер обратился в суд.

Выводы суда

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришли к выводу, что таможенный орган верно квалифицировал спорный товар как ультранизкотемпературный холодильник.

Также суд кассационной инстанции счел выводы нижестоящих судов преждевременными вследствие неполно установленных обстоятельств дела. Суд кассационной инстанции установил, что спорный товар является медицинским оборудованием, прошел в установленном порядке регистрацию в качестве изделия медицинского назначения и имеет регистрационное удостоверение.

Согласно сертификату соответствия аппарат классифицируется по коду ОКП 94 5100 (оборудование санитарно-гигиеническое, средства перемещения и перевозки). Также товар завезен в порядке исполнения государственного контракта на поставку медицинского оборудования по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов. Согласно руководству по эксплуатации аппарат не относится к машинам и оборудованию, используемым в бытовых целях, а является лабораторным медицинским оборудованием. Исходя из вышеизложенного, суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

<3>

Материал подготовлен Марией БОРЗОВОЙ, юридическая фирма «Вегас-Лекс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.