направляется к северу, примерно по 34-му меридиану от Пулкова. Он тянется бесчисленными озёрами, характерными для степей и тайги Восточного Приуралья. На реке Конде остановками в пути пролётных стай служат «туманы» (огромные, мелководные расширения русла реки). Вдоль Урала стаи птиц добираются прямо до тундры или долетают до низовья Оби и частично проникают к востоку от её устья, встречаясь с подобными себе пернатыми, попавшими в тундру по реке Таз.
Следовательно, морские водоплавающие огибают север Западной Сибири, придерживаясь границ низменности.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1112: 729-731
Краткий обзор миграций и гнездования водоплавающих птиц в восточной части Финского залива и на Ладожском озере
В.А.Бузун
Второе издание. Первая публикация в 2005*
Предпринята попытка оценить значимость для гусеобразных Финского залива и Ладожского озера. Из-за отсутствия точных данных прилегающие материковые территории проанализированы лишь частично.
Только несколько участков Финского залива и Ладоги имеют значение для размножения речных и нырковых уток, лебедей-шипунов Cygnus olor и серых гусей Anser anser. Это в первую очередь прибрежные территории: архипелаг Сескар, Берёзовые и некоторые другие острова центра Финского залива, острова Кургальского Рифа, острова Зеленцы, северная кромка Ладожского полуострова, Загубская губа и шхеры северной Ладоги, — и лишь единичные, не очень отдалённые от побережья материковые водоёмы (Нарвское водохранилище, Синявин-ские карьеры, Раковые озера и «болото» Северное Камышовое, или «Луч» на Карельском перешейке).
Повсюду и на островах, и в прибрежной полосе доминирует хохлатая чернеть Aythya fuligula. На мелких лесных водоёмах и крупных материковых озёрах преобладают чирок-свистунок Anas crecca (равномерно распределён по обводнённым лесным угодьям) и кряква Anas platyrhynchos. Численность речных и нырковых уток сильно колеблется
* Бузун В.А. 2005. Краткий обзор миграций и гнездования водоплавающих птиц в восточной части Финского залива и на Ладожском озере // Гусеобразные птицы Северной Евразии. СПб.: 38-40.
по годам, но даже в лучшие годы она едва ли превышает в сумме 1.5 тыс. гнездящихся пар (без учёта птиц, относительно равномерно распределённых на иных материковых водоёмах и в лесах). Крупных линников уток на Финском заливе и Ладоге нет. Лишь в районе Кур-гальского Рифа и на острове Реймосаар (Нарвский залив) собирается на линьку около 300 речных уток и несколько тысяч больших Mergus merganser и средних М. serrator крохалей.
Являясь недавним вселенцем (с 1987 года), лебедь-шипун продвинулся на север до Выборгского залива (до 110 пар); у Кургальского Рифа и на островах центра Финского залива ежегодно формируются линники (до 250 особей), а с первых лет XXI века появились и нерегулярные зимовочные скопления (20-30 птиц). Серый гусь размножается почти исключительно на островах Финского залива (численность гусей флуктуирует, составляя максимум 20-25 пар).
Среди редких и интересных находок гнездящихся водоплавающих следует назвать белощёкую Branta leucopsis и канадскую В. canadensis казарок (по 1 -2 пары, нерегулярно), обыкновенную гагу Somateria mollissima (центр Финского залива - не более 50-150 пар, и шхеры севера Ладоги - около 30 пар), турпана Melanitta fusca (не более 50 пар на Финском заливе и единичные пары на севере Ладоги), пеганку Tadorna tadorna (до 10 пар на островах Финского залива).
В период миграции и Финский залив, и Ладожское озеро могут расцениваться как мощный накопитель перелётных морских уток. Приблизительная оценка весенней миграционной ситуации даёт около 4 млн. морянок Clangula hyemalis, 2 млн. синьг Melanitta nigra, около 10 тыс. морских чернетей Aythya marila и около 30 тыс. турпанов. Летом на Финском заливе идёт перелёт самцов синьги на линьку (миллионы особей). Осенью поток морянок насчитывает 1.5 млн. особей, и хотя вся эта многомиллионная масса проходит означенные акватории преимущественно транзитом, тем не менее временные концентрации могут достигать весной, летом и осенью в устье реки Бурной и севернее (юго-восток Ладоги), в основании Выборгского залива, в районе Кургальского Рифа и в Нарвском заливе десятков, а иногда и сотен тысяч особей. Чёрная Branta bernicla и белощёкая казарки мигрируют весной преимущественно через Выборгский залив (максимум 180 и 70 тыс. особей, соответственно). Осенью часть казарок пересекает в широтном направлении центральную Ладогу и летит вдоль юга Финского залива; только в это время кое-где на берегу и на островах образуются кратковременные и малочисленные стоянки. Благородные гуси через залив и озеро практически не летят (в сумме за осень не более 10 тыс. гуменников Anser fabalis и белолобых гусей Anser albifrons), т.к. они предпочитают сухопутные пространства с пригодными для стоянок сельскохозяйственными угодьями и верховыми болотами. Однако не столь
удалённые от побережья их стоянки имеют двойственную природу: гуси совершают суточные (утром и вечером) перелёты на акваторию, а зачастую проводят на воде или на льду залива и Ладоги часть дня.
Мигрирующие малые лебеди Cygnus bewickii и кликуны C. cygnus имеют на заливе ряд крупных традиционных стоянок. На Финском заливе это: Кургальский Риф, архипелаг Сескар, побережье у посёлков Систа-Палкино, Лебяжье и Лисий Нос, Берёзовые острова, бухта Ключевская, Самоланлахти, Кировская в Выборгском заливе; на Ладоге -острова Зеленцы, Кареджские, северная кромка Ладожского полуострова в районе острова Птинов, Свирская губа. Весной максимальная численность малых лебедей на всех этих стоянках (учитывая поступательное смещение с запада на восток) оценивается в 6-7 тыс. особей, кликунов — в 2-3 раза меньше.
Массовым мигрантом среди нырковых уток является гоголь Buce-phala clangula: весенние скопления у Кургальского Рифа до 4 тыс. особей единовременно, осенью в бухте Петрокрепость Ладожского озера в благоприятные дни собирается до 2-3 тыс. гоголей. Среди других пролётных нырковых уток в порядке снижения численности стоят хохлатая чернеть, большой и средний крохали.
И весной и осенью свиязь Anas penelope численно подавляет все прочие виды пролётных речных уток (ориентировочно до 0.5 млн. особей). Существенную долю составляют также кряква и чирок-свистунок, затем идут трескунок Anas querquedula и широконоска Anas clypeata, прочие виды пролетают в небольшом количестве.
Среди редких и интересных перелётных водоплавающих в обсуждаемом регионе встречаются следующие: стеллерова гага Polysticta stelleri — до 500 особей весной на Финском заливе, пискулька Anser erythropus — до 10-20 особей весной и осенью, короткоклювый гуменник Anser brachyrhynchus и краснозобая казарка Branta ruficollis — отдельные встречи, луток Mergellus albellus — несколько сотен особей весной, в основном на Ладожском озере, пеганка — до 150 особей весной на Чудском озере и Финском заливе.
Таким образом, важнейшие водоёмы Северо-Запада — Финский залив и Ладожское озеро — с орнитологической точки зрения представляют важнейшие места для миграций, стоянок и временных остановок всех водоплавающих птиц (включая гагар, поганок и чаек), причём доля арктических мигрантов среди них чрезвычайно высока. Условия для воспроизводства водоплавающих на этих акваториях, за исключением нескольких видов, относительно мало благоприятные.