Научная статья на тему 'Краткий обзор кодекса "о таможенном деле в РК" и первый опыт таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)'

Краткий обзор кодекса "о таможенном деле в РК" и первый опыт таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алибеков С.Т.

Автор в статье дает краткий обзор и правовой анализ решений Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), связанных с деятельностью Таможенного союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткий обзор кодекса "о таможенном деле в РК" и первый опыт таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)»

С.Т. АЛИБЕКОВ,

главный научный сотрудник отдела фундаментальных исследований, анализа и разработки НПА в области бюджетного, финансового, налогового и таможенного права Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор

КРАТКИЙ ОБЗОР КОДЕКСА «О ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» И ПЕРВЫЙ ОПЫТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА (ЕврАзЭС)

В Казахстане 30 июня 2010 года принят Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан», подготовленный в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и вступившим в силу с 1 июля 2010 года. (Кодекс Республики Казахстан - 2 части, 8 разделов, 61 глава, 504 статьи).

Таможенным делом (регулированием) в Республике Казахстан признается регулирование отношений на части таможенной территории Таможенного союза (территории Республики Казахстан), на которой Республика Казахстан обладает исключительной юрисдикцией, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей и налогов, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное регулирование в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, таможенным законодательством Республики Казахстан. Сферой таможенного дела является область государственного управления при реализации таможенного дела.

Субъекты, кроме таможенных органов -декларант, таможенный представитель, специалист по таможенному декларированию, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, владелец свободных складов, уполномоченный экономический оператор и др.

Допускается предварительное таможенное декларирование товаров, неполное таможенное декларирование товаров; периодическое таможенное декларирование товаров; временное таможенное декларирование товаров.

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации,

В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных процедур: 1) выпуск для внутреннего потребления; 2) экспорт; 3) таможенный транзит; 4) таможенный склад; 5) переработка на таможенной территории; 6) переработка вне таможенной территории; 7) переработка для внутреннего потребления; 8) временный ввоз (допуск); 9) временный вывоз; 10) реимпорт; 11) реэкспорт; 12) беспошлинная торговля; 13) уничтожение; 14) отказ в пользу государства; 15) свободная таможенная зона; 16) свободный склад; 17) специальная таможенная процедура.

Под таможенной очисткой товаров понимаются совершение таможенных операций, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан, необходимых для введения товаров во внутреннее потребление, для их экспорта или для применения к товарам иной таможенной процедуры.

При таможенном декларировании товаров, в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: 1) декларация на товары; 2) транзитная декларация; 3) пассажирская таможенная декларация; 4) декларация на транспортное средство.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой,

~90 7 № 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

в случаях и порядке, которые определяются Кодексом или решением Комиссии Таможенного союза.

Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа.

Таможенным представителем является юридическое лицо Республики Казахстан, отвечающее определенным условиям. Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. Реестр таможенных представителей ведется уполномоченным органом в сфере таможенного дела.

Таможенным перевозчиком является юридическое лицо Республики Казахстан, отвечающее определенным условиям. Юридическое лицо признается таможенным перевозчиком после включения в реестр таможенных перевозчиков. Реестр таможенных перевозчиков ведется уполномоченным органом в сфере таможенного дела.

К таможенным платежам и налогам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 5) таможенные сборы (таможенный сбор за таможенное декларирование товаров, за таможенное сопровождение, плата за предварительное решение).

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, взимаемые таможенными органами, устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан и (или) законодательством Республики Казахстан и взимаются для взимания ввозной таможенной пошлины.

Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами: деньгами; банковской гарантией; поручительством; залогом имущества; договором страхования.

Формами таможенного контроля являются: 1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; 3) получение объяснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр; 6) таможенный досмотр; 7) личный таможенный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) таможенный осмотр помещений и территорий; 10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем; 11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним; 12) таможенная проверка.

Под взаимной административной помощью понимаются действия таможенного органа, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства - члена Таможенного союза или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства Таможенного союза.

Взаимная административная помощь включает в себя: 1) обмен информацией таможенных органов с таможенными органами государств -членов Таможенного союза; 2) взаимное признание решений, принятых таможенными органами; 3) проведение отдельных форм таможенного контроля, установленных настоящим Кодексом, таможенным органом одного из государств - членов Таможенного союза по поручению таможенного органа другого государства - члена Таможенного союза.

Взаимная административная помощь может включать и иные виды взаимодействия таможенных органов в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля.

В целях таможенного контроля проводятся следующие виды таможенной экспертизы: идентификационная, товароведческая, материаловед-ческая, технологическая, криминалистическая и иные экспертизы, в производстве которых возникает необходимость.

Местами временного хранения товаров являются: 1) склады временного хранения; 2) склады хранения собственных товаров; 3) таможенные и свободные склады; 4) помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченных экономических операторов; 5) иные места.

Произошли некоторые изменения, коснувшиеся реального упрощения таможенных процедур (таможенного администрирования) на общей таможенной и государственной границах. Ранее ежегодно (например, Россия), при экспорте и импорте товаров оформлялись порядка 160 тысяч грузовых деклараций, то с момента отмены оформления эти документы не подаются. Это прямая

экономия финансовых ресурсов и времени для бизнеса. Сократились расходы в таможенной инфраструктуре декларантов (предпринимателей) на оформление таких документов. Например, стоимость услуг таможенных брокеров в связи с декларированием товаров и оформлением грузовой таможенной декларации составляла от 10 до 20 тысяч тенге. Хранение товаров на складах временного хранения (СВХ) составляли от 3 тысяч тенге в сутки. Не надо уплачивать таможенные сборы за оформление таможенной грузовой декларации - 50 евро и 20 евро за дополнительный лист соответственно.

Также во взаимной торговле не применяются меры нетарифного регулирования, запреты и ограничения, то есть требования лицензий, разрешений, соблюдения квот. Не действуют ограничения по вывозу наличной валюты и другие формы валютного контроля.

Перемещение и продажа товаров в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь процедурно не отличается от свободы торговли внутри страны. Правда, на казахстанско-российской границе временно сохраняется нефискальный таможенный контроль (выборочный) до 1 июля 2011 года.

Благодаря единой таможенной территории между странами-членами Таможенного союза можно беспошлинно перемещать как товары собственного производства, так и иностранные товары, выпущенные в свободное обращение.

Ранее для беспошлинного провоза требовалось подтверждение в виде сертификата происхождения, а товары третьих стран облагались пошлиной, что ограничивало потенциал взаимной торговли. По линии косвенных налогов на импорт (НДС и акцизы) налогоплательщики получили отсроченный механизм их уплаты. Все перечисленное касается взаимной торговли между Казахстаном, Беларусью и Россией.

Для других субъектов таможенных правоотношений упразднены лицензируемые виды деятельности. Ранее лицензировались таможенные склады - их 115, свободных таможенных складов - 56, складов временного хранения (СВХ) -200, магазинов беспошлинной торговли - 10. Все они ранее лицензировались и сборы составляли от 5 до 20 тысяч евро. В настоящее время вместо лицензирования осуществляется регистрация в таможенных органах путем подачи соответствующих документов. Если компания соответствует квалификационным требованиям, то она становится в реестр без выдачи лицензии. Увеличи-

лись также сроки временного хранения и, соответственно, подачи грузовой таможенной декларации до 4 месяцев.

При благоприятном инвестиционном климате в нашей стране в течение последних лет создавались необходимые условия для развития бизнеса, в том числе несырьевого сектора. Планомерно снижалась налоговая нагрузка, применялись преференции. Ставка налога на добавленную стоимость (НДС) у нас устанавливалась в размере 20%, сейчас - 12%, корпоративный подоходный налог (КПН) снизился с 30 до 20%, социальный налог - с 26 до 11 %.

Сохраняются упрощенные режимы для малого бизнеса. Наши партнеры по Таможенному союзу также ослабляли налоговую нагрузку, но у нас самые низкие ставки в регионе, это имеют в виду и иностранные инвесторы, исходя из того, что рынок Казахстана теперь расширился до границ Таможенного союза. Предпринимаются шаги и по снижению административных барьеров, все это отражается в мировых рейтингах ведения бизнеса нашей страны. Основным препятствием пока оставался объем общего рынка сбыта, и с созданием Таможенного союза это устраняется.

Конечно, таможенного оформления теперь нет, но обязанность по уплате косвенных налогов (НДС и акцизов) сохраняется. Для бизнеса это означает, по сути, отсрочку в их погашении более чем на месяц (обязанность уплачивать НДС на импорт и акцизы возникает не момент пересечения границы, а на 20-е число следующего месяца). При этом ставки косвенных налогов сохранились и регулируются Налоговым кодексом, несмотря на то, что мы уже работаем в ТС. Правда, в России они 18%, в Казахстане - 12%. Порядок и сроки возврата НДС из бюджета, то порядок остался прежним, в течение 60 дней он возмещается экспортерам. Исчисление и взимание налоговых платежей - передача части администрирования от таможни дает предпринимателям определенные удобства. В свою очередь этот шаг требует от налоговых органов новых механизмов администрирования, поскольку на границе налоговики не стоят. И такие механизмы во взаимодействии с нашими партнерами разработаны: при импорте товара из России налогоплательщик на 20-й день следующего месяца обязан подать декларацию и 3 экземпляра заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, и факт его уплаты является подтверждением факта вывоза для его российского партнера. Последний получает возмещение НДС из бюджета

~§2 7 № 4 (20) 2010 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан

своей страны, что гарантирует добросовестность ведения бизнеса.

Физические лица, ввозящие автомобили для личного пользования, не платят НДС на импорт и акциз на импорт, а только таможенные налоги и платежи в виде единого таможенного платежа. Ставка его установлена постановлением Правительства №682 от 1 июля 2010 года «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования». Размер их составляется в зависимости от года выпуска. В целом льготный режим распространяется на автомобили, с момента выпуска которых прошло более 3 лет, но не более 10 лет. Ставки варьируются от 0,35 евро за кубический сантиметр до 0,6 евро в зависимости от размера двигателя. Также возможен ввоз автомобилей повторно, при ввозе 2 и более автомобилей ставки повышаются. Если машина нг старше 7 лет, обложение производится от 0,85 евро за кубический сантиметр до 2,25 евро. Если авто исполнилось 7 лет, но не старше 10, то обложение - от 2 до 3 евро за кубический сантиметр.

Практика первого месяца функционирования ТС показывает на положительные результаты. По оперативным данным уже ввезено по таможенному приходному ордеру (ТПО), то есть в льготном режиме для личного пользования - 733 автомобиля, в то время как по таможенной грузовой декларации с уплатой общеустановленных таможенных пошлин - 890 машин.

Половина всех ввезенных автомобилей в июле месяце перемещена в страну по льготному режиму. По итогам первой половины 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, ввоз автомобилей резко сократился - более чем в 8 раз.

В общеустановленном порядке при ввозе автомобилей до 1 июля текущего года нужно уплатить до 35% от стоимости авто (или 4,4 евро за кубический сантиметр) в виде импортной таможенной пошлины плюс 12% - НДС на импорт и, если объем двигателя превышал 3 литра, акциз на импорт в размере 10%. То есть получается, таможенная очистка составляла почти половину стоимости автомобиля, а если транспорт старый, то и могла превышать в несколько раз. Сегодня по льготному режиму для личного пользования обложение происходит в зависимости от объема двигателя, и платеж заведомо включает в себя НДС и акциз на импорт. Это в 3-4 раза ниже стоимости уплаты пошлин в общеустановленном режиме. Эти ставки касаются авто от 3 до 10 лет, ввозимых в Казахстан из третьих стран.

В структуре внешнеторгового оборота Казахстана Россия и Беларусь имеют увеличение доли в 18,2% и 0,6% соответственно. При этом доля в импорте составила 39% и 1,7% соответственно. Доля России в экспорте товаров - 9,1%, а доля Беларуси - 0,1% от всего экспорта РК. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост доли России во внешнеторговом обороте, а сам товарооборот РК с Россией вырос на 41%. Увеличение произошло в равной степени и экспорта, и импорта в среднем по 1 миллиарду долларов. За полугодие мы стали больше экспортировать минеральных продуктов, изделий из металлов, химической продукции, есть небольшой прирост по текстилю. Из Российской Федерации, помимо сырьевого импорта, увеличился ввоз оборудования, стройматериалов, продовольствия.

Важнейшим условием функционирования Таможенного союза является единый внешний таможенный тариф. Правовой основой формирования Общего таможенного тарифа ЕврАзЭС является Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 г. В соответствии с Мероприятиями по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, на 2003-2006 и последующие годы в 2004 г. планировалось завершить формирование Базового перечня Общего таможенного тарифа ЕврАзЭС в рамках трех государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Вместе с тем, в настоящее время, в рамках ЕврАзЭС реализуется ряд проектов по осуществлению совместного таможенного контроля. Первый из них - эксперимент, осуществляемый на границе между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Суть эксперимента заключается в том, что на российском пункте пропуска таможенники осуществляют только документальный контроль товаров и средств, вывозимых из России. Отметку о разрешении вывоза товаров с территории России российские таможенники ставят уже на казахстанской стороне после проведения российско-казахстанского таможенного контроля, который предусматривает совместный досмотр товаров и транспортных средств, после чего документы передаются казахстанским коллегам для дальнейшего оформления уже на территории Республики Казахстан. Кроме этого, эксперимент предусматривает оперативный обмен информацией с обеих сторон о количестве перемещаемых товаров и транспортных средств с целью выяв-

ления и пресечения незаконного перемещения грузов через границу.

Тем самым, общие цели, географический фактор, степень, глубина и взаимозависимость экономических связей, ментальная близость народов и иные причины включаются в общий фактор, приводящий к интеграции наших стран. Политические, правовые и экономические предпосылки дальнейших форм интеграции на евразийском пространстве вытекают из самого факта существования Содружества Независимых Государств (СНГ) и его базовых документов. Практическое формирование союзов государств должно быть основано на комплексном подходе, решении всего спектра жизнедеятельности стран в процессе интеграции-.

Экономический потенциал наших стран в отдельности можно рассматривать в контексте возможностей и потенциала единой таможенной и экономической территории ЕврАзЭС, и он является основой для формирования общего интеграционного интереса. Интеграционный формат государств СНГ в перспективе зависит от успеха ЕврАзЭС, а также от объема и содержания наднационального фактора. СНГ вполне резонно рассматривать и с перспективой определения интеграционного образования в статусе конфедерации или даже федерации, не предвосхищая возможных изменений в существующих форматах СНГ либо ЕврАзЭС. Соотношение наднационального фактора необходимо рассматривать с учетом пределов национальной безопасности каждого государства в отдельности и предложений по выработке рекомендаций безопасности в интеграционном объединении (сообществе). Утверждение посягательства на суверенитет конкретного государства для

определения категории «наднациональности» необходимо снять по ряду причин. Во-первых, суверенитет един и неделим; во-вторых, основные законы государств, как правило, предусматривают приоритет международных норм в известных случаях; в-третьих, для механизма реализации учредительных целей и задач международной организации действительно необходим орган (органы);

Таможенный союз в формате ЕврАзЭС может выполнять свои предназначение и задачи при условиях полной унификации инструментов таможенного регулирования, а также специализации на производстве тех или иных товаров в государствах-членах, стабильности тарифов и снижение таможенных пошлин, и может функционировать даже в случае увеличения числа членов Союза в перспективе. При этом опыт таможенных союзов, в первую очередь Европейского союза, вполне применим в части их предназначения, степени влияния региональной интеграции на международное сотрудничество в целом.

Таможенные вопросы и потребности, возникающие в интеграционном процессе, нуждаются в эффективном управлении, которые имеют организационно-правовые проблемы, для чего необходимы соответствующие механизмы их разрешения. Наличие интеграционного интереса при сохранении основ национальных интересов государств-членов Таможенного союза, форма и содержание которых зависит от объема полномочий, передаваемых наднациональным структурам. Фактическое положение дел показывает на проблемы в этом аспекте, что может привести к затяжному характеру национального таможенного регулирования на границах, которые должны быть сняты с учетом общей таможенной границы.

Использованная литература

1. Кодекс «О таможенном деле в Республике Казахстан», вступивший в силу с 1 июля 2010 г.

2. Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-участников Таможенного союза от 17 февраля 2000 г.

Автордыц мацаласында Кеден одагыныц цызмет атцаруына байланысты, Евразиялыц эко-номикалыц цогамдастыгы (ЕврАзЭК) уйымыныц шеш1мдерте цысцаша шолу жэне цщъщтъщ талдау жасайды.

Автор в статье дает краткий обзор и правовой анализ решений Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), связанных с деятельностью Таможенного союза.

S. Alibekov's article provides an overview and legal aspects of making organ of the Eurasian Economic Community (EEC) concerning the functioning of the Customs Union.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.